а кочетков поэт биография
Русский поэт Александр Кочетков: биография, творчество и интересные факты
Рождение будущего поэта: детские годы, семья, мечты
Родился Александр Кочетков, стихи которого мы так часто вспоминаем, 12 мая 1900 года в районе Лосиноостровской узловой железнодорожной станции Ярославского направления.
Его родители были обыкновенными работягами, у которых отсутствовала напускная спесь, присущая состоятельным людям и аристократам. Они учили своего сына только хорошему. Поэтому он и вырос достойным сыном своего времени. В детстве он мечтал стать путешественником.
Он любил смотреть книжки с картинками, где была изображена природа, море, корабли. А когда научился читать, долгое время изучал одни и те же книги, описывающие приключения бывалых моряков. Его любимой забавой на тот момент была игра в кораблики. Смастерит он из обычной палочки или тростиночки мачту, закрепит на ней березовые или липовые листочки и пустит по реке. Они плывут. А детские глаза их все провожают…
Первые мысли о творчестве
Находясь в легкой прострации от своих грез, Александр Кочетков стал сочинять стихи. Поначалу это были простенькие и наивные строчки, исходящие из чистой детской души. Позднее он увлечется ими серьезно и очень надолго. Однако о карьере поэта наш герой совсем и не думал. Поэтому время от времени забрасывал свое новое хобби в долгий ящик и снова возвращался к просмотру книг и журналов о занимательных путешествиях.
Учеба в школе и получение высшего образования
Немного повзрослев, Александр Кочетков-младший отправился в школу. Там ему предстояло освоить азы гуманитарных и точных наук. Во время учебы он склонялся именно к литературе, искусству, музыке. Любил он слушать, как декламирует стихи его первая учительница.
Несмотря на то, что особо он ничем не выделялся, его запомнили, как умного, не по годам серьезного и крайне любознательного мальчика. Именно так о нем говорят бывшие соотечественники и близкие друзья, дожившие до нашего времени.
После школы Александр Кочетков (биография его подробно описана в этой статье) решается поступить в Лосиноостровскую гимназию Российской империи. Там он снова вернулся к написанию стихов, на которые его вдохновила светловолосая девочка, сидящая рядом. Это и была его первая влюбленность, о которой он писал в своем авторском дневнике. Правда, это были лишь наброски. До серьезного стихосложения на тот момент автор так и не дошел.
Окончив любимую гимназию, Кочетков Александр Сергеевич удачно сдал экзамены и поступил в МГУ. Это был заветный филологический факультет, где автор научился многому интересному. Например, он частично состоялся как талантливый переводчик известных литературных произведений. А новые впечатления легли в основу его первых серьезных поэм.
Знакомство с известными авторами и наставниками
Поддавшись творческому импульсу, Александр Кочетков (поэт с большой буквы) регулярно посещал разнообразные тематические вечера. Многие из них были посвящены поэзии, авторам минувшего столетия, художникам, музыкантам и прочим творческим личностям.
На одном из таких мероприятий он познакомился с поэтессой Верой Меркурьевой. Несмотря на то, что его новая знакомая была гораздо старше нашего героя, они сразу же подружились.
И именно ей, одной из первых, Александр впервые показал свои робкие стихотворные наброски. И они ей настолько понравились, что она даже взяла их с собой почитать на досуге. Сделав несколько исправлений и замечаний, профессиональная поэтесса сумела разглядеть талант нашего автора. Она вернула назад все стихи Александра Кочеткова и взяла его под свою личную опеку. Так, будущий известный поэт стал учеником поэтессы, давно публикующей свои произведения в популярных журналах и альманахах.
А поскольку Меркурьева была близко знакома с поэтом-символистом, философом, драматургом и критиком Вячеславом Ивановичем Ивановым, то он также стал одним из близких друзей нашего героя. Спустя время об их знакомстве Иванов напишет, что ему посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, талант которого только начинает проявляться.
Пробы пера и неоцененная работа
Невзирая на чрезвычайное желание нашего автора стать знаменитым, стихи Кочеткова Александра Сергеевича так и не были оценены по достоинству при его жизни. Причин этому много. Возможно, одной из них является отсутствие элементарного везения. Ну и, конечно, в то время не было современных менеджеров и рекламщиков, которые могли бы вовремя заметить звезду и всерьез заняться ее раскруткой.
Единственной прижизненной публикацией, которую достойно выдержал Александр Кочетков (биография его подтверждает данный факт), стала печать одного из стихотворений автора в «Золотой зурне» (альманах 1926 года).
Мало кто знает, что в то время у героя в запасе уже была солидная коллекция пьес, написанных им на досуге. Например, он стал одним из немногих авторов, кто посвятил поэтическое произведение Копернику. О нем поэт написал настоящую балладу в стихах. При содействии Сергея Шервинского и Константина Липскерова автор переписал свою «Надежду Дурову» и пьесу «Вольные фламандцы». Однако даже эти известные произведения не были опубликованы при жизни поэта.
Работа переводчиком: самые известные наброски автора
Кочетков Александр Сергеевич без труда совмещал написание стихов собственного сочинения и переводы известных иностранных авторов. Так, наш автор стал печататься в различных журналах, газетах и сборниках, но только как переводчик. Он работал над прозой и поэзией, написанной восточными и западными авторами. Например, Александр сделал перевод известного произведения Бруно Франка, писавшего о Сервантесе. Работал он над стихами следующих авторов: Хафиза, Шиллера, Анвари, Фаррухи. Принимал участие в переводе «Давида Сасунского» и описывал особенности стихотворений эстонских, грузинских и литовских авторов.
Самое известное стихотворение Александра Кочеткова
Как видите, Кочетков был очень талантливым и любознательным человеком. Он много читал, учился и любил познавать нечто новое. Однако купаться в лучах славы при жизни ему так и не удалось. Зато его дар таки был оценен по достоинству, правда, с этого момента прошло уж очень много времени.
Причиной народного признания стало произведение Кочеткова, которое называлось «Баллада о прокуренном вагоне». Стихи из данной работы впервые появились в комедии «Ирония судьбы или с легким паром». Так, песню «С любимыми не расставайтесь!» стали петь абсолютно все, кто успел посмотреть данный фильм. И тут наш автор впервые проснулся знаменитым. Однако мало кто знает, что создание этого стихотворения, вошедшего в популярную киноленту, имеет свою интересную историю…
Короткая и интересная сказка о реальных приключениях поэта
Эту удивительную историю рассказала супруга автора Прозрителева Нина Григорьевна. Именно ее она в деталях и красках описала в одном из своих дневников, посвященных поэту. Итак, история началась в далеком 1932 году, когда супруги отдыхали в доме у своих родственников.
В итоге Александр Кочетков (стихи его описывают данный случай немного завуалировано) решил побыть с супругой еще три дня и снова попытать счастье на железнодорожном вокзале. Спустя это время он сел на поезд и уехал в Москву. Но каково же было его удивление, когда ему объявили о собственной смерти. Как оказалось, тот поезд, на котором должен был ехать автор, попал в ужасную аварию, унесшую жизни многих людей. В итоге, друзья поэта уже давно оплакивали Кочеткова, думая, что именно он погиб в данном крушении. Вот и получается, что любовь жены спасла жизнь поэту.
После этого случая наш автор задумался над тем, насколько скоротечна и непредсказуема жизнь. Свои переживания и мысли он вылил на бумагу. Так и появилось известное стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне». Первым человеком, кто удостоился чести ее увидеть, стала супруга автора. Ее он и отправил в письме Нине после приезда в столицу.
Признание, но с большой задержкой
Как мы уже и говорили, коронное стихотворение автора о невероятной воле случая было написано в 1932 году. Однако в печать оно попало не сразу. Как оказалось, его отложили на пыльную полку и достали спустя 34 года. В этот момент оно впервые было опубликовано в известном российском сборнике под названием «День поэзии». Зато уже на следующий день после публикации «Баллада о прокуренном вагоне» стала настоящим отечественным хитом.
Имя на поэтической поверке. Александр Кочетков
Иногда о поэте читатель и слушатель узнаёт по одному стихотворению, которое случайно или неслучайно – ставится во главу всего творчества.
Таким стихотворением для Александра Сергеевича Кочеткова стала написанная в 1932году «Баллада о прокуренном вагоне», которое, часто называют по одной строке в балладе – «С любимыми не расставайтесь!».
