абстракционизм влияние на жизнь общества
Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве
5 фактов об абстрактной живописи, которыми можно произвести впечатление на друзей и знакомых
Абстрактная живопись считается одной из самых естественных форм визуального самовыражения, так как позволяет художнику свободно раскрывать персональное видение мира и без нужды заключать его в формы объективной реальности.
Откуда взялась эта смелая манера, кто создал главные шедевры и как в простых словах блеснуть знаниями об абстрактном искусстве в светской беседе — предлагаем узнать из краткого гида в пяти пунктах.
Факт #1. Абстрактное искусство отображает эмоции, а не реальность
Художники абстракт-арта используют язык форм, цветов, линий и фигур для передачи чувств и переживаемых эмоций, что, в свою очередь, провоцирует появление собственных эмоций у зрителя, разглядывающего полотно. Абстрактное, или, как его еще называют, беспредметное, искусство зародилось в Европе и США на рубеже XIX и XX веков в пику классическому и традиционному, ориентированному на реалистичное отображение окружающей действительности в живописи и скульптуре. Новая арт-манера в среде художников интерпретировалась как «чистое искусство», поскольку в полной мере воплощала идею художника, в отличие от натуралистичного (то есть понятного публике) копирования объектов окружающего мира.
Одна из основных целей абстракционизма — гармоничное изображение цветовых сочетаний и геометрических форм, передающее полноту и завершенность композиции. Характер художественного языка основан на авторском представлении самых сокровенных мыслей в виде безгранично творческого изображения эмоций, воспоминаний, внутренней борьбы, духовных убеждений на холстах или в скульптурах.
Поскольку почти все, что может быть интерпретировано буквально, на таких картинах отсутствует, зритель получает возможность использовать личный опыт, чтобы оживить полотно. Это делает абстрактную живопись очень субъективной и объясняет, почему вы и ваша подружка имеете кардинально противоположные мнения о картине, у которой вы не можете сдержать слез, в то время как она потешается, что «трехлетняя племянница Маринка нарисовала бы такое одной левой».
Факт #2. Первую абстрактную картину написал русский художник
Годом рождения абстракт-арта считается 1910-й, когда русский художник Василий Кандинский, будучи в Германии, создал первую абстрактную акварель, которая сейчас находится в Национальном музее Грузии. Тем самым он открыл абстракционизм для мирового искусства и, по его собственному мнению, приравнял живопись к музыке, наделив визуальное воплощение свободой, применимой прежде лишь к звуковым сочинениям.
Среди первых значимых абстракционистов исследователи называют также автора «Черного квадрата» Казимира Малевича и голландца Пита Мондриана с его разноцветными решетчатыми матрицами. Развитие абстрактной живописи впоследствии объединило многие направления, включая фовизм, орфизм, кубизм, супрематизм, экспрессионизм.
Важным для абстрактного искусства является отказ от трехмерной перспективы, которая встречается как в фовизме, так и в орфизме. Фовизм изображает конкретные объекты в интенсивных произвольных цветах, в то время как орфизм характеризуется яркими пятнами, а не фигуративными воплощениями. Например, Анри Матисс был знаменитым фовистом, и его работа «Зеленая полоса» (портрет жены художника на фоне разноцветных блоков) демонстрирует характерный стиль направления. Чтобы узнать больше о принципах орфизма, стоит обратиться к творениям Роберта Делоне и Джорджии О’Кифф.
Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля
Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.
Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.
Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.
Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.
Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.
Основные направления абстракционизма
Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:
Самые известные представители абстракционизма
За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:
Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.
Что такое абстракционизм в искусстве, как его понять и отличить от других течений
С появлением фотографии художники перестали детально прорисовывать объекты на полотнах. Следующим этапом стал отказ от предметной формы и возникновение абстракционизма. На первый взгляд работы художников напоминают детские рисунки. Но при внимательном рассмотрении удается увидеть упорядоченность всех элементов композиции, использование сложных техник изображения.
Описание стиля
Абстракционизм — это направление искусства, отвергающее реалистичное изображение объектов и явлений. Его последователи экспериментируют с формой, цветом, плоскостями и линиями. Главная цель художников-абстракционистов — вызвать эмоции своими творениями.
