Абдул-Кадир Джилани (да будет доволен им Аллах) родился в 470-м году по хиджре (примерно в 1075-м году христианского летосчисления) в иранском городе Джилан в семье потомков Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Его родословная восходит к Хасану ибн Али (да будет доволен Аллах им и обоими). Его мать, Уммуль Хайр Фатимат, также происходила из хорошего, благородного рода и отличалась прекрасным нравом и старательностью в богослужении.
О высочайшем предназначении Абдул-Кадира Джилани стало известно еще в раннем детстве. В месяце Рамазан днем он отказывался от материнского молока. Весть о том, что в семье Ошрафов родился мальчик, который в грудном возрасте соблюдает пост, распространилась по всей округе. А в следующем году, когда из-за тумана возникли трудности с определением начала месяца Рамазан, горожане пришли к матери маленького Абдул-Кадира, чтобы узнать, берет ли он грудь в этот день. В тот день Абдул-Кадир соблюдал пост, и позже выяснилось, что начало Рамазана приходилось именно на этот день.
В дальнейшем выявилось еще немало таких признаков богоизбранности Абдул-Кадира.
В возрасте восемнадцати лет с разрешения матери он отправился в Багдад для продолжения учебы. Мать дала ему сорок золотых монет (динаров) и припрятала их, зашив на рубашке. Провожая сына, Уммуль Хайр Фатимат наказала ему, чтобы он никогда не обманывал.
Абдул-Кадир пустился в дорогу с небольшим отрядом спутников. В дороге на них напали разбойники и у всех отняли деньги и другие ценности. Один из разбойников, как бы в шутку, спросил Абдул-Кадира: «А у тебя, мальчик, есть что-нибудь?» «У меня есть сорок золотых динаров», — ответил он. Разбойник захохотал, подумав, что мальчик шутит. Другой разбойник задал Абдул-Кадиру тот же вопрос и получил такой же ответ. Они повели мальчика к своему предводителю. Там они спросили, где спрятаны эти монеты. Он ответил: «Они зашиты на рубашке». Проверив, разбойники убедились, что мальчик говорил правду и были очень удивлены. «Почему ты сказал нам об этих монетах?» — спросил Абдул-Кадира предводитель разбойников. «Потому, что я обещал матери никогда не лгать», — ответил он. Это произвело на разбойника очень большое впечатление, и он заплакал: «Ты не нарушаешь слово, данное своей матери, а я столько лет нарушал заветы Всевышнего». После этого он произнес тавбу (слова покаяния), и другие разбойники также покаялись.
В Багдаде Абдул-Кадир познакомился с известными алимами, учился у многих из них и получил высшее образование. Алимы восхищались его умом и глубокими знаниями.
Он достиг такого уровня, что стал выносить фетвы (решения по религиозным вопросам) по двум мазхабам: Шафии и Ахмада. Все алимы Ирака признавали его фетвы.
Однажды ночью Абдул-Кадиру приснился Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он спросил у алима, почему тот не выступает с проповедями. Абдул-Кадир ответил: «О Посланник Аллаха, я ведь аджами (не араб). Как я могу выступать перед талантливыми алимами Багдада?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл его рот, дунул туда семь раз и повелел ему проповедовать. Вначале его проповеди слушали два-три человека, затем стало приходить все больше и больше людей. Впоследствии мечеть уже всех не вмещала, и он стал выступать на пустыре, на окраине города. В конце концов, слушать его проповеди стало приходить более семидесяти тысяч человек.
Более пяти тысяч христиан и иудеев приняли Ислам, послушав шейха, более ста тысяч мусульман совершили тавбу (покаяние). Все алимы того времени единодушно признавали его величайшим из людей, живущих в то время.
