а афанасьев биография краткая биография

Александр Афанасьев

Биография

Благодаря труду великого собирателя сказок, мифов, легенд и фольклора Александра Афанасьева дети с детства знакомы с такими замечательными поучительными произведениями, как «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Жар-птица и Василиса-царевна». Поистине ценное наследие оставил после себя талантливый фольклорист и ученый.

Детство и юность

Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.

Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.

а афанасьев биография краткая биография. 01 CtYD5Zi. а афанасьев биография краткая биография фото. а афанасьев биография краткая биография-01 CtYD5Zi. картинка а афанасьев биография краткая биография. картинка 01 CtYD5Zi.Портрет Александра Афанасьева / Православная энциклопедия

В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.

Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата парень переехал в Москву.

В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.

Карьера

Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.

Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.

Документальный фильм «Александр Афанасьев. Жизнь, отданная сказке»

Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.

Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте мужчина проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.

Источник

Александр Николаевич Афанасьев

Афанасьев (Александр Николаевич) — исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.

Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.

Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям — в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.

В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.

За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 — 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 — 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 — здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч. Записки», 1852 г., № 1 — 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); «Русские сатирические «журналы 1769 — 1774 г. «(в «Отеч. Зап.», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858 — 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей, именно: «Сатиры Кантемира», «Н. И. Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и др.

В 1860 г. он издал — «Русские народные легенды» (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В «Библиотеке для чтения» (1864) г. появились его статьи: « и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1866 — 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Последний труд Афанасьева — на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

Александр Николаевич Афанасьев родился 11(23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где уездным стряпчим служил его отец – человек грамотный, ценивший образование. В Воронеже Александр окончил гимназию, а затем, в 1848 г. юридический факультет московского университета. Посещал лекции Бодянского, Шевырева, Грановского. Еще студентом сотрудничал с журналами: «Современник» и «Отечественные записки».

После окончания университета, поступил в 1849 г. на службу в главный архив министерства иностранных дел, где сделал карьеру: в 1856 г. дослужился до начальника отделения, а вскоре был назначен правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служил на этой должности Афанасьев до 1862 г.

Это время было очень плодотворным для него: он продолжал публиковать статьи в «Современнике» (1849-52 г.г.) и «Отечественных записках» (1850-60 г.г.), сотрудничал с «Архивом историко-юридических сведений о России» и другими изданиями. Всего в этот период опубликовано 68 статей. К важнейшим можно отнести его первое исследование мифологии «Дедушка домовой», работу по истории литературы 18 века «Русские сатирические «журналы 1769 — 1774 г.».

С 1858 по 1959 г.г. Афанасьев занимался издательством журнала «Библиографические Записки». К сожалению, журнал не нашел должной поддержки, и прекратил свое существование. Изданные в 1860 г. «Русские народные легенды» были изъяты из продажи цензурой из-за расхождения взглядов на жизнь святых с православной церковью.

В 1862 г. Афанасьев оказался косвенно причастным к политическому делу и был вынужден оставить стабильную службу. Чтобы прокормить семью, он устроился на место секретаря в московской думе, а потом в мировом съезде.

Даже в это тяжелое время Афанасьев не прекратил свои исследования. В 1864-65 г.г. публикуются его новые статьи. В это же время Афанасьеву удалось закончить и издать главный свой труд – фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу». Последней работой Афанасьева стали две части «Русских детских сказок», изданные в 1870 г. Умер Афанасьев в 45 лет, заболев чахоткой.

Источник

Мемория. Александр Афанасьев

а афанасьев биография краткая биография. Aleksandr Afanasyev 1. а афанасьев биография краткая биография фото. а афанасьев биография краткая биография-Aleksandr Afanasyev 1. картинка а афанасьев биография краткая биография. картинка Aleksandr Afanasyev 1.

23 июля 1826 года родился фольклорист, историк и исследователь духовной культуры славянских народов Александр Афанасьев.

Личное дело

Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871) родился в городе Богучар Воронежской губернии в семье небогатого дворянина. Вскоре после его рождения семья переехала в город Бобров, где отец служил судебным чиновником.

