а г венецианов годы жизни
А. Г. Венецианов. Роковая поездка
Родился 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Алексея Гавриловича достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.
Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.
Однако занятия живописью в это время для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца юноша определился чертёжником в землемерное управление.
В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем и столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу В.Л.Боровиковскому, который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.
В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического «Журнала карикатур». На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.
Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ.
Вместе с тем Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание «назначенного», а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец с успехом справился с поставленной задачей. За «Портрет К.И.Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками» он был удостоен звания академика живописи.
Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, в которых высмеивает увлечение высшего русского общества всем французским.
В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819 г.) Алексей Гаврилович оставляет службу и уезжает вместе с семьёй в имение Сафонково Тверской губернии.
Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.
1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины «Гумно», «Утро помещицы». Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные и известные знакомые.
Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы такие замечательные полотна как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и др.
Довольно часто художник обращался к детской теме. Такие картины как «Вот-те и батькин обед!», «Захарка», «Спящий пастушок» составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно с любовью написаны мастером.
Венецианов Алексей Гаврилович в истории русской живописи оставил значительный след как педагог, создавший свою систему преподавания. На свои средства он открыл школу живописи, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др.. К сожалению постоянного финансирования, со стороны государства или частных лиц Венецианову добиться не удалось. Постоянные материальные затруднения привели к тому, что в начале 40-х годов учеников у мастера практически не осталось.
Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.
Обстоятельства смерти Венецианова описаны многократно. 4 декабря 1847 г. из своего имения Сафонково художник отправился в Тверь (написал эскизы икон для одной из местных церквей, собирался показать заказчику). Ехал в санях-возке, на облучке сидел венециановский крестьянин Агап Богданов (другие источники упоминают ещё кучера Григория Лаврентьева). Дорога была обледенелая, крутой спуск. Лошади вдруг понесли. Возок опрокинулся, лошади поволокли запутавшегося в вожжах Венецианова по дороге и притащили в соседнее село Поддубье уже мёртвым. Это общепринятая версия, описанная, например, Г. Леонтьевой в фундаментальной монографии «А.Г. Венецианов» (1988 г.).
Есть и более подробный рассказ. В воспоминаниях об отце дочери художника Александры гибель Алексея Гавриловича выглядит так: «Кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он лёжа, видел, как повозку свалило на бок, и батюшка имел духу схватить вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания».
Но, простите, зачем венециановским дворовым убивать своего барина? Известно: художник был рачительным хозяином, крестьяне у него жили зажиточно, он открыл для них в имении склад-«магазин» с зерном на случай неурожая, «больничку».
Снова обратимся к монографии Г. Леонтьевой.
Трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история. Главными действующими лицами оказались помещик Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и дворовая Елена Никитина.
Жена Венецианова, Марфа Афанасьевна, умерла в 1831-м. Художник прожил еще 16 лет. Ничего удивительного в том, что за эти годы, да и с учётом непростых семейных отношений, у него появилась другая женщина. В 1840-е годы в доме, похоже, воцарилась Елена Никитина.
Георгий ДЕЖКИН
vsesmi.ru›news/2999666/
Как на самом деле погиб художник Алексей Венецианов?
TheQuestion.ru›questions/79254/kak-na-samom…pogib…
Смерть Венецианова: несчастный случай или убийство
tverlife.ru›Тверь новости›64939.html
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
3 9 23 29 52 62 63 77 92 95 96 108 114 125 143 149 159 163 164 167 184 194 206 221 224 234 258
В Е Н Е Ц И А Н О В А Л Е К С Е Й Г А В Р И Л О В И Ч
258 255 249 235 229 206 196 195 181 166 163 162 150 144 133 115 109 99 95 94 91 74 64 52 37 34 24
1 13 19 30 48 54 64 68 69 72 89 99 111 126 129 139 163 166 172 186 192 215 225 226 240 255 258
А Л Е К С Е Й Г А В Р И Л О В И Ч В Е Н Е Ц И А Н О В
258 257 245 239 228 210 204 194 190 189 186 169 159 147 132 129 119 95 92 86 72 66 43 33 32 18 3
ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ = 258 = ВНЕЗАПНОЕ УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ.
Рассмотрим дешифровку в таблице:
3** 17 23 32* 33** 49 63* 78 84 104 106 116 126*144*163*166**181**
В Н Е З А П Н О Е У Б И Й С Т В О
258**255*241 235 226**225*209 195*180 174 154 152 142 132*114* 95** 92**
195**196** 201 216 233 248 252 258
Н А Д О Р О Г Е
77** 63** 62* 57 42 25 10 6
Таблицы содержат по 2 цепочки из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 62-63-77-92-95 163-166-181-195-196
а также по 6 совпадающих столбцов: 3**\\258** 226**\\33** 95**\\166** 92**\\181** 77**\\195** 63**\\196**
258 = ОТ УДАРОВ ГОЛОВОЙ (обо)РВАЛАСЬ Ж(изнь)
7 совпадающих столбцов
258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В ДОРОГЕ + УМИРАЕ(т)
8 совпадающих столбцов
258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В (дороге) + (г)ИБНЕТ ОТ УДАРА
258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В ДОРОГЕ + (лишен)ИЕ ЖИЗНИ
по 9 совпадающих столбцов.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 116-ЧЕТВЁРТОЕ + 74-ДЕКАБРЯ = 190 = ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ (травма).
Проверим дешифровку таблицами:
24** 30** 49 52 59 76 95 110 116 121*127 138 139*141 158*190**
Ч Е Т В Ё Р Т О Е Д Е К А Б Р Я
190**166**160*141 138 131 114 95 80 74 69* 63 52 51* 49 32**
Таблицы содержат по 1 цепочке из 3-х идущих последовательно друг за другом цифр: 190-166-160
а также по 3 совпадающих столбца: 24**\\190** 30**\\166** 190**\\32**
В нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ мы видим:
258 = 68-\ 14-ГИ(бель) + 54-ТРАВМА \ + 190-ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 66-СЕМЬ = 243.
25 31 49 68 97 102 108 126 158 177 195 201 214 243
Ш Е С Т Ь Д Е С Я Т С Е М Ь
243 218 212 194 175 146 141 135 117 85 66 48 42 29
Зная причину гибели и используя по 2-3 буквы (помечены звёздочками), можно составить следующие дешифровки:
243 = (ли)Ш*Е*НИЕ ЖИЗНИ + УПАВ(ший) РАЗБИВАЕТ*С*(я) (о)ЗЕ*М*Ь*.
В этой дешифровке 7 совпадающих столбцов.
Рассмотрим дешифровку с 10-ю совпадающими столбцами:
243 = (ли)ШЁН ЖИЗНИ + (па)ДЕ(ние) + (опрокинул)СЯ + (бьё)ТС(я) (оз)ЕМЬ.
25** 32 46 54 64 73 87 97* 102**108** 126**158**
(ли) Ш Ё Н Ж И З Н И + (па) Д Е (ние) + (оп. л) С Я +
243**218*211 197 189 179 170 156 146**141** 135**117**
177**195** 201**214**243**
(бьё) Т С (я) + (оз) Е М Ь
85** 66** 48** 42** 29**
Таблицы содержат по 1 цепочке из 10-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 97-102-108-126-158-177-195-201-214-243
и по 1 цепочке из 9-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 29-42-48-66-85-117-135-141-146
а также по 10 совпадающих столбцов: 25**\\243** 102**\\146** 108**\\141** 126**\\135** 158**\\117** 177**\\185**
Смотрим первоначальную дешифровку:
258 = 63-ВНЕЗАПН. + 195-. ОЕ УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ, ШЕСТЬДЕСЯТ С\ емь \.
Мы можем выяснить причину гибели АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ВЕНЕЦИАНОВА из памяти ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ:
110-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.
