а в хуторской биография
А в хуторской биография
Акции | |
Новости | |
Планы | |
Рассылки | |
Фото | |
Видео | |
Аудио |
Группа
компаний
«Эйдос»
Андрей Викторович Хуторской
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской академии образования,
академик Международной педагогической академии,
академик Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского,
основатель и руководитель Научной школы человекосообразного образования.
Биография
Основные достижения
Обосновал и ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования. Разработал теорию и методику компетентностного обучения, в которой разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека). Разработал метапредметный подход, ряд учебных метапредметов. Создал дидактическую эвристику – теорию и технологию креативного обучения, развития одарённости средствами учебных предметов. Участник разработки концепции школьных образовательных стандартов (2002-2004). Автор Доктрины образования человека в РФ (2014).
Организатор распределённой деятельности Научной школы человекосообразного образования, которая ежегодно проводит более 100 семинаров, конференций, курсов повышения квалификации. Председатель дистанционного Учёного совета.
Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
Член диссертационного совета Д 212.085.01 при Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского.
Главный редактор Интернет-журналов «Эйдос», Вестника Института образования человека.
Автор и редактор более 700 работ в области педагогики, дидактики, современных методик и технологий обучения. Наиболее известные книги: «Развитие одарённости школьников» (2000); «Современная дидактика» (2001, 2007); «Дидактическая эвристика» (2004); «Методика личностно-ориентированного обучения» (2005); «Педагогическая инноватика» (2007); «Основы обучения: Дидактика и методика» (в соавторстве с В.В.Краевским, 2007-2008); «Интернет в школе» (2000); «Информатика и ИКТ в начальной школе» (в соавторстве с Г.А.Андриановой, 2009); «Эвристическое обучение» (1998; 2010-2012), «Метапредметный подход в обучении» (2012). «Методология педагогики» (2014), «Доктрина образования человека в Российской Федерации» (2015).
Почётный работник общего образования Российской Федерации (2002).
Действующий лидер Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) среди 30 тысяч авторов – педагогов и психологов России.
Женат, есть дочь. Увлечения – путешествия, фотография, видеосъемка, рыбалка, кандидат в мастера спорта по пулевой стрельбе.
Личные аккаунты в соцсетях:
Выездные семинары в вашей школе. Пришлите предварительную заявку.
Научно-методический практикум. Дистанционная поддержка практической деятельности учителей. Персональный куратор. Официальное свидетельство.
Ученические конференции. Участвуют школьники с 1 по 11 классы. Все предметы.
Отзывы на авторефераты диссертаций.
© Институт образования человека, 2011—2016
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
E-mail: info@eidos-institute.ru
Тел.: +7 (495) 941-61-41
Мы в социальных сетях:
Хуторской Андрей Викторович
Андрей Хуторской родился 6 октября 1959 года городе Калуга. Профессиональные интересы сосредоточены в области дидактики, педагогической инноватики, методологии педагогики, дистанционного образования.
Учредитель авторской Школы свободного развития, на базе которой проведен 5-летний педагогический эксперимент по проектированию и реализации человекосообразного образования.
Основатель дистанционной научной школы. Руководит научными исследованиями в области человекосообразного, личностно-ориентированного, эвристического, дистанционного обучения.
Главный редактор Интернет-журналов «Эйдос», Вестник Института образования человека. Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.
Один из лидеров Российского индекса научного цитирования в области педагогики и образования.
Дистанционным образованием занимается с 1989 года. В 1998 году учредил Центр дистанционного образования «Эйдос», в котором работает директором. Его прогноз: «В нынешнем столетии лучшие учителя будут именно дистанционные, умеющие взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций».
Создал действующую систему развития одаренности школьников с помощью Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад. C 1998 года в этих олимпиадах приняло участие более 250 тыс. школьников России и других стран.
Основал Всероссийские конкурсы «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», «Современный урок», Всероссийские дистанционные августовские педагогические конференции. Разработчик и организатор дистанционных курсов, проектов, конференций для школьников и взрослых. Провел с коллегами более 30 дистанционных образовательных проектов: «Герб моего рода», «Мой Пушкин», «Моя Победа», «Феномен», «Мой виртуальный дом», «Летний Интернет-фестиваль» и другие.
В 2008 году учредил туристическую компанию Эйдос Тур, которая организует школьные туры в Москву, Санкт-Петербург, Париж, другие города и страны.
Хуторской, Андрей Викторович
Содержание
Научная деятельность
Профессиональные интересы сосредоточены в области дидактики, педагогической инноватики, методологии педагогики, дистанционного образования.
Разработал и реализовал ряд инновационных концепций и технологий — личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход, модель школы свободного развития. Разработал методологические и педагогические основы дистанционного образования личностно-ориентированного типа. Ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования.
Автор дидактической эвристики — теории креативного обучения, концепции педагогики русского космизма.
Учредитель авторской Школы свободного развития, на базе которой проведен 5-летний педагогический эксперимент по проектированию и реализации человекосообразного образования (1992-1997).
Основатель дистанционной (распределённой) научной школы. Руководит научными исследованиями в области человекосообразного, личностно-ориентированного, эвристического, дистанционного обучения.
Главный редактор Интернет-журнала «Эйдос». Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.
Дистанционное образование
Дистанционным образованием занимается с 1989 года (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»). В 1998 году учредил Центр дистанционного образования «Эйдос», в котором работает директором. Его прогноз: «В нынешнем столетии лучшие учителя будут именно дистанционные, умеющие взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций».
Создал действующую систему развития одаренности школьников с помощью Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад. За 12 лет в олимпиадах приняло участие более 200 тыс. школьников России и других стран.
Основал Всероссийские конкурсы «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», «Современный урок», Всероссийские дистанционные августовские педагогические конференции (проводятся ежегодно с 1999 года). Разработчик и организатор дистанционных курсов, проектов, конференций для школьников и взрослых. Провёл с коллегами более 30 дистанционных образовательных проектов: «Герб моего рода», «Мой Пушкин», «Моя Победа», «Феномен», «Мой виртуальный дом», «Летний Интернет-фестиваль» и др.
В 2008 году учредил туристическую компанию Эйдос Тур, которая организует школьные туры в Москву, Санкт-Петербург, Париж, другие города и страны.
Библиография
Книги
Статьи
Интервью
Награды, гранты
Победитель и лауреат ряда конкурсов, грантов РФФИ, НФПК, РГНФ, гранта Президента России для молодых докторов наук.
Книги А. В. Хуторского «Дидактическая эвристика» и «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному» признаны книгами года России по педагогике в 2005—2006 гг.
Почётный работник общего образования Российской Федерации (2002). [источник не указан 1171 день]
Андрей Хуторской
Андрей Хуторской запись закреплена
О «мотивирующем мониторинге»: кризис управления отечественным образованием
Ещё одно понятие: «методология мотивирующего мониторинга». Эта методология в распоряжении отождествляется с самим «мотивирующим мониторингом». Написано, что цель мониторинга «объективное» представление о состоянии и изменениях в управлении системой образования. Здесь также у минпроса нелады с терминологией, поскольку представления субъектов управления образованием не могут быть объективными. Как, впрочем, не могут быть объективными данные сдачи Егэ (об их объективности часто говорится, но на самом деле, все КИМы и критерии оценки тестов довольно субъективны уже по той причине, что составлены субъектами).
Далее, вот как представлен в документе управленческий цикл: «обоснование цели; формирование системы показателей и методов сбора данных; проведение мониторинга; осуществление анализа данных; разработку рекомендаций; принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, дорожных карт и т.п.); анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования».
Данное представление об управлении, на мой взгляд, сугубо информационное. Управлять системой образования так не получится. Например, здесь указаны только две обеспечивающих функции: разработка программ и методическая поддержка руководителей. А где же правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и другие функции? Совсем не указаны основные предметные функции, для осуществления которых и создано само министерство просвещения – организация образования российских граждан. Об образовании конкретного человека – учащегося – вообще ничего в этом документе нет. Ради чего тогда все эти «мотивирующие мониторинги»?
Раздел 1.2. Цели и задачи разработки и внедрения Методологии мотивирующего мониторинга – целей не содержит вообще. Цель, как известно, предвосхищаемый результат, достижение которого может быть проверено через заданный промежуток времени. Ни одна из приведённых в минпросовском распоряжении формулировок целей типа «повышение качества», «повышение роли» не может быть проверена. Аналогично неопределёнными являются и формулировки задач: «модификация и совершенствование подходов», «разработка и внедрение прозрачных и однозначно трактуемых показателей».
Методологически несостоятельны приведённые в распоряжении принципы и направления оценки данных «мотивирующего мониторинга», которые не связаны с целями, задачами и между собой. Эклектические приведённые параметры типа «результаты WorldSkills и Абилимпикс» никак не сообразуются со стратегическими результатами системы образования страны.
Подходим теперь к тому, как предполагается «мотивировать» регионы – с помощью их рейтингов! Система не новая, школы иезуитов применяют ей уже 500 лет, правда, одновременно с системой тотального контроля и доносительства.
Большие сомнения в том, что показателями качества образования следует считать ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по причине их слишком узкой значимости в общем образовании человека, не говоря уже о том, что данные средства контроля не соответствуют действующим ФГОСам, да и Закону Об образовании в РФ.
1. Терминологический и методологический аппарат «мотивирующего мониторинга» научно не обоснован.
2. Управленческий цикл в распоряжении минпроса представлен неполно, без соответствия специфики отрасли.
3. Показатели предлагаемого мониторинга неконкретны, неоднозначны в толковании и не соответствуют главному планируемому результату – образованию учащихся.
4. «Мотивирующий мониторинг» оказался бездетным. Потребности и цели основных заказчиков образования – учащихся и их родителей в мониторинге не учтены.
5. Термин «объективность» необоснованно используется в документе по отношению к субъективным данным и качествам, создаваемым субъектами.
6. Система мониторинга должна быть приведена в соответствие системе управления образованием в стране, которую необходимо разработать с привлечением общепризнанных специалистов.
7. Функции министерства просвещения РФ должны быть определены и распределены между специалистами в результате общественной аттестации.
:АВТО-ГРАФИЯ
Личная история
Родился я 6 октября 1959 года в городе Сокольники Тульской области. Туда мои родители были направлены работать учителями по распределению после окончания Калужского пединститута.
Моя мама – Лариса Николаевна Хуторская (1935-2004), кандидат педагогических наук, доцент, мой учитель и наставник. Отец – Виктор Алексеевич Хуторской (1935-2010), всю трудовую жизнь работал учителем физики.
По гороскопу я весы, кабан. С описанием этих знаков во многом совпадаю. Женат, есть дочь.
В 1976 году закончил 10-летку (школа №14 г.Калуги), несколько фото из той прекрасной поры имеются в хронике бытия.
В этом же году поступил на физико-математический факультет Калужского государственного педагогического института им. К.Э.Циолковского. Это было прекрасное время, одни стройотряды чего стоят.
В Сашкино я вёл сельскую дискотеку. Это были не просто танцы. Вместе с учениками мы изготавливали цветомузыку, показывали слайды, проводили музыкальные конкурсы. Дискотека начиналась в 11 часов вечера, когда темнело, и продолжалась до 2-3 ночи. Пользовалась большой популярностью в округе, даже из Москвы к нам специально приезжали и просили сообщать, когда будем в следующий раз проводить.
В 1990 году по приглашению администрации Центра комплексного формирования личности РАО переезжаю в п. Черноголовка Московской области, где работаю в должности зам. генерального директора Центра по экспериментальной работе.
Школа свободного развития проработала 5 лет. За это время у нас побывало более 700 педагогов из разных городов, которые приезжали за опытом. ШСР – действительно была уникальная школа, хотя и небольшая. Нашим учителям и ученикам удавалось так организовывать обучение, что дети не только творчески развивались, но и показывали отличные результаты по стандартам. Каждый из них за год защищал по 15-20 творческих и исследовательских работ по всем предметам. Школа работала на самоокупаемости, единственным источником её существования была родительская плата и поддержка. Родители видели реальные результаты своих детей и делили с нами все радости и тяготы.
Одновременно с работой в Школе свободного развития я организовал педагогический эксперимент в ряде школ России и других стран СНГ, с результатами выступал на семинарах, конгрессах, симпозиумах.
В октябре 1995 года по ходатайству Департамента образования Московской области поступил в докторантуру Московского педагогического университета, где приступил к обобщению 15-летнего опыта экспериментальной научно-практической деятельности.
Школа свободного развития была закрыта в связи с тем, что гороно и местные власти г. Ногинска отобрали у нас здание, где мы вели экспериментальное обучение. Когда нам его выделили, это было пустое двухэтажное здание бывшего детского сада. Помог нам тогда зав. главы Ногинска Лебедев, сам бывший педагог. Но когда он покинул свою должность, мы лишились поддержки и не смогли отстоять помещение. В 1997 году наша экспериментальная школа была закрыта.
В мае 1998 года по итогам проведённых исследований защитил докторскую диссертацию на тему «Дидактические основы эвристического обучения». Защита состоялась в Диссертационном Совете МГПУ под председательством В.А.Сластёнина. Моими научными консультантами были академики РАО В.И.Журавлёв и Н.Д.Никандров.
После защиты докторской я не «остепенился», даже наоборот – стал активнее разрабатывать личностно-ориентированные, эвристические, человекосообразные подходы в образовании. Проблема отсутствия «кирпичных стен» для продолжения инновационной деятельности была решена кардинально. Я отказался от этих стен и учредил Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение «Центр дистанционного образования «Эйдос». Для его деятельности не требовались помещения, арендная плата, мебель и оборудование. Всё это имелось у учеников и педагогов в их личном пользовании. Центр «Эйдос» начал проводить дистанционные эвристические олимпиады, проекты, курсы для педагогов. Сегодня это сложившаяся распределённая организация, в которой 7 кафедр, 30 сотрудников и около 50 оплачиваемых локальных координаторов. Офис Центра «Эйдос» находится в Москве, а участники наших дистанционных мероприятий – в разных городах России и других стран.
В 2011 году учреждён Институт образования человека, я стал его директором и научным руководителем. Для системного решения инновационных задач организована распределённая научная школа, которая ведёт исследования в области человекосообразного образования, издаёт научные сборники, проводит очные, дистанционные и выездные семинары, конференции.
В 1996 году избран академиком Международной педагогической академии.
В 2010 году избран академиком Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского.
В настоящее время веду ряд исследовательских и образовательных проектов. Вместе с коллегами разрабатываем и реализуем инновации: компетентностный подход, развитие одарённости школьников, метапредметное содержание образования, целеполагание и рефлексия учащихся, ситуативное обучение, индивидуальная образовательная траектория, оргдеятельностная технология дистанционных занятий и др. В школах ведём педагогический эксперимент по четырём направлениям: эвристика на уроках, компетенции на уроках, исследования на уроках, коммуникации на уроках. С 2016 года начат комплексный исследовательский проект «Самореализация ученика в обучении».
Самой массовой и эффективной инновацией стали Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, которые я придумал ещё в 1996 году. Сейчас их проведено уже более 700 по всем предметам, а также метапредметным темам. Количество участников перевалило за 250 тыс. человек.
Стали традиционными основанные мною Всероссийские конкурсы «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», а также конкурсы «Современный урок», «Школьный сайт», дистанционная педпрактика, дистанционная ученическая конференция. Вместе с коллегами разрабатываем и проводим множество дистанционных и очных курсов, проектов, как для школьников, так и для педагогов.
Из других проектов назову интернет-журнал «Эйдос», издательство ЦДО «Эйдос» в которых я выступаю главным редактором; интернет-магазин, реализующий электронные книги для педагогов.
Люблю путешествовать, публикую на своём сайте фоторепортажи из разных стран. Пишу статьи и книги по актуальным проблемам педагогики, дистанционного образования.
Другие подробности можно прочитать в книге, которая выпущена к моему 50-летию в 2009 году.