а я коменский годы жизни
Ян Амос Коменский
чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики
Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský), великий чешский педагог, родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Его родители были протестантами. Он учился в братской школе, а после смерти отца продолжил образование в латинской школе и Херборнской академии.
Поступив в Гейдельбергский университет, Коменский начал работу над созданием энциклопедии «Театр всех вещей» и полным словарём чешского языка.
Будучи учителем братской школы, он начал писать дидактический труд, но в связи с гонениями со стороны католиков уехал в Польшу, где преподавал в гимназии и продолжал работу над «Великой дидактикой».
Коменский является автором нескольких учебников по языкознанию, физике и астрономии, руководства по семейному воспитанию «Материнская школа».
В 1650 году он стал организатором школьного дела в Венгрии, где попытался создать школу нового типа, обучение в которой длилось семь лет, и у каждого класса были свои учителя, учебники и учебные комнаты. Ему удалось организовать только три класса из семи.
Коменский старался оживить процесс обучения, вызвать интерес детей к знаниям, широко применяя метод драматизации. Он является автором первого в мировой истории учебника с иллюстрациями («Мир чувственных вещей в картинках», 1658), которые представляли собой неотъемлемую часть учебных текстов. Этот учебник выдержал множество переизданий и использовался при обучении вплоть до конца 19 века.
Последние годы жизни Ян Амос Коменский провел в Амстердаме и посвятил их борьбе за мир. Умер педагог 15 ноября 1670 года.
Ян Амос Коменский
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Великая дидактика Яна Амоса Коменского:
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».
В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.
С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.
Образование юношества должно начинаться рано.
У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.
Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.
Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.
Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
Всё последующее должно опираться на предыдущее.
Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
«Школа без дисциплины есть мельница без воды»
Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.
9 правил искусства обучения наукам Яна Амоса Коменского:
1.Всему, что должно знать, нужно обучать.
2.Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
3.Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
4.Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
5.Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
6.Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
7.Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
8.На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
9.Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.
16 правил искусства развивать нравственность Яна Амоса Коменского:
1.Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2.Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3.Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
4.Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5.Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
6.Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7.Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
8.Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9.Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
10.Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
11.Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
12.Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
13.Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
14.Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
16.И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.
Коменский, Ян Амос
Содержание
Биография и деятельность
Родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Семья
Философские воззрения
По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Педагогическая система Я.А. Коменского
Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.
В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
Великая дидактика
Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.
Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения
Глава 18 Основы прочности обучения и учения
Глава 26 О школьной дисциплине
Биография Яна Амоса Коменского
Ян Амос Коменский (Jan Amos Komenský, 1592-1670) – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.
Детство
Ян Коменский родился 28 марта в небольшом городке Нивнице. Его родители были очень религиозными людьми и полностью посвящали себя церкви, поэтому маленький Ян практически с самого рождения стремился быть похожим на своих родителей и всячески подражал им.
Как только ребенку исполняется 7 лет, его отдают в школу с религиозным уклоном. Однако в 1602 году в маленьком городке случается трагедия – наступает эпидемия чумы, которая выкашивает половину здорового населения. Маленький Ян становится свидетелем чудовищной гибели обоих родителей и сестры, после чего на долгие годы замыкается в себе. Тем не менее, обучение он продолжает, ведь так хотели его умершие родители, и к 1611 году его крестят, после чего он получает второе имя – Амос.
Юность
После окончания религиозной школы Ян решает, что ему просто необходимо поступить в Хернборнскую академию, чтобы в будущем добиться чего-то значительного. Проучившись немного там, он бросает академию и поступает в Гейдельбергский университет, который в те времена был одним из наиболее знаменитых учебных заведений. Отметив для себя тот факт, что данный университет выпускает отличных педагогов и профессоров, Ян решает тоже податься в преподавательскую деятельность.
Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления. К слову, словарь сразу же входит во всеобщее употребление, и впоследствии не раз отмечается историками и лингвоисследователями как наиболее полная энциклопедия чешского языка XVII века.
После этого в 1614 году Ян Коменский уезжает в Пршеров, где становится учителем в одной из братских школ. К тому моменту он решает написать книгу о традициях и обычаях своей родной страны – Моравии. К 1618 году книга полностью готова и даже обладает подробнейшей картой страны.
Создание педагогических трудов
С 1627 года Коменский начинает создавать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавательской деятельности в школе не прошли даром, и он может поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга выходит более чем успешной, после чего Коменский лично переводит её с чешского на латинский, чтобы можно было быстрее и проще распространять среди преподавателей. Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.
Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.
Методики и школьные реформы Коменского
Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира.
Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.
Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.
Личная жизнь
Работая школьным учителем в городе Пшерове, Ян Амос Коменский знакомится со своей первой женой Магдалиной, падчерицей бургомистра. Через год у пары рождается двое детей, но в 1622 году чума уносит жизни жены и обоих детей, в результате чего Ян остается один.