В одиннадцать лет Александр поступил в воронежскую губернскую гимназию. Окончив ее в 1844 году, отправился в Москву, чтобы поступить в университет. По настоянию отца он выбрал юридический факультет. Однако огромное влияние на него оказали лекции выдающегося филолога и фольклориста Федора Буслаева. Еще студентом Афанасьев опубликовал свои первые статьи по отечественной истории: «Государственное хозяйство при Петре Великом» и «О вотчинах и поместьях». Его работы получили высокую оценку коллег, и ожидалось, что по окончании обучения Афанасьев будет оставлен на кафедре для приготовления к профессорскому званию.

Однако этому помешал случай. В сентябре 1848 года университет посетил министр народного просвещения граф Сергей Уваров. Он слушал лекции профессоров и после каждой лекции, как вспоминал Афанасьев, «входил в рассуждения с профессором об ее предмете в частности и о предмете всей науки вообще, о современном ее состоянии и главных деятелях и, наконец, о духе, в каком она должна быть преподаваема». Молодой преподаватель Александр Афанасьев должен был прочитать свою пробную лекцию, которую также слушал министр. В выступлении на тему «Краткий очерк общественной жизни русских и три последних столетия допетровского периода» Афанасьев рассматривал роль самодержавия в установлении крепостного права. Позже он вспоминал: «Лекция эта вызвала несколько замечаний со стороны министра, с которыми, однако, я не догадался сейчас же согласиться». После этого Афанасьев не только не мог остаться в университете, но и больше года вообще никуда не мог поступить на службу.

В 1849 году Александр Афанасьев начал работу в Главном архиве министерства иностранных дел в Москве. За несколько лет службы там он стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоявшей при архиве. Одновременно публиковал статьи по истории и литературе в различных изданиях: журналах «Современник», «Отечественные записки», «Временник Общества истории и древностей российских», «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России», «Известия Академии наук по Отделению русского языка и словесности», «Русский вестник», «Атеней», «Русская речь», «Чтения Общества истории и древностей российских», «Библиографические записки», газетах «Московские ведомости» и «Санкт-Петербургские ведомости».

В 1858 – 1859 и 1861 годах Александр Афанасьев был редактором журнала «Библиографические выписки», издававшегося книготорговцем Николаем Щепкиным (в 1860 году журнал не выходил из-за заграничного путешествия Афанасьева).

В эти годы он посвящает много времени изучению народных верований и фольклора, придерживаясь, вслед за своим учителем Федором Буслаевым, мифологической школы, представители которой видели в фольклоре следы древних религиозных верований, а также уделяли особое внимание поиску свидетельств древних мифологических представлений в языке. Публикуются его первые работы о славянской мифологии: «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Языческие предания об острове Буяне», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями». В 1865 – 1869 годах выходит его фундаментальная работа «Поэтические воззрения славян на природу».

Одновременно с начала 1850-х годов Александр Афанасьев готовит сборник русских народных сказок «по образцу братьев Гримм». Знаменитые «Народные русские сказки» Афанасьева впервые были изданы в 1855 – 1863 годах в восьми выпусках. В дальнейшем Афанасьев доработал свое собрание сказок и подготовил новое издание, которое было опубликовано уже после его смерти.

В 1860 году Александр Афанасьев предпринял длительную поездку за границу. «С июля до октября был за границей в Берлине, Дрездене, на Рейне, в Брюсселе, Лондоне, Париже, Страсбурге, в Швейцарии и Италии (в Неаполе видел Гарибальди и праздник в честь его), в Вене и через Варшаву возвратился в Москву». В Лондоне он встречался с Александром Герценом и Николаем Огаревым и передал им для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд материалов, которые из-за цензуры не мог напечатать в России. Многие из них относились к биографии Пушкина. Среди них были неизданные фрагменты из записок Ивана Пущина, воспоминания Якушкина («Из мемуаров одного декабриста»), отрывок из пушкинского «Путешествия в Арзрум», отрывки из письма А. Пушкина, перехваченного на почте (материалы о высылке Пушкина из Одессы в Михайловское), запись Пушкина о встрече с Кюхельбекером после его ареста вместе с рапортом фельдъегеря Подгорного об этой встрече, примечания Пушкина к «Истории пугачевского бунта» и материалы о цензуровании рукописи Николаем I, большая подборка документов о дуэли и смерти Пушкина. Привезенные Афанасьевым документы были напечатаны в шестой книге альманаха «Полярная звезда».

В 1862 году Афанасьев был арестован по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», в его квартире был проведен обыск. Хотя под арестом он находился недолго и не был предан суду, из-за этого обвинения он был уволен со службы и лишен права поступать на государственную службу в дальнейшем. За Афанасьевым был установлен надзор полиции. У него начались значительные материальные трудности. Ради заработка он вынужден был поступить секретарем в Московскую городскую думу, затем на аналогичную должность в Московском съезде мировых судей. Несмотря на это и на начавшееся тяжелое заболевание (туберкулез) он не оставлял исследовательской работы: опубликовал несколько статей и завершил работу над «Поэтическими воззрениями славян на природу».

Умер Александр Афанасьев в Москве 23 октября (4 ноября) 1871 года.

а афанасьев биография краткая биография. . а афанасьев биография краткая биография фото. а афанасьев биография краткая биография-. картинка а афанасьев биография краткая биография. картинка .

Чем знаменит

Александр Афанасьев стал составителем самого известного сборника русских сказок – «Народные русские сказки», за что его часто называют «русским Гриммом». В первом издании, выходившем отдельными сборниками на протяжении 1855 – 1863 годов сказки еще не были распределены по тематическим разделам. К концу жизни Афанасьев подготовил второе издание в трех томах (с дополнительным томом примечаний и лубочных сказок), где давалась тематическая классификация сказок – одним из первых опытов подобной каталогизации сказочных сюжетов. Несколько сказок не были пропущены цензурой, так как в них в негативном свете были изображены представители духовенства.

В 1870 году Афанасьев издал сборник «Русские детские сказки», включавший выбранные сказки из «Народных русских сказок», переработанные для детского чтения. Даже это издание столкнулось со значительными цензурными трудностями. Глава цензурного комитета Платон Вакар писал: «…Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке «Правда и кривда», в которой доказывается, что “правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь”». Поэтому книга не была рекомендована для учебных заведений, а второе ее издание состоялось лишь шестнадцать лет спустя.

В 1872 году в Женеве без указания имени составителя был напечатан том «Русские заветные сказки». В него вошли два рода сказок: одни непристойного, эротического содержания, другие же имели антиклерикальный характер. И те, и другие были распространены среди русских крестьян XIX века, но публикация их в России была невозможна. В архиве Института русской литературы РАН хранится рукопись Афанасьева на 330 листах под названием «Народные русские сказки не для печати, 1857-1862. Собраны, приведены в порядок и сличены по многоразличным спискам А. Афанасьевым». Из 164 сказок этого рукописного сборника в женевское издание были включены первые 74 сказки.

Еще одним сборником, составленным Афанасьевым, стали «Русские народные легенды», где были собраны неканонические народные предания об Иисусе Христе, Богородице и святых. Вскоре сборник был запрещен по настоянию прокурора Святейшего Синода. В 1895 году «Русские народные легенды» были переизданы в Берлине. В современной фольклористике изучение подобных сюжетов («народное христианство», «народная религия») является важной областью исследований.

О чем надо знать

Фундаментальным исследованием Александра Афанасьева в области духовной культуры славян стала трехтомная монография «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», созданная им с целью реконструировать утраченные верования и обычая древних славян. В этой книге Афанасьев обратился к устному народному творчеству не только восточных славян, но также западных и южных славянских народов, приводя множество параллелей из фольклора и мифологии других народов, в первую очередь индоевропейских. Хотя большинство высказанных там гипотез о происхождении обычаев и фольклорных сюжетов сейчас отвергнуты наукой, ряд предположений Афанасьева все-таки подтвердился. Нельзя также отрицать важную роль, которую этот труд сыграл в дальнейшей истории русской культуры. Многие поэты и писатели, интересовавшиеся фольклорным материалом, обращались к «Поэтическим воззрениям славян на природу». Среди них были Блок, Ремизов, Мельников-Печерский, Островский, Есенин, Хлебников.

Прямая речь

Пользуясь дедовской библиотекой, я рано, с самых нежных детских лет, начал читать, и как теперь помню, бывало, тайком от отца (мать моя умерла очень рано) уйдешь на мезонин, где помещались шкапы с книгами, и зимою в нетопленой комнате, дрожа от холода, с жадностью читаешь. Как прежде, так и теперь, готов был я долго просиживать за книгою и забывал самый голод, и нередко приходил отец и прогонял меня с мезонина, отнимая книги, читать которые он постоянно запрещал, в чем и прав был: книги были не по возрасту. Но запрещения эти действовали плохо; шкапы не запирались, и страсть неугомонно подталкивала идти в мезонин.
Из воспоминаний Александра Афанасьева

Есть у меня одно предложение для Вашего журнала. Не согласитесь ли Вы уделить в Ваших «Записках» место в Смеси или другом отделе для русских народных сказок. Издание будет ученое, по образцу издания бр Гриммов. Текст сказки будет сопровождаться нужными филологическими и мифологическими примечаниями, что еще больше даст цены этому материалу; кроме того, тождественные сказки будут сличены с немецкими сказками по изданию Гриммов, и аналогичные места разных сказок указаны. Войдет сюда также сличение сказок с народными песнями. Изданию я предпослал бы большое предисловие о значении сказок и метода их ученого издания. Одна сказка через три или через два номера, — смотря по возможности, — не займет в журнале много места. Притом предмет этот не чужд интереса.
Из письма Александра Афанасьев редактору журнала «Отечественные записки» Андрею Краевскому 14 августа 1851 года

Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения.
Из письма И. С. Тургенева А. А. Фету 8 января 1972 года

Пять фактов об Александре Афанасьеве

Материалы об Александре Афанасьеве

Источник

Легендарный русский сказочник Александр Афанасьев

К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и исследователя русского фольклора, историка русской литературы.

Сказка учит, что по жизни нужно быть добрым, честным, щедрым человеком.

«В некотором царстве, в некотором государстве. Жили-были. » Это все присказки, зачины к сказкам мы читали и не задумывались, откуда же взялись все эти сказки, кто их придумал, кто ввел в жизнь, пустил странствовать по свету. Лешие, водяные, ведьмы, мачехи, Иваны-дураки или царевичи, Василисы Премудрые или Прекрасные, Марьи Моревны, королевны, цари, рыцари, бравые богатыри, Змеи-Горынычи, Бабы-Яги и разное-разное зверьё.

Народные побасенки собирались и издавались и при Пушкине, и до него. Но это были любительские упражнения счастливцев праздных, забавы и досуги пресыщенных литераторов. Афанасьев стал первым серьезным исследователем, издавшим русский фольклор не только по-настоящему научно, но и наиболее полно.

Что же касается главного наследства, клада, добытого из колодца времени, то этим богатством, даже не сознавая того, владеем мы все, потому что «сказки Афанасьева» вплелись в сознание России не меньше, чем стихи Пушкина!

Ведь все русские сказки, которые нам читали родители, дедушки и бабушки и которые мы прочли сами, все они изданы Александром Николаевичем. Почти все сборники фольклора, вышедшие в России за последние полтора столетия, основываются на «Народных русских сказках А.Н. Афанасьева».

Сюжеты некоторых сказок из народа позже были переосмыслены, переработаны и обрели авторство с именем, как например, сказка о Золотой рыбке или Верлиоке.
За каждой сказкой, даже если она весьма пространно подписана как «народная», есть более конкретное лицо.
Александр Николаевич Афанасьев – вот та ключевая фигура в мире сказок – сказочник, хотя и не писатель.

Но в чем же тогда его заслуга? А в том, что он эти сказки собрал из разрозненных источников, отредактировал, классифицировал и напечатал. Через его руки прошло огромное количество материала, и он проделал колоссальную работу.

В книге «А рассказать тебе сказку», посвященной Афанасьеву, Владимир Ильич Порудоминский, русский писатель, автор научно-популярных и биографических книг написал:
«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».

Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания истинно народных, колоритных сказок, которое по богатству можно сравнить с тем, что собрал и систематизировал скромный работник архива.

Александр Николаевич был благородным и честным человеком. И жизнь он прожил благородную, но скромную, поэтому мы не находим на ее страницах богатырских подвигов или пылких страстей.

Родился Афанасьев 23 июля 1826 года в уездном городке Богучаре Воронежской губернии в небогатой провинциальной дворянской семье, в которой высоко ценилось образование.

Александр Николаевич писал: «Отец мой, хотя сам был воспитан на медные деньги, но уважал образование в других. Отец любил чтение и постоянно выписывал лучшие журналы. Он справедливо почитался за самого умного человека в уезде».

С ранних лет у Александра появился интерес к чтению, благо домашняя обстановка была довольно благоприятна, а от дедушки, члена Библейского общества, сохранилась довольно большая библиотека.

В 11 лет отец определил Александра Воронежскую гимназию, которая содержала типичные черты дореформенной средней школы: над учениками «висел» гимназический устав с правом сечь розгами до 4 класса и с постоянной тенденцией начальства сечь до 5-го. Однако резкость устава смягчалась отсутствием строгой последовательности его исполнения. Серьезный и впечатлительный Александр Афанасьев всегда был одним из первых учеников гимназии, удовлетворяя свою любознательность чтением книг на каникулах.

Закончив с отличными успехами гимназию, Афанасьев поступил на юридический факультет Московского университета, где были заложены те взгляды, которые в дальнейшем отразились на всех сторонах его деятельности.

Александр Афанасьев слушал лекции, много читал, начал собирать свою библиотеку, вести дневник, в который заносил описание главных событий жизни тогдашнего общества.
Особую роль в становлении взглядов Афанасьева сыграл К.Д. Кавелин, под воздействием которого Александр становится сторонником историко-юридической школы и пишет ряд статей.
Однако, в конце обучения Афанасьев под влиянием лекций Ф.И. Буслаева переходит к изучению фольклора.

Окончив университет в 1848 году, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.
Многолетняя работа в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел на посту правителя дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров определила основное направление деятельности Афанасьева: поиск, исследование и публикация наиболее интересных исторических, фольклорных и литературных материалов.

В целом же период службы в архиве был самым плодотворным и счастливым для Афанасьева, так как он имел не только обеспечивающее его материально место, но и возможность заниматься научной работой, журналистской деятельностью, собиранием библиотеки, а также возможность общаться с учеными, занимающимися русской историей.

Материалы архива стали основой для многих статей Афанасьева. Его литературная производительность выразилась в огромном числе (до 70) критических статей юридического, исторического и историко-литературного содержания.
В 1850-60-е годы Александр Николаевич был активным сотрудником журналов, и сохранилось довольно много писем к нему редакторов журналов.
Они, как видно, очень дорожили его статьями и рецензиями, всегда дельными, серьезными и вместе с тем живо и литературно написанными.

Научные изыскания Афанасьева все больше уходят в сторону изучения вопросов народного поэтического творчества и мифологии.

Не последнюю роль в жизни Афанасьева сыграло его окружение. Это семья великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. А через них Афанасьев познакомился и с другими известными людьми, такими как Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский.

Первой работой Афанасьева в области словесности была статья «Дополнения и прибавления к собранию «Русских народных пословиц и притчей», изданному И. Снегиревым (1850). В исследуемых пословицах и поговорках Афанасьев, прежде всего, изучал следы построения родового быта славян.

Следующие статьи выходили одна за другой в 1851-1855 годах в различных популярных и специальных изданиях: «Об археологическом значении «Домостроя», «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Религиозно-языческое значение избы славянина», «Колдовство на Руси в старину» и др. Так совершенно четко и определенно Афанасьев обозначил круг своих научных интересов – фольклористика и этнография, «археология русского быта».

Круг его близких знакомых был невелик: Афанасьев сходился с людьми не очень легко. В целом, можно сказать, что круг его общения составляли московские библиофилы, собиратели, издатели, литераторы, писатели, публицисты, ученые, переводчики, архивисты, профессора Московского университета.

В конце 1850-х Афанасьев с Николаем Щепкиным, сыном прославленного актера Михаила Щепкина, начинает издавать один из первых в России книговедческих журналов «Библиографические записки». Официальным редактором-издателем числился Щепкин, хотя на деле душой журнала был Афанасьев.

В 1855 году Александр Николаевич приступил к предприятию, которое стало делом всей его жизни, — к изданию русских народных сказок. Это был первый опыт научного издания сказок с комментариями.
Работа по сбору, отбору и просеиванию фольклорного материала велась долгое время. Они выходили постепенно, восемью выпусками, и сразу же снискали одобрение читателей.

Известный ученый-языковед Срезневский писал Афанасьеву: «Кто из русских любителей своей народной поэзии не скажет Вам громко или про себя душевного спасибо за начало Вашего прекрасного труда о русских сказках? В это широкое море пустились Вы в добрый час и в доброй ладье, запасшись, как для Царьграда, и снастями, и брашном, и, верно, вывезете из-за него не одну дорогую багряницу. Дай Бог Вам всего хорошего на всем Вашем пути».

Александр Николаевич жил, работал и не ездил по далёким деревням, записывая сбивчивые рассказы русских бабушек. Он создал уникальное собрание отечественного фольклора усилием здравой мысли, вынес на свет то, что пребывало в небрежении.

Значительная часть сказочных текстов была почерпнута в архивах; свои записи, сделанные в процессе работы над словарём, предоставил Владимир Иванович Даль; пригодились материалы других собирателей и отдельные немногочисленные наблюдения самого Афанасьева. Весь огромный материал нужно было осмыслить, обработать, классифицировать, структурировать — привести в порядок. И эта работа была сделана.

Первое издание «Народных русских сказок» выходило отдельными выпусками с 1855 по 1863 год, они наполнялись ещё произвольно, просто по мере поступления текстов, 600 сказок уместились в 8 выпусков – это было самое полное издание сказок не только в России, но и за ее пределами.

Например, братья Гримм, выпустившие сборник «Немецких сказок» несколько раньше, поместили в него сказок почти втрое меньше. Первый сборник характеризовался тем, что в нем не было деления сказок по каким-либо признакам.

При подготовке второго издания «Народных русских сказок» Афанасьев продумал и осуществил деление «сказочного» материла по разделам и представляло собой уже стройную систему с научным комментарием автора.

Вот небольшая выдержка из предисловия А.Н.Афанасьева ко второму изданию: «Народные русские сказки раскрывают пред нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенная стихия, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы — все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного».

Афанасьевым были выделены сказки о животных, мифологические сюжеты, былинные и исторические сюжеты, рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской.

Летом 1860 года исполнилась давнишняя мечта Александра Николаевича: он побывал за границей. Это едва ли не самое яркое событие в его жизни. Три с небольшим месяца герой наш пробыл в Германии, Швейцарии, Италии и Англии, посетил Лондон, Пизу, Неаполь и Флоренцию.

В Европе он передал рукописи для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд материалов, которые из-за цензуры не мог напечатать в России. Многие из них относились к биографии Пушкина: большая подборка документов о дуэли и смерти Пушкина, примечания к «Истории пугачевского бунта» и другие.
Привезенные Афанасьевым документы были напечатаны в шестой книге альманаха «Полярная звезда».

«Там чудеса, там леший бродит»

Николаевич Афанасьев известен ещё и как издатель «Народных русских легенд», «Русских заветных сказок».
Сказка для Афанасьева – бесценный памятник народного творчества, который он стремится в неприкосновенности сберечь для потомков. Всегда, до конца жизни Александр Николаевич занимался возрождением фольклора. так как считал, что там отразились все переживания, чаяния и мечты народа, наша историческая память, воплощенная в конкретных образах и сюжетах.

Это и хождение Христа и апостолов в народ с целью испытать человеческую нравственность, и вариации ветхозаветных легенд о Соломоне и Ное, и шутливые рассказы о бесах и чертях, принимающих человеческий облик и пытающихся увлечь людей всяческими соблазнами, а также бытовые легенды, обнаруживающие чудеса в повседневной народной жизни.

Составление Афанасьевым сборника «Русские заветные сказки» было смелым делом.

Афанасьев был известен тем, что не вмешивался в повествование сказок и печатал их в том виде, как они и были записаны. Многие же сказки отличались тем, что их сюжет был приправлен острой социальной сатирой. Именно за это они нещадно изымались цензурой.

В сборник «Заветные сказки» вошли эротические сказки, рукопись А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу, и сборник был впервые издан в Женеве. Сейчас рукописи хранятся в Институте русской литературы РАН.

Фундаментальным исследованием Александра Афанасьева в области духовной культуры славян стала трехтомная монография «Поэтические воззрения славян на природу.

Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», созданная им с целью реконструировать утраченные верования и обычая древних славян.

Подобного труда до Афанасьева не знала не только русская, но и зарубежная наука. Афанасьев скромно назвал свое исследование опытом, но этот опыт до сих пор никем не превзойден.
По богатству материала и оригинальности замысла с ним не могут соперничать даже такие фундаментальные и широко известные в нашей стране труды, как «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

С полным основанием можем сказать, что «Поэтические воззрения славян на природу» являются одной из классических работ не только русской мифологической школы XIX века, но и мировой науки о фольклоре вообще.

В 1862 году по доносу провокатора А.Н. Афанасьев был уволен из архива с последующим запретом вновь поступить на государственную службу. И, как следствие, материальные лишения, болезни, невозможность заниматься любимым делом во всю мощь, распродажа накапливаемой годами библиотеки.

Несмотря на то, что А.Н. Афанасьев был видным ученым, и его имя было известно не только в России, но и за ее пределами, умер он в безысходной бедности, заболев чахоткой.

Тургенев написал Фету: «Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения».

Мать-история пока еще не рассудила, кто для нее более ценен — Фет, Тургенев или Афа­насьев. Но ее великой милостью можно почесть уже то, что на московском Пятницком кладбище сохранилась могила Александра Николаевича.

За год до его смерти, в 1870 году, вышла книга «Русских детских сказок» – самое популярное издание в дореволюционной России, своего рода хрестоматия домашней педагогики.
К этому изданию Афанасьев шел долгих двенадцать лет, идея создания сборника сказок для детей была претворена в жизнь только после того, как он «собрал их поболее и тщательно сличил со сказками других народов». В этом и был весь Афанасьев.

«Сказочный ларец Афанасьева»

В афанасьевской сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» мы без труда узнаем «Конька-Горбунка» Петра Ершова: здесь все знакомо — и находка пера жар-птицы, и мотив чудесной помощи Конька, и охота за жар-птицей, которую приманили рассыпанным: зерном, и поездка за царевной на край света, где «красное солнышко из синя моря выходит», и купанье в молоке, которое сделало героя красавцем, а царя погубило.

О том, что сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» вышла из народных сказок, весьма близких к тому варианту, который Афанасьев поместил в своем сборнике под названием «Перышко Финиста ясна сокола», невозможно усомниться,— совпадения на каждом шагу.

Афанасьевская сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» близка к сказке Пушкина — о царе Салтане. Здесь — и эпизод с тремя девицами, которых подслушал царь, и мотив зависти старших сестер, и те же их злые дела.
Александр Сергеевич заимствовал у Афанасьева и образ знаменитого кота-баюна.

Работы Афанасьева влились в общий фонд художественной культуры России и оказали существенное влияние на возрастающий интерес к народному прикладному творчеству, питали сюжетами и вдохновляли тончайшую роспись федоскинских, палехских мастеров лаковой миниатюры, Ивана Билибина, Зворыкина и многих других русских художников.

«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева неоднократно переиздавались и до сих пор остаются одним из лучших, популярных и читаемых собраний фольклора.
Выходит, что живое слово человеческое пришло к нам через века от наших предков, и до сих пор служит нам верой и правдой.

Александр Николаевич Афанасьев прожил так мало, всего 45 лет и жизнь его не была легкой и беззаботной, но ему удалось собрать богатый материал и воплотить его в законченные труды. Он словно чувствовал, что времени и жизненных сил ему отпущено будет мало и поэтому работал на износ и использовал всю свою работоспособность и талант, чтобы исследовать русскую народность и старину. Это и доставило Александру Николаевичу Афанасьеву непреходящую славу в памяти поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *