а холминов композитор биография
Александр Холминов
Родился 8 сентября 1925 года в Москве. Отец — Холминов Николай Данилович. Мать — Холминова Мария Алексеевна. Супруга — Холминова Валерия Ивановна, замечательный пианист и близкий друг. Дочери: Евгения Александровна, Татьяна Александровна, Ирина Александровна, скрипачки. Внучка — Вера.
Родители Александра Холминова не были музыкантами (отец работал переплетчиком в типографии, мать вела домашнее хозяйство), но были людьми художественно одаренными: Николай Данилович участвовал в самод.
Родился 8 сентября 1925 года в Москве. Отец — Холминов Николай Данилович. Мать — Холминова Мария Алексеевна. Супруга — Холминова Валерия Ивановна, замечательный пианист и близкий друг. Дочери: Евгения Александровна, Татьяна Александровна, Ирина Александровна, скрипачки. Внучка — Вера.
Родители Александра Холминова не были музыкантами (отец работал переплетчиком в типографии, мать вела домашнее хозяйство), но были людьми художественно одаренными: Николай Данилович участвовал в самодеятельном драмкружке, выступал в спектаклях, Мария Алексеевна хорошо пела.
Музыкой Александр стал интересоваться с ранних лет. Неизгладимое впечатление произвело на него знакомство с крестьянским пением в рязанском селе Пощупово (в нескольких километрах от есенинского Константинова), где он проводил лето у бабушки. Вскоре в Москве была проведена радиотрансляционная сеть, и, к великой радости будущего композитора, музыку теперь можно было слушать весь день. На него обрушился поток музыкальных впечатлений, он жадно слушал, впитывал в себя сочинения величайших композиторов. С этого момента музыка захватила его целиком и стала главным делом его жизни.
В 8-летнем возрасте Александра отдали в музыкальную школу Бауманского района (ныне 1-я Городская детская музыкальная школа имени С. С. Прокофьева). Вскоре одаренного мальчика перевели сразу в 5-й класс. В школе был сильный преподавательский состав. По теории музыки Александр занимался у К. И. Назаревич, его педагогом по фортепиано была Н. Г. Ракитина, которая много рассказывала ему о своем приемном сыне, композиторе Константине Макарове-Ракитине и его творчестве, тем самым невольно поощряя страстное желание юного музыканта самому сочинять музыку.
Нередко, разучивая заданные пьесы, он начинал импровизировать, а очень скоро от сочинения небольших и несложных вещей стал постепенно переходить к более крупной форме. В 12 лет Александр написал свою первую оперу «Сказка о попе и работнике его Балде». В тот же период у него пробудился интерес и к симфоническому оркестру — он сочинил две симфонические картины и первую часть симфонии фа минор. Следующей его оперной работой стал лермонтовский «Маскарад». Александр был очень увлечен этим сюжетом, как и для первой оперы, сам написал либретто, приступил к сочинению музыки, но тут его работа и учеба были прерваны. Началась война.
Война разметала семью в разные стороны. Мама с младшим сыном Игорем была эвакуирована в Йошкар-Олу. Александр отправлен в эвакуацию во Владимир. Отец оставался пока в Москве.
Эвакуация оказалась невыносимой: одолевала жажда действия, невероятное желание участвовать в происходящем, помогать чем можешь. Кроме того, Александром безраздельно владело желание учиться музыке. Решение принято: на попутной машине он добрался до Москвы.
Был конец августа 1941 года. Буквально на другой день после возвращения Александра Москва была для въезда закрыта. Враг подступал все ближе. Начались ежедневные бомбежки. Но в это время в Москве функционировали практически все учреждения, в том числе и театры. Еще до войны Александр пристрастился к театру, переслушал и пересмотрел все спектакли в филиале Большого театра и особенно в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Во время войны он продолжал бывать в театре, обычно на дневных спектаклях, которые, случалось, нередко прерывались объявлением воздушной тревоги.
Зимой отец Александра ушел на фронт. В Москве оставались родственники, которые помогли ему пережить трудные времена.
В 1943 году Холминов поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории, на композиторское отделение. Его руководителями стали Е. О. Месснер и И. В. Способин.
В это время ему удалось взять на прокат свой первый инструмент — старенькое пианино (которое впоследствии еще много лет служило композитору). Но радость его была внезапно омрачена: отец получил тяжелое ранение на фронте и после госпиталя вернулся домой инвалидом I группы.
