а р лурия биография кратко
Лурия, Александр Романович
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.
Содержание
Биография
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950—60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий [15] ).
Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.
Александр Лурия
Биография
Ученому-романтику, «Бетховену нейропсихологии», изобретателю детектора лжи Александру Лурии наука помогала пережить тяжелые времена, отвлечься от семейных неурядиц и политических катаклизмов. Лурия-писатель оставил большое литературное наследие, среди которого фундаментальные учебники, книги в жанре научпопа, стихи и сказки.
Детство и юность
Александр родился в 1902 году в Казани в семье врача. У отца мальчика — единственного в городе — имелся аппарат, позволявший делать рентгеновские снимки. Младшая сестра Саши Лида в 30-х годах 20-го века пострадала от сталинских репрессий.
16.07.1902 родился Александр Романович Лурия, выдающийся отечественный психолог, основоположник современной нейропсихологии.
Гимназию Александр окончил с серебряной медалью, а затем был Казанский университет, «покоренный» в 19 лет. Психология заинтересовала юношу не сразу, сначала «наука о человеческой душе» показалась Саше оторванной от жизни.
На формирование Лурии-психолога большое влияние оказали знакомство с Львом Выготским и исследования Зигмунда Фрейда. В Казанском университете Александр создал кружок психоанализа, сообщил об этом австрийскому ученому и, как ни удивительно, получил от Фрейда одобряющее ответное письмо.
Психология и медицина
Психолога интересовали самые разные проблемы: зависит ли от воспитания память и интеллект человека, как компенсировать умственную отсталость у детей и афазию (провалы в памяти в результате травм) у взрослых, как реагирует мозг и тело на стресс. Огромное значение имеют прикладные исследования врача о восстановлении утраченных навыков при помощи трудотерапии и перераспределении нагрузки с поврежденных участков мозга на здоровые.
Лурия отличался поразительной научной мобильностью. Когда на генетику в 30-х годах 20-го века начались гонения, ученый с мировым именем (в 1932 году в США вышла книга Александра Романовича «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека», дошедшая до российского читателя только через 70 лет) экстерном окончил медицинский институт и пошел работать к Н. Н. Бурденко рядовым хирургом. А когда пришла война, Лурия развернул в Челябинской области госпиталь, специализирующийся на травмах мозга.
В научной и личной биографии Лурии особое значение имели 2 пациента, за каждым из которых психолог наблюдал на протяжении 30 лет. Одному из них — младшему лейтенанту Льву Засецкому, раненному на фронте в голову, врач помогал вспоминать. Другому — Соломону Шерешевскому, страдавшему синдромом выдающейся памяти, забывать.
Исследования Лурией феномена Шерешевского легли в основу книги «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)», опубликованной в 1968 году и переизданной в 2019-м. По мотивам произведения в 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял фильм «Слова излишни».
Личная жизнь
В молодости Александр дружил с Сергеем Эйзенштейном. Автор «Броненосца Потемкина» консультировался с ученым по вопросам психоэмоционального воздействия видеоряда на зрителей. Невропатолог любил элегантно одеваться и дарить подарки родственникам и коллегам. С юношеских лет и до старости Лурия увлекался любительским фото.
Первая жена Лурии Вера Благовидова — актриса травести, переехавшая вместе с психологом из Казани в Москву и служившая в Камерном театре Таирова. В 1931 году она полюбила другого мужчину и ушла от Александра.
Исследователь памяти Лурия быстро запоминал иностранные слова — владел немецким, английским, французским и фарси, мог объясниться на грузинском и узбекском языках. Когда в период оттепели ученый получил возможность выезжать на международные форумы, из-за рубежа Александр Романович привозил детективы, не издававшиеся в СССР, и читал их в подлиннике.
Смерть
Лурия скончался в санатории в возрасте 75 лет. На рабочем столе Александра Романовича осталась незаконченная рукопись «Парадоксы памяти». Причина скоропостижной смерти нейропсихолога — сердечный приступ.
