а шопенгауэр смысл жизни
Артур Шопенгауэр: «великий пессимист» с чувством юмора. Цитаты
Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Таков был этот выдающийся немецкий философ, в число приверженцев которого входил Лев Толстой.
Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля
Господин Шопенгауэр, что такое жизнь?
По Шопенгауэру, жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным. По словам Шопенгауэра, «сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными«.
Шопенгауэр с пуделем (карикатура Вильгельма Буша)
Против научных экспериментов над животными он начал выступать, еще будучи студентом. Кстати, уже тогда, в годы учебы, он практически везде появлялся в сопровождении очаровательного пуделя. Его последнюю собаку (тоже пуделя) звали Буц. Шопенгауэр так ее любил, что завещал на ее содержание довольно крупную сумму денег.
Аскетизм «а ля Шопенгауэр»
Впрочем, Шопенгауэр нередко противоречил самому себе. Так, он проповедовал аскетизм и вегетарианство, однако порой позволял себе мясо и очень любил вино.
С Каролиной Медон Шопенгауэр познакомился в 1830 году Берлине. Она уже успела побывать замужем и имела двоих сыновей. Каролина пела в хоре Берлинской оперы. Шопенгауэр даже подумывал о женитьбе, но когда заподозрил возлюбленную в неверности, прекратил с ней отношения. Связь возобновилась лишь многие годы спустя. Каролина была самой известной, но не единственной женщиной в жизни Шопенгауэра. Его биографы упоминают и о других связях, в том числе с красавицей Флорой Вайс (Flora Weiß), дочерью одного берлинского скульптора. Девушка была на 22 года моложе Шопенгауэра.
Но вот в чем Шопенгауэр абсолютно себе не отказывал, так это в путешествиях по разным странам и в наслаждении искусством. Он просто обожал живопись и музыку. Прекрасное он выделял как центральную категорию эстетики. Философ боготворил красоту.
Путь великого пессимиста
Новое в блогах
Философия жизни. Шопенгауэр
К западноевропейской современной философии можно отнести философию жизни, прагматизм, позитивизм и все этапы его развития, постпозитивизм, критический рационализм, феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постмодернизм. В список философских направлений часто включают и неофрейдизм. Неотомизм стоит особняком как философская доктрина католической церкви.
Шопенгауэр был противником гегелевской спекулятивной метафизики с её диалектикой и саморазвитием абсолютного духа. Он перенёс опору философии в собственное сознание человека: «ибо всё остальное, чем бы оно ни было, зависимо от него».
По мнению Шопенгауэра, сознание создаёт для нас восприятие внешнего мира. Поэтому мир для нас является нашим представлением. Человека характеризуют его движения, действия, хотения. А они есть акты воли. «Великим или маленьким человека делает воля» Она пронизывает мир и оказывается первичной и управляющей по отношению к интеллекту, который есть «просто функция мозга, лишь паразитарно питаемая и поддерживаемая организмом».
Поэтому и наука направлена на служение воли. Совершенное же познание доступно лишь искусству, опирающемуся на интуицию.
Шопенгауэр абсолютизирует волю, человек – часть мира, а воля – сверхприродная таинственная первооснова. Человек и его познание лишь ступень объективации воли, которая не подчиняется логике, не обладает целью и совершенно не похожа на свои проявления. Вот и получается мир как воля и представление. Философия у Шопенгауэра становится похожа на публицистику, на размышления литератора о жизни.
Шопенгауэр пессимист: Всякое воление из потребности, из-за недостатка чего-либо, из страдания. На одну удовлетворённую потребность остаются десятки неудовлетворенных. А их удовлетворение приводит к скуке. Поэтому жизнь большинства людей уныла, она качается между страданием и скукой.
Религия не спасает, так как это самообман. Поэтому жизнь есть страдание, воля к жизни – неразумное влечение, и чем выше интеллект человека, чем яснее он это понимает и тем больше страдает. Жизнь – беспрерывный обман, и если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять. Поэтому следует отказаться от излишних желаний.
Идеалом Шопенгауэра является аскетизм, добровольная нищета, безбрачие, буддийский отшельник, а не деятельный человек. Мрачная картина.
Шопенгауэр призывает не страшиться смерти, поскольку небытие после смерти ничем не отличается от небытия до нашего рождения, что нас нисколько не печалит.
Но всё-таки философ и нечто светлое видит: «Три высшие блага жизни – здоровье, молодость и свобода, не сознаются нами как такие, покуда мы их имеем». Из тисков мировой воли можно вырваться с помощью искусства, нравственных чувств справедливости, сострадания, признания себя и других равноправными. А может и не зря занимаются люди выдуванием своего мыльного пузыря жизни? Смысл-то в самом процессе…
Шопенгауэр написал «Афоризмы житейской мудрости», по признанию студентов некоторые «приводят в смятение, другие в восторг». Приведу несколько из нгих. Тем более, что мы не обязаны соглашаться, а подумать и обсудить не мешает.
«Мужчина приобретает зрелость рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина – с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный».
«Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины»
«Ей (женщине) нужен господин. Если она молода – им будет любовник, стара – духовник».
«Женский пол требует и ожидает от мужского всего… Мужской от женского – только одного».
«Брак есть, в конце концов, уступка духовенству и женщинам – два класса, уступать которым следует остерегаться».
«Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство, дабы каждый мужчина вынуждался к браку как к капитуляции». Шопенгауэр считал что доступность женщин «отпугнёт мужчин от заключения брачной сделки на которой зиждется благосостояние всего женского пола».
«То, что принято людьми считать судьбою, является лишь совокупностью учинённых ими глупостей»
«Каждый постольку общителен, поскольку он беден духом»
«За неимением мыслей они перебрасываются картами»
«Придавать слишком много ценности постороннему мнению есть общее господствующее заблуждение»
«Индивидуальность гораздо важнее национальности»
«Религия 1900 лет держала разум в наморднике»
5 вещей, которым вас может научить Артур Шопенгауэр
Философия для многих является сугубо теоретической дисциплиной, которая мало применима в жизненных реалиях. Для того что бы прочесть, или, что еще более трудоемко, понять труды большинства философов требуется недюжинная смекалка, сила воли и интерес к предмету.
Сегодня мы выясним, чему может нас научить исключение из общего правила — труд выдающегося немецкого философа Артура Шопенгауэра, который может прочесть и понять без особого труда любой желающий, под названием «Афоризмы житейской мудрости».
1
Источник счастья — ваша личность
Артур утверждает, что все, чем обуславливается различие в судьбе людей, сводится к трем основным категориям
— Что такое человек (т.е. личность, здоровье сила, темперамент, ум и степени его развития)
— Что человек имеет (любое имущество имеющееся во владении)
— Что собой человек представляет для других членов общества.
И именно влияние первой категории на счастье человека, по мнению Шопенгауэра, по сравнению с преимуществами доставляемыми положением, рождением (хотя бы царственным), богатством и т.п. оказываются тем же, «чем оказывается театральный король по сравнению с настоящим».
Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того как его данный человек понимает.
Так как все существующее и происходящее имеет место только в нашем сознании, то, на взгляд Шопенгауэра, именно эта категория играет важнейшую роль в жизни любого человека. Все наслаждения и роскошь, воспринятые сознанием глупца, кажутся жалкими и меркнут, по сравнению с человеком, который находит целые вселенные в самом себе.
2
Счастье — величина отрицательная
На взгляд Шопенгауэра, основной заповедью житейской мудрости, является понимание того факта, что всякое наслаждение, всякое счастье есть понятие отрицательное, страдание же — положительно.
Для аргументации автор приводит следующий тезис: если все тело человека здраво и невредимо, то при любом повреждении какого либо участка тела мы обращаем внимание именно на боль и лишаемся наслаждения доставляемого нам общим ощущением жизни. Всякое наслаждение состоит в уничтожении различных препятствий, стоящих на нашем пути, а поэтому длится недолго.
В итоге Шопенгауэр советует нам не унывать, и просто обращать внимание не на наслаждения и радости в жизни, а стремиться лишь избежать бесчисленных невзгод на своем пути.
