а я иду шагаю по москве актеры фото и имена
Актеры фильма «Я шагаю по Москве»: 55 лет спустя
Премьера фильма «Я шагаю по Москве» состоялась в 1963 году на открытии главной киноплощадки СССР — столичного кинотеатра «Россия». Ленту режиссера Георгия Данелии увидели в прокате более 20 млн человек. Ироничный и легкий фильм создал благодатную почву для пешеходных экскурсий по Москве. По сей день гиды показывают гостям столицы, где снимали ключевые сцены.
Картину-символ эпохи советской «оттепели» создали по сценарию Геннадия Шпаликова. А стихи на знаменитую одноименную песню Шпаликов стремительно написал прямо на съемочной площадке. Первым исполнителем хита 60-х выступил юный Никита Михалков — в финале фильма. Позже шлягер спели дуэтом Людмила Сенчина и Эдуард Хиль. Автором музыки стал композитор Андрей Петров.
Список имен актеров фильма «Я шагаю по Москве», их роли и фото — в материале редакции 24СМИ.
Никита Михалков (1945)
В фильме «Я шагаю по Москве» 18-летний Никита Михалков впервые сыграл главную роль — Колю, получив ее благодаря рекомендации Геннадия Шпаликова. Годы спустя Михалков назвал дебют у Данелии «счастливым свободным полетом».
Яркий старт позволил Никите Сергеевичу стать знаменитым актером, режиссером, сценаристом и продюсером. В том или ином качестве участвовал в создании хитов «Утомленные солнцем», «Вокзал для двоих», «Сибирский цирюльник», «Жмурки», «Легенда №17», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». С 1998 года работает председателем Союза кинематографистов России.
Алексей Локтев (1939-2006)
Алексей Локтев снялся в двух фильмах, затем получил роль Володи Ермакова. Окончив ГИТИС, одновременно с киносъемками работал в Московском драмтеатре им. Пушкина. Лента «Я шагаю по Москве» не проложила большую дорогу в кино Локтеву, который затем снимался все реже и, как правило, в эпизодах. В фильмографии Алексея всего 18 работ.
Тяготея к театральной сцене, в 90-е актер открыл собственный «Театр Алексея Локтева». Поставил спектакли о трагически убитых поэте Николае Рубцове и певце Игоре Талькове. Жизнь Локтева оборвалась так же внезапно — в автокатастрофе на Дальнем Востоке, куда актер приехал на кинофестиваль.
Евгений Стеблов (1945)
Для Евгения Стеблова роль Саши Шаталова стала первой ролью в кино и «визитной карточкой». Впоследствии часто снимался у Михалкова, например, в «Рабе любви» и «Сибирском цирюльнике». Выступает в театре с 1966 года, стал режиссером ряда спектаклей. Написал повесть, озвучивает мультфильмы, появляется на ТВ. Так, в 2001 году Стеблов стал ведущим телеигры «Клад графа N».
Галина Польских (1939)
Роль продавщицы грампластинок Алёны также досталась Галине Польских на заре карьеры и стала путевкой в киножизнь. В дальнейшем почти всегда появлялась в положительных образах, сыграв на экране 152 роли. На счету Польских — «Тени исчезают в полдень», «Ёлки-палки!», три части «Любить по-русски», киножурнал «Ералаш», сериалы «Доктор Живаго» и «Петербургские тайны».
В 2017 году снялась сразу в трех сериалах — «Чисто московские убийства», «Волшебник» и «Портрет второй жены». Польских очень долго отказывалась от ролей в театре, в итоге дебютом стал спектакль «Держись, Голливуд!». В числе недавних работ — антреприза «Хочу купить вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова.
Ирина Мирошниченко (1942)
Актриса театра и кино, певица Ирина Мирошниченко также дебютировала в ленте Данелии. Роль Кати, сестры Николая, досталась ей еще на третьем курсе школы-студии МХАТ. В дальнейшем всю жизнь работала только в этом театре, часто блистая в постановках по пьесам Антона Чехова. В 1980-х пела в новогодних «Голубых огоньках».
В кино снялась у Андрея Тарковского в «Андрее Рублёве» и у Андрея Кончаловского в «Дяде Ване». Также на счету Мирошниченко — «Кремлёвские куранты», «Вам и не снилось…», «Тайны мадам Вонг», «Клюква в сахаре», а также «Зимняя вишня» — вторая, третья и, вышедшая в 2018 году, четвертая части.
Любовь Соколова (1921-2001)
Любовь Соколова начала сниматься с 1941 года и пришла на роль матери Коли уже опытной актрисой. До съемок в «Я шагаю по Москве» успела сыграть роли в «Повести о настоящем человеке», «Тихом Доне» по роману Михаила Шолохова и «Балладе о солдате» Григория Чухрая.
Прожила в браке с режиссером Георгием Данелией 26 лет, снялась в 389 фильмах, в том числе — «Ирония судьбы, или с легким паром!» и «Стрингер» с Сергеем Бодровым.
Владимир Басов (1923-1987)
Владимир Басов получил эпизодическую роль полотёра в писательской квартире, будучи уже известным кинорежиссером. Сцену сочиняли на ходу, на поиски актера не было времени, и Данелия попросил сняться коллегу. Так широкая публика увидела лицо Басова, снимавшего фильмы еще с 1954 года.
Далее Басов сыграл яркие роли в картинах «Операция «Ы»», «Мимино», «Тегеран-43». Одна из самых запоминающихся — Дуремар в «Приключениях Буратино». В телефильме «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова выступил сразу режиссером, сценаристом и актером.
Ролан Быков (1929-1998)
Попавшего под гипноз Коли прохожего сыграл Ролан Быков, на счету которого тогда было уже два десятка ролей. Этот эпизод не оказал влияния на дальнейшую карьеру Ролана, снискавшего со временем заслуженную славу актера, режиссера театра и кино. Прославился Быков позже такими фильмами, как «Вызываем огонь на себя», «Служили два товарища» и «Чучело» с Кристиной Орбакайте.
За кадром фильма «Я шагаю по Москве»: Почему съемки несколько раз оказывались на грани срыва
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История фильма началась с того, что к режиссеру Георгию Данелии однажды пришел поэт и сценарист Геннадий Шпаликов и заявил, что у него есть новый сюжет и нужно срочно приступать съемкам. На самом деле на тот момент в его воображении родился всего один эпизод: « Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?», – снова спросил я. «А дальше придумаем», – ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом «Я шагаю по Москве ».
Вскоре сценарий был дописан, но с его утверждением возникли проблемы: на тот момент Шпаликов работал еще и над фильмом «Застава Ильича», и его обвиняли в том, что он изобразил троих бездельников, которые не знают, как им жить и к чему стремиться. Хрущев назвал этот фильм идеологически вредным. А тут в новом сценарии «безыдейные» герои опять «шагали по Москве» без цели и без дела. Претензий была масса: « Мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел ». Для того, чтобы прояснить зрителям смысл фильма, потребовали ввести дополнительный эпизод.
Фильм показался комиссии бесконфликтным, слишком оптимистичным, показывающим только положительные стороны жизни. Тогда режиссер и сценарист ввели в сценарий нового персонажа – полотера, выдававшего себя за писателя, критически настроенного и всем недовольного. Он читает сценарий Володи и высказывает ему то, что Данелия и Шпаликов выслушали от своих цензоров. А Володя говорит ему в ответ то, что говорили они в ответ на критику. Сначала на эту роль пригласили Рудольфа Рудина, но он не смог принять участия в съемках, и вместо него снимали Владимира Басова – это был его актерский дебют. В результате фильм все-таки утвердили.
В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров: на роль Володи проходил пробы Виталий Соломин, но его не утвердил худсовет. Алексей Локтев прошел пробы и приступил к съемкам, но его отозвали со съемок из-за занятости в гастролях. После того, как режиссер посмотрел на других претендентов, все же решил дожидаться Локтева с гастролей. Продавщицу грампластинок должна была сыграть Наталья Селезнева, с ней уже сняли несколько сцен, но худсовет в результате проголосовал за Галину Польских. А Селезнева через несколько лет прославилась благодаря роли Лиды в «Приключениях Шурика». На роль Саши тоже был утвержден другой актер, но в последний момент все же решили снимать Евгения Стеблова.
