а м курбский годы жизни
Андрей Курбский
Биография
Вопрос о роли Андрея Курбского в российской истории даже сейчас остается открытым. Воеводу с одинаковой частотой называют борцом с тиранией и предателем царя. Близкий сторонник Ивана Грозного покинул Русь, но, желая вразумить правителя, слал тому письма и даже получал ответные послания.
Детство и юность
Андрей Михайлович – старший сын в семье Михаила Михайловича и Марии Михайловны Курбских. Супружеская пара считалась приближенными царя, но из-за постоянных интриг вокруг трона не пользовалась милостью правителя. Поэтому, несмотря на богатую родословную, известная фамилия не стала гарантом обеспеченной жизни.
Сведения о юности и отрочестве Курбского не сохранились. Известно только, что вскоре после рождения Андрея в семье появились еще двое детей – братья Иван и Роман. Даже дата рождения боярина (1528 год) стала достоянием общественности благодаря самому Андрею Михайловичу. Мужчина упомянул значимое событие в одном из собственных сочинений.
Политика и военные походы
Подробная биография Курбского известна с 21-летнего возраста. Молодой человек показал себя отличным стратегом при взятии Казани в 1549 году. Смелый юноша привлек внимание Ивана Грозного. Помимо воинских заслуг, царя и боярина роднил возраст. Государь был младше Курбского всего на 2 года, поэтому мужчины легко нашли общие интересы.
За следующие три года Андрей из рядового стольника дослужился до звания воеводы. Полное доверие Курбский получает после победы над ханом Давлетом Гиреем в 1552 году. Особенно впечатлило царя то, что, несмотря на ранение, молодой герой вновь сел на коня спустя 8 дней после тяжелого увечья.
Неудивительно, что вскоре Курбский получает приглашение примкнуть к Избранной Раде, собранной Иваном Грозным для обсуждения политических вопросов. Наравне с Адашевым и Сильвестром боярин помогает царю решать сложные ситуации и определиться с курсом правления.
Напряжение в отношениях с государем наметились после побед Андрея Михайловича в Ливонской войне. Взгляды Ивана Грозного на приближенных резко изменились. Достижения и заслуги перестали играть значения, и, чтобы избежать опалы, Курбатов бежал в Литву.
Истинная причина побега не установлена. Современники выдвигают две версии: Курбатов боялся за собственную жизнь или поддался на уговоры короля Сигизмунда-Августа, мечтавшего переманить полководца. Вскоре после эмиграции Курбатов пополнил ряды литовских военачальников и даже выступал на стороне неприятеля против старых товарищей.
В награду за измену родине литовский король награждает Андрея Михайловича городом Ковелем и прилегающим к нему поместьем. Курбский получает новый герб Леварт, на флаге которого изображен гепард с поднятой лапой.
Чтобы развеять тоску по родине, мужчина принимается за переводы философских трудов. Помимо изучения мировоззрения древних, Андрей Михайлович пишет письмо бывшему другу – Ивану Грозному. Мужчины обсуждали взгляды на социально-политические проблемы и будущее страны, но не приходили к единому мнению.
Под впечатлением от деятельности Максима Грека Курбский создает несколько трактатов, отражающих взгляды бояр на устройство государства. Бывший приближенный царя рассылает деловые письма, где высказывает собственное видение. В письмах и посланиях воевода предстает борцом с тиранией и обличителем безумного царя.
Личная жизнь
Имя первой жены Андрея Михайловича, увы, не сохранилось. Известно, что при побеге из России боярин вынужден был оставить возлюбленную с собственными родственниками. Вместе с женой мужчина бросил девятилетнего сына.
Вся злость Ивана Грозного на близкого приближенного обрушилась на родных предателя. Мать, ребенка и супругу Курбского заточили в крепости, где последняя умерла «от тоски». Судьба старшего отпрыска Андрея Михайловича покрыта тайной, а позже стала объектом для различных исторических спекуляций.
Второй брак Курбского состоялся уже на территории Литвы. Новую возлюбленную бывшего воеводы звали Мария Юрьевна Гольшанская. Женщина происходила из влиятельного рода, который имел влияние на короля. Омрачал этот союз только факт, что Мария уже успела дважды стать вдовой и родить двух сыновей, которые приняли новость о новом замужестве матери агрессивно.
