а пахмутова даты жизни
Александра Николаевна Пахмутова
Фото Все
Видео Все
Сегодня вечером. Александра Пахмутова. Выпуск от 15.11.2014
Пахмутова и Добронравов. Мелодия и Орфей. Фильм-концерт
Наедине со всеми 12.04.2016 /Александра Пахмутова и Николай Добронравов/ Naedine so vsemi 12.04
Александра Пахмутова — биография
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала настоящей легендой советского и российского композиторского искусства. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. За заслуги в области искусства в 1984 году Александре Николаевне было присвоено звание Народной артистки Советского Союза. По ее песням можно было проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
За свою долгую творческую биографию Пахмутова стала автором четырех сотен композиций, создала множество произведений для симфонического оркестра. Когда на телевизионном экране идут передачи, посвященные творчеству Пахмутовой и Добронравова, их внимательно смотрит вся страна. Соотечественники восхищаются творческим и семейным долголетием этой прекрасной, необыкновенно талантливой парой.
Детство
Александра Пахмутова родилась в поселке Бекетовка 9 ноября 1929 года. Населенного пункта с таким названием давно уже не найти на карте. Он находился рядом со Сталинградом, сейчас является частью этого города, переименованного в Волгоград. Улица, на которой выросла Аля Пахмутова, сохранилась, она носит название Омской. Родители девочки, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, очень внимательные люди, быстро поняли, что их младшая дочь имеет большие музыкальные способности.
Александра Пахмутова в юности
Отец работал на электростанции, а когда у него выдавалась свободная минутка, усаживался за пианино. Маленькая Аля слушала музыку, затаив дыхание, забыв обо всем на свете. Ей тоже хотелось играть на пианино. Когда девочка выросла настолько, что смогла дотянуться до клавиатуры, она стала на слух подбирать мелодии любимых песен. Отец, увидев такое трепетное отношение к музыке, взял руководство обучением дочери в свои руки. Девочка быстро усваивала уроки, в пятилетнем возрасте она уже вышла на сцену клуба электростанции, сыграв для зрителей «Жаворонка» М. Глинки.
В семь лет родители записали дочь в музыкальную школу, которая располагалась в 18 км от Бекетовки. Чтобы не опаздывать на занятия, малышка вставала чуть свет, но ее нисколько не смущала долгая дорога. Она росла настоящим сорванцом, девчачьи игры с куклами Алю совершенно не интересовали. Зато этой веселой, общительной крошке нравились шумные мальчишеские игры. Особую привязанность девочка испытывала к собаке Чарли, делая ее участников всех своих развлечений.
Аля хорошо запомнила последний день мирной жизни в Бекетовке. Вечером 21 июня 1941 года в клубе электростанции собрались родные и друзья Пахмутовых, чтобы послушать радио. Передавали концерт учащихся сталинградской музыкальной школы, Аля исполняла произведения Й. Гайдна. Веселая, оптимистичная музыка этого композитора очень нравилась девочке.
Ученики прекрасно подготовились к концерту. Нескольким из них выпала большая честь — выступать 22 июня в городском парке, среди них была и ученица 4-го класса Пахмутова. Утром в воскресенье начался концерт. Самая юная участница, Аля Пахмутова, вышла на сцену одной из первых, исполнив две пьесы собственного сочинения под названием «Вальс» и «Прелюдия». Но зрителям не удалось прослушать весь концерт, вскоре их известили о начавшейся войне.
В то время 11-летняя девочка даже не подозревала, сколько беды и горя принесет война. Когда враг вплотную подступил к родному городу, начались бомбежки. Работников электростанции вместе с их семьями стали эвакуировать в Казахстан. В это голодное и трудное время люди не думали о себе, все было подчинено единственной цели – уничтожить врага. После школы девочка была одна до самой ночи, мать и старшая сестра возвращались поздно, обе работали на заводе.
К тяжелой жизни в Караганде Аля быстро привыкла, но ей очень не хватало музыки. Совершенно случайно в руки девочки попал аккордеон. Огромный инструмент был неудобным и тяжелым, но Алю это не останавливало. Поскольку никто из окружающих не умел играть на аккордеоне, девочка решила освоить его самостоятельно. Через некоторое время она уже играла небольшие пьесы.
Летом 1943 года семья Пахмутовых вернулась в родной поселок. В Сталинграде только что окончились страшные бои. Развалины родного города еще дымились, на месте музыкальной школы зияла воронка с грудой обломков. Любимая учительница музыки погибла при бомбежке, от дома Пахмутовых осталась только одна стена. Все это выглядело так страшно и печально, что казалось нереальным. Алю утешал только любимый аккордеон. Она играла на нем фронтовые песни, а солдаты, расквартированные в уцелевших домах Бекетовки, подпевали ей.
Самыми любимыми песнями Пахмутовой в то время были «Соловьи, соловьи» и «»Прощай, любимый город».
Как только появилась возможность отправиться в Москву, Аля уехала учиться. В то время девочке было 14 лет. Она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Пахмутова училась в специализированном классе фортепиано, после занятий бежала на кружок юных композиторов, работавший под руководством Виссариона Шебалина и Николая Пейко.
Этот кружок называли «Школой одаренных детей». Он дал путевку в жизнь целой плеяде талантливых музыкантов и композиторов, получивших мировую известность. После окончания музыкальной школы Александра поступила учиться в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Через 10 лет после начала обучения в столице она стала дипломированной специалисткой с высшим образованием. Но и этого Александре было мало, три следующих года она училась в аспирантуре. Композитор Пахмутова защитила диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки»
Музыкальная карьера
Эта женщина обладает выдающимися способностями, ее талант не знает никаких преград. Она пишет музыку в разных жанрах, к которым относятся и серьезные произведения для симфонических оркестров. Пахмутова является автором многих композиций – «Русской сюиты», «Концерта для трубы с оркестром», «Оды на зажжение огня», «Увертюры «Юность». Два первых произведения особенно полюбились за рубежом, их часто включают в свою программу иностранные симфонические оркестры. На музыку Пахмутовой хореографы одесского театра оперы и балета в содружестве с Московским Большим театром поставили великолепный балет под названием «Озаренность».
Композитор Пахмутова всегда была тесно связана с кинематографом. Всем известны замечательное музыкальное сопровождение фильма «Девчата», песни из киноленты «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву». В 1980 году Александра Николаевна получила очень важный заказ от Международного Олимпийского комитета, ей предстояло сочинить музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты – мир!». Она блестяще справилась с нелегкой задачей.
Но более всего, во все периоды жизни, композитора Пахмутову привлекал эстрадный жанр. Ее песни невозможно спутать ни с какими другими, они отличаются невероятным жизнелюбием, вдохновляют слушателей, остаются в памяти на всю жизнь. Песни Пахмутовой отличаются особой лиричностью, они просто обречены на вечную молодость. Стоит только вспомнить ее «Нежность», которую особенно любил Юрий Гагарин, пронзительно-красивую «Беловежскую пущу», сентиментальный и лиричный «Старый клен», грустную и в то же время оптимистичную композицию «Как молоды мы были».
Задорные песни этого композитора прибавляют уверенности в себе. К ним относится «Хорошие девчата», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», которые никогда не потеряют своей актуальности. У Пахмутовой много патриотических песен, среди которых особенно выделяются две композиции – «Созвездие Гагарина» и «Орлята учатся летать». Особая история у возвышенной и проникновенной песни «Мелодия». Эта композиция сразу же оказалась в репертуаре великого певца Муслима Магомаева. Она была созвучна настроению самого исполнителя, который в это время находился в разлуке со своей Музой, Тамарой Синявской, стажировавшейся в «Ла Скале».
Спортивные гимны «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей», созданные талантливым композитором, стали настоящими музыкальными шедеврами. Последняя песня превратилась в хит в 80-х годах, когда хоккейная сборная СССР не знала себе равных. Многие слушатели и болельщики были твердо уверены, что куплеты о великолепной пятерке были написаны специально для хоккеистов Фетисова, Касатонова, Крутова, Ларионова и Макарова. А замечательный вратарь из этой песни – непобедимый Владислав Третьяк. Но это было не так, время создания музыкальной композиции – 1968 год, в тот период знаменитые хоккеисты были еще младшими школьниками.
Пахмутова и Добронравов всегда работали на одной волне. Именно поэтому им удавались песни, над которыми плакала и радовалась вся страна. Прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!» стала именно такой работой. Все мы помним звуки волшебной и торжественной композиции, уплывающего в небо Мишку, замечательного символа Олимпиады-80.
История этой песни тесно связана с политикой. Первоначальная задумка была иной – в тексте должна была обязательно присутствовать строчка: «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!» Таким было решение высшего руководства страны. Однако за несколько месяцев до Олимпиады отношения между двумя державами настолько ухудшились, что от прежней концепции пришлось отказаться.
Александра Пахмутова играет на пианино
У песни «И вновь продолжается бой» история была еще сложнее, некоторое время эта композиция находилась под запретом. Бдительным цензорам показалось, что барабанная дробь является оскорблением памяти вождя. Но яркая, экспрессивная песня все-таки пробила себе дорогу к слушателям. Через некоторое время ее включили в свой репертуар известные исполнители – Иосиф Кобзон и Лев Лещенко.
Самые лучшие советские певцы считали за честь исполнять композиции Пахмутовой. Ее песни входили в репертуар Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Валерия Ободзинского, Аиды Ведищевой, Валерия Леонтьева, Михаила Боярского, Людмилы Гурченко. Произведения Александры Николаевны пела польская исполнительница Анна Герман. Некоторые западные певцы тоже включали в свой репертуар песни Пахмутовой. Ее композиции исполняли британская группа «Living Sound», восточногерманский коллектив «Kreis», певец Томас Андерс, экс-вокалист «Modern Talking».
Пахмутова сотрудничала со многими знаменитыми поэтами, среди которых был и Роберт Рождественский. Однако самым прочным, невероятно плодотворным и значимым стал ее творческий союз с Николаем Добронравовым. Вместе они создали огромное количество композиций, многие из которых стали настоящими шедеврами. У одной из их совместных работ, песни «Магнитка», особая судьба. Восемь лет назад эта композиция стала официальным гимном города Магнитогорска. Такое решение было принято на собрании депутатов местного горсовета.
Родина всегда высоко ценила труд Александры Пахмутовой. Ее награждали государственными премиями Советского Союза и России, орденами и медалями. Народная артистка СССР и РСФСР имеет три ордена «За заслуги перед Отечеством».
Личная жизнь
Творческому и семейному союзу Александры Пахмутовой и Николая Добронравова исполнилось 63 года. Они познакомились в 1956 году. Поэт был сотрудником Всесоюзного радио, работал в программе «Пионерская зорька», декламировал стихи. Композитора Пахмутову тоже пригласили на радио, она должна была написать музыку для этих стихотворений. Первой совместной работой двух талантливых людей стала песня «Лодочка моторная». Вдохновленные удачным опытом, поэт и композитор впоследствии создадут больше сотни замечательных песен.
Александра Пахмутова с Николаем Добронравовым
Уже через три месяца после начала знакомства молодые люди отправились в ЗАГС. У невесты не было белоснежного платья, она решила отпраздновать свадьбу в элегантном розовом костюме, сшитом руками Марии Амплеевны. После торжества новобрачные уехали в Абхазию, где и провели свой медовый месяц. Возвратившись в столицу, они с головой погрузились в работу.
У этой пары не было детей. Но всю свою нерастраченную любовь они подарили друг другу и своему творчеству.
Пахмутова и Добронравов создали невероятное количество песен для детей и молодежи. Они были настоящими родителями для молодых исполнителей, опекали юные дарования до тех пор, пока это было необходимо.
Рост Александры Николаевны – 149 см, но она всегда всерьез увлекалась футболом. Композитор – заядлая болельщица, фанатка сборной России и команды «Ротор» (Волгоград). Вместе с мужем они стали авторами футбольной песни «Это наша игра», посвятив ее российским спортсменам.
Более 50-ти лет назад имя знаменитого композитора было увековечено в масштабах всей Вселенной. Открыв новый астероид, крымские ученые назвали его «Пахмутова» в знак глубокого уважения к этой женщине, подарившей соотечественникам множество прекрасных, жизнеутверждающих песен.
Ссылки
ПАХМУТОВА
Александра
Николаевна
Место рождения: поселок Бекетовка, Нижне-Волжский край
Биография
Биография
Александра Пахмутова – деятель российского и советского композиторского искусства. Женщина является одной из самых популярных представителей данной сферы. Ее творческая биография насчитывает не менее 400 авторских песен.
Детские годы и юность
Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в населенном пункте Бекетовка. Примечательно, что данный поселок уже давно невозможно отыскать на карте. В настоящее время он является частью города Волгограда. Родители девочки были очень внимательными людьми, поэтому сразу же осознали, что их младшая наследница свяжет свою жизнь с музыкальным творчеством, так как имеет к этому большие способности.
Отец Пахмутовой трудился на электростанции. В свободное от работы время он усаживался за пианино. Будущая знаменитость с огромнейшим удовольствием слушала отцовскую музыку, попросту забывая обо всем вокруг. Когда девочка доросла до того, что смогла дотянуться до клавиш, то начала на слух подбирать всевозможные мелодии. Родитель, увидев, насколько трепетно его дочь относится к музыке, решил взять руководство над ее обучением в собственные руки. Уроки Пахмутова усваивала прямо на лету, поэтому уже в свои пять лет она вышла на сцену.
Когда девочке исполнилось 7 лет, родители записали ее в музыкальную школу. Примечательно, что учреждение находилось примерно в 20 километрах от населенного пункта. Ученица была вынуждена очень рано вставать, чтобы успеть на уроки. Не секрет, что в детские годы ее совершенно не интересовали куклы, так как она была настоящим сорванцом. Девочка была без ума от шумных мальчишеских игр.
Пахмутова отлично запомнила последний день мирной жизни в своем поселке. 21 июня 1941 года в вечернее время суток в клубе электростанции, где трудился ее отец, собрались родственники и приятели семьи, чтобы послушать радио. Тогда в эфире был концерт музыкальной школы, где и училась Александра. Уже на следующий день девочка вышла на сцену городского парка, чтобы исполнить пару пьес собственного сочинения для зрителей. При этом весь концерт публике послушать так и не удалось, так как сообщили о начале войны.
Тогда 11-летняя Пахмутова совершенно не задумывалась о том, что боевые действия принесут ей столько бед и горя. Когда враг подступил вплотную к родному поселку, начались сильные бомбежки. Работников станции вместе с их родственниками начали эвакуировать в Казахстан. Тогда люди совершенно не думали о себе, а в голове была только одна мысль – уничтожить врага.
К жизни в Караганде Пахмутова привыкла довольно быстро, однако она страдала без музыки. Однажды ей в руки попал аккордеон, игру на котором она осваивала самостоятельно. Буквально через какое-то время она начала играть на нем пьесы.
Уже летом 1943 года семейство смогло вернуться в родной населенный пункт. Тогда там только завершились сильные бои. На месте музыкальной школы, где когда-то училась Пахмутова, можно было заметить только груду обломков. Любимая учительница музыки погибла во время бомбежки, а от дома будущей знаменитости осталась только одна стена.
При первой же возможности Пахмутова отправилась на учебу в столицу России. Тогда ей было всего 14 лет. Так, она стала ученицей Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. Чайковского. После занятий она с огромным удовольствием торопилась в кружок юных композиторов. После окончания школы Пахмутова стала обучаться в столичной консерватории на композиторском факультете.
Карьера
Не секрет, что Александра Пахмутова пишет композиции в разных жанрах, в том числе и для симфонических оркестров. Например, знаменитость сочинила такие песни, как «Юность», «Русская сюита», «Концерт для трубы с оркестром» и т.д.
Также композитор писала мелодии и для кино. Самыми известными стали композиции из таких кинокартин, как «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и других.
Ключевое значение в творчестве Пахмутовой занимал жанр эстрады. Известные композиции композитора обладают личной индивидуальностью. Все ее песни способны вдохновлять слушателей и нести положительную составляющую.
Композиции Пахмутовой входили в репертуар таких знаменитостей, как Эдита Пьеха, Анна Герман, Валерий Леонтьев, Михаил Боярский, Людмила Гурченко и многих других. Некоторые критики даже осуждали композитора за то, что она пишет песни для партии. Однако и после распада СССР Пахмутова не отказалась от создания хитов.
В копилке композитора немало наград. Например, она является обладательницей трех орденов «За заслуги перед Отечеством», звания Народного артиста и государственной премии СССР.
Личная жизнь
Супругом Александры Пахмутовой является Николай Добронравов. Композитор познакомилась с поэтом-песенником в 1956 году на Всесоюзном радио. В тот период мужчина трудился в театре юного зрителя и читал свои стихи в некоторых передачах. Совместная творческая и семейная жизнь пары началась с песни «Лодочка моторная». Летом того же года возлюбленные оформили официальный брак.
Примечательно, что у пары нет своих наследников. При этом они привыкли считать родными детей из необеспеченных семей, которым они помогают пробиться в жизни.
В мае 2000 года Добронравов и Пахмутова попали в дорожно-транспортное происшествие. Авария случилась недалеко от деревни Щелканка. Водитель машины «ВАЗ-21099», который ехал в столичном направлении, решил обогнать грузовик и выехал на встречную полосу движения. Так, он лоб в лоб столкнулся с «Волгой», в которой находилась супружеская пара. Пострадавшие были доставлены в медицинское учреждение. У мужчины были диагностированы переломы руки и ребер, а у композитора – черепно-мозговая травма.
Композитор Александра Пахмутова — в 90 жизнь только начинается
Полное имя | Александра Николаевна Пахмутова |
Дата рождения | 9 ноября 1929 г |
Место рождения | Бекетовка, Нижне-Волжский край (сейчас — Волгоград) |
Родители | Николай Андрианович и Мария Амплеевна Пахмутовы |
Знак зодиака | Скорпион |
Рост | 1 м 49 см |
Вес | Около 47 кг |
Деятельность | Композитор и кинокомпозитор, пианистка, общественный деятель |
Семейное положение | Замужем |
Супруг | Поэт Николай Николаевич Добронравов |
Дети | Нет |
С разницей в 173 года, в разных странах и очень разных семьях, появились невероятно одарённые дети: Вольфганг Амадей Моцарт и Александра Пахмутова. Подобное сравнение не кажется преувеличением. Первые мелодии они сочинили в раннем возрасте. Солнечный талант обоих не имеет границ.
Моцарту отведено было до обидного мало — лишь 35 лет. Мировая культура недосчиталась многих прекрасных произведений. Пахмутова же реализовала свой дар в полной мере и продолжает творить: эстрада, кино, театр, телевидение. 9 ноября 2019 года Александра Николаевна отпраздновала 90-летний юбилей. Моцарт — её любимый композитор.
Биографические факты
В каждом ребёнке есть талант, который родители замечают и дают ему зазвучать в полную силу. Или игнорируют очевидные факты, ссылаясь на занятость, нехватку денег, мало ли на что ещё. Маленькой Але повезло, она родилась в замечательной семье.
Николай Андрианович Пахмутов, её отец, был поистине ренессансной личностью. Музыкант-самоучка, который умел играть на скрипке, фортепиано, балалайке, домре, арфе. В джазовом ансамбле играл на аккордеоне. У него были золотые руки, которые умели делать всё: строить, пилить, строгать, ремонтировать и собирать любую сложную технику. Он увлекался живописью, писал картины акварелью и маслом.
