абдулхамид история жизни и правления
Абдул-Хамид II никогда не был марионеткой
«Как не был Абдул-Хамид II марионеткой великих государств, так и преследуемая им политика не была результатом произвольных решений или капризов…»
Абдул-Хамид II (араб. عبد الحميد ثانی ) (22 сентября 1842 – 10 февраля 1918 Стамбул) – султан Османской империи и 99-й халиф, правил в 1876–1909 годах. Предлагаем вниманию читателей обзор произведения «Султан Абдул-Хамид II», в котором известный исследованиями в области истории Османской империи Франсуа Жоржен рисует портрет султана, как ведущего борьбу за османские земли, несмотря на всевозможные «игры» Запада.
Обращаясь к истории Османской империи, необходимо отметить, что одной из одиозных фигур, вокруг которых ведётся наибольшее количество споров и дискуссий, несомненно, является султан Абдул-Хамид II. Наделяемый противоречивыми прозвищами, такими как «Великий правитель» или «Кровавый султан», Абдул-Хамид II в историографических исследованиях выступает в роли «героя» или «врага».
Посвящённая исчерпывающему описанию жизни султана книга представляет османского падишаха важным участником политического процесса, в ходе которого империи были превращены в национальные государства. С одной стороны, историк рассматривает личность Абдул-Хамида через стремление в авторитарной форме сохранить свою власть, с другой – одновременно обращает внимание на озабоченность консервативного, взявшего курс на модернизацию, падишаха и его намерение вернуть прежнюю силу своей империи.
Франсуа Жоржен анализирует факторы, повлиявшие на личность Абдул-Хамида II, в контексте возросшей в этот период политической и дипломатической напряжённости. Автор рассматривает ключевые потребности существовавшей империи, а также то, каким образом падишах стремится удовлетворить данные потребности. При этом возникает образ правителя, который не имеет отношения к устоявшимся клише и далек от стереотипизированных оценок. Вот некоторые черты этого образа.
Власть была ограничена
Абдул-Хамид II управлял Османской империей, занимающей огромную территорию, как «всемогущий правитель». Бесспорно, в истории Османской империи не было падишаха, который бы сосредоточил в своих руках всестороннюю власть наравне с Абдул-Хамидом II. Хотя в западных странах османские султаны определяются преимущественно как абсолютные монархи, в действительности власть султана была ограничена янычарами, улемами и начиная с XIX века бюрократизмом.
Четыре условия сохранения Османской империи
Султан Абдул-Хамид II, носивший звание духовного и всемирного халифа, настаивал на необходимом для этого положения качестве – «хранитель ислама» – и придавал большее значение Святым местам, нежели его предшественники. Основные вопросы с его точки зрения – обеспечение сохранности этих мест, удержание, и даже упрочение, господства Османской империи в Хиджазе, предоставление паломникам возможности беспрепятственно совершать хадж в Мекку и Медину. В обращенном к своим соратникам меморандуме султан напоминает непременные условия, способные сохранить жизнь империи, которые он располагает следующим образом: защита ислама, продолжение династии, удержание Стамбула как престольного града, сохранение Мекки и Медины.
«Абсолютный властитель дома»
Согласно оценкам Франсуа Жоржена, сосредоточение власти в руках султана Абдул-Хамида II начинается с первых лет его правления и фактически завершается в середине 1890-х годов. В этой связи историк пишет: «Его власть во дворце также безгранична. Османская династия не играет какой-либо политической роли, как Валиде-султан, так и братья Абдул-Хамида II, находятся под строгим надзором. Главные евнухи гарема надолго потеряли свое политическое влияние, и у них не осталось возможности контролировать или следить за действиями султана. Султан – абсолютный властитель своего дома».
«Осовременивание глуши»
По мнению писателя, политика, которую Абдул-Хамид II проводил в деревнях, преследовала следующие цели: препятствовать тому, чтобы наместники вилайетов обладали такой властью, которая способна открыть путь к региональной автономии; противостоять вмешательству иностранных сил во внутренние дела вилайетов; всемерная и нерушимая централизация. Наместники и подчиненные им чиновники должны были сообщать населению региона, которым они управляли, о том, что в Стамбуле находится султан-халиф, который им покровительствует. А некоторые функции в стиле, напоминавшем колониальных правителей, позволили осуществить модернизацию в вилайетах, где возникала необходимость прогресса, гигиены, безопасности.
Ключевой термин периода
Одним из важнейших понятий периода правления Абдул-Хамида II была «мораль». В сущности, это двусмысленный термин. Рассуждения о морали предполагали осуждение излишеств вестернизации, новых обычаев, повышения женской свободы, потребления алкоголя, несоблюдения религиозных канонов, – иными словами всего, что сбивает мусульманина с истинного пути. Однако в то же время это понятие обеспечивает сохранение во имя власти этического и цивилизованного содержания религии, этическую направленность развития общества, чувство уважения и доверия к традиционным ценностям, добродетель, послушание по отношению к старшим и правителям. За этим термином скрывается весь «нравственный и этический порядок», который Абдул-Хамид II стремился привить обществу.
Два страха европейцев
Жоржен отмечает, что исламские святыни описываемого периода с точки зрения европейцев и европейского порядка являлись очагом, который формируется разрушительными идеями, и добавляет: «По выражению современных историков, европейцы остерегаются «связи с Хиджазом». Кроме Мекки, другим очагом разрушительности мусульман называется Звезда».
«Мы установили наш шатёр в месте сосредоточения гиен»
В мемуарах Абдул-Хамид II говорит: «Да дарует нам Аллах мир и спокойствие!» – и сетует: «Однако как великие государства не оставили нам времени для построения нашей империи с высоким уровнем организации, так нет и спокойствия!» Затем продолжает: «Если бы мы знали хотя бы 10 лет мира, мы смогли бы добиться такого же восхваляемого прогресса, как японцы (после Реставрации Мэйдзи). В силу того, что они, по сравнению с нами, были далеки от европейских окон, счастливы и живут в безопасности. К сожалению, мы установили наш шатёр в месте сосредоточения европейских гиен».
Иностранный капитал препятствует вмешательству
Абдул-Хамид II знает, что для претворения в жизнь плана по модернизации империи требуется помощь, умение и капитал европейцев. Поэтому, он не выступает против привлечения иностранного капитала, который является единственным путем развития экономики империи. В 1880 году в записке о действиях по всестороннему развитию министра Хасана Фехми Паши многозначительным является предложение по предоставлению привилегий иностранным компаниям в процессе строительства железных дорог. Абдул-Хамид II полагает, что, если великие силы будут иметь разносторонние интересы в Османской империи, то будут воздерживаться от того, чтобы «покончить с больным человеком».
Разрушительное влияние миссионеров
Вопросы, вызывающие наибольшее беспокойство у Абдул-Хамида II, были связаны с развитием иностранных школ и возрастанием значимости их миссий. Эти школы обладали гораздо большими материальными и финансовыми возможностями, нежели находящиеся в ведомстве империи, и воспитывали учащихся в отрыве от османской культуры. Акцентируя внимание на этничности и проводя деноминационализм в османском обществе, миссионеры представляли угрозу, углубляя внутри империи этнический и религиозный раскол, повышая напряженность не только между христианами и мусульманами, но и между различными мусульманскими мазхабами, а также джамаатами.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
«Их нравы»: как любимый народом султан отдал Крым России
Правление Абдул-Хамида I, при котором Османская империя терпела поражение за поражением
Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен правлению султана Абдул-Хамида I (1774—1789).
От русско-турецкой до русско-турецкой
Двадцать седьмой падишах Османской империи Абдул-Хамид I пришел к власти после скоропостижной кончины от паралича его старшего брата Мустафы III. Примечательно, что сам Абдул-Хамид I также скончался от паралича, который настиг его на пятнадцатом году правления и также во время очередной русско-турецкой войны. Казалось, что в османской династии назревает новая традиция — оставлять следующему султану незавершенную войну. Напомним, что на момент вступления Абдул-Хамида на престол близилась к завершению шестая по счету русско-турецкая война. Новый султан, отвергнув более или менее приемлемые условия перемирия, которые были предложены его главным визирем, стремился изменить ход войны неожиданным наступлением, однако в результате османские войска потерпели поражение при Козлуджи от русских войск под командованием Суворова, и все завершилось невыгодным для османов Кючук-Кайнарджийским мирным договором.