Первые несколько лет отношения супругов складывались наилучшим образом, но после того как Андрей Михайлович охладел к Марии, семья погрязла в скандалах. Разбирательства (физические и имущественные) дошли до короля, который постановил закончить скандалы и развести супругов. В 1578 году, после долгого раздела имущества, состоялся бракоразводный процесс.
А уже через год Андрей Курбский женился на Александре Семашко. Вскоре после свадьбы у супругов родился сын Дмитрий и дочь Марина. Единственное, что омрачало третий брак мужчины, – Мария Гольшанская, которую не устроили условия развода. Она по-прежнему требовала от бывшего мужа земель и всячески изводила мужчину.
Смерть
Последние годы жизни политического деятеля и бывшего помощника Ивана Грозного прошли в судебных тяжбах. Помимо Гольшанской, внезапно пожелавшей объявить третий брак Курбского незаконным, Андрей Михайлович воевал в суде с соседями. Пан Красельский, задолжавший Курбскому денег, отказывался возвращать долг. Разбирательства, которые перенесли в зал судебных заседаний, не давали результатов. Постоянные стычки и скандалы изрядно утомили Андрея Михайловича.
Память
Эпоха Ивана Грозного не может не вызывать интерес последующих поколений. Об этом непростом времени написаны книги, снято множество фильмов и сериалов, как документальных, так и художественных.
Константин Крюков в роли Андрея Курбского / Фото: телеканал «Россия 1»
Одним из самых заметных проектов стал сериал «Грозный», вышедший в 2020-м. Роль Ивана Грозного разделили Александр Яценко и Сергей Маковецкий, а образ Андрея Курбского воплотил актер Константин Крюков. Также в сериале снимались Артур Иванов, Виталий Хаев, Людмила Полякова и другие актеры.
КУРБСКИЙ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
На 21-м году он участвовал в 1-м походе под Казань; потом был воеводой в Пронске. В 1552 г. он разбил татар у Тулы, причем был ранен, но через 8 дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и, вместе с младшим братом, проявил выдающуюся храбрость. Через 2 года он разбил восставших татар и черемисов, за что был назначен боярином. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей; еще более сблизился он с партией Сильвестра и Адашева. Когда начались неудачи в Ливонии, царь поставил во главе ливонского войска Курбского, который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед, после чего был воеводой в Юрьеве Ливонском (Дерпте).
Но в это время уже начались преследования и казни сторонников Сильвестра и Адашева и побеги опальных или угрожаемых царской опалой в Литву. Хотя за Курбским никакой вины, кроме сочувствия павшим правителям, не было, он имел полное основание думать, что и его не минует жестокая опала. Тем временем король Сигизмунд-Август и вельможи польские писали Курбскому, уговаривая его перейти на их сторону и обещая ласковый прием. Битва под Невлем (1562 г.), неудачная для русских, не могла доставить царю предлога для опалы, судя по тому, что и после нее Курбский воеводствует в Юрьеве; да и царь, упрекая его за неудачу [1], не думает приписывать ее измене. Не мог Курбский опасаться ответственности за безуспешную попытку овладеть городом Гельметом: если б это дело имело большую важность, царь поставил бы его в вину Курбскому в письме своем. Тем не менее Курбский был уверен в близости несчастья и, после напрасных молений и бесплодного ходатайства архиерейских чинов [2], решил бежать «от земли Божия».
В 1563 г. (по другим известиям — в 1564 г.) Курбский, при помощи верного раба своего Васьки Шибанова, бежал из Юрьева в Литву [3]. На службу к Сигизмунду Курбский явился не один, а с целой толпой приверженцев и слуг, и был пожалован несколькими имениями (между прочим — гор. Ковелем). Курбский управлял ими через своих урядников из москвитян. Уже в сентябре 1564 г. Курбский воюет против России.
После бегства Курбского тяжелая участь постигла людей к нему близких. Курбский впоследствии пишет, что царь «матерь ми и жену и отрочка единого сына моего, в заточение затворенных, троскою поморил; братию мою, единоколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил, имения мои и их разграбил». В оправдание своей ярости Иоанн Грозный мог приводить только факт измены и нарушения крестного целования; два другие его обвинения, будто Курбский «хотел на Ярославле государести» и будто он отнял у него жену Анастасию, выдуманы им, очевидно, лишь для оправдания своей злобы в глазах польско-литовских вельмож: личной ненависти к царице Курбский не мог питать, а помышлять о выделении Ярославля в особое княжество мог только безумный. Курбский проживал обыкновенно верстах в 20 от Ковеля, в местечке Миляновичах. Судя по многочисленным процессам, акты которых дошли до нас, быстро ассимилировался московский боярин и слуга царский с польско-литовскими магнатами и между буйными оказался во всяком случае не самым смиренным: воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами»; его урядники, надеясь на его защиту, вымучивали деньги от евреев и проч. В 1571 г. Курбский женился на богатой вдове Козинской, урожденной княжне Голшанской, но скоро развелся с ней, женился, в 1579 г., в третий раз на небогатой девушке Семашко и с ней был, по-видимому, счастлив; имел от нее дочь и сына Димитрия.
На чужбине Курбский не оставляет ученой деятельности. «Уже в сединах» [4] он тщится «латинскому языку приучатися того ради, иж бы могл преложити на свой язык, что еще не преложено» [5]. Он вступил в длительную и обширнейшую переписку с царем Иоанном. Переписка эта, бесспорно, является богатейшим источником наших сегодняшних знаний обо всех областях политической, церковной, богословской и литературной жизни России в XVI веке.
По убеждению Курбского, и государственные бедствия происходят от пренебрежения к учению, а государства, где словесное образование твердо поставлено, не только не гибнут но расширяются и иноверных в христианство обращают (как испанцы — Новый Свет). Курбский разделяет с Максимом Греком его нелюбовь к «осифлянам», к монахам, которые «стяжания почали любити»; они в его глазах «во истину всяких катов (палачей) горши». Он преследует апокрифы, обличает «болгарские басни» попа Еремея, «або паче бабския бредни», и особенно восстает на Никодимово евангелие, подлинности которого готовы были верить люди, начитанные в св. Писании. Обличая невежество современной ему Руси и охотно признавая, что в новом его отечестве наука более распространена и в большем почете, Курбский гордится чистотой веры своих природных сограждан, упрекает католиков за их нечестивые нововведения и шатания и умышленно не хочет отделять от них протестантов, хотя и осведомлен относительно биографии Лютера, междоусобий, возникших вследствие его проповеди и иконоборства протестантских сект. Доволен он также и чистотой языка славянского и противополагает его «польской барбарии».
Он ясно видит опасность, угрожающую православным польской короны со стороны иезуитов, и остерегает от их козней самого Константина Острожского; именно для борьбы с ними он хотел бы наукою подготовить своих единоверцев. Курбский мрачно смотрит на свое время; это 8-я тысяча лет, «век звериный»; «аще и не родился еще антихрист, всяко уже на праге дверей широких и просмелых. Вообще ум Курбского скорей можно назвать крепким и основательным, нежели сильным и оригинальным (так он искренне верит, что при осаде Казани татарские старики и бабы чарами своими наводили «плювию», т. е. дождь, на войско русское; [6], и в этом отношении его царственный противник значительно превосходит его. Не уступает Грозный Курбскому в знании Св. Писания, истории церкви первых веков и истории Византии, но менее его начитан в отцах церкви и несравненно менее опытен в умении ясно и литературно излагать свои мысли, да и «многая ярость и лютость» его немало мешают правильности его речи.
По содержанию переписка Грозного с Курбским — драгоценный литературный памятник: нет другого случая, где миросозерцание передовых русских людей XVI века раскрывалось бы с большей откровенностью и свободой и где два незаурядных ума действовали бы с большим напряжением. В «Истории князя великого московского» (изложение событий от детства Грозного до 1578 г.), которую справедливо считают первым по времени памятником русской историографии со строго выдержанной тенденцией, Курбский является литератором еще в большей степени: все части его монографии строго обдуманы, изложение стройно и ясно (за исключением тех мест, где текст неисправен); он очень искусно пользуется фигурами восклицания и вопрошения, а в некоторых местах (напр. в изображении мук митрополита Филиппа) доходит до истинного пафоса. Но и в «Истории» Курбский не может возвыситься до определенного и оригинального миросозерцания; и здесь он является только подражателем хороших византийских образцов. То он восстает на великородных, а к битве ленивых, и доказывает, что царь должен искать доброго совета «не токмо у советников, но и у всенародных человек» (Сказ. 89), то обличает царя, что он «писарей» себе избирает «не от шляхетского роду», «но паче от поповичев или от простого всенародства» (Сказ. 43). Он постоянно уснащает рассказ свой ненужными красивыми словами, вставочными, не всегда идущими к делу и не метким сентенциями, сочиненными речами и молитвами и однообразными упреками по адресу исконного врага рода человеческого. Язык Курбского местами красив и даже силен, местами напыщен и тягуч и везде испещрен иностранными словами, очевидно — не по нужде, а ради большей литературности. В огромном количестве встречаются слова, взятые с незнакомого ему языка греческого, еще в большем — слова латинские, несколько меньшем — слова немецкие, сделавшиеся автору известными или в Ливонии, или через язык польский.
В 1583 г. Курбский скончался.
Так как вскоре умер и авторитетный душеприказчик его, Константин Острожский, правительство, под разными предлогами, стало отбирать владения у вдовы и сына Курбского и, наконец, отняло и самый Ковель. Димитрий Курбский впоследствии получил часть отобранного и перешел в римо-католичество.
Оценки деятельности
Мнения о Курбском, как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально противоположны.
Одни видят в нем узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание Православия.
По убеждению других, Курбский — умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Так как полемика Курбского и Грозного, вместе с другими продуктами литературной деятельности Курбского, обследованы еще крайне недостаточно, то и окончательное суждение о Курбском, более или менее способное примирить противоречия, пока еще невозможно.
Труды
Кроме избранных сочинений Златоуста [8], Курбский перевел диалог патр. Геннадия, богословие, диалектику и др. сочинения Дамаскина [9], некоторые из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, отрывки из Евсевия и проч. В одно из его писем к Грозному вставлены крупные отрывки из Цицерона («Сказ.» 205-9).
Литуратура
Литература о Курбском чрезвычайно обширна: всякий, кто писал о Грозном, не мог миновать и Курбского; кроме того его история и его письма с одной стороны, переводы и полемика за православие — с другой, настолько крупные факты в истории русской умственной жизни, что ни один исследователь до-петровской письменности не имел возможности не высказать о них суждения; почти во всяком описании славянских рукописей русских книгохранилищ имеется материал для истории литературной деятельности Курбский.
Использованные материалы
[3] В рукоп. «Сказании» Курбского, хранящ. в моск. главн. архиве, рассказывается, как Шибанов отвез царю 1-ое послание Курбского и был им за то мучен. По другому известию Васька Шибанов был схвачен во время бегства и сказал на Курбского «многия изменныя дела»; но похвалы, которыми осыпает царь Шибанова за его верность Курбскому, явно противоречит этому известию.
[7] Симон Окольский. Польский мир. Краков, 1641. Т. 1. С. 504. Цит. по: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 4.
[8] «Маргарит Новый»; см. о нем «Славяно-русские рукоп.» Ундольского, М., 1870
[9] см. статью А. Архангельского в «Журн. M. H. Пр.» 1888, № 8
Князь Андрей Курбский. Жизнь и деятельность
Князь Курбский Андрей Михайлович — русский и литовский военный и государственный деятель, писатель-публицист; боярин.
Вопрос о роли Андрея Курбского в российской истории даже сейчас остается открытым. Воеводу с одинаковой частотой называют борцом с тиранией и предателем царя. Близкий сторонник Ивана Грозного покинул Русь, но, желая вразумить правителя, слал тому письма и даже получал ответные послания.
Годы жизни 1528 — 1583 годы, происходит из ветви ярославских Рюриковичей, потомков Владимира Мономаха. Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне. Действуя, по его словам, из опасения «неправедной» опалы Ивана IV, бежал в Литву (1564); член рады Речи Посполитой.
Детство и юность
Андрей Михайлович – старший сын в семье Михаила Михайловича и Марии Михайловны Курбских. Супружеская пара считалась приближенными царя, но из-за постоянных интриг вокруг трона не пользовалась милостью правителя. Поэтому, несмотря на богатую родословную, известная фамилия не стала гарантом обеспеченной жизни.
Сведения о юности и отрочестве Андрея Курбского не сохранились. Известно только, что вскоре после рождения Андрея в семье появились еще двое детей – братья Иван и Роман. Даже дата рождения боярина (1528 год) стала достоянием общественности благодаря самому Андрею Михайловичу. Он упомянул значимое событие в одном из собственных сочинений.
Политика и военная служба
Подробная биография Андрея Курбского известна с 21-летнего возраста. Молодой человек показал себя отличным стратегом при взятии Казани. Смелый юноша привлек внимание Ивана Грозного. Помимо воинских заслуг, царя и боярина роднил возраст. Государь был младше Курбского всего на 2 года, поэтому они легко нашли общие интересы.
За следующие три года Андрей из рядового стольника дослужился до звания воеводы. Полное доверие Курбский получает после победы над ханом Давлетом Гиреем в 1552 году. Особенно впечатлило царя то, что, несмотря на ранение, молодой герой вновь сел на коня спустя 8 дней после тяжелого увечья.
Неудивительно, что вскоре Курбский получает приглашение примкнуть к Избранной Раде, собранной Иваном Грозным для обсуждения политических вопросов. Наравне с Адашевым и Сильвестром боярин помогает царю решать сложные ситуации и определиться с курсом правления.
Напряжение в отношениях с государем наметились после побед Андрея Михайловича в Ливонской войне. Взгляды Ивана Грозного на приближенных резко изменились. Достижения и заслуги перестали играть значения, и, чтобы избежать опалы, Курбский весной 1563 уехал из Юрьева в Вольмар (Литва) вместе с немногими служилыми людьми, бросив жену и сына.
О причинах бегства нет единого мнения. Современники выдвигают две версии: Курбский боялся за собственную жизнь или поддался на уговоры короля Сигизмунда-Августа, мечтавшего переманить полководца. Вскоре после эмиграции Курбский пополнил ряды литовских военачальников и даже выступал на стороне неприятеля против старых товарищей.
Бегство из России
Сигизмунд II Август 4.7.1564 пожаловал Курбского волынскими местечками, Ковелем, Вижвой и Миляновичами с замками и с 28 сёлами, богатыми поместьями в Литве (до 10 сёл). Вскоре Курбский получил также упитские имения (в 1567, заключив договор с кн. М. А. Чарторыйским, он присоединил к своим волынским владениям Смединскую волость). В Великом Княжесте Литовском он занимал должности ковельского старосты (назначен в 1564, принял должность в 1565 и занимал её вплоть до смерти), кревского старосты (1566–71). Курбский получает новый герб Леварт, на флаге которого изображен гепард с поднятой лапой.
В апреле 1579 года Андрей Курбский вновь женился. Новую возлюбленную бывшего воеводы звали Мария Юрьевна Гольшанская. Женщина происходила из влиятельного рода, который имел влияние на короля. Омрачал этот союз только факт, что Мария уже успела дважды стать вдовой и родить двух сыновей, которые приняли новость о новом замужестве матери агрессивно.
Первые несколько лет отношения супругов складывались наилучшим образом, но после того как Андрей Михайлович охладел к Марии, семья погрязла в скандалах. Разбирательства (физические и имущественные) дошли до короля, который постановил закончить скандалы и развести супругов. В 1578 году, после долгого раздела имущества, состоялся бракоразводный процесс.
А уже через год Андрей Курбский женился на Александре Семашко. Вскоре после свадьбы у супругов родился сын Дмитрий и дочь Марина. Единственное, что омрачало третий брак мужчины, – Мария Гольшанская, которую не устроили условия развода. Она по-прежнему требовала от бывшего мужа земель и всячески изводила мужчину.
Публицистика
Чтобы развеять тоску по родине, мужчина принимается за переводы философских трудов. Помимо изучения мировоззрения древних, Андрей Михайлович пишет письмо бывшему другу – Ивану Грозному. Мужчины обсуждали взгляды на социально-политические проблемы и будущее страны, но не приходили к единому мнению.
Под впечатлением от деятельности Максима Грека Курбский создает несколько трактатов, отражающих взгляды бояр на устройство государства. Бывший приближенный царя рассылает деловые письма, где высказывает собственное видение. В письмах и посланиях воевода предстает борцом с тиранией и обличителем безумного царя.
Боролся за сохранение чистоты православной веры, был ярым критиком католицизма и протестантизма. В Литве вел большую пропагандистскую и просветительскую работу, организовал переписку и перевод сочинений многих восточнохристианских мыслителей и проповедников: Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Василия Великого, Симеона Метафраста, Григория Богослова и др. Курбскому принадлежат ряд переводов и работа по логике. По своим политическим взглядам был сторонником ограниченной монархии.
Библиография Курбского
1564-1679 – «Четыре письма к Ивану Грозному»
1581-1583 — «История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима»
1586 — «Сказ о логике» (первое издание)
1586 — «От другие диалектики Иоанна Спанъинбергера о силогизме вытолкована» (первое издание)
Конец жизни
Последние годы жизни политического деятеля и бывшего помощника Ивана Грозного прошли в судебных тяжбах. Помимо Гольшанской, внезапно пожелавшей объявить третий брак Курбского незаконным, Андрей Михайлович воевал в суде с соседями. Пан Красельский, задолжавший Курбскому денег, отказывался возвращать долг. Разбирательства, которые перенесли в зал судебных заседаний, не давали результатов. Постоянные стычки и скандалы изрядно утомили Андрея Михайловича.
Андрей Михайлович Курбский: предатель или борец с тиранией
В истории любого государства есть преданные люди, послужившие верой и правдой, а есть те, кто являлся «диссидентом». Один из самых ярких «изменщиков» древней Руси – это князь Андрей Курбский. Сбежав за границу, он в письмах к бывшему своему суверену Ивану IV пытался доказать, что жестокий царь и есть причина этого бегства.
Цель нашего изучения – биография Андрея Курбского и смысл переписки с Иваном Грозным. Кто же он, князь Курбский: предатель или тираноборец?
Герб князей Курбских в Речи Посполитой
Происхождение
Андрей Михайлович Курбский родился в 1525 году в Ярославле, в семье с прекрасной родословной. Фамилия пошла от названия главного села этих земель – Курба, что находилось на реке Курбица. Со стороны матери Андрей был в родстве с царицей Анастасией Захарьиной. Его родители очень интересовались литературой, были не чужды влияния Европы.
Историки уверенно говорят, что князь Курбский был высокообразованным человеком, однако данных о том, где он учился, не сохранилось. У него был брат Роман, также служивший при царе и участвовавший в походе на Казань.
Царская служба
Несмотря на родство с Захарьиными, Андрей Михайлович смог сам добиться высокого положения при царе благодаря хорошей службе в чине воеводы, и в Избранной Раде, действовавшей 13 лет при Иване Грозном. Царь лично пожаловал во владение Курбских земли недалеко от Москвы, а в 1556 г. – боярский чин.
А.М. Курбский имел большой успех в военном деле:
После этих побед Андрей Курбский заслужил особую милость Ивана Грозного. Государь назначил князя командующим в Ливонской войне, начавшейся в 1558 г.
Опала Избранной Рады
Первые годы войны ознаменовались успехами русских. Ливонский орден был практически разгромлен. Потом к войне присоединились Дания, Швеция, а Польша и Литва стали единым государством – Речью Посполитой. У русских войск не осталось свежих сил, и они стали проигрывать одну битву за другой. Эти события повлияли на царя, он стал еще подозрительнее. И когда в 1560 году умерла его жена Анастасия, царь стал думать, что все ближайшие советники являются потенциальными изменщиками.
Князь был одним из членов Избранной Рады, даже сам придумал это название. Расцвет его карьеры случился в годы реформ неофициального правительства, которое от имени Ивана Грозного управляло страной почти 13 лет. После того как Рада распалась, царь стал преследовать всех, кто был участником.
Это коснулось и Андрея Курбского, кроме всего прочего, бывшего в дружеских отношениях с А.Ф. Адашевым. Ссылка Адашева в г. Юрьев, а затем в Дерптскую крепость определила решение Курбского сбежать заграницу. До этого времени он вел секретную переписку с польским царем Сигизмундом II Августом.
Побег
Царь отдалил от себя многих влиятельных людей. Курбского, после победы над половцами, он отправил в г. Юрьев на должность воеводы. В это время как раз там находился Адашев. Через год, 30 апреля 1564 г. князь бежит в Литву. Его предупредили об опасности. Побег совершили ночью, в трудных условиях. Курбский и несколько верных слуг спустились на веревках со стены охраняемой крепости, пересекли границу.
С собой князь имел немалые деньги: рубли, талеры, 30 дукатов и 300 золотых. Но эти средства, видимо, полученные от польского короля, были отняты у князя пограничниками. Далее русского перебежчика арестовали и отправили в замок Армус, и там тоже ограбили, забрав шапку и шубу. В Вольмар Курбский прибыл в полной нищете.
Князь, убежав от царского гнева, оставил в России семью, имущество было конфисковано. Само бегство не было изменой, так как князя ожидала такая же судьба, как и всех людей, попавших в немилость подозрительного государя. Но потом Курбский начал активно оказывать помощь ливонцам в войне против России. Это является предательством по отношению к родине.
Переписка Курбского с Иваном Грозным
Находясь в Литве, Андрей Курбский сочинил «Историю о великом князе Московском», где описывал точку зрения бояр на политику царя и высказал некоторые общие суждения о государственном устройстве. По традиции он считал, что власть государю дает божья воля, а цель царствия должна быть в том, чтобы справедливо и милостиво управлять на благо всего народа и праведного решения каждого дела.
Польский царь пожаловал Андрею Михайловичу крупные владения, которые дали возможность стать одним из знатнейших сановников Сигизмунда. Однако Курбский пожелал оправдать свой побег и измену, и в мае 1564 г. написал Ивану Грозному сочинение, где выступил обвинителем царя. Князь сделал его ответчиком за все неслыханные гонения, муки и казни русских дворян.
Получив это письмо, царь не смог сдержать себя и написал резкий ответ «изменнику государеву». Иван Васильевич, войной присоединивший новые земли к России, тиран, создавший опричнину, и организовавший кровавые распри, в то же время был умным и ученым государем. И первое послание Ивана Грозного Курбскому вылилось в отповедь, «многошумящую и широковещательную», как охарактеризовал её оппонент. Началась переписка.
Содержание первого письма Курбского
Князь Андрей писал царю, что тот ответит за все беззакония, которые учинил над русским народом, за каждое убийство дворян и бояр, называл опричников «слугами дьявола». Курбский выступил в послании не только как защитник всех, кто попал в опалу, но и как ветхозаветный пророк, обвиняющий властелина судеб в неправильном распоряжении жизнями людскими.
Описывая все жестокости царские по отношению к подданным, а также рассказывая о том, что лично сам перенес, Курбский называет свой побег «отъездом» и стремится оправдаться не столько перед адресатом, сколько перед историей и обществом. Объем послания – 1.5 страницы. Доставлено в Москву слугой Курбского Василием Шибановым.
Ответ Ивана Грозного
Данный текст является самым большим из публицистических сочинений царя Ивана Васильевича – 40 страниц. Теперь это важнейший памятник древнерусской культуры. Дата на послании – 5 июля 1564 г. Скорее всего, Иван IV – создатель лишь части текста, так как быстрота составления, 4-5 недель, заставляет предположить, что оно написано дьяками канцелярии царя.
Но некоторые места: монолог о детских годах, полемика с оппонентом, возможно, писал сам государь, о чем говорит грубый стиль, некоторые обороты (сравнивал Курбского с псом), напоминающие другие письма царя (так же написано позднее послание в адрес короля Швеции Юхана III). Ответ, как письмо Курбского, предназначается широкой аудитории, о чем говорят ранние списки: «Послание… во все города на крестопреступников…».
Главные враги России – это «изменные бояре», писал Грозный, ставя боярское самоуправство своего детства в вину Курбскому, хотя они являлись ровесниками: годы жизни царя 1530-1584, князя 1528-1583. Такие слова в отношении бояр оказали влияние на всю последующую историографию. Царь утверждал, что много уже сделал для Руси и действует исключительно на благо народа: «за них желаем… и до смерти пострадати», и теперь все гонения позади. Писал, что все, кто находился в опале, могут дышать спокойно и не опасаться наказания. Письмо составлено за полгода до появления опричнины.
Содержание второго письма Курбского
Второй текст объемом одну страницу не имеет точной даты написания, но отправлен только в сентябре 1579 года. Сам Курбский пишет, что его составил давно, однако из-за того, что русская граница закрылась, отправил вместе с третьим письмом.
Видимо, князь Андрей просто дополнил старое письмо новыми вставками, датируемыми не раньше 70-х годов. Так как в письме встречаются фразы, говорившие, что князь уже постарел: «удержа руку с тростию», «под старость выучил аттический язык». Именно в 70 годы Курбским написан перевод «Нового Маргарита» на славянский язык, и он в предисловии пишет, что многие годы посвятил изучению латинского (аттического) языка. Стиль этих посланий имеет существенные различия, что объясняется долгими годами, проведенными Курбским за границей.
Это письмо содержит резкую критику первого ответа Ивана IV и его политических идей. Оно дошло до наших дней только в «Сборниках Курбского», и неизвестно, прочел ли его сам царь.
Второе послание Ивана Грозного
Царь сам решил послать двух страничное сочинение по адресу Курбского в 1577 г., через 13 лет после первого спора. Сам этот год был ознаменован большим и удачным походом царя на Ливонский орден. Он захватил все крепости на Двине, и почти вся Ливония к сентябрю была у русских. Оставались лишь Ревель (Таллин) и Рига. На радостях Иван IV отправил несколько писем по адресу своих врагов. Письма получили:
А так же «изменники»: А. М. Курбский, Т. Тетерин и «Тув да Илерт» (ливонцы Таубе и Крузе, бывшие на службе русского царя и изменившие).
Третье письмо Курбского
Этим сочинением завершается знаменитая переписка. Третье послание было ответом на Второе письмо царя от 1577 г. Оно составлялось не сразу, так как в 1577 г. успех был на стороне русских, а Речь Посполитая испытывала не лучшие времена. Многие польские дворяне (шляхта) выступали за то, чтобы передать трон Ивану Грозному.
В 1578 г. положение меняется: Стефан Батори совершает несколько успешных атак и возвращает Двинск. Видимо, именно это вдохновило князя Андрея написать торжествующий ответ. В письме Курбского множество отсылок к Цицерону (князь считал, что в «Парадоксах» много сходства с его судьбой), Священному Писанию и сочинениям «отцов церкви», где он хвалится своей образованностью.
Послание дополняется в 1579 году новыми приписками, где Курбский объясняет поражение Ивана Васильевича в Ливонской войне тем, что тот сам когда-то «растерзал» опытных военачальников и высмеивает слова царя, что только животворящий крест помогает в борьбе с неприятелями. Как пример, князь приводит «срамотнейшие» поражения русских: в 1571 г., когда крымские татары сожгли Москву и в 1579 г., когда Батори захватил Полоцк.
Еще одна приписка сделана в конце 1579 г., когда Иван IV потерпел крах в битве с Батори под г. Сокол. Были ли второе и третье письма доставлены царю, история умалчивает. Видимо, нет, так как ответов Ивана Грозного на эти послания не обнаружено нигде.
Князь обличал царя в его жестокостях, но это было лишь на словах, так как сам он, по свидетельству современников, тоже не отличался мягкостью характера. А милости от польского короля дают право утверждать, что все-таки Курбский был скорее предателем, чем борцом с тиранией.
Данная переписка стала самым известным памятником древнерусской литературы и давала ответы на многие события тех времен, отражала взгляды царя и его оппонента на политику, нравы и духовное развитие Русского Царства.