3
Строить планы на будущее — удел дураков
Как считает светило немецкой философии XVIII века, заранее строить подробный план своей жизни — одна из величайших глупостей человечества. Причина такого суждения лежит в неизбежном оптическом обмане нашего существования. До определенного возраста нам кажется, что жизнь бесконечна, а если обернуться назад, дойдя до ее конца, — кажется невероятно короткой.
4
Если вы великий мыслитель — женщины вам не очень-то и нужны
Шопенгауэр, являясь убежденным мизантропом, считавшим, что мы живем в «наихудшем из возможных миров», посвятил всю свою жизнь лишь науке. Женщины же только пытались отвлечь его от этого увлекательного занятия, что философа необычайно злило.
Артур утверждает, что «низкорослый, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только одурманенный половым влечением самец: вся его красота и кроется в этом влечении». Шопенгауэр с увлечением называет этот пол «неэстетичным», не восприимчивым, не имеющим истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии. Да и в целом, любой представитель женского пола обязан кому то принадлежать (мужу, начальнику, родственникам, царю) иначе теряет смысл в существовании. Естественно, в современных реалиях этот посыл звучит так себе. Но можно трансформировать его в менее деструктивный: «меньше биопроблем, больше самоконтроля».
5
Трудись
Как физическая жизнь человека заключается в постоянном движении, так и духовная жизнь так же нуждается в постоянном занятии. «Наша жизнь — безостановочное движение», — утверждает Шопенгауэр. Если человек бездельничает, то очень скоро безделье перерастет в невыносимую скуку.
Так что не теряйте время на праздное прозябание, начинайте делать хоть что-нибудь, творите то, до чего дотягиваются руки — главное удовлетворить свою потребность и избежать убийственной скуки.
Наибольшее наслаждение от дела, по мнению Артура, человек получает в случае, если смастерил, изготовил что-либо, «будь то корзина или книга».
Наблюдать за тем как после стараний и усилий творение приобретает оконченный вид — это доставляет человеку непосредственное счастье. Трудиться, бороться с препятствиями — это такая же потребность для homo sapiens, как рыться в земле — для крота. Если нет повода к борьбе, человек от скуки и покоя начнет искать любые способы избавиться от этого невыносимого состояния (например, под влиянием свойств своей натуры — плести интриги, мошенничать или чего еще похуже).
Шопенгауэр о сути жизни
«Обратите внимание на то, в чём обыкновенно состоит для человека всякое удовлетворение: по большей части, это ни что иное, как скудное поддержание самой жизни его, которую необходимо с неустанным трудом и вечной заботой каждый день отвоёвывать в борьбе с нуждою, а в перспективе виднеется смерть»
«Если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять»
«Смерть, и жизнь с её страданиями представляют одно неразрывное целое — один лабиринт заблуждений, выйти из которого так же трудно, как и желательно»
» Сказание о грехопадении (впрочем, заимствованное, вероятно, как и все иудейство, из “Зенд-Авесты” Бун-Дехеш, 15) — вот единственное в книгах евреев, за чем я могу признать некоторую метафизическую, хотя и аллегорическую только, истинность; лишь оно одно и примиряет меня с этими книгами. Ибо ни на что так не похожа наша жизнь, как на плод некоторой ошибки и предосудительной похоти. Новозаветное христианство, этический дух которого сродни духу брахманизма и буддизма и чужд, следовательно, оптимистическому духу евреев, тоже, в высшей степени мудро, связало себя с этим сказанием: без него оно совсем не имело бы никакой точки соприкосновения с иудейством»
«Из Лютеровского комментария к третьей главе “Послания к Галатам”; у меня имеется оно только в латинском тексте: “А ведь во всей нашей телесности и со всеми вещами мы подчинены Дьяволу, и мы гости мира, в котором он владыка и Бог. Ибо хлеб, который вкушаем, напитки, которые пьем, одежды, которыми укрываемся, да и воздух и всё, чем живем плотски, — всё это находится под его властью”.»
«Кричали, что моя философия меланхолична и безотрадна: но это объясняется просто тем, что я, вместо того чтобы в виде эквивалента грехов изображать некоторый будущий ад, показал, что всюду в мире, где есть вина, находится уже и нечто подобное аду»
«Из каждой страницы Давида Юма можно почерпнуть больше, чем из полного собрания философских сочинений Гегеля, Гербарта и Шлейермахера, вместе взятых»
«Гораздо правильнее было бы видеть цель нашей жизни в труде, лишениях, нужде и скорбях, венчаемых смертью (как это и делают брахманизм и буддизм, а также и подлинное христианство), потому что именно эти невзгоды вызывают у нас отрицание воли к жизни»
«Оптимизм и христианство несовместимы«
«Свифт (как это передает Вальтер Скотт в его биографии) уже сызмлада приобрёл привычку отмечать день своего рождения не как момент радости, а как момент печали, а в этот день всегда читал он то место из Библии, где Иов оплакивает и проклинает день, когда сказали в дому отца его: родился сын»
Смысл жизни человека в философии А. Шопенгауэра
Смысл жизни человека в философии А. Шопенгауэра
Выполнил: Вставьте свое имя
Проверил: Вставьте имя преподавателя
М. Горький «В. И. Ленин»
Гулял как-то Артур Ш. по кладбищу ночью. Романтика: цветочки, оградки. Луна, опять же, светит. Но попался он на глаза кладбищенскому сторожу. «Ты кто такой? Откуда? Что здесь делаешь?» Задумался Артур и стал Шопенгауэром.
Когда я спросил у одного весьма неглупого человека, что он думает о философии Артура Шопенгауэра, он ответил мне, что не хочет даже начинать с ней знакомится, так каксчитает Шопенгауэра неудачником, окончившим свои дни в нищете, а такая философия для него не подходит. Если бы он с ней познакомился, то понял бы, почему завершение жизни в нищете не только не худший, но чть ли не наилучший исход.
Кроме упомянутых уже популярных книг, для качественного знакомства с философией Шопенгауэра необходимо прочитать его конкурсную работу «О свободе воли». Ответ на вопрос о свободе воли различен в различных философских школах. Шопенгауэр выводит его достаточно четко и последовательно, строя аргументацию на основе своих предыдущих положений. Работа эта была заслуженно увенчана Норвежской Королевской Академией Наук, в отличие от другой, «Об основе морали», не получившей награды от Датской Академии, за что Академия удостоилась ряда неприятных эпитетов от автора.
Теперь, совершив небольшой исторический экскурс и набросав пути, по которым нам надо будет двигаться, приступим, наконец, к сжатому изложению основных положений философии Шопенгауэра и связанных с ней вопросов.
Для сохранения ровности изложения напомню, что и разум и рассудок есть только способы познания, которое в свою очередь есть лишь ступень объективации воли. Это ни на мгновение не следует выпускать из внимания.
Всем, кто внимательно ознакомился хотя бы с предыдущей главой, будет понятно, как же тяжело мне будет излагать далее.
Высшая степень познания сущего по Шопенгауэру состоит в осознании бесцельности человеческого существования. Освященный этим знанием индивид перестает стремиться, а становится просто пассивным наблюдателем текущей вокруг него жизни. Не правда ли, очень похоже на просветление у буддистов. Что ж, это еще раз демонстрирует нам, откуда растут корни шопенгауэрской философии. Восточная философия была мало популярна в Европе в 19 веке и за распространение идей буддизма и вед Шопенгауэру следует сказать огромное спасибо. Может именно благодаря ему многие европейцы стали мечтать о нирване. Но в одночасье нирваны не достичь, и философ, стремясь объяснить это читателю, сооружает-таки этическую надстройку над своей системой, вступая при этом в противоречие со своей же философией. При прочтении «Мира как воли и представления» с должным вниманием, несмотря на обилие уклонов и зигзагов, основная идея вырисовывается достаточно ясно до тех пор, пока Шопенгауэр не пытается ввести этику в четвертой книге. И, хотя философ постоянно настаивает на том, что отвечает на вопрос «что», но основным вопросом читателя будет «ну и что теперь делать?». И так как жизнь есть движение, то даже к осознанию бессмысленности движения надо двигаться.
Шопенгауэр, поэтому, разворачивает свои мысли в двух направлениях. В «Мире. » он продолжает теоретически рассуждать о поведении разума, как высшей ступени познания, а в «Афоризмах житейской мудрости», отступая от своих принципов, о чем честно предупреждает еще во введении, приводит систематизированный «учебник жизни».
В главной своей книге он делает упор на несколько другой аспект познания сущности мира. Рассматривая волю как нечто стремящееся, Шопенгауэр характеризует проявление ее действия зависимым от сочетания мотивов и квиетивов, при различном сочетании которых воля может либо утверждать себя, либо отрицать. Утверждение воли есть само хотение, беспрерывное и не нарушаемое никаким познанием. Отрицание же наступает, чаще всего, когда мотив становится квиетивом в процессе утверждения. Попробую пояснить это на примере. Когда мы испытываем жажду, вода является для нас весьма сильным мотивом, и мы отрицаем все остальное для достижения ее. Утолив жажду, мы уже смотрим на воду с безразличием, а выпив литра два кряду мы переводим воду в разряд квиетивов, так как от одного только ее вида нас уже тошнит. При этом вода не менялась, а менялась лишь наше отношение к ней в зависимости от мотивации.
Шопенгауэр указывает, что уничтожение воли к жизни не есть придуманная им самим философская байка. Оно, в различных вариантах, является основой самых разных философских и религиозных течений. Мне нет нужды приводить здесь примеры. Каждый знакомый с историей философии справится с этой задачей самостоятельно. Такое единодушие показывает нам что данная точка зрения по меньшей мере близка к истине, раз ее высказывали в разное время и в разных местах лучшие умы мира.
Одним из первых шагов в умерщвлении воли, Шопенгауэр видит в подавлении полового инстинкта. Описание этой стороны человеческой жизни он приводит как в «Афоризмах. «, так и в «Мире. «. В «Афоризмах житейской мудрости» Шопенгауэр показывает половую честь, как проявление социального сговора мужчин и женщин соответственно. Женский пол, говорит он, требует от мужчин буквально всего, что ему желательно и нужно; мужчины же требуют от женщин прежде всего и непосредственно только одного. Поэтому надо было так устроится, чтобы мужской пол получал от женского это одно лишь в случае, если он возьмет на себя заботу обо всем остальном, в том числе и о родившихся детях. Я не цитирую далее, но уже и этого достаточно, чтобы показать, что такое устройство мира есть феномен проявления всемирной воли в социальных отношениях между индивидами.
Предпоследнее, о чем бы я хотел упомянуть в этом беглом взгляде на этику Шопенгауэра, это то место, которое он уделяет красоте вообще и прекрасной музыке в частности при познании сущности мира. Приобщаясь к созерцанию прекрасного, говорит Шопенгауэр, мы на миг отрешаемся от всех желаний и забот и становимся чистыми субъектами познания. Поэтому любование прекрасным, с его точки зрения, есть наиболее быстрый и верный способ познать волю. Музыка, считает он, есть самое яркое изображение воли. Распределение тонов коррелируется со ступенями объективации воли, связывая низкие басовые тона с силами природы, а самые высокие с полетом познания. Такое восприятие музыки направляет наш разум в правильное русло для дальнейшего познания мира.
Так или иначе, предвидя вопрос о недостаточной проработке вопроса, говорю, что писать больше не могу, так как переливать из пустого в порожнее нахожу менее полезным занятием, чем молча думать. Также перед моими глазами постоянно стоит картина из «Степного волка» Гессе, где ясно показано, что бывает с графоманами. А отвечая на реплики, что «раз уж пишешь, то пиши хорошо», замечу, что я был бы счастлив «родить в прекрасном», но чувствую, что пока не достиг детородного возраста.
1. А.Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» в 2-х томах. «Поппури». Минск, 1998
2. А.Шопенгауэр. «Афоризмы житейской мудрости». «Поппури». Минск, 1997
3. А.Шопенгауэр. «О свободе воли». «Поппури». Минск, 1997
4. А.Шопенгауэр. «Об основе морали». «Поппури». Минск, 1997
5. М. Горький. «В. И. Ленин». Избранное. Лениздат, 1984