Только Никиту Михалкова утвердили сразу же – благодаря тому, что Шпаликов был другом Андрона Кончаловского. Но и тут съемки оказались под угрозой срыва из-за того, что Михалков потребовал повысить его ставку. Тогда режиссер пошел на хитрость: несмотря на то, что многие эпизоды с его участием были уже отсняты, Данелия заявил о том, что они будут дальше работать с другим актером. Михалкову пришлось уступить. Проблемы возникали и с Роланом Быковым, который на тот момент завершал монтаж собственного фильма и постоянно опаздывал на съемки. Однажды график пришлось перекраивать из-за Евгения Стеблова – его вместе с другими студентами Щукинского училища отправили работать на овощебазу, и там ему зарядили в лицо картофелиной. Губа так распухла, что вернуться к съемкам актер смог только через 10 дней.
Первоначально слова знаменитой песни звучали так: « Я шагаю по Москве, как шагают по доске », но режиссер забраковал этот вариант, и Шпаликов тут же, во время подготовок к съемкам, предложил новый. Его мы и слышим в окончательной версии.
Георгий Данелия стал первым режиссером, снявшим фильм в жанре лирической комедии. Он рассказывал: « В Госкино после просмотра нам опять сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», – сказали мы. Почему-то считается, что комедия может быть ни о чем. «А почему не смешно?» «Потому что это лирическая комедия». Мы написали. Так возник новый жанр – лирическая комедия ».
Премьера фильма состоялась в январе 1964 г., и с тех пор он считается одним из лучших фильмов Данелии и классикой советского кинематографа. Об этой работе режиссер и спустя годы вспоминает с особенной теплотой: « Мне приятно, когда этот фильм хвалят. Он мне и сегодня нравится. Но понимаю. Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было. Если бы не камера Вадима Юсова – фильма бы не было. Если бы не музыка Андрея Петрова, если бы не обаяние молодых актеров – фильма бы не было. А если бы меня не было. ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Содержание фильма «Я шагаю по Москве». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Лирическая комедия от режиссера Георгия Данелия.
Идея фильма «Я шагаю по Москве» начала оформляться после того, как молодой сценарист Геннадий Шпаликов изложил Георгию Данелии предварительный замысел новой картины: во время дождя по городской улице босиком, размахивая туфлями, идёт девушка; следом за ней медленно едет промокший велосипедист. Никаких других задумок, развивающих сюжет, у Геннадия в тот момент ещё не было, однако сцена «под дождём» оказалась тем камертоном, который в конечном итоге определил стилистику и интонацию будущей ленты. Её создатели к началу совместной работы уже имели определённый кинематографический опыт: Данелия успел выпустить фильмы «Серёжа» и «Путь к причалу», Шпаликов пережил длительную цензурную тяжбу из-за картины «Застава Ильича», снятой по его сценарию Марленом Хуциевым.
В марте 1963 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв во время встречи с интеллигенцией заявил, что знакомство с материалами «к кинофильму с весьма обязывающим названием» показало: «Застава Ильича» заполнена «неприемлемыми, чуждыми для советских людей идеями». Выступление Хрущёва стало сигналом для чиновников, которые и ранее считали, что в ленте Шпаликова и Хуциева имеются идеологические просчёты; в итоге после многочисленных переделок и удаления ключевых сцен картина вышла на экраны под названием «Мне двадцать лет».
На роль молодожёна-призывника Саши изначально был утверждён некий «парень» по имени Игорь. Также рассматривалась кандидатура Владимира Грамматикова, но его, как и его героя, забрали в армию. Через некоторое время ассистент по актёрам Лика Авербах привела в павильон второкурсника Щукинского училища Евгения Стеблова. Этот исполнитель, по утверждению Авербах, был по своей органике ближе к образу Саши.
Сам Стеблов писал в книге воспоминаний, что хождение по «Мосфильму» с «неясной целью» было одним из тех приёмов, которыми пользовались студенты театральных вузов. В один из дней им посоветовали подойти на просмотр в киногруппу фильма «Я шагаю по Москве». Там второй режиссёр Маргарита Чернова вручила Стеблову сценарий фильма. Затем состоялась запись пробного эпизода «Жених на свадьбе». Так произошла замена исполнителя.
Разрешение на съёмки в Щукинском училище давали нечасто и лишь в исключительных случаях. В ситуации со Стебловым решение должен был принять ректор Борис Захава. Он в ту пору снимался в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Бондарчук, в своё время исполнивший главную мужскую роль в картине «Серёжа», был связан с Данелией добрыми отношениями. Благодаря этой цепочке взаимных договорённостей Стеблов и получил возможность участвовать в съёмках «Я шагаю по Москве».
