а е голомшток биография
Методика «Карта интересов» тест по психологии по теме
Каждый человек ищет свое предназначение, особенно это касается профессиональной сферы т.к. в дальнейшем это будет занимать значительную часть нашей жизни. Те или иные характерные черты личности, предрасположенность к наукам, спорту или творчеству, могут определить будущую специальность/профессию и направить на путь правильного выбора профессии. В этом вам поможет профессиональный опросник, который предлагается ниже.
Методика Голомштока предназначена для:
Сокращенная методика Голомштока – карта интересов. Бесплатный тест.
А.Е. Голомшток – это советский педагог, который был одним из руководителей группы по изучению проблем формирования профессиональных интересов школьников и на сколько учащиеся готовы к выбору профессии. Он опубликовал несколько работ, одна из них было пособие «Выбор профессии и воспитание личности школьника», которые были воспитательной концепцией в сфере профориентации и стали костяком в этой области.
Карта интересов — модифицированная методика А.Е. Голомштока
Карта интересов Голомштока
Опросник интересов А. Е. Голомштока предназначен для изучения склонностей и способностей учеников старших классов в разных сферах деятельности. Автор карты выделяет 23 сферы: математика, физика, филология, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, журналистика, искусство, история, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, электротехника, техника. Полный вариант представлен в виде теста и содержит 174 вопроса. Тест позволяет выявить структуру предпочтений. Поэтому методика карты интересов Голомштока актуальна в профориентации и при приёме на работу. В последнем случае работодатель получает информацию о ведущих увлечениях потенциального работника.
Сокращенная карта интересов Голомштока выделяет 10 направлений профессиональной деятельности:
При заполнении бланка карты познавательных интересов и склонностей, вы увидите 10 колонок, которые соответствуют вышеперечисленным видам деятельности. В результате обработки своих ответов, вы сможете выявить склонность и расположенность к каким-либо профессиональным сферам из этого перечня (как правило, их получается несколько).
Вопросы касаются отношения человека к различным сферам деятельности. Если вам нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса о, если не нравится, то «–».
Номера вопросов | Сумма баллов | ||||
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Нравится ли вам:
Подсчитайте сколько плюсов получилось в каждой строчке. Чем их больше, тем выше ваш интерес к данному занятию. Даже если вы не используете бланк, вы без труда сможете определить к какой сфере тяготеете, подсчитав положительные ответы. Обратите внимание на формулировку вопроса и сопоставьте его с перечнем профессиональных сфер.
Опросник Голомштока на Prevolio – преимущества
Мы сделали тест максимально комфортным и все, что вам нужно для прохождения это:
Наслаждайтесь процессом и получайте мгновенный результат!
Выбрать правильную профессию сложно, поэтому стоит к этому вопросу ответственно, ведь профессию вы выбираете на всю оставшуюся жизнь. Стоит как можно больше уделить этому вопросу сейчас внимания. После того, как вы выбрали профессию, стоит более подробно узнать все ее тонкости т.к. возможно это совсем не то, что вы себе представляете. Команда Prevolio рекомендует пройти на нашем сайте один из самых лучших тестов на профориентацию по методике Голланда, который в наше время очень активно пользуется спросом в центрах по профориентации. После прохождения его Вы получите полное описание типа личности, выявите свои склонности и получите список профессий, на которые стоит идти учиться. Наша задача — это максимально помочь Вам в этом нелегком выборе, но выбор за Вами.
Удачи! Правильно выбранная профессия – залог успешного и перспективного будущего!
Анна Антонюк
Файл: Материал к тесту
Ничего сложного в проведении теста по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока нет. А пользы от такой диагностики достаточно много. Если вы преподаватель и вместо обычного урока решите провести подобное исследование, дети будут вам только благодарны.
В наше время существует огромное количество методик для тестирования школьников. Популярностью пользуются тесты на профориентацию, что вызвано интересом и самих детей: кто-то хочет узнать, к какой профессию стоит присмотреться, а кто-то удостовериться в правильности уже определённой для себя сферы. Тест А. Е. Голомштока «Карта интересов» поможет учащимся, учителям и родителям в сложном выборе.
Gurutestov.ru
Методика “Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)
Шкалы:
интересы — физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело
Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов. Инструкция к тесту Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики. 2. Смотреть передачи о жизни растений и животных. 3. Выяснять устройство электроприборов. 4. Читать научно-популярные технические журналы. 5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах. 6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 8. Наблюдать за работой медсестры, врача. 9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями. 12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии. 13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. 15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах. 17. Участвовать в общественной жизни школы, города. 18. Объяснять одноклассникам учебный материал. 19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни. 21. Проводить опыты по физике. 22. Ухаживать за животными растениями. 23. Читать статьи об электронике и радиотехнике. 24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды. 25. Коллекционировать камни, минералы. 26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 27. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим. 29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 30. Участвовать в военных играх, походах. 31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы. 32. Замечать и объяснять природные явления. 33. Собирать и ремонтировать компьютеры. 34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 35. Участвовать в географических, геологических экспедициях. 36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях. 37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом 38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели. 39. Искать и находить способы зарабатывания денег. 40. Заниматься физической культурой и спортом. 41. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 43. Разбираться в принципах работы электроприборов. 44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 45. “Читать” географические и геологические карты. 46. Участвовать в спектаклях, концертах. 47. Изучать политику и экономику других стран. 48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма. 49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка и интерпретация результатов теста
Сфера интересов № Вопросов Физика и математика 1 11 21 31 41 Химия и биология 2 12 22 32 42 Радиотехника и электроника 3 13 23 33 43 Механика и конструирование 4 14 24 34 44 География и геология 5 15 25 35 45 Литература и искусство 6 16 26 36 46 История и политика 7 17 27 37 47 Педагогика и медицина 8 18 28 38 48 Предпринимательство и домоводство 9 19 29 39 49 Спорт и военное дело 10 20 30 40 50 Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Источники
Методика «Профиль» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока
Методика «Карта интересов» была разработана группой советских психологов во главе с А.Е. Голомштоком. Учёный исследовал готовность детей к выбору будущей профессии, а также проблемы формирования интереса к тем или иным видам деятельности. На основании выводов, к которым он пришёл в процессе работы над темой, Голомшток разработал тест «Карта интересов». Целями и задачами диагностики автор определил:
Тест представляет собой анкету с 174 вопросами, касающимися 29 сфер наиболее распространённых занятий.
Часть из них напрямую связана с науками, изучающимися в общеобразовательных учреждениях, а часть — лишь опосредованно. В школах применяется сжатая версия теста в модификации С.Я. Карпиловской. Ряд специальностей потерял свою актуальность (например, мореплавание), другие же находятся в тесной взаимосвязи, поэтому стало возможным объединение нескольких категорий интересов (например, музыки и рисования в группу «Искусство»). В связи с этим опросник сократился до 78 позиций и 10 групп.
Автор бестселлера «Долина кукол», американская писательница Жаклин Сьюзан, говорила: «Если человеку действительно хочется чем-то заниматься, то он должен себя хотя бы в этом попробовать. Когда становишься старше, то разные жизненные ситуации и определённые обстоятельства вынуждают нас идти на компромисс. Но делать это сейчас, когда ты ещё так молод, это всё равно что бросить дело, даже его не начав».
Обработка и интерпретация результатов
Вид деятельности | Номера вопросов | Количество баллов |
Физика и математика | 1, 14, 27, 40, 53, 66 | |
Химия | 2, 15, 28, 41, 54, 67 | |
Техника | 4, 17, 30, 43, 56, 69 | |
Электротехника | 3, 16, 29, 42, 55, 68 | |
География и геология | 5, 18, 31, 44, 57, 70 | |
Биология и сельское хозяйство | 6, 19, 32, 45, 58, 71 | |
Филология, журналистика | 7, 20, 33, 46, 59, 72 | |
История, общественная деятельность, предпринимательство | 8, 21, 34, 47, 60, 73 | |
Педагогика и воспитание | 9, 22, 35, 48, 61, 74 | |
Медицина | 10, 23, 36, 49, 62, 75 | |
Сфера обслуживания и домашнее хозяйство | 11, 24, 37, 50, 63, 76 | |
Искусство | 12, 25, 38, 51, 64, 77 | |
Военное дело, физическая культура | 13,26,39, 52,65,78 |
Оценить уровень выраженности интереса испытуемого к тому или иному виду деятельности можно следующим образом:
Если речь идёт об определении специализации класса, то при общей хорошей успеваемости ребёнка можно выбирать тот или иной профиль даже при слабой выраженности интереса к предмету. Но только в том случае, если количество направлений ограничено. Когда же есть возможность выбора, то школьнику лучше менять специализацию только при результатах от +5 до +12 баллов.
