а тарковский биография кратко
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Андрей Тарковский. Биография и фильмы.
Тарковский Андрей Арсеньевич. Краткая биография и все фильмы.
Народный артист РСФСР (1980)
Лауреат итальянской премии «Давид ди Донателло» (1980)
Лауреат Ленинской премии (1990, посмертно)
Детство
Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области в уникальной своей духовной одаренностью семье. Его отец – Арсений Тарковский был поэтом, мать – актрисой.
По воспоминаниям однокашников, у Андрея Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он отличался от своих ровесников, был среди мальчишек всегда опрятен и свеж. В юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Арсений Тарковский оставил семью, когда будущему знаменитому сыну, исполнилось всего пять лет.
Жили Тарковские тогда в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Андрей и учился в школе, вместе с другим, не менее знаменитым Андреем — поэтом Вознесенским. Вел себя ученик Тарковский раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным. Его выделяло чувство собственного достоинства и внутренней свободы – недопустимые человеческие качества в советской России.
Окончив Художественную школу имени 1905 года, Тарковский поступил на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Потом учёбу бросил и провел лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края.
Учеба
А по возвращению в Москву, успешно сдав вступительные экзамены, Андрей Тарковский был принят на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Там он учился на легендарном курсе — Василий Шукшин, Андрон Кончаловский, Элем Климов и другие звезды кинопоколения. Курс оказался на редкость пестрым. Но самыми полярными были все же Тарковский и Шукшин.
Михаила Ромма на последней комиссии все уговаривали не брать ни того, ни другого. Но тот посчитал, что для создания благоприятной атмосферы две такие непохожие личности будут очень кстати. Во время учебы Тарковский особенно сблизился с Кончаловским, курсовые работы по специальности они делали всегда вместе. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражная лента «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз.
Кино
«Иваново детство»
И вот Андрей Тарковский – режиссер киностудии «Мосфильм». Его полнометражным дебютом стал фильм «Иваново детство» по мотивам рассказа В.О.Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке, в роли которого талантливо снялся Коля Бурляев.
При очевидном тяготении к стилистике и Брессона, и Куросавы молодой русский режиссер все же обнаружил талант оригинально мыслящего художника. Кинорассказ о десятилетнем разведчике был построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, конфликтом между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война увидена как конечная точка истории — Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея Тарковского как о нравственном феномене — с единой генеральной темой — ответственности человека перед всем ходом истории, произвело подлинную сенсацию в мировом кино.
«Мне двадцать лет»
Марлен Хуциева пригласил Андрея Тарковского сыграть в своем фильме о двадцатилетних «Мне двадцать лет » или «Застава Ильича». После трескуче-безжизненного искусства сталинской эпохи двадцатилетние «шестидесятых» жаждали Правды. Наряду с поэзией и другими художествами картина Хуциева, своими кинематографическими средствами, удовлетворяла эту жажду.
В ключевой сцене фильма, когда герой Тарковского слушал поэтов, выступавших на популярных тогда вечерах в Политехническом музее, снимались великие личности современности: Геннадий Некрасов и Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и Вадим Захарченко.
«Андрей Рублев»
Гениальнейшая кинолента, состоявшегося после «Иванова детства», Андрея Тарковского «Страсти по Андрею», была включена в список ста лучших фильмов в истории кино. В сценарии, написанном совместно с Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. С большими цензурными поправками «Андрей Рублев», под таким названием фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий, появился перед советским зрителем. Зато за границей хвастались картиной Тарковского, демонстрируя, что при социализме необычный художник имеет возможность реализоваться.
Уже в самом авторском названии задан характер фильма. Жизнь великого иконописца стала для режиссера отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия же 15 века предстала в трагической обыденности. В целом фильм представил собой размышления русского интеллигента о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.
В завораживающем фильме постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. Режиссер впервые в советском кино использовал игру цвета: черно-белый фильм в конце становится цветным, когда Русь стала свободной, и камера скользит по иконам Рублева. Грандиозные массовые и батальные сцены отличала виртуозная организация внутрикадрового движения.
