а з валидов жизнь и деятельность
Ахмед-Заки Валиди: лесостепной боец космополитического фронта
От редакции: в настоящее время в Санкт-Петербурге разворачивается интересная история. В СПбГУ получили представление Генпрокуратуры об устранении нарушений законодательства в части статьи 354.1 Уголовного кодекса, то есть «Реабилитация нацизма». Прокуратура указывает: « размещение бюста лица, осуществлявшего в годы Великой Отечественной войны распространение идей о создании государства по национальному признаку и о превосходстве одной нации над остальными, что согласно российскому законодательству является уголовным преступлением, а также «Музея Ахмет-Заки» на территории университета свидетельствует о героизации деяний пособников нацистских преступников, противоречит законодательству о противодействии экстремистской деятельности, оказывает негативное влияние на студентов и является недопустимым». В адрес вуза внесено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. Бюст Ахмету-Заки Валиди Тогану установлен во дворе филологического и восточного факультетов вуза, также известном как Сад современной скульптуры. Напомним, что бюст был передан университету Минкультуры Башкирии и установлен на территории СПбГУ в 2008 году в рамках открытия в Санкт-Петербургском государственном университете Центра тюркских исследований. Инетересно, что именем Валиди в Башкирии названы улицы, существуют памятники, бюсты и памятные доски. Давайте разберёмся, кто же такой этот Валиди, и почему вокруг его фигуры возник резонанс?
Видный немецкий геополитик Карл Шмитт в фундаментальном труде под названием «Номос Земли» писал об антагонизме моря и суши[1]. Не в физическом смысле, а в смысле их диаметрально противоположного влияния на бытие различных стран и народов. Могучая континентальная масса располагает к великодержавности, в то время как открытость морям и океанам порождает торгово-предпринимательскую активность. Россия – безусловно, континентальная громада. Но, с другой стороны, она же выходит к 13 морям, включая замкнутое Каспийское, которое, впрочем, тоже неплохо задействуется в коммерческих интересах. Поэтому время от времени вылетают «черные лебеди» глобализации. Одним из них стал в свое время ярчайший башкирский деятель, о котором сейчас и пойдет речь.
Ранние годы и вопросы крови
Ахмет-Заки Валиди Тоган (он же Ахметзаки Ахметович Валидов, он же Заки Валиди, он же Заки Валиди Тоган) – появился на свет 10 декабря 1890 года[2]. В селе Кузяново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Всего лишь чуть более чем в полутора сотне километров от Уральских гор, отделяющих своим каменным хребтом Европу от Азии. «Цивилизацию моря», по Шмитту, от «цивилизации суши».
Происходил наш герой из именитого мусульманского рода Валидовых, о чем впоследствии упоминал в автобиографии[3]. При этом Заки-Валиди Тоган открыто бравировал тем, что сюзерены его предков, несмотря на высокое положение в духовных кругах, не брезговали распитием медовухи. Хотя данное поведение строжайше запрещено не чем-то, а самим Священным Кораном. В нем ведь так прямо и прописано: «Воистину Шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза»[4].
С младых ногтей будущий лидер сепаратистского движения в Башкирии приучился мыслить независимо, нестандартно, а временами – и неожиданно. Даже когда обстоятельства явно противоречили самому предмету размышлений. Касалось это, к слову, не только употребления хмельных напитков именитыми представителями культа Аллаха и Пророка Его Мухаммеда. Был еще один не менее любопытный и знаковый момент, по-видимому, крепко отпечатавшийся в сознании маленького Ахмет-Заки.
В автобиографии вождя башкирского сопротивления упоминается некий Иштуган – наиболее ранний из известных предков рода Валидовых[5]. Славился он тем, что погиб в бою против русских. Тем самым Заки-Валиди усвоил мнимое величие в вооруженном сопротивлении централизованной власти в России. Что подкреплялось и характерным местным антуражем.
«Вокруг нашего аула сохранились такие названия местностей, как «урыс ульгян» («умер русский»), «урыс кырылган» («уничтожены русские»). Во время пахоты здесьобнаруживалось множество остатков оружия»[6], – акцентирует читательское внимание Ахмет-Заки. Дескать, его неукротимая натура – не только впиталась с молоком матери, но и сформировалась географическим местоположением, топонимами и артефактами. В Башкирии и впрямь по сей день живо почитание поэта и бунтаря Салавата Юлаева. Однако правомерно ли прикрываться подобными фактами, как щитом, – это большой и открытый вопрос. Возможно, в дело вступает нечто совсем иное.
Выдающийся русский публицист Николай Яковлевич Данилевский в работе «Россия и Европа» подчеркивал условность географического дробления, в сущности, единого континента – на Европу и Азию[7]. Материк един, и проходящий по нему практически перпендикулярно Уральский хребет, по Данилевскому, нельзя считать достаточным основанием для привычной нам классификации. При этом идейно-культурный рубеж – действительно налицо. В сложившейся традиции именно Урал принято считать демаркационной линией, отграничивающей Европу от Азии.
Все оказывается еще острее и неожиданнее в вопросах вероисповедания. Тот же Данилевский – на сей раз уже в книге «Горе победителям!» – отмечал готовность радикально-террористической части мусульман сотрудничать с западноевропейскими католиками[8]. В таком-то взрывоопасном культурно-мировоззренческом бульоне и варился еще совсем зеленый Ахмет-Заки.
Становление и расцвет
В 1898 году Заки-Валиди поступил в медресе своего отца – Ахметши Ахметьяновича Валидова[9]. Там он обучался тюркоскому, арабскому, русскому и персидскому языкам. Как губка впитывал творческие свершения разных цивилизаций. В 1902 году – перешел в медресе деревни Утяково, руководимом братом его матери – Хабибназаром Салтыковым. Однако 29 июня 1908 года Ахмет-Заки принял довольно-таки смелое и радикальное решение. Он покинул родительский дом – с тем, чтобы окунуться в иную среду.
Сам Валидов вспоминал, что совершил столь решительный поступок тайком[10]. Просто вдруг возникло необоримое стремление получить образование «в далеких краях», наладить контакты с новыми людьми. В 1912 году он окончил медресе «Касимия» в Казани[11]. Тогда же увидел свет дебютный труд Заки-Валиди – под названием «История тюрков и татар»[12]. Уже начиная с данной работы обозначилась непримиримость и тенденциозность борца за башкирскую независимость. Но тогда он еще не шел вразрез с революционной волной, которая как раз в то время формировала свой гребень.
В начале 1916 года Ахмет-Заки активнейшим образом включился в подпольную политическую жизнь уже дышавшей на ладан Российской империей[13]. Выдающемуся исламскому активисту довелось пойти по линии межконфессиональных коммуникаций. По завершении Февральской революции Валидова сделали членом Временного центрального бюро российских мусульман, а также избрали депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Уфимской губернии.
При возникшем раскладе потребовалось примкнуть к какой-либо крупной политической силе, вышедшей на арену и заявившей о себе. В 1917 году выбор Заки-Валиди пал на Партию социалистов-революционеров[14]. Что, впрочем, не помешало ему тогда же, в 1917 году, обновить свой духовный ранг. В ранге депутата Миллэт Меджлиси, то бишь автономного исламского конфессионального образования[15]. Набранные политико-религиозные «бонусы» потребовалось конвертировать во что-то более существенное, а именно – в самостийную Башкирию.
15 ноября 1917 года Ахмет-Заки в городе Оренбурге объявил о территориальной автономии Башкортостана. Хотя по-прежнему в составе РСФСР[16]. Реакция новой власти на столь вызывающий региональный демарш вышла более чем предсказуемой. В феврале 1918 года Валидов со-товарищи был арестован. И вскоре выпущен на свободу. Поскольку региональный сепаратизм вдруг перестал противоречить генеральной линии большевистской партии.
Дело в том, что еще в 1913 году Владимир Ильич Ленин написал веховое эссе «Критические заметки по национальному вопросу». В нем вождь мирового пролетариата решительно осудил любые выпады в сторону национально-территориальной автономии, какими бы они ни были[17]. Вместе с тем, в той же работе признается необходимость «автономных сеймов» – для решения региональных и местных вопросов – в составе единого социалистического государства. Заки-Валиди в то время не высказывал намерения отделиться. Поэтому гнобить его за то, что он, в сущности, исполнил «заветы Ильича», в строгом соответствии, – в конечном итоге не решились. В чем, вполне возможно, скоро раскаялись.