258 = 157-РОКОВАЯ ПОЕЗДКА + 101-РАЗБИЛСЯ.
Биография Алексея Гавриловича Венецианова
Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования.
Приехав в 1807 году в Петербург, он серьезно начинает заниматься живописью. Венецианов становится учеником В. Л. Боровиковского, в мастерской которого работает до 1810 года. Наряду с этим он усердно изучает и копирует произведения классической живописи в Эрмитаже.
К числу ранних произведений художника относятся портреты А. И. и А. С. Бибиковых (1805—1809, ГРМ). Интерес Венецианова к портрету не случаен. Именно в этом жанре в начале XIX века сказывались новаторские искания художников. Успехи молодого живописца были сразу замечены. Большинство его ранних портретов выполнено пастелью, в технике которой мало работали русские художники. Они лишены какой бы то ни было парадности, отличаются скромностью, простотой.
Автопортрет, 1811
К сатирической графике Венецианов не раз обращался и позднее. Во время Отечественной войны 1812 года он создал целую серию листов на злобу дня. В офортах «Французский парикмахер», «Французское воспитание» художник высмеял французоманию русских дворян, их низкопоклонство.
Однако настоящее призвание художник нашел не в графике и не в искусстве портрета, принесшем ему известность. Сущность его дарования проявилась в совершенно иной области. Венецианов прекрасно это чувствовал и в середине жизненного и творческого пути нашел силы отказаться от деятельности портретиста. На одном из портретов он делает пометку: «Венецианов в марте 1823 г. сим оставляет свою портретную живопись».
В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. И хотя в дальнейшем художник изредка возвращался к портретам, его основные интересы с начала 1820-х годов связаны с бытовым жанром.
Гумно, 1821
Новый этап в творчестве художника обусловливался, однако, не случайными обстоятельствами его частной жизни. Начало XIX века было временем, когда все стремления передовых деятелей русского общества были направлены на преобразование страны, на просвещение народных масс. Именно в эти годы в Петербурге создается Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения, ставившее благородную цель: распространение грамотности среди простого народа. В этой обстановке совершился перелом в искусстве Венецианова. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы.
Центральным произведением в творчестве художника явилась картина «Гумно» (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Однако стремление запечатлеть решительно все «как в натуре» привело к некоторой сухости, статичности в изображении человеческих фигур.
Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20—30-е годы ХIХвека. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»(обе— 1830-е, ГТГ), «Дети в поле» (начало 1830, ГРМ) и ряд этюдов.
А. Г. Венецианов. Жнецы
А. Г. Венецианов. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой
Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.
История жизни Алексея Гавриловича Венецианова
Спящий пастушок, 1823—24
В 1822 г. в жизни 42-летнего художника Алексея Венецианова произошло знаменательное событие. Его работа была представлена императору, награждена тысячей рублей и помещена в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Называлась картина, удостоившаяся такой высокой чести, «Очищение свеклы» (или «Приготовление впрок зелени и овощей в деревне»). Для Бриллиантовой комнаты, согласитесь, несколько неожиданно.
На пашне. Весна, 1820-е
«Очищение свеклы» открыло новую тему. «Гумно», над которым художник активно работал в том же 1822 г., стало вехой на пути поиска новых принципов создания картины. Проблемы реальной передачи пространства и света так захватили Алексея Гавриловича, что он отпилил переднюю стену гумна в своем имении, заполнил пространство крестьянами, рассаженными в строгом беспорядке, и точно воспроизвел на холсте то, что получилось, включая срезы отпиленных бревен. Эта картина тоже попала в Эрмитаж, а художнику было пожаловано 3000 рублей.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ В «ГУМНЕ» способ изображения сам художник назвал «живописью a la natura», в противовес «живописи a la манера», преподаваемой в Академии художеств. Своей новой методе, в основе которой лежали перспективные штудии и натурные зарисовки, Алексей Гаврилович брался обучить всех желающих. Через его руки прошло более семи десятков учеников, талантливых и не очень, из всех сословий. Венецианов возился с ними, хлопотал о материальном обеспечении, несколько человек благодаря ему смогли освободиться от крепостной зависимости. Его воспитанники писали интерьеры и натюрморты, виды уездных городов и сельские просторы, портреты и незамысловатые сценки.
