Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790 – 7 июля 1866), немецкий педагог
Краткие биографические данные
Дистервег родился в 1790 году в немецком городе Зиген, его отцом был судебный служащий. Народная школа и латинская школа, которые окончил Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что послужило основой интереса будущего педагога к обучению в народных школах.
В 1808 году начал обучение в Гернборнском университете, спустя год продолжил обучение университете в городе Тюбинген, по окончании которого в 1811 году была защищена докторская диссертация.
В 1811 году начал осуществлять практическую педагогическую деятельность в качестве домашнего учителя, а затем получил должность учителя гимназии.
В ходе осуществления педагогической работы в городе Франкфурт на Майне, Дистервег познакомился с несколькими педагогами, которые следовали в своей педагогической деятельности идеям Песталоцци. Данное знакомство сыграло большую роль в его дальнейшей педагогической деятельности, Дистервег начинает разрабатывать идею функционирования народной школы как школы, направленной на развитие у детей активности и самостоятельности мышления, кроме того, педагога занимал вопрос об осуществлении подготовки педагогического коллектива для таких школ.
Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской работой (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, принимал активное участие в работе учительских семинаров в Мерее, в Берлине.
Кроме педагогической работы, с 1827 года занимался редактирование педагогического журнала «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе», а в 1851 году издал свой собственный журнал, который назвал «Педагогический ежегодник».
Готовые работы на аналогичную тему
В 1848 году прусское правительство обвинило Дистервега в «опасном вольнодумстве», отправило его в отставку, после чего педагог занялся литературной и общественно-политической деятельностью, которую продолжал до самой смерти. Умер в 1866 году от холеры.
Вклад в науку
Дистервег внёс огромный вклад в педагогическую науку. Педагогом подробно рассматривались вопросы воспитания, данную проблематику отражают статьи, посвящённые принципам воспитания. Кроме того, автором обосновывается необходимость реализации обучения, носящего воспитывающий и развивающий характер. В большинстве статей также затронуты вопросы личностных и профессиональных качеств учителя, требованиях к учителю.
Большинство педагогических идей Дистервега опирались на исследования Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Наиважнейшими принципами воспитания педагог считал принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Данные принципы не потеряли своей актуальности и в современной школе.
На основе данных принципов была сформулирована целостная система дидактических правил, которая была представлена в труде «Руководство к образованию немецких учителей». В работе представлены важные советы и рекомендации, предназначенные учителям, на основе которых происходило самообразование педагогов, самосовершенствование педагогической деятельности. В данном труде значительное место отведено описанию четырёх групп дидактических правил, которыми может определяться воспитательная деятельность школы. Группы правил касались организации обучения учеников, содержания учебного материала, планирования обучения в соответствии с различными условиями, а также профессиональных качеств учителя и организации педагогической профессиональной деятельности.
Значительным вкладом Дистервега в педагогическую науку также является возрастная периодизация детей школьного возраста, в которой представлено описание трёх ступеней возрастного развития школьников с опорой на ведущую деятельность и характерные особенности данного периода.
Педагогическая деятельность и педагогические труды Дистервега представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.
Основные труды
Педагогические исследования Дистервега отражены в большом количестве статей и трудов, они посвящены общей педагогике, теории воспитания, дидактике, кроме того, был выпущен ряд учебников и методических рекомендаций для учителей по преподаванию математики, астрономии, естествознания, географии, родного языка.
В качестве наиболее интересных трудов Дистервега можно назвать следующие:
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg ) — немецкий педагог, либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.
Содержание
Биография
В 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47).
Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—1866) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851—1866).
После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.
Педагогические идеи
Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Цели и принципы воспитания. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. [2]
Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть. [3] Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура. [4] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище». [3] Ребенок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
Три ступени возрастного развития детей школьного возраста.
Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Предметы преподавания: отечественная история, география, родной язык, естественные науки, математические науки. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности. [1]
Начальная школа. Начальная школа должна уделять основное внимание привитию навыков. Развивать умственные силы и способности. Учить умению самостоятельно работать, усваивать учебный материал. Использовать развивающий метод обучения.
Средняя школа должна вооружить учащихся разносторонними и научными знаниями.
Правила и принципы обучения. Принципы: природоссобразность, наглядность, сознательность. Правила обучения. Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным Я. А. Коменским правилам. [5]
Требования к учителю. Должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. [6] «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». [7]
Последователь Песталоцци, Дистервег творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания он считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью Дистервег понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Он не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса, однако выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и данной страны, то есть с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования.
Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.
Дистервег — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная его работа — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).
В педагогической мысли первой половины XIX в. теоретическая и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега представляла собой поворот к новому пониманию многих педагогических проблем. [8]
Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. Передовые русские педагоги 1860-х годов Пётр Редкин, Николай Бунаков, Николай Корф, Иосиф Паульсон высоко оценивали учение Дистервега.
В ГДР существовала медаль имени Дистервега, которой награждались заслуженные учителя.
Учился в университетах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене. В 1811-1820 годы преподавал физику и математику в средних учебных заведениях в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820-1832), Берлине (1832-1847). Издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter…» (1827-1866) и «Pädagogisches Jahrbuch» (1851-1866). Дистервег стремился к объединению немецкого учительства; в 1831-1841 годы создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 году избран председатель Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 года вместе с депутатами левой фракции прусского Национального собрания подписал «Записку 23», авторы которой выступали против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки Церкви над школой. В 1847 году отстранён от должности, в 1850 году уволен прусским правительством в отставку «за опасное вольнодумство»; продолжал литературную и общественно-политическую деятельность.
Последователь И. Песталоцци, Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Автор свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. В 1835 году опубликован основной труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» в двух томах (русский перевод: 1913 года под названием «Руководство для немецких учителей» (сокращённое издательство); 1956 года (расширенное издательство)).
Основными принципами воспитания Дистервег считал природосообразность (naturgemassheit) и культуросообразность (kulturgemassheit). Под природосообразностью понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Требование культуросообразности у Дистервега означало необходимость учитывать в воспитании исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. Дистервег психологически обосновал впервые выраженные Я.А. Коменским правила: «от близкого к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил.
Сочинения:
Sämtliche Werke. B., 1956-2003. Bd 1-17;
Избр. педагогические соч. / Сост. В. А. Ротенберг. М., 1956.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог — Философия
Образование в Университете Херборна и Тюбингена в 1808-1811 годах, Дистервег начал преподавать в 1811 году. Он преподавал около двух лет в Мангейме и Вормсе, прежде чем перешел в модельную школу во Франкфурте-на-Майне. Позже он стал ректором латинской школы в Эльберфельде. В 1820 году он был назначен ректором нового учительского семинара в Море, где применял методы Песталоцци. В 1832 году он был призван в Берлин, чтобы возглавить новую общественную школьную семинарию в этом городе. Здесь он доказал, что является убежденным сторонником несектантского религиозного учения. В 1846 году он основал Институт Песталоцци в Панькове и общества Песталоцци для поддержки вдов и сирот учителей. Из-за разногласий с властями по поводу важных шагов высшего образования он попал в постоянные трения и в 1847 году покинул семинарию. В 1850 году он получил государственную пенсию. Затем он продолжал активно пропагандировать свои просветительские идеи в периодических изданиях. В 1858 году он был избран в Палату представителей Берлином и проголосовал за либеральную оппозицию.
Философия
Дистервег считал, что важнейшие факультеты и ответственность в обучении важны, и стремился реформировать социальные, экономические и моральные аспекты образования, публикуя влиятельную «Pädagogisch Wollen und Sollen». Он основывал свою программу на том, что он называл «основными принципами борьбы за жизнь», которые он видел в конфликте между католичеством и протестантством. По его мнению, в конфликте существует несколько «противоположностей» (различных вариантов), которые можно свести к одной «власти или свободе, католицизму или протестантизму».
В своих усилиях по реформированию школ Дистервег хотел устранить политическое и религиозное влияние из самого класса и вместо этого в большей степени учитывать социальный фактор. Он верил в доступность образования: «Обучайте людей прежде, чем беспокоиться об их профессиональной подготовке или классе, [ибо] и пролетарий, и крестьянин должны получить образование, чтобы стать мужчинами»; он также верил в помощь бедным через образование. Он хотел профессионализации государственных учителей и боролся за относительную автономию школ; он также оказывал влияние на учителей того времени через свою газету «Rheinische Blätter».
