а с макаренко школа жизни труда воспитания
Как вырастить ребенка «по Макаренко»: известная педагогическая теория в 10 пунктах
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
13 марта 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей мировой педагогики – (1888—1939). Его система воспитания детей в коллективе и их адаптации к жизни в обществе осуществила в свое время грандиозный переворот в педагогике.
Макаренко — автор множества трудов по воспитанию и педагогике. Его главное произведение “Педагогическая поэма” (1935) переведено на многие языки мира и считается одной из самых значительных книг по воспитанию XX века.
В 20е-30е годы ХХ века Макаренко руководил трудовой колонией для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей недалеко Полтавы и других трудовых детских колониях и коммунах. Он осуществил во многом противоречивый, но уникальный в педагогической практике опыт массового перевоспитания малолетних правонарушителей.
В чем же заключался метод Макаренко?
Разделение учебы и воспитание
Главное отличие системы Макаренко – чёткое разделение учебы и воспитания. Макаренко определял обучение и воспитание как два разных процесса и осуществляться они должны разными средствами. Для обучения хорошо подходила обычная классно-урочная система. А для воспитания, считал Макаренко, нужно было создать «коллектив с достаточно выраженными не только вертикальными (начальник – подчинённый, учитель – ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями».
Трудовое воспитания
Основой метода Антона Макаренко было трудовое воспитание. Педагог считал, что «труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы.
В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка», имеющие такую «точную оптику, где сложнейшие процессы, каких в старой России никогда не знали».
Таким образом, производительный труд, являющийся и частью воспитания, и обучения, должен был, по мысли Макаренко, формировать личность: в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.
Главное средство воспитания – коллектив
Ядро педагогической теории Макаренко – учение о коллективе – определенной организации детей. Макаренко был первым педагогом, который рассматривал коллектив, в который погружён ребенок, как средство воспитания.
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – отмечал педагог. «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами», главное из которых – объединять людей во имя общей цели, в общем труде и в организации такого труда.
Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне.
Коллектив — это «целеустремленный комплекс личностей». С помощью опыта коллективной жизни у учеников развиваются управленческие качества, способность найти нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.
Главное дело учителя здесь — тактичное руководство ростом коллектива.
Старшие – младшим
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, участливость и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений».
Самоуправление
По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. Макаренко считал, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать ему.
Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и проч.
С активными членами самоуправления необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, разговаривать о том, какие есть трудности в работе, и проч.
Завтрашняя радость
Завтрашняя радость — это стимул жизни человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и быть лучше, чем сегодняшний. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности.
Перспективы могли быть близкими, средними и дальними.
Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Однако жизнь коллектива должна быть наполнена не только развлечениями, но и радостью труда. Например, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими положительно, так как оно обещает им будущие развлечения на катке. «В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др.» За выполнение задачи, детей ждёт какое-нибудь удовольствие, например мороженое после обеда.
Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к событиям готовятся на протяжении длительного времени,
Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.
«Для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной». На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее. Помочь воспитаннику выбрать свою жизненную перспективу было важно не только для жизни в воспитательном учреждении, но и для его будущей судьбы.
Традиции
В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим.
Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.
Чувство защищенности
Важной идеей педагогики Макаренко была идея защищенности каждого в коллективе, когда человек чувствует себя защищенным от самодурства, всяческих издевательств; когда член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть. Макаренко обращал внимание педагогов на необходимость развития у детей способности к уступчивости.
«Воспитывать привычку уступать товарищу — это очень трудное дело. Я добился того, что раньше, чем дети перессорятся, — стоп, тормоз, и уже ссора не происходит. Поэтому. в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», — рассказывал педагог.
Красивая жизнь
«Что такое красивая жизнь? Жизнь, связанная с эстетикой. Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко?
Красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а также красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета.
Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах. «Миллиарды мелочей» — в каком состоянии находятся учебники и карандаши — не могут оставаться без внимания со стороны педагога. Это украшает коллектив, а эстетика деловых отношений и внешнего вида становятся воспитывающим фактором.
Игра
В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребенка есть потребность в игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, отмечал Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Макаренко наставлял: «Сама детская жизнь должна быть игрой, а вы с ними должны играть, и я 16 лет играл». Играл он вместе с воспитанниками в «военизацию», используя некоторые военные элементы: рапорт, строй, командиры, салют, «Есть, товарищ командир» и пр.
Читайте также:
Макаренко: как самоучка изменил педагогику
15 цитат Антона Макаренко
Источники: Д. И. Латышина «История педагогики. История образования и педагогической мысли», исследовательские материалы Педагогического музея А.С. Макаренко
Педагогическая система А.С. Макаренко
А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.
В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?
В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.
Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.
Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.
Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.
Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»
Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?
В чем состоял метод А.Макаренко?
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».
Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.
Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:
• Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.
• Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.
• Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.
Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.
Взгляд из современности
Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.
В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.
В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.
Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.
Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.
Дубликаты не найдены
Очень впечатлила в свое время книга Виктора Авдеева «Ленька Охнарь».
Я бы ее в школьную программу включил с обязательностью к прочтению. вместо совершенно ебанутых для школьников «Войны и Мира» и «Преступления и наказания»
«Республика ШКИД» Белых и Пантелеева
«Как закалялась сталь» Островского
«Старая крепость» Беляева
«Судьба барабанщика» Гайдара
«Овод» Войнич
— эти бы все книги также можно было бы включить в школьную программу. Сильнешие произведения, формирующе ценнейшие мужские качества и мотивирующие к саморазвитию для молодых ребят. Только врятли получится, сожрут всякие новомодные либеральные реформаторы и антисоветчики.
не даст эта методика сейчас никаких положительных результатов.
Во-первых, эжеродители не позволят измываться над кровинушкой: подмести класс, доску помыть, листья на территории школы убрать.
во-вторых, дети забыли свои обязанности, но заучили свои права.
Кстати, я бы ещё поспорил с автором поста за 50% социализированных выпускников. Сам занимался этим вопросом, там цифра от 10 до 20%.
Тихая травля в школе
Сегодня выступлю не в традиционном жарне баек, а с темой к размышлениям.
Ситуация довольно неоднозначная, поэтому будет многобукв.
Иван парень сложный и местами неприятный. Иногда у него возникают приступы драчливости: может завязать драку на ровном месте, но в избиении кого-то или нападении на кого-то замечен не был. Скорее, начинает задираться, потом начинаются тычки и заканчивается дракой.
Были какие-то хулиганские выходки в первом классе, когда они с еще одним парнем подожгли перегородку в туалете (правда, кто был инициатором так и не известно, возможно и второй парень, тот склонен к тайным пакостям).
С другой стороны, Ивана в совсем пропащие записать я не могу. Он не то «зло класса», котрое нападает на всех без разбору и бьет всех, кого ни попадя. Эпизоды драк по его инициативе достаточно редки (ну, раз в пару месяцев). Когда мой сын сильно упал, Иван первым подбежал и помог ему, хотя они с сыном далеко не друзья (традиционно дерутся каждый сентябрь). Ну и в целом (а я с Иваном как-то раз разговаривала по поводу драки) производит впечатление проблемного, зашуганного, но не безнадежного мальчишки, который понимает слова, особенно если говорить с ним по-человечески (что, похоже, делают, не часто).
Чтобы было понятнее, опишу последий такой эпизод (собственно, после него я и решилась написать).
В общем, идет такая тихая и формально законная травля Ивана, причем под прикрытием учителя.
Что мне с этим делать?
С третьей, я понимаю, что учитель от Ивана жутко устала, он ей вымотал все нервы, но в правовом поле ничего она с ним сделать не может, так что просто отпустила ситуацию на тормозах. При этом как учитель она действительно очень и очень хороша, ко всем остальным детям старается максимально лояльно относится и находить индивидуальный подход. Ссориться с учителем и создавать ей проблемы я не хочу.
С четвертой, я вижу, как эту ситуацию переживает сын, у которого сейчас период активного увлечения героями типа Капитана Блада и Капитана Сорви Голова, понятиями чести и справедливости и как ему и хочется несправедливость устранить и боязно попасть под травлю самому (и я его понимаю). Да и мне тоже слышать всю эту историю сильно неприятно.
Откровенно говоря, не знаю, что предпринять. Что думаете?
Ох уж эти детки
Под конец месяца мне нехватало балов до повышенного статуса, и я решил покатать детский тариф. Там чуть больше даётся балов за поездку, чем в комфорт+, да и ценик из за постоянного повышенного спроса нормальный.
У меня кресло для детей 3-7 лет и бустер.