Это действительно прекрасное стихотворение.
Редкая удача.
«Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе, у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, а я должна была приехать в Москву позднее.
Билет был куплен – Ставропольская ветка до станции Кавказской, там, на прямой поезд Сочи – Москва.
Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда мы решили продать билеты и хоть на три дня отсрочить отъезд.
Эти же дни – подарок судьбы – переживать как сплошной праздник.
Кончилась отсрочка, ехать было необходимо.
Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал.
Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе на три дня.
В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение:
«Баллада о прокуренном вагоне».
— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты!
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба – я и ты.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колёса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них –
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!».
Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайностей в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки двух любящих друг друга существ».
Так мы узнали дату написания – 1932 год и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано впервые спустя 32-а года, в 1966 году в альманахе «День поэзии».
Но и ненапечатанное, оно в изустной версии, передавалось от одного человека к другому, получило огромную огласку.
Сейчас в ХХI веке наблюдается явственный спад «поэтической любви…».
И всё же.
Инспектируя ХХ век, мы не должны забыть ни одного имени поэтического столетия. Громкие и известные имена – всегда на слуху, но бывает, что и они не выдерживают испытания временем.
Ведь не секрет, что стоящие «у руля» поэты, прежде всего издают себя и для приличия немного других. И они «пролистали имя Александра Кочеткова.
Он не был членом Союза писателей, не имел чинов и наград, не имел званий.
А слава и популярность у Александра Кочеткова была несомненной. Только прятались они в тени его скромности.
Слава получилась какой-то анонимной, но зато всенародной.
В списках различнейших вариантов стихотворение ходило по фронту, часто без имени автора, как народное.
Стихотворение звучит в финале фильма, его читают Андрей Мягков и Валентина Талызина.
Стихотворение стало хрестоматийным.
Александр Сергеевич Кочетков родился 12 мая 1900 года, на узловой железнодорожной станции Лосиный Остров, Московской области. Так как его отец был железнодорожником, жилище семьи располагалось прямо за вокзалом.
В 1917 году окончил Лосиноостровскую гимназию и. Уже тогда юноша увлекался поэзией, а потому поступил на факультет филологии МГУ. Во время учёбы он познакомился с известными на тот момент поэтами Верой Меркурьевой и Вячеславом Ивановым, которые стали его поэтическими наставниками и учителями.
Вскоре был мобилизован в Красную Армию. Годы 1918-1919 – армейская служба поэта.
Затем в разное время он работал то библиотекарем на Северном Кавказе, то в МОПРе (международная организация помощи борцам революции), то литературным консультантом.
И всегда при всех – самых трудных – обстоятельствах жизни, продолжал упоённо работать над стихами, до самой своей ранней смертью, в 52 года.
Писать же Александр Кочетков начал рано – с четырнадцати лет.
Хорошо известны мастерски выполненные им переводы Хафиза, Анвари, Фару, Унсари и других творцов поэтического Востока, переводы Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских литовских, эстонских поэтов, в 30-ые годы.
Переводы, в небольшой степени, за счёт оплаты, поддерживали сносное материальное положение семьи.
Как автор оригинальных произведений Александр Кочетков малоизвестен читателю.
В 1974 году в издательстве «Советский писатель» отдельной книгой вышло самое крупное его произведение – драма в стихах «Николай Коперник».
Вот и всё. Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) остаётся всё время достоянием архива.
За сочинениями Александра Кочеткова возникает их творец – человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и бездомных кошек.
Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочёвывали – под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся.
Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений.
Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом.
Боялся грубости и бестактности. Типичный интроверт: тихий, скромный, застенчивый, приветливый и добродушный, закрытый и стеснительный, боявшийся относить свои стихи в редакцию, чтобы не нарваться на грубость.
До сих пор мы в большом долгу перед памятью Александра Кочеткова. Близкие по духу творческие люди ценили Александра Сергеевича. Это относилось в первую очередь к Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому, С интересом и дружеским вниманием относилась к Александру Кочеткову Анна Ахматова.
Александр Сергеевич хорошо знал Марину Ивановну Цветаеву и даже дал ей с сыном Георгием, приют на несколько июльских дней 1941 года в доме, который снял на лето в деревне Пески, у Казанской железной дороги.
12 июля 1941 года Марина Ивановна и сын Георгий вместе с семьёй Кочетковых приезжают в Пески, здесь можно отдохнуть от московской духоты и бомбёжек, перед отъездом с Литфондом «в неизвестном направлении», которое оказалось злополучной Елабугой.
Семья Кочетковых в октябре 1941 года, эвакуировалась в Ташкент.
Александр Сергеевич Кочетков ещё полностью не показан читающей публике, надеяться, что это будет сделано в ближайшие годы опрометчиво, благо хоть, что его многие знают, как автора незабываемой: «Баллады о прокуренном вагоне».
Если самым беглым образом обрисовать его внешность, то у Александра Кочеткова были длинные, зачёсанные назад волосы.
Он был лёгок в движениях, сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой.
У него была походка, какую сейчас редко встретишь, мелодична, предупредительна, в ней чувствовалось что-то очень давнее.
У него была трость, и носил он её галантно, по светски, чувствовался прошлый век, да и сама трость, казалась, была давняя, времён А.С. Грибоедова.
Одевался он бедно, но при этом выглядел элегантно благодаря тому, что не расставался со старинной тростью.
Он был приветлив, и дружелюбен.
Каким бы он ни был печальным или усталым, его собеседник этого не чувствовал.
Собеседник видел перед собой, рядом с собой, милого, душевного, чуткого человека.
Даже в состоянии недуга, недосыпа, нужды, даже в пору законной обиды на невнимание редакций и издательств, Александр Сергеевич делал всё для того, чтобы его собеседнику или спутнику это состояние не передалось, чтобы ему было легко.
Лев Озеров вспоминает, именно с такой идущей от души лёгкостью он однажды обернулся ко мне и, мягко стукнув тростью по асфальту, сказал:
«У меня имеется одно сочинение, представьте себе – драма в стихах.
Не составит ли для Вас труда познакомиться – хотя бы бегло – с этим сочинением? Не к спеху, когда скажите и если сможете…».
Так, году в 1950-м ко мне попала драматическая поэма «Николай Коперник».
Из этой истории создаётся образ поэта и нелёгкое время, в котором жил и творил Александр Кочетков, в разных жанрах творчества, лирика, драматические новеллы, переводы».
Скончался Александр Сергеевич Кочетков 1-го мая 1953 года, в возрасте 52-х лет, не дожив 12 дней, до 53-х лет. Жены не стало после 4-х лет, детей у них не было.
Урна с прахом, Александра Кочеткова, захоронена на Донском кладбище.
Повествование о жизненном и творческом пути замечательного русского поэта Александра Сергеевича Кочеткова, хочу завершить его прозрачными стихотворениями.
Из поэтического наследия Александра Кочеткова.
«И снежинки, влетевшие
в столб чужого огня,
К человеческой нежности
возвращают меня.
И в ручье, вечно плещущем
непостижно куда,
Человеческой нежности
раскололась звезда.
И в туман убегающим
молодым голосам
С человеческой нежностью
откликаюсь я сам.
Не мечту ль, уходящую
С каждым смеркнувшим днём,
Человеческой нежностью
Безрассудно зовём?».
«Ласточки под кровлей черепичной
Чуть журчат, стрекочут тополя.
Деловито на оси привычной
Поворачивается земля.
И, покорно медленному кругу,
Не спеша, струятся в полусне –
Воды к морю, ласточки друг к другу,
Сердце к смерти, тополя к луне».
***
«Так, молодости нет уж и в помине,
От сердца страсть, как песня далека,
И жизнь суха, как пыльный куст полыни,
И, как полынь, горька.
Но почему ж, когда руки любимой
Порой коснусь безжизненной рукой,
Вдруг сдавит грудь такой неодолимой,
Такой сияющей тоской?
И почему, когда с тупым бесстрастьем
Брожу в толпе, бессмысленно спеша,
Вдруг изойдёт таким поющим счастьем
Глухая, скорбная душа?
И этот взгляд, голодный и усталый,
Сквозь города туманное кольцо,
Зачем я возвожу на вечер алый
Как на прекрасное лицо?».
Внизу – проспект с огнями и толпами,
Здесь – гребни крыш, безлюдно и темно.
В пустом бокале вспыхнуло вино.
Восходят звёзды робкими стопами.
Пером он помывает в пузырьке,
Чтоб раздробить сгустившуюся влагу –
И лёгкая строка, скользя к строке,
Узором клякс ложится на бумагу.
Поэзия российская жива,
Пока из клякс рождаются слова».
Забытые имена. Поэт Александр Кочетков.
Забытых имен много, но они остаются в культурном пространстве навсегда, если стали однажды культурным явлением.
Таким явлением был поэт Кочетков Александр Сергеевич, которого мало кто знает, но многие помнят «Балладу о прокуренном вагоне», известное как «С любимыми не расставайтесь!»
О самом поэте известно очень мало. Типичный интроверт: тихий, скромный, застенчивый, приветливый и добродушный, закрытый и стеснительный, боявшийся относить свои стихи в редакцию, чтобы не нарваться на грубость.
Работал в тишине и глубине, слыл чудаком за любовь к старушкам, кошкам и вообще ко всему живому. Он никогда не показывал своего дурного настроения, все и всегда видели перед собой приветливого и милого человека.
У него никогда не водились деньги, а если и появлялись, то тут же перетекали в пустые кошельки на помощь нуждающимся или на содержание кошек. К любому живому существу он относился с благоговением, как относятся к святыне.
Сергей Ширвинский рассказывает, что когда в 1938 году вместе с женой Кочетков снимал летом в имении Шервинских в Черкизово-Старках избу, Александр Сергеевич занимался переводом Шиллера. Во время его работы за письменным столом, в окно залетали птицы. Они садились ему на голову и плечи, но он не решался их отогнать, считая птиц священными посланниками.
Его беспомощность и стеснительность в отношении собственных стихов также удивляла: если стихи попадали в редакцию, то он боялся приходить за ответом, не желая нарываться на отказ. Александр Сергеевич работал в русле русского классического стиха, его многие за это недолюбливали, считая ретроградом и архаиком, но близкие по духу поэты ценили. Особенно Кочетков был близок с Вячеславом Ивановым, с большим уважением к нему относилась Анна Ахматова, а летом 1941 года он пригласил в Черкизово-Старки погостить Марину Ивановну Цветаеву.
Они так не хотели расставаться, что решили сдать уже купленный на поезд «Сочи-Москва» билет, чтобы еще три дня провести вместе, но так случилось, что они продлили свое счастье не только на это маленькое мгновение.
Через три дня Александр Сергеевич сел в другой поезд, а приехав в Москву, узнал, что многие знакомые, ехавшие в том самом поезде, на который он сдал билет, погибли: произошла железнодорожная катастрофа. В Москве его встречали как вернувшегося с того света.
Александр Сергеевич, потрясенный этой историей, написал стихотворение, которое первоначально называлось «Вагон». Стихотворение стало известным, его переписывали от руки, но с годами о нем забыли. В шестидесятые появилась пьеса А.Володина «С любимыми не расставайтесь..», а Э.Рязанов использовал стихотворение-балладу в своей популярной «Иронии судьбы…». Так стихотворение снова вернулось к нам, чтобы уже навсегда остаться в нашей памяти.
Александр Сергеевич Кочетков умер первого мая 1953 года и был кремирован, урна захоронена в колумбарии Донского монастыря, но память об этом была утрачена и никто долгое время не мог сказать, где она находится.
Урна с прахом была найдена случайно в феврале 2014 года усилиями Общества некрополистов, члены которого собрались методично обходить все московские кладбища в поисках урны с прахом Кочеткова, но их первая же поездка увенчалась успехом: в конторе колумбария Донского кладбища им сообщили, что есть единственный Кочетков А.С., умерший в 1953 г.
Но тот это или нет, они не знали. Когда поисковики подошли к урне, то ахнули, потому что на урне была полустертая надпись «Поэт Александр Сергеевич Кочетков». Больше ничего. Могила его жены, которая умерла четыре года спустя, до сих пор не найдена. В настоящее время урна с прахом поэта приводится в надлежащее состояние.
Баллада о прокуренном вагоне
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.