а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия

А о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. uKiDE8bVdd7jEaqZNqc eRagWDlYL5zgCp TUHTu2oWN7DubXSF. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-uKiDE8bVdd7jEaqZNqc eRagWDlYL5zgCp TUHTu2oWN7DubXSF. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка uKiDE8bVdd7jEaqZNqc eRagWDlYL5zgCp TUHTu2oWN7DubXSF.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. uKiDE8bVdd7jEaqZNqc eRagWDlYL5zgCp TUHTu2oWN7DubXSF. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-uKiDE8bVdd7jEaqZNqc eRagWDlYL5zgCp TUHTu2oWN7DubXSF. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка uKiDE8bVdd7jEaqZNqc eRagWDlYL5zgCp TUHTu2oWN7DubXSF.

ИнфоМания / Россия и Мир запись закреплена

РЕЧЬ ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Весной 1708 г. Карл XII вторгся в пределы России. С ним было 24 тыс. пехоты и 20 тыс. конницы. Это были отборные, прекрасно знавшие свое дело воины. В Европе о них ходили легенды как о непобедимых солдатах. Шведский король вначале намеревался идти на Москву через Смоленск, но это направление было прикрыто сильной армией, возглавляемой Борисом Шереметевым. Карл XII свернул на юг, пошел на Украину. Он состоял в тайной переписке с украинским гетманом Иваном Мазепой. Многие в казачьей старшине были недовольны положением Украины в составе России. Они считали, что вольности старшины и малороссийских шляхтичей урезаны. Сказывались и тяготы Северной войны. 20 тыс. запорожцев сражались в «Ливонском краю». Украинский гетман Иван Мазепа мечтал об Украине, вассальной Швеции. Карлу XII Мазепа обещал квартиры для армии, продовольствие, фураж (корм для лошадей), военную поддержку 30-тысячного запорожского войска.

Но все случилось не по сценарию Карла. Донских казаков подавили. Любенера отбросили обратно в Финляндию. С Мазепой на сторону шведов перешли 3 тыс. казаков, потом подошли еще 8 тыс. запорожцев, но их боеспособность оставляла желать лучшего. Продовольственные склады в Батурине, созданные Мазепой для Карла XII, захватила русская армия. Планы втянуть в войну с Россией Турцию и крымских татар успеха не имели.

28 сентября 1708 г. «летучий отряд» русской армии под командованием Петра I атаковал корпус Левенгаупта. Шведские части растянулись по дороге у деревни Лесной. Дело происходило на территория Белоруссии, то есть во владениях Речи Посполитой. Появление здесь русских застало шведов врасплох. Левенгаупт, однако, сумел не потерять командование своими частями. Шведы собрались и дали сражение. Оно было выиграно русскими. Все подводы с продовольствием, артиллерией и боеприпасами оказались трофеем русской армии. Впоследствии Петр называл битву при Лесной «матерью Полтавской виктории». Далее и шведские и российские войска двинулись в направлении Полтавы. В марте 1709 г. к Карлу XII пришла новая подмога из Запорожской Сечи: отряд в 8 тыс. всадников с кошевым атаманом Горденком во главе. Александр Меншиков, узнав о том, двинул свои полки за днепровские пороги. 14 мая 1709 г. они взяли Запорожскую Сечь. Почти все ее защитники пали мертвыми, Сечь была уничтожена.

Карл XII осадил тем временем Полтаву. Ее защищал отряд полковника Келина в 4 200 человек да 2 600 вооруженных горожан. Шведы пытались штурмовать город, но безуспешно. На выручку Полтавы поспешил Меншиков. Через месяц подошел Шереметев, потом и сам Петр. У села Крутой берег, что на противоположном Полтаве берегу реки Воркслы, собрались главные силы российской армии, насчитывавшие 42 тыс. регулярных и 5 тыс. нерегулярных войск.