бустер мне испачкали так, что стиральная машинка не берет пятна. Да, я покупал недорогой бустер специально для такси, НО за год в к+ он в идеале. За 2 дня в детском он убит.
Мне сломали боковую защиту у кресла. У дорогого кресла, в котором отъездил племяш, сын, год в к+ и должна была ездить дочь. Сломали за 2 дня. Обидно.
Как загаживалась машина отдельная история. Салфетки и фантики на полу? Да. Смятая бутылка там же(из под воды, которую я же ставлю для них), ага. Непонятные сопли-разводы на стекле-пффф, легко.
А ещё в детском тарифе заказы приходят от убера. В убере нельзя выбрать возрастную категорию кресла, а родители не догадываются указать это в комментариях. 5 раз за 2 дня я приезжал, видел маленького двухлетку или груднечка и отказывался везти. Сколько непонимания в глазах родителей, двое закатили истерику типо «мы 20 минут ждали, вези так». А я не могу так везти, и им пофиг на безопасность своих же детей, а мне, почему то нет. Только 1из5 отнёсся с пониманием. Я помог скачать ему яндекс и вызвать такси с указанием возрастной категории. Он меня поблагодарил, это был отец. 1 из 5. Парадокс.
Так к чему я это все. Я люблю детей. Я люблю возить детей, общаться с ними. У меня у самого двое чудесных ребятишек, НО тариф детский я больше не включу никогда! Извините, попробовал, хватит.
Ответ на пост «Юр. консультация»
Когда люди живут в одной квартире, то между ними часто возникают ссоры.
Вот расскажу историю из адвокатской практики, как пострадавший пострадал ещё больше. Выполняя обещание, данное автору основного поста.
Итак жила была женщина. Получила от СССР квартиру. Двушку. Не приватизировала.
И была у неё дочь. А у неё своя дочь. Внучка первой.
Итак имеем двушку в спальном районе, где живут бабуля (60 лет), дочь (35 лет) и внучка (12 лет).
Мужиков в семье нет. Почему я не помню. Дед вроде умер.
Бабуля на пенсии, плюс подрабатывает, где-то в магазине убирается. Дочь продавцом. Внучка школьница.
Дочь постоянно говорит матери: Давай квартиру приватизируем.
А бабуля против. Знает, что у дочери кредиты. Да и зачем? И в муниципальной можно нормально жить. Даже плюсы в этом есть.
И начались ссоры. Такие, что бабуле пришлось в свою комнату железную дверь ставить. Деревянную дочь ломала пару раз. По слухам. И била бабулю. И пенсию брала без спроса. Но люди непьющие (если это важно). То есть пьянок, гулянок, собутыльников и хахалей вроде не было. Ну если и было, то немного.
Прихожу в суд, с делом знакомиться, а там бабулю мировой судья судить собрался. По части первой статьи 116 Уголовного кодекса (в редакции 2011 года).
Тогда это звучало так: Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса.
И наказывалось штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трёх месяцев. (После этого внесли изменения, частично эти деяния декриминализировали. Это отдельная история. О ней О. Пушкина вам расскажет).
Итак. Обвиняют бабулю, что она избила внучку. В качестве доказательств слова внучки и царапина на руке. Ну и показания дочери. Со слов внучки. Самой её на момент произошедшего дома не было.
По словам внучки, после школы бабуля на неё наехала, заставляла посуду помыть. Внучка её послала. Бабуля за волосы и побила. За руки хватала. Вот царапина (примерно такая).
По словам бабки. Да, хотела заставить мыть посуду. Да кричала. Но не хватала, и не била. Откуда царапина у ребёнка не знает. Да мало ли откуда.
Кто говорил правду, я не знаю. Меня там не было.
Долго мы бились, но..
В итоге бабулю осудили. Присудили 5000 штрафа. Это, для понимания, тоже уголовное наказание. Суд апелляционной инстанции оставил приговор в силе.
Доказательств для обвинения, по мнению судьи хватало: показания внучки, показания дочки, царапина, судмедэкспертиза, которая показала, что возможно царапина образовалась и от того, что сжимали руку.
А у защиты только слова бабки. Которые, по мнению суда, являлись избранным защитой способом уйти от ответственности.
Приходила потом бабка ко мне ещё пару раз. Дерётся, говорит, дочь. Ругается. Я тебя всё равно посажу, говорит, и из квартиры выгоню.
Чем закончилась и закончилась ли история я не знаю.
Надеюсь у бабули все хорошо.
ПС: советы как именно нужно было защищать бабулю приветствуются.
О влиянии конфликтов родителей на психическое здоровье детей
В период с 2012 по 2019 гг в США проводилось исследование среди семей среднего класса с детьми младшего и школьного возраста. Это исследование показало, что маленькие дети, ставшие свидетелями частых скандалов между родителями, намного чаще сталкиваются в подростковом возрасте с депрессией, тревогой и поведенческими проблемами.
К разрушительному поведению во время выяснения отношений относятся:
насмешки, оскорбления, угрозы развестись, бросание вещей, а также уход от прямой конфронтации.
Часто родители думают, что, уходя от прямой конфронтации или же «награждая» партнера трехдневным молчанием, они решают конфликт безболезненно для детей. Но в такие моменты дети, глядя на нас, учатся, как решать проблемы и конфликты, как управлять эмоциями.
Поведение родителей закладывает в ребенке общее представление об отношениях в паре. Если родители относятся друг к другу без уважения, дети будут считать такое поведение нормой и, возможно, будут позволять другим относиться к себе подобным образом.
Иногда споры выходят из-под контроля и родители произносят что-то сгоряча, что не собирались произносить, и оказывается, что дети это услышали.
— обсудить случившееся, объяснив ребенку в общих чертах причины разногласия (не «папа опять напился», а «вчера немного поругались в гостях»). Учитывайте поправку на возраст ребёнка.
— успокоить детей, заверив, что это всего лишь недопонимание и родители любят друг друга.
— убедиться, что дети уверены в сплоченности семьи, в том, что с конфликтом вы справитесь.
Самое важное для детей – хорошие отношения между родителями, даже если они в разводе. Стресс у ребенка от постоянных ссор сопоставим (или даже превышает!) со стрессом от расставания родителей.
Ответ на пост «Таким всегда мало»
Самое грустное, что дети таких вечно недовольных родителей неосознанно копируют их поведение, даже если понимают, что оно абсолютно неправильное.
Мать моего мужа была такой «недовольной». Недовольной всем: начиная от даты рождения мужа («не мог на неделю раньше родиться Овном, как я, а из упрямства сидел и родился Тельцом тупорылым»), заканчивая выбором жены (ну, тут понятно) и рождением сына (не согласовали с ней). И это я ещё мягко выражаюсь, ибо о мёртвых..
Муж, конечно, сильно переживал, да и до сих пор при воспоминаниях о детстве обида сквозит. Ну и самооценка, конечно, пострадала, да и коммуникация и восприятие критики тоже. Он себе пообещал ещё в подростковом возрасте, что так не будет вести со своими детьми. И ведь, действительно, хвалил сына за любую крокозяблу, каляку-маляку и мелочь))
Время как-то застыло и я медленно, оооооочень медленно поворачиваюсь к мужу и смотрю на него. Мне до сих пор интересно, что у меня было за выражение лица, но по полному ужаса взгляду супруга, я, похоже, обросла шерстью, у меня выросли клыки, а глаза зажглись красным огнём. Он поперхнулся чаем, да так, что тот пошёл у него носом, откашливался минут десять, а, откашлявшись, спросил совсем другим тоном: «Тебе, может, там что-то не понятно? Давай, сядем и я объясню!»
С тех пор прошло два года и вопрос: «Почему не. » у нас не звучал.
В комментах к историям про тиффани столько категоричных «этожидети» и «они ж еще не понимают!!», что. в общем, расскажу тогда и я 2 случая из жизни, свидетелем которых являлась. Да, всего 2, но на мой взгляд они очень хорошо иллюстрируют уровень детского понимания и осознанности, который нельзя недооценивать.
История первая. Время действия: нулевые. Место: садик при частной школе.
Начало года, мы только перешли в 6й класс, как вдруг нашу школу потрясает новость: из садика пропали две подружки, 5 и 6 лет. Вышли из ворот и всё, больше их никто не видел: к подъезду не подходили, к площадке игровой тоже (а живут в соседних квартирах, от садика идти 5 минут через дорогу, потому родители их часто не встречали). Как понимаете, это было время, когда даже кнопочные телефоны только начинали появляться, ни о каких умных часах с gps и речи не было.
Их искали несколько дней, поставили на уши всю округу, родители уже стали готовиться к худшему, как девочки внезапно нашлись. Сами. На даче одной из них.