Вскоре Александра вызвали в военкомат. Из-за плохого зрения он был признан негодным к строевой службе. Но он не оставался в стороне от общего дела. Регулярно в составе концертной бригады бывал в госпиталях, где выступал перед ранеными. Потом его направили в Военную академию имени М. В. Фрунзе, где он проработал около 2 лет. Работа совпала с занятиями в музыкальном училище. Учеба была напряженной и стремительной: за полтора года Александр прошел училищный курс и в 1944 году получил рекомендацию в консерваторию.
В училище Александр написал ряд сочинений, в том числе фортепианные прелюдии, которые были исполнены в Малом зале Консерватории, а затем и по радио, в концерте из произведений студентов-композиторов.
Осенью 1944 года Холминов стал студентом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Его педагоги А. Н. Александров и Е. К. Голубев, в класс к которому он перешел на 2-м курсе, дали ему превосходную профессиональную подготовку.
В 1947 году в консерватории проводился конкурс на лучшее вокальное произведение, на котором его «Казачья песня для хора с оркестром» получила 1-ю премию. Она не раз исполнялась в концертах студенческим хором и оркестром, затем была записана на радио и получила широкую популярность. Это прибавило уверенности молодому композитору, и он стал работать с удвоенной энергией. Вскоре за отличную успеваемость ему была назначена стипендия имени П. И. Чайковского.
В годы учебы Холминов написал целый ряд сочинений, в том числе Фортепианный квинтет, получивший высокую оценку Н. Я. Мясковского, сюиту для хора а капелла «Родная Москва», Три русских песни для хора с оркестром и другие произведения, которые не раз звучали в студенческих концертах в Большом и Малом залах Консерватории и на радио.
В ранних сочинениях композитора ясно раскрылся его глубокий, неизменный интерес к русскому мелосу, той сфере интонаций, музыкального тематизма, тем принципам мотивного, гармонического развития, что прочнейшим образом связаны с фольклором, с русской классикой.
В 1950 году Холминов окончил консерваторию. На госэкзамене исполнялась его симфоническая поэма «Молодая гвардия». После экзамена к нему подошел И. В. Способин и сказал: «Отныне я высоко уважаю тебя как композитора». Эти слова Игоря Владимировича, который всегда выделялся сдержанностью в своих похвалах даже среди чрезвычайно требовательной консерваторской профессуры, навсегда запечатлелись в сердце композитора как высокая награда, как посвящение и напутствие. В том же 1950 году Холминов был принят в Союз композиторов СССР.
Широкое признание принесли Холминову произведения, созданные им в середине 1950-х годов, вскоре после окончания консерватории. Он стал лауреатом (1-я премия и золотая медаль) музыкальных конкурсов на Всесоюзном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959).
Величаво и одухотворенно зазвучала по всей стране «Песня о Ленине» на слова Ю. Каменецкого (1955), которая вошла в золотой фонд советской песенной классики. Широта, мощь, величие органично слились в этой мелодии с лирической теплотой, эмоциональной сердечностью, доверительностью интонации. Подлинно русским характером привлекла внимание «Ода Родине» на слова Ю. Полухина (1963), выразительно и проникновенно исполненная Ириной Архиповой.
Но наиболее полно, многогранно раскрылось дарование Холминова как оперного композитора-драматурга. Созданная им в 1964 году по одноименной пьесе Вс. Вишневского опера «Оптимистическая трагедия», в которой соединились революционная романтика и героика, масштабность исторических событий и драма человеческих судеб, сразу же заняла видное место среди значительных сочинений советской оперной классики, обошла практически все крупные оперные сцены страны, включая ГАБТ и Театр имени С. М. Кирова, с успехом исполнялась за рубежом — в Чехословакии, Германии, Болгарии. В результате она побывала в репертуаре 20 театров! Опера «Оптимистическая трагедия», ее поразительные хоровые сцены, с их высоким пафосом и сердечной лирикой, ее броско, резко, размашисто очерченные музыкальные портреты героев вошли в художественную действительность неотрывно от пьесы Вишневского.
«Оптимистическая трагедия» стоит несколько особняком в оперном творчестве А. Н. Холминова в том плане, что композитор воспользовался в данном случае услугами либреттиста (либретто ее написано вместе с А. И. Машистовым, он же — автор либретто следующей оперы Холминова — «Анна Снегина»). В дальнейшем, за исключением оперного претворения поэмы Есенина, Александр Николаевич во всех своих многочисленных операх является и автором либретто.
«Оптимистическая трагедия» и «Песня о Ленине» были отмечены присуждением А. Холминову звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1969). В 1970 году он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1976 году стал народным артистом РСФСР.
С самого начала творческого пути композитора определился его интерес к истории, героическому прошлому нашего народа. Развивая идею революционного обновления жизни и человека, А. Холминов создает в 1966 году лирико-драматическую оперу по поэме С. Есенина «Анна Снегина», сразу же ставшую репертуарной, а затем, в 1974 году, — многоплановую, масштабную оперу-фреску «Чапаев».