Полтавское сражение началось с выступлением шведской армии к русским редутам. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть лишь 2 передовыми редутами и они начали перегруппировку влево. При этом 6 правофланговых шведских батальонов и несколько эскадронов оторвались от главных сил и отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены двинувшейся за ними конницей А.Д. Меншикова и сдались. Остальная часть русской конницы под командованием генерала Р.Х. Боура по приказу Петра I стала отходить к лагерю. Шведы прорвались между редутами, но попали под артиллерийский и ружейный фланговый огонь из лагеря и в беспорядке отошли в Будищенский лес. Около 6 часов Петр I вывел армию из лагеря и построил ее в две линии. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, что уже не могла вести активных наступательных действий. Сам он с Мазепой сумел бежать и скрылся на территории Османской империи в Бендерах. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

Сражение шло 2 часа. Шведы бились как всегда храбро, но и российские солдаты были уже не теми, что под Нарвой в 1700 г. Российские пушки своим огнем косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей артиллерии. На огонь 102 русских пушек могли отвечать только 39 небольших походных шведских пушек.

Источник

Речь Петра I накануне Полтавской битвы

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Сообщение газеты «Ведомости» о Полтавской битве

«Из лагеря в двадесять седмый (27) день июня, в письме власные руки его царского величества, ко благороднейшему государю царевичу писано:Объявляю вам о зело превеликой виктории, которую господь бог нам чрез неописанную храбрость наших солдат даровать изволил, с малою войск наших кровию, таковым образом. Ceгo дня на самом утре, жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею атаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однако принуждена была уступить, с великим убытком неприятелю. Потом неприятель стал во фронт против нашего лагеря, против которого тотчас всю пехоту из странжамента вывели, и пред очи неприятеля поставили. А конница на обоих фланках. Что неприятель увидя, тотчас пошел атаковать нас. Против которого наши встречу пошли, и так оного встретили, что тотчас с поля сбили, знамен и пушек множество взяли. Також генерал фелдмаршал господин Рейншилт, купно с четырьмя генералами, а именно, Шлипембахом, Штакенберхом, Гамольтоном и Розеном. Тако ж первый министр граф Пипер с секретарями, Ермелином и Цидергермом, в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, о чем подробно вскоре писать будем (а ныне за скоростию невозможно). И единым словом сказать, вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла (А о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы нашими обретается). А за остальными разбитыми неприятелями посланы господа генералы порутчики, князь Голицын и Боур с конницею.И о сей у нас неслыханной новине воздаем мы должное благодарение победодателю богу, а вас, и господ министров, и всех наших сею викториею поздравляем. Приведен еще князь виртельбергский, сродственник самого короля шведского. Получено и печатано в Москве 1709 г., июля в 2 день».

КОНТЕКСТ. Полтавская битва — генеральное сражение, во многом решавшее судьбу всей Северной войны, состоялось 27 июня 1709 г.

Русские думали действовать от обороны, поэтому построили земляные укрепления — редуты. На редутах разместили пушки, которые обстреливали лес, где стояли шведские войска Карла XII. Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой — пехота, по бокам — конница.

У Карла осталось чуть более 28 тыс. человек. Карл вытянул пехоту в одну линию, всадников поставил с флангов, а сзади оставил небольшие резервные отряды.

Сражение шло 2 часа. Шведы бились храбро, но и российские солдаты были уже не те, что под Нарвой в 1700 г. Русская конница стала окружать шведов с двух сторон. Российские пушки своим огнем косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей артиллерии. На огонь 102 русских пушек могли отвечать только 39 небольших походных шведских пушек. Командование российскими войсками было поручено трем военачальникам: конница отдавалась Меншикову, пехота — Шереметеву, артиллерия — Брюсу.

Общее руководство осуществлял сам Петр I. Шведский и русский монархи непосредственно участвовали и битве. Петр вел свои войска в атаку, шведские пули прострелили седло царя и шляпу. Карл, раненный в ногу еще до Полтавского боя, велел носить себя в носилках перед шведскими рядами. В самый решающий момент сражения русское ядро попало в повозку Карла, и король был выброшен на землю. Его солдаты подумали, что Карл убит. Карл XII повелел поднять себя на скрещенных копьях и взывал к войску: «Шведы! Шведы!» Но никто уже не слушал своего короля.

Шведская армия на Украине перестала существовать.

Источник

«О Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия»

К 309-летию Полтавского сражения

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. 53814. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-53814. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка 53814.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. 53815. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-53815. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка 53815.

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Источник

«А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога»

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. tsereteli. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-tsereteli. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка tsereteli.

Полтавской виктории – 305 лет. Военно-политическое значение славной битвы всем известно: победа над шведами, над великим (без преувеличений!) полководцем Карлом XII – это важнейший шаг в утверждении Российской империи, нашей непобедимой воинской державы.

