аббат прево биография писателя

Прево, Антуан Франсуа

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d’Exiles ; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско».

Содержание

Биография

Прево, Антуан Франсуа второй из пяти сыновей королевского прокурора Льевена Прево и Марии Дюкле. Ещё в детстве обратил на себя внимание блестящими способностями. 16-ти лет был послушником у иезуитов, потом перешёл на военную службу, но, не вынося дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви. Поступил, 22-х лет, в бенедиктинский орден св. Мавра, где вскоре прославился как проповедник. Участвовал в учёных трудах бенедиктинцев; один из томов сборника «Gallia Christiana» почти целиком написан им.

Не выдержав суровости устава монастыря Сен-Жермен-де-Пре, в 1728 Прево бежал оттуда и был вынужден скрываться, оставив Францию. Жил то в Англии, то в Голландии, занимаясь литературным трудом и пытаясь заручиться покровительством знатных меценатов. В Голландии издал «Mémoires d’un homme de qualité » (1728—32) и вступил в связь с молодой протестанткой, не решившись, однако, жениться на ней, чтобы не нарушить монашеского обета. В Англии предпринял издание журнала «За и против» («Le Pour et le Contre») — сборника заметок, рассказов, анекдотов, где появились и самые известные из его произведений, романы «Английский философ» («Histoire de M. Cleveland, fils naturel de Cromwell, philosophe anglais», 1732—39) и «Манон Леско» («Histoire du chevalier de Grieux et de Manon Lescaut»).

Успех этих произведений доставил Прево много врагов на родине. Самый ожесточённый из них, аббат Лангле-Дюфренуа, нападал на Прево главным образом за его связь с протестанткой. Тем не менее, благодаря протекции принца Конти и кардинала Буасси Прево получил позволение вернуться во Францию (1734), а через год ему удалось получить прощение папы. Принц Конти назначил его своим раздавателем милостыни и секретарём. Он продолжал издавать «Le Pour et le Contre» и в 1735 г. напечатал роман «Киллеринский настоятель» («Le Doyen de Killerine»). Вследствие участия в истории с каким-то журналистом, газета которого не понравилась двору, Прево опять должен был бежать в Бельгию, но вскоре вернулся и по совету канцлера д’Агессо начал издавать коллекцию путешествий под заглавием «Histoire générale des voyages», частью переводя с английского, частью составляя её сам.

В то же время он перевёл на французский романы Ричардсона («Памелу», «Клариссу Гарло», «Грандисона»); Дидро впоследствии упрекал Прево в том, что он сильно сократил их. Он был поражен апоплексическим ударом в лесу Шантильи. Некоторые источники, в том числе ЭСБЕ, приводят историю, что Прево от удара не умер, а впал в беспамятство, был сочтен мертвым и очнулся во время вскрытия, но немедленно умер от смертельного удара, нанесенного ему скальпелем. По всей видимости, это апокриф.

Источник

аббат прево биография писателя. quotauthor 499. аббат прево биография писателя фото. аббат прево биография писателя-quotauthor 499. картинка аббат прево биография писателя. картинка quotauthor 499.

Антуан Франсуа Прево (также аббат Прево; фр. Antoine-Franсois Prevost d’Exiles)

(1 апреля 1697, Пикардия, Франция — 23 ноября 1763, Шантийя)

Антуан Франсуа Прево родился на севере Франции, в Пикардии, в семье нотариуса. Подобно Вольтеру, чья биография вообще во многом совпадает с биографией Прево, учился в коллеже ордена иезуитов в родном городке Эдене и, видимо, поначалу намеревался последовать советам отца и посвятить себя духовной карьере, для чего по окончании коллежа в 1713 году отправился в Париж совершенствовать познания в латыни и философии.

аббат прево биография писателя. quotauthor 499 1. аббат прево биография писателя фото. аббат прево биография писателя-quotauthor 499 1. картинка аббат прево биография писателя. картинка quotauthor 499 1.

Антуан Франсуа Прево. Первая страница издания «Манон Леско». 1753

Протестантские и янсенистские позиции, в свою очередь, укрепились в обстановке того безнадежного кризиса, в который вступила французская монархия при регенте Филиппе Орлеанском. Людовик XV усугубил этот кризис, дискредитировав свою власть расцветом коррупции и знаменитым изречением ‘После меня хоть потоп’. Духовная атмосфера тех лет благоприятствовала нравственному скептицизму, культу наслаждений, погоне за фортуной. Но уже разгоралась звезда сатирического и философского гения Вольтера, появилось сознание изжитости этой эпохи. Начался поиск новых духовных ориентиров, в которых сопрягались бы стремление к счастью и веления раскрепощенного разума.

Вернувшись во Францию в 1719 году, Прево попытался опять стать послушником у иезуитов, но, получив отказ, навсегда и без сожаления порвал с этим орденом. Однако духовное поприще он оставил не сразу. С 1721 года Прево несколько лет проповедовал в различных бенедиктинских аббатствах Нормандии, затем в Париже. Живя в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, отличавшемся весьма строгим уставом, Прево включился в составление многотомной ‘Истории христианства в Галлии’, над которой не одно десятилетие трудились члены ордена.

Здесь же Прево начал свой первый роман ‘Записки и приключения Знатного человека, удалившегося от света’. Первые два тома были изданы анонимно в 1728 году. К Прево сразу приходит литературный успех. Повествование о неисчислимых невзгодах и приключениях героев вполне удовлетворяло вкусам французского читателя того времени, воспитанным на авантюрных романах Лесажа. Однако герой Прево не просто демонстрировал в бедах и испытаниях стойкость духа и здравый смысл, но активно отстаивал и совершенствовал собственную жизненную философию. Цепь непредвиденных ударов судьбы превращается для него в путь к духовной гармонии и укреплению нравственного достоинства. Это, по существу, был уже герой нового просветительского типа, более близкий к персонажам Дефо, чем Лесажа.

В Англии пробуждается журналистский талант Прево. В 1733 году он начинает издавать на французском язы-ке литературный журнал ‘За и Против’ (так называлась напечатанная в 1722 году философская поэма Вольтера), ориентированный на самого широкого европейского читателя. Прево помещает здесь рецензии на последние английские и французские литературные новинки, очерки о нравах, о различных событиях в жизни англичан, рассказы о путешествиях, переводы фрагментов из поэм, пьес, исторических трудов. В журнале Прево находят место рецензии на ‘Философские письма’ Вольтера, на постановки трагедий великого просветителя, а также автобиографические записки самого Прево, аннотации на его романы. Журнал ‘За и Против’, выходивший в Париже, выполнял свою просветительную культурологическую миссию во Франции вплоть до 1740 года.

В Англии Прево заканчивает два последних тома ‘Записок Знатного человека’ и издает их в 1729 году уже не анонимно, а под псевдонимом Марк Антуан Прево д’Экзиль. Выходят первые части нового романа ‘История Кливленда, побочного сына Кромвеля, или Английский философ’ (они печатаются с перерывами, начиная с 1731 года). Все шесть лет, проведенных вне Франции, Прево интенсивно работает для журнала, сочиняет и правит романы, переводит на французский язык с латинского ‘Историю’, написанную свидетелем религиозных войн XVI века Ж.О.Де Ту.

В Голландии, куда он приезжает из Лондона, у него завязываются дружеские отношения с известными издателями, которые, однако, осложняются из-за того, что в погоне за деньгами Прево часто берет авансы за еще не сделанные работы, а потом надолго откладывает их выполнение.