И то, что съемки проходили в древнем Спасо-Андрониковом монастыре, на месте, действительно связанном с преподобным Андреем Рублевым, помогло режиссеру сохранить документальную фактуру и добиться яркого художественного воплощения образов. Конечно, режиссер сделал удачный ход: с помощью земных странствий изобразил «странствия Духа» и тем самым показал разные стороны жизни Руси того времени. После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а сам Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана.
«Солярис»
Вскоре эстетическое и идейно-нравственное кредо Андрея Тарковского нашло столь же яркое выражение и в жанре кинофантастики, в философско-фантастической драме «Солярис», по одноименному роману Лема.
Тема дома стала главным мотивом киноленты «Солярис». Мыслящий океан, прозрев тайные муки астронавта Криса, порождает на поверхности плазмы фрагмент земной суши, с рощей вокруг родного дома. С теплым дождем, который барабанит по крыше, и старым отцом, который перебирает книги на полке.
Что это — явь или сон? Неважно! Важно, что, на родном крыльце, куда вышел отец, Крис становится перед ним на колени в той самой легендарной позе, которую когда-то создал Рембрандт на своем полотне «Возвращение блудного сына».
Правда, и здесь Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона семейной жизни.
«Зеркало»
Высшим достижением режиссера Андрея Тарковского стала картина «Зеркало». Муза философско-поэтической рефлексии великого художника не сковывалась рамками традиционного сюжета, а лишь находила нужный ей фрагмент в богатых воспоминаниях художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной.
«Зеркало» — автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце, замечательном поэте Арсении Тарковском. Его стихи звучат за кадром. Рядом с глубоко личными мотивами в фильме присутствовало живое дыхание истории. Интимные воспоминания сменялись событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах. А наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия, к примеру, эпизод в типографии. Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти.
«Сталкер»
Одновременно, примериваясь к своему новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола.
И вот в 1979 году он пошел в некотором роде на компромисс, создал картину «Сталкер», по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Причудливый кинематографический язык Тарковского претерпел ряд изменений, стал внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм был предельно очищен от внешних примет фантастического жанра: изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно.
Угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний «зона» могла быть намеком на кризис «капиталистической» цивилизации. И в этом же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель, прекрасная роль Анатолия Солоницына, и профессор, превосходная игра Николая Гринько. И если это фильм-путешествие, то, скорее всего, в пространстве человеческой души.
Но вместе с тем на деле конфликт все же только углубился. За двадцать лет работы в кино большому режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов. И выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами — бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Андрей Тарковский не вел, да и не собирался никогда вести. Он просто снимал гениальное кино. «Сталкер» был последним фильмом, снятым Тарковским в Советском Союзе.
Заграница
Драму «Ностальгию» Андрей Тарковский снимал уже в Италии. В своем фильме он рассказывал о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. В переживаниях главного героя, оторванного от родных корней писателя Горчакова, великолепно сыгранная роль талантливого Олега Янковского, практически «зеркально» отразилось состояние душевной горечи и отчаяния самого режиссера.
В картине отчетливо прозвучал мотив личной жертвы, который получил развитие в следующем шедевре режиссера «Жертвоприношение», снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Андрея Тарковского, по сути, его завещанием.
В этой ленте режиссерская техника достигла предельной высоты и подвела итог нравственному поиску большого художника и человека. Герой фильма пожертвовал личным благополучием. Он сжег свой дом. Он оставил семью и горячо любимого сына. Он обрек себя на молчание — по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение видел гениальный режиссер в смысле жизни. Этот последний фильм стал логической точкой в напряженном богоискательстве, пронизавшем все творчество великого Андрея Тарковского.
Он прославил Россию…
Будучи убежденным, что ни последний фильм «Сталкер», ни его дальнейшие работы не будут должным образом оценены в СССР, Андрей Тарковский принял трудное для себя решение остаться за границей. К сожалению, ни последующая лента «Ностальгия», удостоенная «Гран-при» за режиссуру в Каннах, ни снятая в Швеции мессианская драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе «Жертвоприношение», так и не открыли в творчестве великого режиссера нового горизонта.
И все же великий мастер решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам. Он отказался возвращаться в страну, в которой ему не давали работать. В ответ Союз объявил Андрея Тарковского предателем, изъял из проката его картины, отказался выпустить к нему сына и жену. Разлука с семьей, разлука с родиной сильно сказались на его здоровье. Оно продолжало ухудшаться. Западная общественность была поражена жестокостью советских властей. Михаил Горбачев разрешил жене и сыну поехать к умирающему лишь после письма президента Франции Франсуа Миттерана.
Страна отказалась от Гения. И, тем не менее, он прославил Россию. Россию, которой до той поры, да и после, мало что удавалось внести в копилку шедевров мирового кинематографа. Кинематографа как искусства, а не бизнеса, индустрии, производства.
Андрей Тарковский, гениальнейший российский режиссер, умер 29 декабря и был похоронен в Париже на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Российский кинематограф вздохнул спокойно и… учредил «Приз Андрея Тарковского» и вручил режиссеру Ленинскую премию. Посмертно. Почести отданы. Совесть чиста.
Андрей Тарковский стал легендой еще при жизни. Им восхищались Феллини, Бергман, любой режиссер и любой зритель. Он стал кумиром для всего мира и изгоем для родной страны. И просто человеком с неповторимым взглядом на мир, «человеком, который увидел Ангела», как гласит надпись на его могиле.
Биография Андрея Тарковского
Андрей Арсеньевич Тарковский (1932 – 1986) – кинорежиссер, сценарист.
Родился Андрей 4 апреля в небольшом селе Ивановской области. Его отцом был известный поэт Арсений Тарковский. Детство в биографии Андрея Тарковского прошло в городе Юрьевце. Затем семья переехала в Москву, где Андрей начал учебу в школе. А с началом войны вместе с матерью вернулся в родное село, отец же отправился на фронт. В 1943 году семья снова возвращается в Москву. В детстве кроме общеобразовательной школы Тарковский посещал также музыкальную и художественную школу.
Высшее образование в своей биографии Тарковский начал получать в 1951 году в институте востоковедения. Но вскоре осознал, что не слишком увлекается выбранной им профессией. В 1953 году при содействии матери отправился работать коллектором в тайгу в экспедиции от института Нигризолото. Именно за год тяжелой работы в Сибири осознал свое желание стать режиссером, так что после возвращения в 1954 году поступил во ВГИК. Через два года у студентов режиссерского факультета появилась возможность ознакомиться с фильмами известнейших зарубежных кинематографов, чем Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский успешно воспользовались.
Первой работой Тарковского как режиссера стала картина «Убийцы» в 1956 году. Вместе с Кончаловским были написаны сценарии к фильмам «Антарктида — далёкая страна», «Каток и скрипка». В 1962 году в биографии Андрея Тарковского была получена престижная награда на Венецианском фестивале за фильм «Иваново детство». Следующие фильмы Тарковского: «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис».
Затем вместе с братьями Стругацкими Тарковский пишет сценарий «Сталкера». Работает над фильмами «Ностальгия», «Время путешествия», «Жертвоприношение». Все это время много путешествует по Европе (Швеции, Германии, Италии). В 1985 году врачи поставили Тарковскому страшный диагноз – рак. После курса лечения состояние Тарковского не улучшилось, он скончался 29 декабря 1986 года.
Андрей Тарковский: фильмы, женщины и эмиграция непризнанного гения
Режиссера упорно не признавали на Родине, но считали гениальным за рубежом. Судьба вынудила его эмигрировать во Францию, где он и был похоронен. Какие фильмы прославили Андрея Тарковского и почему он уехал за границу?
Андрей Тарковский – советский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР.
Биография Андрея Тарковского
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской Промышленной области. Его отец Арсений Тарковский был поэтом и переводчиком. Мать режиссёра, Мария Вишнякова, была из дворянского рода Дубасовых, окончила московский Литературный институт, работала корректором в Первой образцовой типографии в Москве, куда семья переехала, когда Андрею не было и года.
В 1934 году у Андрея родилась младшая сестра Марина, а через год Арсений Тарковский ушёл из семьи к другой женщине. Мария Ивановна воспитывала двоих детей одна, жили они впроголодь.
