а дуров в жизни и на арене
Детективная история о легендарном цирковом артисте Анатолии Дурове
В Таганроге сегодня хранится около 2000 подлинных документов, писем, контрактов артиста
Вы знаете, как началась история ростовского зоопарка? В справочниках написано, что 26 июня 1927 года на пришкольном участке бывшей мужской гимназии открылся Зоологический сад. Однако в популярных источниках почему-то не упоминают о том, что многообразием редких животных будущий ростовский зоопарк обязан знаменитому артисту цирка (сейчас сказали бы — звезде мирового масштаба) Анатолию Анатольевичу Дурову. Вернее, его смерти. Эта запутанная и, прямо скажем, детективная история до сих пор так и не получила своего объяснения. Впрочем, вот она.
Анатолий Дуров со своим питомцем. Фото из архива музея.
Таганрогу на память
Я решила поднять эту историю и отправилась в Таганрог — город, в котором Анатолий Дуров провел последние годы жизни. Сегодня там находится музей артиста.
И там же живет исследователь цирковой династии Дуровых Татьяна Козубенко. Она заведующая музеем Анатолия Дурова.
— Почему-то мы забыли о том, сколько сделали Дуровы для Таганрога, — рассказывала она мне по телефону. — А ведь Анатолий Дуров привез в город зооцирк, равного которому не было в мире. Его животные (а они были собранны со всех континентов — уникальная коллекция!) стали основой для ростовского зоопарка. Его племянник Владимир Григорьевич перечислил 200 рублей (по тем временам большие деньги) на восстановление Таганрога после его освобождения от фашистов в 1943 году. Пока Анатолий Анатольевич был жив, все городские праздники были настоящими представлениями — звери участвовали даже в демонстрациях. Имя Анатолия Дурова гремело на весь мир, а сейчас о нем практически не вспоминают.
Начало
… Правнук скандально известной кавалерист-девицы (первой в русской армии женщины-офицера) Надежды Дуровой и сын одного из двух основателей цирковой династии (Анатолия Леонидовича Дурова) родился в 1887 году в Петербурге. То, что мальчик одарен, было понятно с раннего детства: он обладал неуемной фантазией, проявлял склонность к актерству, с чувством декламировал стихи, был гуттаперчив и великолепно показывал фокусы. Однако прославился Дуров-младший как дрессировщик.
И дебют его в этом амплуа состоялся аж в 27 лет. Тогда же Анатолий Анатольевич заработал себе имя на номерах с политической сатирой, в которых использовал дрессированных животных. В 1914 году за один из таких номеров прямо на арене Нижегородского цирка его арестовали и сослали в Котельнич Вятской губернии. Стараниями влиятельных родственников и авторитетных друзей (среди них был и писатель Александр Куприн) срок ссылки сократился с 3 лет до 8 месяцев. После заключения Дуров вновь вышел на арену и продолжил работать с животными.
Нужный человек
Революцию он принял, выступал перед бойцами Красной армии и даже получил звание почетного красноармейца. Однако в конце 1920 года Анатолий Дуров уезжает из России за рубеж. Причин эмиграции может быть несколько. Во-первых, весть о таланте нашего дрессировщика уже разлетелась по всему миру (в музее хранятся подлинники зарубежных приглашений и контрактов). Во-вторых, страну лихорадило, политически и экономически и талантливому человеку выживать в этой ситуации было непросто, тем более когда за твоей спиной большой цирк с сотнями зверей, которых нужно ежедневно кормить. В-третьих, карьерный взлет Анатолия Дурова не давал покоя его завистникам — работать в состоянии постоянной травли было невыносимо.
Но такой артист нашему искусству был нужен. Поэтому в январе 1925 года директор Ленинградского цирка отправил Дурову телеграмму, в которой просил вернуться и гарантировал артисту полную безопасность. Анатолий Анатольевич приехал на родину.
Вскоре после возвращения он отправился с гастролями в Ростов-на-Дону. Весь жаркий август 1926 года выступал перед нашей публикой. Каждое представление — полный аншлаг. Один из самых популярных аттракционов — 2-актный спектакль «Собачья свадьба». В одной сцене участвовали до тридцати животных без присутствия дрессировщика: съезд гостей на «паровозе, действующем настоящим паром», медведи-носильщики с оклунками и чемоданами, няньки с колясками и звериными детенышами, суслики-торговцы с мешками орехов, гуси с вязанками бубликов, оркестр «Джаз-банд»: собачки били в барабаны, пели и танцевали, обезьяны играли на пианино и скрипке, попугай пел цыганские романсы. Заканчивалось представление изменой и бегством любовника через окно по веревочной лестнице.
