а ф можайский краткая биография
Можайский Александр Федорович
Российский военный моряк. Контр-адмирал. Изобретатель. Построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт. Первым в мире получил патент на самолет.
Александр Можайский родился 21 марта 1825 года в городе Котка, Финляндия. Мальчик вырос в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом являлся командир городского порта капитан-командор Ивана Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который блестяще окончил 19 января 1841 года. Через год произведен в мичманы. После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях молодой человек в 1849 году получил чин лейтенанта.
Можайский в 1858 году принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Александр Федорович составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции занимал должность старшего офицера 84-пушечного корабля «Орел».
Военный моряк, 8 сентября 1859 года получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» Можайский назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море. В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Здесь поселился в сельце Котельниково, которое в дальнейшем получит название в честь изобретателя: Можайское.
В 1863 году Можайский уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 год Александр Федорович поселился в поселке Вороновица Украины, расположенный в 20 км от Винницы. В 1879 году морской офицер вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана первого ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.
Начиная с 1876 года Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе, пользуясь консультацией русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект. По истечении двух лет, когда изготовлены рабочие чертежи и проведен ряд изысканий, уточняющих расчеты, Можайский, чтобы обезопасить себя от многочисленных «дельцов» из министерства, стремящихся присвоить чужое достижение или же продать его за границу, решил запатентовать свое изобретение.
Обратившись 4 июня 1880 года в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» получил его 3 ноября 1881 года. Это был первый в мире патент на самолет, и выдан он русскому изобретателю-моряку капитану первого ранга Александру Федоровичу Можайскому. Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 лошадиных сил, расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 метра и длину фюзеляжа 15 метров.
В июле 1882 года получил звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому присвоено звание контр-адмирала.
Александр Федорович Можайский скончался 1 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге от пневмонии. Похоронен великий изобретатель на Смоленском кладбище северной столицы.
Орден Святого Станислава II степени
Бронзовая медаль на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.»
Орден Святого Владимира IV степени
Нагрудный знак отличия «За успешное введение Положения 19 февраля 1861 года»
Александр Федорович Можайский — краткая биография
ФИО: | Можайский Александр Федорович |
Дата рождения: | 21 марта 1825 г. |
Место рождения: | Роченсальм, Выборгская губернии |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известен: | Изобретатель, военный, адмирал |
Дата смерти: | 1 апреля 1890 г. (65 лет) |
Родители и юные годы
Контр-адмирал и создатель одного из первых в мире самолётов – Можайский Александр Фёдорович, появился на свет 9 марта 1825 года в Роченсальме Выборгской губернии.
Отец Александра – Фёдор Тимофеевич, был потомственным моряком и на момент рождения сына имел звание лейтенанта. Он окончил Морской корпус в Санкт-Петербурге, после чего получил назначение на должность помощника капитана. В конце своей карьеры Фёдор Тимофеевич имел чин адмирала. Мать будущего изобретателя – Линдерман Юлия Ионовна, была родом из купеческой семьи, которая проживала в Ревеле (Таллине).
Отец Можайского хотел, чтобы сын стал моряком, и в 1835 году, приехав с Александром в столицу, определил его на учёбу в Морской кадетский корпус. Здесь молодой человек шесть лет изучал необходимые для будущих офицеров предметы, среди которых были: астрономия, навигация, начертательная геометрия, фортификация и теоретическая механика. По окончании учебного заведения, кадеты должны были не только уметь командовать кораблями, но и работать в области их проектирования.
Экспедиция в Японию
Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)
Служба на Балтике и Хивинская экспедиция
На гражданской службе и первые аэродинамические опыты
От модели к самолёту
Александр Можайский (портрет)
Последние годы
Александр Можайский (картина 1882 г.)
О семье
Александр Фёдорович был женат на дочери чиновника Кузьминой Любови Дмитриевне. Брак состоялся в ноябре 1861 года.
В 1863 году в семье родился первенец – сын Александр, ставший в дальнейшем членом Государственной думы. Второй сын – Николай родился в декабре 1865 года.
Любовь Дмитриевна умерла 18 января 1866 года из-за послеродовых осложнений.
Заслуги и память
Контр-адмирал Можайский является пионером русской авиации, первым в России построивший и испытавший полноразмерный самолёт.
Почтовая марка СССР
За время службы он был награждён орденом Святого Станислава, орденом святого Владимира, а также медалью и нагрудным знаком за гражданскую службу.
Именем Можайского названа военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, посёлок в Вологодской области, а также улицы в нескольких городах России. Памятник создателю первого самолёта установлен в Красном Селе. В его честь названы два музея авиации и космонавтики.
Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…
В первый день солнечного апреля 1890 года скончался контр-адмирал Можайский Александр Федорович. Незаурядная личность, военный деятель и изобретатель оставил в истории России заметный след. Его биография, приводимая сегодня исследователями, отрывочна и практически совсем не содержит данных о детстве и отрочестве.
Александр Федорович родился в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков 21 марта в 1825 году. Отец его Федор Тимофеевич Можайский был славным адмиралом российского флота. Крестили мальчика, по обычаю, рано и крестным отцом его стал командир порта командор Степанов И.Г. Вот и все, что удалось разыскать автору о детстве столь знаменитой личности. Следует заметить, что Роченсальм являлся важной стратегической точкой на карте Империи, так как территория всей Финляндии, отошедшая России после войны в 1809 году, находилась в запустении. В этот период на окраину ссылали политических заключенных, и Роченсальм не был исключением. Достойных учебных заведений для юного Можайского в Выборгской губернии не оказалось, поэтому мальчика определили на воспитание в морской кадетский корпус города Санкт – Петербурга.
В России это было единственное военное учебное заведение, которое готовило морских офицеров. В качестве учеников принимались только дети генеральского состава, офицеров и дворян. Выпускниками этого заведения были знаменитые русские флотоводцы, такие как: Ушаков Ф.Ф. Крузенштерн И.В. Невельский Г.И. Беллинсгаузен Ф.Ф. Нахимов П.С.Лазарев М.П. Путятин Е.В. Более 250 географических объектов отмечено на карте мира, которые открыли выпускники корпуса, либо назывались в их честь. Учащиеся в младших классах назывались кадетами, а в старших – гардемаринами.
Закончил учиться Можайский 19 января 1841 года с отличными оценками и характеристиками. По итогам обучения Александра Федоровича произвели в чин мичмана. Он получил свое первое назначение на флот и ходил на кораблях по просторам Белого и Балтийского морей. Семь лет верной службы были вознаграждены чином лейтенанта в 1849 году. На Балтике Александр Федорович проходил военную службу вплоть до 1852 года.
Экипаж, лишившись судна, был вынужден расселиться в одной из японских деревень. Русские приняли активное участие в восстановлении построек, разрушенных стихией, в результате чего расположили к себе местное население. 7 февраля был подписан Симодский трактат, в соответствии с которым между Российской Империей и Японией устанавливались дружественные торговые отношения, а русским судам открывались три японских порта. Экипаж при содействии местных властей и населения смог построить новое судно, на котором Можайский и вернулся на родину.
В Японии впервые был построен корабль по европейскому образцу, свое название он получил от наименования бухты, в которой затонул русский фрегат 14 апреля 1855 года «Хеда» была спущена на воду, загрузив пресную воду и провиант, экипаж поднялся на борт и направился в Россию. Позже шхуну передали в Японию, где по образу ее было построено еще много кораблей.
В период пребывания среди местного населения Можайский внимательно изучает быт, нравы, обычаи, а также пишет картины. Александр Федорович был весьма разносторонней личностью. Живопись стала одним из любимых его занятий еще с юношества. По возвращению на родину, им было представлено на обозрение около двадцати полотен японской тематики.
С 1855 года Можайский получает назначение на Балтийское море на бриг под названием «Антенор». Здесь он крейсировал берега Финского залива, охраняя территории от вторжения. В 1858 году Александр Федорович отправился в Хивинскую экспедицию, где ему представилась прекрасная возможность исследовать и описать Аральское море и Амурдарью. За успешно выполненное поручении Можайский получает звание старшего офицера и продолжает службу на 84-х пушечном корабле с гордым названием «Орел». Уже в 1859 году Можайскому присваивают чин капитана-лейтенанта и поручают командование новым судном «Всадник».
В 1860 году начинается активная гражданская деятельность Александра Федоровича. Он женится на дворянке Любови Кузнецовой и получает должность кандидата мирового посредника в Вологодской губернии и селится в небольшом селе своей молодой супруги под названием Котельниково. Через три года Можайский уходит в отставку, в результате сокращения численности штата после Крымской войны.
Энергичный человек, любитель искусства, Можайский участвует в организации первой этнографической выставки в Москве, программу которой утверждал сам император Александр 2. Свои трофеи, добытые в ходе экспедиций, он предоставил для проведения выставки. «Народы России», такое название получило мероприятие, состоялось 23 апреля 1867 года.
Однако гражданская жизнь Можайского длилась недолго, уже в 1879 году в звании капитана первого ранга его вновь зачисляют на военно-морскую службу. Его назначают преподавателем в Морской кадетский корпус, где Александр Федорович охотно передает свои знания и опыт молодому поколению. Кроме того, Можайский получил возможность общаться с именитыми отечественными учеными. Консультации требовались Александру Федоровичу для создания первого летательного аппарата, который бы был тяжелее воздуха.
Идея постройки такого аппарата появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он длительное время наблюдал за свободным полетом морских птиц. Он длительное время изучал принцип работы воздушных винтов и даже дважды поднимался в небо при помощи на воздушных змеев различной конструкции. После длительных размышлений, исследований и обсуждений Можайский, наконец, приступил к проектированию в 1876 году. Первая модель самолета приводилась в действие за счет пружины, имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Один винт находился на носу самолета, а два других были встроены в конструкцию крыла.
На основе исследований ласточек и других стремительно летающих птиц Можайский делает вывод о том, что лучшей формой крыла является остроконечная конфигурация. Наблюдения и опыты с голубями наталкивают изобретателя на мысль о том, что для взлета самолету потребуется «разбег». Постепенно Александр Федорович понимает, что крыло самолета должно быть неподвижным, наклоненным под некоторым углом к горизонту, а также оснащенным специальными моторами.
В ноябре 1881 года Можайский получил первый в России патент на изобретение самолета, точнее « воздухолетательного снаряда», как он тогда именовался. Для реализации своего проекта конструктор потратил все сбережения и даже заложил обручальные кольца. Помогал ему в постройке и в испытаниях механик Иван Голубев. Александр Федорович создал свой летательный аппарат, находясь в Красном селе, оснастив его двумя паровыми двигателями. Однако мощности 10 и 20-ти лошадиных сил двигателей оказывается недостаточно, а тип двигателя выбран неверно. Летные испытания оканчиваются неудачно, машина не смогла взлететь, хотя на некоторое время все же оторвалась от земли. При падении машина повредила крыло, и испытания прекратились.
Можайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, больше того он первый предложил вариант самолета, управляемого человеком. Именно Александр Федорович установил существование зависимости лобового сопротивления и подъемной силы. Положительно отзывался о его разработках выдающийся инженер – кораблестроитель Богословский П.А., именуя Можайского даровитым изобретателем, решившим многие вопросы воздухоплавания. Тем не менее, для дальнейших разработок нужны были большие деньги, которых у бывшего моряка не было. Правительство не сочло нужным поддержать изобретателя, и его планы остались нереализованными, а расчеты незаконченными.
Очередное звание Можайскому присваивают в 1882 году, а немного спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала. Скончался Александр Федорович в 65 лет, похоронен на Смоленском кладбище в 1890 году.
Можайский, Александр Фёдорович
Александр Фёдорович Можайский | |
Александр Можайский | |
---|---|
Род деятельности: |