Гадание, 1842
ЕСТЬ У ВЕНЕЦИАНОВА очень странная картина. Выполнена она вскоре после «Свеклы» и «Гумна». «Женщина, боронящая поле», она же «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», она же «Деревенская женщина с лошадьми», она же «На пашне. Весна». Немало вопросов ставит это полотно перед пытливым зрителем. Не высоковата ли женщина по сравнению с конями? Не слишком ли играючи ведет она их за собой? И что это за летящая походка у русской крестьянки, если все иноземцы, словно сговорясь, отмечали тяжеловесность и неграциозность наших поселянок? Да вообще, внимательно оглядев героиню, разве сможет кто-то назвать ее деревенской бабой?
А ребенок, сидящий, на краю поля? Почему это на холодной еще земле он посажен в одной тонкой рубашонке? Что за венки из цветов необычной для этой поры года васильковой синевы разбросаны вокруг него?
Девушка с гармошкой, 1840
На самом горизонте, чуть левее пня, практически тает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом. И остается бросить еще один взгляд на эту картину, чтобы убедиться: к сцене реального крестьянского труда отношение она имеет условное. И не Параня, Капитошка или Акулина нарушенных пропорций позирует художнику босиком на непрогретой пашне. Идеальный овал и правильные черты, статная плавность и величавый полет указывают, конечно, на богиню. Неважно, как могут ее звать. На нечерноземном русском поле свершается великое таинство мирового круговорота, и художник запечатлевает его. Под его кистью становится видимым скрытое движение жизни. Перед нами не быт, а миф.
Хотя так ли уж неизбежно это противопоставление? Почему под реальностью человек, как правило, подразумевает что-то низменное, нередко грязное и, столкнувшись с подобным, умудренно решает, что это-то и есть правда жизни? Быть может, все наоборот: миф и есть та самая правда?
«Встреча у колодца». 1843. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
В 67 лет Венецианов погибнет. Ранним утром 4 декабря на крутом заледеневшем спуске лошади неожиданно понесут. Кучер вылетит на дорогу и останется жив. Художник, вместо того, чтобы выпрыгнуть вслед, перехватит вожжи и попытается остановить сани.
Но все летит над полем то ли крестьянка, то ли богиня, и разумным прекрасным космосом встает вокруг светлый мир.
Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П. Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей, которых мальчик боялся. Однажды его за это чуть не выгнали из пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов, имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу «Любопытный художник и ремесленник».
Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать.
Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.
Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.
В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии.
В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.
Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».
Картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт – Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движения создает сидящая слева крестьянская женщина. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.
Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза: «неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового, профессионального и прекрасного мастера.
Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел.
На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.
Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы».
Чистка свеклы
Жница
Утро помещицы
«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное, близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такие сравнение всегда имели место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.
Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности.
Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Интерьер вообще является одной из особенностей в картинах Венецианова. Не является исключением и картина «Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах.
В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола. Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты.
Жанр венецианских картин не является изощренным, сюжеты не поражают своей новизной. И все – таки автору удается найти что-то необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам.
На пашне. Весна
На жатве. Лето
Крестьянка с васильками.
Девушка с бураком
Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки.
Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой.
В 1823-26 годы Венециановым была написана картина «Спящий пастушок». Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью. Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает себя мастером создания перспективы. На картине глаза маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что он позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.
На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.
Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.
Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник.
На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.
Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».
В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года художник слег и сам.
Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года.
Гадание на картах.
Крестьянка за вышивкой
Девушка в платке
Вот-те и батькин обед.
Девушка с крынкой
Крестьянская девушка с серпом во ржи.
Мальчик одевающий лапти