Мне показывали видеозапись этого номера в музее Анатолия Дурова в Таганроге. И могу сказать, что ничего подобного в современном цирке я не видела.
Новая волна травли
В начале сентября того же года таганрогские власти пригласили знаменитого артиста на день города. Анатолий Анатольевич приехал в Таганрог и влюбился в его провинциальную тишину и неспешность жизни. Исследователь Татьяна Козубенко считает, что южный город напомнил дрессировщику места его детства (Анатолий Дуров вырос в Воронеже). Он купил два больших дома у Азовского моря и перевез сюда мать и сестер. Приехали в Таганрог и 300 экземпляров животных — весь его театр зверей, которых он собирал по всему миру. Для того чтобы переправить их, пришлось арендовать целый железнодорожный состав — 33 вагона. Дуров выстроил вольеры для наземных животных и большой бассейн для морских львов и крокодилов. Звери располагались в здании напротив таганрогского цирка (сегодня рядом с этим местом установлен памятник Антону Чехову).
Период жизни Анатолия Анатольевича в доме у Азовского моря (жаль, что он продлился всего два года) — один из самых ярких в истории послереволюционного Таганрога. На представления Дурова зрители ехали со всех окрестных городов и весей. Именитый артист на местной публике не зарабатывал, большинство представлений были благотворительными. Деньги привозил из зарубежных гастролей (ранее заключенные контракты обязывали), и это (да плюс мировая слава) могло стать причиной новой волны травли артиста.
В 1926 году в московской «Рабочей газете» его обвинили в ужасном по тем временам грехе — аполитичности. Но злые публикации на успех артиста не повлияли — на аттракцион Дурова зрители по-прежнему шли толпами, билетов было недостать. Завистники исходили желчью и искали новые способы насолить.
Во время гастролей в Костроме Дуров получил корявую стихотворную записку: «Ну, так что ж, пожинай лавры легких побед. Только знай, все ведь это не вечно. Вот сегодня подох у тебя попугай, завтра все подохнет беспечно».
Попугай, исполнявший цыганские романсы, действительно умер накануне. И причина смерти его так и осталась загадкой. Спустя месяц в Курске застрелили морского льва и от непонятного недуга сдох петух Филарет. Затем на одном из выступлений из-под купола цирка сорвался вертолет с котом и белыми крысами…
Но Дуров не сдавался. Вместо погибших артистов он вводил в спектакль новых. И все становилось на прежние рельсы. Его талант дрессировщика был уникальным. Причем это была «бескровная дрессура», животные работали за похвалу и за вознаграждение. Эту методу в династии Дуровых используют по сей день.
Неслучайная случайность
Дуровская грань
… Три дня длилось прощание, в четверг тело Анатолия Дурова отправили в Москву. Без согласия родственников его кремировали, а урну отправили с сопровождающими в Таганрог. В музее можно увидеть уникальную фотографию того, как встречали и провожали в последний путь любимого артиста. В траурной процессии, казалось, шел весь город.
Рабочего Глазырина признали виновным и осудили «к принудительным работам на 5 месяцев на Ижевских заводах».
А осенью 1933 г. во время очередных гастролей в Ижевске племянник и последователь погибшего артиста Владимир Дуров по поручению двоюродного брата покойного установил на месте гибели дяди памятник. На нем высечена надпись: «На охоте от случайного выстрела 19 ноября 1928 г. здесь трагически погиб известный артист цирка Анатолий Анатольевич Дуров». Ижевчане прозвали это место Дуровская грань. А у цирковых появилась традиция: бывая в Ижевске, приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти великому артисту.
В 1998 году прах Анатолия Анатольевича Дурова перенесли на старое городское кладбище. Здесь находится фамильный участок цирковой семьи. Музей Дурова расположен в центре Таганрога (переулок А. Глушко, 44), к сожалению, не в том доме, где жил знаменитый дрессировщик. В экспозиции около 2000 подлинных документов, писем, контрактов артиста. Есть и уникальные костюмы, в которых работал Анатолий Дуров, и предметы интерьера того времени. Здесь показывают фрагменты документального фильма 20-х годов прошлого века с выступлением самого мэтра и его знаменитым аттракционом «Собачья свадьба». В музее воссоздана карта гастролей по странам мира и биография великого артиста.