«Анна Снегина» дорога композитору как «сочинение чистое, светлое, незамутненное, искреннее», просто и естественно вылившееся из его души. Опера написана на даче, в подмосковной Жуковке, в рекордно короткие даже для Холминова сроки: начав работать ранним утром, к вечеру эскиз оперы удалось завершить; основная мысль, весь главный тематический материал, драматургия — все было схвачено.
Музыка оперы глубоко созвучна есенинским стихам. Современность музыкального стиля в соединении с народной песенностью и классической стройностью музыкальной драматургии, мелодическое изобилие, тонкая красочность оркестра принесли ей прочный успех и долгую сценическую жизнь.
Опера «Чапаев» во многом продолжает линию, намеченную масштабными героико-патриотическими сочинениями Холминова. Эта опера перекликается с «Оптимистической трагедией» благодаря высокой трагедийности тона, многоплановости драматургической конструкции, тщательной разработке великолепных хоровых сцен. Композитору удалось создать поистине народную музыкальную трагедию.
В творчестве А. Н. Холминова гражданственно-патриотическая тема представлена очень разнообразно, но всегда она раскрывается через лично пережитое, прочувствованное самим композитором, через его размышления о высоком предназначении человеческой жизни.
Этим прежде всего и привлекают к себе такие сочинения Холминова, как симфоническая поэма «Рожденные бурей» (1960), вдохновленная идеей, образами одноименного романа Н. Островского; как посвященная памяти отца-фронтовика Вторая симфония для большого симфонического оркестра (1975); как кантаты «Здравствуй, Родина!» (1960), «Ради жизни на земле» (слова А. Твардовского и М. Исаковского, 1975), «Цвети, наша Родина!» (слова А. Прокофьева, 1982), «Переступив войны порог» (слова А. Твардовского, 1985); как опера «Горячий снег» (1984), созданная по одноименному роману Ю. Бондарева.
Композитор плодотворно работает в разных жанрах, но опера занимает центральное место в его творчестве. «Холминову присуще чувство театра, он создает не просто музыкальные партитуры, но предназначенные для сценического воплощения, он пишет драму музыкой» — эти слова принадлежат народному артисту СССР Б. А. Покровскому, осуществившему на сцене созданного и руководимого им Московского камерного музыкального театра постановки большинства опер А. Н. Холминова.
Виртуозное владение широчайшей палитрой выразительных средств жанра позволяет композитору воплотить огромную амплитуду тем, сюжетов, образов, эмоциональных состояний. А. Н. Холминов является автором 13 опер, среди которых наряду с крупномасштабными есть и камерные сочинения. Именно в камерных операх, позволяющих крупным планом исследовать внутренний мир человека, подтекст действия и слова, в наибольшей степени раскрылось дарование Холминова как тонкого психолога.
В камерных операх композитора, созданных на основе прозы Гоголя, Чехова, Достоевского, Шукшина, сильно и открыто зазвучало предостережение против страшной в своей обыденности потери человеческого в человеке.
Моноопера «Шинель» (1971), стержнем которой является рассказ-исповедь умирающего Башмачкина, была давним замыслом композитора (Н. В. Гоголь — его любимый писатель). Почти одновременно с началом работы над «Шинелью» возник замысел другой одноактной оперы по Н. В. Гоголю — «Коляска» (1971). В этих операх Холминову удалось проникнуть в святая святых человека, исследовать его внутренний мир, его психологию. После больших партитур, с их размашисто-фресковой звукописью, в камерных операх композитор получил возможность пользоваться акварельными красками, тонким полифоническим письмом, филигранно отточенными деталями.
В камерной дилогии на сюжеты Гоголя раскрылись новые грани дарования Холминова: живое чувство юмора, чуткое внимание к распетому слову, гибкость передачи речевых интонаций, оркестровая фантазия. Он сумел вдумчиво прочесть классические петербургские повести, услышать скрытую в них музыкальность, воспроизвести в звуках смешные или трогательные, забавные или отталкивающие черты гоголевских героев. За создание этой оперной дилогии, а также кантаты «Ради жизни на земле» композитор был удостоен Государственной премии СССР (1978).
«Шинель» и «Коляска» открыли важную страницу в оперной деятельности композитора, положили начало его многолетнему творческому содружеству с выдающимся режиссером Б. А. Покровским. Премьера прошла с большим успехом, «Шинель» и «Коляска» прочно вошли в репертуар Московского камерного музыкального театра, во время гастролей неоднократно были показаны во многих городах Советского Союза и за рубежом — в Чехословакии, ГДР, Польше, Австрии, Финляндии («Коляска» поставлена также в Болгарии).
Гоголевским операм близки одноактные оперы Холминова по прозе А. П. Чехова «Ванька» и «Свадьба» (1979), в которых на гротескно-сатирической основе разворачивается настоящая трагедия.
Тема бездуховности существования продолжена в опере «Двенадцатая серия» (1976) по неоконченной повести В. Шукшина «А поутру они проснулись.», в которой горько повисает невысказанный вопрос, сформулированный Шукшиным в одном из его рассказов: «Может, жизнь — судьба эта самая — могла быть какой-нибудь иной, малость получше?»
Оперы Холминова «Двенадцатая серия», «Ванька» и «Свадьба» получили большой общественный резонанс, они звучали во многих городах, в том числе и за рубежом, а «Свадьба» записана на Венгерском телевидении в исполнении солистов и оркестра Будапештского театра.
Важным этапом в творчестве композитора, определенным итогом многих его исканий в области музыкального театра стала опера по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1981) — произведение глубокого философского содержания. Ее замысел возник у композитора еще в период работы над «Шинелью» и «Коляской», но от идеи до ее воплощения прошло 10 лет.
Дмитрий Карамазов — центральная фигура оперы. Его личная судьба становится главной темой спектакля, его философией — воскресение человека через страдание, через искупление греха, своего и всеобщего. Музыкальная тема Дмитрия сквозная; в нее вплетены и другие темы, которые как бы питают ее, укрупняя образ, углубляя, усложняя ткань оперы, делая ее многомерной: это тема Бога, тема добра и зла, тема сострадания, милосердия и, конечно, тема детей как будущего. Сочинение захватывает своей истовостью, правдивостью, отточенностью интонационного языка, выпуклостью и тщательностью музыкальных характеристик героев Достоевского.
В Камерном театре Б. А. Покровского успех оперы был блестящим, затем опера показана в Ленинграде, Кишиневе, в Дрездене и Берлине. А чуть позже «Братья Карамазовы» поставлены на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского.
Одно из последующих сочинений Холминова — опера по пьесе Г. Бокарева «Сталевары» (1987), в которой композитор рассматривает поступки и характеры людей на современном, остро звучащем жизненном материале.
В 1990-е годы композитор снова обращается в своем творчестве к произведениям классиков русской литературы — пишет оперы «Плоды просвещения» (1990) по пьесе Л. Н. Толстого и «Лес» (1996) по пьесе А. Н. Островского. Опера «Плоды просвещения» показана на гастролях Камерного музыкального театра в Японии.
Постоянный тонус напряженной творческой активности — доминантная черта жизненного пути Александра Николаевича Холминова. В списке сочинений композитора представлены все основные жанры, его увлекает возможность поиска новых решений, освоения новых форм, расширения палитры выразительных средств. Его «творчество тяготеет к синтезу жанров и особенно к слиянию симфонии и оперы, симфонии и вокального искусства» (Э. Мирзоева).
Среди сочинений А. Холминова — 8 симфоний с четко ощутимой образной направленностью (в том числе посвященная 600-летию Куликовской битвы Третья симфония с текстами из «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и продолжающая гоголевскую тему в творчестве композитора Шестая симфония для баса, мужского хора и большого симфонического оркестра, написанная на неизмененный текст «Повести о капитане Копейкине»); 8 кантат; вокальные циклы на стихи А. Пушкина, А. Блока, А. Ахматовой, С. Капутикян, М. Карима, И. Такубоку и других поэтов; 10 инструментальных концертов (для флейты и струнного оркестра, для виолончели и камерного хора, для виолончели, квинтета медных духовых и трех литавр, для двух скрипок и камерного оркестра и др.); 4 струнных квартета, музыка к кинофильмам (среди них — эпохальный для истории отечественного кинематографа «Председатель»); песни; инструментальные миниатюры.
На протяжении многих лет Александр Николаевич сочетает творческую работу с общественной деятельностью. В 1959 году он стал членом Оргкомитета Союза композиторов РСФСР, затем долгое время был секретарем правления Союза композиторов СССР (1968—1990) и РСФСР (1973—1990). С 1973 по 1990 год — член комиссии по Государственным премиям РСФСР. А. Н. Холминов возглавлял жюри I и II Международных фестивалей молодежной песни в Сочи (1967, 1968), Всесоюзного конкурса к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, участвовал в работе жюри Международного конкурса по камерной опере в Дрездене (1977). Член Европейского общества культуры (1966).
А. Н. Холминов удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», золотой медалью имени А. В. Александрова, другими знаками отличия.