Неплохая логика для шестилетки, не правда ли?
И да, они спокойно выжидали это время на даче, пока на головах их матерей прибавлялось седых волос.
И история вторая, которая приключилась несколько лет назад с Татьяной, коллегой моей мамы.
Началось все с того, что она разбирала шкаф в комнате дочери-второклассницы Маши, и среди вещей наткнулась на небольшую коробку.
Открыла. а там всякие цепочки-кольца. Много. Около десятка. И всё явно чужое, точно не из её шкатулки с украшениями.
Доча была тут же вызвана с улицы для разговора, и с её слов выходило, что это презент от одноклассника Алёши, с которым у них любовь и вообще это был секрет.
Логично было думать, что это мать Алёши не досчиталась своих украшений и Татьяна набрала её номер, вкратце рассказав про подарок. Та сперва попросила фото украшений, после чего категорично заявила, что это не её, и не надо наговаривать на их мальчика, пусть разбираются со своей дочерью сами.
Тут стоит отметить, что Алёша и правда имел репутацию положительного мальчика: отличник, общительный, любимец учителей, папа военный, мама репетитор английского.
Явно не то, чем может порадовать свою пассию обычный второклассник.
Татьяна выловила у школы отдельно Лёшу, попросила объяснений, но пацан пошел в отказ, а в потом и вовсе назвал воровкой Машу, дескать он знал но никому не рассказал, потому что пожалел её.
Вся эта история начинала очень нехорошо пахнуть, и тут Татьяна пошла на хитрость, которой я до сих пор восхищаюсь: она решила проверить свои подозрения, и сделала среди других мам вброс «кажется после тусовки на ДР дочери пропало кольцо из моей шкатулки, проверьте, у вас-то всё на месте?»
И таки да, вскоре по описаниям сошлась пропажа у 6 мамочек из класса. Тут же развеялись и подозрения Татьяны в воровских наклонностях дочери: это были мамы мальчиков в основном, тех с кем Маша не особо дружила, зато у всех них точно бывал в гостях Алёша.
По всему получалось, что он обносил одноклассников, а хранить награбленное этот гений криминальной мысли решил у доверчивой Маши, под предлогом высоких чуйств.
Понимал ли он в 8 лет ценность этих вещей? Очевидно да, раз придумал такой план.
Зря спросила
Утром в маршрутке услышала, как одна женщина рассказывает другой:
— Представляешь, ко мне вчера сестра заходила, только что из командировки из Москвы вернулась, привезла племянникам гостинцы. Едва она в квартиру вошла, они уже тут как тут. Взяли подарки и стоят молча, как истуканы.
Я спрашиваю: «Ребята, что нужно тете сказать?»
А они в ответ хором: «До свидания!»
Целый час потом объясняла сестре, что это не я их такими воспитала XD
Ответ на пост «И не поспоришь»
Фильмы о других взрослых, которые стоит посмотреть с детьми
Вчера Франция прощалась с Бельмондо. И я увидела очень пожилого Пьера Ришара на этих видео. Он! Он! Я сразу вспомнила, с какого момента начался мой интерес к детской психологии.
Советую посмотреть вместе с детьми. Возможно, это натолкнёт их на разговоры о важном. Родители часто сами глушат подобные разговоры. И это напрасно. Они делают ваши отношения глубже.
«Игрушка» с Пьером Ришаром
Никому не нужный, заваленный дорогими вещами мальчик, и взрослый, сумевший показать ему границы и ставший очень близким
«Мачеха» с Татьяной Дорониной
О пути к сердцу друг друга. Мачеха и падчерица.
И другая «Мачеха» с Сьюзен Сарандон и Джулией Робертс
О любви двух мам к своим детям и пути, который они проходят, чтобы отпустить и принять
«Матильда» с Денни де Витто
Совсем детский фильм о том, как можно быть нелюбимым в семье и любимым учительницей. В фильме есть волшебство.
«Миссис Даутфайер» с Робином Уильямсом
О том, как мама препятствует общению с папой, а папа готов быть няней в образе женщины, лишь бы быть с детьми
«Доверие» с Клайов Оуэном
Для родителей подростков и самих подростков. О том, как важно продолжать уделять внимание детям, даже когда они подростки
Советую все. Смотрели?
Ответ на пост «Сменились поколения»
Сейчас все восхищаются как классно раньше было отправляли детей одних все были самостоятельными и никто не задумывается о другой стороне медали:
«22 декабря 1978 года Чикатило, согласно версии следствия и первоначальному приговору, совершил первое убийство, жертвой которого стала школьница Елена Закотнова[4][38]. Убийство предположительно произошло в доме № 26 (т. н. «мазанке») по Межевому переулку, который Чикатило купил за 1500 рублей втайне от семьи и использовал для встреч с проститутками[4][38].»
убил минимум 43 человека
Были ведь и другие люди которые совершали убийства и насиловали детей.
Только о них замалчивали и народ думал что государство живёт спокойно милиция всех защитит.
Поэтому я понимаю нынешние правила в детских садах и школах.
Нам в детском саду сразу сказали если кто из родителей придёт забирать ребёнка пьяным сразу вызывают полицию.
И я считаю это правильным признаком цивилизованного общества
Ответ на пост «Сменились поколения»
Совсем недавно, довелось мне обдумать эту тему. Ничего информативного в этом посте не будет, просто мое мнение, ничего более. На абсолютную правоту не претендую.
Довелось мне посидеть пару часов в очереди, в детской психушке. В тот день в больнице было много подростков, лет 14-16 на вид. Ребята перед поступлением должны пройти осмотр у психиатра, скорее даже просто поставить печать. Большинство подростков были с родителем и это меня удивило. Первое что пришло мне в голову «Мда, неужели такие большие дети не могут сделать это самостоятельно». Я сидела и думала, вот я в этом возрасте уже работала, по врачам (да и любым другим делам) меня никто за ручку не водил. Рядом со мной сидела девушка с матерью, они обсуждали планы на выходные. Я не прислушивалась, но общий фон беседы уловила. Это был разговор двух людей, которым интересно друг с другом, которым есть что обсудить, которым комфортно проводить вместе время.
Я стала вспоминать дальше, себя подростком, своё детство. Я была самостоятельной девочкой. В первом классе мать водила меня в школу, первый месяц, может два, дальше сама. Я приходила со школы, готовила еду, убирала квартиру, делала уроки и тд. Сколько себя помню, если мне надо было к врачу, я шла в поликлинику сама и т.д. Мать работала, не осуждаю её (за это) просто так было. Помню, как в 8-10 лет мы (я и такие же девченки/мальчишки)ходили на пляж, за пару км через парк (где кстати, не редко случались всякие не хорошие истории) и вдоль оживлённой трассы. Никому не было до этого дела, родители на работе и дети предоставлены сами себе. Вспомнилось, как полезли воровать яблоки на дачах,меня поймал какой-то дед (когда ты ребенок, любой мужчина за 30 дед) и зачем-то закрыл в домике, откуда я смогла сбежать через форточку. И ещё много всяких историй, которые могли закончится очень печально.
Знаете, я немного завидую той девушке в очереди. Конечно гиперопека ведёт к инфантилизму, вот только где грань между нормальной заботой о своём ребенке и этой гиперопекой. Я уже не маленькая девочка, мне 32года и у меня есть маленький сын. Каждый раз, когда он забирается на высокую лазелку, я крепко сжимаю зубы и молчу. Я точно знаю, что некогда не буду ограничивать его свободу и когда он скажет «мама я пойду на улицу/в школу сам» я отпущу его, но до этого времени я буду его опекать. Наверное «опекать» не самое подходящее слово, я хочу просто быть рядом. Не делая что-то за него, не принимая решения и делая выбор, нет. Пусть набивает свои шишки, я просто буду рядом, что бы подать руку, когда попросит помощи. Я хочу защитить своего ребёнка, но при этом понимаю, он должен научится защищать себя сам. До этого времени я постараюсь научить его, что делать в той или иной ситуации. Я могу только надеется, что к этому моменту он будет готов.
Ответ на пост «Сменились поколения»
Занятно слушать мнения что дети сейчас не самостоятельные и ничего не умеют. Мол, раньше в 5 лет и сами в садик ходили, и еду готовили, а сейчас все за них делать приходится.
Отчасти так, но мало кто задумывается о причинах такого поведения.
Эти фразы ребёнок слышит ежедневно. Откуда у него будет желание хоть чему-то научиться, если ему с утра до вечера вдалбливают что он точно не справится и ничего не получится? А первые ошибки и проблемы, которые неминуемо будут, будут дополнительно усиливать неуверенность в себе и подтверждать то что говорят взрослые.
Конечно, все подаётся под соусом «мыжтебедобрахотим», по факту действие имеет совершенно противоположное, и мы видим очередной пост «что за дети беспомощные пошли».
Так что не дети сменились, сменились родители, которые сами в детстве пропадали целый день на улице, а сейчас боятся ребёнка отпустить во двор, хоть весь город в камерах, а у ребёнка смарт-часы и телефон, по которым можно отследить его местоположение.
Советовать что-либо смысла не вижу, но может кто-то задумается.
Воспитание
Пожалуйста, хвалите своих детей
Стала невольным свидетелей, вполне обычной ситуации. Мама за что-то отчитывала пацаненка лет 8-10, ну и в выражениях не стеснялась. Не осуждаю, бывает всякое и каждый сам решает, как воспитать своего ребенка. Просто вспомнилась мне одна маленькая история, решила с вами поделится.
Давным-давно, работала я в частном детском саду, администратором. Привели к нам в садик девочку Марину (5лет), очаровательную, голубоглазую и прекрасно воспитанную. Девочка уже ходила в сад (другой, он закрылся), режим для неё был привычен и сложностей мы не ждали. Марина быстро влилась в девичью банду, обзавелась подружкой Настасьей, но и других девочек не отталкивала, общалась и играла со всеми. В учебе ребенок оказался усердным, старательным и очень внимательным. Просто подарок, а не ребёнок. Ещё добавлю, девочка была немного застенчива, особенно по началу, но это только придавало ей очарования. В саду её обожали все, малыши, педагоги, ребята из её группы. Отдавая её вечером маме или папе, воспитатель ежедневно хвалила Марину. Как-то раз, мама пришла за девочкой чуть раньше и ждала окончания занятия. За чашкой кофе мы разговорились и мама рассказала мне, как Марина ходила в прошлый сад. В том саду девочка была далеко не лучшей ученицей, буквы/цифры с ребенком дома учил папа, так как воспитатели не справлялись. Девочка часто плакала, родителям говорили что ребенок не контактный и ей сложно быть в коллективе. Родители (очень приятные люди, любящая семья) верили «профессионалам» и думали что у девочки внутренние сложности, а проблема была в другом. С первого дня в нашем саду, Марина слышала только хорошее в свой адрес. Девочки на перебой говорили какие красивые у неё косы и заколки, воспитатель какая она добрая девочка и отличная помощница, учителя о том что у неё всё получится, ведь она очень старается, а я просто влюбилась в единственного ребенка в этом саду, который мог спокойно посидеть пять минут пока заплетаешь её после сна.
К чему это я? На абсолютную истину не претендую, но имею стойкое убеждение, как назовешь ребенка, так он и будет себя вести. Если регулярно слышать «ты неряха/неуч/глупый/непослушный и тд» желание стремиться к обратному не появится. Пожалуйста, хвалите своих детей, обращайте внимание на всё то хорошее, что в них есть и этого хорошего будет становится больше и больше. Счастья вам и вашим детям.
Ответ на пост «Пробелы в воспитании ребенка»
Я не психолог, не педагог. Сестра у меня учитель коррекционного класса. Она иногда даёт советы мне по воспитанию детей. Но чаще всего, приходится самостоятельно искать ответы.
Дано: дочь 5,5 и сын 8 мес.
К самостоятельности дочь готовила, как только так сразу. В год она уже орудовала ложкой. В 1,5 сидела на горшке и радовалась результатам))) Одеваться учиться ей нравилось.
Самостоятельно играть приучали. Пластилин появился в 1,5 года. Краски. К 2 годам дочь уже рисовала приличные, для её возраста, картины. Всё вокруг уляпано? Не всё-всё, но пол- всегда. Запрещала сразу рисовать на стенах, мебели и столе. Говорила строго, что это не красиво, не хорошо. Дочь слушалась. Конструктор- просто был спасением долгое время.
Чтение книг с раннего детства (с 3 мес). Дочь привыкла к книгам. Мы читали ей перед сном или днём, когда было время.
Сейчас у ребёнка своя комната. В ней она определяет, какие игрушки и где будут «жить». Иногда они «кочуют», но в период генеральной уборки, «переползают» на свои места. Уборка в основном приурочена к приезду бабушки))
Мы используем не только метод устрашения))) Все любят похвалу. Дочь приберется на столе и мы с мужем восхищаемся: «Вот молодец! Какая у нас девочка хорошая! Такой порядок навела!» Помыла за собой тарелку? Восхищаемся: «Какая молодец! Прям так и хочется тебе сделать что-то приятное!» Мы целуем, обнимаем дочь, при этом говорим, что родили её для того, чтобы тискать 🙂 Объясняем ей, что когда она делает хорошее дело, её хочется баловать. Когда она делает что-то плохое или не слушается, хочется наказывать, потому что мы расстраиваемся. Ты расстраиваешь нас, мы расстраиваем тебя.
Мультики смотрит дозировано. Есть у неё вечерний просмотр 1,5 часа. За компом. Мы поглядываем репертуар.
Когда дочь начинает упорствовать в своём непослушании, говорю, что сейчас разозлюсь и буду очень злая, и начну плохо себя вести. Да так, что ей не понравится! В ответ: «Не надо себя плохо вести. Я буду хорошо себя вести.» Манипуляция? Неа. Как ты ко мне, так и я к тебе.
Про отношение с братиком.
Он родился. Дочь им восхищалась. Хотелось его потрогать. На детячий писк прибегала и кровать качала. Это было в самом начале, потом её накрыла ревность из-за нехватки внимания. Она начала говорить: «Нет. Никто не плачет. Не уходи. Почитай ещё книжку. Давай закроем дверь, и не будет слышно, как он плачет.» Я объясняла, что без нас он ничего сам не может, что мы нужны ему. Вот тут опять понеслось непослушание. Приходилось искать методы, как распределять время так, чтоб всем хватало. Договорились с мужем, что в день будем уделять ей время поочередно. Он с ней «бесится» сколько-то в свободное время, я читаю книжки, пока муж с сыном нянькается. Иногда в выходные прошу свекровь, чтоб на пол дня хотя бы заняла малыша, а мы куда-нибудь втроём (кино, кафе, парк, аттракционы). Дочь ждёт этого времени, как праздника. Старается вести себя хорошо.
Чтоб я ей уделяла больше времени, сама вызывается помогать с какими-нибудь мелкими делами, но я ей говорю, что это огромная помощь для меня! Целовашки-обнимашки. Она довольная, что её помощь очень нужна и важна. Даже если она 5 минут поулюлюкается с братом, чтоб тот не плакал, хвалю её. Дочь сама собой довольна. Теперь бежит успокаивать ребёнка, пока я, например, на кухне готовлю. Прибегает и радостно рассказывает, что она сделала такого, что братик рад.
Игрушки у каждого свои. У дочери есть ещё те, с которыми она играла в младенчестве. Мы с ней поговорили о том, какие игрушки она может отдать братику. Какими-то поделилась, какими-то не смогла))) Однако потом приносит игрушку и говорит: «Я уже выросла из того, чтоб с ней играть, пусть он поиграет.» А мы подбадриваем: «Ты только посмотри, как он рад твоей игрушке!» Дочь собой довольна.
Когда прихожу с сыном к дочери в комнату, спрашиваю: «Можно мы тут поиграем? И нам всем будет весело.» Обычно отказа не получаю. Одной сидеть грустно))
Дома не звучит фраз «почему я должна?!», «не буду это делать!», «я не прислуга». Мы не пользуемся подобными выражениями. Муж и я делаем дела согласно заведённому порядку. Внеплановые дела делаем по договоренности меж собой. Надо делать- делаем. Приучаем дочь к тому, что есть дела, которые надо делать и стараться получать удовольствие от процесса, радоваться результату. Не всегда срабатывает, но личный пример чаще помогает.
А ещё. Мы с мужем за день часто обнимаемся, говорим друг «Люблю тебя». Чмокаемся. Обнимаем дочь. Тоже говорим, что любим её. И так умиляет, когда она где-нибудь в общественном месте говорит: «Мама, я тебя люблю!» При этом народ оборачивается и смотрит круглыми глазами на дочь))) А для нас это в порядке вещей. Дочь часто чмокает братика и старается его обнять. Он так задорно хохочет)))
Конечно, мы 100% что-то упускаем в воспитании детей. Может быть, нам «аукнется» в будущем, но сейчас мы пользуемся этой моделью воспитания, корректируя в зависимости от обстоятельств, и рады тому что получается.