Семейное захоронение Дуровых. Фото Светланы Хлыстун.
Мне же больше всего приглянулся живой «экспонат» — маленькая собачка Бэримор, которая рьяно оберегала экспозицию от моего фотоаппарата. Оказалось, что хранитель музейных ценностей Бэримор умеет танцевать и даже исполняет некоторые музыкальные произведения. Но мне демонстрировать свое искусство он отказался.
Сегодня в Музей Дурова водят школьников. Иногда туда заходят туристы. Знакомство с историей этого удивительного артиста стоит всего 60 рублей.
Прима-клоун России и «король шутов» Анатолий Леонидович Дуров (1864—1916)
Великий русский клоун-дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров родился 8 декабря (26 ноября по старому стилю) 1864 года в Москве в старинной и знатной дворянской семье, к роду которой принадлежит легендарная героиня наполеоновских войн, «девица-кавалерист» Н.А. Дурова, бывшая прямой прабабушкой Анатолия. В раннем возрасте лишившись родителей. Анатолий вместе с братом Владимиром воспитывался крестным отцом, адвокатом Захаровым, который и определил мальчиков на учебу в Московский Первый кадетский корпус.
Первый кадетский корпус в Москве
Но военная служба совершенно не привлекала отроков, с детства мечтавших стать цирковыми артистами. Сбежав из дома, Анатолий и Владимир Дуровы устроились в труппу странствующего балагана, где взялись осваивать азы циркового искусства.
Балаган на площади города (XIX век)
Владимир выбрал для себя профессию дрессировщика, Анатолий же решил стать клоуном. Впрочем, на том пути ему пришлось освоить и акробатику и эквилибристику – бродячие цирки тех лет зарабатывали, как и чем могли.
Выступая с акробатическими номерами и переходя из одной труппы в другую, Анатолий Дуров объехав с гастролями пол-России. И, наконец, в 1882 году оказался в Воронеже, где итальянцем Максимилиано Труцци был выстроен один из первых и крупнейших в провинциальной России стационарных цирков.
На этой арене под сценическим именем «Толи» Анатолий Дуров впервые выступил как клоун-дрессировщик. И, сорвав овации публики, подписал с цирком Труцци контракт на целый год.
Но спокойная и размеренная жизнь провинциального города не прельщала истинного циркача. И в 1884 году Анатолий Дуров отправился в Москву, где вступил в труппу Шумана, гастролирующую с цирком Гинне, в состав которого входили исключительно иностранные артисты. Единственный среди иностранцев, тогда он и появился впервые на арене в своем знаменитом роскошном клоунском костюме, вызывая уважение публики своим внешним видом. С этого момента за Анатолием Дуровым начала утверждаться слава будущего Короля шутов.
Анатолий Дуров: выход на комплимент
Ставший первым из клоунов, выступающем без грима, в богатом костюме и под своей фамилией, а не под псевдонимом, А. Л. Дуров был мастером разговорного жанра или, говоря современным языком, стендап-комиком. Многие называют именно его родоначальником политической сатиры. Но как бы там не было, к началу 90-х годов XIX века артист оказался настолько успешным, что ведущие цирки страны не представляли свою программу без его номеров, а публика часто ходила только «на Дурова», покидая выступления прочих мастеров цирковой арены.
Гастрольная афиша Анатолия Дурова
В 1889 году Анатолий Дуров поехал на зарубежные гастроли. Заграницей, как и в России, русского клоуна неизменно встречали «на ура», смеясь над его колкими, жесткими, порой, обидными шутками над чиновниками и полицейскими, власть имущими и невеждами, монархами и их приближенными.
Анатолий Дуров на гастролях в Токио
С неизменным успехом он одну за другой объехал крупнейшие страны Европы — Германию, Австрию, Францию и Испанию. И в 1895 году в Дюссельдорфе вышел, так называемый, «Артистический лексикон», в котором были перечислены лучшие цирковые артисты всего мира. Из русских здесь назван только Анатолий Дуров.
«Король шутов» Анатолий Дуров
Кстати, посвятивший свою жизнь дрессировке животных, брат Анатолия Дурова, Владимир также стал известным цирковым артистом. Но мировой славы так и не достиг. Здесь, наверное, и кроются истоки непримиримой вражды двух братьев – родоначальников двух цирковых династий.
