а ведь они могли добраться до большой воды и дать жизнь целой куче маленьких
А ведь они могли добраться до большой воды и дать жизнь целой куче маленьких
Горячий воздух растекался над землёю, становясь видимым, обретал причудливые формы и дразнил воображение миражом* глубокого синего озера.
Сюда, в этот знойный степной уголок, забрели из ча-
Обманувшись миражом, ребята со всех ног бросились к воде, но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишмя кишела мелкими рыбёшками, которые беспомощно разевали рты, изнывая от недостатка воды.
Толстяк Дуйсен, самый младший из четвёрки, радостно заявил:
Поверхность её тут же запестрела от светлых рыбьих брю- шек.
Мырзабек, соображая, отошёл в сторону, бросил взгляд
на лужу и решительно объявил:
— Соорудим канал и соединим эту лужу с озером.
— А когда рыть начнем?
— Не хватало ещё в такое пекло в земле копаться!
Выслушав всех, Мырзабек скомандовал:
— Ну, чего стоим? Айда в аул за лопатами и вёдрами! Тех рыбок, которые не сумеют сами выплыть, перетащим вместе с илом. Пошли!
. Они обливались потом, натруженные ладони нестерпимо горели, а коленки дрожали от напряжения. Особенно страдал Дуйсен: утром он проглотил натощак несколько кусочков солёного курта и теперь умирал от жажды. Мальчишки работали из последних сил, и вскоре по новому руслу устремилась, весело журча, тонкая струйка воды. Глядя на оживших рыбок, которые запрыгали над поверхностью озера, повеселели и ребята и радостно понеслись вдоль берега с громкими криками.
Тех рыбёшек, что без сил остались лежать на дне, мальчишки перетащили в озеро прямо вместе с чёрной густой жижей. Потом посбрасывали с себя одежду и с разбегу плюхнулись в воду. Усталость как рукой сняло.
. Счастливые и довольные, с лопатами и кирками* в руках, друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни.
1. Определи тему и идею рассказа.
2. Придумай к рассказу такое название, чтобы в нём была выражена основная мысль, идея произведения.
3. Найди в тексте описание полудня. С какой целью автор ввёл его? Какие образные средства использовал для описания летнего зноя?
4. Нарисуй словесные портреты героев рассказа. Кто больше всего тебе понравился и почему?
5. Прочитай последние строчки рассказа. Объясни, почему ребята были счастливые и довольные.
Тема: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу»
Тема: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу».
Цели: 1. Создать условия для осмысления темы и идеи произведения; совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения.
2. Содействовать развитию интеллектуальных умений (анализировать, выражать свои мысли, сопоставлять и строить свое отношение к прочитанному).
3. Способствовать воспитанию коммуникативных качеств личности, гуманного отношения к природе, общечеловеческих качеств (доброты), чувства товарищества.
1. Орг. момент (пожелания друг другу удачи).
В качестве девиза на уроке было взято следующее высказывание: Мы в ответе за все живое на планете. (Сент-Экзюпери).
— Найдите ключевые слова.
— Что включает в себя слово «живое»?
— Как вы понимаете данное высказывание?
3. Сообщение темы урока.
— У. Канахин «Как друзья спасали рыбу».
— Предположите, в результате какой сложившейся ситуации друзьям пришлось спасать рыбу.
— Давайте выясним, верны ли наши предположения.
А) Словарная работа. Выброс слов на доску: нещадно, мираж, одуряющая жара, кишмя кишит, кирка.
— Как вы их понимаете?
— Экспертная группа даст нам толкование со словаря Ожегова.
Б) Чтение 1 части (учителем).
— В какое время года и где происходят события?
— Каково состояние природы в данный момент?
— На основе каких слов вы делаете вывод, что было очень жарко?
— С какой целью автор ввел описание полудня?
— Что бы вы делали в такую жару?
— Давайте назовем героев рассказа.
— Предположите действия ребят при виде пересохшей лужи с рыбами?
В) Чтение 2 части( учителем).
— Совпали ли наши предположения с тестом?
— Как хотели распорядиться рыбой Дуйсен и другие ребята?
— Почему действия ребят рассердили Мырзабека?
— Выявите моральные качества, которые проявились у ребят в данной ситуации? (работа проходит в парах с оценочными карточками).