Личная жизнь писателя-эмигранта складывается весьма скандально: увлеченный некоей Ленки Экхардт, дамой более чем сомнительной репутации, которую он встретил в Амстердаме, Прево следует за ней то в Голландию, то в Швейцарию, то в Лондон (а возможно, даже и в Россию) и всюду делает огромные долги, торопливо заключает договоры на литературные произведения, которые так и остаются на стадии замыслов. Прево раз за разом вынужден бежать от кредиторов и от рассерженных издателей, ссориться с друзьями, оставлять им подчас свое имущество в уплату долгов. Связь с расточительной куртизанкой, продолжавшаяся несколько лет, едва не привела Прево на виселицу: в октябре 1733 года он оказался в лондонской тюрьме, уличенный в составлении подложного письма от имени своего воспитанника к его отцу сэру Эйлю с просьбой выдать крупную сумму денег. Возмущенный молодой человек обратился в суд, но аристократическое семейство предпочло замять скандал, и Прево был освобожден из-под стражи.

аббат прево биография писателя. quotauthor 499 2. аббат прево биография писателя фото. аббат прево биография писателя-quotauthor 499 2. картинка аббат прево биография писателя. картинка quotauthor 499 2.

Антуан Франсуа Прево

После этого писателю пришлось покинуть Англию. Однако любовь к Ленки, так осложнившая жизнь Пре-во, сыграла исключительно важную роль в его творческой судьбе. Она дала ему бесценный личный опыт, который, по-видимому, и помог писателю найти ту прежде не знакомую французской литературе подкупающе искреннюю ноту, с какой он рассказал о парадоксах любовной страсти в бессмертном романе ‘История кавалера де Грие и Манон Леско’. Роман был напечатан в Голландии в 1731 или 1733 году в виде приложения к ‘Запискам Знатного человека’ и сразу же стал знаменитым во Франции. Но первое французское издание романа постигла та же участь, что и ‘Философские письма’ Вольтера: в 1734 году оба эти произведения были преданы публичному сожжению как пагубные для общественных нравов. Приговор, однако, только обострил интерес к новому роману Прево, которого отныне стали именовать не иначе как ‘нежным и страстным автором ‘Манон Леско’. Из года в год появляются несколько его изданий, которые распродаются тайно.

После скандала с письмом Прево ищет расположения кардинала Бисси, чтобы заручиться его поддержкой перед папой римским, которому Пре-во направил прошение о помиловании и разрешении вернуться к бенедиктинцам в Сен-Жермен-де-Пре. Папа Климент XII согласился простить беглого аббата и перевести его в другой разряд ордена св.Бенедикта с более свободным уставом. Прево возвратился во Францию вместе со своей Ленки, навестил родной городок Эден, но в 1735 году по повелению папы должен был отправиться на покаяние в Эвре.

Исполнив папскую волю, Прево окончательно примирился с церковными властями, благодаря чему получил от кардинала Бисси рекомендацию, обеспечившую ему место домашнего священника в семействе принца Конти, кузена Людовика XV и Великого Приора Малтийского ордена во Франции. Таким образом Прево оказался приближенным к высшей французской знати. Принц Конти поручает ему воспитание своего несовершеннолетнего сына, Прево наперебой приглашают в аристократические салоны. Здесь оживляются прежние приятельские контакты с английскими дипломатами и писателями (в частности с создателем английского ‘готического романа’ Г.Уолполом и поэтом-сентименталистом Т.Греем). Появляются близкие знакомства и в среде французских литераторов (Мариво, Кребийон, Мерсье). Прево живет теперь в роскошном дворце принца, получает большое жалованье.

Иногда ему удается попутешествовать. В 1736 году, оказавшись в Амстердаме, Прево встречается с Вольтером, которого очень заинтересовал журнал ‘За и Против’. Дружба двух писателей продолжалась несколько лет. Вольтер даже ходатайствовал перед прусским королем Фридрихом II о предоставлении Прево места придворного библиотекаря или секретаря, но автор ‘Манон Леско’ в последний момент отказался от должности.

Последние годы жизни Прево посвятил истории. Он принимается за перевод английских историков. Так появляются во Франции ‘История дома Стюартов’ Д. Юма, ‘История Шотландии’ Робертсона. В 1762 году принц Конде поручает аббату Прево написать историю семьи Конде, старинного французского рода, в котором было немало великих политических деятелей и славных полководцев. Прево энергично работает в семейных архивах, хранящихся в родовом поместье Конде в Шантийи. Одновременно он продолжает свой роман ‘Моральный мир’, первый том которого уже вышел в 1760 году.

торгался описаниями переживаний героев ‘Записок Знатного человека’, ‘Ма-нон’ и ‘Кливленда’. Будущий автор ‘Исповеди’ до конца дней почитал Прево своим учителем в изображении тонких движений души.

Умер Прево в Шантийи от апоплексического удара, который настиг его внезапно во время утренней прогулки на сельской дороге. Писателя похоронили в бенедиктинском монастыре неподалеку от Шантийи.

— История кавалера де Грие и Манон Леско
— Киллеринский настоятель (1736 год)
— История Маргариты Анжуйской
— История современной гречанки
— Философские странствия Монкаля
— История Вильгельма Завоевателя
— Роберт Лед

— Жизнеописание Цицерона, (Миддлтон)
— Письма Брута.
— Частные письма Цицерона
— Путешествие Роберта Леда
— Записки честного человека

Произведения по роману

— опера Обера, 1856
— опера Массне, 1884
— «Манон Леско» — опера Пуччини, 1893
— балет Галеви, 1836

Источник

Антуан-Франсуа Прево — о писателе

Информация

Биография

Антуан Франсуа Прево, более известный как абба́т Прево́, с его собственным добавлением Ссыльный — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).

Сын королевского прокурора; еще в детстве обратил на себя внимание блестящими способностями. 16-ти лет был послушником у иезуитов, потом перешел в военную службу, но, не вынося дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви и поступил, 22-х лет, в бенедиктинский орден св. Мавра, где вскоре прославился как проповедник. Участвовал в ученых трудах бенедиктинцев; один из томов сборника «Gallia Christiana» почти целиком написан им.

Не выдержав суровости устава…

Антуан Франсуа Прево, более известный как абба́т Прево́, с его собственным добавлением Ссыльный — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).

Сын королевского прокурора; еще в детстве обратил на себя внимание блестящими способностями. 16-ти лет был послушником у иезуитов, потом перешел в военную службу, но, не вынося дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви и поступил, 22-х лет, в бенедиктинский орден св. Мавра, где вскоре прославился как проповедник. Участвовал в ученых трудах бенедиктинцев; один из томов сборника «Gallia Christiana» почти целиком написан им.

Не выдержав суровости устава монастыря Сен-Жермен-де-Пре, в 1728 Прево бежал оттуда и был вынужден скрываться, оставив Францию. Жил то в Англии, то в Голландии, занимаясь литературным трудом и пытаясь заручиться покровительством знатных меценатов. В Голландии издал «Mémoires d’un homme de qualité » (1728—32) и вступил в связь с молодой протестанткой, не решившись, однако, жениться на ней, чтобы не нарушить монашеского обета. В Англии предпринял издание журнала «За и против» («Le Pour et le Contre») — сборника заметок, рассказов, анекдотов, где появились и самые известные из его произведений, романы «Английский философ» («Histoire de M. Cleveland, fils naturel de Cromwell, philosophe anglais», 1732—39) и «Манон Леско» («Histoire du chevalier de Grieux et de Manon Lescaut»).

Успех этих произведений доставил Прево много врагов на родине. Самый ожесточенный из них, аббат Лангле-Дюфренуа, нападал на Прево главным образом за его связь с протестанткой. Тем не менее, благодаря протекции принца Конти и кардинала Буасси Прево получил позволение вернуться во Францию (1734), а через год ему удалось получить прощение папы. Принц Конти назначил его своим раздавателем милостыни и секретарем. Он продолжал издавать «Le Pour et le Contre» и в 1735 г. напечатал роман «Киллеринский настоятель» («Le Doyen de Killerine»). Вследствие участия в истории с каким-то журналистом, газета которого не понравилась двору, Прево опять должен был бежать в Бельгию, но вскоре вернулся и по совету канцлера д’Агессо начал издавать коллекцию путешествий под заглавием «Histoire générale des voyages», частью переводя с английского, частью составляя ее сам.

В то же время он перевёл на французский романы Ричардсона («Памелу», «Клариссу Гарло», «Грандисона»); Дидро впоследствии упрекал Прево в том, что он сильно сократил их. Он был поражен апоплексическим ударом в лесу Шантильи.

Библиография

Источник

Гунст Е. А. Жизнь и творчество аббата Прево.

Е. А. Гунст.

Жизнь и творчество аббата Прево.

и вовсе забыты. С другой стороны, как много таких, которые не были поняты и оценены современниками, умерли в безвестности, и лишь после смерти заняли почетное место в истории литературы.

Аббата Прево нельзя причислить ни к той, ни к другой из этих двух категорий. Его литературная судьба – особо редкий случай: современники зачитывались его большими романами, внимательно прислушивались к его публицистике. Но уже в начале XIX века слава этих романов померкла, публицистика устарела, и само имя аббата Прево давно было бы забыто, если бы он, словно невзначай, как бы на полях своих объемистых произведений, не написал небольшой повести – «История кавалера Де Грие и Манон Леско».

Зато эта повесть, занимающая по своему объему ничтожное место в его литературном наследии, принесла Прево поистине бессмертную славу и поставила его в один ряд с крупнейшими представителями мировой литературы.

Монах, солдат, писатель, проповедник, авантюрист, ученый – таковы различные облики, которые последовательно открывали в нем его современники. В истории литературы имя Прево стало неотделимым от слова «аббат», но духовный сан, пожалуй, меньше всего подходил этому мятущемуся, легкомысленному, увлекающемуся человеку.

Антуан Франсуа Прево родился 1 апреля 1697 года в городе Эдене (Hesden), провинция Артуа) в почтенной буржуазной семье, из которой вышло несколько крупных чиновников, священников и судейских. Первоначальное образование он получил в родном городе, в иезуитской школе и уже в ранней юности стал готовиться к вступлению на духовное поприще. Едва достигнув положенного возраста – 16 лет – он поступил послушником в иезуитский монастырь в Париже; здесь вскоре оценили незаурядные способности юноши и два года спустя (1715) он был направлен в городок Ля Флеш, где находилось одно из крупнейших учебных заведений того времени – училище Генриха IV. Здесь Прево предстояло заняться изучением богословия, философии и других гуманитарных наук.

Историкам литературы пришлось потратить немало труда, чтобы очистить биографию Прево от вздорных вымыслов, но и того, что осталось в ней неоспоримого, достаточно, чтобы представить себе, как сложна, мятежна и противоречива была его жизнь, особенно в молодые годы.

Уйдя из Ля Флеша, Прево поступает в армию простым солдатом; но это было неблагоприятное время для военной карьеры: многолетняя война за «испанское наследство» только что кончилась, и на продвижение в чинах рассчитывать было нельзя. Все же Прево провел в армии около двух лет, после чего (1719) сделал попытку вернуться к иезуитам, но получил отказ. Прево решает отправиться в Рим, чтобы исхлопотать у главы ордена иезуитов разрешение на вторичный прием в послушники. По дороге он заболевает, оказывается в крайней нужде, и на помощь ему приходит некий офицер, который помещает его в больницу и ссужает деньгами. Однако вскоре выясняется, что офицер руководствовался гн столько человеколюбием, сколько надеждой завербовать юношу в армию. Помощь, оказанную Прево, он считал задатком в счет солдатского жалованья и стал принуждать Прево поступить на военную службу. Спасаясь от принудительного зачисления в армию, Прево бежит в Голландию, а немного спустя возвращается в родительский дом. По-видимому, именно в ту пору он переживает приключение, которое легло в основу его знаменитой повести.

вызванные утратой возлюбленной, побуждают Прево искать уединения, и он вновь поступает в монастырь, но уже не к иезуитам, а к бенедиктинцам, которые славились своими научными трудами, в частности, по истории.

После года послушничества Прево приносит обет монашества (1721).

Но в одном из писем того времени он откровенно говорит, что сознает себе непригодным для монастыря: «Нельзя не признать, что я ни в какой степени не годен для монашества и все те, кому известна тайна моего посвящения, никогда не предвещали от него добрых плодов».[1]

Прево все же старается сломить себя, смириться, забыть свои горести, углубившись в научные занятия; он усердно пополняет свои знания, сам преподает. Но уклад монастырской жизни все-таки тяготит его, он тоскует по независимости, и отношения его с монастырским начальством все более усложняются. Достаточно сказать, что за семь лет (1721 – 1728) Прево восемь раз переходил из одной обители в другую и ни в одной из них не мог удержаться.

безуспешно. Тогда они обращаются к начальнику полиции с просьбой задержать беглого монаха; 6 ноября 1728 года был выдан ордер на его арест. Любопытно, что в жалобе бенедиктинцев уже упоминается о том, что Прево является автором «Записок знатного человека»,- книги, которая вызвала в Париже много шуму. Буквально несколько дней спустя – 19-го ноября – цензор подписал разрешение на печатание III и IV томов «Записок знатного человека».

Как только Прево узнал о том, что ему грозит арест, он поспешил покинуть родину и перебрался в Англию. Тут начинается новый этап его приключений, а вместе с тем пока его наиболее интенсивной литературной деятельности.

Годы 1729 – 1734 Прево проводит в изгнании. Одно время он служит в семье английского аристократа в качестве воспитателя его сына. Однако больше всего внимания и времени он уделяет литературной работе.

В 1731 году Прево переехал в Голландию; он привез с собою, по-видимому, уже вполне законченную «Историю кавалера Де Грие и Манон Леско», которую намеревался предложить амстердамским издателям. Однако, ввиду исключительного успеха «Записок знатного человека», голландские книготорговцы предпочли получить от писателя продолжение «Записок», хотя этот роман, казалось бы, и не требовал продолжения. Из коммерческих соображений к этим двум томам был присоединен еще один, содержавший в себе «Историю кавалера Де Грие и Манон Леско», причем сам автор в обращении к читателю вынужден был признаться, что история эта никак не связана с событиями, о которых говорится в «Записках».

Итак, повесть, обессмертившая имя аббата Прево, впервые появилась в свет летом 1731 года как дополнение к ныне забытым «Запискам знатного человека».

«Записки знатного человека», как и последовавшие за ними романы, имели у современников большой успех.

Аббат Прево склонен злоупотреблять таинственностью и ужасами, и это нередко придает развертывающимся событиям неправдоподобный характер. Однако неоспоримым достоинством его романов является то, что они написаны проникновенным психологом, которому удается правдиво передавать чувства и поступки людей, поставленных даже в самые неправдоподобные условия.

С другой стороны, Прево несомненно испытал влияние и авторов так называемого «прециозного» романа, герои которого также переживают многочисленные, порой фантастические приключения, причем в основе всех коллизий здесь также лежит чувство любви.

Увлекали читателей и те новые черты, которыми Прево наделял своих героев: в его романах выступают люди, захваченные титаническими, всепоглощающими страстями, борьба с которыми непосильна для человека. И среди этих страстей господствующее положение занимает любовь. «любовь неистова, она несправедлива, жестока, она готова на все крайности, она предается им без малейшего раскаяния. Освободитесь от любви, и вы окажетесь человеком почти без пороков» [2] – так говорит Знатный человек своему воспитаннику. Но слова бессильны, Это знает и сам Знатный человек. Он сам, как и многие другие избранники, испытал на себе несокрушимую власть любви.

Любовь у аббата Прево – роковая, стихийная, непреодолимая страсть, в большинстве случаев трагическая, ведущая человека к отчаянию и гибели, порою толкающая его на страшные преступления. Вместе с тем герои Прево видят в высшее благо; только избранным дано испытать ее, и за это блаженство человек готов на любые жертвы.

«Несомненно, что существуют сердца, созданные друг для друга, такие, которые никогда никого не полюбили бы, если бы им не посчастливилось встретиться. Стоит им только встретиться, как они сразу чувствуют, что предназначены друг для друга и что счастье их заключается в том, чтобы никогда не разлучаться. Какая-то тайная сила побуждает их любить друг друга; им нет нужды в уверениях, испытаниях, клятвах – у них мгновенно рождается взаимное доверие, которое и побуждает их беззаветно отдаться друг другу» [3] («Записки знатного человека», т. I).

– Корнеля и Расина, в трагедиях которых также господствуют необоримые страсти. Но там чувства представляются более отвлеченными и являются уделом мифологических героев или выдающихся исторических лиц (королей, полководцев), а в романах Прево страсть бушует в сердцах людей, занимающих в обществе более скромное положение; именно благодаря ей эти люди и возвышаются над общим уровнем. Поэтому страсть героев Прево приходит в столкновение с обычными факторами человеческой жизни – материальными обстоятельствами, семейными соображениями и т. п.

В 1731 – 1739 годах Прево пишет свой второй большой роман «Английский философ, или история г-на Клевленда, побочного сына Кромвеля, написанная им самим и переведенная с английского автором «Записок знатного человека.

В таком духе и развертываются события на протяжении восьми томов. При всей невероятности событий автору удается увлекательно и правдиво передавать переживания своих героев и внушать читателям сочувствие к их трагическим судьбам.

В 1734 году Прево получил возможность вернуться на родину: папа даровал ему прощение с тем, чтобы Прево снова прошел искус послушничества. По возвращении во Францию Прево начинает издание третьего своего большого романа под названием «Киллеринский настоятель; моральная история». Главный герой романа – ирландский священник, горбун и калека, человек редкостной доброты и благородства, всегда готовый на самопожертвование. Он принимает участие в бурной жизни своих двух братьев и сестры с тем, чтобы нравственно поддержать их, помочь им разобраться в обуревающих их страстях и осознать свои заблуждения.

В 1736 году один из крупнейших французских вельмож, принц Конти, пригласил Прево в состав своей свиты на должность придворного священника. Прево занимал эту должность, только номинально; она не была связана с какими-либо обязанностями, но и не приносила ему никакого дохода; зато положение свитского священника давало ему возможность жить вне монастыря. Слава крупнейшего писателя современности открыла аббату Прево доступ в великосветское общество и литературные салоны; у него появилось много почитателей, он состоит в переписке со многими выдающимися современниками, в частности, с Вольтером. Но материальное его положение плачевно. В одном из писем к Вольтеру (1740) Прево сетует на денежные затруднения: жалованья он не получает, долги растут. Прево просил Вольтера похлопотать перед прусским королем Фридрихом о предоставлении ему какой-либо должности, однако он вскоре отказался от мысли отправиться в Берлин, отчасти из-за отсутствия средств на путешествие.

Именно в это время Прево суждено было еще раз оказаться в изгнании. В те годы во Франции были широко распространены рукописные журналы, в которых сообщались всевозможные новости, слухи, светские сплетни, нередко отнюдь не соответствовавшие действительности. Ловкие дельцы, так называемые journalistes à la main негласно размножали эти журналы от руки и рассылали подписчикам. Прево имел неосторожность помочь одному из таких подпольных журналистов в литературной обработке материала. Кто-то из влиятельных людей почел себя оклеветанным в этом листке, журналист был арестован, началось следствие, и когда выяснилось, что Прево участвовал в редактировании журнала, начальник полиции предложил ему покинуть Францию. Прево провел в изгнании, в Бельгии и во Франкфурте, полтора года.

По возвращении Прево на Родину, его жизнь вошла в мирную колею, слава его была в полном расцвете, пришли годы душевного покоя и относительного благосостояния. Но творчество его пошло на убыль. Прево, и без того много сделавший для приобщения соотечественников к английской культуре, теперь занялся переводом романов Ричардсона, которыми тогда зачитывалась вся Европа. В 1751 году он издал «Клариссу»; «Грандиссон» в переводе Прево вышел уже после его смерти – в 1775 году. Отлично выполненные, переводы Прево получили не меньшее распространение, чем подлинный текст. Любопытно, что Прево, сам грешивший в своих романах длиннотами, делал в произведениях Ричардсона значительные сокращения и тем самым придавал им большую выразительность и стройность.

«Всеобщей истории путешествий». Он начал выпускать ее в 1746 году. Первые семь томов представляют собою не что иное, как сделанный Прево перевод английского труда Джона Грина, издававшегося в Лондоне в 1745 – 1747 годах книгопродавцем Астли. Английское издание прекратилось на седьмом томе, после чего Прево уже самостоятельно составил следующие восемь томов; последний из них вышел в свет в 1759 году.

Издание это имело большой успех; оно знакомило широкие круги читателей с далекими странами, с бытом и нравами различных народов. Самого Прево всегда привлекали незнакомые страны; он, как мы видели, много путешествовал и странствия его были вызваны не только необходимостью, но и интересом к чужим, далеким краям. Эта черта делает Прево предшественником романтиков, в творчестве которых экзотика заняла столь значительное место.

Как уже было сказано выше, «История кавалера Де Грие и Манон Леско» впервые была издана в 1731 году в Голландии в виде VII тома «Записок знатного человека». Во Франции шедевр Прево не сразу был оценен по достоинству. Любопытно, что парижская издательница вдова Делон, поспешившая перепечатать V и VI тома «Записок», не добавила к ним «Историю». Несмотря на шумный успех «Истории» в Голландии и хвалебные отзывы голландских журналов, французские издатели не напечатали ее и в 1732 году. Во Франции повесть была впервые издана лишь в 1733 году. Она вышла как самостоятельное произведение (отдельно от «Записок») в Руане (с пометкой «Амстердам»; на титуле значилось: «сочинение г-на Д***».

«Парижская придворная и городская газета» помещает 21 июня 1733 года следующую заметку: «На днях вышел в свет новый том «Записок знатного человека». Книга написана с таким мастерством и так занимательно, что даже порядочные люди сочувствуют мошеннику и публичной девке».

Немного позже, 3 октября, в той же газете можно было прочесть: «Недавно здесь напечатана «История кавалера Де Грие и Манон Леско», служащая продолжением «Записок знатного человека». Герой – мошенник, героиня – публичная девка, и все же автору каким-то образом удается внушить порядочным людям сочувствие к ним. Сочинитель этот пишет отменно; он в прозе то, что Вольтер – в стихах».

Но немного спустя власти дают приказ об изъятии и уничтожении книги. Сохранился документ о конфискации пяти экземпляров у одного парижского книготорговца и двух экземпляров у другого.

В этих заметках не упоминается имя Прево, и широкая публика, вероятно, не знала, кто является автором сенсационной книги.

«Истории». Приводим несколько отрывков из этих писем, ибо они красноречиво говорят о том, какое представление о Прево создалось к его современников.

«Париж, 1 декабря 1733 г.

. Этот бывший бенедиктинец – полоумный; недавно он написал омерзительную книжку под названием «История Манон Леско», а героиня эта – потаскуха, посидевшая в Приюте и в кандалах отправленная на Миссисипи. Книжка продавалась в Париже и на нее летели как бабочки на огонь, на котором следовало бы сжечь и книжку и самого сочинителя, хотя у него и недурной слог»

«Париж, 8 декабря 1733 г.

Прочитали ли Вы «Манон Леско»? Там всего-навсего одно удачное сравнение: девушка была до того хороша, что могла бы восстановить в мире язычество».

«Париж, 15 декабря 1733 г.

Просмотрите же «Манон Леско», а потом бросьте ее в огонь; ер один раз ее прочесть следует, а не то поместите ее в раздел приапей, где ей место»[6]

Изъятие книги из продажи не могло, конечно, приглушить ее успеха и современники читали повесть Прево в многочисленных голландских изданиях, которые усиленно ввозились во Францию.

Запрещение повести как произведения безнравственного в эпоху, когда нравы отличались особенной распущенностью, кажется теперь непонятным. Но может быть именно эта распущенность и явилась причиной недооценки и непонимания основной идеи автора: современники увидели в повести Прево только историю фривольных приключений двух распущенных молодых людей. Именно так объяснял недооценку современниками произведения Прево А. И. Герцен.

О несерьезном отношении к повести свидетельствует, по мнению Монтеглона, и такая деталь. В Лондоне книга была издана со следующим обозначением мнимой издательской фирмы: «В Лондоне, у братьев Констан, под вывеской «Непостоянство». Игривое противопоставление фамилии «Констан» (означающей по-французски «постоянство») вывеске «Непостоянство» свидетельствует о непонимании трагического содержания книги[7]. Отметим к тому же, что повесть здесь была названа не «Историей», а «Приключениями».

труда. Тонко анализируя свою повесть, Прево старается смягчить произведенное ею впечатление и отвести упреки в том, что он написал «безнравственную» книгу.[8]

Вот что писал Прево:

«Публика с большим удовольствием прочитала последний том «Записок знатного человека», содержащий приключения кавалера де Грие и Манон Леско.

Мы видим в них юношу, наделенного блестящими и бесконечно привлекательными способностями, который увлечен безрассудной страстью к полюбившейся ему молодой женщине и предпочитает распущенную бродячую жизнь всем благам, которые сулят ему его таланты и его происхождение; Это злосчастный раб любви, заранее предвидящий ожидающие его невзгоды, но лишенный силы предпринять что-либо, чтобы их избежать; он остро переживает эти невзгоды, он утопает в них м все же пренебрегает средствами, которые помогли бы ему занять лучшее положение; словом, это юноша одновременно и порочный и добродетельный, благонамеренно мыслящий и дурно поступающий; он привлекателен строем своих мыслей и отвратителен воими поступками. Это характер своеобразный (singulier).

Характер Манон Леско еще своеобразнее. Она знает, что такое добродетель, она даже ценит ее, и все же совершает недостойнейшие поступки. Она страстно любит кавалера де Грие, однако стремление жить богато и блистать принуждает ее изменять своим чувствам и кавалеру, которому она предпочитает богача-финансиста. Какое же искусство требовалось, чтобы увлечь читателя и внушить ему сочувствие к тем гибельным невзгодам, которые переживает эта развращенная девушка!.

Следовательно, изображая зло, сочинитель отнюдь не учит злу. Он рисует влияние неистовой страсти, которая делает рассудок бесполезным, когда человек имеет несчастье вполне предаться ей; такая страсть хотя и не может вполне заглушить в сердце добродетель, препятствует следовать ей на деле. Словом, это сочинение обнажает все опасности, которые несет с собою распутство. Не найдется такого юноши, такой девушки, которым захотелось бы походить на кавалера и его возлюбленную. Они порочны, но их терзают раскаяние и горести.

Зато характер Тибержа, добродетельного священника, друга кавалера, превосходен. Это человек мудрый, преисполненный благочестия и набожности; это друг нежный и великодушный; это сердце, неизменно сокрушающееся о заблуждениях друга. Сколь привлекательна набожность, когда она сопутствует такому прекрасному характеру!

Я ничего не скажу о стиле этого сочинения. В нем нет ни грубости, ни высокопарности, ни софистических рассуждений; тут пером водит сама Естественность. Каким жалким кажется рядом с ним стиль писателей напыщенных и приукрашающих истину! Тут сочинитель не гонится за остроумием или за тем, что называется таковым. Это стиль не лаконически-тугой, но плавный, насыщенный и выразительный. Всюду – живопись и чувства, притом живопись правдивая и чувства естественные.»

Повесть находилась под запретом в течение двадцати лет. Только в 1753 году запрет был снят и вышло новое издание в двух томиках, с многочисленными, хотя и не меняющими основ, поправками и добавленным эпизодом.

«Манон Леско» прочно заняла место среди самых выдающихся произведений мировой литературы.

Во Франции она печаталась поистине бесчисленное количество раз – и в виде дорогих изданий с иллюстрациями знаменитых художников, и в массовых грошовых изданиях, и в виде томов большого формата с широкими полями, и в виде миниатюрных карманных томиков, и в виде «академических» изданий с предисловиями, примечаниями, библиографическими справками, вариантами и т. п.

Появилось большое количество статей (иногда в виде предисловий), авторы которых с разных точек зрения трактуют произведение, стремятся разгадать тайну очарования главной героини.

В кратком очерке нет возможности перечислить все отзывы французских писателей и критиков. Отметим только наиболее значительные.

Поль де Сен-Виктор пишет: «Есть книги непристойные, которыми мы любуемся, несмотря на их грязь, но жалеем при этом, что не можем очистить грязные страницы. «Манон Леско» представляет собою удивительное исключение – эта повесть нравится именно своей непристойностью, и мы отнюдь не хотели бы обелить ее героиню. Будь Манон не столь виновна и не столь безнравственна, она перестала бы быть самою собой. Пятнышко грязи идет этой игривой девушке словно мушка. Это отличительный знак, по которому ее узнают любовники. Не приходится колебаться в выборе слова для определения этого подлого и восхитительного создания; она «девка» в самом неприглядном смысле слова». «Подобно Ундине немецкого поэта у нее нет души».[9]

– свою страсть, в образе Тибержа- свою совесть.»Аббат Прево в жизни был поочередно то де Грие, то Тибержем; в этих двух характерах безупречно правдиво сказываются два начала, которые непрестанно боролись в его пылком, но слабом сердце. Де Грие и Тиберж – это действие и противодействие, это прилив и отлив, это безрассудство, несущееся вскачь, как дикий конь, и разум, который удерживает его за гриву и укрощает, лаская» [10] «В этой повести – весь Прево; весь его талант, все его сердце».[11]

В России произведения аббата Прево пользовались известностью еще при жизни писателя. Первый перевод «Записок знатного человека» вышел в 1756 – 1764 годах. «История кавалера де Грие и Манон Леско» появилась на русском языке в 1790 году (в виде VII – VIII томов «Записок»).

В дореволюционной русской критической литературе не было работ, специально посвященных «Истории кавалера де Грие и Манон Леско», но в беглых упоминаниях о повести Прево неизменно отмечаются ее художественные достоинства.

«Тереза Дюнойе», где рассказывается история преданной любви героини к недостойному человеку, говорит: «Мысль верная, но не новая! Ее давно уже прекрасно выразил аббат Прево в превосходном романе своем «Манон Леско». И далее Белинский замечает, что роману Прево «по его поэтической и психологической верности суждено бессмертие». [14]

Герцен в «Дневнике» (сент. 1842 г.) пишет: «Повесть о Манон будет всегда прекрасным произведением».

Отметим, что и Белинский, и Герцен видят трагичность любви де Грие в том, что она внушена ему недостойной женщиной.

Повесть аббата Прево высоко ценил и Тургенев. В письме к Полине Виардо от 5\17 января 1848 года он говорит: «Я перевожу «Манон Леско»» [16]. По этому поводу Л. П. Гроссман замечает: «Это значительный момент его трудов и дней. Он брался за переводы лишь самых близких, дорогих и глубоко пленивших его созданий». «Маленькая книжка аббата Прево должна была сильно взволновать Тургенева, если он взялся за перевод французского текста в самом разгаре работы над «Записками охотника» и первыми комедиями. »[17].

«Манон Леско» на испанский язык для практики, но и для этой цели он мог взять, конечно, только очень близкое ему произведение. К. Н. Леонтьев приводит повесть Прево как пример «гениального творения негениального автора»[17а].

В дальнейшем советский литературоведы посвятили творчеству Прево и, в частности, «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» несколько работ, причем все авторы единодушны в высокой оценке повести.

Так, А. К. Виноградов в кратком предисловии, предпосланном повести в издании «Academia» замечает: «. в отличие от своих современников и предшественников, Прево взял действительно живое существо, изобразил его чертами глубокой реальности, снизив его качество обращенностью на глубоко реальный, но, быть может, не совсем полноценный предмет. Манон не является «образцовой» девушкой, «безукоризненной женщиной»; вот почему этот роман поражает читателя необычайной свежестью и правдивостью ситуаций».[19]

В последующих работах советских литературоведов обнаруживается стремление перенести проблематику повести из области этической и психологической в область социальную и толковать «Историю» как произведение, изобличающее пороки аристократического и буржуазного общества. Одновременно намечается тенденция ко все более решительной «реабилитации» возлюбленной кавалера де Грие.

С другой стороны, критик замечает: «Просветительская литература часто выводила на сцену «падших созданий» с целью их реабилитации как жертв сословного угнетения. «Падение» изображалось как следствие внешних, социальных условий, не затрагивающих внутренней чистоты. Прево нарушает этот канон просветительской литературы. Не только сословные предрассудки, внешние препятствия разрушили счастье двух влюбленных, но и внутренние причины – характер самой Манон, неуловимый и причудливый, сотканный из противоречий и загадок. Прево как художника интересует не борьба со злом, а неуловимое их слияние». По мнению критика, «взгляды (де Грие – Е. Г.) на любовь и его поступки – это выражение того, как представлялись новые человеческие взаимоотношения самим новым людям, людям XVIII века, которые еще могли питать розовые иллюзии относительно их характера. Поступки же Манон – это выражение действительного характера этих отношений». [20]

Л. А. Левбарг в статье «Манон Леско аббата Прево» убедительно анализирует основные образы повести: «Кавалер де Грие целиком отдается своей страсти и, следуя за Манон, падает все ниже и ниже. Но это падение кавалера де Грие в обществе связано с его нравственным ростом. Любовь, перерождая де Грие, поднимает его над обществом, вырывает молодого аристократа из круга узких моральных представлений».

Однако и Л. А. Левбарг склонна объяснять конфликт различием сословной принадлежности героев и оправдывать Манон: «Любовь, возникшая с первого взгляда и поразившая героя как «удар молнии», сталкивается с различной сословной принадлежность. Ее носителей». «Манон ни в чем не виновата; если она и совершает аморальные поступки, она этого не сознает. В этой искренности и простоте и заложены причины обаятельности всего ее облика».[22]

«Носителями подлинной моральной правоты выступают в его (Преао. – Е,Г,) романе как раз мнимые преступники, а добродетельные Тиберж и отец де Грие оказываются, в конечном счете, подлинными преступниками, разбившими жизнь де Грие и погубившими прелестную Манон». [23]

В диссертации «Антуан Прево и его роман «Манон Леско», защищенной И. Н. Пожаровой в 1953 году, определяется место, которое занимает творчество Прево в литературе XVIII века. По мнению автора, для Прево характерно «обличение феодально-абсолютических порядков, оказывающих губительное действие на судьбу человека..» «Глубокое непонимание существует между влюбленными (де Грие и Манон. – Е. Г.) и теми, кто считает, что все продается. » Автор полагает, что основной проблемой романа является не только протест против сословных предрассудков, но борьба со всем обществом, со всей системой общественных отношений, существовавшей в то время. Став на такую точку зрения, автор идеализирует Манон: «Ее жажда роскоши не только «черта эпохи», но проявление развитой и богатой души. » «Все существо ее властно требует от жизни полноты счастья, ее не удовлетворит скромная жизнь с любимым. В Манон чувствуется отказ от религиозно-феодальной морали. Она – человек, заявляющий права на всестороннее удовлетворение своих потребностей», «Ее развлечения – не пустое времяпрепровождение, в них находит отдых и удовлетворение душа сложная и глубокая».[24]

В 1962 году повесть Прево впервые в России была издана на французском языке. В предисловии к этому изданию Ю. Б. Виппер отмечает, что «в обществе, где царят деньги, как показывает Прево, нет одной общей морали. Их две: одна – для господ, а другая – для их жертв». «От страницы к странице писатель показывает, как неуклонно зреет и крепнет привязанность Манон у шевалье, постепенно очищая ее нравственные понятия, преобразуя ее в отношении к внешнему миру». «Душевная чистота не вытравлена из сознания Манон. Подчиняясь отталкивающим нравам своего окружения, она не заражается духом стяжательства. Она стремится к деньгам не ради денег. Де Грие и Манон не могут обойтись без золота, ибо им кажется, что оно необходимо им для полноты любовного счастья, но одновременно презирают его».

В противоположность большинству наших критиков, автор справедливо подчеркивает черты, отличающие де Грие от его возлюбленной: «С еще большей силой тема неистребимой душевной чистоты находит выражение в образе де Грие, центрального и истинно проблемного героя повести. Враждебные силы не могут сломить, подчинить себе окончательно де Грие, разлучить его с Манон. Свои падения он искупает ценой жестоких страданий и тяжелых лишений. Его любовь к Манон не только источник его силы. Борьба за Манон является для де Грие борьбой за человека и за свое собственное право на человечность. Самое важное не то, что увлеченный своим чувством, он может стать на время карточным шулером, а то, что во имя любви он может и пожертвовать своим личным благополучием, добровольно отправиться в ссылку, обречь себя на нищету и бесконечные страдания».[25]

В «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» аббат Прево трактует тему роковой, всепоглощающей любви – тему, которая, как мы видели, является доминирующей в его творчестве. Но в отличие от больших романов Прево со сложной, запутанной фабулой, «История кавалера де Грие и Манон Леско» отличается редкостной стройностью и уравновешенностью композиции. Быть может это объясняется автобиографическим характером повести, тем, что драма, глубоко пережитая самим писателем, послужила достаточным материалом и позволила ему отказаться от нагромождения надуманных положений и событий.

«падшей девушки», что она вскоре затмила своего преданного рыцаря в сознании читателей. Доказательством тому служит на первый взгляд мелкий, но весьма красноречивый факт: уже в начале XIX века книгоиздатели стали произвольно вносить «поправку» в название повести: «История кавалера де Грие и Манон Леско» превратилась в «Историю Манон Леско и кавалера де Грие», а с годами героиня и вовсе вытеснила де Грие с титульного листа книги: повесть стали нередко называть просто «Манон Леско».

Только в последнее время французские издатели вернулись к первоначальному, самим автором данному, названию. Перестановка имен может показаться мелочью; на самом же деле здесь затрагивается вопрос об основном герое, о том, чью именно трагедию задумал рассказать нам автор. И не зря, конечно, Прево на первое место поставил имя де Грие; именно де Грие, а не Манон – трагический герой повести. На это можно возразить, что в повести два героя, связанные общностью чувств, и что они неотделимы друг от друга, как неотделимы, например, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда и многие другие персонажи прославленных произведений. Но такое возражение неправомерно – и в трагедии Шекспира и в средневековом романе перед нами два героя, одинаково благородные, одинаково самоотверженные и действительно составляющие духовно единое целое. Они переживают одну и ту же, общую для обоих, трагедию. Так, по-видимому, понимают конфликт де Грие и Манон и те критики, которые говорят о нравственной чистоте Манон и в этом отношении приравнивают ее к де Грие.

Между тем в событиях, о которых рассказывает Прево, конфликт заключается в глубоком различии характеров кавалера и его возлюбленной.

Но все дело в том, что де Грие и Манон – натуры глубоко различные; в их нравственной сущности, в их интеллектуальном облике мало общего. Трагедия де Грие – в невозможности осуществить с Манон тот высокий идеал любви, который только и может удовлетворить его, а вся трагедия Манон сводится к недостатку материальных благ.

Чувственная основа увлечения де Грие еще явственнее сказывается во время второй его встречи с Манон, в семинарии. Если при встрече на постоялом дворе де Грие, еще не зная Манон, мог предполагать, что ее внешнему обаянию соответствует и нравственное совершенство, то теперь, после предательства Манон и ее ухода к богатому покровителю, де Грие уже не может заблуждаться.

Врожденное благородство и идеализм де Грие мешают ему видеть Манон такою, какая она есть. Лишь в редкие минуты просветления, чаще всего в отсутствие возлюбленной, де Грие сознает свою нравственную деградацию, и он тем глубже переживает ее, что, по его убеждению, борьба для него непосильна и невозможна, ибо воля человека не свободна.

Французские литературоведы, в особенности Поль Азар, подчеркивают, что в мировоззрении де Грие сильно сказывается влияние янсенизма. Голландский богослов Янсений (1585 – 1638) учил, что воля человека сама по себе не свободна в выборе между добром и злом; только помощь провидения, только божественная благодать укрепляет человека и направляет его к добру. Янсенизм получил во Франции в XVII – XVIII веках широкое распространение не только в богословских кругах, но и в обществе. Среди сторонников янсенизма можно назвать таких выдающихся мыслителей и писателей как Паскаль, Арно, Расин и другие. В повести Прево влияние янсенизма особенно сказывается в философских рассуждениях де Грие.

него она – абсолют, заключающий в себе все совершенства.

И как истинный рыцарь, де Грие приносит своему кумиру в жертву все, чем он располагает – свое доброе имя, общественное положение, семью, карьеру, материальное благополучие; он готов, если понадобится, принести в жертву и самую жизнь.

Образ Манон по своим художественным достоинствам принадлежит к числу самых совершенных созданий мировой литературы. Автору удалось так убедительно соединить в своей героине внешнее обаяние и внутреннюю ограниченность, что читатель все время находится на грани противоположных чувств, то восхищаясь, то возмущаясь ею.

Нельзя, правда, забывать, что образ Манон мы воспринимаем со слов де Грие – самого пристрастного рассказчика, какого только можно себе представить. Де Грие всегда старается оправдать Манон и лишь в редкие мгновения более или менее ясно осознает ее недостатки.

Де Грие, естественно, рисует перед нами Манон главным образом такою, какою он видел ее в дни их совместной жизни, другими словами – рисует с лучшей стороны. Ни о ее прошлом, ни о поведении ее за спиною де Грие, в домах богатых клиентов, мы ничего не знаем, ибо это неизвестно и самому рассказчику.

«чувства ее возбуждены не менее моих». В действительности же Манон согласилась бежать вместе с юношей, с которым едва успела познакомиться, прежде всего потому, что ей во что бы то ни стало надо было избавиться от монастыря, куда родители решили ее поместить «против ее воли, несомненно, с целью обуздать ее склонность к удовольствиям, которая уже обнаружилась». Следовательно, говорить о внезапно возникшем у Манон чувстве нельзя. Манон сразу же поняла, какую выгоду она может извлечь из встречи с молодым и богатым дворянином. Сам де Грие отмечает, что девушка (хоть ей в ту пору шел только семнадцатый год) была гораздо опытнее него.

О семье Манон мы ничего не знаем. В первой редакции повести автор говорил, что Манон происходит «не из благородной семьи». Во второй редакции (1753) он говорит определеннее: она происходит «из заурядной семьи». Поправка эта была сделана Прево, вероятно, в угоду аристократическим читателям того времени, которым могло показаться невероятным и оскорбительным, что из их среды вышла публичная женщина. Но для нас это «уточнение» ничего не меняет: существенно то, что родители не могли справиться с дурными задатками девочки.

Манон не способна принести счастье любящему ее человеку: даже на такой твердыне как беззаветная любовь де Грие, она не может построить их благополучия.

Ей чужды и какие-либо родственные чувства. В отличие от де Грие, который постоянно мыслью возвращается к отцу, к брату, к другу детства, Манон никогда не вспоминает о своей семье и не говорит о ней. Нет у нее и подруг. В то время как возле де Грие все время, если не физически, то духовно, присутствует его друг Тиберж, она – совершенно одинока. Для дружбы с ней нет почвы.

Правда, в Америке поведение Манон менее предосудительно, чем на родине. Но вряд ли можно видеть в этом следствие раскаяния или естественную эволюцию характера. Путешествие в Америку в ту эпоху – длительный переезд в повозке по Франции, двухмесячное плавание на парусном судне, суровые условия жизни в Новом Свете, унизительное положение арестантов, всевозможные лишения = все это не могло не подорвать душевные и физические силы Манон. В Америку она прибыла уже другою женщиной – измученной, обессиленной, отчаявшейся, утратившей прежнюю беспечность и легкомыслие.

Повесть Прево отличается редкостной тщательностью в описании бытовых черт. Действие происходит в эпоху Регентства (1715 – 1723_, когда нравы французского общества отличались крайней вольностью. В последние годы долгого царствования Людовика XIV при дворе царил дух суровости и ханжества, который сказывался на всем укладе жизни. После смерти Людовика XIV, пережившего своего сына и внука, престол унаследовал его правнук, малолетний Людовик XV, а фактически правителем сделался регент Филипп Орлеанский. При жизнерадостном и легкомысленном регенте во Франции сразу же началась реакция на «постный» дух, царивший при престарелом короле. Французское общество вздохнуло свободнее и дало волю жажде жизни, веселья, удовольствий.

Аббат Прево с исключительной точностью воспроизвел в своей повести многие бытовые черточки того времени. Историки эпохи Регентства в один голос утверждают, что такие подробности как порядок отправки ссыльных в Америку, местоположение и нравы игорных домов, порядки, существовавшие в полиции, в тюрьмах, в харчевнях и т. п. – словом, что все мелкие подробности соответствуют действительности. Автор не позволяет себе ни малейшего отступления от того, чему сам был свидетелем. Картина тогдашней жизни, воспроизведенная им, безупречно правдива.

Но это не значит, однако, что конфликт, изображенный Прево, характерен лишь для данной эпохи, потому что препятствия к счастью де Грие и Манон заключаются не столько в социальных порядках эпохи Регенства, сколько в самом характере Манон.

бы «Новую Элоизу», где счастье Жюли и Сен-Пре рушится только от того, что Сен-Пре – плебей. В основе трагедии кавалера де Грие лежат совсем иные причины, и ответственность за нее ни в коем случае не может быть возложена на его окружение, в частности, на отца. Отец де Грие восстает против брака сына с Манон не потому, что она из простой семьи, а потому, что она, как существо морально ущербное, не может дать счастья его сыну. Отец де Грие – человек опытный в жизни, умеющий разбираться в людях, и история бегства Манон с его сыном, с которым она едва успела познакомиться, обстоятельства, при которых состоялось это знакомство, и, быть может, особенно – предательство Манон, которая выдала своего возлюбленного, как только поняла, что у него нет денег на ее содержание – все эти факты давали отцу де Грие полное представление о Манон и все основания противиться этому браку. Нельзя вообразить не только в годы Регенства, но и в любую другую эпоху родителей, которые одобрили бы намерение семнадцатилетнего сына связать свою судьбу с публичной женщиной, воровкой и аферисткой.

Такую девушку, как Манон, не могла бы привязать ни аристократическая, ни буржуазная, ни крестьянская семья. Порочность Манон вызвана не нищетой, а отсутствием каких-либо нравственных устоев. В повести нет даже намека на то, что кто-то соблазнил и развратил ее. Порочность Манон лежит в самой основе ее натуры. Будь она женщиной из знатной, богатой среды – она была бы так же безнравственна, только распущенность ее приняла бы другую форму.

Искать оправдания Манон и смягчать, затушевывать ее глубокую порочность значит умалять противоречивость, своеобразие и значительность этого образа и, следовательно, недооценивать психологическую проницательность и литературное мастерство писателя.

Старший друг де Грие – Тиберж изображен автором как образцовый, преданный друг. Давно замечено, что положительные персонажи, особенно в литературе XVIII века, всегда менее колоритны, всегда «скучнее» отрицательных. Но благоразумие и неуклонная последовательность поведения Тибержа отнюдь не делает его образ тусклым и пресным. Тиберж непреклонен в своих убеждениях, но в то же время снисходителен к де Грие, он суров, но в то же время человечен. Будь он всего лишь черствым, ограниченным педантом, готовым только на скучные нравоучения, де Грие так не ценил бы его. Тиберж – истинный, великодушный друг, никогда не отступающийся от своего слабовольного товарища. Преданность его выражается многообразно: и в спорах, в заклинаниях образумиться и вернуться на путь чести и труда, и в готовности служить посредником в переговорах, которые могут быть полезны для де Грие, и в материальной помощи; его преданность доходит до героизма – ради спасения друга он самоотверженно бросается вслед за ним в далекую Америку, а путешествие это занимало в тогдашних условиях несколько месяцев и было сопряжено с большими трудностями и риском.

И де Грие высоко ценит дружбу Тибержа; он уверен, что ее не в силах сломить никакие испытания. Тиберж – единственный человек, с которым де Грие может быть вполне откровенным, и именно в спорах с ним он пытается разобраться в своих переживаниях и найти ответ на мучающие его вопросы. В этих спорах друзья придерживаются глубоко различных точек зрения, но это не мешает им понимать друг друга (особенно Тибержу понимать де Грие). Рассуждения Тибержа совершенно неприемлемы для де Грие, потому что содержат в себе не только осуждение его образа действий, но и полное отрицание его иллюзорного счастья. И все же не кому другому как Тибержу открывает кавалер свое сердце: он знает, что встретит у него не только порицание, но и сочувствие, понимание и поддержку.

До встречи с Манон де Грие, по-видимому, вполне разделял воззрения Тибержа; на этой общности убеждений и основана их дружба и уважение. Расхождение де Грие с Тибержем – явление временное и вполне вероятно, что как только прекратится действие силы, разъединившей их, их воззрения, если не совсем совпадут вновь, то во всяком случае значительно сблизятся. По остроумному замечанию Арсена Уссэ, Тиберж – это совесть кавалера де Грие.

Литературное мастерство, с каким написана «История кавалера де Грие и Манон Леско», ставит эту небольшую повесть в один ряд с величайшими шедеврами не только французской, но и мировой литературы. Стиль ее отличается подкупающей простотой и гармоничностью; язык – точный, ясный и плавный – не уступает лучшим образцам французской прозы эпохи классицизма и просвещения; рассказ де Грие о его бедствиях и страданиях подкупает своей искренностью, он свободен от аффектации, напыщенности, преувеличений, но за внешней сдержанностью все время чувствуется клокочущая страсть.

Так же совершенна повесть и в отношении композиции – автор сразу вводит читателя в ход событий, и наше внимание не ослабевает до последней строки.[26]

Но основная заслуга аббата Прево, конечно, в создании двух поистине бессмертных образов.

– образец беззаветной любви, самоотверженности и всепрощения. Автор с такой убежденность. Рисует нам мучительные и сложные переживания героя, что мы прощаем ему все его падения и продолжаем верить в его благородство и нравственную чистоту.

Образу Манон нет равного по художественному совершенству во всей мировой литературе. Эту пустую, бессердечную, ограниченную и распущенную женщину автору удалось наделить таким покоряющим обаянием, что мы забываем о ее недостатках и готовы восхищаться ею не менее самого д Грие. Арсен Уссэ остроумно замечает, что сколько бы ни было у Манон любовников – все это ничто по сравнению с теми толпами вздыхателей, которых приводит к ее ногам аббат Прево.

И действительно, по прошествии двух столетий Манон все так же пленительна, со страниц книги все так же доносится ее задорный смех, и все так же влечет нас ее лукавый, загадочный взгляд.

1. Harrisse. L’abbé Prévost. P.,1896,p. 15.

2. P. Hazard. Etudes cririques sur l’abbé Prévost. Chicago (1929), p. 21.

4. Harrisse. L’abbé Prévost, p. 131.

5. Harrisse. L’abbé Prévost, p. 177..

6. Harrisse. L’abbé Prévost,p. 177

7. Библиографичесуая справка Анатоля де Монтеглона в издании «Манон Леско» братьев Глади (Glady frères). P. 1875, P. 328.

«Le Pour et Contre», т. III, № XXXVI, стр. 137 и полностью перепечатана в указанном выше издании братьев Глади (Glady Frères), стр. 7-9. Заметим кстати. Что эту апологию иногда ошибочно принимают за третье предисловие к повести (считая первым предисловием письмо к амстердамским издателям, предпосланное «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» в VII томе «Записок знатного человека» и приведенное в издании Глади на стр. 326-328; вторым предисловием считается напечатанное в нашем издании, стр. 5).

9. Paul de Saint-Victor. Hommes et dieux. P., 1880, p. 479, 481.

10. Histoire de Manon…P., Jouaust, 1874, p. VII.

11. Там же, стр. XXVI.

12. «Histoire du chevalier des Grieux…» P., Glady Frères, 1875, p. XIX.

– Перевод В. Г. Дмитриева (Мопассан. Собр. Соч., т. XIII. М., 1950, стр. 231).

14. Белинский. Соб. Соч., т. X М., Изд-во АН СССР, стр. 116, 105.

15. Герцен. Собр. Соч. Т. II М., Изд –во АН СССР, стр. 225, 226.

16. Тургенев. Собр. Соч. Т. I, М., Изд-во АН СССР, стр. 291, 455.

17. Л. Гроссман. Портрет Манон Леско. (Два этюда о Тургеневе). М., 1922, стр. 14.

18. Б. А. Грифцов. Теория романа. М., 1927, стр. 85 – 86.

19. Прево. Манон Леско. М., «Academia», 1932, стр. 11.

20. Прево Манон Леско. М., «Academia», 1936, стр. X,XIII,XIV,XVI.

21. «Ранний буржуазный романтизм», сб. Статей, Л., 1936, стр. 67.

«Ученые записки ленинградского педагогического института им. Герцена», т. XXVI. Л., 1939, стр. 163 – 167.

23. “История французской литературы», т. I, М., Изд-во АН ССС, 1946, стр. 722.

24. И. Н. Пожарова. Антуан Прево и его роман «Манон Леско». Канд. Дисс. М., 1953, стр. 143, 175, 176, 180.

25. “Манон Леско». М., Изд-во литературы на иностр. языках, 1962, стр. 16 – 18.

26. Интересный стилистический анализ повести дан в работе Родье (Rodier. Prévost. L’homme et l’œuvre. P., 1955). См. также Е. Эткинд. Семинарий по французской стилистике. Ч. I: Проза. Л., 1960.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антуан Франсуа Прево
фр. Antoine-François Prévost d’Exiles
аббат прево биография писателя. 220px Abb%C3%A9 Pr%C3%A9vost. аббат прево биография писателя фото. аббат прево биография писателя-220px Abb%C3%A9 Pr%C3%A9vost. картинка аббат прево биография писателя. картинка 220px Abb%C3%A9 Pr%C3%A9vost.
аббат Прево
Дата рождения: