а островский писатель биография
Биография Александра Островского
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.
В детстве Александр получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.
В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.
В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).
1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.
В 1847 году Островский опубликовал в газете «Московский городской листок» первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтемся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».
Признание Островскому принесла комедия «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале «Москвитянин». Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году.
С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом «Москвитянин», публикуя в нем свои пьесы: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850), комедии «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854).
По прекращении издания «Москвитянина», Островский в 1856 году перешел в «Русский Вестник», где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия «В чужом пиру похмелье». Но в этом журнале он работал недолго.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник». В 1857 году им были написаны пьесы «Доходное место» и «Праздничный сон до обеда», в 1858 году – «Не сошлись характерами», в 1859 году – «Воспитанница» и «Гроза».
В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861), «Воевода» (1864), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866), психологическую драму «Василиса Мелентьева»(1868).
Завершили цикл пьесы 1873 года: «Комик XVII столетия», и драматическая сказка в стихах «Снегурочка» – псевдоисторическая утопия русской жизни.
Драматургом написаны бытовые комедии и драмы «Тяжелые дни»(1863), «Шутники» (1864), «Пучина», (1865).
После закрытия журнала «Современник» в 1866 году почти все свои пьесы Островский публиковал в журнале «Отечественные записки». Им были написаны пьесы «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875) и другие.
В произведениях 1870-1880-х годов одной из центральных тем драматурга стала участь талантливой и несправедливо обойденной судьбой русской женщины, отраженная в пьесах «Богатые невесты» (1876), «Бесприданница» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884).
Всего драматург написал 47 пьес, а также свыше 20 переводных пьес Карло Гольдони, Никколо Маккиавели, Мигеля Сервантеса, Публия Теренция и других зарубежных авторов. Ряд произведений были созданы совместно с другими драматургами – Степаном Гедеоновым, Николаем Соловьевым, Петром Невежиным.
Им были созданы Артистический кружок (1865) и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), где драматург был председателем. Работая с 1881 года при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 года Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища.
14 (2 по старому стилю) июня 1886 года в имении Щелыково Костромской области Александр Островский скончался за письменным столом от приступа стенокардии.
Он был награжден Уваровской премией за пьесу «Грех да беда на кого не живет» (1863). Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1863).
Драматург был женат гражданским браком на Агафье Ивановне. Второй женой Александра Островского была актриса Малого театра Мария Бахметьева. У писателя было шестеро детей: дочери Мария и Любовь, сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.
27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева.
Раз в пять лет с 1973 года проводится театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» с показом лучших спектаклей России по произведениям драматурга.
С 1993 года ежегодно в Москве в Государственном академическом малом театре проходит театральный фестиваль «Островский в Доме Островского».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Александр Островский
Биография
Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.
Детство и юность
Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.
Александр Островский
Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.
Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.
Александр Островский в молодости
Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.
Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.
Литература
Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».
Портрет Александра Островского
В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.
Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.
Книги Александра Островского
Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.
Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.
Памятник Александру Островскому в Москве
С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».
В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.
Александр Островский в пожилом возрасте
1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.
За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.
Личная жизнь
Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.
Александр Островский и Агафья с ребенком
Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.
Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.
Любовь Косицкая-Никулина
Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.
Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.
Александр Островский и Мария Бахметьева
Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.
После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.
Смерть
Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.
Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.
Могила Александра Островского
Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.
Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.
Памятник Александру Островскому в имении Щелыково
Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.
Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.
Библиография
Цитаты
Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.
Да ведь ревнивые люди ревнут без всякого повода.
Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена.
Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.
Биография Островского
Всего получено оценок: 7891.
Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.
Ранние годы. Образование и карьера.
Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.
Творчество Островского
В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.
С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник».
Театр Островского
В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.
Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.
Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие.
В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.
Личная жизнь писателя
Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.
Последние годы жизни
Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
Александр Николаевич Островский
Фото Все
Видео Все
Александр Островский. Великие имена России
Александр Островский биография кратко
Александр Островский / Острова / Телеканал Культура
Александр Островский — биография
Александр Островский – русский литературный деятель, драматург, театральный сценарист. Великий человек, чей вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры переоценить невозможно.
Творчество выдающегося русского литератора Александра Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.
Детство и юность
Великий драматург родился 12 апреля (по старому стилю) 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции – родитель Николая Федоровича был священником. По каким-то причинам духовной деятельностью не занялся, а стал государственным служащим в суде – вел имущественные и коммерческие дела. Впоследствии стал коллежским асессором и был включен в дворянское сословие. Параллельно отец семейства занимался частной адвокатурой.
Постепенно Николай Федорович значительно продвинулся по служебной лестнице, ему повысили жалование. Семья смогла перебраться из небольшой квартиры в добротный и просторный дом.
Александр Островский в детстве
Мать писателя – Любовь Ивановна, была дочерью церковных служителей. Она скончалась, когда Александру пошел девятый год. Отец остался с четырьмя детьми один, но недостатка в чем-либо семья не испытывала. На тот момент Николай Федорович уже занимал высокое положение в обществе. Вскоре он женился во второй раз, и у ребят появилась мачеха – дочь шведского аристократа баронесса Эмили фон Тессин. Женщина оказалась глубоко добропорядочной и заботливой по отношению к детям супруга. Островские находились на домашнем обучении, и Эмили активно участвовала в их образовании. Она немало поспособствовала освоению детьми иностранных языков и знанию устройства европейских государств. Впоследствии Александр смог гордится тем, что в совершенстве владеет несколькими языками, в том числе и древними.
Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он чувствовал, что его предназначение в писательстве, но родитель прочил сыну карьеру юриста. В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, после окончания которой по настоянию отца стал студентом юридического факультета столичного университета. Учебное заведение юноша окончить не смог – провалил экзамены по римскому праву. Островскому пришлось написать заявление на отчисление из университета. В 1943 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.
Александр Островский в молодости
Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.
Творчество
Параллельно с государственной службой Островский все же находил время для творчества. Ранние работы автора были своеобразным подражанием стилю Белинского и Гоголя, которые были его кумирами. К 1846 году из-под его пера уже вышло несколько произведений, основанных на историях из его жизни и службы. Самая яркая работа тех лет – пьеса «Несостоятельный должник», более известная сейчас, как «Свои люди – сочтемся!». В основе сюжета – купец Самсон Большов, который из-за финансовых трудностей решил объявить о своем банкротстве и таким образом не отдавать деньги кредиторам. В итоге он сам стал жертвой обмана со стороны собственной дочери Липочки и ее мужа, которые обобрали его и отправили за решетку.
Письменный стол Александра Островского
Дебютными публикациями стали «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни», напечатанные в «Московском Городском Листке».
Однажды Александр прочел одну из пьес своим гостям, среди которых был уважаемый профессор С. П. Шевырев. Академик был так впечатлен произведением, что назвал Островского «новым драматическим светилом в отечественной литературе».
Когда комедию «Свои люди – сочтемся!» опубликовали в журнале «Москвитянин», к Александру Николаевичу пришла широкая известность. Авторами произведения обозначили «А. О.» и «Д. Г.». вторые инициалы скрывали фамилию и имя начинающего актера Дмитрия Горева-Тарасенкова, который предложил Островскому попробовать совместное творчество. Сотрудничество ограничилось единственной сценой, но впоследствии злые языки обвинили писателя в присвоении чужого творческого труда. Тем не менее, пьесу восторженно оценили литераторы Николай Гоголь и Иван Гончаров, которые впервые познакомились с ней, находясь в гостях у автора. Нашлись и те, кто не на шутку обиделся, узнав себя в персонажах произведения. Оскорбленные московские купцы обратились с жалобой к высоким чинам, в результате чего комедию не допустили к постановке, а автора и вовсе уволили со службы. По личному указанию государя Николая I над Островским был установлен полицейский надзор, который сняли только с приходом ко власти Александра II. Пьесу разрешили ставить лишь в 1861 году.
Первой пьесой, которая пробилась на театральную сцену, стала «Не в свои сани не садись». Работу над ней автор закончил в 1852 году, а уже зимой 1853-го она появилась на подмостках Малого театра. Эту работу он отдал режиссерам совершенно бесплатно. Более того, Островский лично принимал участие в репетициях, помогая актерам вживаться в их роли. В произведении повествуется об отставном кавалеристе, который с при помощи брака по расчету хочет достичь финансового благополучия. Эта пьеса и вышедшая следом «Бедность не порок» совершили самую настоящую революцию в мире театра.