Два брата: А. Л. Дуров и В. Л. Дуров
К началу XX века слава знаменитого клоуна Анатолия Дурова достигла своей вершины. Его имя было известно почти всей Европе. Любой цирк принимал его с радостью, соглашаясь на все условия, на выплату огромных гонораров, достигавших пятидесяти процентов от сбора.
А.Л. Дуров и часть его коллекции раритетов
В конце концов, эта коллекция выросла настолько, что перевозить ее с места на место стало проблематично. И тогда Анатолий Дуров решил обзавестись собственным домом, где бы он смог разместить и, главное, показать людям свои сокровища.
А.Л. Дуров: переезд на жительство в Воронеж
В 1901 году, приехав на гастроли в Воронеж – город, где он дебютировал, как клоун, Анатолий Леонидович купил заброшенную усадьбу на Мало-Садовой улице, ныне носящей его имя, где обосновался на жизнь вместе с первой женой Терезой, тремя детьми и второй женой Еленой.
Дом-музей А.Л. Дурова в Воронеже
Так Воронеж стал резиденцией артиста, которого современники, подчеркивая масштаб его дарования, называли «Шаляпиным русского цирка». И потому его собратья по цирковому ремеслу объявили город «дуровской столицей», а самого Дурова – «Почитай-губернатором» Воронежа.
Воронеж в начале XX века и его «Почитай-губернатор» А.Л. Дуров
Приобретенная Анатолием Леонидовичем, усадьба была перестроена им в экзотическом стиле. В ее архитектуре нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур (Египет, Греция, средневековая Европа и т.п.).
Макет воронежской усадьбы А.Л. Дурова
На трех террасах усадьбы, помимо жилого дома, стояли беседка-бельведер, грот с аквариумом, античные статуи, фонтаны, манеж для дрессировки животных, полуразрушенный средневековый замок, к которому вел подземный ход, А ниже усадьбы находилась знаменитая на весь Воронеж пристань Дурова, где в воде на сваях стоял павильон в виде большой беседки.
Одна из былых достопримечательностей Воронежа на открытке начала XX века
Во дворе усадьбы находились так же музейные павильоны, где размещались коллекции картин, скульптуры, а также археологические и этнографические экспонаты.
А.Л. Дуров в отделе естествознания своего воронежского музея
И в этом смысле заполненный раритетами дом знаменитого артиста стал одной из самых больших достопримечательностей города и первым в Воронеже частным общедоступным музеем, каталог которого насчитывал 20 различных разделов. В отдельном зале хранились картины И. Айвазовского, И. Шишкина, А. Бенуа, В. Маковского, В.Верещагина, В. Поленова и самого Анатолия Леонидовича, который писал великолепные картины маслом на стекле. Даже критики тех времен очень высоко ценили его работы.
А. Л. Дуров в художественном отделе своего музея
О характере усадьбы и ее владельца хорошо говорит надпись, сделанная Анатолием Леонидовичем при входе в дом: «Кто ходит ко мне, тот делает удовольствие, а кто не ходит — одолжение». Здесь, в Воронеже, он собрал вокруг себя всех, кого любил. В разное время в усадьбе Дурова гостили его друзья — писатели А. Куприн и В. Гиляровский, русский силач и борец И. Заикин, великий певец Ф. Шаляпин и другие люди, составлявшие славу России.
А. Л. Дуров среди родственников во дворе своей воронежской усадьбы
Отдельной страницей в историю Воронежа А.Л. Дуров вписан, как человек, создавший в марте 1910 года совместно с инженером Е.О. Бурковским первую в городе секцию воздухоплавания, после чего в октябре того же года первым из воронежцев поднялся в небо над Воронежем в качестве пассажира аэроплана, который пилотировал один из самых первых русских авиаторов, легендарный атлет и чемпион мира по французской борьбе И. М. Заикин.
Аэроплан «Фарман 4», впервые поднявшийся в небо над Воронежем
С именем А. Л. Дурова так же связан и первый фильм, когда-либо снятый в Воронеже. В 1914 году на территории его воронежской усадьбы прошли съемки кинокартины «Война XX века», продюсером и режиссером которой выступил сам Анатолий Леонидович. И ту работу смело можно назвать первой в мире фарс-кинокомедией, ибо все роли в фильме сыграли свиньи, собаки, гуси, куры и индейки — более 500 домашних животных, через образы которых Анатолий Леонидович пытался показать бессмысленность войны, впоследствии названной Первой мировой.