Модифицированная методика А.Е. Голомштока позволяет определить склонности и предпочтения школьников. Этот тест имеет важное значение не только для дальнейшего самоопределения ребёнка и выбора профессии, но и для установления подходящего направления профилизации класса.
Карта интересов — А.Е. Голомшток
Известная и популярная методика для выявления склонностей и интересов старшеклассников по 29 различным направлениям профессиональной деятельности. Благодаря своей простоте, быстроте прохождения и заслуживающими доверия результатами опросник «Карта интересов» от А.Е. Голомштока пользуется заслуженным спросом среди школьников старших классов, студентов, которые хотят убедиться в правильности выбора профессии, взрослых людей, хотящим сменить сферу деятельности или просто состоявшимся специалистам.
Впервые появившись в 1968 году в книге «Профориентационная работа в школе» опросник неоднократно подвергался модификациям и следовал в ногу со временем. Вашему вниманию предлагается одна из последних версий, адаптированная под современные реалии жизни.
Опросник А.Е. Голомштока исследует следующие виды профессиональной деятельности:
Данные, полученные с помощью этой методики примечательны тем, что помимо определения круга интересов тестируемого указывается также степень их выраженности.
Инструкция к опроснику «Карта интересов»
Вам будет предложено 174 вопроса с общей темой «Нравится ли Вам? Любите ли Вы? Хотели бы Вы?» с одинаковыми вариантами ответов: «Очень нравится», «Нравится», «Не знаю», «Не нравится» и «Очень не нравится». Выберите тот вариант, которые наиболее верно отражает Ваше отношение к вопросу. Помните, что достоверность любого теста зависит от честности ответов.
Время прохождения теста: около 10 — 15 минут.
Стоимость теста: бесплатно.
Результат теста: будет доступен сразу после ответа на все вопросы в виде всех направлений деятельности расположенных по убыванию по степени актуальности. Каждое направление будет включать в себя описание и примеры возможных профессий. Узнать о них больше всегда можно в нашем Каталоге профессий. Номер мобильного телефона или регистрация на сайте для получения результата теста не требуются.
Памяти Игоря Голомштока
12 июля умер замечательный искусствовед Игорь Наумович Голомшток. В память о нем мы публикуем фрагменты из будущей книги «Несколько интервью о Самиздате»: биографическую справку и краткое предисловие к беседе с Игорем Голомштоком. Ее записала Раиса Орлова в Лондоне, в 1983 году.
ГОЛОМШТОК ИГОРЬ НАУМОВИЧ (11.01.1929, Калинин (Тверь) – 12.07.2017, Лондон)
Искусствовед, исследователь тоталитарного искусства, переводчик и автор Самиздата.
В 1939—1943 гг. Г. с матерью и отчимом жил и учился в Магадане . Закончил Финансовый институт в Москве (1949). С 1948 учился на вечернем отделении искусствоведения филологического (впоследствии — исторического) факультета Московского университета. Работал во Всесоюзных научно-исследовательских мастерских по реставрации архитектурных памятников, в отделе передвижных выставок Дирекции художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ, 1950, 1955—1963), затем — старший научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ).
Дружил с М. РОЗАНОВОЙ и А.Д. СИНЯВСКИМ, А.М. ПЯТИГОРСКИМ, художниками-нонконформистами Б.П. Свешниковым, Б.Г. Биргером и др.
Еще до того, как Самиздат стал частью повседневности советского интеллигента, во второй половине 1950-х, перевёл с английского роман А. Кестлера «Мрак в полдень», повесть Дж. Оруэлла «Ферма животных» («Скотский хутор»), фрагменты романа Ф. Кафки «Процесс», читал свои переводы друзьям. Перевод книги Кестлера стал ходить в списках.
Участник петиционной кампании вокруг «процесса четырех» (1968).
Подвергся преследованиям: запрет на публикации, издательства расторгали с ним договоры, книга и сборник со статьей Г. были уничтожены, переведен из членов МОСХ в кандидаты (1968).
Эмигрировал (1972) из СССР, поселился в Великобритании (за два высших образования ему пришлось заплатить огромный налог, средства были собраны друзьями в Москве и в Лондоне). Ответственный секретарь журнала «Континент» (№1-4, 1974-1975), публиковался в журналах «Континент», «Синтаксис» (Париж). Перевел книгу британского историка и политика Николаса Бетелла «Последняя тайна» (опубл. 1977) о выдаче союзниками Сталину (по Ялтинским соглашениям) сотен тысяч перемещенных лиц, военнопленных и просто беженцев, оказавшихся на территории Запада. Сотрудничал с Русской службой Би-Би-Си (1979-1989, до 2009 продолжал готовить передачи внештатно).
Преподавал в Сент-Эндрюском, Эссексском и Оксфордском университетах.
Жил в Лондоне, занимался исследованиями неофициального и тоталитарного искусства. Мемуарист.
Об интервью с Игорем Голомштоком
Интервью было записано Раисой Орловой в Лондоне, в 1983 году. В книге «Несколько интервью о Самиздате» текст будет опубликован впервые. Аудиозапись и первоначальный машинописный транскрипт хранятся в Историческом архиве Института изучения Восточной Европы (Бремен).
По счастью, Голомшток успел написать воспоминания, и хотя в них нет отдельной главы о Самиздате, мемуары и интервью дополняют друг друга. В мемуарах он говорит о чтении «Колымских рассказов», полученных от Леонида Пинского; книги Булгакова: «меня привели в рукописный отдел Ленинской библиотеки и положили на стол рукопись тогда еще не опубликованного романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, для конспирации обложив ее какими-то другими манускриптами. Потом я, как персонаж Рея Бредбери, пересказывал друзьям содержание этого романа» и т.д.
Только в воспоминаниях Голомшток называет некоторые имена, например, имя «…одного переплетчика. Работал он в одном учреждении, в архиве Этот переплетчик был центром Самиздата в том смысле, что он все перепечатывал, переплетал в разные обложки». В 1983, когда записывалась эта беседа, Игорь Наумович не хотел навлечь неприятности на своего друга, знатока и увлеченного собирателя русской поэзии Льва Турчинского.
Кстати, «довольно большое учреждение» (музей изобразительных искусств имени Пушкина), где была та самая переплетная мастерская, стоит в непосредственной близости от Кремля. Было еще одно «странное сближенье», друзья Голомштока после «после судьбоносных событий 66-го года», когда он «остался без работы, без денег, без возможностей как-то зарабатывать на жизнь», помогали ему, и сам собой возник блестящий интеллектуальный кружок (ирония истории – друзья встречались поблизости о штаб-квартиры КГБ). «Александр Каменский, один из ведущих критиков МОССХа, отдал мне свою “мастерскую” на Малой Лубянке — комнату в полуподвале с замерзающими зимой водопроводом и уборной. Здесь я работал, а по четвергам у меня собирались друзья. Постоянными членами этих собраний были Юра Овсянников, Саша ПЯТИГОРСКИЙ, Славочка Климов, Саша Кондратов, когда из Ленинграда, где он жил, приезжал в Москву. Приходили Леня Баткин, Натан Эйдельман, Юра Щедровицкий, приводили своих знакомых. Выпивали, обсуждали искусствоведческие, исторические, политические проблемы, и участвовать в дискуссиях на таком высоком интеллектуальном уровне мне — увы! — больше уже не приходилось» (из воспоминаний).
Для тех, кто представляет себе нравы следственных и судебных органов советского времени, удивительна стойкая позиция Голомштока на следствии и на процессе СИНЯВСКОГО и Даниэля. Научный сотрудник, искусствовед, очкарик взял и не захотел быть статистом в балагане политического судилища (ведь судьбу писателей решал совсем не суд, а партийные бонзы на Старой площади).
И в эмиграцию он отправился, твердо решив, что не желает учить сына тонкому искусству конформизма. «…у нас с Ниной родился сын. Мы пошли на этот шаг по строгой договоренности: мы уезжаем из этой страны. Ибо взять на себя ответственность за его воспитание в условиях страны победившего социализма я не мог. Ну чему мы могли его научить? Делать из него антисоветчика и кандидата в тюрягу, или врать, закрывать ему глаза на действительность, как поступали тогда многие родители со своими детьми?» (из воспоминаний).
В декабре 2015 Жозефине ф. Цитцевиц удалось получить у Игоря Наумовича первые комментарии, а весной 2016 он принял нас с Жозефиной в своем доме в Лондоне и ответил на наши вопросы. Приведем здесь два фрагмента из этой беседы:
«ГК: А от кого вы услышали впервые это слово [Самиздат – публ.]?
ИГ: Это настолько в воздухе носилось, что мне трудно сказать причем Самиздат это все, что как-то не продавалось, все неофициальное, в том числе, наверно, сюда попадали и иностранные книжки.
Интервью вместе со мной готовила к публикации филолог Жозефина ф. Цитцевиц. Приятно поблагодарить Эллу Россман, которая помогла нам. Шохиста Магвуд и Джек Лихэй принимали участие в подготовке текста транскрипта, и мы с удовольствием благодарим коллег.
Отдельная признательность Екатерине Акопян, Александру Даниэлю, Марианне и Борису Полонским за помощь в комментировании. Габриэль Суперфин исправил неточности, и наша благодарность ему не знает границ.
Игорь Наумович Голомшток (род. 1929), советский и английский историк мирового искусства, автора книг “Тоталитарное искусство (М., 1994, указываются даты выхода книг в России), “Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке” (М., 2004), “Английское искусство от Ганса Гольбейна до Дэмиена Херста” (М., 2008). С 1972 года живет в эмиграции.
Воспоминания старого пессимиста. О жизни, о людях, о стране
Для тех, кто мыслит, мир — это комедия, кто чувствует — трагедия.
Разница между пессимистом и оптимистом.
Пессимист (уныло): “Умирать пора”.
Оптимист (радостно): “Давно пора!”
Часть первая. Россия. Точка отсчета
По безнадежности все попытки воскресить прошлое похожи на старание постичь смысл жизни.
“Занятие для старого городового”, — говорила моя бабушка, имея в виду, конечно, не сочинение мемуаров, но попадая в точку. Сейчас, когда мне перевалило за восемьдесят, делать в этом изменившемся за последние двадцать лет мире мне особенно нечего, кроме как перебирать крупу своей памяти, отделяя крупицы того, что может представлять интерес — для кого? для читателей, потомства, историков? — от имеюшего значение только для меня самого, и, сидя за столом, заносить на бумагу тени прожитых лет, чем и занимаются многие мои сверстники, склонные, как и я, к бумагомаранию.
Я плохо помню свою биографию. Память нуждается в стабильности жизни, она привязана к месту, а у меня эти качества всегда были в дефиците. Так, в годы начального обучения мне пришлось сменить десять или одиннадцать школ: Калинин, Москва, Перловка, Малаховка, Расторгуево, еще что-то, потом Стан Хаттынах, Ягодное, Магадан, опять Москва… И далее — эмиграция: Лондон, Оксфорд, Сент Эндрюс (Шотландия), Мюнхен, Париж, Калифорния, Кембридж (Массачусетс), Амстердам и многое другое. Неудивительно, что при таком жизненном калейдоскопе в памяти сохраняются только фрагменты, обрывки, кусочки прожитого. Отчасти поэтому я давно зарекся писать воспоминания. И не только поэтому.
В воспоминаниях Бродского прошлое — это процесс становления самосознания, формирования личности, его собственной и людей его поколения. Адекватно воскресить такой процесс трудно, если вообще возможно. Бродскому, впрочем, это удалось. Моя задача скромнее.
Мне повезло. В своей жизни я был знаком с рядом известных, во многих отношениях выдаюшихся людей, а также со многими не столь известными, но тоже яркими, неординарными личностями: А.Д. Синявский и М.В. Розанова, Ю.М. Даниэль и Л. Богораз, А.С. Есенин-Вольпин, А.М. Пятигорский, Р.Б. Климов, Ю.М. Овсянников, М.М. Этлис, Г.П. Щедровицкий, Г.Д. Костаки, А.А. Галич, В.Е. Максимов, В. Войнович, А. Волконский, художники Б.П. Свешников, А. Зверев, В. Яковлев, О. Кудряшов, Б. Биргер… Со многими дружил. С другими общался, и каждый оставил свой след в моей жизни. О них-то я и хотел бы написать в первую очередь, хотя для этого надо обладать литературным талантом, превосходящим мои скромные способности.
Что же касается собственной моей личности, то тут мне представляется важным показать свое отношение к стране, в которой я жил, с ее политическим режимом, который, как мне представляется и сейчас, модифицируясь с ходом истории, принимая все новые обозначения, сохранил свою первоначальную основу и до наших дней. Мое негативное отношение к этому режиму определилось очень рано в силу ряда обстоятельств, из коих три я принимаю за точки отсчета для формирования моего мировоззрения: арест в 1934 году отца, четырехлетнее (с 1939 по 1943 год) пребывание на Колыме и процесс Синявского — Даниэля (1966 год).
С Синявскими меня связывала многолетняя дружба. Мы вместе путешествовали по русскому Северу, с Андреем написали небольшую книгу о творчестве Пикассо (она была издана в 1960 году). Для меня арест Синявского не был неожиданностью. Я знал, что он пишет и печатает свои литературные труды за границей под псевдонимом Абрам Терц, и несколько лет мы ждали неизбежной развязки этой истории. Синявского арестовали в сентябре 1965 года. Потом начались допросы и обыски у меня дома и на работе. На процесс Синявского и Даниэля в феврале 1966 года меня привлекли в качестве свидетеля, и в результате было вынесено частное определение о привлечении меня к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. В мае этого же года меня судили и приговорили к полугоду принудительных работ. Меня отстранили от преподавания в МГУ, уволили с работы из Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, где я работал старшим научным сотрудником, набор моей большой книги о современном западном искусстве в издательстве “Искусство” был рассыпан, возможности работать, преподавать, печататься были отрезаны. Оставался один путь — в эмиграцию (правда, уехать из этой страны я мечтал сколько себя помню). Сорок три года я прожил в Советском Союзе, около сорока — на Западе.
Глава 1. Арест отца (1934 год)
Я родился 11 января 1929 года в городе Калинине, в год Великого Перелома, когда Сталин переломал хребет российскому крестьянству и направил страну на путь коллективизации, индустриализации и террора. Первая книжка, попавшаяся в мои руки, была сочинением Аркадия Гайдара под названием “Мальчиш Кибальчиш” с чьими-то цветными иллюстрациями. Содержания я не запомнил, но жуткие звероподобные рожи толстобрюхих буржуев на картинках, терзающих героического Мальчиша, орудия пыток, горящие печи, всполохи пламени — все это вызывало ощущение тяжелого кошмара. Впоследствии я видел такое только на изображениях ада у художников Северного Возрождения и на миниатюрах средневековых церковных книг. Очевидно, намерением авторов было привить детям чувство ненависти к врагам революции, меня же эта книга надолго отвратила от всякого чтения.
Когда мне было пять лет, мой отец, Наум Яковлевич Коджак, был арестован — “за антисоветскую пропаганду”, как было сказано в его деле.
Дальше — фрагменты, осколки из скудных рассказов близких, запавших в память.
Естественно, никакой антисоветской пропагандой отец не занимался. Его беда заключалась в том, что он родился в богатой караимской семье в Крыму. По словам моей бабушки, Коджаки находились в тесном родстве с Катыками — владельцами известной на всю Россию табачной фирмы “А. Катык и Ко”. Паустовский в повести “Кара-Бугаз” пишет об этом семействе как о культуртрегерах, осваивающих район Прикаспия. Отец отца (мой дед) был габаем (т. е. караимским раввином) в караимской синагоге в Шанхае; очевидно, бежал туда после революции. Отец окончил институт горных инженеров в Варшаве, был музыкантом-любителем, собирал татарский музыкальный фольклор, переписывался с Глиэром; во время войны служил артиллерийским прапорщиком, потом присоединился (кажется, ненадолго) к Белой армии; во время бегства из Крыма Врангеля заболел тифом, был спрятан от красных друзьями или родственниками и остался в России. Было ли это по причине болезни или по его собственному желанию, для меня до сих пор остается загадкой.