Об этом мы писали… А сегодня хотелось бы поговорить о личности того, кто втянул Россию в Северную войну, чтобы вытянуть её из войны империей.

У царя Петра Алексеевича не лучшая репутация среди православных. Некоторые считают его губителем Святой Руси, который противопоставил православному царству железную империю, который усилил державу в ущерб христианству.

Отчасти эти оценки справедливы. И колокола переливали на пушки тоже при Петре. Но посмотрим внимательно. Все эти – во многом печальные – тенденции прослеживаются и в политике великих князей московских, начиная с Ивана Третьего, Великого. А уж после Раскола и устранения патриарха Никона при отце первого русского императора, царе Алексее Михайловиче – те начала, которые мы связываем с ролью Петра, торжествовали вовсю. Однако Алексея Михайловича воспринимают как благостного православного царя, а Петра до сих пор в антихристах числят.

Немало обид было русской душе нанесено самодержавной рукой Петра, немалый урон принесли его безудержные нововведения и православной Церкви. В петровском просвещении господствовал практицизм: церковные книги были потеснены всяческими учебниками и руководствами, которые издавались, между прочим, на русской типографии в далёком Амстердаме. В то же время, немало храмов на Руси, по легендам, связаны с Петром, а некоторые даже построены по его чертежам – как Петропавловская церковь на Новой Басманной в Москве.

Да, он, как первый великий революционер в нашей истории, отринул прежнюю жизнь, в которой церковное начало превалировало. Но порывистый характер царя заставлял его то бросаться в хоровод пороков, то превращаться в богомольца и православного воина. Невоздержанность проявлялась во многом – и в плотских удовольствиях, и в ярости, и в чревоугодии.

Но, в то же время, Пётр презирал роскошь, как правило, был выше корыстных устремлений, удовлетворялся скромным жилищем, не любил славословий. Не гнушался тяжёлой работой – и смертельную болезнь «заработал», как праведник – спасал солдат, потерпевших кораблекрушение. Два десятка солдат, которых ботик, севший на мель, куда-то вёз по морю, не умели плавать… Дело было в ноябре. Император, по пояс в ледяной воде, вытаскивал напуганных горемык на сушу, а потом и бот стащили с мели. А царю тогда было за пятьдесят… Достоверность этой легенды подчас подвергают сомнению, но несомненно, что такой подвиг – в характере Петра.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. tsar rabotnik. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-tsar rabotnik. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка tsar rabotnik.

Не забудет история и приказ царя перед Полтавской битвой: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Есть мнение, что эту речь придумал соратник и биограф Петра – Феофан Прокопович. Скорее всего, он всё-таки переработал реальные слова Петра. Пётр был способен на высокие мысли. Впрочем, и его другое – лаконичное – полтавское обращение к солдатам замечательно: «Братцы, делайте, как делаю я – и всё будет добро. А после победы – отдохновение».

«Делай, как я», – этот принцип в нашей армии останется навсегда. Как и другой петровский постулат – «Служить, не щадя живота своего».

Император всемерно усилил армию, создал военный флот. И это не было пустой блажью преобразователя. Опыт ХХ века нам внятно показал: в сильной армии – ключ к спасению России. Останься Московия бессильной перед железными шеренгами европейских армий – и в лучшем случае нас ждала бы печальная судьба Польши, которая, напомню, в допетровские времена не уступала Московскому государству ни в военной мощи, ни политическим влиянием. Эта миссия, выполненная Петром, дала повод некоторым современным публицистам (наиболее активен из них, пожалуй, Кавад Раш) говорить даже о канонизации (!) яростного императора.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. petr2. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-petr2. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка petr2.

Более объективны суждения замечательного православного писателя Евгения Николаевича Погожева (читателям известного как Е.Поселянин), который, отдавая должное созидательным усилиям Петра, не ретушировал и петровских перегибов:

«В нем не было духа древнего великорусского благочестия, он не дорожил формами этого благочестия, хотя был человек глубоко верующий. Он всем существом своим был практик. Учившись на ходу, среди потех, он бросился, прежде всего, к тому, в чем видел пользу. Не вероисповедные толки, не блеск богослужений церковных, к чему так лежала душа былых московских князей и царей, занимала Петра, а крепости, верфи, флоты, пушки, ремесла.

Большинство прежних русских людей не решились бы знаться с еретиками-иностранцами. Петр же без всякого сомнения пошел к ним за внешними знаниями. Суровый делец с какою-то болезненной ненавистью к религиозной исключительности: таков был Петр «…»

Но глубокой несправедливостью было бы обвинять Петра в недостатке любви к России, в отсутствии религиозных чувств. Россию он любил пламенно и в отношениях к Европе видел лишь орудие для усиления России. «Европа, писал он, нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы можем обернуться к ней задом». Служение России, ежедневный, настойчивый труд для нее, представлялись Петру высокой религиозной обязанностью. «…»

Но, как всегда бывает с людьми страстного характера, несочувствие Петра к набожности древнерусского характера выразилось в формах чересчур резких, иногда непристойных и даже не остроумных».

Проницательные слова Е.Поселянина! Пётр, натура страстная, напористая, нанёс немало оскорблений православной душе русского народа. Но он же сумел защитить страну от турецкой, польской и шведской агрессии тем, что превратил страну в укреплённый военный лагерь, заложил славные победные традиции русской армии XVIII века.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. Petr. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-Petr. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка Petr.

Поверхностные взгляды на историю опрометчивы. Нередко мы судим о Петре как о безоглядном «вестернизаторе» России, который чуть ли не был готов отказаться от Православия. Атеистические пропагандисты козыряли такими мифическими фактами, как переливание колоколов на пушки во время Северной войны. Дескать, как материалист. Пётр считал Церковь пережитком тёмной старины.

Между тем, в основных памятниках петровской идеологии верность православной русской традиции. В Уставе воинском, который был для Петра произведением сокровенным, сказано:

«Все, как офицеры, так и солдаты в лагерях и на караулах, везде должны суть трижды молиться. Дважды по пробитии тапты и побудки (которые краткие молитвы надлежит тайно говорить каждому про себя и для того надлежит каждому офицеру солдат учить, а ежели безграмотные, кто всех выучить не может, то хотя одно Отче наш, что, конечно, надлежит уметь).

В третие ж в 9-м часу пред полуднем должен Священник Литургию отправлять при каждом полку. И понеже на всяк день того Священнику не возможно исправить, тако ж каждому полку не всегда случается вкупе быть, так же и на караулах стоящих: того ради установленные в то время молитвы читать надлежит по батальонам или ротам, как случай подаст. К кратким же утренним и вечерним молитвам в городах и деревнях на квартирах стоящих солдат собирать не надлежит, но только к единой о 9 часе бываемой молитве.

В воскресные же дни и великие Праздники вечерни, а в городские праздники вечерни и утрени отправлять надлежит, и пред каждым временем в барабан бить. Повседневные же часы, вечерии и заутрени Священники дома да отправляют, понеже сие правило церковное духовным и свободным людям узаконено, чего салдатам в таковых кровавых трудах и безпокойстве будучим снесть не возможно, но довлеет вышеписанного. К сей положенной службе все без отрицания ходить долженствуют, под штрафом определенным в воинских артикулах».

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. Ge Petr doprashivaet tsarevicha Alekseya. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-Ge Petr doprashivaet tsarevicha Alekseya. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка Ge Petr doprashivaet tsarevicha Alekseya.

Николай Ге. Петр допрашивает царевича Алексея

Забота о духовной жизни армии не была пустой декларацией: именно так и была устроена жизнь воинства Российского, и регулярные богослужения, несомненно, благотворно влияли на духовный облик солдат и офицеров. В штатской жизни далеко не каждый из них был бы так благочестив! Пётр намеревался создать непобедимое христолюбивое воинство, сильное духом.

Присягали офицеры, по указу императора, положив левую руку на Евангелие, а правую поднимали вверх «с проистёртыми двумя большими персты». Солдаты присягали «пред предлежащим Евангелием», а по прочтении целовали Евангелие.

Первая глава воинских артикулов Петра Великого опять-таки говорила о страхе Божием:

«Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страсе Божии содержать себя: однакоже сие салдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных Бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были.

И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго Бога всемогущаго, яко от истиннаго начала всего блага и праведнаго Победодавца происходит. И Оному токмо молитися и на Него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайшее запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо.

И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть».