— Проверка: какие моральные качества проявились у ребят в данной ситуации.
— Что подтолкнуло Мырзабека осудить поступок ребят и остановить их действия.
— Как вы думаете, что будет дальше?
Г) Чтение3 части (учителем).
— Какой выход из сложившейся ситуации нашли ребята?
— Дополните словесный портрет героев рассказа. Какие изменения произошли с ребятами и в чем их причина.
— Кто понравился? Почему?
— Заполнение дискуссионной карты.
Да, потому что ….. Вопрос. Нет, потому что………..
Кеулимжая и Дуйсена
— Откройте книгу на стр. 118, найдите последнее предложение. Объясните, почему ребята были счастливые и радостные.
— Как бы вы поступили в такой же ситуации?
— Если бы Мырзабек не остановил друзей то, что бы случилось?
— А если бы они не пошли сегодня спасать, а, например, завтра?
— Прочитайте первую часть, вслушивайтесь в звуки природы, в то, что и как говорят рыбки?
— Закройте глаза, представьте себя на месте рыбок, что чувствуете, расскажите.
— С каким настроением заканчиваем урок?
— Какие эмоции овладевали вами во время урока?
— Были ли у вас в жизни такие ситуации, где вам было стыдно за свои поступки, действия?
Ксп по литературному чтению: М. Пришвин » Лесной ручей»
Тема урока М.Пришвин «Лесной ручей» Оценка твоих достижений
3.3.3.1 Писать творческие работы в форме постера/ проекта/ рекламы/заметки/ презентации
3.1.4.2 Сопровождать речь иллюстрациями/ наглядностью/демонстрацией фотографий/ картин/ приборов
Просмотр содержимого документа
«Ксп по литературному чтению: М. Пришвин » Лесной ручей»»
Маршрутный лист для учащегося
Литературное чтение 4 часть,
ТОО «Алматыкитап баспасы», 2018
М.Пришвин «Лесной ручей». Оценка твоих достижений
научиться: пересказывать подробно или выборочно содержание произведения; читать вслух бегло, сознательно и выразительно; самопроверка твоих достижений по разделу «Вода – источник жизни».
Что ты узнал из прочитанных произведений данного раздела?
Прочитай внимательно текст
1. Определи жанр произведения.
А)стихотворение Б)сказка В)рассказ Г)басня
2. Определи тему произведения
А)путешествие Б)музыка В)дружба Г)жизнь
3. Где происходят события?
А)на дороге Б)в городе В)в лесу Г)на поляне
4. Что встретил ручей на своём пути?
А)цветы Б)животных В)бабочек Г)деревья
5. Чему хотел научить автор?
А)Движение воды Б)Жизнь – это борьба
В)Круговорот воды в природе
Подчеркни в предложениях многозначные слова волнистой линией, а слова, употребленные в переносном значении, обведи красным цветом.
Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. Так жизнь проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней …
Установи причинно-следственную связь.
А) встреча с цветами Б)желание путешествовать В)препятствия на каждом шагу
Раздели текст на части, определи микротемы. Составь план текста и запиши. Подробно перескажи содержание произведения.
Составь соответствия (4б)
1.«Дело было утром. Заяц выскочил из своего логова покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, поколачивая лапку о лапку»
А.«Куда девается вода из моря?»
2. «Тогда волшебник перенёсся в степь и у ног коней беглецов превратился в огромное озеро»
3. «Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»
4. «Всё это и зовут в народе: круговорот воды в природе».
Г.«Откуда берётся вода»
Вспомни изученные произведения, определи их авторов.(4б)
Закончи высказывания. (3б)
«Много веков бурлят и волнуются они, напрасно пытаясь___________»
«А ведь они могли добраться до большой воды и дать жизнь целой куче маленьких __________________________________________________»
«Моря пополняют запас _______________________________________»
10 – 9баллов – «хорошо»
8 – 7 баллов – «у тебя были ошибки»
6 – 5 баллов – пройти повторное тестирование
— Удалось выделить микротемы и разделить текст на части
— Получился подробный пересказ текста, с опорой на план
Обратная связь от учителя
Отправить файл по Кунделик или фото
Литературное чтение 3 класс
Урок №90 Дата проведения
Тема урока М.Пришвин «Лесной ручей» Оценка твоих достижений
3.3.3.1 Писать творческие работы в форме постера/ проекта/ рекламы/заметки/ презентации
3.1.4.2 Сопровождать речь иллюстрациями/ наглядностью/демонстрацией фотографий/ картин/ приборов
Все учащиеся смогут:
— пересказывать выборочно содержание произведения по совместно составленному плану;
— писать творческие работы.
Большинство учащихся смогут:
— пересказывать выборочно содержание произведения свободно или по
совместно составленному плану;
— читать вслух бегло, сознательно и выразительно;
— писать творческие работы в форме заметки.
Некоторые учащиеся смогут:
— пересказывать подробно и выборочно содержание произведения свободно
или по совместно составленному плану;
— читать вслух бегло, сознательно и выразительно, читать по ролям или выборочно;
— писать творческие работы в форме проекта, заметки, презентации.
Работа по учебнику Литературное чтение, часть 4, с 45 – 49.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы оцениваем ваши достижения по теме «Вода – источник жизни»
Открой тетрадь, запиши дату и тему урока «Вода – источник жизни»
Устно, вспомни о смысле высказывания «Вода – источник жизни»…
– Что нового узнал на предыдущих уроках?
– Что понравилось или запомнилось из прочитанных произведений?
Кратко запиши в тетрадь, что нового ты узнал из прочитанных произведений.
Что я узнал?__________________________________________________________________
Задание 3. Прочитай высказывание М.Пришвина. Подумай над его значением.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю…»
Можешь прочитать биографию писателя https: //www.opiq.kz/Kit/Details/18 или в учебнике на стр 98
Задание 4.Познакомься с его произведением (учебник стр 45)
А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом, тут блестящие жучки-вертунки распускают рябь на тихой воде.
Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться; сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и уходящих струй.
Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. Так жизнь проходит то пузырями и пеной, то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.
Дерево давно и плотно легло на ручей и позеленело от времени, а ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком с трепетными тенями бьёт и журчит.
Некоторые травы уже давно вышли из воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья.
Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан…
На пути явилась широкая, приглубная низина. Ручей, не жалея воды, наполнил её и дальше побежал, оставляя жить своей собственной жизнью эту заводь…
Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время. И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание.
Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни – времени…
В борьбе своей у ручья есть усилие: его струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения, что рано ли, поздно ли он попадает в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время и самая-самая жизнь…
Образец СОЧ за 3 четверть по литературе 4 класс
Суммативное оценивание за 3 четверть «Литературное чтение « 4 класс
Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение четверти в рамках обновления содержания образования Республики Казахстан.
Суммативное оценивание проверяет достижение запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
Тестовая спецификация содержит описание суммативного оценивания по предмету «Литературное чтение» в 4 классе.
Документ, определяющий содержание тестовых заданий.
Учебная программа по предмету «Литературное чтение» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (2-4 классы с русским языком обучения)
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 15
3.2. Структура теста
суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорение, второе – на чтение, третье – на проверку письм
СОЧ №3 Литературное чтение 4 класс Ф. И._______________________________________
Суммативное оценивание за 3 четверть. 1 вариант
Ответить на вопросы: ( 3 балла)
2. Где находится грибница?
3. Как дети могут помочь природе?
Составить и записать 3 своих правила поведения на природе ( 3 балла)
Из данных предложений определи гиперболу, олицетворение, эпитеты и распредели по столбикам. (3 балла)
Солнце палило так нещадно, словно сошло с ума. Жара загнала по норам и гнёздам всё живое… Счастливые друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни.
1. Игорь пошел с дедушкой в лес за грибами и ягодами
2. Мальчик разворошил муравейник
3. Разговор деда с внуком
4. Урок на всю жизнь
Составляет и записывает 3 своих правила поведения на природе
Правила поведения на природе составляются самостоятельно
Из данных предложений определи гиперболу, олицетворение, эпитеты и распредели по столбикам.
Из данных предложений определяет гиперболу, олицетворение, эпитеты и распределяет по столбикам.
Придумай рассказ с разворачиванием событий на природе по данному плану.
Записывает творческий рассказ по данному плану пересказа ( возможно чтение учителем примерного текста)
Литературное чтение 4 класс Ф. И._______________________________________
Суммативное оценивание за 3 четверть. 2 вариант
Прочитай рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу» и выполни задания.
Солнце палило так нещадно, словно сошло с ума. Жара загнала по норам и гнёздам всё живое.
Сюда, в этот знойный степной уголок, забрели из аула четверо мальчишек —длиннющий Мырзабек, худой Ербол, крепыш Кеулимжай и светлолицый толстяк Дуйсен. Они слышали не раз, что где-то здесь неподалёку есть озеро с холодной чистой водой. В такую жару нет ничего желаннее искупаться…
Но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишмя кишела мелкими рыбёшками, которые беспомощно разевали рты, изнывая от недостатка воды.
Толстяк Дуйсен радостно заявил:
Вот здорово! Кошке рыбы принесу. — и со всего маха шлёпнул палкой по воде.
И моя собака рыбу любит— протянул кто-то вслед за Дуйсеном.
Мырзабек, соображая, отошёл в сторону, бросил взгляд
на лужу и решительно объявил:
Соорудим канал и соединим эту лужу с озером.
А когда рыть начнем?
Не хватало ещё в такое пекло в земле копаться! Выслушав всех, Мырзабек скомандовал:
Ну, чего стоим? Айда в аул за лопатами и вёдрами! Тех рыбок, которые не сумеют сами выплыть, перетащим вместе с илом. Пошли!
Они обливались потом, а коленки дрожали от напряжения. Мальчишки работали из последних сил, и вскоре по новому руслу устремилась, весело журча, тонкая струйка воды. Глядя на оживших рыбок, которые запрыгали над поверхностью озера, повеселели и ребята и радостно понеслись вдоль берега с громкими криками
Тех рыбёшек, что без сил остались лежать на дне, мальчишки перетащили в озеро. Потом посбрасывали
себя одежду и с разбегу плюхнулись в воду. Усталость как рукой сняло.
Счастливые друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни
Ответь на вопросы и составь свой подобный вопрос. 6 баллов
а. Одобряешь или осуждаешь поступок Дуйсена?
в. Что было бы, если Мырзабек не пресек поступок Дуйсена?
Солнце палило так нещадно, словно сошло с ума. Жара загнала по норам и гнёздам всё живое… Счастливые друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни.
3 Задание ( 6 баллов)
По интернету вам пришло сообщение от иностранца. Запиши это сообщение грамотно.
Дорогие други! Мы приглашать ты в наш страна в гость Мы хотеть показать ты интересное природное явление – северное сияние. Приехать к мы ты мочь на поезд или самолёт. Сообщать, когда мы должен встречать ты.
Отвечает на вопросы и записывает свои вопросы
Вопросы составляются наподобие самостоятельно
Из данных предложений определи гиперболу, олицетворение, эпитеты и распредели по столбикам.
Из данных предложений определяет гиперболу, олицетворение, эпитеты и распределяет по столбикам.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-1078359
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане
Время чтения: 1 минута
Московский международный салон образования начнется 6 октября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год
Время чтения: 1 минута
Путин поручил утвердить требования по инклюзивному образованию
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А ведь они могли добраться до большой воды и дать жизнь целой куче маленьких
Юрий Зотов запись закреплена
Гадкий утёнок.
Г. Андерсен.
I.
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, сено было смётано в стога.
На самом солнцепёке блестел окошками старый дом, окружённый глубокими канавами. От стен его до самой воды рос лопух, да такой высокий, что маленькие дети могли прятаться под его листьями.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в самом густом лесу. И вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она давно, и ей это порядком надоело.
Наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
— Пип, пип!—сказали они.
— Кряк, кряк!—ответила утка.
Утята выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха. Мать не мешала им: зелёный цвет полезен для глаз.
— Ах, как велик мир! — сказали утята.
Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем тогда, когда они лежали в своей скорлупе.
— Так вы думаете, что тут и весь мир? — спросила мать.— Ну, нет, он тянется ещё далеко по ту сторону сада и доходит до самых полей. Только там я и сама ещё ни разу не была. Ну, что, все уже выбрались? — спросила она, вставая на ноги.— Ах нет, не все, самое большое яйцо ещё целёхонько. Да когда же это кончится?
И она снова уселась.
Наконец лопнуло и большое яйцо. Утёнок так и вывалился из скорлупы. Но какой же он был большой и гадкий! Посмотрела на него утка и сказала:
— Ужасно велик! И совсем не похож на моих других детей.
Какой-то серый. Уж не индюшонок ли это, чего доброго?
II.
На другой день погода была отличная. Утка со всей своей семьёй отправилась к ближайшей канаве.
Бултых — и она очутилась в воде и, повернув голову к берегу, позвала за собой утят. Утята, недолго думая, один за другим бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головой; но они сейчас же вынырнули и поплыли вперёд. Даже гадкий серый утёнок не отставал от других.
— Ну, детки, пойдёмте теперь со мною,— сказала утка, выходя на берег.— Я представлю вас всему птичьему двору. Только смотрите, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Скоро она с утятами добралась до птичьего двора.
Утята всем очень понравились, только бедному утёнку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
— Он слишком велик! — говорили все.
А индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому считал себя важной особой, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утёнку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, куда деваться.
И надо же ему было уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеётся над ним!
Так прошёл первый день, а потом утёнку стало ещё хуже.
Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка съела тебя, урод!
А мать то и дело повторяла:
— Не попадайся мне на глаза, долговязый!
Утки щипали его, куры клевали, девочка, кормившая птиц, отталкивала его ногой.
III.
Наконец утёнок не выдержал. Он перелетел через забор и побежал куда глаза глядят. Маленькие птички, сидевшие на ветках, в испуге разлетелись. «Это оттого, что я такой гадкий»,— подумал утёнок.
Он бежал всё дальше и дальше и, наконец, добрался до большого болота, где жили дикие утки. Тут он провёл всю ночь.
Бедняга устал, и ему было очень грустно.
Утром дикие утки проснулись и увидели нового товарища.
— Ты что за птица? — спросили они. Утёнок только поворачивался во все стороны и кланялся, как умел.
— Ты ужасно дурён,— сказали дикие утки,— но это нам всё равно. Только бы ты не лез к нам в родню.
Но он вовсе и не думал об этом. У него было одно желание: жить потихоньку в камышах испить болотную воду.
Так просидел он в болоте два дня. В это время прилетели туда два диких гуся, тоже недавно вылупившихся из яйца.
— Послушай, дружище,— сказали они,— ты такой смешной, на тебя смотреть весело. Хочешь жить с нами и быть перелётного птицей?
«Пиф! Паф. » — раздалось в эту минуту, и оба диких гуся упали в камыши мёртвыми; вода покраснела от крови.— «Пиф! Паф. » — раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась из камышей. Выстрел раздавался за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них засели даже в нависших над болотом ветвях деревьев. Синеватый дым, точно облачко, окутывал деревья и стлался над водой.
По болоту рыскали охотничьи собаки, слышался громкий лай, камыш и осока качались из стороны в сторону. Бедный утёнок был ни жив ни мёртв от страха. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним очутилась охотничья собака с высунутым языком и сверкающими глазами. Она посмотрела на утёнка, оскалила острые зубы и побежала дальше.
«Не тронула! — подумал утёнок и перевёл дух.— Видно, я такой безобразный, что даже собаке противно съесть меня».
И он притаился в камышах и пролежал, не шевелясь, всё время, пока продолжалась охота.
IV.
Только к вечеру стихла пальба. Бедный утёнок осмелился встать, огляделся вокруг и пустился в дорогу — по полям и лугам.
Дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться.
К ночи он добрался до маленькой, убогой избушки. Избушка была ветхая: казалось, она только потому и держится, что не знает, на какую сторону упасть. Дверь избушки соскочила с одной петли и висела так криво, что сквозь щель можно было легко пробраться внутрь. Утёнок и пробрался.
В избушке жила старушка с курочкой и котом.
Утром кот и курочка заметили утёнка; кот замурлыкал, а курочка закудахтала.
— Что там такое? — спросила старушка и оглянулась.
Сослепу она приняла утёнка за жирную утку.
И она решила оставить бездомную птицу у себя.
По целым дням сидел бедный утёнок в углу пригорюнившись.
Как-то раз дверь широко отворилась, и в комнату ворвался свежий воздух и яркий солнечный свет. Утёнку так сильно захотелось поплавать по воде, что он не мог удержаться, чтобы не сказать об этом курочке.
— Это что за новости,— сказала она.— Тебе делать нечего, вот и лезут в голову разные глупости. Неси яйца, как я, или мурлычь, как наш кот,— ты и забудешь про эти пустяки.
— Нет, я, кажется, уйду бродить по белому свету,— сказал утёнок.
— И хорошо сделаешь! — сказала курочка.
И утёнок ушёл. Он плавал и нырял вниз головой, но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и отгоняли его прочь, потому что он был очень некрасив.
V.
А между тем наступила осень; листья в лесах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. Сделалось очень холодно, по небу ходили тучи, на заборе громко каркала от холода ворона. Плохо приходилось бедному утёнку!
Раз вечером, на закате солнца, из-за леса поднялась целая стая чудных больших птиц, белых, как снег, с длинными, стройными шеями; это были лебеди. С криками, похожими на звуки трубы, они взмахнули своими широкими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море.
Они поднялись высоко-высоко, а бедного утёнка охватила непонятная тревога. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, что сам испугался. Когда прекрасные птицы скрылись из виду, он нырнул, сам не зная для чего, на дно, выплыл опять и долго не мог опомниться. Он не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете.
VI.
Зима в этом году была холодная. Утёнок должен был плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем. Но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась всё меньше и меньше. Наступили сильные морозы.
Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья утёнка в эту суровую зиму.
Наконец солнышко опять пригрело землю. Запели жаворонки.
Вернулась весна.
Утёнок выбрался из камышей, где прятался всю зиму, и полетел. Крылья его теперь были куда крепче прежнего они зашумели и быстро понесли его вперёд. Не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; сирень склоняла душистые ветви над извилистым каналом.
Ах, как здесь было хорошо, как пахло весною!
И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде.
Утёнок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.
«Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но всё равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур да терпеть холод и голод зимой».
И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидев его, замахали крыльями и тоже поплыли к нему.
— Убейте меня!— сказал бедный утёнок и низко опустил голову.
И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё собственное отражение. Но теперь он был уже не гадким серым утёнком, а белым лебедем.
А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами.
В это время в сад прибежали дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый младший из них закричал:
— Новый прилетел! Новый прилетел!
Дети обрадовались и позвали на берег своих родителей.
Взрослые и дети столпились на берегу и любовались величавыми белыми птицами, которые тихо скользили по воде канала.
И все в один голос говорили:
— Новый лебедь лучше всех! Он самый стройный, самый красивый!
И старые лебеди склонили перед ним свои гордые шеи.
А он смутился и спрятал голову под крыло. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним, когда он был ещё гадким утёнком. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик.
Вопросы и задания.
1. Какие неприятности и огорчения пришлось пережить утёнку, пока он рос?
2. Почему так жестоко обижали утёнка все обитатели птичьего двора и птичница?
3. Почему они не могли понять, кто такой гадкий утёнок?
4. Когда он почувствовал себя счастливым?
5. Назовите каждую главу сказки.
6. Прочитайте эту сказку по ролям: читайте за утку, за утят, за индюка, за гадкого утёнка, за старушку, за курочку, за детей.
Весенняя гроза.
Ф. Тютчев.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный—
Всё вторит весело громам.
Перлы — блестящие, как жемчуг, капли.
Вопросы и задания.
1. Что в стихотворении сказано про весенний гром?
2. Что сказано про дождик, про солнце?
3. Замените слова вторит, поток другими словами, близкими по смыслу.
4. Расскажите о своих наблюдениях во время грозы.
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
Первое мая.
С. Маршак.
Сегодня — лучший день весны,
Сегодня Первомай.
Оркестры дальние слышны,
В цветных флажках трамвай.
Взлетает лёгкий красный шар
Под самый небосклон.
Пылают буйно, как пожар,
Полотнища знамён.
Плывут знамёна на парад.
Внизу скользит их тень.
А много лет тому назад,
В такой же майский день,
Колонны шли, как на войну,
И, замедляя шаг,
Выбрасывали в вышину
Запретный красный флаг.
Сегодня тканью огневой
Расцвёл Советский край.
И громы пушек над Москвой
Встречают Первомай!