а что если жизнь это иллюзия
Вся наша жизнь иллюзия или мир застрявший в матрице
Нельзя потерять то, чего нет. Нельзя разрушить то, что не построено. Можно лишь развеять иллюзию того, что кажется реальным.
Мир, который мы видим, — это мир, нарисованный нашими мыслями. Предметы, которые нас окружают, люди, с которыми мы общаемся, наши душевные состояния и переживания — это лишь бледные отражения наших мыслей. Когда-то об этом писал греческий философ Платон. Однако это вовсе не философия. Это то, что мы ощущаем и чем мы живем. Мы живем бледными отражениями мыслей.
Некоторые читатели могут не согласиться с этим. «Как же так? — скажут они. — Если я вижу стол или стул, то я вижу не какие-то идеи или мысли, а вполне конкретные предметы. И если стул упадет мне на ногу, то сама нога подтвердит мне физическую реальность этого стула!» — Таково наше мышление на уровне обыденного сознания.
Однако много ли возможностей и счастья дает нам наше обыденное сознание? Обыденное сознание — это не то, что нам нужно. Это слишком мало для того, чтобы человек мог успешно использовать свою жизнь. Если мы хотим достичь чего-то большего, чем ежедневный обед и мягкая подушка на ночь, мы должны кроме обыденного сознания вооружиться фактами, логикой и системой научного мышления.
Что же говорят относительно воспринимаемой нами реальности факты и наука?
Обезболивание происходит путем словесного внушения, и, кстати сказать, владеет этим методом не один лишь Кашпировский. Разве отсутствие болевых ощущений является свидетельством нереальности скальпеля и хирургических операций? Или, например, болгарские и австралийские знахари, которые умеют ходить по пылающим углям костров, Разве отсутствие ожогов на их ногах свидетельствует о нереальности этих костров, о которые может обжечься любой другой человек?
С другой стороны, известны христиане-стигматики, у которых еженедельно в день распятия Христа открываются раны на ладонях, где, по их мнению, при распятии были забиты гвозди. Никакие предметы не ранят их ладони, но раны появляются. Где же те гвозди, которые оставляют эти раны? Где реальность этих гвоздей? Их реальность — в ментальном поле. Ментальные гвозди могут ранить гораздо сильнее, чем гвозди физические.
Здесь следует разобрать еще одно недоразумение, бытующее в сфере обыденного сознания.
Почти все люди, не знакомые с современной психологией, уверены, что органы чувств человека действуют так же, как и физические приборы. Например, зрение. Считается, что хрусталик глаза, так же, как стеклянные линзы в оптике, проецирует изображение на сетчатку, а с сетчатки изображение передается (примерно так же, как в телекамере) по нервам в мозг (который, вдобавок ко всему, отождествляется с сознанием). При таком нелепом понимании зрения и восприятия вообще немудрено предположить, что наше сознание непосредственно имеет дело с физической реальностью.
На самом деле глаз «ощупывает» оптические объекты. Так же, как рука ощупывает в темноте незнакомые объекты осязания. И рука, и глаз, аналогично другим органам чувств, таким образом собирают определенные данные об объектах восприятия — так называемый «сырой сенсорный материал». В принципе, сознание может построить из этого сенсорного материала все, что угодно. Любые объекты и любые реальности. Разные люди, глядя в одну сторону, видят одни и те же объекты. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о реальности данных объектов. Скорее, он свидетельствует об одинаковых ментальных структурах, одинаковых установках восприятия, создающих из сенсорного материала в сознании различных людей одинаковые образы окружающего мира.
Профессор В. П. Зинченко так характеризует процесс восприятия: «. в процессе ознакомления с объектом, наблюдатель начинает выделять одно свойство или небольшое число свойств в качестве наиболее информативных. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или комплексы свойств) в оперативные единицы восприятия. Под оперативными единицами восприятия следует понимать содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи.
Такими единицами могут стать, например, градации яркости, очертания, другие признаки предметов или их комплексы, целые предметы и наконец совокупности предметов и отношения между ними». Можно сказать, что в процессе восприятия объекта формируется новое представление. Но оно формируется не на пустом месте.
Оно может быть сформировано только в такой форме, которая соответствует уже имеющимся представлениям, которая может вписаться в их систему, в мировосприятие и в мировоззрение человека. Мы уже видели, что представления человека отражают потребности человека и его врожденные и приобретаемые формы поведения. Потребности, формы поведения и представления взрослого человека окончательно формируются в процессе общения, в процессе и по мере овладения языком человеческой речи.
«Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и ввосприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является простой суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта».
Следовательно, человек видит не только и не столько то, что у него перед глазами, сколько то, что находится перед его мысленным взором. Человек видит прежде всего то, о чем он думает, а перестать думать обычный человек не может ни на мгновение.
Причем, слово «думать», как мы уже выяснили в начале нашего изложения, означает то, что человек не управляет мыслями, а находится в их власти, во власти слов, являющихся носителями этих мыслей. Например: «Когда говоришь взрослым; «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби» — они никак не могут представить себе этот дом. Мм надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!».
Многие скажут, что Антуан де Сент-Экзюпери гиперболизирует, но на самом деле здесь нет ни малейшего преувеличения. Люди видят не то, что у них перед глазами, а то, что находится перед их мысленным взором. Люди смотрят не глазами, а мыслями, постоянно идущими через их сознание и приобретающими форму внутреннего диалога.
Человек не видит физическую реальность, человек видит ментальную реальность. В этом отличие человека от животных. Животное смотрит глазами, и, если оно ослепнет, оно не сможет самостоятельно выжить в своих естественных условиях и погибнет. Слепой человек в своих естественных условиях (среди людей) может не только выжить, но и занять видное положение. Глаза для него лишь вспомогательный орган. В этом великая сила человека, но в этом и его величайшая слабость!
Основные иллюзии жизни
ИЛЛЮЗИЯ ОТДЕЛЕННОСТИ
Иллюзия отдельного «я»– подразумевает ощущение отделенности от других, и в жизни может проявляться как «я это я, а ты – это ты». Это чувство отдельности воспринимается обычно как «я являюсь отдельным существом и не имею ничего общего с остальными шестью миллиардами людей, а также со всеми этими вещами и явлениями».
С этой иллюзии начинается жизнь в том виде, какой мы ее знаем. Эта иллюзия – основная и очень могущественная, на нее наслаиваются все остальные иллюзии жизни, которые только укрепляют ее. Поэтому, можно сказать, что «я и не я» – это базовая дуальность. Как только появляется отдельное «я», сразу же появляются и отдельные «другие».
ИЛЛЮЗИЯ БЫТИЯ ОБЪЕКТОМ
Отождествленность. Я есть тело, я есть ум, я есть чувства, дух, душа и т. д. – все эти и другие отождествленности появляются вслед за возникновением иллюзии отделенности, или же одновременно с ней, детализируя ее.
Но замечу, что все эти отождествления – это просто мысли и восприятия, возникающие периодически и имеющие ту или иную степень кажущейся реальности, причем эта степень не всегда одинакова.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ
Эта иллюзия (личного авторства) возникает из-за наличия двух предыдущих иллюзий, и проявляется в виде ощущений (мыслей, восприятий ) типа «я подумал, я решил, я сделал» и т. д. Замечу, что пока нет иллюзии отделенности и отождествлений, не может возникнуть идея о личной причинности.
Также можно заметить, что иллюзия личной причинности присутствует далеко не всегда, а только в те моменты, когда важно, «кто это подумал, решил или сделал».
Человек склонен упускать из виду тот факт, что он сам по себе является результатом деятельности генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов, и, упуская все эти предыдущие обуславливающие причины, ум (эго) присваивает всю причинность себе, что является важной иллюзией жизни.
ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ ВЫБОРА
Периодически у каждого человека возникает ощущение свободы выбора, и это нормально, потому что создание иллюзии свободы выбора – часть функционирования ума. С этим ничего не поделаешь, так происходит, и так должно быть – до поры до времени.
Иллюзия свободы выбора столь сильна и желанна, что часть ума, считающая себя «я», не хочет даже думать, что это просто иллюзия. Ум должен поддерживать собственное существование и не станет разрушать то, что сам же и создает. Но есть ли свобода выбора на самом деле?
Настоящая ли это свобода выбора, или же банальная обусловленность, замаскированная амбициозным умом под свободу выбора? Это можно выяснить путем самоисследования.
Теперь рассмотрим, к каким последствиям приводит иллюзия свободы выбора в жизни каждого человека.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Можно заметить, что ощущение ответственности целиком и полностью зависит от наличия предыдущих иллюзий, и без них возникнуть не может. Вы считаете себя (у вас есть такие восприятия) отдельным существом, которое является кем-то (чем-то), кто имеет ощущение личной причинности и свободы выбора.
Следовательно, на вас лежит ответственность за ваши мысли, решения и действия – ответственность перед самим собой и/или перед другими. На иллюзии личной ответственности основывается идея и механизм кармы.
ИЛЛЮЗИЯ ВИНЫ
Когда в действиях присутствует идея ответственности, и действия приводят к «плохому» результату, приносят вред «себе» и/или «другим», автоматически возникает ощущение вины. «Это я виноват, потому что это я принял такое решение и действовал в соответствии с ним». Иллюзия вины заставляет человека страдать тем или иным образом.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНЫХ ЗАСЛУГ
Это обратная сторона иллюзии вины. Тоже базируется на предыдущих иллюзиях. «Какой же я молодец, что подумал ту мысль, принял правильное решение и сделал то-то и то-то. Теперь я заслужил того-то и того-то». Эта иллюзия также является частью жизни большинства людей.
ИЛЛЮЗИЯ ЖЕРТВЫ
Я следствие, жертва – возникает из иллюзии, что «другие» тоже являются отдельными отождествленными существами, имеющими личную причинность, свободу выбора и ответственность. Конечно же, если есть эти иллюзии в отношении себя, то они так же есть и в отношении других.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ
Все иллюзии, как перечисленные выше, так и не упомянутые здесь, создают иллюзию личного участия в жизни. Человеку кажется, что он является активным участником жизни — чувствует, думает, делает, затем получает результаты и последствия, удовольствия и страдания.
И ничего с этим не поделаешь, потому что воспринимаемые иллюзии жизни кажутся реальными – до тех пор, пока не перестают казаться такими; а это рано или поздно происходит у всех, по мере духовного роста и самопознания.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Моя жизнь мне только кажется. Мир вокруг: иллюзия или реальность?
Любой человек реализует себя снаружи. Кто-то бизнес организует, кто-то дома строит… Человек со звуковым вектором тоже. Он раскрывает бессознательное внутри себя. Осмысливает происходящее снаружи, находит точные причины поведения людей, событий. Все они родом из бессознательного. Так темное разлитое становится постепенно четким, ясным, наблюдаемым — то есть осмысленным.
Моя жизнь мне только кажется. Мир вокруг: иллюзия или реальность? Иногда я думаю, что вся моя жизнь — это большая иллюзия. Что все происходящее со мной мне только кажется, а на самом деле этого нет.
Происходят какие-то события, я принимаю какие-то решения, совершаю поступки, но это словно не со мной. Я наблюдаю за всем этим со стороны, как будто смотрю фильм. Не особенно захватывающий, но мне интересно, что будет дальше. Как в компьютерной игре — нужно прожить эту жизнь, чтобы перейти на следующий уровень.
Мне не нравится это ощущение иллюзорности моей жизни. Не нравится постоянный монолог в моей голове. Этот беспрерывный поток мыслей, который невозможно прекратить. Быть может, я начинаю сходить с ума?
С чем связано ощущение иллюзорности происходящего и как от него избавиться — поможет разобраться тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Есть ли жизнь вне моей головы?
Обычно человек воспринимает мир внутри и мир снаружи. Мир внутри — это совокупность наших жизненных ориентиров, убеждений, ценностей, мыслей и желаний. Мир снаружи — это окружающая реальность: люди, события, внешние обстоятельства и воздействия.
Однако у небольшой части людей иное мировосприятие. В восприятии обладателей звукового вектора и внешний, и внутренний мир — оба внутри. Внутренний мир — собственное сознание. Ощущение своего Я. Оно кое-что чувствует, много думает…
Внешний мир для звуковика — не мир и люди как таковые, а то, что ими управляет, — бессознательное — и оно тоже внутри него самого. Не то чтобы он это осознавал, но так это устроено.
Любой человек реализует себя снаружи. Кто-то бизнес организует, кто-то дома строит… Человек со звуковым вектором тоже. Он раскрывает бессознательное внутри себя. Осмысливает происходящее снаружи, находит точные причины поведения людей, событий. Все они родом из бессознательного. Так темное разлитое становится постепенно четким, ясным, наблюдаемым — то есть осмысленным.
Эрогенная зона звуковиков — ухо — настроена на тонкое восприятие волны — звуков, смыслов. Природная задача звуковиков, часто неосознаваемая: постигать то, что является причиной всего — психику человека, бессознательное, силы, которые оживляют этот мир. То есть весь фокус их внимания на неовеществленном. Соответственно, их желания никак не связаны с материальным — для них нет в нем ничего интересного. А когда главное звуковое желание не наполнено, то все это — семья, деньги, слава, почет — и вовсе кажется мелким, пустым, бессмысленным.
В норме звуковой человек вслушивается в звуки снаружи. Но звуки эти не должны быть травмирующими. Так же, как глаза зрительного человека хотят наблюдать красоту внешнего мира, ухо «желает» вслушиваться, распознавать приятные звуки и их смыслы. Приятные — это какие? Это красивая музыка, переливы мелодий, наполненные чувствами. Это слова, имеющие смысл, на темы, интересные звуковику — о его предназначении, о Вселенной, о мироустройстве, о строении психики, бессознательного.
Вслушивание в звуки извне, фокус на смысле слов, сказанных или написанных, активирует его абстрактный интеллект, возникает сосредоточение, результатом которого становятся мысли, идеи, осознания, открытия. Будь то математические или физические формулы, программный код или идеи, как осуществить социальное преобразование. Главное — найти еще одну закономерность, описывающую мироустройство, раскрыть то, что раньше было сокрыто и непонятно для человеческого понимания. И этим самым продвинуть человечество в развитии еще на один шаг вперед.
При достаточном сосредоточении звуковому интеллекту под силу решать невероятно сложные задачи. В этом случае сохраняется связь с окружающим миром, людьми, и звуковик чувствует осмысленность и радость жизни, а себя — нормальным, состоявшимся. У него могут быть нехватки — желание бОльшего, но не будет тяжелых звуковых состояний, когда мир кажется иллюзорным и бессмысленным, не будет депрессии и уж тем более мыслей о суициде.
Путь в никуда
Когда же звуковик не сосредоточен на звуках и смыслах окружающего мира — он сосредоточен на самом себе напрямую. Он напряженно думает о себе, своей судьбе, своем предназначении. Растет внутренняя пустота, которая ощущается как страдание. Появляется ощущение бессмысленности жизни. Каждый день кажется прожитым впустую.
Утрачивая связь с окружающим миром, звуковик теряет способность продуктивно мыслить, его огромный объем психического словно превращается в вакуум. Мир кажется иллюзорным. Человек со звуковым вектором мучается рассеянностью внимания, ему сложно понимать, что от него хотят окружающие, может теряться способность распознавать смысл чужих слов. Приходится напрягаться, переспрашивать — «А? Что?».
Чаще всего сосредоточенность на себе происходит с ним в случае, когда окружающий мир становится для него источником боли. Любые шумы, крики и особенно оскорбительные смыслы (ругань, в том числе матерная) его сверхчувствительный слух воспринимает болезненно. Это провоцирует желание отгородиться от внешнего мира.
Когда звуковику плохо, он все глубже погружается в себя. В попытке уйти от болезненной реальности, не понимая, что с ним происходит на самом деле, он замыкается в себе, в мыслях о себе. Там, где тихо, там, где все мысли о том, что ему интересно, все привычно, понятно и не так больно.
Одна за другой начинают обрываться его социальные связи — он не держится за работу, жилье, имущество, начинает избегать отношений, живого общения, личного и связанного с работой. На свою жизнь он смотрит со стороны, словно все это его не касается. Окружающий мир все больше напоминает иллюзию, виртуальную игру, бессмысленную череду событий. Некое реалити-шоу за непроницаемым стеклом.
Однако чем дальше звуковик от реальной жизни, тем менее он счастлив. Обрывая связь с окружающим миром, он не может обеспечить полноценную реализацию свойств звуковой психики. Мощный двигатель абстрактного интеллекта при этом работает вхолостую. Как бы звуковик ни старался, у него не получается создать новую мыслеформу (осознание, открытие, понимание), когда он оторван от других людей. Накапливая неудовлетворенность, он неизбежно приходит к состоянию депрессии, свойственной исключительно людям со звуковым вектором.
Здравствуй, реальный мир
Психический объем современного звуковика огромен, наполнить его звуковые желания крайне сложно, а без сосредоточения снаружи просто невозможно.
Только изучение психики человека на тренинге Юрия Бурлана позволяет кардинально изменить состояние звуковика к лучшему. Во-первых, это то, что звукового человека наполняет, ведь именно это его главное желание, пусть и не всегда осознанное.
Во-вторых, когда звуковик изучает системно-векторную психологию, он получает четкую систему отличий, психических особенностей разных людей. Теперь, вслушиваясь в окружающий мир, он слышит не просто какофонию звуков, угнетающую своей бессмысленностью, а истинные смыслы слов, начинает улавливать, какие желания стоят за тем, что говорят люди, что они делают, какая психика у того или иного человека, всю цепочку причин и следствий.
Раскрывая природу другого человека, явно наблюдая (можно сказать слыша) его бессознательное, звуковик начинает лучше понимать самого себя. Именно на сравнении других с собой он становится способным постичь собственное Я. Этот человек такой, этот — другой, а я — вот такой. У меня вот такая психика, такая природа, такое предназначение.
Именно звуковику под силу раскрыть тайны человеческой души и ответить на вопрос о смысле жизни — через эту внутреннюю работу он способен реализовать свои желания, возможности и таланты.
Вместе с пониманием психики человека на тренинге «Системно-векторная психология» возникают перемены в мировосприятии. Жизнь больше не кажется иллюзорной, хаотичной, так как приходит глубокое осознание происходящего и вместе с этим — осмысленность жизни. Многие участники тренинга отмечают, что у них появилась радость от взаимодействия с окружающими, искренний интерес к людям.
Сделайте первый шаг к пониманию себя и к изменению своей реальности. Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология».
Жизнь как сон: зачем людям иллюзии?
Горькая правда или приятное заблуждение? Желая убежать от стресса или разочарования, люди часто выбирают второе – и, незаметно для себя, плотно подсаживаются на иглу собственных галлюцинаций. Живут в сказочном волшебном мире, где контекст событий – в их пользу, удача – на их стороне, а неприятности можно развести руками. Тот факт, что пробуждение от сладкого сна неминуемо, а «похмелье» будет тяжким, их, как правило, не останавливает: «страшная рожа действительности» пугает гораздо больше. Проще верить в то, во что хочется, наплевав на истину. Иногда такое состояние является временным защитным механизмом психики, иногда – творческим приемом, а порой и болезнью. Вопрос, как всегда, сводится к тому, насколько все запущено.
Грезы про грезы
Отдельная каста «иллюзионистов» – это писатели, сценаристы и прочие творческие личности, связанные с собственным вымыслом особыми тонкими взаимоотношениями, балансирующими от полной вовлеченности до отстраненного анализа. С одной стороны, их задача – вполне осознанно и достоверно воссоздать иную реальность, контролируя ее на каждой стадии процесса, с другой, иногда вымысел настолько правдоподобен, что приходится даже объяснять аудитории, что сам-то автор – «не верблюд». Например, автора «Лолиты» Владимира Набокова после этого романа в чем только не обвиняли – слишком уж убедительным и автобиографичным показался многим плод его воображения. Да и автор хоббитов и «Властелина колец» – английский писатель и поэт, переводчик, лингвист, профессор Оксфордского университета Джон Рональд Руэл Толкиен вряд ли бегал по лесам в колпаке волшебника – в отличие от армии поклонников его таланта, которым нравится жить в придуманной им сказке. Но если сам автор хотя бы отчасти не верит в то, что делает, и не сживается со своими героями, кто вообще тогда ему поверит?
Осмысленные манипуляции с реальностью любят и блогеры, и многие публичные люди. Их удел – развлекать толпу, продавая ей пусть и фальшивую, но красивую картинку. И это не считая интернет-троллей, которые просто скачивают с других посредством разных трюков определенные эмоции. Все они прекрасно понимают, как обстоят дела на самом деле, но другим транслируют некую художественную постановку.
В обычной жизни все гораздо проще: иллюзии помогают людям выжить. Например, женщинам проще думать, что супруг вовсе не изменяет, помада на его рубашке – на самом деле, кетчуп, его «совещание», действительно, длилось до утра, и так далее. А если «Он» посмотрел, то это, безусловно, любовь на всю жизнь. Конечно, потом все эти мифы с грохотом рухнут, но пока они существуют, жить гораздо веселее.
Естественно, не обходит стороной эту тему и кинематограф – главная «фабрика грез» современного мира. Фильмы «Ванильное небо» (2001), «Любит не любит» с Одри Тоту (2002), «Анна М» (2007), «Про любoff» (2010) и множество других посвящены тому, насколько серьезно человек может оторваться от реальности и переместиться в вымышленный мир, где ему приятно, безопасно и комфортно.
По сюжету «Ванильного неба», герой фильма – молодой, красивый и богатый плейбой (его играет Том Круз) после аварии оказывается обезображенным, от него уходит девушка, жизнь рушится. Жить в таком виде герою невмоготу, но корпорация будущего, которую он нашел в интернете, продает ему «альтернативную реальность». В ней он излечивается, возвращает свою внешность, любовь, влияние – и, конечно, ничего не помнит о реальном прошлом. Но что-то все же не дает ему покоя, и это «что-то», в итоге, приводит к трагедии.
«Про любoff» тоже раскрывает две правды и два взгляда на одни и те же события – женский и мужской, и эти линии друг с другом даже не пересекаются. Вообще женщины – существа романтичные и любят гипертрофировать реальность в свою пользу. Мужику (герою фильма) особо ничего не нужно, но героиня влюбляется в него «без задних ног». Причем в этом сюжете, в отличие от двух предыдущих, никаким психическим отклонением девица не страдает. И таких, справедливости ради, хватает и в реальной жизни.
«Капельница с заблуждениями»
«Исходя из моего большого врачебного опыта, могу сказать, что большинство людей живет в иллюзиях, – поясняет психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин. – Все знают, что это плохо, но далеко не каждый готов признать свое личное пристрастие. Все мы в большей или меньшей степени подключены к капельнице с заблуждениями – в представлениях о себе, об этом мире и окружающих людях».
По определению Ожегова, этот термин имеет два значения. Первое – обман чувств, ошибочное восприятие предметов. Второе – что-то несбыточное, мечта.
«В зависимости от выбора определения, отношение к этому предмету разное. Если речь идет об ошибочном восприятии предметов, то оценка однозначно негативная. При поступлении пациента в психиатрический стационар врач психиатр пишет стандартную фразу «дезориентирован в месте, времени и собственной личности». Ищет он, конечно, грубую психическую патологию, типа бредовой и галлюцинаторной симптоматики», – поясняет Фомин.
Иллюзии – не такое грубое расстройство психики, но и не самое адекватное ее состояние. «У меня была одна пациентка, которая с трудом заводила отношения с противоположным полом, а если уж такое случалось, вылезала вторая проблема – созависимость. Но первичными были иллюзии: например, в кафе на нее как-то по-особенному посмотрел мужчина, и в этом взгляде, с ее слов, была вся любовь и страсть этого мира. Она сразу влюблялась, докручивала этот мотив и считала, что это с его стороны взаимно (т.е. попадала в зависимость от своей иллюзии). Когда разбираешь такие ситуации детально, выясняется, что парень был просто добр и мил с девушкой, даже без флирта. Отвечая на вопросы врача и проговаривая все вслух, пациенты будто примеряют свою иллюзорность к реальности и сами начинают осознавать все надуманность сказанного. Наступает тяжелое похмелье после иллюзорной интоксикации. Но, как правило, это длится недолго – например, та пациентка снова прыгала в подобные фантазии, как наркозависимый за новой дозой», – рассказывает собеседник «МИР 24».
Второе толкование термина – это иллюзия как мечта. «Это не так плохо, ведь в этом живут три женщины, которые делают нас гуманистами, героями и мечтателями: Вера, Надежда и Любовь. Мечты дают человеку мотивацию. Из писем советских солдат с фронтов Второй мировой часто красной нитью прослеживаются фантазии о возвращении домой к семье – мечта, которая давала нечеловеческую сверхсилу, чтобы выжить в этом аду», – говорит врач.
Иногда в литературе встречаются примеры, когда мечта, даже не осуществленная, помогает человеку не просто прожить жизнь, но прожить ее вдохновенно. «Если суммировать, все эпизоды сверхусилий или перенапряжений связаны с мечтами о великом, к примеру, спасении мира, помощи человечеству, патриотическом порыве», – поясняет Евгений Фомин.
Так что мечтать, в целом, не вредно – главное не переусердствовать. То есть, к примеру, человек может восхищаться Наполеоном, изучать его биографию, стремиться достичь в жизни каких-то значимых успехов, но если он реально возомнит себя Наполеоном и начнет так представляться при знакомстве, его участь, скорее всего, будет незавидной. Придется конкурировать с десятком-другим прочих «Наполеонов» – товарищей по палате, а это для нестабильной психики, опять же, тяжкий стресс.