Стоит отметить, что согласно этому договору была провозглашена независимость Крыма, Османская империя впервые начала выплачивать репарации Российской империи и, вдобавок ко всему, Россия получила право держать флот на Черном море и проходить через проливы (для торговых кораблей). Затем Айналы-Кавакская конвенция закрепила и усилила позиции России по договору, в частности османы признавали в качестве крымского хана Шахин-Гирея, который был ставленником Москвы. Далее события развивались очень стремительно, и совсем скоро Крым стал частью России при молчаливом согласии Османской империи с вытекающими отсюда последствиями.
Сцена подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора
Набожный модернизатор
Однако вернемся к Абдул-Хамиду I. Власть он получил довольно поздно, когда ему было уже около 50 лет. За время его «ожидания» сменилось три султана. В момент свержения его отца Ахмеда III Абдул-Хамиду было всего пять лет. Вскоре отец скончался. Никто толком не занимался надлежащим управленческим образованием будущего султана. Зато он получил блестящее религиозное образование и, по свидетельству турецких источников, был очень набожным человеком.
Абдул-Хамид I продолжил реформы и преобразования, которые начал его старший брат Мустафа III. Он увеличил численность мобильных артиллеристов с 300 до 2000. Впервые ввел пересчет янычар. Выяснилось, что нечистые на руку чиновники зарабатывали деньги на «мертвых душах», что, конечно же, было пресечено, а виновные были наказаны. Абдул-Хамид I заложил несколько судостроительных верфей, памятуя о событиях в Чесме, занимался ремонтом и переустройством береговых укреплений и батарей. В частности, были отремонтированы маяки на Европейской и Анатолийской частях Стамбула. Кроме того, при непосредственном участии французов он обновил и расширил кирасирские и бомбардирские полки. Но все это не помогло ему в будущей войне с Россией и Австрией, и страна вступила в период, состоящий из череды военных потрясений, которые следовали одно за другим.
Османская империя при Абдул-Хамиде I, 1783
Обидел военных
На веку Абдул-Хамида I произошло несколько крупных пожаров, которые уничтожили целые районы Стамбула, такие как Кючукпазар, Джибали, Саматья и Балат. В общей сложности более двадцати тысяч зданий превратилось в пепел. Многие нашли приют в мечетях Лалели, Фатих и Султан Селим. Абдул-Хамид лично участвовал в тушении пожаров, чем заслужил глубокое уважение и любовь жителей Стамбула. Несмотря на то, что положение внутри страны было нестабильным, а на внешней арене армия терпела поражение за поражением, народ Османской империи очень любил Абдул-Хамида I. За глубокую набожность, желание решить проблемы простого человека, участие в делах обычного человека, строительство школ, фонтанов, хамамов и библиотек его в народе прозвали «Вели», что можно перевести как «друг Аллаха».
Из истории мы знаем, что когда правитель пытается стоять на стороне народа, обычно страдает его окружение и государственные служащие. Так произошло и в случае с Абдул-Хамидом I. Мало того что во время церемонии вступления на престол султан по примеру своего брата не выплатил военным и госслужащим полагающуюся премию, он также отменил так называемую «куплю-продажу овса». Это была древняя традиция, восходящая еще к основателю империи Осману Гази. Тогда всем военным, кроме обычных выплат, раз в три месяца выдавался овес (своеобразная ежеквартальная премия). С распространением товарно-денежных отношений овес заменили деньгами. Когда военные приходили за полагающейся выплатой, для них устраивали угощение в виде плова. Если военные садились за стол, это означало, что они довольны выплатой. Сам процесс получил название «купля-продажа овса». Так вот, Абдул-Хамид I отменил эти выплаты, чем вызвал определенное недовольство в военных кругах.
В начале этой заметки мы упоминали, что султан умер от паралича. Турецкие источники пишут, что когда русские войска захватили Очаков, они перерезали двадцать пять тысяч человек местного населения. Когда весть об этом дошла до Абдул-Хамида I, его парализовало, и через четыре месяца он скончался. Мавзолей султана находится в Бахчекапы. У падишаха было пятнадцать жен, семеро сыновей, двое из которых стали султанами, и девять дочерей.
