а 128 дорога жизни
Трасса А128 маршрут Санкт-Петербург — Морье
Маршрут Санкт-Петербург — Морье протянулся на 54 километра по Ленинградской области. Этот путь еще называется “Дорогой Жизни”.
Начинается трасса А128 в городе Санкт-Петербург, как Рябовское шоссе и, пройдя на северо-восток около7 километров пересекается с КАД, (кольцевой автомобильной дорогой).
Через КАД дорога А128 имеет выход к другим федеральным автомагистралям: трассе М10 «Россия», автотрассе М11 «Нарва», автодороге М18 «Кола» и автотрассе М20 «Псков», а также к автотрассам А121 Санкт-Петербург — Петродворец — Бол. Ижора — Первое Мая, автодороге А129 Санкт-Петербург — Сортавала и трассам Санкт-Петербург — Сестрорецк — Зеленогорск и Санкт-Петербург — Токсово.
Далее пройдя 20 километров, трасса А128 приходит в город Всеволожск, где к ней примыкает автодорога Всеволожск — Разметелево. После этого минуя населенные пункты Романовка, Корнево, Проба и Рахья автотрасса А128 приходит в поселок городского типа Борисова Грива, в котором пересекается с дорогой А120 Магистральная. И после поселка Ваганово, поворачивает на север, продолжаясь по западному берегу Ладожского озера, заканчивается в деревне Морье.
Маршрут проходит по равнинной местности с незначительными высотами занятой небольшими хвойными и смешанными лесными массивами.
Климат этой местности относится к атлантико-континентальной климатической зоне характеризующейся умеренно теплым летом со средней температурой июля + 18,2 °C и довольно мягкой зимой с частыми оттепелями и средней температурой января – 10,8°C
Общее состояние проезжей части этой автомобильной дороги за последнее время ухудшилось, что вызывает справедливое нарекание со стороны участников дорожного движения.
Гостиницы, кафе и АЗС находятся в крупных населенных пунктах, через которые проходит маршрут Санкт-Петербург — Морье.
Трафик на маршруте небольшой, значительную его часть составляет транспорт имеющий местные регистрационные номера.
Главные достопримечательности этого пути, конечно, сосредоточены в Санкт-Петербурге. Среди них знаменитые: Исаакиевский собор, Храм Спас на Крови, Дворцовая площадь, Крейсер Аврора, а также неповторимый Эрмитаж. В городе Всеволожск есть музей кошки, историко-краеведческий музей и автомобильный музей. Недалеко от города Всеволожск в 6 километрах от трассы в поселке Щеглово находится красивый парк и развалины усадьбы XVIII века.
В населенных пунктах Коккорево и Осиновец находятся музеи, рассказывающие о «Дороге Жизни» единственной дороге связывающей блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны.
Дублёра Дороги жизни начнут строить там, куда не захотел переезжать СПбГУ
Как сообщили 47news в дорожном комитете Ленобласти, стоимость строительства дублёра трассы А-128 Санкт-Петербург — Морье (Дорога жизни) станет известна после предпроектных проработок, которые планируется завершить в первом квартале 2020 года. По словам председателя комитета Дениса Седова, после этого должно наступить понимание того, каким образом будет финансироваться проект скоростной трассы: только региональным дорожным фондом или через привлечение инвесторов и федеральных субсидий.
Один из вариантов возможной трассировки предполагается в коридоре от Шафировского проспекта в Петербурге с выходом на Дорогу жизни в районе деревни Проба. Длина новой магистрали, также известной как Северный транспортный обход посёлка Романовка, составит 21 километр. Обойдёт она также поселок Ковалёво, город Всеволожск и деревню Углово.
Ранее участок в 500 гектаров, через которые сегодня предлагают проложить первые километры дублёра Дороги жизни, Ленинградская область готова была отдать для размещения нового кампуса Санкт-Петербургского университета. Однако сам СПбГУ сделал свой выбор не в пользу бывших земель Ржевского полигона. В начале октября стало окончательно понятно, что петербургский университет переедет в южную часть Пушкина.
О возможном проектировании окружной дороги вокруг Романовки стало известно в августе 2016 года, но тогда предполагалось, что трасса пройдет от усадьбы Приютино до деревни Углово между Ржевским полигоном и границей застройки. После этого проект платного дублёра Дороги жизни в конце августа 2018 года рассмотрели на Градостроительном совете. Эскизы дороги показывали представители архитектурного бюро «Студия 38». На них новая скоростная магистраль должна была напополам разрезать городок СПбГУ, по форме напоминающий многоугольник Пентагона.
Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.
После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе
0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».
Аллея дружбы
От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.
страницы дневника Тани Савичевой
Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.
900 деревьев символизируют 900 дней блокады
В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.
Братское кладбище
На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»
Зенитное орудие
Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.
Вечный огонь
Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.
Музей «Дорога жизни» Музей «Дорога жизни»
Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.
Осиновецкий маяк
Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.
Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро
Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.
От Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру
Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
Федеральная автомобильная дорога А128
«Дорога жизни» А128 Санкт-Петербург — Всеволожск — Рахья — Ладожское озеро — Морье.
Состояние дорожного покрытия — неудовлетворительное. Правда, в ближайшее время ситуация должна улучшиться. Реконструкция трассы А128 (Дороги жизни) стала приоритетным направлением развития дорожного хозяйства Ленобласти и должна быть завершена к концу 2008 года.
От Петербурга до Всеволожска изношенный асфальт с трещинами, дальше до Ладожского Озера лучше, но не блестящего качества. В Осиновце (сразу за Ладожским Озером) КПП, въезд в Морье только по пропускам. От КПП до Морья 5км разбитого асфальта.
Маршрут
Санкт-Петербург — Всеволожск — Рахья — Ладожское озеро — Морье.
Всеволожск
Всеволжский историко-краеведческий музей,
Национальный автомобильный музей,
Музей кошки
Усадьба Щеглово (Щеглово)
Усадьба XVIII в. Сохранились усадебный дом (сейчас — жилой дом), хоз. постройки (сложенные из больших валунов) и парк.
Адрес: Всеволожский р-н, п. Щеглово (6 км от А128)
Музей Дорога Жизни (Осиновец)
На территории размещена техника, работавшая на Дороге жизни.
Адрес: Всеволожский р-он, пос. Осиновец.
Музей Дорога жизни в поселке Коккорево (Коккорево)
Монумент Разорванное кольцо
Адрес: Всеволожский р-он, пос. Коккорево
Музей-усадьба Приютино
Усадьба Олениных. Здесь бывали Пушкин, Грибоедов, Алябьев, Брюллов и многие другие.
Дорога жизни
«Дорогой жизни» во времена ВОВ называли единственную магистраль, проходившую через Ладогу. В период навигации путь шел по воде, зимой — по замерзшему льду. В сентябре 1941, в результате неудачного старта войны и провала обороны Ленинграда, Германия и союзная ей Финляндия взяли город в кольцо, помимо одного участка — Ладожского побережья. Таким образом войска и все жители огромного мегаполиса попали в блокаду. Для доставки еды и других грузов необходимо было воспользоваться авиацией, или наладить поставку по водному пути. Авиамост создали быстро, однако он не мог полностью «прокормить» Ленинград. Основная ставка была сделана на водный маршрут. Доставить груз по «Дороге жизни» — это титанический труд и невероятные усилия, которые приходилось прикладывать людям под артобстрелом и в состоянии постоянных военных действий.
История
Дело осложнялось тем, что суда северо-западного речного пароходства, которые обслуживали водный путь до войны, работали, как правило, в обход Ладоги, по судоходным каналам. В итоге далеко не каждое судно пароходства могло работать в озере. Нужно было оборудовать пристани для приема грузов, перегружать их на баржи, на узкоколейку, тащить по земле.
Зимой трасса должна была проходить по льду Ладоги. Для этого велась специальная подготовка, исходя из особенностей ледового режима Ладожского озера. Трасса протянулась от Вагановского спуска по восточному берегу Ладоги до Осиновца.
«Дорога жизни» в наши дни
В течение двух зим — 1941-1943 гг. «Дорога жизни» была единственной артерией, соединявшей Ленинград с Большой землей. Теперь она увековечена в памятниках, расположенных вдоль шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье, получивших название Зеленого пояса Славы. Инициатива создания этого комплекса памятников принадлежала Михаилу Дудину, поэту-блокаднику. Части мемориала, от станции «Ржевка» до маяка Осиновец, 43 километровых столба «Дороги жизни» официально относятся к важным памятниками истории области и города.