Александр Романович Лурия, советский психолог
Вы будете перенаправлены на Автор24
Краткая биография
До войны Лурия являлся активным участником международного научного сообщества, инициатором сближения германо-американских и советских исследователей гештальт-психологов.
Лурия внёс огромный вклад в развитие разных областей психологии: психолингвистики, психофизиологии, этнопсихологии, детской психологии, и так далее.
Готовые работы на аналогичную тему
Научная деятельность
Александр Романович Лурия занимался разработкой культурно-исторической концепции развития психики, принимал участие в создании теории деятельности. Он развивал теорию системного строения ВПФ их пластичности и изменчивости.
Лурия исследовал взаимоотношения воспитания и наследственности в психическом развитии. Он экспериментально показал, что соматические признаки в большей степени обусловлены генетически, а элементарные психические функции в значительно меньшей степени. Он считал, что для формирования высших психических процессов решающим значением обладают условия воспитания.
В сфере дефектологии Лурия развивал методы исследования аномальных в своем развитии детей.
Александр Лурия пользовался высоким международным авторитетом, был зарубежным членом Американской академии педагогики, Национальной академии наук в США, Американской академии наук и искусств, почетным членом различных зарубежных психологических обществ. Лурия был почетным доктором нескольких университетов в Англии, Польше, Бельгии, Финляндии. Многие работы этого ученого были переведены и изданы за границей.
Александр Романович Лурия — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.
Биографический очерк
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове.
С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
С конца 1944 — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.
Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.
Лурия Александр Романович | Биография
Родина: Казань (Российская Империя)
Лурия Александр Романович — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики.
Один из создателей отечественной нейропсихологии. Д-р педагогических (1937) и медицинских наук (1943), профессор (1944), д. чл. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967).
Закончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Московский медицинский ин-т (1937).
В 1921—1934 гг. вел научную и педагогическую работу в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы, в том числе в Психологическом институте. В 1937 г. защитил докт. дис. по педагогике: «К анализу аффективных процессов. Введение в психологию функциональных расстройств». В годы ВОВ был научным руководителем восстановительного госпиталя (в г. Кисегаче, на Урале) и защитил докт. дис. по медицине: «Учение об афазии в свете мозговой патологии». С 1945 г. — профессор МГУ, с 1968 по 1977 г. — зав. первой в России кафедры нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ. Л — основоположник отечественной нейропсихологии — нового направления сложившегося на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на общепсихологических представлениях о высших психических функциях, создал принципиально новую теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций. Ввел новый метод изучения последствий локальных поражений головного мозга, позволивший по-новому подойти к пониманию нейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нарушений высших психических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследований позволили ему сделать существенный вклад в решение сложной междисциплинарной проблемы «мозг и психика». Л. имеет важные достижения и в других областях психологической науки.
Значение нейропсихологии для общей психологии
Совместно с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. психологами создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал теорию культурно-исторического развития психологии. Л. существенно обогатил современные представления о высших психических функциях, их системном психологическом строении, изменчивости, пластичности, опосредованности, прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внес также важные идеи в общепсихологические представления об эмоциях. С помощью оригинальной «сопряженной моторной методики» исследовал аффективные комплексы и показал, что они представляют собой целостные системные образования, включающие различные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.).
Способ выявления «аффективных следов преступления», предложенный Л., стал предвестником созданных позже «детекторов лжи». Л. систематически разрабатывал проблему речи, ее психологическую структуру, роль в опосредовании психических процессов, вопросы о соотношении речи и мышления, речи и сознания. Разработал понятие о «произвольном сознательном действии» как общепсихологической категории. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культурную) психологию. Во время экспедиций в Среднюю Азию (в 1930—1931 гг.) Л. получил уникальные экспериментальные доказательства общественно-исторической детерминации психики, зависимости уровня развития познавательных процессов (гностических, мнестических, интеллектуальных) от конкретного социально-экономического и культурного опыта. Велик вклад Л. и в детскую психологию. Развивая концепцию Л.С. Выготского, он со своими сотрудниками изучал процесс превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую. На модели различных психических процессов анализировал процесс интериоризации, переход от внешних способов опосредствования психических процессов к внутренним. Специально изучалась роль речи в психическом развитии ребенка. Было показано, что овладение речью перестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психической деятельности, формирует произвольное поведение. Л. выявил закономерность формирования регулирующей роли речи в норме и их нарушения при разных формах аномалий развития психики.