Умер он в 561-м г. по хиджре (1163 г.) в Багдаде и похоронен там, где и находится его зиярат – мечеть и медресе.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Читая книгу Имама аз-Захаби «Сияр» на каждой странице встречаешь интересные эпизоды из жизни Ученых. Вот, к примеру, сегодня читал про Джилани. В общем, для тех, кто интересовался биографией и книгами этого Ученого, знает, что он в вероубеждениях был приверженцем Салафитской, либо скажем акиды Асхабуль-Хадис, что в последующем получило распространение как ханбалитский мазхаб в вероубеждениях[1]. В своих книгах он даже не раз высказывался, опровергая распространенный в его время ашаритский мазхаб, но я не об этом хотел сказать.
Дело в том что некоторые поздние ашариты, в частности Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии аль-Ашари, пытался отвергнуть принадлежность Джилани к ханбалитскому мазхабу в вероубеждениях, и решил сделать это просто сказав что его книги наверное исказили.
Однако вот что говорили Имамы Шафиитского мазхаба в Фикъхе и Ашаритского в вероубеждениях, по поводу ханбалитских убеждений Джилани.
Имам аз-Захаби пишет:
قال شيخنا الحافظ أبو الحسين علي بن محمد : سمعت الشيخ عبد العزيز بن عبد السلام الفقيه
الشافعي يقول : ما نقلت إلينا كرامات أحد بالتواتر إلا الشيخ عبد القادر ، فقيل له : ھذا مع اعتقاده ، فكيف ھذا ؟ فقال : لازم المذھب ليس بمذھب.
قلت : يشير إلى إثباته صفة العلو ونحو ذلك ، ومذھب الحنابلة في ذلك معلوم
«НашШейх, Хафиз, Абу Хасан, Али ибн Мухаммад, говорил: «Я слышал как Шейх,Факъих. Абдул-Азиз ибн Абд ас-Салям аш-Шафии сказал: «До нас не дошливести о караматах кого-либо через многие пути (таватуран), кроме вестей о караматах ШейхаАбдул-Къадира». Ему сказали: «Да как такое возможно, ведь у него были (неверные) вероубеждения!?» Шейх сказал: «Вытекаемое из мнения не есть мнение».
Аз-Захаби продолжает: «Этими словами он указывает на то, что Шейх подтверждал Сифат-«Улув»- Возвышения и другое, что общеизвестно в мазхабе Ханбалитов».
Что интересно, оказывается Ибн Къудама аль-Ханбали, автор книги «аль-Мугъний» некоторое время учился у Джилани, что передавал аз-Захаби с иснадом от него самого. В общем, очень интересная книга… 15 томов…
[1] Шейх в своей книге “аль-Гьуньят ли Толиби тарикь аль-Хакь фи аль-Ахлякь ва ат-Тасоввуф ва аль-Адаб аль-Ислямия”/Достаточность для требующего путь Истины в Исламском нраве, Тасаввуфе [Суфизме] и поведении: “Глава в познании Творца.Мы скажем: “Познание Творца заключает в себя то, чтоб мы были убеждены, что Он Един, Самодостаточен, не рождал и не был рожден и нет Ему ничего подобного: Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий. Нет ни похожего на Него, ни подобного Ему…и Он в Возвышенности [‘Улув] Вознесшийся над Троном…и у Него две Руки,…Он Пречист от подобия творениям, и нет места свободного от Его Знания. Запрещено описывать Его тем, что он повсюду, напротив говорится, что Он в небесах на Троне: Милостивый Вознесся на Трон… Пророк,, постановил о Исламе рабыни ответившей на вопрос: Где Аллах? Указав на небеса…Необходимо употребление слова Вознесся [Истива], без аллегории, а именно так что Он Вознесся Сущностью Своей над Троном, не в смысле сел или прикоснулся, как говорят муджасима и каррамия, и не в смысле возвышенность Его ранга, как сказали ашариты, и не в смысле овладения, как говорят му’тазилиты, потому что Шариат не пришел с подобным, и не передано подобное ни от кого из Сахабов, Табиинов и праведных предшественников из Асxабуль-Хадис…Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. Смотрите “аль-Гьунья” стр. 71-74. Глава: Познание Творца. Издательство “Дар ас-Содир”. Ливан. Бейрут. Второе издание. 2007 г.
Полное имя: Ас-Саид Мухиуддин Абу Мухаммад Абд аль-Кадир Джейляни Хасани вэль-Хусайни.
Абд аль-Кадир родился 10-го Рабиу ас-сани 470 г. (1077 г.) в городе Наиф иранской провинции Гилян к югу от Каспийского моря, и умер в 91-летнем возрасте в 561 г.хиджры (1166 г.).
Линия Абдулькадира Джейляни: Абдулькадир ибн Аби Салих ибн Муса Абдуллаһ ибн Яхья ибн Мухаммед ибн Абу Бакр ибн Муса Дауд ибн Абдуллаһ ибн Муса Джавни ибн Абдуллаһ ибе Хасан аль-Мутанна ибн Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (разыйАллаһу анһу). Предки Абулькадира — сеиды, поселившиеся в Гилане, он вел свой род от племянника Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), то есть был потомком Али (мир ему) и со стороны отца, и со стороны матери.
Со стороны отца он — потомок Хасана, со стороны матери — Хусейна через Зайнуль-Абидина, поэтому Абд аль-Кадир Джейляни называли «Хасани вэль-Хусайни».
В младенчестве он отказывался от материнского молока в благословенный месяц Рамадан. Как только стало известно о том, что младенец семьи Ашрафов соблюдает пост, известие об этом облетело всю округу, а в следующем году, когда на город опустился туман и горожане не смогли определить начало месяца Рамадан, то они пришли к дому Ашрафов, чтобы узнать, отказывается ли маленький Абдулькадир от материнского молока или нет. Пост начался ровно в тот день, когда Абдулькадир отказался от груди.
В Багдаде юного Абдулькадира Джейляни учили несколько ученых: фикху (мазхаб Ханбали и Шафии) его обучал Абу Али аль-Мухаррими, хадисам Абу Бакр бин Музаффар, тафсиру — Абу Джафар Мухаммад, тасаввуфу — шейх Абульхайр Хаммад бин Муслим бин Даббас. После завершения учебы Абдулькадир покинул Багдад и более двадцати лет прожил в пустыне Ирака.
Однажды с Абдулькадиром Джейляни и его знакомыми произошла такая история.
Абу Саид Абдуллах ибн Аби Асрун, бывший имам шафиитов своего времени, сказал: «Я прибыл в Багдад и там встретил Ибн ас-Сакъу, с которым подружился в медресе «Низамийя»». Мы вместе посещали добрдетельных людей. В то время в Багдаде жил один человек, которого называли гъавсом (Юсуф аль-Хамдани – прим. пер.). Его особенность заключалась в способности появляться и исчезать, когда он этого хотел. Однажды мы решили посетить его. С нами был и будущий шейх Абдул-Кадир, который тогда был молод. Когда мы собирались к нему, Ибн ас-Сакъа сказал: «Я задам ему один вопрос, на который он не знает ответа». А я, в свою очередь сказал, что также задам ему вопрос и посмотрю, как он ответит. Абдул-Кадир же сказал: «Упаси Аллах от того, чтобы спросить его о чем-либо! Я буду стараться получить его благодать, глядя на него».
Мы вошли к нему, но его не было видно. Он показался нам только спустя час. Шейх сразу же гневно посмотрел на Ибн ас-Сакъу и произнес: «О горе тебе, Ибн Сака! Ты ли спросишь меня о том, чего я не знаю. Вот твой вопрос, и вот ответ на него. Я вижу огонь неверия, который исходит от тебя». Потом он взглянул на меня и сказал: «О Абдуллах! Ты ли спросишь меня и посмотришь, как я отвечу. Твой вопрос таков, и ответ таков – ты до мочек ушей погрузишься в мирские блага из-за твоего неуважения». Потом он взглянул на шейх Абдул-Кадира, приблизил его, оказав почтение, и сказал: «О Абдул-Кадир! Ты обрадовал Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своим прекрасным поведением. Я вижу тебя в Багдаде, взошедшим на престол, обращающимся к людям со словами: «Моя нога на шее всех авлияъ Аллаха». Я вижу, что все святые люди твоего времени склонили головы, возвеличивая тебя». Потом гъавс исчез, и мы больше не видели его.
Что касается Абдул-Кадира, то он стал приближенным к Аллаху, и у него начали собираться простые и особые люди. И он сказал: «Моя нога на шее всех авлияъ». И все авлияъ его времени согласились с этим. Что же касается Ибн ас-Сакъа, то он глубоко изучил шариатские науки, пока не стал выдающимся ученым и известным тем, что мог победить всякого в любых науках. Он был чрезвычайно красноречивым, почетным и знаменитым ученым, и халиф приблизил его к себе. Впоследствии он был назначен послом в Византию. Византийцы были удивлены, найдя его крайне одаренным и почитаемым ученым. К нему шли известные люди, чтобы дискутировать с ним, а он выигрывал у них всех. Тогда византийский король приблизил его к себе, и разногласия увеличились еще более. Ибн ас-Сакъа, увидев его дочь, влюбился в неё и попросил её руки. Перед ним было поставлено условие – чтобы жениться на дочери короля, ему необходимо принять христианство. Он принял христианство и женился на ней. Затем он тяжело заболел, его прогнали прочь, и он начал скитаться оп рынкам, прося на пропитание. Однако никто ему не подавал. Вскоре он почернел от болезни. Один его знакомый, проходя мимо, спросил о случившемся. Ибн ас-Сакъа поведал ему о своем несчастье, причина которого ему известна – это проявление неуважения к тому вали-гъавсу. Тогда он спросил его, знает ли он что-нибудь из Корана? Ибн ас-Сакъа ответил, что забыл все, кроме одного аята, смысл которого следующий: «Неверные желают, чтобы они были мусульманами». На следующий день тот человек, застав умирающего, повернул его лицом к кибле, но он повернулся в сторону востока. Тот снова повернул его к кибле, но он вновь повернулся на восток, и так продолжалось, пока он не скончался. Умер он, будучи обращенным на восток. При этом он вспоминал слова гъавса и осознавал, что несчастье его постигло только из-за неуважения к нему.
«Я же, продолжил Ибн Аби Асрун, — прибыл в Дамаск. Ко мне явился правитель Салих Нуруддин аш-шахид и насильно назначил меня руководителем общественной казны (вакфа). Я начал управлять ею и вскоре очень разбогател. Так оправдались слова гъавса, сказанные им всем нам». (Конец рассказа)
Далее Ибн Хаджар говорит: «Этот рассказ относится к категории таваттур, ввиду большого числа людей передавших его и их достоверности и правдивости. В нем скрыто очень великое предупреждение об опасности в случае возражения и испытания вали Аллаха, чтобы не оказаться в подобной ситуации, как Ибн ас-Сакъа, хуже и сквернее которой не бывает. Пусть убережет нас Аллах от этого ради Его величия и милостивого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и от попадания в подобные ситуации, и от всех смут и бед только Своей Милость и Щедростью! В этой истории есть также полное объяснение необходимости веры в них, проявления адаба к ним и хорошего мнения о них, как это возможно».
[Ибн Хаджар, «аль-Фатава аль-Хадисийя»]
Однажды ему приснился Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) и спросил его, почему он не передаёт те знания, которые получил. Абдулькадир ответил, что он не араб, а аджами и не может сравниться с талантливыми алимами Багдада. Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) открыл его рот и дунул туда семь раз и повелел проповедовать. Так Абдулькадир, когда ему было за пятьдесят, вернулся в Багдад и начал свою проповедническую деятельность на площадях, а также начал преподавать в школе своего учителя Мухаррими. Вскоре Абдулькадир Джейляни стал знаменитым и получил тахаллус аль-Багдади. Вначале его слушали два или три человека, затем больше, но уже спустя небольшой отрезок времени на его уроки собиралось семьдесят тысяч человек. По утрам он преподавал тафсир и хадисы, а после обеда — «науку сердца и достоинства Корана».
Он достиг такого уровня, что стал выносить фетвы (решения по религиозным вопросам) по двум мазхабам: Шафии и Ахмада. Все алимы Ирака признавали его фетвы.
С 521-го по 561-й годы он служил Исламу, его также считают «обновителем веры». В этот период пять тысяч иудеев и христиан пришли в Ислам, сотни тысяч мусульман совершили покаяние (тауба), и все знающие люди того времени признавали в нем величайшего ученого. Среди его учеников был сам Ибн Кудама, который приложил много сил идеологизации войн против крестоносцев и объединению мусульман сначала вокруг атабека Алеппо Нураддина Занги, а затем и Салахуддина Айюби. Ибн Кудама будучи шейхом Салахуддина вместе с ним вошел в освобождённый Иерусалим.
Шейх Абдулькадир Гилани умер в субботу вечером 8-е Рабиуль авваль 561 г. (1166 г.) в своей мечети. Там же был похоронен, где и находится его зиярат.
У шейха было четыре жены, которые ему родили сорок девять детей — двадцать семь сыновей и двадцать две дочери. Самые известные его сыновья — шейх Абдульвахаб, шейх Абдурразак, шейх Абдульазиз, шейх Иса, шейх Муса, шейх Яхья, шейх Абдулла, шейх Мухаммед и шейх Ибраһим. Его сыновья и внуки несли проповедь Ислама в «страны Магриба» и Индию, а также Эфиопию и Сомали.
Заслуживают внимания так же следующие слова Шейха ‘Абдул Кадира Джилани, высказанные им на смертном одре своему сыну, ‘Абдуль-Ваххабу, он завешал ему: “Я завещаю тебе, боятся Аллаха и подчинятся Ему. Не страшись ни кого и не желай ни от кого [кроме Него], обращай все свои нужды к Аллаху, проси Его, не доверяй и полагайся ни на кого кроме Него, Свят Он,- [храни] Тавхид (Единобожие), Тавхид (Единобожие), Тавхид (Единобожие)”.
Книга “аль-Фатху ар-Рабаний ва аль-файдзу ар-рухманий”. Стр. 365. Автор ‘Абдул Кадир Джиланий. Распространитель “Мактаба Ильм аль-Хадис”, Дамаск. Издано в 2000 г.
Ты остерегайся того, что попало в книгу «Гунья» предводителя познавших и Полярной звезды Ислама и мусульман Абдуль-Кадыра Гилани (да освятит Аллах его душу), — воистину, в его книгу привнес ложь тот, кого Аллах накажет за это, а он чист от подобных убеждений.
Как можно отнести эту глупость к нему — с его знанием Корана, и Сунны, и так хорошо изучил фикх шафиитов и ханбалитов, что он имел право давать фетвы и двух мазхабах. Не считая того, что Аллах оказал ему такую милость, что с ним происходили необычайные явления. Об этом нам известно и от него самого, и достоверно передано о его состояниях от очевидцев. Об одном из таких чудесных явлений нам рассказал аль-Яфи`и (да смилуется над ним Аллах): «Через достоверную цепочку людей нам стало известно о таком событии: Шейх Абдулкадир аль-Джийлани однажды съел курицу, и после того, как от нее остались лишь одни кости, он обратился к Аллаху, и Всевышний Аллах оживил ее для него, после чего она встала перед ним такой же, как она была до того, как ее зарезали и сварили».
Из всего вышесказанного можно убедительно сказать, что Шейх Абдулкадир аль-Джийлани не отошел от того, что написано в книге «Рисалят кушайри», которая была очень распространена среди мусульман, особенно среди исследователей Истины и обладателей знания. И когда стало известно, что он был знаком с тем, что написано в этой книге, как можно вообразить в отношении этого человека такую пагубную мерзость?!
Известно, от некоторых мужей — предводителей верующих, которые сохранились от всего запретного, что он сказал: «У меня было беспокойство из-за хадиса о джиха, но эта тревога ушла от меня. Когда я разузнал об этом, я написал своим ученикам, что я сейчас все равно, что вновь принял Ислам».