Сначала кажется, что их картины напоминают детские рисунки. Но при внимательном рассмотрении зритель понимает, что все пятна, линии представляют собой единую композицию. Абстрактное искусство называют еще нефигуративным или беспредметным.
Художники не ставили перед собой задачу передать точное изображение предметов. Их основная идея — поиск и передача гармонии окружающего мира. Абстракционисты полагали, что природа совершенна и любое ее копирование бессмысленно. Среди работ последователей этого направления почти не встречается портрет.
Они акцентировали внимание на поиске внутренних закономерностей постижения мира. Поэтому в таких произведениях трудно найти ассоциации с привычными предметами и явлениями. Абстракционисты считали, что картины не нужно анализировать. Их необходимо прочувствовать, чтобы понять замысел художника.
Черты абстракционизма
Основные характеристики этого направления следующие:
Абстракционизм имеет много схожих черт с другими стилями в живописи. Но есть особенности, выделяющие его от других направлений. От классицизма, романтизма и реализма его отличает отказ от привычных образов действительности. От кубизма — чередование четких и плавных линий.
От сюрреализма его отличает отказ от изображения реальных предметов. Абстракционисты стремились передать эмоции, познать закономерности мироздания. Сюрреалисты изображали искаженную действительность, странные сочетания объектов.
Но все эти направлению относятся к модернизму, и возникли они как реакция на революционные настроения общества. Художники устали от следования академическим канонам и ограниченности в способах самовыражения. Периодически абстракционисты, кубисты, сюрреалисты творили в разных стилях, пока не находили собственный.
Виды абстракционизма
Выделяют следующие направления:
Нередко мастера в разные периоды своего творчества работали в других направлениях и жанрах. Художники постоянно искали новые способы выражения своих эмоций на полотно.
Кубизм и абстракционизм
Объединяет эти направления то, что относятся к авангардным течениям, возникшим в XX веке. Также абстракционисты могли передавать эмоции через изображения геометрических форм. Но, в отличие от кубизма, они не рисовали реальные предметы, а сосредоточились на эмоциональной составляющей.
Зачастую абстракционисты не ставили перед собой конкретной цели, поэтому их работа отличается отсутствием сюжетной линии. Кубисты изображали конкретных личностей, исторические события в своей оригинальной манере.
Последователи абстракционизма считали, что живописи не хватает экспрессии, легкости. Поэтому они экспериментировали с комбинациями форм и оттенков, чтобы вызвать у зрителя определенные ассоциации.
История возникновения
Считается, что основу для всех авангардистских течений положил Уильям Тернер. Глядя на некоторые его работы, бывает сложно определить, что нарисовано. Пример — «Тень и мрак: вечер перед Потопом». Потом появились импрессионисты, фовисты, кубисты. Их эксперименты с техникой, стилем уводили живопись дальше от канонов академизма и реализма.
Нет общего мнения, кто из художников первым отказался от предметного изображения. Считается, что у истоков стоял Франтишек Купка. Но большинство основоположников абстракционизма в живописи называют Василия Кандинского. В это же время к беспредметной реализации гармонии пришел Пит Мондриан.
В период 1914-1918 некоторые дадаисты и сюрреалисты работали в новом направлении. Стали активно искать применение абстракционизму в искусстве — скульптуре, дизайне. Его последователи объединялись в группы, большая часть которых находилась во Франции. В период 1939-1945 возникла школа экспрессивного абстракционизма или ташизма. Художники взяли за основу импульсивность творческих порывов.
К 70-80-м годам живопись вернулась к истокам фигуративности. Но в абстрактном направлении продолжали писать картины. Однако стилистика стала мягче, появилось разнообразие оттенков. Все это заложило основу для развития современного абстракционизма. Просто популярное в начале и середине XX века авангардное течение приобрело новые стилистические особенности.
Абстракционизм в России
Большой влияние на его развитие оказали Василий Кандинский и Казимир Малевич. Русский абстракционизм получил широкое распространения в 1920-х гг. Новое направление соответствовало революционным настроения в обществе. Хотя советские власти настороженно относились к художникам-новаторам.
Советские абстракционисты написали теоретические труды, посвященные переосмыслению искусства. Один из самых известных трактатов принадлежит Кандинскому — «О духовном в искусстве». Позже последователи этого направления стали использовать беспредметное изображения для творческой самореализации в условиях советской власти.
На развитие абстракционизма повлияли новые техники в европейской живописи, например, импрессионизм. Одновременно с этим, русский художники адаптировали новые тенденции под свой менталитет. Они устраивали выставки, на которых можно было посмотреть работы смелых художников, которые не боялись поменять устои искусства.
Позже в СССР стали запрещать подобные мероприятия, потому что все авангардные течения считали буржуазными. Многие известные абстракционисты уехали в другие страны, где не были ограничений в творческой самореализации.
10 известных абстракционистов
Многие считают, что главные представители этого направления в изобразительном искусстве — Пикассо и Дали. Но это утверждение не совсем верное. Пабло Пикассо и Сальвадор Дали пробовали себя в различных стилях, включая абстракционизм. Но были другие известные художники, оказавшие большое влияние на развитие этого направления.
Василий Кандинский
Его считают основоположником и главным теоретиком абстракционизма. Василий Кандинский известен не только своими картинами, но и письменными трудами. Он успешно занимался научной деятельностью, но оставил ее ради изобразительного искусства.
Казимир Малевич
Еще один русский художник, оказавший большое влияние на развитие абстракционизма. Малевич пробовал себя в различных стилях и направлениях. Главным источником вдохновения были детские годы, проведенные в украинских деревнях. Казимир Малевич стал основоположником супрематизма — одного из направлений абстракционизма. Мировую известность ему принесла картина «Черный квадрат».
Пит Мондриан
Нидерландский художник придерживался принципа: «Все гениальное — просто». В своем творчестве Пит Мондриан противопоставлял горизонталь и вертикаль, мужское и женское начала. Его подход стал основой для развития неопластицизма. Позже Мондриан развивал неопластицизм во Франции, США и Англии.
Франтишек Купка
Яркий представитель абстракционизма в ХХ веке. Франтишек Купка искал себя в разных направлениях, пока не нашел свой стиль. Он прошел длинный художественный путь от реализма к абстракционизму. Чешский художник был членом многих творческих кружков, но все равно писал в собственном стиле, сочетающим оккультизм, науку и живопись.
Наталья Гончарова
Художница была родственницей жены А.С. Пушкина. Поступив на скульптурное отделение, женщина успешно проявила себя на этом поприще. Но все изменила встреча с Михаилом Ларионовым. Именно он увидел художественный талант Натальи. Гончарова стала первой женщиной-авангардисткой. Позже работала ведущим декоратором у Дягилева.
Джексон Поллок
В детские годы окружающие не наблюдали у него художественные таланты. Никто и не мог представить себе, что Джексон Поллок станет главной фигурой абстрактного экспрессионизма. Он любил разбрызгивать краски на холст. Этот прием Поллок назвал «льющейся техникой».
Пауль Клее
Немецкий художник, выдающийся теоретик «нового» направления, преподавал в знаменитой школе Баухауз. Его талант нельзя отнести к одному стилю, Пауль Клее экспериментировал с различными техниками. Он создал собственный пуантилизм, а в своих картинах стремился передать движение, используя минимум художественных средств. Пауль Клее был талантливым преподавателем и мог вдохновить учеников.
Маркус Роткович
Искал себя сначала в сюрреализме и экспрессионизме, позже стал писать в жанре абстракционизм. Его называют основоположником живописи цветового поля, где оттенки — главный объект полотна. Работы Ротковича называли странными, но позже критики и общество признали их гениальными.
Павел Филонов
Один из активных лидеров авангардистского движения в России. Павел Филонов называл себя художником-исследователем. Он стремился познать познать мир и по-своему «прочитывал» исторические события, явления окружающего мира. Написал статью, в которой критиковал кубизм и призывал к аналитическому подходу в искусстве.
Михаил Ларионов
Одна из ключевых фигур русского авангардизма, теоретик. На его становление как художника повлияли революционные настроения. Создатель одного из направлений авангардизма — лучизма. В своем творчестве пытался объединить живопись, спиритизм и научные познания.
10 известных картин в стиле абстракционизм
Многих художников-новаторов не понимали, их полотна считали странными и сравнивали с детскими рисунками. Но потом их стали продавать на аукционах за огромные суммы, и они были признаны шедеврами мировой живописи.
«Последовательность», Василий Кандинский
Художник перенес музыкальную композицию на холст. Плавные линии, чередующиеся с четкими линиями, геометрическими фигурами, нотное разделение. Рассеянные части композиции плавно переходят в конкретные формы.
«Композиция с красным, желтым и синим», Пит Мондриан
Одна из значимых работ нидерландского художника. Картина включает в себя отличительные черты неопластицизма. Минималистичная композиция с черными линиями разной толщины разграничивают цветные прямоугольники. Сочетание красного, желтого и синего смотрится гармонично. А выбранные цвета уравновешивают друг друга.
«Замок и солнце», Пауль Клее
Рассматривая работы этого художника, возникает ощущение, что образы возникли интуитивно. Но Пауль Клее все абстрактные картины старался упорядочить. «Замок и солнце» похож на лист из школьной тетради с цветными клетками. Но у художника это не абстрактный узор, а изображение замка и солнца.
«Скачет красная конница», Казимир Малевич
Эта картина долгое время оставалась единственной абстрактной работой, официально признанной советской властью. Полотно поделено на три части: небо, земля и люди, изображенные в виде красной конницы. Считается, что в этой работе Малевич прославлял Октябрьскую революцию.
«Цветы», Наталья Гончарова
Одна из знаковых работ русского авангардизма. В картине Гончарова объединила несколько новых направлений, включая лучизм. Художница использовала яркие краски для изображения цветов, напоминающих огненные всполохи.
«Белый центр», Маркус Роткович
Другое название картины — «Желтое, розовое и лиловое на розовом». На полотне изображены три полосы разных цветов. В центре — белая, внизу розовая, над белой проходит тонка черная линия, а на самом верху — желтая. Критики до сих пор не сошлись во мнении, что хотел изобразить Роткович. Или он передал свои эмоции через палитру цветов или время суток. Сам художник говорил, что просто любит рисовать.
«Фортепьянные клавиши», Франтишек Купка
В этой картине художник изобразил тему вертикальных плоскостей. Внизу пальцы рук ударив по клавишам, берут аккорд. И начинает звучать музыка, которая превращается в вертикальные символы одухотворенности, из темных вод — к лазурному небу.
«Синхронный диск», Робер Делоне
Одновременно с Кандинским и Малевичем пробовал свои силы в абстракционизме французский художник. На создание картины Делоне вдохновил трактат Мишеля Шевреля. Он нарисовал круг с четко разграниченными цветами, на первый взгляд, не сочетающихся друг с другом.
«Картина с кругом», Василий Кандинский
Это полотно считается самым первым, написанным художником в жанре абстракционизм. Изначальны замысел Кандинского был в отклике на оперу Вагнера. В этот период он пытался объединить музыку и живопись.
«Первый шаг», Франтишек Купка
В картине прослеживается космическая тема — именно научный интерес привел художника к абстракционизму. Кажется, что Купка изобразил движение небесных тел. Круги притягивают взгляд и оказывают гипнотическое воздействие на смотрящих.
Абстракционизм в других видах искусства
В литературе наиболее ярко он проявился в поэзии. Отличительной особенностью произведений было использование «заумных» слов. Читателю было сложно понять, что подразумевал автор. Широкого распространения абстракционизм в литературе не получил. Из примеров можно привести творчество Крученых, представители Французской школы «Открытой поэзии».
Изначально абстракционизм был в музыкальных произведениях, потом уже композиции перенесли на полотна. Композиторы хотели, чтобы слушатели сконцентрировались на сочетании звуков, темпе. К этому направлению можно отнести атональную музыку А. Шенберга. Часто художники-абстракционисты находили вдохновение в операх или других известных произведениях.
Последователи абстракционизма в скульптуре не только создавали футуристичные объекты, но и использовали необычные материалы в работе. Обычно их произведения не были функциональными, их цель — вызвать общественный резонанс.