а глазырин актер биография
Алексей Глазырин: биография, личная жизнь, фильмы, роли, дата и причина смерти
Алексей Глазырин – выдающийся и талантливый актер кино и театра, который стал известен после выхода лучшего фильма с ним «Белорусский вокзал». Но через несколько дней после премьеры этой киноленты актер умер. Всего в творческой копилке выдающегося актера Глазырина насчитывается 21 фильм, а также большое количество спектаклей.
Детские годы
Алексей Глазырин родился первого августа 1922 года в Удмуртской области. Его родным городом стал Глазов, который в то время входил в состав Вотской области.
Война в жизни актера
Когда началась Великая Отечественная война, Алексею еще не было и девятнадцати лет. Но уже в 1942 году он становится участником театральной фронтовой бригады, которая постоянно была на передовой, выступая для солдат. Талантливый и молодой актер Глазырин Алексей Александрович был награжден медалью.
Образование
Известно, что в 1944 году молодой актер Глазырин поступает в институт театрального искусства. Он попадает на курс знаменитого театрального педагога Владимира Белокурова.
Театральная карьера
Сразу же после окончания театрального института Алексей Глазырин, биография которого насыщена событиями, сразу начинает работать в театре имени Чехова, который располагался в Таганроге. Именно на подмостках этого театра он сыграл свою первую в жизни роль. Ею стала роль Вершинина в спектакле «Три сестры».
Но уже скоро, в 1951 году, он переезжает в город Ростов-на-Дону и устраивается в драматический театр имени Горького, где и проработает в течение двух лет. Известно, что в 1954 году талантливый актер Алексей Глазырин перебирается в Новосибирск, где в течение семи лет выступает на подмостках театра «Красный факел». Именно на этой сцене он успешно и талантливо сыграл роль Ленина в таких спектаклях, как «Кремлевские куранты» и «Третья, патетическая».
И лишь только в 1961 году Алексей Глазырин уже навсегда переезжает в столицу, где сразу же был принят в труппу театра имени Станиславского. На сцене этого театра он играл как в спектаклях, поставленных по классическим произведениям, так и по своевременным пьесам. Так, самой известной и значимой работой Алексея Александровича в этот период становится роль Ленина в постановке «Шестое июня».
Последние годы своей жизни актер Алексей Глазырин, чье творчество всегда вызывало интерес у зрителей, работал в столичном Театре-студии киноактера.
Дебют в кино
Впервые в кино Алексей Глазырин снялся в 1956 году в ленте «В погоне за славой» режиссера Рафаила Гольдина. Сюжет фильма переносит зрителя на уральский завод, где в конструкторском бюро работают два товарища. Петр Арефьев и Алексей Егорычев – инженеры. Но по характеру они совершенно разные. Так, Петр очень талантливый инженер, да и принципиальный в жизни.
Однажды директор завода, которого как раз и играет актер Глазырин, ставит перед этими молодыми инженерами новую задачу: им необходимо реконструировать комбайн по уборке картофеля. И когда Петра назначают старшим, то он тут же сообщает, что необходимо создавать новую машину. Тогда это место предлагают Алексею, и он с удовольствием соглашается, даже не задумываясь о том, какую работу ему предстоит выполнить.
Но вскоре выясняется, что реконструкция данной машины для уборки невозможна. И неожиданно в конструкторское бюро поступает новый проект комбайна.
Кинематографическая карьера
Всего в кинематографической копилке актера Глазырина двадцать одна кинокартина. Так, в 1958 году в киноленте «Мы из Семиречья» режиссеров Султана Ахмет Ходжикова и Алексея Очкина Алексей Глазырин, фильмы которого интересны зрителям, играет роль Ростовцева. Сюжет кинокартины переносит зрителя в Казахстан, где только установилась советская власть. Но в Семиречье собрались белоказаки, которые готовы сотрудничать с кем угодно, но только не с советской властью.
В этот небольшой город возвращаются и три друга, которые были батраком, кузнецом и русским большевиком. Но вскоре пути друзей расходятся.
В 1964 году выдающийся актер Глазырин снимается в киноленте «Живые и мертвые» режиссера Александра Столлерона. Его роль старшего политрука Малинина стала самой значительной. Действие этой кинокартины происходит в начале войны. В это время из отпуска в Белоруссию возвращается военный корреспондент. Но Иван Синцов не может доехать на место своей службы, так как там находятся немцы. Он попадает в город Борисов, где получает направление в штаб. Когда он с другими офицерами выходит на дорогу, то тут же налетает вражеская авиация. Автомобиль, который он остановил, взрывается от сброшенной бомбы. Вскоре Синцов уже работает в военной газете города Могилева. И тут он попадает в окружении.
В 1965 году известный актер Глазырин снимается в двух кинолентах: «Знойный июль» и «Ярость». В первой киноленте режиссера Виктора Трегубовича Алексей Александрович играет главную роль Столетова. Захар Васильевич – это человек большой силой воли и крепкий духом. Несмотря на то что он работал председателем, на него был написан донос, его посадили. Но после того как он отбыл срок, Столетов снова возвращается в родной колхоз и продолжает работать. Непросто строятся и его отношения с бывшей женой и дочерью.
В киноленте «Ярость» режиссера Николая Ильинского актер Глазырин играет роль Сонина. Сюжет этого фильма перенесет зрителя в Петроград, где в революционных боях участвуют не только красноармейцы, но и моряки. В 1966 году в кинокартине «На диком бреге» режиссера Анатолия Граника актер Глазырин играет роль Павла Дюжина. Действие фильма происходит на сибирской стройке.
В 1967 году талантливый и выдающийся актер Глазырин снялся в четырех кинолентах: «Седьмой спутник», «Короткие встречи», «Вий» и «Война и мир». В кинокартине «Короткие встречи» режиссера Киры Муратовой рассказывается о семье геолога Максима и Валентины Ивановны, которая работает в райкоме. Муж часто уезжает в командировки и однажды встречает Надю, которая работает в чайной. Надя приезжает в дом Максима и устраивается домработницей, но, осознав, какая между супругами любовь, уезжает навсегда.
В следующем году Алексей Александрович снимается в трех кинолентах: «Мужской разговор», «Щит и меч» и «Карантин». В фильме «Мужской разговор» режиссера Игоря Шатрова талантливый актер играет роль отца Панкрушина. По сюжету, восьмиклассник Саша едет на далекую сибирскую стройку, чтобы вернуть маму домой к отцу. Он с трудом достает денег, чтобы отец об этом ничего не знал. А когда добирается, видит, как сильно его любит мама, но она также любит и другого мужчину. И мальчик понимает, что к его отцу она больше уже никогда не вернется.
В 1971 году в киноленте «Красная метель» режиссера Василия Паскару актер Глазырин играет роль комиссара. Действие фильма происходит в 1917 году, когда воевали не только петлюровцы, махновцы, но и карательные войска французов и немцев. Только у всех них в этой войне своя цель. В такое время домой возвращается и солдат Калмацуй, цель которого – мир, покой и порядок.
Лучший фильм актера
Но все-таки в кинематографической биографии актера Глазырина есть кинокартина, которая считается самой лучшей. Это лента «Белорусский вокзал» режиссера Андрея Смирнова, которая вышла в прокат в 1970 году. Сюжет фильма переносит зрителя в послевоенное время, когда бывшие однополчане встречаются уже после войны, чтобы боевого товарища проводить в последний путь. Этот печальный повод для встречи дал им возможность вспомнить то, через какие события им пришлось пройти и как удалось им выжить.
У каждого из героев этой киноленты после войны теперь своя жизнь. Один стал журналистом, другой – бухгалтер, еще один – директор завода, но есть среди них и простой слесарь, который постоянно занят ремонтом коммунальных сетей. Но помянуть друга они не смогли, так как жене Матвеевой все время было плохо и они никак не могли остаться одни, чтобы поговорить и вспомнить все. Сначала они начинают ездить по столице, чтобы найти такое место, где им можно было бы побыть наедине со своими воспоминаниями.
Последний фильм
Кинолентой, в котором снялся актер Глазырин незадолго перед своей смертью, стал фильм «Молодые» режиссера Николая Москаленко. Евгения всегда окружена отцовской любовью и вниманием. Отца Евгении играет Алексей Глазырин, актер, которого знают и любят зрители. Женя встречает Алексея Николаева, в которого сразу же влюбляется. Но у него простая профессия: он строитель, хотя уже и бригадир.
Женя уходит из дома, молодые люди начинают жить вместе, но живут они в общежитии, где может происходить все, что угодно. А вскоре они уезжают еще и в далекую Тюмень на молодежную стройку.
Личная жизнь
Алексей Глазырин о семье никогда не рассказывал. Поэтому о его жене и детях нет никакой информации.
Причина смерти
Печальная судьба и ранний уход блестящего актера. Кто его жена, дети. Алексей Глазырин
Талантливый советский актер Алексей Глазырин с виду был суровым, замкнутым, мрачноватым человеком. При всем при этом имел очень нежную и ранимую душу. Тем не менее свою актерскую независимость отстаивал решительно.
Всегда старался захватить первенство. Обладал мужской независимостью и волей. Заставлял в себя влюбляться, и главное — заставлял бороться за его внимание. А еще в нем была невероятная, сильная властность.
Выбор профессии
Алексей Александрович появился на свет в первый день августа 1922 года. Детство прошло в родном городе Глазов (Удмуртская Республика). Алеша рано повзрослел, так как его отец ушел из жизни, и все заботы о семье легли на хрупкие плечи подростка.
Нельзя сказать, что мальчик мечтал стать лицедеем. Однако стремился к знаниям и хотел вырваться из нищеты. Летом Алексею приходилось торговать на рынке овощами, фруктами, зеленью, чтобы на вырученные деньги купить новые ботинки к 1 сентября.
Он всегда чувствовал в себе коммерческую жилку, и в дальнейшем это помогало вести деловые переговоры. Коллеги знали, что Глазырин умеет делать деньги и всегда быть в выигрыше.
В конце 30-х уехал в Москву и поступил в Государственный институт театрального искусства. Попал в мастерскую В.В. Белокурова. В военное время состоял в театральных фронтовых бригадах, ездил на передовую, выступал перед бойцами.
Театр и кинематограф
В 1944-м году, после получения диплома, его пригласили в Таганрогский театр им. А.П. Чехова. Далее выходил на сцену новосибирского театра «Красный факел». А в начале 60-х Глазырина зачислили в штат Московского театра им. К.С. Станиславского.
Играл В.И. Ленина в постановке «6 июля», причем очень необычно для тех времен. Актер не создал образ этакого доброго дедушки Ленина. Играл фигуру трагическую, одинокую, опасно-волевую, и не очень-то добрую.
Дебют в кино состоялся в 1956 году, сыграл директора завода в драме «В погоне за славой». Через несколько лет принял участие в съемках военной ленты «Живые и мертвые». Режиссеру А. Столперу удалось собрать великолепный актерский ансамбль: Анатолий Папанов, Олег Табаков, Кирилл Лавров, Олег Ефремов, Михаил Ульянов. Глазырину досталась главная роль старшего политрука Малинина.
Но больше всего запомнился зрителям в экранизации «Щит и меч», роль майора Абвера и в драме «Белорусский вокзал», роль бывшего командира саперной роты Харламова. В картине также снимались А. Папанов, Е. Леонов, В. Сафонов, Н. Ургант, Н. Волков и др.
Всего в кинокопилке актера 26 разножанровых фильмов (+ к вышеперечисленным): историческая лента «Оптическая трагедия», драма «Знойный июль», военная экранизация «Война и мир», мистика «Вий», картина «На диком бреге», драма «Карантин», криминальная лента «Обвиняются в убийстве». А также эпопея «Освобождение», где главных героев сыграли: Юрий Каморный, Николай Олялин, Виктор Авдюшко и др.
О судьбе партнеров Алексея Глазырина можно узнать, прочитав статьи:
Последний раз принял участие в съемках мелодрамы «Молодые» (1971 год), роль боевого генерала Колесникова.
Личная жизнь и ранний уход
Алексей Александрович слыл честным и смелым человеком. Он действительно ничего не боялся. Хотя, нет, боялся – одиночества. Чем был страшно наказан судьбой. Глазырин расстался с семьей и очень тосковал по своим дочерям.
Позже коллеги вспоминали: когда актеру становилось невмоготу, он ложился на кровать и пел «волчьи песни». Все, кто это видел и слышал тоскливое «завывание», очень жалел Алексея.
Точной информации, почему Глазырин и его жена Зоя Жукова (была актрисой) развелись, нет. Младшая дочь Катерина пошла по стопам родителей. Наталья выбрала более приземистую профессию – строитель.
Алексей Александрович никогда не жаловался на здоровье, но, как оказалось позже, проблемы с сердцем у него были.
13 апреля 1971 года, практически через неделю после премьеры легендарной экранизации «Белорусский вокзал», его не стало. Это случилось дома. Актер хотел кому-то позвонить, направился к телефону и его сразил инфаркт.
Говорят, что Алексей Глазырин так и не успел посмотреть смонтированную киноленту «Белорусский вокзал». Жаль… А еще больше жаль, что талантливый актер так рано ушел из жизни. Ведь ему было всего 48 лет. Спасибо, что дочитали статью. Мы благодарны за лайк. Пишите комментарии. Подписаться можно здесь (или вверху жмите кнопку — Подписаться).
Алексей Глазырин
Биография
12 февраля 2021-го «В гостях у Дмитрия Гордона» побывал Андрей Смирнов. Режиссер легендарного «Белорусского вокзала» рассказал о главной идее фильма, вспомнил, как шел подбор удивительного актерского состава и поделился информацией о том, для кого из артистов была изначально написана роль. Оказалось, что директором завода, бывшим командиром саперной роты Виктором Харламовым, которого в итоге сыграл Алексей Глазырин, мог стать Николай Рыбников или Михаил Ульянов.
Детство и юность
1 августа 1922-го в городе Глазове, расположенном на севере нынешней Удмуртской Республики, в семье Александра Глазырина и его супруги родился сын Алеша. Подробностей биографии отца и матери не предоставлено, известно только, что у ребенка имелись немецкие корни.
Алексей Глазырин с дочерью
По окончании средней школы молодой человек поступил в ГИТИС, где перенимал знания у Михаила Тарханова и Владимира Белокурова. В начале Великой Отечественной войны студент отправился в ополчение, участвовал в строительстве первой линии обороны Москвы (рыл противотанковые рвы), за что получил медаль. С 1942-го он входил в состав театральной фронтовой бригады.
В 1944-м парень выпустился из вуза — его курс стал ядром таганрогского драматического театра, названного именем Антона Чехова к 40-летию со дня смерти писателя. 10 января победного 1945-го был представлен дипломный спектакль «Три сестры», где Алексею досталась роль Александра Вершинина — возлюбленного Маши Прозоровой (Елизавета Солодова).
«Алешка играл какие угодно роли, и все получалось. В «Иванове» он блестяще играл графа Шабельского. Мальчишка, ему тогда было 23 или 24 года, сыграл почти 70-летнего старика. Он 3 года отслужил в Таганроге, а затем перешел в Ростов. Но там что-то не заладилось, и он переехал в Новосибирск», — рассказывал друг по институту Александр Роговин.
Театр
С 1954-го по 1961-й Глазырин выходил на сцену новосибирского «Красного факела», участвуя в спектаклях «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая», а после пополнил труппу МДТ имени Константина Станиславского. Здесь мужчина впервые предстал перед зрителем в «Днях Турбиных», со временем обогатив репертуар «Шестым июля», «Дайте крышу Маттуфлю», «Современной трагедией», «Однажды в двадцатом», «Материнским полем».
Изначально над главной мужской ролью в «Палубе» по пьесе драматурга Леонида Зорина работал Евгений Урбанский, но случилось так, что ему срочно потребовалось уехать на съемки. Заменить коллегу предложили именно Алексею Александровичу.
Ситуация сложилась щекотливая. По словам Бориса Львова-Анохина, подопечный, несмотря на внешнюю суровость и нежную ранимую душу, отстаивал свою актерскую независимость довольно решительно, стараясь захватить лидерство. Поэтому репетиции сначала напоминали настоящие сражения.
Однако в итоге артист сдался на милость режиссера и протянул руку. Кроме тяжелой, властной любовной линии он показал горькую судьбу сильного и гордого независимого человека в советской стране и нес второй план неволи этой системы с едва ли не трагической силой.
Фильмы
Исследователи творчества Алексея Александровича убеждены:
«Союз Глазырина с кино — особого свойства. Сыграв огромной значимости роли в театре, он долгое время не мог получить в кино материала, соответствующего его масштабу. На пути к большому экрану стояло многое, в том числе и малая кинопопулярность артиста, закрывавшая доступ к иным серьезным ролям. Но он ждал «своей» роли».
Дебютными работами в кино оказались драмы «В погоне за славой» и «Мы из Семиречья», вышедшие друг за другом. Исполнитель снялся в главных ролях в «Живых и мертвых» Александра Столпера, «На диком бреге» и в «Карантине», добавив в фильмографию несколько картин и запомнившись зрителям по «Знойному июлю», «Вию», «Щиту и мечу», «Обвиняются в убийстве» и «Молодым».
В «Белорусский вокзал» без проб попал Евгений Леонов, а подбор остальных кандидатов проходил долго и тщательно. В итоге Глазырину удалось обойти конкурентов. После невероятного перевоплощения в директора завода, который только к финалу показал себя настоящего, всем было очевидно, что у актера не будет отбоя от предложений режиссеров. Но судьба распорядилась иначе.
Личная жизнь
Коллеги отзывались об артисте как о человеке честном, смелом и ничего не боявшемся, кроме, пожалуй, одиночества. Но именно последнего с лихвой хватило ему в личной жизни — мужчина расстался с семьей и сильно тосковал по детям. По воспоминаниям коллеги Алефтины (Аллы) Константиновой, в такие минуты он ложился на кровать и пел волчьи песни, то есть просто выл.
Супруга Зоя Жукова, обладавшая редкой красотой, тоже принадлежала актерской среде. По стопам родителей пошла младшая наследница Екатерина, названная в память о бабушке. Старшая Наталья, получившая имя в честь первой любви отца, стала строителем и писала неплохие стихи.
Знаменитость не нуждалась в славе и даже в компании, искала забвения в вине, о чем потом сильно переживала, но предпочитала саморазрушение агрессии по отношению к другим людям.
Смерть
Драма «Белорусский вокзал» звучит как реквием Евгению Леонову, Анатолию Папанову, Всеволоду Сафонову, но первым из этой компании талантливых актеров ушел Алексей Глазырин.
На следующий год после кончины артиста на экраны вышла «Красная метель» с его участием.