В марте 1919 года Ахмет-Заки переходит на сторону великодушно помиловавших его большевиков, добивается башкирской автономии[18], а уже в 1920 году – решительно порывает с Лениным и его командой[19]. «И вот, 29 июня 1920 года я бегу вновь, но теперь от Ленина. Снова, подняв знамя борьбы против него, я вынужден отступить в горы и пустыни Туркестана», – вспоминал впоследствии башкирский бунтарь. Планировалось нешуточное вооруженное противостояние. Причем в орбиту башкирского сепаратизма включалась еще и Средняя Азия. А также Закавказье.
Валидов бежал в Баку – и оттуда в сентябре 1920 года разослал лидерам большевистского движения гневные письма с обвинениями в проведении имперской политики. Под раздачу попали Ленин, Сталин, Троцкий и Рыков. В 1921 году в Бухаре было запланировано даже масштабное сопротивление советской власти на территории Средней Азии[20]. Ахмет-Заки очень надеялся урвать по итогам этого противостояния жирный куш. Ведь Бухарский эмират, в границах которого организовывали сепаратистское движение, был крайне шаток и неустойчив. Башкирский лидер возлагал надежды на то, что расползшуюся, как хлипкая ткань, территорию – можно будет прибрать к рукам. Не вышло.
Провал следовал за провалом – и в 1923 году Заки-Валиди эмигрировал в Иран, где продолжил борьбу с большевистским режимом[21]. По версии самого Валидова, в это время его пытались физически ликвидировать, внедрив агентов спецслужб в ближайшее окружение. Однако, дескать, врожденная смекалка и недоверчивость – вкупе с годами натренированной кадровой жилкой – позволили увернуться от всех вражеских поползновений.
Далее наш герой стал в буквальном смысле «гражданином мира». Его стал одинаково радушно привечать и Восток, и Запад. В 1925 году Ахмет-Заки получил турецкое гражданство – и тогда же добился занятия должности советника министерства образования в Анкаре. В 1935 году – окончил Венский университет[22]. В 1920-х-1940-х годах – «блистал» книгами и выступлениями националистического и антисоветского толка[23]. По неподтвержденным слухам и кривотолкам, он даже горячо приветствовал политику Гитлера[24]. Как бы то ни было, находясь и на Родине и далеко за ее пределами, Валидов что есть мочи боролся против национально-территориальной целостности и престижа нашей страны.
Думаете, Заки-Валиди за свои фортели вкусил тяготы горестной судьбы Власова, Краснова, Шкуро и прочих государственных изменников? Отнюдь.
Помпезный закат
На чужбине Ахмет-Заки чувствовал себя более чем комфортно. По части исследовательской и аналитической работы – за границей опальному бунтарю были созданы максимально комфортные условия. В 1940-х-1960-х годах Валидов читал лекции, писал статьи и книги – на тему истории тюрков и их жизни, в том числе в России. Разумеется, не без предвзятости и сгущения красок.
«Труд» Заки-Валиди оказался востребованным во многих странах мира. Его активно приглашали в качестве лектора США, Турция, Пакистан, Иран, Индия, Финляндия, Австралия и Австрия. Ахмет-Заки довелось пообщаться за это время со множеством виднейших политических и общественных деятелей – таких, как Джавахарлал Неру, Мохаммед Реза Пехлеви и прочих.
Скончался один из виднейших лидеров басмачества в Стамбуле – 26 июля 1970 года[25]. На 80-м году жизни. Будучи окруженным ореолом неустрашимого борца, пламенного революционера и национального героя.
Так все же… Постигла ли Заки-Валиди либо его имя – хоть какая-нибудь кара за всю совокупность содеянного? Увы, справедливость, в том числе историческая, торжествует далеко не всегда. Иногда приходится идти на взаимные уступки, дабы не обострять отношения и сохранить былую дружбу. Подчас разменными монетами в такого рода сделках оказываются знаковые исторические персоналии. Замешанные иногда в том, чего вовсе не следовало бы им прощать.
На сегодняшний день Ахмет-Заки Валиди – фигура хоть и не такая общеизвестная, как, например, Владимир Ильич Ленин и Мао Цзэдун, но все-таки всемирно признанная. Его именем называют топонимы, в его честь открывают мемориалы и библиотеки. Все это – вовсе даже не за границей, а у нас под боком. В Уфе, Санкт-Петербурге, Ишимбае и некоторых других городах. А с 1992 года в Башкирском государственном университете проводятся традиционные Валидовские чтения[26]. Не самая, впрочем, дорогая цена для сохранения территориальной целостности страны – при отсутствии острых противоречий на географическом стыке Европы с Азией. Но все же…
Стало ли взращивание на башкирской почве одного из крупнейших националистов России – банальной случайностью, незатейливой игрой вселенского рандома? Вряд ли. По крайней мере, нельзя сказать, что такого по здравому разумению никак не могло бы произойти. Бескрайние просторы, с одной стороны, обилие природных богатств – с другой, и, наконец, нахождение на стыке меркантильного Запада и монархически ориентированного Востока – с третьей. Подлинный тяжеловес-космополит должен был опериться и накачать себе стальную мускулатуру именно в наших горно-таежных, лесостепных краях.