Произведение «Бедность не порок» Александр Николаевич посвятил поэту Прову Садовскому, с которым познакомился во время репетиций в Малом театре. В основе пьесы – история купца Торцова, ищущего для дочери выгодную партию. По случайному стечению обстоятельств, вместо того, чтобы благословить брак с богачом, он выдает дочь за бедняка. Эта работа стала последней, опубликованной в журнале «Москвитянин» — в 1856 году из-за конфликта на финансовой почве Островский разорвал все отношения с издательством и перешел в «Современник».
Публике было интересно посмотреть на сцены из простой жизни, поэтому от организаторов требовался совершенно иной актерский подход. От декламации и откровенной театральности пришлось отказаться – вместо них показывалась естественность существования в определенных жизненных обстоятельствах.
Более десяти лет московские и петербургские театралы наслаждались новыми пьесами Островского, посещая Малый и Александринский театры. В 1856 году писатель вступил в коллектив популярного издания «Современник».
В это же время великий князь Константин Николаевич командировал талантливых писателей изучать и описывать различные уголки Российской Империи как в разрезе промышленности, так и в бытовом отношении. В литературно-этнографической экспедиции Александру Николаевичу достался обширный участок Волги. Он побывал в таких русских городах, как Торжок, Ржев, Тверь, Городня, Осташков и многих других. Путешествуя по глубинке, литератор описывал особенности быта и нравов местных жителей, их промысловую деятельность, убранство жилищ, диалекты.
Самое начало экспедиции выдалось для драматурга неудачным: лошади, которые везли Островского, вдруг понесли, и тарантас перевернулся. Писатель получил несколько сложных переломов и был вынужден несколько месяцев проходить лечение. За это время родилась новая пьеса – «Доходное место».
В ходе поездки автор постоянно вел записи, слушая истории местных купцов. Одна из них стала основой для пьесы «Не сошлись характерами» о супружестве разорившегося дворянина и дочери богатого купца. Вскоре свет увидело и произведение «Воспитанница» о богатой помещице Уланбековой, которая возомнила себя благодетельницей.
Первое двухтомное собрание произведений Островского было опубликовано в 1859 году при поддержке графа Кушелева-Безбородко. Эти сочинения получили высочайшую оценку Николая Добролюбова и закрепили за ним репутацию изобразителя подноготной общества.
Через год была издана знаменитая «Гроза», после чего Добролюбов написал рецензию в виде статьи «Луч света в темном царстве».
В 1863 году за произведение «Гроза» Александру Николаевичу вручили Уваровскую премию и избрали членом-корреспондентом в Петербургскую академию наук.
В 1866 году Островский стал основателем Артистического кружка, выходцы из которого впоследствии талантливо выступали на столичных сценах. В доме Александра Островского можно было встретить Ивана Тургенева, Дмитрия Григоровича, Федора Достоевского, Льва Толстого, Петра Чайковского, Ивана Гончарова, Михаила Салтыкова-Щедрина и многих других представителей творческих профессий.
На фото Островский, Горбунов и Майков
В конце 1870-х драматург начал изучать Смутное время и вел переписку с историком Н. И. Костомаровым. Результатом трудов стали «исторические хроники в стихах»: «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук» и другие.
В 1868 году в петербургском Александринском театре состоялась премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». В центре сюжета – карьерист Егор Глумов, который добивался продвижения по службе при помощи связей. Тем временем он вел дневник, в котором высмеивал своих протекторов.
История Глумова на этом не закончилась, найдя свое продолжение в следующем произведении автора под названием «Бешеные деньги». Герою пьесы не удалось устроить карьеру в России, и он решил уехать за границу с богатой барыней преклонного возраста. Молодой человек рассчитывал унаследовать ее состояние. Эта работа была опубликована на страницах журнала «Отечественные записки» в 1870 году.
Через год Александр Островский закончил пьесу «Лес» о состоятельной и деспотичной помещице, которая выбрала для своей племянницы выгодного жениха. В этот же период родились еще две работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
В 1873 году комиссия управления столичными театрами заказала писателю детскую сказку. Так на свет появилась «Снегурочка», музыку к которой создал Петр Чайковский. В то время в Малом театре шел ремонт, и его труппа на время объединилась с коллегами из Большого. По этой причине была необходима такая пьеса, где могли бы участвовать оперные певцы, драматические артисты и танцоры балета. Как вспоминал впоследствии Чайковский, работать с Островским было очень легко. Петру Ильичу так понравился текст автора, что музыку к произведению он написал за считанные дни.
Вскоре в «Отечественных записках» была опубликована пьеса «Волки и овцы», которую через несколько месяцев показали со сцен Малого и Александринского театров. Не успела отгреметь премьера, как актеры начали репетировать следующие постановки, созданные Островским – «Последняя жертва» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».
В 1879 году свет увидела знаменитая «Бесприданница», через сто лет экранизированная советскими кинематографистами. В пьесе идет повествование о красавице Ларисе Огудаловой, от состояния семьи которой остался лишь дворянский титул. Девушка влюбилась в богатого помещика Паратова, который во время поездки за границу обвенчался с другой. Раздавленная Лариса решила выйти замуж за неприятного ей Карандышева, который клянется в любви и обещает ее матери улучшить материальное положение семьи. Все заканчивается трагично – в порыве ревности жених выстрелил в будущую супругу. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.
Удивительно, но премьеру «Бесприданницы» зритель встретил прохладно. В «Русских ведомостях» опубликовали нелестную рецензию, в которой говорилось, что Островский утомил даже самую наивную публику. Сам автор объяснил неудачу тем, что произведение несколько опередило время – основным акцентом он хотел сделать не действие, а характер главной героини.
В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.
Зимой 1881 года драматург закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники», сюжет которой развивается вокруг молодой актрисы, главная мечта которой – театральная слава и деньги. Комедия была опубликована в «Отечественных записках». Помимо написания пьес, автор занимался переводами произведений зарубежных классиков.
Через два года Островский в компании брата Михаила отправился путешествовать на Кавказ. Именно там он начал трудиться над произведением «Без вины виноватые», на которое, по его собственному признанию, было затрачено много времени и сил.
За всю творческую биографию драматург написал более 50 пьес и сделал массу переводов зарубежных классических произведений Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Самые известные работы автора – «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка», «Без вины виноватые». Писатель жил литературой, театральной работой и любовью к Отечеству.
Хотя постановки по пьесам Островского приносили хорошую кассу и по распоряжению императора Александра III ему платили 3 тысячи рублей ежегодной пенсии, финансовые проблемы тяготили его до конца жизни. Здоровье подкосилось, и воплощать задуманные планы становилось все сложнее. Работа практически без отдыха нанесла непоправимый вред организму творца.
Личная жизнь
Ловеласом драматург не слыл, но часто бывал неверен своим супругам.
Долгие годы Островский был влюблен в актрису Любовь Косицкую. Оба они были несвободны, но даже после смерти супруга Любовь не принимала ухаживаний писателя. Через некоторое время она завела роман с молодым человеком из купеческого сословия, который воспользовался доверчивостью женщины и спустил все ее состояние. Александру Николаевичу она написала в письме, что не желает отнимать его любви ни у кого.
Впоследствии Островский сожительствовал с простой женщиной Агафьей. Отец не благословил брак с мещанкой и оставил сына без финансирования. У пары родилось четверо детей, которые все умерли в младенчестве. Агафья не имела образования, но обладала природным умом и умением тонко чувствовать самую суть. Для драматурга она была родственной душой и первым критиком его творений. Все годы, проведенные вместе, супруги испытывали нужду. Они прожили почти двадцать лет, после чего женщина скончалась.
Александр Островский и Мария Бахметьева
Через два года в личной жизни писателя появилась еще одна женщина – актриса Мария Бахметьева. Влюбленные обвенчались и родили шестерых детей – четырех мальчиков и двух девочек. С Марией Островский прожил до конца своих дней, и, судя по его личным записям – был безмерно счастлив.
Смерть
В Духов день, 14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы. Принято считать, что причиной смерти стала стенокардия.
Современники великого автора отмечали, что бедственное материальное положение усугубило состояние его здоровья. Кроме того, он постоянно находился в круговороте событий, не давая себе ни минуты отдыха. По мнению близких людей, это и послужило причиной нарушения сердечной деятельности.
Захоронение русского драматурга находится рядом с могилой его отца на кладбище при Храме во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. Для организации похорон император Александр III выделил три тысячи рублей. Вдове и ее детям была пожалована годовая пенсия, которая в сумме составила более пяти тысяч. Впоследствии семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.
Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского.
Интересные факты
Количество переизданий произведений Островского не поддается подсчету. Мастер стал не просто знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.
Книги Островского расходятся большими тиражами даже через сто лет после его ухода. Прижизненные фото гениального творца можно найти в сети Интернет.