Спустя два года, Ян влюбляется в дочь епископа Марию, но, к сожалению, и она вскоре умирает, снова оставляя несчастного мужчину в полном одиночестве. А в 1649 году Коменский женится в третий раз. Теперь уже на Яне Гаюсовой. На этот раз счастливая пара проводит вместе всю оставшуюся жизнь.
Человек, который придумал уроки: «акушер знаний» Ян Коменский
С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.
Просветитель и гуманист
Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).
Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.
Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.
Фамилия дедушки, а слава мировая
Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.
В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился. Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос.
После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».
В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.
В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей
Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).
8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании
В том же 1627-м Коменский начинает писать один из самых знаменитых своих трудов — «Дидактика», который на чешском языке выйдет в 1632. В 1638-м она же выйдет на латыни, дополненная и переработанная, и будет называться уже «Великая дидактика». В этой версии ее прочитают везде, и она сделает Коменского знаменитым.
Школа
В его первой школе так нудно и неинтересно преподавали, что еще в выпускных классах Ян задумался о реформировании обучения. Одной из его идей был проект школы с семилетним обучением.
Новшество Коменского состояло в том, что каждому классу выделялись учебные комнаты, учебники и учителя. Это было придумано впервые в истории и стало революцией в образовании. В его методике впервые появились школьные учебники по возрастам, классы и учителя для каждой параллели.
По мнению Коменского, ребенка надо учить так, чтобы познание происходило наглядно, и изучать слова, сразу показывая предметы, которые они обозначают. Родители должны избегать пустых слов и сложных понятий. Ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь.
По Коменскому, вся жизнь становится для человека процессом познания и школой. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.
Учить нужно в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не его вина
Коменский предложил миру рецепт спасения через знания на уровне всеобщей мудрости, или пансофии, — и подходящую этому программу образования: нравственную, систематичную, наглядную и всеобщую.
Перемена мест
Его идеи станут популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои идеи на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки. Его зовут и во Францию, где у него много сторонников. Кардинал Ришелье предлагает ему начать реформы в Париже, обещая выполнить все условия. Но Коменский отказывается.
В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где ему предложили провести образовательную реформу. Но замысел не был осуществлён, несмотря на огромную подготовительную работу. В 1648 году умирает вторая жена Коменского, но через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.
В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании пригласил Яна Амоса Коменского в Венгрию — начать школьные реформы в городе Шарошпатаке. Это были золотые времена для Коменского: он писал, преподавал и претворял в жизнь свои идеи. Там он попытался осуществить замысел пансофического устройства (пансофия — одна из идей школы Коменского, где учат сразу всему). Учебный план, распорядок дня и методика преподавания строились по книге Коменского «Пансофическая школа».
Чтобы уйти от скучного преподавания и учить в игровой форме, Коменский придумал метод драматизации обучения. К своему учебнику «Открытой двери к языкам» он написал книгу «Школа-игра». А ещё в те же годы, пока он жил в Венгрии, Коменский выпустил другую удивительную книгу — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где каждое положение сопровождалось рисунком. (Звучит знакомо, да? Мы все до сих пор учимся по принципам Коменского.)
Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)
И снова переезд. Когда Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Были потеряны и сожжены рукописи Коменского, пропала огромная библиотека, имущество, а ему пришлось бежать.
На этот раз он отправился в протестантские Нидерланды, в Амстердам. Тут он закончил «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», план реформы человеческого общества в семи частях. Фрагменты книги были опубликованы в XVII веке, а издание целиком считалось утерянным. Но в 30-е годы ХХ века нашли пять частей книги, а весь труд целиком впервые вышел в 1966 году.
Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.
Главным понятием педагогической системы Коменского была идея пансофии — всеобщего обучения и воспитания детей любых сословий, национальностей и рас. Он верил, что принципы педагогики должны идти рука об руку с природой человека, задача воспитания и образования — развить все, что заложено в личности изначально. Преподавать надо на родном языке, учеба должна сопровождаться трудом. Учитель — это не профессия, а призвание.
Обучение должно быть наглядным, последовательным, непрерывным и системным. Школа должна выпускать активных, раскованных, свободных, смелых людей. Воспитывать нужно убеждением, а не принуждением. Важная роль в воспитании детей — именно пример взрослых.
Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. Чтобы личность развивалась, нужно, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. Детей нужно воспитывать в духе гуманизма. Тот, кто мало знает, малому может и учить.
Одной из глобальных идей Коменского стала программа просветления человека — он назвал ее «Путь света». Полагаться следовало на благочестие, знание и добродетель, которые надо было развивать всю жизнь. Сам Коменский считал себя богословом и теологом, но в вечности он остался как педагог.