Андрей Тарковский с сестрой Мариной
Во время Великой Отечественной войны мать Андрея с детьми была эвакуирована в Юрьевец. Арсений Тарковский отправился на фронт добровольцем и потерял ногу.
Маленький Андрей ходил в музыкальную школу, где учился играть на фортепиано, а также посещал художественные курсы. После школы он поступил в Московский институт востоковедения, где изучал арабскую культуру. Но уже после первого курса юноша забрал документы.
Андрей связался с плохой компанией и всё могло плохо кончиться, но мать, пользуясь связями, устроила его коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото. Год Тарковский провёл в глуши в Красноярском крае.
Кадр из документального фильма «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба»
В 1954 году, вернувшись в Москву, он поступил во ВГИК на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Этот период совпал с новой эпохой в советском кинематографе. После смерти Сталина производство фильмов увеличилось в полтора раза, пробовались разные подходы, снималось много картин про войну. Появилось модное веяние по примеру французского кинематографа – «отёр» (от французского auteur), когда один человек выступал автором картины на всех стадиях производства (от сценария до монтажа). Тарковский сразу загорелся идеей авторского кино.
Первой курсовой работой режиссёра стала короткометражка «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хемингуэя, за ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет…».
На третьем курсе Андрей познакомился с Андроном Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Вместе они пришли к выводу, что хотят снимать более реалистичное кино, без грима и отутюженных костюмов. «Главная правда – в фактуре, чтобы было видно, что всё подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене», – вспоминал позже Кончаловский.
Кадр из фильма «Каток и скрипка»
Вместе друзья работали над сценарием «Антарктида, далёкая страна», отрывки из которого опубликовали в «Московском комсомольце», но «Ленфильм» его не принял. Следующий совместный сценарий «Каток и скрипка» Тарковский и Кончаловский успешно продали недавно созданному объединению «Юность».
Фильмы Андрея Тарковского
В 1960 году, едва окончив вуз, Андрей Тарковский сразу захотел снимать картину «Андрей Рублёв», но худсовет СССР отказал ему, посчитав работу слишком сложной для вчерашнего выпускника.
Андрей приступил к съёмкам фильма «Иваново детство», который создал за год в условиях дефицита бюджета. Картина была снята по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» и получила более 15 наград и призов, включая «Золотой лев». После успеха режиссёру доверили съёмки «Андрея Рублёва». Фильм также получил ряд наград.
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
В 1972 году Тарковский снял «Солярис» по мотивам научно-фантастического романа Станислава Лема. В сюжете мастерски сочетаются глубокий философский смысл и детективная составляющая. Герои картины на новой планете обнаружили, что и мысли могут материализовываться. В том же году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале, где получил Специальный приз жюри и приз экуменического жюри.
Кадр из фильма «Солярис»
В 1974 году режиссёр выпустил фильм «Зеркало», который стал его визитной карточкой. Главную роль в нём исполнила Маргарита Терехова. Эту работу Тарковского часто относят к арт-хаусу – настолько сложным оказался сюжет и его подача. На заседании коллегии Госкино и Союза кинематографистов картину признали неудачной и непонятной для массового зрителя.
Кадр из документального фильма «Один день Андрея Арсеньевича»
В 1977-м Тарковский попробовал себя в качестве театрального режиссёра и поставил «Гамлета» в Театре Ленинского комсомола.
Через два года он воплотил на экране повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Фильм получил название «Сталкер». О нём сам Тарковский отзывался так: «Я готовился к фильму всю жизнь, снимал его два года».
Кадр из фильма «Сталкер»
В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале. В этом же году Андрей Тарковский получил звание Народного артиста РСФСР.
Личная жизнь
Режиссёр был женат дважды. Первой его супругой стала актриса, однокурсница по ВГИКу Ирма Рауш. Роман между ними развивался стремительно. На третьем курсе они сыграли свадьбу, а в 1962 году у пары родился сын Арсений. Сын Тарковского стал хирургом и уехал жить в Венецию. Найти в интернете его фото практически невозможно.
Ирма Тарковская. Кадр из фильма «Иваново детство»
В 1970 году режиссёр ушёл от жены к ассистентке по фильму «Андрей Рублёв» Ларисе Кизиловой. В этом браке он удочерил девочку в возрасте двух лет, Ольгу, которая сейчас проживает во Франции.
Лариса Тарковская. Кадр из фильма «Зеркало»
Также во втором браке у Тарковского родился сын Андрей – он живёт во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, названного в честь отца.
Режиссёру часто приписывали романы с коллегами по съёмочной площадке. Известно, что от второй жены он хотел уйти к актрисе Наталье Бондарчук, но беременность Ларисы всё изменила. Также он звал замуж Валентину Малявину, когда та была в браке с Александром Збруевым.
Валентина Малявина. Кадр из фильма «Сотрудник ЧК»
В передаче «Андрей Тарковский. Трудно быть Богом» появилась Дарья Приставко, которая вспомнила о своих отношениях с режиссёром. Они встречались в тот момент, когда Тарковский собирался уйти от первой жены. Роман длился три года, но Дарья решила порвать с Андреем.
Кадр из программы «Андрей Тарковский. Трудно быть Богом»
Художница по костюмам Ингер Персон из Норвегии за несколько месяцев до смерти режиссёра родила от него сына Александра. По её признанию, она не смогла устоять перед очарованием Тарковского.
В 1984 году Андрей Тарковский не вернулся в СССР со съёмок в Италии. Он принял решение остаться за границей не из политических убеждений, как говорил сам режиссёр, а ради свободы творчества. Но позже пожалел о своём решении.
С самого начала идеи Тарковского не понимали и часто подвергали цензуре. Картину «Андрей Рублёв», над которой он долго работал, отправили «на полку» на четыре года, а после выпустили в ограниченном прокате. Похожая судьба ждала и «Зеркало». При этом за границей фильмы получили награды и высокие оценки критиков.
Кадр из фильма «Зеркало»
«Одна из дурных мыслей: ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для неё, ты ничтожество. А если серьёзно задают вопрос в Европе, да и где угодно: «Кто лучший режиссёр в СССР?» – Тарковский. Но у нас – молчок. Меня нет, и я – пустое место», – признавался режиссёр.
Кадр из документального фильма «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба. Возвращение»
Порой Тарковский позволял себе резкие высказывания, называя власть хамской, а тех, кто находится «у руля», – посредственными руководителями.
В начале 80-х режиссёру стали поступать предложения снимать фильмы в Великобритании, Швеции и других странах. В 1982 году он отправился в Италию снимать «Ностальгию». Тогда Андрей ещё не планировал становиться диссидентом. Он три года писал советским властям с просьбой разрешить ему задержаться за границей для реализации творческих планов, но не получил положительного ответа.
В 1984 году Тарковский принял решение остаться за рубежом. В СССР он сразу стал нежелательным лицом, и его имя было запрещено упоминать. Даже сын Андрея смог увидеться с отцом только когда тот был тяжело болен.
Кадр из фильма «Ностальгия»
В Европе режиссёр прожил всего два года и помимо «Ностальгии» успел снять картину «Жертвоприношение». 29 декабря 1986 года Андрея Тарковского не стало. Причиной смерти стал рак лёгких. Из-за этого же диагноза скончались жена Тарковского Лариса и актёр Солоницын, сыгравший главную роль в фильме «Сталкер». Это породило слухи о проклятии картины.
Тарковский на съёмках «Жертвоприношения». Кадр из документального фильма
Режиссёр последние месяцы своей жизни проживал в Париже, где и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Во время похорон произошёл неприятный казус. Под погребение выделили заброшенную могилу, так как на новое место денег не было. Также распорядитель слишком рано отпустил могильщиков с похорон, и родственникам ничего не оставалось, как закапывать гроб самостоятельно. Впоследствии российская интеллигенция добилась перезахоронения режиссёра в отдельной могиле. В 1994 году на могиле Тарковского был установлен памятник.
В 2020 году Кирилл Серебренников заявил о том, что планирует снять сериал о жизни Андрея Тарковского. Всего о режиссёре вышло в свет шесть документальных фильмов.