Александр Петрович Межиров родился 26 сентября 1923 года в Замоскворечье в еврейской семье, переселившейся в Москву из Чернигова незадолго до его рождения: отец — юрист по профессии Пинхус (Пётр) Израилевич Межиров (1888-1958) — работал в московском представительстве Черниговского крайсоюза, позже экономистом, мать — учительница немецкого языка Елизавета Семёновна Межирова (1888-1969).
Со школьной скамьи в 1941 Межиров ушел на фронт. В 1942-1943 воевал под Ленинградом в 1-м батальоне 864-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии, которая в разное время входила в состав 42-й, 67-й и 55-й армий. С 1942 — заместитель командира стрелковой роты по политчасти, в 1943 году был принят в ВКП(б). Участник боёв по прорыву блокады Ленинграда на синявинском и красноборском направлениях. В марте 1943 под Саблино был контужен. В 1944 после лечения демобилизован в звании младшего лейтенанта.
В 1948 Межиров окончил Литературный институт им. А.М. Горького, а годом раньше вышла его первая книга стихов «Дорога далека» (1947), в которую было включено стихотворение «Человек живет на белом свете. » (поэт не ставит под стихами дат их написания, считая, что время их создания должно быть ощутимо и без дат), оказавшееся программным для всего творчества Межирова. Здесь истоки контрастных и символических образов — «холода» войны и «тепла» мира, которые пройдут через все творчество поэта. Символический оттенок есть и у образа «человека. на белом свете». Для поэта, лежащего в «ледяном кювете», это воображаемое обобщенно-идеальное лицо, являющееся одновременно и его собственным двойником («Мой далекий отсвет! Мой двойник!»), образ которого и помогает преодолеть «гробовую полосу» войны и смерти.
Поэзия Межирова чаще всего воспринимается в ее обыденном, реально-бытовом плане. Любой житейский случай, как правило, описывается обстоятельно и вроде бы излишне подробно. Такое же пристрастие к нагнетанию деталей легко заметить в последующих стих, поэта: «Баллада о цирке», «Одиночество гонит меня. », «Календарь», «Музыка», «Эшелон», «Серпухов», «Ну а дальше что? Молчанье. Тайна», «На всякий случай. », «Черкешенка» и многие другие. Пристрастие к реалистическим деталям свидетельствовало о стремлении поэта выявить в бытовом бытийное, увидеть в простом и обыденном нечто значительное, высокое, идеальное. Драматический, а порой и трагедийный путь к идеалу в поэзии Межиров несомненно носит романтический характер.
Первым послевоенным рубежом, на котором романтические идеалы Межирова столкнулись с суровой действительностью, было ужесточение сталинского режима после войны, пагубно сказавшееся на творчестве многих писателей. Влияние официальной идеологии сказалось и на сборники стихов Межирова этих лет: «Новые встречи» (1949) и «Коммунисты, вперед!» (1950), в которых лирическая раскованность и открытость миру, проявившиеся в книге стихов «Дорога далека», уступили место балладным ритмам, внутренней сдержанности и волевым усилиям, направленным на преодоление трудных жизненных рубежей.
Преподавал на кафедре литературного мастерства Литературного института имени А.М. Горького с 1966. Многие годы вёл в этом институте поэтический семинар на Высших литературных курсах (ВЛК). Оказал влияние на молодых поэтов 1960-х годов — Е. А. Евтушенко, И.И. Шкляревского, О.Г. Чухонцева, А.К. Передреева.
Творческий взлет у Межирова, как и у многих поэтов разных поколений, приходится на конец 1950-х — начало 1960-х — на время «оттепели». Вслед за сборником «Возвращение» (1955) последовали «Ветровое стекло» (1961), «Прощание со снегом» (1964) и «Подкова» (1967). В них продолжает играть немалую роль волевое балладное начало, однако теперь уже осложненное лирическими монологами («Баллада о цирке» и др.). Нередко лирическое начало, обретая внутреннюю раскованность, становится песенным.
Мелодия народной песни «Лучинушка» помогает в стихотворении «Любимая песня» обострить нравственный слух и найти моральное очищение в сострадании и любви.
Духовно-нравственная чуткость позволяет Межирову одинаково глубоко воспринимать и «музыку» эпического, общенародного единства в годы великой войны, и «музыку» отдельных человеческих судеб, преимущественно женских.
Среди стихотворений Межирова, в которых определяющим является мотив женственности («Сон», «Календарь», «С войны», «Штраф», «Аттракцион», «Прощание с Кармен», «На всякий случай. », «Как же мог умолчать я об этом. », «Черкешенка», «Лестница» и др.), особое место занимает лирико-драматическая баллада «Серпухов», в которой простая русская женщина — няня Дуня, воспитавшая поэта,— становится олицетворением России (как это было в известном стихотворении В. Ходасевича «Не матерью, но тульскою крестьянкой. »).
Третий период в творчестве Межирова, проходящий под знаком углубления духовного начала и трагедийного парадоксализма, отличается от предшествующих периодов суровым аскетизмом, сухостью и жесткостью в изображении предметного мира и человеческих взаимоотношений, стремлением отжать как можно больше «влаги» из «сырой» действительности, обострением антитезы между «прозой» и «поэзией» жизни, реальным и идеальным. Особенности этого периода нашли свое выражение в книгах стихов «Под старым небом» (1976), «Очертания вещей» (1977, здесь в полном виде представлена поэма «Alter ego»), «Проза в стихах» (1982) «Бормотуха» (1991).
В конце 1980-х начал также писать стихи для детей. На протяжении всего творческого пути Межирова успешно занимался переводами, в основном грузинских и литовских поэтов (И. Абашидзе, С. Чиковани, Ю. Марцинкявичус и др.).
С 1992 проживал в США, сначала в Портленде (штат Орегон, где ранее поселились его дочь и внучка), затем в Нью-Йорке. Продолжал писать стихи. Последней крупной работой поэта стала поэма «Позёмка» (1993).
Александр Межиров скончался 22 мая 2009 года в больнице Рузвельта в Нью-Йорке. 25 сентября 2009 года урна с прахом покойного, привезённая из США дочерью поэта, была захоронена на Переделкинском кладбище.
Алекса́ндр Петро́вич Ме́жиров (1923—2009) — русский поэт и переводчик, лауреат Государственной премии СССР (1986); лауреат Государственной премии Грузинской ССР (1987); лауреат премии имени Важа Пшавелы независимого СП Грузии (1999); удостоен награды Президента Соединенных Штатов Америки У. Клинтона.
Содержание
Биография
Родился в московской семье в старом Замоскворечье (отец — юрист и медик Пётр Израилевич Межиров, 1888—1958; мать — учительница немецкого языка Елизавета Семёновна, 1888—1969).
Ушёл на фронт со школьной скамьи в 1941 году. Красноармеец стрелковой части на Западном фронте, с 1942 года заместитель командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах. На фронте в 1943 году был принят в ВКП(б). Уволен из армии в 1944 году после ранения и контузии в звании младшего лейтенанта.
После войны учился в Литературном институте им. М.Горького, но не закончил его. Член СП СССР с 1946 года. Участвовал вместе с Н. К. Старшиновым в занятиях литературного объединения И. Л. Сельвинского. Поддерживал дружеские связи с С. С. Наровчатовым.
Профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им. Горького с 1966 года. Многие годы вел в этом институте поэтический семинар на Высших литературных курсах (ВЛК).
25 января 1988 года на Ленинградском шоссе сбил машиной актера Юрия Гребенщикова, который умер через 3 месяца в больнице. Межиров очень переживал из-за случившегося. [1]
В 1994 году удостоен награды Президента Соединенных Штатов Америки У. Клинтона, которая была вручена ему в Белом Доме. Текст: Награда Президента Соединенных Штатов Александру П. Межирову «Проникнутая духом партнерства и взаимопомощи, благодарная Нация никогда не забудет Ваш несравненный личный вклад и жертвенность, проявленную во Второй Мировой Войне». Белый Дом. 27 сентября, 1994. Уильям Клинтон
Творчество
Публикуется с 1941 года. Первая книга стихов «Дорога далека» вышла в 1947.
Широкую известность получила баллада «Коммунисты, вперед!».
Не впадая в открытую дидактику, но и не оставляя поисков смысла жизни, Межиров наблюдает и передаёт внешние формы повседневности. Он рассматривает окружение и самого себя с некоторой дистанции, внутренне ощущая страдания и несправедливость жизни, но не опускаясь до отрицания. Для поэтического языка Межирова характерны сжатый синтаксис и ясность, он освободился от некоторых шаблонов и пришёл к новым формам, не впадая в экстравагантность. [3]
Занимался переводами поэзии, главным образом произведений грузинских (И. Абашидзе, С. Чиковани) и литовских (Ю. Марцинкявичюс) поэтов.
Книги стихов
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Межиров, Александр Петрович» в других словарях:
Межиров, Александр Петрович — Александр Петрович Межиров. МЕЖИРОВ Александр Петрович (родился в 1923), русский поэт. В стихах тема войны, опосредованная личным опытом (сборник “Коммунисты, вперед!”, 1950), лирические переживания, размышления о времени и судьбе поколения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Межиров Александр Петрович — (родился 26.9.1923, Москва), русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Родился в семье юриста. Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Вошёл в литературу как поэт военной темы: сборники «Дорога далека» (1947), «Возвращение» (1955) и другие … Большая советская энциклопедия
Межиров Александр Петрович — (р. 1923), русский поэт. В стихах тема войны, опосредованная личным опытом (сборник «Коммунисты, вперёд!», 1950), лирические переживания, размышления о времени и судьбе поколения (сборники «Подкова», 1957, «Поздние стихи», 1971, «Медальон», 1979 … Энциклопедический словарь
Межиров Александр Петрович — Александр Петрович Межиров Дата рождения: 26 сентября 1923(19230926) Место рождения: Москва Дата смерти: 22 мая … Википедия
МЕЖИРОВ Александр Петрович — (р. 1923), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Кн. стихов «Дорога далека» (1947), «Новые встречи» (1949), «Коммунисты, вперед!» (1951), «Возвращение» (1955), «Ветровое стекло» (1961), «Прощание со снегом» (1964), «Подкова» (1967), «Лебяжий… … Литературный энциклопедический словарь
Межиров, Александр — Александр Петрович Межиров Дата рождения: 26 сентября 1923(19230926) Место рождения: Москва Дата смерти: 22 мая … Википедия
Межиров (значения) — Межиров: 1. Еврейская фамилия. Происходит от названия села Межиров.[1] Известные носители: Межиров, Александр Петрович (1923 2009) русский советский поэт; Межиров, Юрий Александрович (род. 1933) советский и российский живописец. 2.… … Википедия
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Неизвестная мне прежде Юлия Пятецкая, живущая в Киеве, написала изумительно точный текст. Даю фрагмент и снабжу комментарием.
«У поэта Александра Межирова был любимый оборот «низы элиты». Олег Хлебников, который с Межировым был близко знаком и посещал его лекции на высших курсах Литинститута, вспоминал в проникновенной главе книги «Заметки на биополях. Книга о замечательных людях и выпавшем пространстве», что суда низов элиты Александр Петрович опасался всю жизнь, и не зря. Именно эти низы устроили Межирову травлю после того как он сбил актера Юрия Гребенщикова, шагнувшего под колеса межировских «Жигулей» в январе 1988-го. Дескать, «поэты предчувствуют свою судьбу».
О том, что Межиров был крепко выпимши и неоднократно садился за руль пьяным, Хлебников в книжке с красивым названием не упоминает. О том, что поэт-фронтовик, лауреат Государственной премии, педагог не просто сбежал с места происшествия, не оказав помощи сбитому им человеку, а оттащил Гребенщикова в сугроб, присыпав снежком, тоже. О том, как Межиров скрывался от милиции три дня, за которые успел сдать свою «шестерку» в автосервис и выписать себе медицинскую справку о шоковом состоянии, пока Гребенщиков лежал в коме в больнице, не вспоминает. И о штабе по спасению от правосудия поэта-фронтовика во главе с поэтом Евтушенко, тоже. Прежде чем сесть за руль, Межиров хорошо принял на грудь после вечера, посвященного 50-летию Высоцкого. На этом же вечере выступал и Юрий Гребенщиков, который по завершению отправился домой пешком, а Межиров продолжил праздновать в теплой компании. Пока Гребенщиков шел, Межиров праздновал, затем сел и поехал. В тот роковой вечер они виделись дважды. И поэт, конечно, узнал артиста. Оттащил и присыпал.
О том, что Гребенщиков был сбит, а не просто так упал, стало известно, потому что у этого кошмара оказалась случайная свидетельница. Она не только вызвала «скорую», но и записала номер машины. Через три дня Межиров все-таки объявился, сперва все отрицал, потом припомнил, предъявил справку, штаб по спасению накатал коллективное письмо про трагическую случайность и заслуги выдающегося поэта-фронтовика. Письмо докатилось чуть ли не до Горбачева. Дело все равно завели, расследование продолжали, но ввиду заслуг с Межирова даже не взяли подписку о невыезде. Гребенщиков скончался через четыре месяца в больнице, не приходя в сознание, а Межиров уехал в Штаты, где прожил до 85 лет. На вопрос в одном интервью, почему он уехал, отвечал, что спасался от еврейских погромов. Ну да, «низы элит».
Но знаете, что больше всего напрягает? Вот, наступает День Победы, и моя хорошая лента, патриотичная, ватная, обязательно засрёт сеть всё тем же совково-местечковым мародёрским навозом. «Агтиллегия бьёт по своим» «Ты не ганен ты пгосто убит» «Когда пгидёт пгиказ»
Алекса́ндр Петро́вич Ме́жиров ( 26 сентября 1923, Москва — 22 мая 2009, США) — русский поэт и переводчик.
Содержание
Биография
Родился в интеллигентой еврейской семье (отец — юрист, мать — учительница немецкого языка). Ушёл на фронт со школьной скамьи в 1941. После войны окончил Литературный институт им. М. Горького (1948). Участвовал вместе с Н. К. Старшиновым в занятиях литературного объединения И. Л. Сельвинского. Поддерживал дружеские связи с С. С. Наровчатовым.
С 1994 проживал в США. В Нью-Йорке выпустил сборник последних стихов в издательстве «Слово/Word». Умер 22 мая 2009.
Творчество
Первая книга стихов «Дорога далеко» вышла в 1947. Широкую известность получила баллада «Коммунисты, вперед!». Занимался переводами, главным образом произведений грузинских (И. Абашидзе, С. Чиковани) и литовских (Ю. Марцинкявичюс) поэтов.
Книги стихов
Разное
Литература
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Межиров Александр Петрович» в других словарях:
Межиров, Александр Петрович — Александр Петрович Межиров. МЕЖИРОВ Александр Петрович (родился в 1923), русский поэт. В стихах тема войны, опосредованная личным опытом (сборник “Коммунисты, вперед!”, 1950), лирические переживания, размышления о времени и судьбе поколения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Межиров Александр Петрович — (родился 26.9.1923, Москва), русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Родился в семье юриста. Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Вошёл в литературу как поэт военной темы: сборники «Дорога далека» (1947), «Возвращение» (1955) и другие … Большая советская энциклопедия
Межиров, Александр Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Межиров (значения). Александр Петрович Межиров Дата рождения: 26 сентября … Википедия
Межиров Александр Петрович — (р. 1923), русский поэт. В стихах тема войны, опосредованная личным опытом (сборник «Коммунисты, вперёд!», 1950), лирические переживания, размышления о времени и судьбе поколения (сборники «Подкова», 1957, «Поздние стихи», 1971, «Медальон», 1979 … Энциклопедический словарь
МЕЖИРОВ Александр Петрович — (р. 1923), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Кн. стихов «Дорога далека» (1947), «Новые встречи» (1949), «Коммунисты, вперед!» (1951), «Возвращение» (1955), «Ветровое стекло» (1961), «Прощание со снегом» (1964), «Подкова» (1967), «Лебяжий… … Литературный энциклопедический словарь
Межиров, Александр — Александр Петрович Межиров Дата рождения: 26 сентября 1923(19230926) Место рождения: Москва Дата смерти: 22 мая … Википедия
Межиров (значения) — Межиров: 1. Еврейская фамилия. Происходит от названия села Межиров.[1] Известные носители: Межиров, Александр Петрович (1923 2009) русский советский поэт; Межиров, Юрий Александрович (род. 1933) советский и российский живописец. 2.… … Википедия
…Я сейчас на собранье сижу – Что-то общее в том нахожу.
А как оно было написано? У меня в Доме правительства – там, где кинотеатр «Ударник», – жил мой школьный друг Вадим Станкевич. Его отец учился в иезуитском колледже в Кракове вместе с Дзержинским. И они, поляки, оба стали чекистами. Вадим Станкевич был богатырь, очень красивый человек. Он был юный художник – рисовал на стекле маслом, и, в общем, неплохо. Его отец был начальник московской милиции, и он выехал куда-то в прифронтовую полосу. Немцы сбросили десант, его взяли в плен, и он сгинул – судьба его неизвестна, наверное, его убили. А сын, Вадим, в одиночку перешёл линию фронта, пошёл спасать отца, и его повесили. Осталась мать одна, и вот в 1956 году я встречаю её на Каменном мосту. Она живёт всё в том же Доме правительства. Мы разговариваем о том о сём, и она мне рассказывает: «В 1937 году в доме ночью жильцы не спали, все ждали ареста – идёт лифт, от ужаса все замирали. Когда лифт у нас шёл на этаж выше, мы говорили: «Перелёт». На этаж ниже: «Недолёт». Я всё это запомнил. А в это время я хотел уезжать на Север на машине – машина была ужасная, какая-то трофейная. И в подвале, вместе с эмтээсовским механиком, который там же в подвале, в катакомбах, поселился, мы её пытались привести в порядок и выпивали. И он мне стал рассказывать свою жизнь. Это надо рассказывать матерными словами, я так не умею. Вот что он говорит, если перевести на нормальный язык: «Под Львовом еду я на передовую, везу медикаменты. Артиллерия там наша бьёт по дороге – раз, меня ранило в руку. Отлежался, значит, я в госпитале под каким-то другим городком. Снова еду я, везу хлеб, а миномёты наши снова бьют по дороге…». Вот этот рассказ у меня в голове объединился с историей с лифтами. Я зашёл к матери, на Лебяжий переулок, и пока она мне что-то разогревала, я мгновенно – это заняло две минуты! – написал стихотворение «Артиллерия бьёт по своим», оно само мгновенно как-то сложилось – и всё! Как говорится, две минуты – и вся жизнь…» (цитирую по записи Владимира Дагурова, которую он впервые опубликовал лишь в 2005 году в «Новой газете»). Как считал Вадим Кожинов, Межиров был одной из центральных поэтических фигур начала 1960-х годов. Он, безусловно, оказал сильное воздействие на следующее поэтическое поколение, представленное в том числе именами Станислава Куняева, Анатолия Жигулина, Олега Чухонцева и Василия Казанцева. В ту пору поэт утверждал: …русский плоть от плоти по жизни, по словам, когда стихи прочтёте – понятней станет вам. Кстати, Межиров тогда поддерживал весьма хорошие отношения со многими поэтами, которые исповедовали идеи почвенничества. Он, например, высоко ценил первые книги Станислава Куняева. Куняев отвечал ему также восторженными одами, опубликовав, в частности, в 1965 году хвалебную статью о межировской поэзии «Она в другом участвует бою». Но потом дороги поэтов разошлись. Уже в начале 1980 года Куняев написал Межирову: «Мне жаль книг, подаренных Вам. Я ошибся, говоря о том, что Вы любите русскую поэзию. Это не любовь, скорее ревность или даже зависть. Не набивайтесь ко мне в учителя. Вы всегда в лучшем случае были лишь посредником и маркитантом, предлагающим свои услуги». Но я не думаю, что Куняев полностью в своих оценках был прав. Вполне возможно, в нём говорила обида, ведь Межиров не разделил пафос выступления Куняева в 1979 году на знаменитой дискуссии «Классика и мы». Это не такая уж простая тема – разрыв Межирова с Кожиновым и Куняевым, а потом и с Татьяной Глушковой. Тут всё одними идеологическими разногласиями не объяснить. Надо знать, что у Межирова был весьма сложный характер. Над ним почему-то всегда довлело чувство страха. К тому же он с трудом переносил чужие успехи. Наверное, лучше других всё это уловил Давид Самойлов. Вот что он записал в своём дневнике 14 декабря 1968 года: «Вечером у Межирова. – Духовное одиночество… Читаю Леонтьева… Прав Победоносцев… Россия останется такой ещё пятьсот лет… Борьба с этим – провокация. За бесплодный протест уничтожат нас… Банальные имитации совести, глубокомыслия, исторического опыта. В нечеловеческом мире и один человек, нормально реагирующий на мир, – благо, великое благо. В этом, наверное, и великая суть и притягательность легенды о Христе. У Межирова страх стал второй натурой. Страх настолько естественное его состояние, что не замечается. – Клянусь тебе, я не трус, – говорит Межиров. – Нужна черта оседлости, – говорит он. Где угодно, как угодно – лишь бы существовать. М. – карикатура на порядочность. Он целиком годится для «Клопова». Спустя пять лет, 23 мая 1973 года, Самойлов сделал о Межирове новую запись: «Саша Межиров – сумасшедший, свихнувшийся на зависти и ненависти к Евтушенко. Неудивительно, что Саше нравится Смеляков – талант, убитый страхом и фальшью. Но Саша хуже. Тот врал другим. А этот себе врёт. Нет человека отвратительней Межирова, хотя редко он конкретно причиняет зло. Он – осуществленье вечного зла. Смеляков фальшив по убеждению. Саша – по принуждению, что ещё хуже. И ещё одна запись Самойлова от 14 мая 1977 года: «Быть таким, каким видят тебя другие – философия самая лёгкая. В поэзии это Межиров. Нравственный провал». Надо знать, что в начале 1980-х годов Межиров пережил немало потрясений. Самое страшное случилось как раз в начале десятилетия: однажды глубокой ночью поэт сбил московского актёра Юрия Гребенщикова. Причём в момент катастрофы актёр ещё был жив, но Межиров, испугавшись, вместо срочного вызова «Скорой помощи» оттащил актёра в кусты и попытался скрыться с места происшествия. После аварии Гребенщиков не протянул и месяца: он умер. Милиция же, вняв настойчивым просьбам некоторых литфункционеров, дело поспешила замять. Конечно, все эти потрясения повлияли и на поэзию Межирова. С годами его лирика стала более антологической, бытийной. Татьяна Бек, к примеру, считала, что вершинное стихотворение Межирова – «Баллада о цирке». Оно, по словам Бек, «о бессмыслице бытия и о сохранении человеческого «я» в не приспособленном для этого мире. Тоталитарной несвободе Межиров противопоставил не прямую семантику бунта, но внесмысловое и чуть высокомерное вольнолюбие стиховой музыки, воздуха, ветра, снега. Вольнолюбие чуть заикающейся – как и реальная устная речь Межирова-собеседника – интонации» («Ex libris НГ», 2003, 25 сентября). Но я думаю, и почвенники, и либералы всегда сильно преувеличивали значение Межирова. Скорее прав Тимур Кибиров, который утверждал: «Высокая репутация поэта Межирова как тончайшего лирика связана с невозможностью или ограниченной возможностью прочитать Ходасевича или Георгия Иванова. Я думаю, что проблема нашей поэзии и культуры в целом не в том, что мы не знаем современную американскую культуру или французскую (знают многие, и неплохо), а в том, с чем я неоднократно сталкивался. Не знают хрестоматийных стихов Тютчева, Фета, Баратынского!» («Ex libris НГ», 2005, 17 ноября). Хотя справедливости ради стоит подчеркнуть: Межиров из всей фронтовой плеяды был, наверное, самым образованным поэтом. Со временем Межиров даже охладел к давнему своему увлечению – к переводам грузинской поэзии. Под закат перестройки у Межирова созрело решение перебраться в Америку. Он потом объяснил своё решение страхом перед возможными погромами, хотя все прекрасно понимали, что никаких погромов никто в России не допустит. В 1986 году Межиров получил Госпремию СССР – за книгу «Проза в стихах».