Он показал, что в норме сначала формируется активирующая, а потом — тормозная речевая регуляция движений, при патологии эти закономерности нарушаются. Л. положил начало генетической психологии в отечественной науке, предприняв изучение роли наследственности и среды в развитии психических процессов. С помощью «близнецового метода» он получил новые данные о влиянии генотипических и паратипических факторов на формирование познавательных процессов. Показал, что в большей степени генотипические факторы воздействуют на характеристики «элементарных» психических функций (непосредственной памяти и др.), в меньшей — на «высшие» функции (опосредованную память и др.).
Хорошо известны работы Л. в области дефектологии. В 1920-е гг. (совместно с Л.С. Выготским) и в 1950-е гг. Л. проводил исследования детей с разными формами умственной отсталости. Было установлено, что у них наблюдаются нарушения нейродинамики в речевой системе (инертность нервных процессов и др.), ее отставание от нейродинамики в двигательной системе. Выявлены разные формы нарушения речевой регуляции и речевого опосредования у детей с разными формами умственной отсталости (олигофрения, задержка психического развития и др.).
Речь как психический процесс: сущность, виды и функции
Л. внес важный вклад в диагностику нарушений развития психических функций и создал научные основы для классификации разных форм умственной отсталости.
Вместе со своими сотрудниками внес существенный вклад в развитие психофизиологии, применяя в научных исследованиях разные психофизиологические методы: при изучении аффектов — «сопряженную моторную методику», при изучении нарушений обобщающей и регулирующей функции речи у детей с умственной недостаточностью — методы регистрации двигательных, речевых реакций, ориентировочного рефлекса, биоэлектрической активности мозга; при изучении нарушений псхических функций у больных с локальными поражениями мозга — методы регистрации различных видов биоэлектрической активности (спектра ЭЭГ, ВП, пространственной синхронизации биопотенциалов), движений глаз. Во всех случаях анализировались физиологические механизмы нарушений психических процессов на патологическом материале. Л. со своими сотрудниками ввел в нейропсихологию психофизиологический подход, создав новое направление — психофизиологию локальных поражений мозга. Как последователь отечественных физиологов (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бершнтейна) способствовал созданию «психологически ориентированной физиологии». Т. о. заслуги Л. перед отечественной и мировой психологией состоят не только в создании новой психологической дисциплины — нейропсихологии, но и в существенном продвижении других отраслей психологической науки — общей, исторической, детской, генетической психологии, дефектологии, психофизиологии, а также в создании нейропсихологической научной школы, объединяющей его учеников и последователей в России и других странах и получившей международное признание. Л. автор большого количества научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки.
Наиболее известны следующие: «Речь и интеллект в развитии ребенка», М., 1927; «Этюды по истории поведения» (совм. с Л.С. Выготским), М., 1930; «Восстановление функций после военной травмы», М., 1948;. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка (ред.), М., 1956 (1 т), 1958 (2 т).; «Умственно отсталый ребенок», М., 1960; «Мозг и психические процессы», М., 1963 (1 т.); 1970 г. (2 т.); «Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга», М., 1962, 1969; «Лобные доли и регуляция психических процессов (ред.), М., 1966; «Маленькая книга о большой памяти», М., 1968; «Об историческом развитии познавательных процессов», М., 1973; «Основы нейропсихологии», М., 1973; «Нейропсихология памяти, М., 1974 (1 т.); 1976 г. (2 т.); «Основные проблемы нейролингвистики», М., 1975; «Проблемы нейропсихологии (Психофизиологические исследования) (ред.), М., 1977; «Язык и сознание», М., 1979.
История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005