а б гольденвейзер биография
А б гольденвейзер биография
Родился в 1875 г. в Кишинёве, умер в 1961 г. в поселке Николина Гора Московской области.
Пианист, педагог, композитор, музыкальный критик, редактор, музыкально-общественный деятель.
Ректор Московской консерватории (1922–24 и 1939–42 гг.).
В детстве брал уроки фортепианной игры у В.П. Прокунина, ученика Н.Г. Рубинштейна. В 1895 окончил с золотой медалью Московскую консерваторию как пианист, в 1897 – как композитор. Среди педагогов – А.И. Зилоти, П.А. Пабст (фортепиано), В.И. Сафонов (камерный ансамбль), А.С.Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов (свободное сочинение), С.И. Танеев (контрапункт). В ГЦММК им. М.И. Глинки хранится его экзаменационная работа, датированная 1894 г.: Двойная 4-гол. фуга для струнного квартета (партитура; ф. 91).
Выступал в качестве солиста в ученических концертах Московской консерватории. Сильнейшее воздействие на личность и художественные принципы Гольденвейзера оказало общение с Л.Н. Толстым (в 1895–1911), а также с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером, А.Ф. Гедике и др. После окончания консерватории концертировал (до 1956), часто выступал в ансамбле с Э. Изаи, П. Казальсом, Г.Р.Гинзбургом, Б.О.Сибором, Д.Ф.Ойстрахом, Л.Б. Коганом, С.Н.Кнушевицким, М.Л.Ростроповичем, Н.Г.Райским, Е.Д. Кругликовой, Н.П. Рождественской, с Квартетом им. Бетховена и др. Игра Гольденвейзера, музыканта интеллектуального склада, отличалась тонким чувством стиля, благородной простотой и пианистическим мастерством. Широкое признание получили его трактовки сочинений В.А. Моцарта, Л. Ванн Бетховена, Р.Шумана, Э. Грига, русских композиторов (прежде всего Аренского и Метнера, в ранние годы Скрябина). Оставил множество грамзаписей. С 1901 выступал в печати как музыкальный критик, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир», был членом редакции журнала «Музыкальный труженик» и др.
Педагогическую деятельность начал в 1897г.: преподавал игру на фортепиано в Николаевском сиротском, Елисаветинском и Екатерининском женских институтах (до 1918), в Музвкально-драматическом училище МФО (1904–06). В Московскую консерваторию был приглашен в 1906 (взамен уехавшего за границу И.А. Левина) и унаследовал его класс. Главным педагогическим принципом Гольденвейзера было формирование музыканта как глубокой и разносторонней личности: «. музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительности автора» (Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. С. 62).
Деятельность артиста представлялась ему высокой творческой миссией. Неоднократно подчеркивал ответственность пианиста за судьбу исполняемого им музыкального произведения (Там же. С. 101). Не допускал свободного отношения к авторскому тексту, требовал от учеников максимальной точности и обязательной игры наизусть. Занимаясь с детьми, основное внимание уделял изучению гамм и арпеджио, позднее – технической работе на материале исполняемых в классе произв. При этом добивался абсолютного «соответствия между звуковым образом и движениями и ощущениями рук и всего тела играющего» (Там же. С. 104). Проблемы звукоизвлечения решались в тесной связи с характером изучаемых пьес. Специально звуком занимался сравнительно мало, считая, что при наличии профессиональных навыков у действительно музыкального человека рояль не будет звучать плохо. Опираясь на лучшие индивидуальные свойства учеников (всего их было св. 200), создал крупную пианистическую школу. Среди учеников: Д. Башкиров, Л. Берман, Д. Благой, М. Вайсборд, Г.Гинзбург, О.Жукова, А. Каплан, И. Кац, Л. Левинсон, И. Малинина, В. Нечаев, Т.Николаева, Д. Паперно, Л. Ройзман, Л. Сосина, Р.Тамаркина, С.Фейнберг.