Ирина Мирошниченко рискнула сняться в эпизоде картины без разрешения деканата, думая, что фильм будет «проходным». На общих основаниях она прошла кинопробы и была утверждена режиссёром на роль старшей Колиной сестры Кати. После выхода «Я шагаю по Москве» на экраны Мирошниченко за нарушение правил едва не была отчислена, и только общее собрание курса заменило её исключение «строгим выговором».
Именно её ноги показаны на экране. Образ парня-велосипедиста, едущего за незнакомкой с зонтом, был создан двумя исполнителями. Фамилия первого неизвестна, вторым оказался студент ВГИКа Олег Видов. Роль человека, «загипнотизированного» Колькой в парке, сыграл Ролан Быков. Сам будучи режиссёром, монтировавшим в ту пору картину «Пропало лето», он во время съёмок непрестанно импровизировал, предлагая разные варианты раскрытия образа своего персонажа. В небольшой роли девушки, рисующей лошадь, снялась студентка Щепкинского училища Инна Чурикова.
Практически все актёры, снимавшиеся в небольших ролях и эпизодах, создали запоминающиеся образы. Актриса Любовь Соколова, сыгравшая мать Кольки, выступила в том амплуа, которое в дальнейшем за ней закрепилось: «мама номер один» в советском кино. Инна Чурикова, исполнившая роль посетительницы парка, создала образ немного напуганной девушки-простушки, неожиданно для себя победившей в конкурсе «кто быстрее нарисует лошадь».
кадры из фильма «Я шагаю по Москве»
Режиссер: Георгий Данелия;
Сценарист: Геннадий Шпаликов;
Оператор: Вадим Юсов;
Композитор: Андрей Петров;
Художник: Александр Мягков;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1963;
Премьера: 11 апреля 1964
Бежит Садовое кольцо: как Данелия снял главный фильм о Москве
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Как известно, история самого известного фильма о Москве началась с идеи, которая вполне подошла бы для прекрасной лирической короткометражки:
Георгий Данелия, режиссер:
— Ко мне пришел Гена Шпаликов и говорит: «Я классный сюжет придумал. Давай кино снимем?». Я спросил, какой сюжет. «Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?», — снова спросил я. «А дальше придумаем», — ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом «Я шагаю по Москве».
Вот так. Это потом уже Шпаликов придумал и Кольку-метростроевца и сибирского монтажника Володю, Сашу с невестой и Алену из магазина пластинок, боксера Асту на Чистых прудах и писателя-полотера и все остальное. А сцена с босой девушкой и велосипедистом так и осталась одним, пусть даже и самым лирическим, эпизодом фильма.
С утверждением сценария тоже возникли проблемы. Шпаликов в то же время параллельно работал над картиной Хуциева «Застава Ильича», еще на стадии съемок попавшей под перекрестный огонь критики в том числе и со стороны Хрущева: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии!».
И тут от Шпаликова на худсовет приносят еще один сценарий «просто фильма о Москве», в котором в качестве главных героев выведены все те же «безыдейные» молодые люди. Картину стали тормозить под самыми разными предлогами: «мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел». Данелия эти мытарства вконец надоели, и он решил обратиться через все головы к первому заместителю председателя Госкино Баскакову. Тот оказался в неожиданно хорошем расположении духа, поэтому его диалог с режиссером вышел предельно лаконичным:
Но даже когда были отсняты и проявлены первые метры кинопленки, мосфильмовские идеологические бонзы продолжали ставить палки в колеса. После просмотра уже отснятого материала, на худсовете заявили, что в фильме не хватает эпизода «уточняющего смысл». В кои-то веки у Данелия создалось точно такое же впечатление и они со Шпаликовым устроили мозговой штурм, причем как раз в тот день, когда тому надо было забирать свою жену из роддома. Эпизод с полотером, выдающим себя за писателя, был сочинен во время перекура на лестнице на крышке коробки из-под праздничного торта. В реплики полотера Шпаликов вложил всю критику, звучавшую в адрес «Заставы Ильича» и первой версии сценария «Я шагаю по Москве». В таком виде фильм и утвердили.
Режиссер Георгий Данелия, 1978 год. Фото: ИТАР-ТАСС
С Польских на пробах тоже вышла забавная история. В день, когда ее привели в кабинет Данелия, великий режиссер страдал от болей в спине и по этой причине принимал посетителей лежа на диване. Не успела Галина переступить порог, как он запротестовал: «Нет, беленькая нам не подходит». Смущенную актрису тут же поволокли в салон красить. Брюнеткой она Данелия тоже не понравилась – «верните все как было», потребовал он. Но на роль ее все-таки утвердили.
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Полотера должен был сыграть Рудольф Рудин, еще не ставший паном Гималайским из «Кабачка 13 стульев», но по неизвестной причине он отказался. Вместо него позвали Владимира Басова.
Больше всех не повезло неизвестному, буквально с улицы взятому пареньку, которому уже пообещали роль Саши. Мир кино жесток к неудачникам и от него не осталось даже фамилии. Данелия помнит только, что звали его Игорем, и что на пробах он немного заикался. По сюжету Саша должен был, готовясь к службе в армии, постричься под ноль, так что Игоря обкорнали, а для тех эпизодов, где его герой должен был ходить с волосами, ему сделали парик. И тут ассистентка привела на картину Евгения Стеблова, студента Щукинского училища, который в то время бродил по коридорам «Мосфильма» в поисках случайной подработки. Его утвердили на роль, а Игорь, когда ему позвонили сообщить об отказе, целый час поносил всю съемочную группу «и ни разу не заикнулся».
И лишь Никита Михалков сразу пришел на роль Коли, благодаря дружбе Шпаликова с Андроном Кончаловским. Данелия не захотел ссориться со своим сценаристом и взял юное дарование на картину. В результате каждый получил что хотел: Данелия – отличного Колю, а Михалков – главную роль в 18 лет.
А дальше начались съемки с их вечными проблемами и курьезами.
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Больше всего проблем на съемках создавал Ролан Быков, который как раз в это время завершал монтаж своего фильма «Пропало лето». Из-за этого он постоянно опаздывал на съемки у Данелия, и тому несколько раз приходилось садиться за руль, мчаться на другой конец города и буквально силком выдергивать своего актера из-за монтажного стола. На съемочной площадке Быков тут же начинал «включать режиссера»:
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Приемочная комиссия поражалась тому, как у оператора Юсова получились кадры с панорамами Москвы сверху. В те времена снимать с вертолета запрещалось, а в каждом высотном здании сидел военный комендант, который мог не пустить туда даже киношников. Группа каждый раз придумывала какие-то партизанские способы и все-таки пробиралась с камерами на крыши нужных «высоток».
В первой половине октября весь график съемок пришлось перекраивать из-за Стеблова. На следующий день после работы над эпизодом в отделе грампластинок, его вместе со всем курсом «Щуки» отправили помогать на овощебазу, а там студенты стали дурачиться и кидаться друг в друга картофелинами. Стеблов в этих игрищах молодецких не участвовал, но именно ему здоровенная картошина, отскочив от стены, угодила в лицо. Губа распухла так, что молодой актер смог вернуться на площадку только через десять дней.
11 ноября оператор фильма Вадим Юсов выехал на Садовое кольцо, чтобы отснять несколько городских планов. Это были последние натурные съемки в картине, погода уже откровенно портилась и группе пора было перебираться в павильон и заканчивать. Следующей была сцена в отделе пластинок, которую изначально хотели снимать в ГУМе, но Даннелия настоял на павильоне «Мосфильма» и декорациях, чтобы группу не отвлекали зеваки.
12 ноября в 6-м павильоне сняли всего лишь один кадр в декорации «отдел пластинок». 18 ноября снимали сцены в «Зеленом театре» (тоже в декорациях), где Колька участвует в соревнованиях по рисованию и побеждает, быстрее всех изобразив лошадь. Именно в тот день был снят крохотный эпизодик с участием Инны Чуриковой, который стал ее первой «большой» ролью в отечественном кино. И завершились съемки 25-27 ноября, как раз той самой сценой с полотером.
Потом были монтаж, предпремьерный показ и, наконец, сама премьера, а на следующее утро все причастные к фильму «Я шагаю по Москве» проснулись знаменитыми. Фильм получил множество призов, был «навсегда вписан в историю золотыми буквами» и так далее. А для нас он остался пронизанной летним солнцем и ощущением радости черно-белой фотографией 1960-х, какими они, наверное, казались всем, кто тогда жил, пел, влюблялся, ел мороженое на Чистых прудах и ходил в кино. Правда, буквально через несколько лет эпоха «оттепели» закончится и у мальчишек с горящими глазами наступит горькое разочарование. Некоторым, впрочем, пришлось его пережить гораздо раньше.
Через несколько лет после премьеры Данелия получил письмо от девушки из одного далекого городка. Посмотрев «Я шагаю по Москве», она накопила денег и поехала в тот красивый и добрый город, который увидела на экране. И за один день получила разом всю порцию столичного «гостеприимства наоборот»: в гостиницу не попала, ночевала на вокзале, деньги украли, забрали в милицию, как проститутку… Данелия редко отвечал на письма зрителей, но той девушке все-таки написал: «Москву мы показали такой приветливой. Но, к сожалению, она бывает и другой, — вам не повезло…».
О тех, кому не повезло уже в наши дни, Данелия хочет снять продолжение. Говорит, что даже придумал эпизод для Никиты Михалкова: постаревший Коля будет стоять в переходе и петь знаменитую песню, а прохожие будут кидать ему монетки. Остается только надеяться, что «Я шагаю по Москве-2» все-таки будет снят и что он не получится таким же откровенно провальным, как все прочие сделанные до сих пор сиквелы советской киноклассики.
— Когда Шпаликов пришел к Данелия со своим эпизодом про девушку на велосипеде, он пришел не с пустыми руками, а с бутылкой шампанского, чтобы, если идея понравится, тут же на месте и «обмыть» будущий фильм. Открывая напиток, сценарист забыл придержать пробку и из горлышка хлестнул фонтан – прямо на новые обои. Из соседней комнаты вышла мать режиссера Мэри Анджапаридзе и устроила обоим страшный нагоняй. А Шпаликов обрадовался: «Хорошая примета!». Время показало, что он был прав.
— Персонаж Михалкова стал Колей не просто так, а в честь старшего сына режиссера – Николая Соколова-Данелия.
— В Москве нет Строительного переулка и никогда не было. Есть улица Строителей и Строительный проезд. В «роли» Строительного снимался совсем другой переулок – Кривоарбатский. Если присмотреться внимательнее, то в некоторых кадрах на заднем плане можно увидеть высотку МИДа.
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
— Кафе-«стекляшки», в котором Колин сосед моет стекла и учит английский язык, в Кривоарбатском переулке тоже никогда не было. А то, что мы видим в начале фильма, – это построенная специально для съемок декорация, состоявшая всего из двух стен. Благодаря блестящей работе оператора Владима Юсова возникает полная иллюзия, что киношники и впрямь использовали для съемок самую настоящую уличную «стекляшку» 1960-х.
— Фасад дома, в котором по сюжету должен был проживать Коля-Михалков, съемочная группа решила перекрасить. Привезли маляров, приступили к работе – а жители дома обиделись и накатали на Данелия и его подчиненных жалобу в Моссовет: «Вы фасад подновили, а начальство поедет мимо, решит, что у нас все в порядке, и капитальный ремонт нам делать не будет».
— Показом «Я шагаю по Москве» открылся только что построенный главный московский кинотеатр «Россия», а в самом фильме Володя с Сашей идут по его прогулочной галерее, происходит пародийный диалог: «Ты меня любишь? Да-да или да-нет?».
История одной песни
Главную песню для фильма сочиняли так:
Узрев тень блудного сценариста Данелия поинтересовался: «Слова написал?» — «Нет», — развел руками Шпаликов. «Тогда пиши», — приказал ему режиссер. «Что?», — Шпаликов не расслышал слов из-за проезжавшей мимо машины. Тут Данелия взял в руки мегафон и заорал на всю площадь: «Слова, говорю, сочиняй!» — «Первая строчка уже есть», — сообщил ему Шпаликов и продекламировал: — «Я шагаю по Москве, как шагают по доске. » — «Не пойдет, — замахал руками Данелия. — Эти стихи на музыку не ложатся. Сочиняй новые. Если не сочинишь, в ресторан не пойдем».
А песня с тех пор стала всенародно любимым шлягером и кто только ее не пел:
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Это не считая всевозможных «переделок», например, марша для духовых оркестров, регулярно звучавшего в московских парках по праздникам и песен на ту же тему от группы «Бахыт-Компот» и Васи Обломова.