А.Л. Дуров со своими дрессированными животными
Анатолий Леонидович Дуров умер в возрасте 52 лет. Находясь на гастролях в Мариуполе, он заболел и скончался от воспаления легких 20 января (7 января по ст. ст.) 1916 года. Прах артиста был перевезен в Москву, где артист был похоронен при большом стечении народа в родовой усыпальнице. А на десятую годовщину смерти А.Л. Дурова, когда боль утраты стихла, писатель А.И. Куприн написал панегирик в честь своего друга: « Я рад, что могу теперь гораздо свободнее сказать, что Анатолий Дуров, дававший людям во всю свою большую жизнь так бесконечно много беззлобного, свежего смехе, приковывавший их глубокое и здоровое внимание к своим ученым веселым и милым зверятам, что этот величайший русский цирковой артист, впервые показавший, что клоун не шут, а художник и сатирик, что он достоин своего памятника: пусть по нынешним временам не в бронзе, а хотя бы в благородных признательных сердцах».
Изготовленный во Франции, памятный жетон в честь русского премьер-клоуна А.Л. Дурова
В начале 1930-х годов московскими властями было принято решение о сносе старинного кладбища, где находилась усыпальница рода Дуровых. И потому урна с прахом «Короля шутов» была перевезена родственниками в Воронеж, где она более полувека хранилась под крышей знаменитого дома — поначалу жилого, а в 1978 году переоборудованного под музей А.Л. Дурова. И только в 1997 году урна с прахом великого русского клоуна-дрессировщика была предана земле — во дворе усадьбы, под могильной плитой с лаконичной, как у всех королей, надписью, не требующей пояснения, кому принадлежит это надгробие.
Надгробная плита на могиле А.Л. Дурова во дворе его дома-музея в Воронеже
В очередном выпуске исторической рубрики «Важная бумага» удивительный автобиографический материал первой советской дрессировщицы из великой цирковой династии Дуровых. Его записал нынешний издатель altapress.ru Максим Герасимюк. Этот текст — как будто глава из цикла «ЖЗЛ».
От автора
Уникальный хирург Мулдашев сказал о ней «Человек от Бога». Мне добавить абсолютно нечего…
Цирковая сумасшедшая
Последний звонок
Анатолий Дуров ее подхватил и прожил с ней всю жизнь. Девушку звали Терезой. Это моя родная бабка. А в нашем роду обычно рождались мальчики. И вот родилась я. Мне дали имя в честь бабки. Я — Тереза Вторая. А моя дочь — Тереза Третья. ( Тереза Дурова-младшая являлась на момент интервью руководителем столичного Театра клоунады. — Прим. altapress.ru).
Голос Шаляпина
Этот дом продавать было нельзя. Жить в нем нашей семье было некогда. Поэтому после смерти деда мы превратили дом в Музей Дурова и передали его городу.
Дуровские перила
Прабабкины гены
Это была истинная правда. Ведь моя прапрабабка — участница войны 1812 года Надежда Дурова ( кавалеристка и офицер Русской императорской армии — Прим. altapress.ru).
Сила жизни
Но паники у меня не было. Я шестьдесят лет выхожу на арену цирка. Он для меня — точка опоры. И я в нем — королева! Даже с завязанными глазами. Что было делать? Я выступала и в таком — слепом состоянии.
Мулдашев и хохот в операционной
По решению врачей операцию делали на местной анестезии. Началась операция. А мы с Мулдашевым беседуем:
И один больной очень точно сказал: «Там Дурова выступает».
Через несколько часов после операции Мулдашев вошел ко мне в палату. Стал в дверях и приказал снять с меня повязку. Этот момент я буду помнить всю жизнь!
Всеобщее счастье
А дальше я уже ничего не помню. Только всеобщее счастье.
Справка «СК». Династия Дуровых
В цирке немало имен получивших широчайшую известность. И все-таки самыми популярными цирковыми артистами остаются братья Анатолий Леонидович и Владимир Леонидович Дуровы.
Тереза Васильевна Дурова является внучкой первого русского шута с мировой известностью Анатолия Леонидовича Дурова.