Помимо педагогической, вел в консерватории общественную и административную работу: в 1916–17 входил в состав библиотечной комиссии, созданной для упорядочения библиотечных фондов. Возглавлял Совет профессоров на фортепианном отделении. В 1918–20 декан исполнительского факультета. В 1918 наряду с Г.П. Прокофьевым был избран «товарищем ректора» (заведущий художественной частью), с конца 1920 (в связи с введением должности) был назначен проректором. Входил от Московской консерватории в специальную Комиссию МУЗО Наркомпроса, занимавшуюся реформой музыкальных учебных заведений. В июле 1920 совместно с Ипполитовым-Ивановым, Л.Э. Конюсом, Прокофьевым, Райским разработал проект новой организационной структуры и учебных планов консерватории (предусматривалось, в частности, создание 5 факультетов и «Высших свободных мастерских»). В октябре 1922 (после ухода в отставку Ипполитова-Иванова) стал ректором Московской консерватории и пробыл в этой должности до 1924 (затем ректором стал К.Н.Игумнов). Участвовал в разработке «Положения о Ленинградской и Московской консерваториях» (1925). В 1932–34 – зам. директора (директор С.Т. Шацкий), в 1939–42 – директор консерватории.
В сложной творческой и общественной обстановке отстаивал сложившиеся в консерватории отечественные традиции профессионального музыкального образования. Добиваясь ликвидации инструкторско-педагогического отдела (факультета), формировавшегося в основном по идеологическим, а не профессиональным критериям, подвергался нападкам как «лидер реакционной профессуры» (см.: Новицкий П. Цитадель музыкальной художественной реакции // Музыка и революция. 1928. С. 18–22). В 1936, когда в консерватории была введена система кафедр, возглавил одну из них (на фортепианном факультете). В 1936–59 работал в комиссии по пересмотру репертуара исполнительских факультетов и разработке новых учебных программ (1943, пред. Д.Д. Шостакович).
Большое внимание уделял музыкально-просветительской работе. В дореволюционные годы участвовал в работе «Пречистенских бесплатных классов для взрослых рабочих и работниц», в «Московском обществе содействия устройству общеобразовательных народных развлечений». В 1906 стал одним из организаторов Народной консерватории, преподавал там. Позднее (1918–19) возглавлял музыкальный совет при Художественно-просветительском отделе Моссовета, а также сектор научной работы при художественном подотделе Московского отдела народного образования. В 1932–34 заместитель председателя МСМ. Одним из первых поставил задачу разделения общего музыкального образования детей и их специальной подготовки к музыкально-профессиональной деятельности. В 1931–36 возглавлял организованную им «Особую детскую группу» при консерватории, преобразованную затем в ЦМШ, был ее художественным руководителем (1936–41). Одним из первых начал заниматься с детьми от 7 лет.
Автор опер «Певцы», «Вешние воды» (по И.С. Тургеневу), «Пир во время чумы» (по А.С. Пушкину), 2 орк. сюит, камерных, фп. и вок. соч., а также мн. статей и воспоминаний, в т. ч. о А.Г. Рубинштейне и Н.Г.Рубинштейне, Зилоти, Ипполитове-Иванове, Рахманинове, Е.А. Лавровской, Пабсте, Н.Я. Мясковском, Г.Л.Катуаре, Г.Э. Конюсе, М. Ф.Гнесине, К. С.Сараджеве, Тамаркиной и др.
Ред. фп. соч. П.И.Чайковского (концерты, трио, Концертная фантазия, секстет), И.С. Баха (партиты, инвенции, «Хроматическая фантазия и фуга»), Моцарта (сонаты и концерты), Бетховена (все сонаты, а также концерты, вариации), Д. Скарлатти, Шумана (полное собр. фп. соч.) и др. Оставил «Дневники» [опубликованы 2-й женой и секретарем Гольденвейзера Еленой Ивановной Гольденвейзер (урожд. Грачева)] и «Мемуары» (Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, филиал ГЦММК). Сталинская пр. СССР (1946). Орден Трудового Красного Знамени.
А б гольденвейзер биография
Будучи одним из основоположников советской школы пианизма. Гольденвейзер олицетворял собой плодотворную связь времен, передавая новым поколениям заветы своих современников и учителей. Ведь путь его в искусстве начался еще в конце прошлого века. На протяжении долгих лет ему пришлось встречаться со многими музыкантами, композиторами, писателями, которые оказали значительное влияние на его творческое формирование. Однако исходя из слов самого Гольденвейзера, тут можно выделить узловые, решающие моменты.
Детство. «Свои первые музыкальные впечатления,- вспоминал Гольденвейзер,- я получил от матери. Мать моя не обладала выдающимся музыкальным дарованием, в детстве она некоторое время брала в Москве уроки фортепианной игры у небезызвестного Гарраса. Она также немного пела. У нее был отличный музыкальный вкус. Она играла и пела Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона. Отца по вечерам часто не бывало дома, и, оставаясь одна, мать целыми вечерами музицировала. Мы, дети, часто слушали ее, а ложась спать, привыкли засыпать под звуки ее музыки».
Еще одна знаменательная встреча: «В январе 1896 года счастливый случай ввел меня в дом Л. Н. Толстого. Постепенно я стал близким к нему человеком до самой его смерти. Влияние этой близости на всю мою жизнь было громадно Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа». (О своем общении с великим писателем он много позднее напишет двухтомную книгу «Вблизи Толстого».) И действительно, в своей практической деятельности концертанта Гольденвейзер еще в предреволюционные годы стремился быть музыкантом просветителем, привлекая к музыке демократические круги слушателей. Он устраивает концерты для рабочей аудитории, выступая в доме Российского общества трезвости, в Ясной Поляне проводит своеобразные концерты-беседы для крестьян, преподает в Московской народной консерватории.
Если затронуть некоторые методологические моменты в практике выдающегося педагога, то стоит привести слова Д. Благого: «Сам Гольденвейзер не считал себя теоретиком фортепианной игры, скромно называя себя лишь педагогом-практиком. Меткость и лаконизм его замечаний объяснились, между прочим, тем, что он умел обратить внимание учащихся на главный, решающий момент в работе и вместе с тем исключительно точно подметить все мельчайшие подробности сочинения, оценить значение каждой детали для понимания и воплощения целого. Отличаясь предельной конкретностью, все замечания Александра Борисовича Гольденвейзера вели к серьезным и глубоким принципиальным обобщениям». Отличную школу в классе Гольденвейзера прошли и многие другие музыканты, среди которых композиторы С. Евсеев, Д. Кабалевский. В. Нечаев, В. Фере, органист Л. Ройзман.
В программах пианиста весомое место всегда занимали произведения Шопена. «С большим вкусом и прекрасным чувством стиля,- подчеркивает А. Николаев,- Гольденвейзер умеет выявить ритмическое изящество шопеновских мелодий, полифоническую природу его музыкальной ткани. Одной из черт пианизма Гольденвейзера является весьма умеренная педализация, некоторая графичность четких контуров музыкального рисунка, подчеркивающая выразительность мелодической линии. Все это придает его исполнению своеобразный колорит, напоминая о связях стиля Шопена с пианизмом Моцарта».
Наконец, следует упомянуть о сочинениях Гольденвейзера-композитора. Его перу принадлежат три оперы («Пир во время чумы», «Певцы» и «Вешние воды»), оркестровые, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы, романсы.
Лит.: Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания/Сост. и ред. Д. Д. Благой.- М., 1969; О музыкальном искусстве. Сб. статей,- М., 1975.
Григорьев Л., Платек Я.