Очерки
Дистервег был плодовитым писателем на образовательную тематику и автором нескольких учебников. Он был автором 50 книг и опубликовал около 400 статей; ему приписывают заслуги в том, что он нарисовал термин «учиться делать, делая» из одного источника. В 1851 году он основал в Берлине «Пядагогический Ярбух». К его публикациям относятся:
Краткая биографическая информация
Дистервег родился в немецком городе Зиген в 1790 году, его отец был судебным клерком. Государственная школа и латинская школа, которую посещал Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что вызвало у будущего педагога интерес к преподаванию в государственных школах.
В 1808 году он начал учебу в университете Хернборна, а через год продолжил ее в университете Тюбингена, где в 1811 году получил докторскую степень с диссертацией.
В 1811 г. он начал свою практическую педагогическую деятельность в качестве репетитора, а затем учителя в гимназии.
Во время своей педагогической деятельности во Франкфурте он познакомился с несколькими педагогами, которые ориентировались в своей педагогической работе на идеи Песталоцци. Этот знакомый сыграл важную роль в его дальнейшей педагогической деятельности. Он начал развивать идею начальной школы как школы для развития активности и самостоятельности мышления у детей.
Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской деятельностью (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, он активно участвовал в семинарах по подготовке учителей в г. Мере, Берлин.
Кроме педагогической работы, с 1827 года он занимался изданием педагогического журнала «Rheinisches Blatt für das Schulwesen mit besonderer Berücksichtigung der öffentlichen Schule», а в 1851 году выпустил свой собственный журнал, который назвал «Pädagogisches Jahrbuch».
В 1848 году прусское правительство обвинило Дистервега в «опасном вольнодумстве» и отправило его в отставку, после чего учитель стал активно заниматься литературной и общественно-политической деятельностью, которую он продолжал до самой смерти. Он умер от холеры в 1866 году.
Вклад в науку
Компания «Дистервег» внесла большой вклад в развитие образовательной науки. Педагог углубленно занимался вопросами образования, и в статьях, посвященных принципам образования, отражена эта проблема. Кроме того, автор обосновывает необходимость образования и обучения в целях развития. В большинстве статей также затрагиваются личные и профессиональные качества преподавателя, требования к нему.
Большая часть образовательных идей Дистервега была основана на исследованиях Й.-Я. Руссо и И.Г. Песталоцци. По его мнению, такие принципы образования, как естественная адаптация, культурная адекватность и автономия, имеют очень большое значение. Эти принципы не утратили своей актуальности в современных школах.
На основе этих принципов он сформулировал всеобъемлющую систему дидактических правил, которая была представлена в его работе «Учебное пособие для учителей Германии». В работе содержались важные советы и рекомендации для учителей, которые использовались в качестве основы для самообразования педагогов и самосовершенствования педагогической деятельности. Важное место в этой работе отводится описанию четырех групп дидактических правил, которые могли бы определить педагогическую деятельность школы. Группы правил касались организации обучения студентов, содержания учебных материалов, планирования преподавания в различных условиях, профессиональных характеристик преподавателя и организации профессионально-педагогической деятельности.
Значительным вкладом компании Disterweg в развитие педагогической науки является также возрастная периодизация школьников, которая представляет собой описание трех этапов возрастного развития школьников, основанное на руководящей деятельности и характерных особенностях этого периода.
Педагогическая деятельность и педагогические труды Disterweg представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.
Его основные произведения
Педагогические исследования Disterweg нашли свое отражение в большом количестве статей и работ, они посвящены общей педагогике, педагогике, дидактике. Кроме того, был издан ряд учебников и руководств для учителей по преподаванию математики, астрономии, естественной истории, географии, родного языка.
Некоторые из наиболее интересных работ Дистервега являются следующими:
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg) — немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.
В 1812–1820 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820–1832) и Берлине (1832–1847).
Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831–1841 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал «Rheinische Blatter fur Erziehung und Unterricht» (1827–1866) и ежегодник «Padagogisches Jahrbuch» (1851–1866).
Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости.
После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность.
В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.
Дистервег — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная его работа — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).
Последователь Песталоцци, Дистервег творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания он считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью Дистервег понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию.
Он не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса, однако выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и данной страны, то есть с изменяющимися социально-историческими условиями.