Статья по истории и культуре Башкортостана на тему: «Жизнь и общественно-политическая деятельность Ахмет- Заки Валиди»
Ахмет- Заки Валиди (Беседа к 120 летию)
Заки Валиди Тогану 120 лет. Кто же он?
Выдающийся сын башкирского народа, человек с чрезвычайно сложной судьбой, видный политик в молодости и всемерный востоковед в зрелости.
Заки Валиди (Валидов) был истинным патриотом, но его жизнь и деятельность долгие годы преподносились общественности в искаженном, фальцифицированном виде. Только сейчас мы начинаем узнавать правду о его судьбе.
В чем же причина незатухающего интереса к этой личности?
Двадцатидвухлетний Заки Валиди стал известен среди тюркской интелегенции России и русских востоковедов в 1912 году, после издания книги «История тюрков – татар», в которой автор рассмотрел историю тюркских народов как единое целое.
Он изучал арабский и фарсий, восточную литературу и историю. Был лично знаком с великими востоковедами – Василием Бартольдом, Игнатием Крачковским, Александром Самойловичем, немало способствовавшими формированию его как ученого, выросшего на русской культуре и продолжавшего ее традиции.
Российская академия наук в 1913 и 1914 годах направила Заки Валидова в Среднюю Азию для поисков и изучения ценных рукописей, которые и поныне известны востоковедам как «собрание Валидова».
Наукой он за нимался не ради славы – так он служил своему народу. Понятие «мой народ» охватывало все тюркские народы внутренней России. Башкирский же был родным для Валиди народом.
Революционные события круто изменили судьбу ученого. И сам он оказал на них огромное влияние. Особенно заметна роль Валиди в формировании Федерализма в России. Первая в истории нашей страны автономная государственность возникла в Башкирии в марте 1919 года под идейным влиянием Заки Валидова после соглашения, достигнутого между большевестским центром и башкирским правительством.
Изначально стороны, подписавшие соглашение, воспринимали понятие «автономия» в европейском смысле – как внутреннюю самостоятельность в экономических и культурных вопросах. При этом национальная армия должна была подчиняться лишь Генеральному штабу и Главнокомандующему Советской армии.
Понятие «советская автономия» начало формироваться позднее, в мае 1920 года, когда советское правительство в одностороннем порядке приняло решение свести автономию Башкирии к чему-то похожему, по выражению Заки Валидова, на «национально – культурную автономию».
В Среднюю Азию устремилась Красная Армия. Заки Валидову и его единомышленникам не оставалось инога выхода, кроме как отъезда за границу. В 1923 году он пешком ушел из Ашхабада в Иран, где занялся поиском и изучением средневековых рукописей.
В городе Мешхед он обнаружил ценнейшие источники один из которых считался утерянным – «Путевые заметки Ибн Фадлана». Переписав книгу для себя, Заки Валиди отправился через Индию в Европу, где его научная работа оказалась весьма востребована среди востоковедов. Парижский и берлинский университеты претендовали на то, чтобы первыми издать «Путевые заметки Ибн Фадлана».
Заки Валиди, мечтавший работать в Турции, в 1926 году уехал в Анкару. В начале он работал в министерстве образования в Анкаре, а затем уехал в Стамбул и стал преподавать в университете.
Но тогдашний турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк придавал особое значение европеизации Турции. И в этом плане появились разногласия между общественными деятелями. Взгляды Заки Валиди тоже не совпали с взглядами лидера и не имея ничего кроме книг оставил их в одной из библиотек и уехал в Вену.
В 1935 году Валидов окончил Венский университет. После защиты дессертации его пригласили преподавать в Боннском, затем в Геттинском университетах. В 1939 году в Лейпциге на немецком языке он наконец-то издал книгу «Путевые заметки Ибн Фадлана»
Заки Валиди вернулся в Турцию только после смерти Ататюрка в 1938 году и возобновил преподавательскую деятельность в Стамбульском университете.
Он все еще был одинок, страдал от того, что на родине «из-за него были расстреляны престарелый отец и младшие братья. Надежды вывезти жену из Советского Союза не было никакой. Были уничтожены интиллегенты и офицеры, работавшие с ним в башкирском правительстве и войсках большинство солдат. В 1940 году Заки Валидов женился на своей аспирантке Назмие, крымской татарке из Румынии.
Узнав о том, что в Германии во время Второй мировой войны оказалось много пленных из Башкирии и Средней Азии, среди которых были и бывшие солдаты башкирских войск времен Гражданской войны, Валидов попытался помочь им. Но турецкое правительство было категорически против его поездки в Германию. Дело в том, что Заки Валиди Тоган, о котором был хорошо осведомлен Иосиф Сталин, давно привлек внимание советских спецслужб и поэтому стал крайне нежелательной фигурой для прогерманского турецкого правительства.
Однако в Берлин Заки Валиди все-таки попал: в 1942 году его пригласили на заседание Немецкого востоковедческого общества. Там он встретился с земляками из Башкирии и Средней Азии, но вскоре был выслан из страны.
Эта поездка породила множество сплетен о сотрудничестве Заки Валиди с нацистами, о том, что он стал чуть ли не правой рукой Гитлера при создании легиона «Идель-Урал». Но самые скрупулезные поиски в архивах, которые вели сотрудники спецслужб, не выявили ни одного документа, который мог бы подтвердить это. Более того, доподлинно известно, что Заки Валидов был категорически против создания экстерриториальной Идель-Уральской автономии, которую проповедовали еще в период с 1917 по 1920 год некоторые деятели, выступавшие против башкирской и иных национальных автономных республик. Валидов был убежден, что в условиях России автономия, ограниченная вопросами религии, культуры и школы, не даст желаемых результатов в развитии нерусских народов. Это была его твердая позиция, за которую его не раз проклинали и в России, и в эмиграции.
И вот в 1944 году профессор Стамбульского университета Заки Валиди Тоган вновь оказался в эпицентре политической борьбы. Поражение Германии на Восточном фронте значительно ослабило позиции правительства в Анкаре. Власти Турции старались заткнуть рты всем, кто мог бы раздражать Сталина. Желая угодить советскому вождю, они усилили позиции левых в правительстве, что не понравилось правым, которые в мае 1944 года устроили в Анкаре митинг протеста. Всех лидеров движения арестовали, но еще раньше под стражу был взят Заки Валиди Тоган. Его посчитали идейным вдохновителем данных событий, хотя ученый не участвовал ни в демонстрации, ни в ее организации, а просто работал в это время в Стамбуле. Тем не менее Валидова осудили на десять лет и продержали полтора года в тюрьме.
Только с началом «холодной войны» Валидова не только выпустили, но и сняли с него все вздорные обвинения, позволив снова преподавать в Стамбульском университете. Впрочем, время заключения не было потеряно ученым: в тюрьме он завершил работу над «Всеобщей историей тюрков» и «Методологией истории» – книгами, без которых и теперь не может обойтись ни один профессор истории и ни один студент исторического отделения турецких университетов.
С 1948 года и до самой кончины в 1970 году судьба наконец-то позволила этому выдающемуся ученому-ориенталисту заниматься исключительно наукой. (ориенталист – востоковед). Он изучал в книгохранилищах восточных стран старые рукописные книги и документы, председательствовал на всемирных востоковедческих конференциях и симпозиумах, читал лекции в европейских и американских университетах и вел обширную переписку с коллегами.
В этот период у него была одна цель: убедить западную науку в том, что она однобоко и по существу неверно оценивает роль и место тюрков во всемирной истории.
Заки Валиди Тогана нельзя оторвать ни от российской истории, ни от ее великой культуры.
С 1992 года его имя носит Национальная библиотека Республики Башкортостан, его именем названа улица в Уфе, на которой расположен главный вуз республики – Башкирский государственный университет. (ул. Фрунзе в 2008 году переименован на Заки Валиди). Заки Валиди Тогана стали оценивать по достоинству и в Средней Азии – одна из улиц Ташкента носит его имя. Во дворе восточного факультета Петербургского университета установлен бюст Заки Валидова.
Вскоре на родине ученого в Уфе будут изданы на башкирском и русском языках его «Всеобщая история тюрков», «История Туркестана», «Методология истории», «Путевые заметки Ибн Фадлана», другие многочисленные труды.
Даты и события в жизни Ахмет Заки Валиди Тоган:
— Ахмет Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в башкирской деревне Кузяново Ильчик – Тимировской волости Стерлитамакского уезда. (ныне дер. Кузяново Ишимбайского района)
— Отец его, Ахметшах, имам и учитель, содержал медресе, мать также была учительницей (мугаллима)
— В детстве охранял на горных пастбищах Урала табуны лошадей своей семьи.
— Ему удалось подняться от первобытных жизненных форм одного из тюркских народов, башкир, до высочайших вершин духовной жизни, до ранга ученого с мировым именем.
— Арабский он изучал у отца, персидский – как у отца, так и у матери.
— Учился в дер. Утяк в медресе своего дяди. Планируя продолжить дальнейшую учебу вдали от родины, З. Валиди придает особое значение изучению исламской теологии, арабистики, истории, географии и математики.
— В период поломничества отца в Хадж, в 1906-1908 годах обучал детей в медресе, вместо отца.
— В 1908 г. едет в Казань, где его принимают в высшую ступень магометанского педагогического духовного высшего учебного заведения Касимия.
— В 1909 г. после окончания был оставлен здесь же учителем тюркской истории, истории тюркской и арабской литературы.
— В 1912 г. публикуется в Казани его первое научное произведение «История тюрко-татар». Книга находит благосклонный прием. Валиди избирается действительным членом общества археологии, истории и этнографии в Казанском университете.
— В 1913 году направляется в Фергану для проведения историко-этнографических исследований, а в 1914 году с аналогичным заданием в Бухару.
— В 1917 году, мусульманской фракцией русской Думы Уфимской губернии послан в Туркестан для организации национального конгресса мусульман этой страны.
— 1922 год. Вблизи Самаркандской провинции, в горах, он руководит тяжелыми боями против частей Красной Армии, которые после заключения польско-русского мира были переброшены в Туркестан для борьбы против повстанцев.
— Повстанцы потерпели поражение. Валиди с ближайшими соратниками тайно пробирается в г. Ташкент и участвует в Национальном Конгрессе Туркестана, где было принято решение создать единое независимое национальное государство «Оло Туркестан» («Большой Туркестан»), простирающееся от Волги до Тянь-Шаня, от Алтая до Памира.
— 20 февраля 1923 года пересекает русско-иранскую границу и тотчас окунается в науку. Из Афганистана через Индию направляется в Европу.
В этот период очень много и плодотворно работает в библиотеках разных стран (Иран, Афганистан, Индия, Франция, Германия)
— 1925 год. Будучи в Берлине, Валиди получает приглашение турецкого правительства.
— С 1927 года становится профессором тюркской истории в Стамбульском университете, продолжает дальнейшее изучение рукописей в Турции и в др. странах. Казалось жизнь Валиди, после оставшихся позади бурь, входит в спокойное русло.
— 1932 год. Воззрения Заки Валиди на фундаментальные проблемы истории тюрков вступают в противоречие с официальной точкой зрения турецких историков и он отказывается от кафедры в университете. Отправляется в Вену.
-1935 год. Отправляется в Германию, куда был приглашен до защиты диссертации в Боннский университет. Работает там в качестве гонорар-профессора по исламским наукам до начала Второй мировой войны.
— В 1935 году по новым законам турецкой республики Заки Валиди берет себе псевдоним Тоган. (от имени предков Иштуган).
— 1940 год. В Индии, в городе Дели на английском языке издается книга «О географических воззрениях Аль Бируни».
— 1939год. Получает приглашение от Турецкого министра культуры вернуться на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, которое принадлежало ему по праву.
— В этом же году увидела свет книга «Путевые заметки ибн Фадлана»,изданный в Лейпциге.
— В этом же году женится на своей аспирантке Назмие ханум. Имеют детей:
— В 1943-1944 годах два раза побывал в Германии в целях увидеться с военнопленными соотечественниками.
— В 1944 году обвиняется в организации молодежных демонстраций против политики государства в Истамбуле и в Анкаре, арестовывается и заключается в тюрьму.
— В 1948 году обратно занимает свою должность профессора в Истанбульском университете, где трудится до конца своей жизни.
— В 1954 году в Англии избирается выдающимся профессором Манчестерского университета.
— В 1970г. 26 июля в возрасте 80 лет ушел из жизни и похоронен в кладбище Караса Ахмет.