Таким образом, армия становилась едва ли не самой набожной частью общества. Допетровская Русь, да и императорская Россия иногда представляется нам в идиллическом духе, как некое абсолютно благочестивое царство. Однако для многих рекрутов именно петровская армия стала местом серьёзного обращения к Богу, в армии они овладевали церковной грамотой.

Суворов и на излёте XVIII века не раз жаловался на невежество новобранцев, которые приходили в армию из далёких деревень неграмотные, не зная молитв и богослужения. Только армия, только полковые священники по-настоящему их обратили. Высокий смысл активного служения полковых священников многозначен. По Петру Великому и по Суворову, солдат, лишённый веры, превращается в грабителя, в разбойника.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. Nikolay Simonov v roli Petra. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-Nikolay Simonov v roli Petra. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка Nikolay Simonov v roli Petra.

Николай Симонов в роли Петра

Народный патриотизм Петра афористически осмыслен Пушкиным в стансах:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

Именно так – высокое, завидное предназначенье непобедимого народа не было секретом для первого императора. Не следует забывать и любимых слов первого нашего императора:

«Молись и трудись, аще кто не хощет делати, ниже да яст». Говаривал Пётр и другие слова, их не раз повторял великий Суворов: «Бог сотворил Россию только одну – она соперниц не имеет!»

Реакцией на деспотизм Петра, на «кальвинистский уклон» в духовной атмосфере, на некоторые бестактные для святой Руси нововведения вроде бритья бород или установки языческих статуй стало восприятие Петра как антихриста, особенно популярное в среде староверов. Песню подхватили и некоторые поэты, и публицисты. Так, Борис Чичибабин аж в 1972-м году предлагал «устроить пересмотр» Истории:

Будь проклят, царь – христоубийца,
за то, что кровию упиться
ни разу досыта не смог!
А Русь ушла с лица земли
в тайнохранительные срубы,
где никакие душегубы
ее обидеть не могли.
Будь проклят, ратник сатаны,
смотритель каменной мертвецкой,
кто от нелепицы стрелецкой
натряс в немецкие штаны.

а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. mednyiy. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия фото. а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия-mednyiy. картинка а о петре ведайте что жизнь ему не дорога жила бы только россия. картинка mednyiy.

Но голос Чичибабина и некоторых его единомышленников не перекрывает хора почитателей (и, как правило, искренних и вдумчивых) Петра. «Отца Отечества», которого в Российской империи культивировали и прославляли не меньше, чем Ленина в СССР. Разве что мавзолейного ритуала не было. Но, когда в царской семье рождался сын, доброжелатели непременно выражали надежду, что «Се в Павле новый Пётр родился!» (П.Н.Голенищев-Кутузов). И, критикуя каждого нового правителя, в пример неизменно приводили Петра Великого – как недостижимый идеал.

Кто только не участвовал в создании этого культа – начиная с Феофана Прокоповича. Назовём только самых ярких творцов: Ломоносов, Сумароков, Пушкин, позже, когда канон уже сложился – Бенедиктов, Майков, Ге, Суриков, А.Н.Толстой. Иной раз и государственные мужи, и писатели нарушали заповедь «Не сотвори себе кумира» — восхваляли Петра по-язычески. Но некоторым удался неодномерный, противоречивый образ Петра.

К мужику придет: «Бог помочь!»
Тот трудится, лоб в поту.
«Что ты делаешь, Пахомыч?»
– «Лапти, батюшка, плету,

Только дело плоховато, –
Ковыряю как могу,
Через пятое в десято».
– «Дай-ка, я те помогу!»

Сел. Продернет, стянет дырку, –
Знает, где и как продеть,
И плетет в частоковырку,
Так, что любо поглядеть.

В поле к праздному владельцу
Выйдет он, найдет досуг,
И исправит земледельцу.
Борону его и плуг.

А на труд свой с недоверьем
Сам всё смотрит. «Нет, пора
Перестать быть подмастерьем!
Время выйти в мастера». –

Это Бенедиктов о трудолюбии Петра. А трагедия «государственного» разрыва с сыном – это Николай Ге, знаменитое полотно.

Он не торчит в нашей истории как церетелиевское недоразумение на Москве-реке. Он – петербургский Медный Всадник, взмывший над Россией, но способный и затоптать безвинно. Не вычёркивайте его из истории, не идеализируйте, но помните.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *