Алекса́ндр Гео́ргиевич Флярко́вский (родился 6 июля 1931)—советский композитор, автор более 300 песен, многие из которых стали популярными. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), Народный артист РСФСР (1986).
Содержание
Биография
Родился в Петербурге (тогда — Ленинграде). В ноябре 1939 года поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле. Художественным руководителем и главным дирижером капеллы был А. В. Свешников.
В 1941 10-летнего Александра вместе со всей школой эвакуировали в Кировскую область. В 1944 школа переехала в Москву, и на её базе было создано Московское хоровое училище, которое Александр закончил в 1949. В ходе обучения начал заниматься композицией, сочинил несколько романсов, инструментальных и хоровых произведений.
В 1949 Флярковский зачислен в Московскую консерваторию, класс композиции народного артиста СССР профессора Ю. А. Шапорина. Закончил в 1955 году. Его однокурсником был Родион Щедрин, совместно с которым он написал полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова (1950).
Дипломная работа Флярковского получила почетный диплом на V международном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955).
В период 1951—1957 гг. по приглашению Свешникова также преподавал в Московском хоровом училище.
В 1955 году песня Флярковского «Твое окно» получила премию конкурса на лучшую песню о Москве. После этого композитор много трудится в жанре массовой песни. Ряд его произведений завоевал широкую популярность. В этом же году Флярковский принят в члены Союза композиторов СССР.
1957—1958: редактор в издательстве Музгиз.
1961: принят в члены Союза кинематографистов СССР.
Ещё в студенческие годы композитор участвовал в фольклорной экспедиции в Брянскую область и записал там около 100 народных песен. В дальнейшем проявлял неизменный интерес к народной песне, собирал и записывал их на Алтае и в других регионах, обрабатывал для хорового пения. В 1970 году на Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковский представил сборник «100 русских народных песен».
1970—1980: замминистра культуры РСФСР. В период 1973—1976 гг. он также занимал должность секретаря правления Союза композиторов РСФСР, а с 1980 по 1990 гг. — секретарь правления Союза композиторов СССР. С 1985 по 1990 гг. Флярковский работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира.
1990: избран академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Живёт в Москве. Жена — Флярковская (Копылова) Лариса Матвеевна (1931—1992), музыковед. У них две дочери:
Внуки: Антон, Александра, Елена.
Награды
Неоднократный лауреат многих международных, всесоюзных и республиканских конкурсов. Лауреат премий имени А. В. Александрова и Д. Д. Шостаковича (2002).
Алекса́ндр Гео́ргиевич Флярко́вский (р. 1931) — советский композитор, автор более 300 песен, многие из которых стали популярными. Народный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель культуры ПНР, профессор, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Член КПСС с 1959 года.
Содержание
Биография
Родился 6 июля 1931 года в Ленинграде. В ноябре 1939 года поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле. Художественным руководителем и главным дирижёром капеллы был А. В. Свешников.
В 1941 году 10-летнего Александра вместе со всей школой эвакуировали в Кировскую область. В 1944 году школа переехала в Москву, и на её базе было создано Московское хоровое училище, которое Александр закончил в 1949 году. В ходе обучения начал заниматься композицией, сочинил несколько романсов, инструментальных и хоровых произведений.
В 1949 году Флярковский зачислен в Московскую консерваторию, класс композиции народного артиста СССР профессора Ю. А. Шапорина. Закончил в 1955 году. Его однокурсником был Родион Щедрин, совместно с которым он написал полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова (1950).
Дипломная работа Флярковского получила почётный диплом на V международном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955).
В период 1951—1957 годы по приглашению Свешникова также преподавал в Московском хоровом училище.
В 1955 году песня Флярковского «Твоё окно» получила премию конкурса на лучшую песню о Москве. После этого композитор много трудится в жанре массовой песни. Ряд его произведений завоевал широкую популярность. В этом же году Флярковский принят в члены Союза композиторов СССР.
1957—1958: редактор в издательстве Музгиз.
Ещё в студенческие годы композитор участвовал в фольклорной экспедиции в Брянскую область и записал там около 100 народных песен. В дальнейшем проявлял неизменный интерес к народной песне, собирал и записывал их на Алтае и в других регионах, обрабатывал для хорового пения. В 1970 году на Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковский представил сборник «100 русских народных песен».
1970—1980: замминистра культуры РСФСР. В период 1973—1976 годы он также занимал должность секретаря правления Союза композиторов РСФСР, а с 1980 по 1990 год — секретарь правления СК СССР. С 1985 по 1990 годы Флярковский работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира.
1990: избран академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Живёт в Москве. Жена — Флярковская (Копылова) Лариса Матвеевна (1931—1992), музыковед. У них две дочери:
Внуки: Антон, Александра, Елена.
Награды
Неоднократный лауреат многих международных, всесоюзных и республиканских конкурсов. Лауреат премий имени А. В. Александрова и Д. Д. Шостаковича (2002).
Творчество
Песни
На стихи Л. Дербенёва
На стихи И. Кашежевой
На стихи О. Милявского
На стихи Р. Рождественского
На стихи других поэтов
Фильмография
А. Г. Флярковский написал музыку более чем к 60 фильмам, в том числе:
Музыка для детей
Оратория «Счастливое солнце над нами» (1978).
Оратории и хоровые произведения
На рубеже веков композитором создан цикл хоров на слова В. Семернина:
Симфонические поэмы
Оперетты
Другие произведения
Флярковский написал также три симфонии, концерты для различных инструментов (скрипки, саксофона, валторны, трубы) с оркестром, музыку к радиопостановкам. Среди его фортепианных произведений — поэмы «Незабытые страницы» (1975), «Болгарские хороводы» (1984), «Четыре времени года» (2001), сонатины (1955—1975), соната (1980—1982), цикл «24 прелюдии и фуги» (1982—1990), цикл прелюдий «Времена года», цикл пьес «От примы до октавы» и другие.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Флярковский, Александр Георгиевич» в других словарях:
Флярковский Александр Георгиевич — Александр Флярковский Александр Георгиевич Флярковский русский композитор Дата рождения: 6 июля 1931 … Википедия
ФЛЯРКОВСКИЙ Александр Георгиевич — (р. 6 июля 1931), российский композитор, народный артист РСФСР (1986). Окончил Московскую консерваторию (1955). Автор опер «Дороги дальние» (1964), «Отважный трубач» (1985), «Время таять снегам» (1988); оперетт («Яблочная леди», 1979);… … Энциклопедия кино
Флярковский Александр Георгиевич — (р. 1931), композитор, народный артист РСФСР (1986). Ученик Ю. А. Шапорина. Оперы («Дороги дальние», 1964; «Отважный трубач», 1985; «Время таять снегам», 1988), оперетты, кантатно ораториальные и симфонические сочинения, песни (свыше 170), музыка … Энциклопедический словарь
ФЛЯРКОВСКИЙ Александр Георгиевич — (p. 6.7.1931), советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). Член КПСС с 1959. В 1955 окончил Московскую консерваторию (педагог Ю. А. Шапорин). В кино с 1957. Большое внимание уделяет песне. Наиболее значительные работы… … Кино: Энциклопедический словарь
Флярковский Александр Георгиевич — (р. 1931), композитор, народный артист РСФСР (1986). Ученик Ю. А. Шапорина. Оперы («Дороги дальние», 1964; «Отважный трубач», 1985; «Время таять снегам», 1988), оперетты, кантатно ораториальные и симфонические сочинения, песни (свыше 170), музыка … Большой Энциклопедический словарь
Флярковский, Александр Георгиевич — род. 6 июля 1931 в Ленинграде. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1975). Нар. арт. РСФСР (1986). В 1955 окончил Моск. конс. по кл. композиции Ю. А. Шапорина. В 1951 1957 преподавал в Моск. хор. училище. В 1957 редактор изд ва «Музгиз» … Большая биографическая энциклопедия
Флярковский, Александр — Александр Флярковский Александр Георгиевич Флярковский русский композитор Дата рождения: 6 июля 1931 … Википедия
Флярковский А. — Александр Флярковский Александр Георгиевич Флярковский русский композитор Дата рождения: 6 июля 1931 … Википедия
Флярковский А. Г. — Александр Флярковский Александр Георгиевич Флярковский русский композитор Дата рождения: 6 июля 1931 … Википедия
Александр Флярковскийй — советский композитор, автор более 300 песен, многие из которых стали популярными. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель культуры ПНР, профессор, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
В ноябре 1939 года поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле. Художественным руководителем и главным дирижёром капеллы был А. В. Свешников.
В 1941 году 10-летнего Александра вместе со всей школой эвакуировали в Кировскую область (село Арбаж). В 1944 году школа переехала в Москву, и на её базе было создано Московское хоровое училище, которое Александр окончил в 1949 году. В ходе обучения начал заниматься композицией, сочинил несколько романсов, инструментальных и хоровых произведений.
С 1947 года по совместительству работает концертмейстером в Ленинградском Доме пионеров. В 1949 году зачислен в Московскую консерваторию, класс композиции народного артиста СССР профессора Ю. А. Шапорина. Окончил в 1955 году. Его однокурсником был Родион Щедрин, совместно с которым он написал полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова (1950).
Дипломная работа Флярковского получила почётный диплом на V международном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955).
В период 1951—1957 годы по приглашению Свешникова также преподавал в Московском хоровом училище.
В 1955 году песня Флярковского «Твоё окно» получила премию конкурса на лучшую песню о Москве. После этого композитор много трудится в жанре массовой песни. Ряд его произведений завоевал широкую популярность. В этом же году Флярковский принят в члены Союза композиторов СССР.
В 1957—1958 годах — редактор в издательстве Музгиз. В 1961 году был принят в члены Союза кинематографистов СССР.
Ещё в студенческие годы композитор участвовал в фольклорной экспедиции в Брянскую область и записал там около 100 народных песен. В дальнейшем проявлял неизменный интерес к народной песне, собирал и записывал их на Алтае и в других регионах, обрабатывал для хорового пения. В 1970 году на Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковский представил сборник «100 русских народных песен».
В 1970—1980 гг. заместитель министра культуры РСФСР. Уход Флярковского с этого поста был связан со скандалом вокруг организации Камерного еврейского музыкального театра в Москве (Флярковский наотрез отказался организовывать театр, считая это спекуляциями власти на проблеме дискриминации евреев в СССР; о чём при жизни композитора рассказывал его преемник по Минкульту РФ Андрей Макаров).
В период 1973—1976 годы Флярковский занимал должность секретаря правления Союза композиторов РСФСР, а с 1980 по 1990 год — секретарь правления СК СССР. С 1985 по 1990 годы Флярковский работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира. В 1990 г. избран академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Среди написанной композитором музыки для кинофильмов особую популярность в 1976 году имели волнующие мелодии Флярковского к школьной мелодраме «Розыгрыш» («Пройди по тихим школьным этажам…»).
В 1991 году Александр Георгиевич возглавил класс композиции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова. С 1992 года — профессор кафедры музыковедения.
Среди его учеников: В. Кикта, В. Попов, В. Агафонников, А. Киселев, И. Раевский, А. Карсакович, С. Желудков и другие[3]. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с женой.
Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель культуры ПНР, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
В дальнейшем своем творчестве событиям Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн композитор посвятил целую серию крупных хоровых произведений. Это – оратории «Бессмертие» на стихи М. Сергеева (1970), «На гражданской на войне» на стихи А. Прокофьева (1976), «Александр Матросов» на стихи Е. Евтушенко (1978), вокально-симфоническая поэма «Вечный огонь» на слова Э. Асадова (1984), кантата «За Лениным» (1970) на стихи В. Татаринова, С. Наровчатова и Я. Смелякова, хоровая поэма «Клятва» на стихи Р. Гамзатова (1970), «Баллада о Сталинградской земле» на стихи В. Урина (1957), военный реквием «Песни остаются» на стихи советских поэтов (1985), концерт-триада «Ad Memorium» на стихи В. Семернина (2000) и другие. Победе 1945 года посвящена оратория «И мир глядел на нас» (1981), жертвам фашизма – хоровая пьеса «Хатынские звоны» на стихи Ю. Полухина (1969), цикл хоров «Ленинградская тетрадь» на стихи поэтов-блокадников (1975), кантата «В осаде» (слова Н. Крандиевской-Толстой, 1988). Теме Родины посвящены сюита для хора «Времена года» на стихи советских поэтов (1955), состоящая из 4 лирических музыкальных пейзажей; вокальный цикл «Тебе, о Родина» на стихи С. Есенина (1-я премия и золотая медаль на Международном конкурсе молодых композиторов в Вене в преддверии VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов); хоры «Просторы раздольные» (слова А. Досталя, 1958), «Ода Москве» (слова Л. Дербенева, 1974), циклы хоров «Природа» (2000) и «Настроения» (2002) на стихи Ф. Тютчева для женского хора и многие другие произведения. К истории России А. Флярковский обращается ораторией «Песни Куликова поля» (1982). Среди других крупных хоровых произведений композитора – цикл хоров «Все продолжается» на стихи И. Машбаша (1985), сатирическая кантата «За 100 лет до наших бед» (1991) на стихи поэтов XIX века, вокальные циклы «Верую» на стихи В. Лазарева (1996), «Художник» на стихи В. Соколова (1995), «Всю неделю о любви» на стихи И. Иртеньева (2004) и другие. На пороге нового тысячелетия композитором создан цикл хоров на слова В. Семернина: «Молитва» (1998), «Колокольные звоны» (1996), «Гимн Ипполитовки» (1999), «Ура Уралу!» (2000), «8 песен о Садке» (2000), «Живи, Белоруссия» (2001). С большим успехом шли на многих сценах страны и за рубежом оперетты композитора «Будет завтра» (1970), «Все о Еве» (1972), «Была ли Ева» (1972), «Золотой человек» (1975), «Анонимное письмо» (1976), «Триумфальная арка» (1977), «Яблочная леди» (1978), «Есть мушкетеры, есть» (1980). Опора на традиции русской классики, интерес к фольклору – отличительная черта творчества Флярковского. Еще будучи студентом Московской консерватории, он ездил с фольклорной экспедицией в Брянскую область и записал там около 100 народных песен, позднее собирал и записывал народные песни на Алтае и в других регионах. В 1956 году сделал 10 обработок белорусских народных песен, записанных и переданных ему художественным руководителем Белорусского государственного народного хора Г.Р. Ширмой. Эти песни легли в основу лирической кантаты «Белорусские песни» для хора и симфонического оркестра (1957). Флярковскому принадлежат многочисленные обработки для хора народных песен и романсов. Среди них «Уж вы, мои ветры», «Уж как пал туман», «Посажу ли я калинушку», «За дорогой у колодца», «Калитка», «Эх, поля, да вы поля», «Вечерний звон», «Калинка», «Ах, Настасья», «Ах ты, ноченька», «Утро туманное», «Улица-улица» и другие. В 1970 году к Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковским был подготовлен сборник «100 русских народных песен», в 1971–1973 годах – сборник «25 революционных песен». В 1950-е годы композитор переложил для хора более 10 произведений португальского композитора Фернандо Лопес Граса. Впечатления от многочисленных зарубежных творческих поездок композитора легли в основу его произведений, таких как поэма-кантата «Песни, вырвавшиеся из ада» на стихи африканских поэтов (1967), баллада «Великое кочевье» на стихи монгольского поэта Л. Тудэва, торжественная кантата «К 100-летию Г. Димитрова» (слова И. Генова, 1982), поэма «Героям Шипки» (слова А. Прокофьева, 1980) и другие. Трагические события 1988 года в Армении нашли живой отклик в душе композитора – появилась хоровая поэма-триптих «Армения, Спитак, 1988 год, декабрь», которая была впервые исполнена в Москве в 1990 году. А. Флярковский плодотворно работает в инструментальных жанрах. В списке его сочинений – три симфонии, концерты для различных инструментов (скрипки, саксофона, валторны, трубы) с оркестром, струнный квартет «Памяти» в 5 частях (2002), симфонические поэмы «15 минут до старта» (1960, 1-я премия на Международном конкурсе ОИРТ), «Ярмарка» (1965), «Урилдаан» (1971), «Апрельцы» (1976), «Былина» (1998), увертюра «Эрнст Буш» (1970). Среди его фортепианных произведений – поэмы «Незабытые страницы» (1975), «Болгарские хороводы» (1984), «Четыре времени года» (2001), сонатины (1955–1975), соната (1980–1982), цикл «24 прелюдии и фуги» (1982–1990), цикл прелюдий «Времена года», цикл пьес «От примы до октавы» и другие. Практической школой драматургического искусства для композитора стала работа в кино, которая, по его словам, подсказала ему и некоторые средства музыкального высказывания. А.Г. Флярковскому довелось работать в художественном, документальном, научно-популярном, телевизионном и мультипликационном кинематографе. Им написана музыка более чем к 60 фильмам, среди них художественные картины «Девичья весна», «Взрослые дети», «Зеленый огонек», «Это случилось в милиции», «Розыгрыш», «Еще раз про любовь», «Русское поле», «Белый снег России», «Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”», «Бой после Победы», «Лекарство против страха»; документальные фильмы «Говорит “Спутник”», «Выше только небо», «Возьмите нас с собой, туристы»; телефильмы «Шахтеры», «Твои ордена, комсомол». Александр Флярковский – автор музыки к радиопостановкам «Танкер “Дербент”» по повести Л. Крымова, «Обгоняющая ветер» по повести К. Кудиевского, «Океан», «Клим Самгин» и другим. Композитор много работает в жанре детской музыки. Это оперы «Отважный трубач» (1985), «Время таять снегам» (1988), «Снежная королева» (2001), оратория «Счастливое солнце над нами» (1978), кантаты «Солнечный прибой» (1982), «Все для всех» (1983), «Страна Пионерия» (1984), цикл хоров «Земля родная» (1971), пьесы для начинающих пианистов «С днем рождения, Сашенька» (1999). Опера «Снежная королева» за 4 года с момента премьеры прошла на сцене более 120 раз, выдержала 8 аншлагов на гастролях в США. А. Флярковский – автор музыки к мультфильмам «Ветер», «Песенка мышонка», «Будьте добры», «Золотые колосья» и другим. 9 мая 2005 года на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац состоялась премьера новой оперы А. Флярковского «Сын полка» (либретто Р. Сац и В. Рябова), написанной им по одноименной повести В. Катаева к 60-летию Великой Победы. Спектакль удостоен ряда наград (музыкальное руководство, постановка, лучшая мужская роль) на престижном телевизионно-театральном фестивале Союзного государства «Этот День Победы…» в 2005 году. Широкую популярность завоевали песни и романсы А. Флярковского. Это – любимый жанр композитора, к которому он обращается на протяжении всего творческого пути (более 300 песен). В его песнях есть та сердечность и искренность, на которую всегда отзываются люди. «Стань таким», «Сентябрьская мелодия», «Кеды», «О любви», «Радуга», «Когда уйдем со школьного двора», «Что же такое “мы”?», «Барыня речка», песни из кинофильма «Русское поле» – «Белая лебедь», «Колдовство», «Ах, мамочка!». Любая из них – это задушевный разговор с другом, без дистанции между эстрадой и залом, автором и слушателем. Большинство песен написано на стихи Р. Рождественского, Л. Дербенева, В. Семернина. Уже в студенческие годы Флярковский начал свою педагогическую деятельность: в 1950 году А.В. Свешников пригласил его на преподавательскую работу в Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства), где он проработал 7 лет: был концертмейстером хора, вел сольфеджио, гармонию, а после окончания консерватории два года был заместителем директора училища. Среди его учеников – И. Раевский, В. Кикта, В. Попов, В. Агафонников, А. Киселев, А. Карсакович и другие. В 1991 году Александр Георгиевич открыл класс композиции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова, с 1992 года он – профессор кафедры музыковедения. Напряженную творческую работу Флярковский успешно многие годы сочетал с общественной и государственной деятельностью. В 1973–1976 годах он занимал должность секретаря правления Союза композиторов РСФСР, в 1976–1980 годах – заместителя министра культуры РСФСР, с 1980 по 1990 год был секретарем правления Союза композиторов СССР. С 1985 по 1990 год работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира. В 1957–1958 годах Флярковский был редактором музыкального издательства «Музгиз». А.Г. Флярковский – народный артист РСФСР (1985), заслуженный деятель искусств РСФСР (1974) и Бурятии (1973), заслуженный деятель культуры ПНР (1980). Член Союза композиторов СССР (1955) и Союза кинематографистов СССР (1961), академик Российской академии кинематографических искусств «Ника» (1990). Помимо уже упомянутых международных конкурсов композиторов в Варшаве (1955) и Вене (1957) он является лауреатом международных конкурсов в Болгарии (1962, 1-я премия), Югославии (1964) и Чехословакии (1960, 1-я премия), неоднократным лауреатом всесоюзных и республиканских конкурсов (1955–1980). Александр Георгиевич удостоен премий имени А.В. Александрова и Д.Д. Шостаковича (2002). Награжден орденами Почета (2001), «Знак Почета» (1971), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, орденом Культуры (Польша), другими наградами.
Ушёл из жизни композитор Александр Флярковский Родился 6 июля 1931 года в Ленинграде. Отец — Флярковский Георгий Эдуардович (1904-1981), рабочий; в звании сержанта участвовал в Великой Отечественной войне, был минером, получил тяжелое ранение; после войны работал настройщиком на фабрике музыкальных инструментов. Мать — Флярковская Антонина Михайловна (1911-1945). Супруга — Флярковская (Копылова) Лариса Матвеевна (1931-1992), музыковед. Дочери: Котова Елена Александровна (1955 г. рожд.), переводчик; Левкина Ольга Александровна (1967 г. рожд.), театровед.
К музыке Александра приобщил отец, который все свободное от работы время отдавал игре на баяне. В 1937 году, решив полностью посвятить себя любимому делу, Георгий Эдуардович оставил токарное дело и поступил на работу в областную филармонию, много ездил с концертными бригадами по области. Его нередко приглашали на семейные торжества, свадьбы. Александр ходил вместе с ним. Обладая абсолютным слухом и музыкальной памятью, он пел песни и оперные арии, услышанные по радио, песни из кинофильмов. Музыка все больше завладевала им.
В ноябре 1939 года Александр поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле имени М.И. Глинки, художественным руководителем и главным дирижером которой был Александр Васильевич Свешников. С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в село Арбаж Кировской области. В 1944 году, вернувшись из эвакуации, Флярковский продолжил музыкальное образование в Московском государственном хоровом училище, созданном А.В. Свешниковым на базе Ленинградской хоровой школы. А.В. Свешников привлек к работе в училище талантливых педагогов и замечательных музыкантов Н.И. Демьянова, А.А. Сергеева, Т.В. Оболадзе, К.М. Щедрина, В.В. Соколова, В.А. Зиринга, Г.М. Динора, в классе у которого занимался Флярковский, С.С. Благообразова, К.Б. Птицу, С.К. Казанского и многих других. Важную роль в профессиональном становлении композитора сыграли встречи с выдающими музыкантами-исполнителями А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, С.Т. Рихтером, Я.В. Флиером, Э.Г. Гилельсом.
В училище Флярковский впервые начал заниматься композицией. К 30-летию ВЛКСМ он написал песню «Появился в отряде мальчишка» на стихи Е. Долматовского, которая прозвучала в концерте в Большом театре. Первый композиторский успех вселил уверенность в свои силы и желание сочинять еще и еще — появились пьесы для фортепиано, скрипки, хоровые произведения, вокальные миниатюры на стихи Фета, Плещеева, Тютчева. С 1947 года Флярковский параллельно с учебой работал концертмейстером в Доме пионеров.
В 1949 году он поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс Народного артиста СССР профессора Ю.А. Шапорина. Человек энциклопедической образованности, живой, интересный собеседник, друживший с А. Блоком, М. Горьким, А. Толстым, композитор, создавший ряд произведений непреходящей художественной ценности, Юрий Александрович Шапорин на долгие годы стал его добрым наставником, советчиком и старшим другом. Ю.А. Шапорин обращал внимание своих учеников прежде всего на внутреннее содержание сочиняемого, на его художественный и эмоциональный образ. Руководителем Флярковского по инструментовке был Ю.А. Фортунатов — человек, фанатически преданный музыке, композитор, великолепный знаток оркестровых стилей.
«Колдовство» — Поёт Валерий Ободзинский (Л. Дербенёв — А. Флярковский)
Композиторы Олег Галахов, Ю Ефграфов, А Флярковский
Дипломная работа Флярковского объединила произведения разных жанров: концерт для скрипки с оркестром, кантату «Москва» на стихи М.Ю. Лермонтова и цикл фортепианных прелюдий, за которые он был удостоен Почетного диплома на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. В 1950-е годы одной из центральных тем в творчестве композитора становятся дела и подвиги молодежи. В 1956 году он пишет музыку к спектаклю Московского драматического театра имени А.С. Пушкина «Двадцать лет спустя» М. Светлова — поэтичному, романтическому произведению о жизни первых комсомольцев. Теме молодежи посвящены симфоническая поэма «Юность», музыкально-литературный монолог «Ровеснику». В большинстве «молодежных» сочинений Флярковского нашли отражение впечатления, полученные им во время поездок по стране. Так, симфоническая поэма «Юность» написана после того, как он побывал в 1955 году на целинных землях Алтая. Еще в студенческие годы Флярковским написано много хоров, в том числе и хор «Молодость» на слова сказительницы М. Голубковой, получивший первую премию на консерваторском конкурсе в 1951 году. Композитор написал много «молодежных» песен — на стихи Н. Коченова, Ю. Полухина, В. Семернина, Л. Дербенева, М. Сергеева и других поэтов. Но большинство из них написаны в содружестве с поэтом Робертом Рождественским. После первой совместной работы — песни «Твое окно» (премия конкурса на лучшую песню о Москве, 1955), появились «Мальчишка семнадцати лет», «Что тебе нужно для счастья», «цикловые» песенные работы «Дрейфующий проспект», «Ровеснику», «Здравствуй, любовь». Широкую популярность получили песни из этих циклов, такие как «Стань таким» или «Плакат» («Мы судьбою не заласканы…»). Совместно с Р. Рождественским написаны песни к драматическим радиопостановкам — «Море» к «Танкеру «Дербент»», «Осенью пришла ко мне весна» к «Обгоняющей ветер», документальному фильму С. Герасимова «Говорит Спутник» (1959) и т. д.
Теме молодежи посвящены первая симфония Флярковского — «Ровеснику» (1962) и его первая опера «Дороги дальние» о вчерашних одноклассниках, которые решили вместе начать трудовую биографию — поехать на далекую стройку в Сибирь, проложить там «дорогу к океану». В ноябре 1963 года опера прозвучала первый раз в эфире, а в январе 1964 года состоялось ее концертное исполнение в Колонном зале, затем — премьера в Воронежском оперном театре.
Тема юности в творчестве Флярковского неотделима от темы Родины, патриотизма. Образ Родины находит воплощение и в картинах родной природы, и в событиях революционного прошлого, и в рассказах о беззаветном мужестве людей в годы войны и в труде. В 1955 году Флярковский создал хоровую сюиту «1905 год» в семи частях, основанную на темах революционных песен (стихи И. Воинова, Д. Бедного, А. Белозерова, А. Гмырева, Я. Бердникова) и явившуюся своеобразным этюдом к его оратории «Колодники» на слова Н. Коченова (для солиста-баса, смешанного хора и симфонического оркестра). В дальнейшем своем творчестве событиям Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн композитор посвятил целую серию крупных хоровых произведений. Это — оратории «Бессмертие» на стихи М. Сергеева (1970), «На гражданской на войне» на стихи А. Прокофьева (1976), «Александр Матросов» на стихи Е. Евтушенко (1978), вокально-симфоническая поэма «Вечный огонь» на слова Э. Асадова (1984), кантата «За Лениным» (1970) на стихи В. Татаринова, С. Наровчатова и Я. Смелякова, хоровая поэма «Клятва» на стихи Р. Гамзатова (1970),«Баллада о Сталинградской земле» на стихи В. Урина (1957), военный реквием «Песни остаются» на стихи советских поэтов (1985), концерт-триада «Ad Memorium» на стихи В. Семернина (2000) и другие. Победе 1945 года посвящена оратория «И мир глядел на нас» (1981), жертвам фашизма — хоровая пьеса «Хатынские звоны» на стихи Ю. Полухина (1969), цикл хоров «Ленинградская тетрадь» на стихи поэтов-блокадников (1975), кантата «В осаде» (слова Н. Крандиевской-Толстой, 1988). Теме Родины посвящены сюита для хора «Времена года» на стихи советских поэтов (1955), состоящая из четырех лирических музыкальных пейзажей; вокальный цикл «Тебе, о Родина» на стихи С. Есенина (первая премия и золотая медаль на Международном конкурсе молодых композиторов в Вене в преддверии VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов); хоры «Просторы раздольные» (слова А. Досталя, 1958), «Ода Москве» (слова Л. Дербенева, 1974), циклы хоров «Природа» (2000) и «Настроения» (2002) на стихи Ф. Тютчева для женского хора и многие другие произведения.
А. ФЛЯРКОВСКИЙ, СЛ. Н. ЛОМАКО, МОЛИТВА «ВЕРУЮ»
К истории России А. Флярковский обращается ораторией «Песни Куликова поля» (1982). Среди других крупных хоровых произведений композитора — цикл хоров «Все продолжается» на стихи И. Машбаша (1985), сатирическая кантата «За 100 лет до наших бед» (1991) на стихи поэтов XIX века, вокальные циклы «Верую» на стихи В. Лазарева (1996), «Художник» на стихи В. Соколова (1995) и др. На пороге нового тысячелетия композитором создан цикл хоров на слова В. Семернина — «Молитва» (1998), «Колокольные звоны» (1996), «Гимн Ипполитовки» (1999), «Ура Уралу!» (2000), «8 песен о Садке» (2000), «Живи, Белоруссия» (2001). С большим успехом шли на многих сценах страны и за рубежом оперетты композитора «Будет завтра» (1970), «Все о Еве» (1972), «Была ли Ева» (1972), «Золотой человек» (1975), «Анонимное письмо» (1976), «Триумфальная арка» (1977), «Яблочная леди» (1978), «Есть мушкетеры, есть» (1980).
«Ах мамочка, на саночках. » Мордюкова(Л.Дербенёв- А. Флярковский)
Опора на традиции русской классики, интерес к фольклору — отличительная черта творчества Флярковского. Еще будучи студентом Московской консерватории, он ездил с фольклорной экспедицией в Брянскую область и записал там около 100 народных песен, позднее собирал и записывал народные песни на Алтае и в других регионах. В 1956 году он сделал 10 обработок белорусских народных песен, записанных и переданных ему художественным руководителем Белорусского государственного народного хора Г.Р. Ширмой. Эти песни легли в основу лирической кантаты «Белорусские песни» для хора и симфонического оркестра (1957). Флярковскому принадлежат многочисленные обработки для хора народных песен и романсов. Среди них «Уж вы, мои ветры», «Уж как пал туман», «Посажу ли я калинушку», «За дорогой у колодца», «Калитка», «Эх, поля, да вы поля», «Вечерний звон», «Калинка», «Ах, Настасья», «Ах ты, ноченька», «Утро туманное», «Улица-улица» и другие. В 1970 году к Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковским был подготовлен сборник «100 русских народных песен», в 1971-73 годах — сборник «25 революционных песен». В 1950-е годы композитор переложил для хора более 10 произведений португальского композитора Фернандо Лопес Граса.
Впечатления от многочисленных зарубежных творческих поездок композитора легли в основу его произведений, таких как поэма-кантата «Песни, вырвавшиеся из ада» на стихи африканских поэтов (1967), баллада «Великое кочевье» на стихи монгольского поэта Л. Тудэва, торжественная кантата «К 100-летию Г. Димитрова» (слова И. Генова, 1982), поэма «Героям Шипки» (слова А. Прокофьева, 1980) и другие. Трагические события в Армении 1988 года нашли живой отклик в душе композитора — появилась хоровая поэма-триптих «Армения, Спитак, 1988 год, декабрь», которая была впервые исполнена в Москве в 1990 году.
А. Флярковский плодотворно работает в инструментальных жанрах. В списке его сочинений — три симфонии, концерты для различных инструментов (скрипки, саксофона, валторны, трубы) с оркестром, симфонические поэмы «15 минут до старта» (1960, первая премия на Международном конкурсе ОИРТ), «Ярмарка» (1965), «Урилдаан» (1971), «Апрельцы» (1976), «Былина» (1998), увертюра «Эрнст Буш» (1970). Среди его фортепианных произведений — поэмы «Незабытые страницы» (1975), «Болгарские хороводы» (1984), «Четыре времени года» (2001), сонатины (1955-75), соната (1980-82), цикл «24 прелюдии и фуги» (1982-90), пьесы. Практической школой драматургического искусства для композитора стала работа в кино, которая, по его словам, подсказала ему и некоторые средства музыкального высказывания. Ему довелось работать в художественном, документальном, научно-популярном, телевизионном и мультипликационном кинематографе. Флярковским написана музыка более чем к 60 фильмам, среди них художественные картины «Девичья весна», «Взрослые дети», «Зеленый огонек», «Это случилось в милиции», «Розыгрыш» (История создания фильма), «Еще раз про любовь», «Русское поле», «Белый снег России», «Путь в «Сатурн»», «Конец «Сатурна»», «Бой после Победы», «Лекарство против страха»; документальные фильмы «Говорит «Спутник», «Выше только небо», «Возьмите нас с собой, туристы»; телефильмы «Шахтеры», «Твои ордена, комсомол». Александр Флярковский — автор музыки к радиопостановкам «Танкер «Дербент»» по повести Л. Крымова, «Обгоняющая ветер» по повести К. Кудиевского, «Океан», «Клим Самгин» и другим.
Композитор много работает в жанре детской музыки. Это оперы «Отважный трубач» (1985), «Время таять снегам» (1988), «Снежная королева» (2001), оратория «Счастливое солнце над нами» (1978), кантаты «Солнечный прибой» (1982), «Все для всех» (1983), «Страна Пионерия» (1984), цикл хоров «Земля родная» (1971), пьесы для начинающих пианистов «С днем рождения, Сашенька» (1999). А. Флярковский — автор музыки к мультфильмам «Ветер», «Песенка мышонка», «Будьте добры», «Золотые колосья» и другим. Широкую популярность завоевали песни и романсы А. Флярковского. Это — любимый жанр композитора, к которому он обращается на протяжении всего творческого пути (более 300 песен). В его песнях есть та сердечность и искренность, на которую всегда отзываются люди. «Стань таким», «Сентябрьская мелодия», «Кеды», «О любви», «Радуга», «Когда уйдем со школьного двора», «Что же такое «мы»?», «Барыня речка», песни из кинофильма «Русское поле» — «Белая лебедь», «Колдовство», «Ах, мамочка!». Любая из них — это задушевный разговор с другом, без дистанции между эстрадой и залом, автором и слушателем. Большинство песен написано на стихи Р. Рождественского, Л. Дербенева, В. Семернина.
Зара и Д Харатьян «Когда уйдем со школьного двора» сл. А. Дидурова, муз. А. Флярковского
А.Г. Флярковский — композитор яркого индивидуального дарования. Его талант устремлен к широкой аудитории. Демократическая направленность проявлялась у него на всех творческих этапах, в работе над произведениями различных жанров. Все его сочинения проникнуты чувством современности, веры в жизнь, в светлые нравственные идеалы. Уже в студенческие годы Флярковский начал свою педагогическую деятельность: в 1950 году А.В. Свешников пригласил его на преподавательскую работу в Московское хоровое училище (ныне — Академия хорового искусства), где он проработал 7 лет: был концертмейстером хора, вел сольфеджио, гармонию, а после окончания консерватории два года был заместителем директора училища. Среди его учеников — И. Раевский, В. Кикта, В. Попов, В. Агафонников, А. Киселев, А. Карсакович и другие. В 1991 году Александр Георгиевич открыл класс композиции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова, с 1992 года он — профессор кафедры музыковедения.
Напряженную творческую работу Флярковский успешно сочетает с общественной и государственной деятельностью. В 1973-76 годах он занимал должность секретаря правления Союза композиторов РСФСР, в 1976-80 годах — заместителя министра культуры РСФСР, с 1980 по 1990 год был секретарем правления Союза композиторов СССР. С 1985 по 1990 год работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира. В 1957-58 годах Флярковский был редактором музыкального издательства «Музгиз». А.Г. Флярковский — Народный артист России (1985), Заслуженный деятель искусств России (1974) и Бурятии (1973), Заслуженный деятель культуры Польши (1980). Член Союза композиторов (1955) и Союза кинематографистов (1961), академик Академии кинематографических искусств «Ника» (1990).
Помимо уже упомянутых международных конкурсов композиторов в Варшаве (1955) и Вене (1957), он является лауреатом международных конкурсов в Болгарии (1962, 1-я премия), Югославии (1964) и Чехословакии (1960, 1-я премия), неоднократным лауреатом всесоюзных и республиканских конкурсов (1955-80). Александр Георгиевич удостоен премий имени А.В. Александрова и Д.Д. Шостаковича (2002).
А.Г. Флярковский награжден орденами «Знак Почета» (1971) и Почета (2001), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, орденом Культуры Польши, медалью «За укрепление боевого содружества», монгольской медалью Дружбы, юбилейными отечественными и иностранными медалями, нагрудными знаками «За достижения в культуре» и «За трудовую доблесть».
Вчера, 8 мая 2014 года, в Москве в возрасте 82 лет композитор умер.