Сочинения:
оперы — Пир во время чумы (1942), Певцы (1942-43), Вешние воды (1946-47); кантата — Свет Октября (1948); для оркестра — увертюра (по Данте, 1895-97), 2 Русские сюиты (1946); камерно-инструментальные произведения — струнный квартет (1896; 2-я ред. 1940), Трио памяти С. В. Рахманинова (1953); для скрипки и фортепиано — Поэма (1962); для фортепиано — 14 революционных песен (1932), Контрапунктические эскизы (2 тетр., 1932), Полифоническая сонатина (1954), Соната-фантазия (1959), и др., песни и романсы.
Александр Борисович Гольденвейзер
Биография
Год рождения
Место рождения
Дата смерти
26 ноября 1961 (возраст 86)
Александр Борисович Гольденвейзер (26 февраля (10 марта) 1875, Кишинёв Бессарабской губернии — 26 ноября 1961, посёлок Николина Гора, Московская область) — русский пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель и общественный деятель, мемуарист. Доктор искусствоведения (1940), Народный артист СССР (1946), лауреат Сталинской премии первой степени (1947), ректор Московской консерватории (1922—1924 и 1939—1942). Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ.
Родился в Кишинёве в семье адвоката Бориса Соломоновича Гольденвейзера. Окончил в 1895 году Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 году по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева. Работал учителем музыки при московском сиротском институте Императора Николая I.
В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Давида Шора.
В 1906—1961 годах — профессор Московской консерватории по классу фортепиано. В 1936—1939 годах — заведующий кафедрой фортепиано, в 1918—1922 и 1932—1939 годах заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 годах — директор (ректор) Московской консерватории. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Среди учеников Гольденвейзера: С. Е. Фейнберг, Т. П. Николаева, Р. В. Тамаркина, Г. Р. Гинзбург, Д. Б. Кабалевский, Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Д. Д. Благой, Ф. И. Готлиб, А. Л. Каплан, М.С. Лебензон, Л. И. Ройзман, В. Г. Фере, Маргарита Чхеидзе, Людмила Имнадзе и более 200 других. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Жена А. Б. Гольденвейзера (с 24 января 1903 года) — музыкальный педагог, выпускница Московской консерватории по классу В. И. Сафонова (1905), пианистка Анна Алексеевна Гольденвейзер (урожд. Софиано; 1881—1929); в переводе А. А. Гольденвейзер в 1929 году были отдельной книгой опубликованы письма Шопена. Её племянник — советский физик и правозащитник А. Д. Сахаров.
Сестра А. Б. Гольденвейзера — Татьяна Борисовна Софиано (1869, Кишинёв — 1955, Москва) — была замужем за братом Анны Алексеевны Гольденвейзер.
Сестра А. Б. Гольденвейзера — пианистка Мария Борисовна Гольденвейзер (1873, Кишинёв — 1940, Москва) — была замужем за известным литературоведом, пушкинистом М. О. Гершензоном; племянник А. Б. Гольденвейзера — видный советский генетик С. М. Гершензон; племянница — искусствовед Наталья Михайловна Гершензон-Чегодаева (1907—1977), жена искусствоведа, профессора Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905—1994), мать искусствоведа Марии Андреевны Чегодаевой (род. 1931).
Братья отца:
Александр Соломонович Гольденвейзер (1855—1915) — видный российский юрист-цивилист, автор трудов по гражданскому праву («Социальное законодательство Германской империи: страхование рабочих от несчастных случаев, на случай потери способности к труду и старости», 1890) и творчеству Л. Н. Толстого («Преступление — как наказание, а наказание — как преступление: мотивы Толстовского „Воскресения“», — Этюды, лекции и речи на уголовные темы, 1908 и 1911). Его сыновья:
Александр Александрович Гольденвейзер (1880—1940) — американский антрополог, профессор, специалист в области антропологии ирокезов.
Эммануил Александрович Гольденвейзер (1883—1953) — американский экономист и статистик, начальник статистического отдела Федеральной резервной системы США в 1926—1945 годах, президент Американской ассоциации экономистов (American Economic Association) в 1946—1953 годах, автор монографии «Federal Reserve System in Operation» (1925), перевёл на английский язык «Воскресение» Л. Н. Толстого.
