а ф лазурский биография
Лазурский А. Ф.
Александр Федорович Лазурский (12 апреля 1874 г. — 13 марта 1917 г.) — психолог, педагог, врач-психиатр, ближайший ученик и помощник В. М. Бехтерева, основоположник дифференциальной психологии в России. Совместно с А. П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. На протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева.
После окончания в 1897 г. Военно-Медицинской академии со степенью лекаря «с отличием» Лазурский остается в клинике нервных и душевных болезней. Научную деятельность он совмещает с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных в Санкт-Петербурге, в школе для детей с нервно-психическими отклонениями. В 1900 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Одним из оппонентов на защите выступал И. П. Павлов.
Лазурским вместе с С. Л. Франком было сформулировано положение о целесообразности рассмотрения двух взаимосвязанных частей психики: эндопсихики (внутренней) и экзопсихики (внешней).
Основные труды: «Школьные характеристики» (1908), «Очерк науки о характерах» (1909), «О естественном эксперименте» (1918), «Классификация личностей» (1921), «Психология общая и экспериментальная» (1925).
«Классификация личностей» является прямым продолжением «Очерка науки о характерах». Впервые данная работа начала печататься в 1915 г. в «Журнале Министерства Народного Просвещения». Безвременная кончина Лазурского оставила книгу неоконченной. В. Н. Мясищев, один из ближайших учеников и сотрудников, на материале черновиков и личных бесед с Лазурским к 1920 г. смог закончить рукопись книги и подготовить ее к печати. Эта книга — труд многих лет, последние достижения творческой мысли Лазурского.
А ф лазурский биография
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе
Методы арт-терапии в работе с перинатальными утратами
Старшеклассники: от диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессионального самоопределения учащихся 7-11 классов
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Доктор медицинских наук.
Штатный клинический ассистент по психиатрии Женского медицинского института. Руководитель кафедры общей психологии Психоневрологического института.
Член Петербургского общества психиатров и невропатологов.
В 1897 г. окончил Военно-медицинскую академию.
В 1900 г. защитил докторскую диссертацию на тему «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение».
С 1897 г. работал в клинике Клинике душевных и нервных болезней В.М. Бехтерева, заведовал психологической лабораторией, вел научную и лечебную работу.
С 1897 г. принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, в 1899 г. был избран его действительным членом.
В 1901-1902 гг. практиковался в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.
В 1903-1913 гг. преподавал в Военно-медицинской академии в должности приват-доцента по душевным и нервным болезням, читал курс общей психологии.
В 1903 г. был избран ученым секретарем Русского общества нормальной и патологической психологии.
С 1904 г. сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии.
В 1907 г. участвовал в создании Психоневрологического института, возглавил его кафедру общей психологии.
С 1913 г. работал штатным клиническим ассистентом по психиатрии Женского медицинского института.
Первоначально областью интересов А.Ф. Лазурского были анатомия и физиология мозга. Первые психологической работы А.Ф. Лазурского появились в 1890-е гг.
Один из основателей отечественной дифференциальной психологии.
А.Ф. Лазурского интересовала задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведён А.Ф. Лазурским в отношении понятия «наклонность», введённого им самим. Основой формирования характера А.Ф. Лазурский считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса. Ввел понятия эндопсихики и экзопсихики. Под эндопсихикой понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одарённость и темперамент, под экзопсихикой – отношения личности ко внешним объектам и среде в целом (природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида).
В своих экспериментальных психологических исследованиях А.Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.
В основу классификации личности А.Ф. Лазурский положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы:
Основные публикации:
In memoriam
In memoriam
Доктор медицинских наук.
Штатный клинический ассистент по психиатрии Женского медицинского института. Руководитель кафедры общей психологии Психоневрологического института.
Член Петербургского общества психиатров и невропатологов.
В 1897 г. окончил Военно-медицинскую академию.
В 1900 г. защитил докторскую диссертацию на тему «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение».
С 1897 г. работал в клинике Клинике душевных и нервных болезней В.М. Бехтерева, заведовал психологической лабораторией, вел научную и лечебную работу.
С 1897 г. принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, в 1899 г. был избран его действительным членом.
В 1901-1902 гг. практиковался в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.
В 1903-1913 гг. преподавал в Военно-медицинской академии в должности приват-доцента по душевным и нервным болезням, читал курс общей психологии.
В 1903 г. был избран ученым секретарем Русского общества нормальной и патологической психологии.
С 1904 г. сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии.
В 1907 г. участвовал в создании Психоневрологического института, возглавил его кафедру общей психологии.
С 1913 г. работал штатным клиническим ассистентом по психиатрии Женского медицинского института.
Первоначально областью интересов А.Ф. Лазурского были анатомия и физиология мозга. Первые психологической работы А.Ф. Лазурского появились в 1890-е гг.
Один из основателей отечественной дифференциальной психологии.
А.Ф. Лазурского интересовала задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведён А.Ф. Лазурским в отношении понятия «наклонность», введённого им самим. Основой формирования характера А.Ф. Лазурский считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса. Ввел понятия эндопсихики и экзопсихики. Под эндопсихикой понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одарённость и темперамент, под экзопсихикой – отношения личности ко внешним объектам и среде в целом (природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида).
В своих экспериментальных психологических исследованиях А.Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.
В основу классификации личности А.Ф. Лазурский положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы:
Основные публикации:
Лазурский Александр Федорович | Биография
Родина: Переяслав-Хмельницкий (Украина)
Лазурский Александр Федорович родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.
Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге. В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых». Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом. Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.
Разработка А. Ф. Лазурским сенов медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности нейроморфологические исследования.
Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники.
Большой интерес вызвали в свое время работы А. Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне. А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологические функции.
Ранние исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом. Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является… седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии».
В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского1. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности». Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.
А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний. Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии — «науки о характерах», как он ее называл, А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.
Опыт первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова». Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками.
Формирование научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью А. Ф. Лазурского в Женском медицинском институте (ныне I Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова).
В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А. Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного исследования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.
Опираясь на опыт первых лет преподавания психологии, убедившись в крайней необходимости введения психологии в систему медицинского образования, А. Ф. Лазурский выступил перед медицинской общественностью с призывом о распространении психологических знаний среди будущих врачей. На III съезде отечественных психиатров в начале 1910 г. он убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и в особенности психолого-педагогическая подготовка. В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А. Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях В. М. Бехтерев подчеркнул, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов.
Получив поддержку представительного съезда, — А. Ф. Лазурский с еще большей энергией продолжал совершенствовать курс психологии и его преподавание. В 1912г. он с удовлетворением констатировал завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии» (разрядка А. Ф. Лазурского).
Главными ЦЕЛЯМИ преподавания медицинской генетики в медицинском вузе являются:
В заключение он выразил надежду, что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.
В конце 1913 г. А. Ф. Лазурский наряду с преподаванием психологии начал вести клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого, несомненно, обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А. Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психоневрологического института, а также участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые периодически организовывались при институте.
Таким образом, А. Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях.
26 марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому было всего 43 года.
А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.
ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ С. С. КОРСАКОВА
ТОМ 77 1977 ВЫП. 6
Примеры похожих учебных работ
Пути исследования нарушений личности
Неомарксистская антропология исследование авторитарной личности
Методы исследования поведения личности в организации
Исследование поведения личности в организации
Александр Лазурский — об авторе
Информация
Биография
Александр Фёдорович Лазурский (31 марта (12 апреля) 1874, Переяслав — 27 февраля (12 марта) 1917, Санкт-Петербург) — русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Александр Фёдорович Лазурский родился в 1874 году в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье.
Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией.…
Александр Фёдорович Лазурский (31 марта (12 апреля) 1874, Переяслав — 27 февраля (12 марта) 1917, Санкт-Петербург) — русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Александр Фёдорович Лазурский родился в 1874 году в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье.
Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе «Петербургского общества психиатров и невропатологов», а в 1899 году. был избран его действительным членом.
Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой. Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в Клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией[2].
30 ноября 1900 года А. Ф. Лазурский защищает диссертацию «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники.
В 1901—1902 г.г. А. Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практиковался в Психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.
В 1903 году А. Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням, где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены «Русского общества нормальной и патологической психологии» избрали его своим учёным секретарём. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.
С 1904 года А. Ф. Лазурский сотрудничал с А. П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования.
Первые психологические работы Лазурского появились в 1890-е годы XIX века. Уже ранние работы привлекли к себе внимание научной общественности. Его чрезвычайно интересовала задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского — «Очерк науки о характерах».
В феврале 1913 года на заседании «Петербургского философского общества» он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве. Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 году он увольняется из Военно-медицинской академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский медицинский институт.
В 1917 году Александр Фёдорович Лазурский скончался после продолжительной болезни.
Библиография
Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии. — М.: Книгоиздательство «Польза», 1910. (в соавторстве с А. П. Нечаевым)
Классификация личностей. — М.: Госиздат, 1922.
Избранные труды по психологии. — М.: Издательство «Наука», 1997.
Психология общая и экспериментальная. — СПб.: Алетейя, 2001.
К учению о психической активности. Программа исследования личности. — СПб.: Алетейя, 2001.
Программа исследования личности. — М.: Книга по Требованию, 2012.
Очерк науки о характерах. — М.: Книга по Требованию, 2012.