«Их нравы»: как султан агонизирующей империи принял конституцию и тут же забыл о ней
Абдул-Хамид II — внешнее управление, сеть агентуры по всей стране и прорыв в образовании
Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими исследованиями культуры и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен правлению последнего султана Османской империи Абдул-Хамида II (1876—1909).
Самодержавие уже не то
По сути, 34-го султана Османской империи Абдул-Хамида II можно считать последним самодержавным правителем Великой Порты. Однако к концу правления самодержавие это заметно поизносилось. Образовались различные центры силы. При Абдул-Хамиде II произошло окончательное отделение Балкан от метрополии, под иностранный протекторат перешли Кипр, Крит, Египет и Тунис. Страна пребывала в глубочайшем политическом и экономическом кризисе, ситуацию поддерживали иностранные финансовые вливания. Несмотря на свирепствующий экономический кризис, на средства, полученные от иностранцев, удалось многое сделать.
Известно, что свержение дяди Абдул-Хамида, назначение султаном его старшего брата, низложение которого произошло после короткого периода правления, а также «воцарение» самого Абдул-Хамида было поддержано движением новых османов. По этой причине Абдул-Хамид был вынужден идти на некоторые политические уступки: созыв парламента, принятие конституции (1876 год), обозначение основных прав и свобод, разделение власти с парламентом, назначение великим визирем Мидхата-паши, который был архитектором последних двух султанских свержений и назначений, и так далее. Даже слышались голоса за отмену монархии и провозглашение республики. Видимо, по этой причине некоторые турецкие историки склонны предполагать, что истоки конституционализма и корни будущей Турецкой Республики относятся к периоду правления Абдул-Хамида II. В определенной степени это является правдой, хотя и зависит от того, под каким углом на это смотреть.
Так или иначе, первоначальные уступки усилили позиции молодого Абдул-Хамида II, и в этой связи примечателен тот факт, что, опираясь на пункты новопринятой конституции, именно султан отправляет в ссылку в Йемен Мидхата-пашу, который вскоре там благополучно умирает, а следующим шагом распускает парламент на бессрочные каникулы, которые продлились чуть больше 30 лет. Таким образом, устранив двух своих самых яростных оппонентов — Мидхата-пашу и парламент — Абдул-Хамид II, с некоторыми оговорками, сосредотачивает всю полноту власти в своих руках.
Открытие первого парламента, 1877 год
Неопределенность степени султанской власти была обусловлена наличием у страны огромного внешнего долга, который образовался из-за нескончаемых войн с Россией, восстаний в различных провинциях, покупки военных кораблей и модернизации армии. После того, как Османская империя объявляет себя банкротом, неспособным выплатить внешний долг, основные иностранные кредиторы Великой Порты — Великобритания, Франция, Пруссия и Австро-Венгрия — создают в 1881 году специальное учреждение по управлению ее внешним долгом, которое называлось «Дюйун-и Умумийе», что можно перевести как «основные долги». По сути, данное учреждение управляло экономикой страны, забирало в счет уплаты долга практически 100% налоговых и пошлинных отчислений, определяло основные отрасли для иностранных инвестиций и отвечало за новые заимствования, которые также шли на уплату долга. Удивительно, что при такой экономике империя умудрилась просуществовать еще около 40 лет.
Памятуя о том, что человек, владеющий информацией, владеет ситуацией, Абдул-Хамид II создает широкую и разветвленную агентурную сеть по всей стране. Благодаря усилиям тайных агентов, султан постоянно в курсе происходящих событий, осведомлен о проблемах и заранее подавляет очаги будущих волнений. Однако у этого эффективного инструмента управления есть и свои недостатки, например, тысячи людей, оклеветанных и обвиненных по безосновательным поводам.
Но были и хорошие новости
Несмотря на все перипетии, связанные с войнами, восстаниями, разделением империи на части, экономическими и политическими кризисами, во времена правления Абдул-Хамида II было сделано очень много полезного для страны. Сейчас, когда туман истории рассеивается, тридцатитрехлетний период султана видится все-таки больше в положительном ключе. Чего только стоят достижения в сфере образования. Абдул-Хамид II, запретивший, несмотря на свою глубокую религиозность, ношение паранджи был первым султаном, который поддержал идею о необходимости получения доступа к образованию в равной степени не только для мужчин, но и для женщин. Именно при поддержке султана Абдул-Латиф Супхи-паши открывает первую в Османской империи школу искусств для девушек. Если в начале его правления средних школ в стране насчитывалось всего 250, то к концу его этих школ уже было более 900, а количество начальных школ вообще увеличилось в 45 раз, с 200 до 9 тысяч.
Несомненным достижением Абдул-Хамида II является и строительство двух железных дорог — Багдадской и Хиджазской, которые появились в тот момент, когда вся Европа начала «заболевать» железными дорогами. Отличие этих двух путей состояло в том, что Багдадская дорога была профинансирована немцами, а Хиджазская была построена на народные деньги и пожертвования мусульман со всего мира. Кроме того, были построены шоссейные дороги, соединившие Османскую империю с Ираном и Ираком, что вдохнуло новую жизнь в такие города, как Бурса, Самсун, Эрзурум.
Была организована сеть почтовых и телеграфных станций, которая соединяла все крупные города империи, создано Министерство по делам почты и телеграфа. Также для удобства на всех телеграфных отделениях была организована работа метеорологических станций. Теперь, находясь в Стамбуле, можно было за считанные минуты узнать о погодных условиях в Трабзоне или любом другом крупном городе.
Абдул-Хамид отправляется в ссылку после отречения, 1909 год
Конец империи
О личной жизни Абдул-Хамида II мы узнаем в основном из воспоминаний, дневников и интервью различным изданиям его детей и внуков, которые прожили большую часть своей жизни в ХХ веке. Так, например, согласно воспоминаниям его дочери Айше Султан, у Абдул-Хамида II было тринадцать жен, согласно другим источникам — шестнадцать. Он был отцом восьми сыновей и двенадцати дочерей. Работе уделял по 15—16 часов в сутки, в свободное от государственных дел время занимался столярным и плотницким делом. Имел спокойный нрав, был терпелив, в молодости увлекался плаванием, борьбой и верховой ездой.
Окончание политической карьеры Абдул-Хамида II не отличилось оригинальностью. Начало его свержения с политического Олимпа было ознаменовано созданием Движения единения и прогресса в 1889 году, участники которой выступали за возвращение к конституции 1876 года. Их кропотливая работа принесла плоды лишь через 20 лет после создания движения, переросшего в партию. В результате восстания 1908 года страна вернулась к благополучно забытой конституции, были объявлены основные права и свободы, а через год новообразованное правительство Хильми-паши приняло решение о низложении Абдул-Хамида II и назначении на место султана его младшего брата — Мехмеда V.
После свержения Абдул-Хамид был сослан в Салоники и смог вернуться в Стамбул лишь в 1912 году, где и скончался 6 лет спустя. Хотя на его место и был назначен новый султан, вплоть до самого конца империи ею фактически управлял триумвират, состоящий из лидеров партии Единения и прогресса Энвера-паши, Талата-паши и Джемаля-паши.
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.
Родился в 1985 году в селе Апастово Апастовского района Татарстана.
В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
Участник этнографических экспедиций.
Член татарстанского отделения Русского географического общества.
Владеет английским, турецким и казахским языками.
«Их нравы»: как любимый народом султан отдал Крым России
Правление Абдул-Хамида I, при котором Османская империя терпела поражение за поражением
Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен правлению султана Абдул-Хамида I (1774—1789).
От русско-турецкой до русско-турецкой
Двадцать седьмой падишах Османской империи Абдул-Хамид I пришел к власти после скоропостижной кончины от паралича его старшего брата Мустафы III. Примечательно, что сам Абдул-Хамид I также скончался от паралича, который настиг его на пятнадцатом году правления и также во время очередной русско-турецкой войны. Казалось, что в османской династии назревает новая традиция — оставлять следующему султану незавершенную войну. Напомним, что на момент вступления Абдул-Хамида на престол близилась к завершению шестая по счету русско-турецкая война. Новый султан, отвергнув более или менее приемлемые условия перемирия, которые были предложены его главным визирем, стремился изменить ход войны неожиданным наступлением, однако в результате османские войска потерпели поражение при Козлуджи от русских войск под командованием Суворова, и все завершилось невыгодным для османов Кючук-Кайнарджийским мирным договором.
Стоит отметить, что согласно этому договору была провозглашена независимость Крыма, Османская империя впервые начала выплачивать репарации Российской империи и, вдобавок ко всему, Россия получила право держать флот на Черном море и проходить через проливы (для торговых кораблей). Затем Айналы-Кавакская конвенция закрепила и усилила позиции России по договору, в частности османы признавали в качестве крымского хана Шахин-Гирея, который был ставленником Москвы. Далее события развивались очень стремительно, и совсем скоро Крым стал частью России при молчаливом согласии Османской империи с вытекающими отсюда последствиями.
Сцена подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора
Набожный модернизатор
Однако вернемся к Абдул-Хамиду I. Власть он получил довольно поздно, когда ему было уже около 50 лет. За время его «ожидания» сменилось три султана. В момент свержения его отца Ахмеда III Абдул-Хамиду было всего пять лет. Вскоре отец скончался. Никто толком не занимался надлежащим управленческим образованием будущего султана. Зато он получил блестящее религиозное образование и, по свидетельству турецких источников, был очень набожным человеком.
Абдул-Хамид I продолжил реформы и преобразования, которые начал его старший брат Мустафа III. Он увеличил численность мобильных артиллеристов с 300 до 2000. Впервые ввел пересчет янычар. Выяснилось, что нечистые на руку чиновники зарабатывали деньги на «мертвых душах», что, конечно же, было пресечено, а виновные были наказаны. Абдул-Хамид I заложил несколько судостроительных верфей, памятуя о событиях в Чесме, занимался ремонтом и переустройством береговых укреплений и батарей. В частности, были отремонтированы маяки на Европейской и Анатолийской частях Стамбула. Кроме того, при непосредственном участии французов он обновил и расширил кирасирские и бомбардирские полки. Но все это не помогло ему в будущей войне с Россией и Австрией, и страна вступила в период, состоящий из череды военных потрясений, которые следовали одно за другим.
Османская империя при Абдул-Хамиде I, 1783
Обидел военных
На веку Абдул-Хамида I произошло несколько крупных пожаров, которые уничтожили целые районы Стамбула, такие как Кючукпазар, Джибали, Саматья и Балат. В общей сложности более двадцати тысяч зданий превратилось в пепел. Многие нашли приют в мечетях Лалели, Фатих и Султан Селим. Абдул-Хамид лично участвовал в тушении пожаров, чем заслужил глубокое уважение и любовь жителей Стамбула. Несмотря на то, что положение внутри страны было нестабильным, а на внешней арене армия терпела поражение за поражением, народ Османской империи очень любил Абдул-Хамида I. За глубокую набожность, желание решить проблемы простого человека, участие в делах обычного человека, строительство школ, фонтанов, хамамов и библиотек его в народе прозвали «Вели», что можно перевести как «друг Аллаха».
Из истории мы знаем, что когда правитель пытается стоять на стороне народа, обычно страдает его окружение и государственные служащие. Так произошло и в случае с Абдул-Хамидом I. Мало того что во время церемонии вступления на престол султан по примеру своего брата не выплатил военным и госслужащим полагающуюся премию, он также отменил так называемую «куплю-продажу овса». Это была древняя традиция, восходящая еще к основателю империи Осману Гази. Тогда всем военным, кроме обычных выплат, раз в три месяца выдавался овес (своеобразная ежеквартальная премия). С распространением товарно-денежных отношений овес заменили деньгами. Когда военные приходили за полагающейся выплатой, для них устраивали угощение в виде плова. Если военные садились за стол, это означало, что они довольны выплатой. Сам процесс получил название «купля-продажа овса». Так вот, Абдул-Хамид I отменил эти выплаты, чем вызвал определенное недовольство в военных кругах.
В начале этой заметки мы упоминали, что султан умер от паралича. Турецкие источники пишут, что когда русские войска захватили Очаков, они перерезали двадцать пять тысяч человек местного населения. Когда весть об этом дошла до Абдул-Хамида I, его парализовало, и через четыре месяца он скончался. Мавзолей султана находится в Бахчекапы. У падишаха было пятнадцать жен, семеро сыновей, двое из которых стали султанами, и девять дочерей.