Редкий киносеанс в поселковом клубе обходился без его импровизаций на рояле, которыми он «иллюстрировал» немые фильмы. В репертуаре самородка были произведения Бетховена, Шопена, Листа. Благодаря его стараниям в Бекетовке был создан фольклорный оркестр.
У Николая не получилось реализовать себя в творческой профессии, помешали исторические катаклизмы: революция, гражданская война. Пришлось рано повзрослеть, т.к отец Андриан Виссарионович, помкомполка, погиб во время Гражданской войны. Необходимо было зарабатывать на жизнь, обеспечивать свою семью. Сначала трудился на заводе и ГРЭС, потом перешёл на партийную работу.
Мама, Мария Амплеевна Кувшинникова (нередко её называли Андреевна), родилась в 1897 году. После первого замужества стала Улыбиной. Муж погиб на полях сражений Первой мировой войны. Молодая вдова осталась одна с двумя детьми на руках: дочкой Зоей и сыном Мишей. Ей не было ещё и 20. Благодаря знакомству с Николаем Андриановичем в 1925 году родилась новая счастливая семья, появилось ещё двое детей, дочки Люда и Аля.
На одной из творческих встреч в родном городе в 2012 году Александра Николаевна получила бесценный подарок — фотографии, на которых запечатлены её родители. Они были сделаны в 1918 году и хранились в альбоме близкой подруги Маруси, Павлины Зубаревой.
Детство
Семья Пахмутовых жила в своём доме в посёлке Бекетовка. Теперь это Кировский район Волгограда. В годы войны здесь располагался госпиталь и штаб советских, которым руководил генерал Шумилов, командующий 64-й армией.
Регистрировал Алю после рождения её папа. В акте записи от 19.11.1929 года под № 440 зафиксирован их адрес: улица Курская, 17. Данные об отце: Николай Андрианович Пахмутов, служащий, национальность — великоросс. Мать: Мария Пахмутова, кустарь-хозяйка-домработница.
В 1937 году Аля пошла в первый класс в небольшую одноэтажную школу, так называемую глинолитку (здание из механической смеси глины и соломы). Через год родители перевели её в другую школу — №25, через дорогу от их дома на СталГРЭС. Здесь она окончила 4-й класс. Музыка
Пианино в доме Пахмутовых появилось, когда девочке исполнилось три года. Практически сразу же последовали попытки подбирать услышанные мелодии. В пять лет она сочинила небольшую пьесу «Петухи поют». Родители решили, что в будущем непременно отдадут одарённую Алю в музыкальную школу.
По радио часто звучали классические произведения. Але нравились Верди, Чайковский, Римский-Корсаков. А её большая и дружная семья поддерживала её музыкальный интерес.
Аля жадно впитывала новые мелодии. Список любимых композиторов в тот период дополнили фамилии Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. Ей очень нравились песни Новикова, Блантера, Дунаевского, которые звучали в любимых фильмах и по радио.
Творческий дуэт Николая и Александры Пахмутовых радовал односельчан совместными выступлениями.
В январе 1938 года 9-летняя Аля сыграла вместе с отцом фрагмент из симфонии Моцарта на вечере памяти Ленина.
В 11 она вышла на сцену городского драмтеатра, чтобы исполнить на олимпиаде художественной самодеятельности сочинённый ею вальс. Мероприятие проводилось 22 июня 1941 года, и выступить удалось не всем детям. В зале объявили о начале войны.
За день до этого Аля приняла участие в концерте на радио вместе с лучшими учениками своей школы. Она играла «Музыкальный момент» Шуберта и «Турецкий марш» Моцарта. На сентябрь было намечено поступление в музыкальную спецшколу в Ленинграде. Но этим планам не суждено было осуществится.
Начало войны
После начала войны уроки проводились в родной школе только до конца осени. Потом там разместили госпиталь, и занятия проводились уже на дому. Во время летних каникул детям хотелось чем-то помочь взрослым.
Пахмутова вспоминала, как в 1942 году они помогали сортировать бельё на складе № 165 в районе Красногвардейска.
В родном городе начались пожары и бомбёжки. Брат и папа остались в Сталинграде, поддерживали жизнеспособность Волжской ГРЭС. Аля вместе с мамой и сёстрами оказались в эвакуации в Караганде. Добирались туда на эшелоне целый месяц. В один из дней чуть не погибли. Прямо над своим поездом они увидели вражеский бомбардировщик. Спасли их от неминуемой гибели два истребителя, которые сбили немецкий самолёт.
В Казахстане жили в бараке на берегу Нуры. Помимо учёбы, изучения казахского языка, сбора посылок для фронта, Аля продолжала заниматься музыкой. Аккордеон из бекетовского клуба, захваченный с собой в эвакуацию, стал заменой отсутствующему фортепиано. Аля играла на нём в госпиталях, исполняла известные песни советских композиторов и собственные сочинения.
В 1943 году, после разгрома фашистских войск под Сталинградом (ныне Волгоград), Пахмутовы смогли вернуться домой.
Аля по-прежнему выступала перед ранеными в госпиталях и в воинских частях. Но уже в родном городе, который приходил в себя после ожесточённых боёв. Многие здания в нём были разрушены, потому жить приходилось в землянках. После возвращения Але сообщили печальное известие о гибели её учительницы музыки.
Учёба в Центральной музыкальной школе
В 1943 исполнилась её мечта о поступлении в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Это учебное заведение было создано в 1932 году профессором Александром Гольденвейзером и директором МК Станиславом Шацким. Сначала оно носило название «Особая детская группа», в которую принимали на конкурсной основе.
Интересный факт! Желание учиться было столь велико, что юная Пахмутова договорилась с лётчиками на аэродроме в своём городе, чтобы они помогли ей добраться до Москве. Но Николая Андриановича послали в столицу в командировку, и он захватил с собой дочь.
Комиссия, в составе педагога Теодора Гутмана и завуча Екатерины Мамоди, разглядела в юной абитуриентке немалый потенциал и вынесла положительный вердикт.
Родители договорились со своими московскими друзьями о том, чтобы Саша остановилась у них на период обучения в Москве. В маленькой комнате коммунальной квартиры, которую занимала семья Спицыных, не было места для громоздкого инструмента.
Единственная возможность подготовиться к урокам — прийти ранним утром в школу и позаниматься там в одной из аудиторий. Трамваи в это время ещё не ходили, идти в школу приходилось пешком.
Проблему с питанием удалось решить при помощи наркома электростанций, к которому заходил во время командировки отец. Аля получила пропуск в ведомственную столовую. Кроме того, в школе всем детям выдавали рабочие продовольственные карточки. Нарком распорядился также выделить Саше талоны на пальто и костюм.
В числе преподавателей школы были известные музыканты Ойстрах, Кнушевицкий, Шапорин, Нейгауз, Оборин, Игумнов, Гольденвейзер. Они делились опытом, рассказывали детям интересные истории из своей жизни, учили основам профессии и её секретам.
Самым любимым местом в Москве для юных музыкантов был Большой Зал консерватории, где можно было услышать живых классиков. Им посчастливилось увидеть выступления Прокофьева, Глиэра, Гедике, Игумнова, Карло Цекки.
Никакого снисхождения к себе Аля не допускала, этому научили её родители. По профильным предметам училась исключительно на пятёрки.
Одновременно с ней в ЦМШ и в консерватории, куда она поступила в 1948 году, учились всемирно известные впоследствии музыканты: скрипач и дирижёр Игорь Безродный, альтист и скрипач Эдуард Грач, пианист Лазарь Берман, скрипачи Халида Ахтямова и Нина Бейлина.
Первые упоминания в прессе
Впервые имя одарённой девочки было упомянуто в газетах ещё до войны. Газета «Дети Октября» напечатала 9 июня 1940 года отчёт о смотре художественной самодеятельности. Ученица 3-го класса школы №25 Аля Пахмутова впечатлила аудиторию отрывком из сонаты Моцарта и прелюдией собственного сочинения.
12 июля 1940 «Молодой ленинец» отчитался о грамоте, которую Аля получила на областной олимпиаде за своё произведение.
В 1945 году Саша впервые появилась на экране в документальном фильме Веры Строевой «Юные музыканты». Она исполняла фрагмент из сонатины собственного сочинения. В этом же году в газете «Московский комсомолец» появилась заметка об одарённых учениках ЦМШ, упомянули её имя и опубликовали фото за инструментом во время работы над новым произведением.
Дружба с Лианой Гениной
В 1943 году Александра познакомилась в Москве с Лианой Гениной, будущим музыковедом. Их дружба продолжалась всю жизнь, более 60 лет, вплоть до кончины Лианы Соломоновны. В своих мемуарах Генина вспоминала о тех двух днях, которые по-настоящему сроднили их с Пахмутовой.
О всеобщем дне ликования — 9 мая 1945 года. Особая дата, когда они вместе со всеми радовались известию о долгожданном наступлении мира. И о другом дне, когда они стали свидетелями ужасного собрания в Большом зале консерватории, в котором уважаемым и заслуженным людям приходилось выслушивать в свой адрес самые гнусные обвинения.
После публикации постановления «Об опере «Великая дружба» Мурадели» в 1948 году началась настоящая охота на ведьм. Пресловутая борьба с формализмом, жертвами которой становились многие известные люди, в том числе и в недрах главного музыкального ВУЗа страны. То было время настоящего психологического сбоя, хотя во время учёбы в ЦМШ их очень оберегали от идеологии.
Консерватория
Ещё во время учёбы в ЦМШ Пахмутова посещала занятия факультативной группы по сочинению. Попала она туда благодаря Ираиде Васильевне Васильевой, первому директору Центральной музыкальной школы. Она продемонстрировала произведения этой девушки Виссариону Яковлевичу, и они произвели на него большое впечатление.
О карьере пианистки она тогда не задумывалась из-за миниатюрности рук. В 1948 году Александра точно знала, что будет поступать на теоретико-композиторское отделение к Шебалину (несколько фамилий его учеников: Пахмутова, Губайдулина, Хренников, Денисов, Фельцман, Б. Чайковский).
На защите диплома она исполняла: кантату «Василий Тёркин», Симфоническую сюиту, песню «Походная кавалерийская» (поэт Юлия Друнина). Последнее сочинение завоевало первое место на конкурсе песни в консерватории.
Шебалин написал тогда в 1-м номере журнала «Смена» небольшую статью «Первая встреча» о сочинениях Пахмутовой, которые отличает национальный колорит, свежесть и яркость. Речь в статье шла о сюите для симфонического оркестра — первом произведении крупной формы молодого композитора.
Оно прозвучало на торжественном вечере в Московской консерватории, посвящённом 84-му выпуску. Исполнение сюиты прошло с большим успехом, а это значит, что первая встреча с оркестром оказалась очень удачной.
После окончания ВУЗа Александра продолжила обучение у любимого преподавателя, уже в аспирантуре. Одним из достоинств Шебалина-педагога было то, что он не навязывал своим студентам свои предпочтения и видение перспектив их профессионального будущего. Он не считал одни жанры менее достойными, чем другие. Не считал правильным давить индивидуальность. Главным критерием было качество музыки.
Заметка Шебалина в «Смене» была пронизана гордостью за свою талантливую ученицу и верой в её будущие успехи. Упомянул он в ней и о работе над концертом для трубы с оркестром. Во время учёбы в консерватории и в аспирантуре Пахмутова в основном создавала произведения академического жанра. «концерт для трубы с оркестром» — одно из них.
Карьера
Пахмутова окончила аспирантуру в 1956 году. Темой кандидатской диссертации был анализ партитуры оперы Глинки «Руслан и Людмила». Огромная творческая жизнь композитора — произведения разных жанров: концерты, сюиты, кантаты, увертюры, оратории, инструментальные пьесы, вокальные циклы, более 400 песен.
И хотя перед Александрой открывались перспективы успешной работы в области академической музыки, она решила сделать выбор в пользу песен. Так появлялись произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, покорению космоса, спорту, комсомольским стройкам.
Белорусская певица Ядвига Поплавская сказала: главный секрет популярности песенПахмутовой, помимо прекрасных мелодий, — в их человечности и моцартовской простоте.
Первый успех
Популярность пришла к Пахмутовой после выхода фильма Фёдора Филиппова «По ту сторону» о первых комсомольцах по роману Виктора Кина. «Песня о тревожноймолодости» рождалась сложно.
Поэтом Львом Ошаниным было предложено несколько вариантов текста, прежде чем слова и мелодия стали единым целым.
Песня зазвучала, её полюбили и помнят до сих пор. Она регулярно звучала не только на концертах и комсомольских съездах, но и в самых неожиданных местах: на концерте немецкой группы Rammstein, у Дома Советов в тревожном октябре 1993 года, на Параде Победы на Красной площади. Её считают неофициальным гимном МЧС.
Творческий взлёт и непреходящая популярность
Практически каждое сочинение Пахмутовой — безусловный шлягер. Достаточно упомянуть лишь некоторые любимые песни:
Песня «Нежность» из цикла «Обнимая небо»
Одна из самых популярных песен композитора. Критики называют её настоящим песенным шедевром. Её первой исполнительницей была Майя Кристалинская. В фильме «Три тополя на Плющихе» она прозвучала в исполнении Татьяны Дорониной и стала основной музыкальной темой картины, подарила ей пронзительную и щемящую интонацию.
«Нежность» была любимой песней Юрия Гагарина. Космонавт Владимир Комаров перед своим последним полётом в космос в 1967 году, который завершился его трагической гибелью во время неудачной посадки на Землю, просил передать Александре Николаевне благодарность за эту песню.
В разные годы эта Песня звучала в исполнении многих отечественных и зарубежных исполнителей. Среди них: Дмитрий Хворостовский, Анна Герман, Роза Рымбаева, Тамара Гвердцители, Ольга Пирагс, Томас Андерс, Слава Пшибыльска.
Отдельно стоит упомянуть о сотрудничестве с известным бельгийским композитором и гитаристом Франсисом Гойей. В 2002 году вышел его альбом «Посвящение Александре Пахмутовой» (A Tribute To Alexandra Pakhmutova). В него вошёл инструментальный вариант песни «Нежность» — Tenderness.
В своих интервью Гойя не скупился на восторженные эпитеты, называл музыку Пахмутовой уникальной, прекрасной, мелодичной. Альбом пользовался большой популярностью в Китае, Корее, других азиатских странах.
С Пахмутовой сотрудничали многие известные исполнители: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Евгений Кибкало, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Валерий Ободзинский. Валерий Леонтьев, детские хоровые коллективы. Было среди певцов и немало талантливых Александров, тёзок композитора: Градский, Скляр, Маршал.
Стихи к её песням писали Ошанин, Дементьев, Костров, Гребенников, Мориц, Долматовский, Матусовский. Но больше всего произведений на слова Добронравова. Творчество Пахмутовой — своеобразная летопись жизни огромной страны, её собственная биография.
Личная жизнь
Встреча Пахмутовой с будущим мужем, поэтом Николаем Добронравовым, состоялась в недрах Всесоюзного радио, в музыкальной редакции студии детского вещания в 1956 году. Невольной свахой оказалась редактор Ида Фёдоровна Горенштейн.
Она предложила им написать вместе песню в преддверии летних каникул. С создания «Лодочки моторной» началось их многолетнее сотрудничество и счастливая семейная жизнь. Ещё одно настоящее чудо. Большая часть песен написана Александрой Николаевной в соавторстве с мужем. Замечательный творческий тандем, не запятнанная скандалами личная история.
Пара поженилась через 3 месяца после знакомства. В ЗАГС молодая отправилась в сшитом мамой и сестрой розовом костюме. В 2016 они отметили 60 лет совместной жизни — «Бриллиантовую свадьбу». Всегда вместе, не растеряв за долгие годы в браке трепетности чувств и нежности по отношению друг к другу.
Вместе они радуются новым победам, вместе переживают неприятности. В мае 2000 года их жизнь и здоровье подверглись опасности из-за ДТП с машиной, в которой они ехали в Ярославль на юбилей города. Александра Николаевна сидела тогда рядом с водителем и получила сотрясение мозга, закрытую черепно-мозговую травму, ушибы, перелом носа.
Николай Николаевич пострадал тогда тоже достаточно серьёзно. Состояние супругов не позволило им принять участие в запланированных концертах. Вместо этого звёздная семья вынуждена была восстанавливать утраченное из-за лихача здоровье в местной клинике. Даже на больничной койке они не утрачивали оптимизма и поддерживали друг друга.
В начале 90-х им также пришлось пережить не самый простой период, когда их обвиняли в конъюнктурности, укоряли успехами в советский период. Пережили и это, просто занимались любимым делом.
Все 60 с лишним лет муж и жена смотрят в одном направлении, подтверждая слова Сент-Экзюпери об истинной любви. Детей у них нет.
Чем занимается сейчас
Пахмутова никогда не позволяла себе почивать на лаврах. Слова «преклонный возраст», «пенсия» и «отдых» — не про неё. Она не прекращает работу над новыми произведениями, участвует в концертах, регулярно появляется на телевидении, держит руку на пульсе современной музыки. Её творчество по-прежнему актуально.
Несмотря на крохотный рост, Александра Николаевна — личность огромного масштаба. Вот лишь несколько произведений последних лет:
В 2018 году, когда Александра Николаевна отметила 89 лет со дня рождения, состоялась мировая премьера пьесы для трубы с оркестром. Концертино «Победитель» — уже второе её сочинение для этого инструмента.
Первое было написано ещё в консерватории и до сих пор пользуется большой популярностью. Произведений для трубы не так много, поэтому каждое из них — на вес золота. На фестивале «Зимние грёзы» «Победитель» прозвучал в виртуозном исполнении Владислава Лаврика.
Женщина следит за новыми музыкальными проектами, радуется появлению новых талантливых вокалистов. Исполнителем её новой песни о Курской дуге стал победитель второго сезона шоу «Голос» Сергей Волчков.
Не осталось в стороне и телевидение. Круглая дата — достойный повод для чествования национального достояния. 9 ноября выпуск программы 1-го канала «Сегодня вечером» был посвящён Александре Николаевне.
10 ноября 2019 года состоялся юбилейный концерт в честь 90-летия со дня рождения композитора. Большой театр был заполнен до отказа. Прозвучали любимые песни нескольких поколений. Александра Николаевна не просто присутствовала в зале и принимала поздравления и букеты, но и сидела за роялем. Неиссякаемая молодая энергия и любовь к жизни.
На торжественном вечере, который транслировался телеканалом «Россия», был зачитан указ о присвоении ей правительственной награды — ордена Андрея Первозванного за её творчество и общественную деятельность. Есть у Пахмутовой и другие награды: ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Ленина, «За заслуги перед отечеством», Орден Франциска Скорины и другие.
Волгоград также отмечает юбилей знаменитой землячки. В городе планируется открыть сквер её имени, в котором появится бронзовый памятник работы скульптора Сергея Щербакова — Аля с аккордеоном.
Пахмутова, как и Чюрлёнис, воспринимает мир как бесконечную симфонию. Музыка рождается и живёт в душе. Она соткана из чувств и их оттенков, из переживаний и впечатлений. Этот источник неисчерпаем. Главное — не дать ему иссякнуть и принимать эту жизнь во всей её полноте. 90 лет — возраст новых свершений.