Алексей Александрович Гольденвейзер (1890—1979) — юрист, видный еврейский общественный деятель в Киеве, Берлине и Нью-Йорке, издатель, публицист, автор книг «Киевские воспоминания» (1921), «Якобинцы и большевики: психологические параллели» (1922), «Я. Л. Тейтель (1850—1935)» (1944), «В защиту права» (1944), «Книга о русском еврействе» в 2-х тт. (с соавторами, 1960, 1968).
Моисей Соломонович Гольденвейзер (1860-е — 1921, Варшава) — юрист, юрисконсульт банка Полякова, библиофил, литературовед и историк (в его доме в Гранатном переулке в 1910-е годы проживали родители А. Д. Сахарова). Его сын:
Николай Моисеевич Гольденвейзер — юрист, драматург и прозаик, глава юридического отделения русского земства и гражданского союза, преподавал в Московском университете.
Владимир Соломонович Гольденвейзер — дворянин, инженер путей сообщения. Его дети:
Елена Владимировна Гольденвейзер (1881—1958) — врач, жена левого эсера Владимира Львовича Утгофа, осужденного по «процессу Левых эсеров» в 1922 году и впоследствии расстреляного 12 октября 1937 годa.
Лев Владимирович Гольденвейзер (1883—1959) — российский адвокат, театральный режиссёр-постановщик, драматург, прозаик, переводчик, в 1927—1937 годах — заведующий литературным отделом Госкино. Его сын:
Алексей Львович Гольденвейзер (1911—2003) — советский математик в области теоретической и прикладной механики, профессор (1947), автор монографий «Теория упругих тонких оболочек» (1953 и 1976), «Свободные колебания тонких упругих оболочек» (с соавторами, 1979).
Автор трёх опер («Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину), «Певцы», «Вешние воды» (по И. С. Тургенев), кантаты «Свет Октября», камерно-инструментальных ансамблей, фортепианнных пьес, романсов (всего свыше 40 музыкальных произведений).
Написал многочисленные критические статьи и ряд книг:
Воспоминания о Л. Н. Толстом:
Вблизи Толстого. Записи за 15 лет (2 тома 1922, 1923)
Лев Толстой и музыка. Воспоминания (в соавторстве с Н. Н. Гусевым, 1958);
32 сонаты Бетховена (1966)
О музыкальном искусстве (1975)
Под редакцией Гольденвейзера отдельной книгой вышли «Письма Ф. Шопена» (Москва, 1929).
Гольденвейзер, Александр Борисович
26 февраля (10 марта) 1875 ( 1875-03-10 )
Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер (1875 — 1961) — выдающийся российский и советский пианист, композитор, педагог и писатель, доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
Содержание
Биография
Родился в Кишинёве в семье адвоката Бориса Соломоновича Гольденвейзера (1839—1916).
Окончил в 1895 году Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 году по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева. Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 преподаватель фортепиано Николаевского сиротского института, в 1904—1906 — в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, (ныне ГИТИС).
В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал (вплоть до 1956 года), в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября [1] ). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Семья
Творчество
Автор трёх опер («Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину), «Певцы», «Вешние воды» (по И. С. Тургенев), кантаты «Свет Октября», камерно-инструментальных ансамблей, фортепианнных пьес, романсов (всего свыше 40 музыкальных произведений).
Написал многочисленные критические статьи и ряд книг:
Под редакцией Гольденвейзера отдельной книгой вышли «Письма Ф. Шопена» (Москва, 1929).
Звания и награды
Наследие
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гольденвейзер, Александр Борисович» в других словарях:
Гольденвейзер Александр Борисович — [26.2(10.3).1875, Кишинев, 26.11.1961, Москва], советский пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель и общественный деятель, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Окончил в 1895 Московскую консерваторию по классу… … Большая советская энциклопедия
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович — (1875 1961) российский пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947) … Большой Энциклопедический словарь
Гольденвейзер, Александр Борисович — ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875 1961), пианист, педагог. Развил и обогатил исполнительные и педагогические традиции московской пианистической школы. Редактор ряда фортепьянных сочинений русских и зарубежных композиторов. Автор музыкальных … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гольденвейзер, Александр Борисович — род. 26 февраля 1875 в Кишиневе; 1889 поступил в московскую консерваторию, которую окончил по классу фп. (Зилоти, Пабст) в 1895 и по классу композиции (Аренский, Танеев, Ипполитов Иванов) в 1897. Выступал как пианист в симфонических концертах… … Большая биографическая энциклопедия
Гольденвейзер Александр Борисович — (1875 1961), пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших российских пианистических школ (свыше 200 учеников). Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР… … Энциклопедический словарь
Гольденвейзер Александр Борисович — Музей квартира А. Б. Гольденвейзера. Москва. Гольденвейзер Александр Борисович (1875, Кишинёв 1961, посёлок Николина Гора, близ Москвы), пианист, педагог, композитор, народный артист СССР (1946). Его отец юрист и литератор.… … Москва (энциклопедия)
Гольденвейзер, Александр — Гольденвейзер, Александр: Гольденвейзер, Александр Борисович Гольденвейзер, Александр Соломонович … Википедия
Гольденвейзер, Александр Соломонович — Александр Соломонович Гольденвейзер (14 февраля 1855, Екатеринослав или Канев 24 мая 1915, Киев) российский юрист, адвокат, публицист. Один из крупнейших русских цивилистов, бессменный председатель Киевской комиссии присяжных… … Википедия
Александр Гольденвейзер — Биография / История
Александр Гольденвейзер
Биография
Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишинёве Российской империи в семье присяжного поверенного Бориса Соломоновича Гольденвейзера.
Свои первые музыкальные впечатления получил от матери Варвары Петровны Гольденвейзер, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьёзные занятия музыкой с В. П. Прокуниным, собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.
В 1889 году был принят в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, где попал в окружение музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.
Окончил Московскую консерваторию в 1895 году по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 — по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева (1892—1893).
Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 годах — преподаватель фортепиано Николаевского сиротского, Елисаветинского и Екатерининского женских институтов, в 1904—1906 — Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах, в Народной консерватории, Алфёровской гимназии (история искусств)
В 1906—1961 годах — профессор Московской консерватории по классу фортепиано, в 1936—1959 — заведующий кафедрой фортепиано. В 1918—1919 годах — помощник директора, 1919—1922 и 1932—1934 — заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 — директор (ректор) консерватории.
В 1931 году организовал «Особую детскую группу» при Московской консерватории.
С 1936 по 1941 годы — художественный руководитель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
В годы Великой Отечественной войны — в эвакуации, сначала в Нальчике, потом в Тбилиси и Ташкенте. В 1943 году возвратился в Москву.
А. Гольденвейзер — создатель одной из крупнейших советских пианистических школ, активный участник перестройки музыкального образования и разработки современной системы подготовки музыкантов в СССР, автор многих статей и докладов по этим вопросам. Среди учеников: С. Е. Фейнберг, Т. П. Николаева, Р. В. Тамаркина, Г. Р. Гинзбург, Д. Б. Кабалевский, Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Д. Д. Благой, Ф. И. Готлиб, А. Л. Каплан, И. В. Малинина, Б. М. Хевелев, М. С. Лебензон, Л. И. Ройзман, В. Г. Фере, М. Д. Чхеидзе, Л. Д. Имнадзе, С. В. Евсеев, Ч. Г. Садыхов, Н. Усубова, Н. Г. Капустин, А. И. Брагинский (англ.)русск. и более 200 других.
В период «ждановщины» выступил с позиций защиты традиционных музыкальной ценностей.
«Один из старейших музыкантов, Александр Гольденвейзер, выражал скорее традиционалистскую точку зрения, которая не была столь агрессивна, как позиция песенников, но оказалась принципиально близка заявленной Ждановым идее «защиты классического наследия». Повторив слова о том, что музыка «родилась из народной песни и танца» и «величайшие композиторы всех времен черпали из этого источника», что модернистской музыке «более свойственно выражать идеологию вырождающейся культуры Запада, вплоть до фашизма, чем здоровую природу русского, советского человека», Гольденвейзер, музицировавший еще в доме Льва Толстого, обвинил, к примеру, Сергея Прокофьева в том, что герои его «Войны и мира» поют «на интернациональном музыкально-модернистском воляпюке». В этой позиции было больше от старческого брюзжания, чем от сознательно погромной установки.»
Выступал как солист и ансамблист. В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал вплоть до 1956 года, в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
С 1901 года выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и других изданиях (под псевдонимами: А., А, Борисов, Г. Г-р), был членом редакции журнала «Музыкальный труженик», вёл просветительскую работу.
С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского отделения Союза советских композиторов СССР.
Был близок с писателем Л. Толстым, с которым познакомился в 1896 году, их дружба завязалась благодаря увлечению шахматами. Как толстовец, не ел мяса. Присутствовал при кончине писателя в Астапове и подписал его завещание.
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября) в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области). Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.).
Семья
Творчество
Музыкальные сочинения
оперы — «Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину, 1942), «Певцы» (по И. С. Тургеневу, 1942—1943), «Вешние воды» (по И. С. Тургеневу, 1946—1947)
кантата «Свет Октября» (сл. Ю. Стремина, 1948)
для оркестра — увертюра (по Данте, 1895—1997), 2 Русские сюиты (1946)
камерно-инструментальные произведения — струнный квартет (1896; 2-я ред. 1940), Трио памяти С. В. Рахманинова (1953)
для скрипки и фортепиано — Поэма (1962)
для фортепиано — соната (1890-е гг.), 2 экспромта (1890-е гг.), 12 миниатюр (1890-е гг.), 24 пьесы, 4 тетради (1930), 14 революционных песен (1932), Контрапунктические эскизы (2 тетр., 1932), 15 фугетт (1933), сб. «Из детской жизни» (1954), Полифоническая сонатина (1954), Соната-фантазия (1959)
для голоса с фортепиано — 6 песен на сл. А. Кольцова (1936), 6 песен на сл. И. Бунина (1946), 3 вокализа (1948), 6 песен на сл. А. Пушкина (1949), романсы
редакция фортепианных произведений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана и др.
Литературные сочинения
Написал многочисленные критические статьи и ряд книг:
Воспоминания о Л. Н. Толстом:
Вблизи Толстого. Записи за 15 лет (2 тома 1922-1923, 1959)
Лев Толстой и музыка. Воспоминания (в соавторстве с Н. Н. Гусевым, 1953)
Гольденвейзер А.Б. Об основных задачах музыкального воспитания, «СМ», 1934, No 10
Гольденвейзер А.Б. Из моих воспоминаний, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952
Гольденвейзер А.Б. Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове, в кн.: Воспоминания о Рахманинове, т. 1, М., 1957
Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. Из заметок старого исполнителя-пианиста, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958
Гольденвейзер А.Б. Советы мастера, «СМ», 1965, No 5
Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. О редактировании, в кн.: Вопросы фортепианно-исполнительского искусства, вып. 1, М., 1965
32 сонаты Бетховена, М., 1966
Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей / Ред.-сост. Д.Д.Благой. М.: Музыка, 1975. 416 с.
Гольденвейзер А.Б. Дневник. Первая тетрадь: 1889-1904. М.: Тортуга, 1995. 336 с.
Гольденвейзер А.Б. Дневник. Тетради вторая-шестая: 1905-1929. М.: Тортуга, 1997. 356 с.
Гольденвейзер А.Б. Воспоминания. М.: Дека-ВС, 2009. 560 с. ISBN 978-5-901951-44-6
Под редакцией А. Б. Гольденвейзера отдельной книгой вышли «Письма Ф. Шопена» (Москва, 1929).