а м пешковский краткая биография

Пешковский Александр Матвеевич

Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школе.

Биография

Учился на естественном и на историко-филологическом факультетах Московского университета, откуда дважды был уволен за участие в студенческих волнениях; изучал также естествознание в Берлинском университете. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906 г.; своими учителями считал Ф. Ф. Фортунатова и В. К. Поржезинского. Преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях; неудовлетворённость уровнем преподавания русского языка заставила Пешковского обратиться к научным исследованиям и создать главную книгу своей жизни — многократно переиздававшуюся монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е изд. 1914, отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное изд. 1928). После революции преподавал в Первом МГУ (с 1921) и других московских вузах. Написал также ряд статей по русской грамматике и несколько работ, посвящённых методике преподавания русского языка в школе, в том числе пособие «Наш язык» (1922—1927).

Ученик А. М. Пешковского по Поливановской гимназии В. Г. Шершеневич посвятил учителю раздел «Ломать грамматику» в своей программной книге «2 × 2 = 5» (1920).

Вклад в науку

Книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в русистике: она написана не академическим учёным для узкого круга коллег, а преподавателем, обеспокоенным слабой «научной обеспеченностью» своего предмета, для широкого круга читателей (в том числе и для учащихся). Отсюда простой и ясный стиль изложения, особое внимание к подбору иллюстративного материала, темпераментные и почти публицистические интонации во многих местах книги. Эти качества обеспечили многолетний успех книги у разнообразной аудитории. Современные русисты также оценивают книгу Пешковского высоко: не найдя ответы на многие занимавшие его вопросы у академических коллег (главным образом, исследователей доминировавшей тогда консервативной школы Ф. И. Буслаева), Пешковский вынужден был во многих случаях выступать как первопроходец и сумел найти проницательные решения многих трудных проблем русского синтаксиса (пусть и сформулированные часто намеренно «бесхитростным» и «ненаучным» языком). На концепцию Пешковского в какой-то степени повлияли взгляды А. А. Шахматова; имеется определённая общность между концепцией Пешковского и возникшими несколько десятилетий спустя фундаментальными идеями Л. Теньера.

К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой по существу началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский — один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) доказывавший ее фундаментальную роль для описания русского синтаксиса.

Библиография

Последнее издание работы Пешковского:

Источник

Пешковский, Александр Матвеевич

Содержание

Биография

Окончил с золотой медалью феодосийскую гимназию. Познакомился в юности с Максимилианом Волошиным и дружил с ним многие годы. Учился на естественном и на историко-филологическом факультетах Московского университета, откуда дважды был уволен за участие в студенческих волнениях; изучал также естествознание в Берлинском университете. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906 г.; своими учителями считал Ф. Ф. Фортунатова и В. К. Поржезинского. Преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях; неудовлетворённость уровнем преподавания русского языка заставила Пешковского обратиться к научным исследованиям и создать главную книгу своей жизни — многократно переиздававшуюся монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е изд. 1914, отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное изд. 1928). После революции преподавал в Первом МГУ (с 1921) и других московских вузах. Написал также ряд статей по русской грамматике и несколько работ, посвящённых методике преподавания русского языка в школе, в том числе пособие «Наш язык» (1922—1927).

Ученик А. М. Пешковского по Поливановской гимназии В. Г. Шершеневич посвятил учителю раздел «Ломать грамматику» в своей программной книге «2 × 2 = 5» (1920).

Вклад в науку

Книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в русистике: она написана не академическим учёным для узкого круга коллег, а преподавателем, обеспокоенным слабой «научной обеспеченностью» своего предмета, для широкого круга читателей (в том числе и для учащихся). Отсюда простой и ясный стиль изложения, особое внимание к подбору иллюстративного материала, темпераментные и почти публицистические интонации во многих местах книги. Эти качества обеспечили многолетний успех книги у разнообразной аудитории. Современные русисты также оценивают книгу Пешковского высоко: не найдя ответы на многие занимавшие его вопросы у академических коллег (главным образом, исследователей доминировавшей тогда консервативной школы Ф. И. Буслаева), Пешковский вынужден был во многих случаях выступать как первопроходец и сумел найти проницательные решения многих трудных проблем русского синтаксиса (пусть и сформулированные часто намеренно «бесхитростным» и «ненаучным» языком). На концепцию Пешковского в какой-то степени повлияли взгляды А. А. Шахматова; имеется определённая общность между концепцией Пешковского и возникшими несколько десятилетий спустя фундаментальными идеями Л. Теньера.

К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой по существу началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский — один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) доказывавший ее фундаментальную роль для описания русского синтаксиса.

Библиография

Последнее издание работы Пешковского:

Источник

А м пешковский краткая биография

Александр Матвеевич Пешковский знаменит как талантливый языковед и методист, автор более 60 статей, учебных пособий и научных исследований. Он вошел в историю науки прежде всего как автор книги «Русский синтаксис в научном освещении». Пешковский был не только лингвистом-теоретиком, но и педагогом-практиком. Судьба Александра Матвеевича схожа с судьбами многих русских филологов, чей путь в науку начался с преподавания языков или словесности в гимназии. Более четверти века посвятил Пешковский школьной и вузовской работе. Многолетний опыт преподавателя позволил ему создать пособия, полезные учителям, студентам и гимназистам.

Ученый родился в августе 1878 года в г. Томске. В 1889 году семья Пешковских обосновалась в Крыму. Но размеренная жизнь в тихой Феодосии не устраивала энергичного и любознательного юношу. В 1897 году будущий русист окончил с золотой медалью Феодосийскую гимназию и уехал в Москву, чтобы получить высшее образование. В том же, году он поступил в Московский уни­ верситет на естественное отделение физико-математического факультета.

Пешковский не сразу определил, чем будет заниматься в будущем, и только в 1901 году он предпочел точным наукам гуманитарные и стал студентом историко-филологического факультета Московского университета.

Дважды, в 1899 и 1902 гг., Пешковский был исключен из высшего учебного заведения за участие в студенческом движении, и поэтому два года ему пришлось учиться в Берлинском университете. Осенью 1902 года он был восстановлен в Московском университете и успешно его окончил в 1906 году.

Вся научная работа Пешковского неразрывно связана с его личным педагогическим опытом. В 1914 году появилось первое издание самого известного труда Александра Матвеевича «Русский синтаксис в научном освещении». В этой книге во всей полноте проявился педагогический талант Пешковского. Автор вместе с читателями проводит эксперименты над языком и размышляет над их результатами. Л.В.Щерба назвал монографию Пешковского сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком.

«Русский синтаксис в научном освещении» — это, пример научной честности его автора. Когда в 1925—1927 гг. вышел в свет научный труд А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», обогативший языкознание новыми фактами, Пешковский критически переосмыслил свои ошибочные суждения. Он тщательно изучил шахматовскую монографию и увидел все несовершенство своего прежнего труда. Идеи Шахматова были просты, как все поистине великие мысли! После нескольких недель напряженных поисков Александр Матвеевич нашел правильное решение и принялся за работу.

Третье издание книги, основательно переработанное автором, было опубликовано в 1928 году. О научной ценности того исследования свидетельствует премия Академии наук СССР, присужденная Александру Матвеевичу.

Вклад ученого в науку трудно переоценить. Он первым разработал учение о предложении как основной единице синтаксиса. Помимо синтаксиса Пешковский внес заметный вклад в другие области лингвистики и в методику преподавания русского языка. Широко известны такие методические труды ученого, как «Школьная и научная грамматика», «Синтаксис в школе», пособие «Наш язык».

Жизнь Александра Матвеевича оборвалась 27 марта 1933 года в Москве.

Труды А.М. Пешковского в области синтаксиса, правописания и стилистики во многом предопределили научные открытия современных языковедов и методистов.

1. Чем прославился русский языковед А.М. Пешковский?
2. Как начинался научный путь А.М. Пешковского?
3. Какое образование получил А.М. Пешковский?
4. Как прошли студенческие годы ученого?
5. Где преподавал А.Р. Пешковский после окончания Московского
университета?
б. А.М. Пешковский более 25 лет был наставником гимназистов и студентов.
Назовите труды, созданные ученым на основе многолетнего педагогического
опыта.
7. Как называется главный научный труд А.М. Пешковского? Каким
проблемам посвящена эта работа?
8. Как создавался «Русский синтаксис в научном освещении»? Расскажите, почему в двадцатые годы А.М. Пешковский основательно переработал свою
книгу?
9. Назовите все известные вам работы ученого.
10. Каково значение трудов А.М. Пешковского для современной лингвистической науки?

1. Белов А.И. А.М. Пешковский как лингвист и методист. М., 1 958.
2. Бернштейн С.Б. Грамматическая система А.М. Пешковского //Русский
язык в школе. 1939. №2. С. 95—102.
3. Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический
словарь: В 3 т. Минск, 1978. Т. 3. С. 125—133.
4. Кодухов В.И. Александр Матвеевич Пешковский //Русский язык в школе.
1978. №5.с. 100—103.
5. Кузнецова Л.М. А.М. Пешковский о методике стилистической работы на
уроках русского языка //Русский язык в школе. 1971. №2. С. 72—75.
б. Попов А.С. Выдающийся советский языковед (К 100-летию со дня
рождения А.М. Пешковского) //Русская речь. 1978. №4. С. 116—120.
7. Текучев А.В. А.М. Пешковский (К 90-летию со дня рождения) //Русский
язык в школе. 1968. № 4. С. 98—104.
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост.
М.В.Панов. М., 1984. С. 274.
9. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред.
М.Д.Аксенова. М., 1998. с. 227.

Источник

Ученые МПГУ

а м пешковский краткая биография. Peshkovskiy A.M.. а м пешковский краткая биография фото. а м пешковский краткая биография-Peshkovskiy A.M.. картинка а м пешковский краткая биография. картинка Peshkovskiy A.M..

ПЕШКОВСКИЙ Александр Матвеевич (11.8.1878, Томск – 27.3.1933, Москва) – языковед; представитель формально-грамматической школы; специалист в области теории грамматики и методики ее преподавания; проф. 1-го МГУ (1921–24), 2-го МГУ (1926–32).

В 1897 окончил с золотой медалью гимназию в Феодосии и в том же году поступил на естественное отделение физ.-мат. факультета Императорского Московского ун-та (ИМУ). В 1899 был исключен за участие в студенческих волнениях; продолжил естественнонауч. образование в Берлине. В 1901 поступил на истор.-филолог. факультет ИМУ, окончил в 1906. Преподавал русский и латинский языки в частных гимназиях Москвы (1906–14), был лектором Высших педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова (1914); проф. каф. сравнительного языковедения ун-та в Екатеринославле (Днепропетровск) (1918–21), Высшего литературно-художественного ин-та (1921–24). Грамматическая концепция П. складывалась на основе принципов школы Ф.Ф. Фортунатова, однако существенное влияние оказали также идеи А.А. Потебни. Среди проблем и понятий, получивших оригинальное истолкование в трудах П., были принципы системного подхода к языку; разграничение психологических и языковых категорий; методика эксперимента в грамматике и стилистике; «смысловая сторона речи» и грамматика; значение и форма (слова и словосочетания), системное представление грамматических категорий (их значения и структуры); учение о предметности и сказуемости; понятия слова, лексемы (термин введен П.); фразы; синтагмы; описание интонации в синтаксисе; функциональное истолкование понятия речевого стиля. С именем П. связано раскрытие системы языкового представления выражаемого содержания, выявление специфики языковых значений в сфере грамматики. Труды П. оказали влияние на формирование структурных и функциональных направлений лингвистического исследования, сохранили свою актуальность для проблематики когнитивной лингвистики, для разработки функциональных аспектов грамматики, для теории грамматических значений (многообразие типов «объединения форм со стороны значения» «при помощи: 1) единого значения; 2) единого комплекса однородных значений; 3) единого комплекса разнородных значений, одинаково повторяющихся в каждой из форм»).

С о ч.: Русский синтаксис в научном освещении. М., 1914; Школьная и научная грамматика. Опыт применения научно-грамматических принципов в школьной практике. М., 1914; Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М. ; Л., 1925; Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М. ; Л., 1930.

Источник

ПЕШКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ

ПЕШКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ (1878–1933), русский лингвист, специалист по русскому языку. Родился в Томске 11 (23 по новому стилю) августа 1878. В 1906 окончил Московский университет, принадлежал к школе Ф.Ф.Фортунатова. Долгое время преподавал русский язык в гимназиях; на научных исследованиях сосредоточился довольно поздно. С 1921 – профессор московских вузов (1-го МГУ и Высшего литературно-художественного института в 1921–1924, 2-го МГУ в 1926–1932). Умер Пешковский 27 марта 1933.

а м пешковский краткая биография. linguistics. а м пешковский краткая биография фото. а м пешковский краткая биография-linguistics. картинка а м пешковский краткая биография. картинка linguistics.

Большинство работ Пешковского посвящено грамматике русского языка. Главный труд – Русский синтаксис в научном освещении (1914; 3-е переработанное издание 1928), выдержавший семь изданий. Эта книга, написанная в чрезвычайно доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и русской грамматики в целом.

а м пешковский краткая биография. 1008262 image006. а м пешковский краткая биография фото. а м пешковский краткая биография-1008262 image006. картинка а м пешковский краткая биография. картинка 1008262 image006.

а м пешковский краткая биография. ukaz petr i. а м пешковский краткая биография фото. а м пешковский краткая биография-ukaz petr i. картинка а м пешковский краткая биография. картинка ukaz petr i.

Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения и классификации единиц языка, в частности слова (О понятии отдельного слова, 1925). В статье Интонация и грамматика (1928) ставил проблему (в полной мере не решенную и поныне) создания особой интонационной грамматики как раздела грамматической теории. Много занимался вопросами методики преподавания русского языка, стремясь сблизить педагогическую практику с наукой (Наш язык, 1922–1927 и др.); в статье 1923 Объективная и нормативная точка зрения на язык детально проанализировал научные и культурные предпосылки и следствия различия этих двух точек зрения.

Пешковский А.М. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М., 1925
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *