адамова каринэ рубеновна биография

Адамова, Каринэ Рубеновна

Адамова Каринэ Рубеновна – кандидат экономических наук (2006), доцент.

Окончила Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «Финансы и кредит».

В 1997 году получила диплом Лингвистической школы Общественного центра культуры Министерства иностранных дел России по специальности «Английский язык».

В 2006 году закончила аспирантуру Финансового университета при Правительстве РФ, защитив диссертацию на тему «Депозитарные операции коммерческих банков: современные проблемы и пути их решения».

В 1997-2000 годы работала в “МЕГАВАТТ-БАНК” (ЗАО) руководителем Депозитария, экономистом.

В 2001-2002 годы – аудитор-консультант в ЗАО «ПРАЙСВОТЕРХАУСКУПЕРС АУДИТ».

В 2006-2010 годы работала в Сбербанке России и в ОАО «Альфа-банк».

С 2005 года преподает в Финансовом университете при Правительстве РФ. Доцент Департамента финансовых рынков и банков.

С 2010 года работает руководителем Службы внешнего финансирования и финансовых инструментов в ЗАО «ВЕДИС РАЗВИТИЕ».

Советник Первого блока ПАО Банк «ФК Открытие», Начальник Управления анализа и мониторинга Департамента реструктуризации ПАО Банк «ТРАСТ».

Преподаватель программ повышения квалификации для специалистов Банка России по финансовому анализу субъектов и инфраструктуры финансового рынка.

Принимала участие в разработке и обсуждении концепции проекта закона о лицензировании факторинговой деятельности.

Специализируется на проблематике организации и функционирования инфраструктуры финансового рынка, аспектах функционирования отдельных финансовых институтов.

В сферу профессиональных интересов входит учетная система рынка ценных бумаг, профессиональная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

Источник

Адамова каринэ рубеновна биография

адамова каринэ рубеновна биография. picture02. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-picture02. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка picture02.

А если коротко сказать о тех принципах, которые позволили автору сайта достигнуть таких результатов, то достаточно прочитать «Заповедь».

ЗАПОВЕДЬ
Редьярд Киплинг (Великобритания),
Перевод Михаила Лозинского.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них
Умей прощать и не кажись прощая,
Великодушней и мудрей других

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть, и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,
Пусть все, в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемadamovakarina.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » 1 Российская депозитарная система: современная теория, практика и тенденции развития. Адамова Каринэ Рубеновна Старший преподаватель кафедра «Ценные бумаги.» — Транскрипт:

1 1 Российская депозитарная система: современная теория, практика и тенденции развития. Адамова Каринэ Рубеновна Старший преподаватель кафедра «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг» Финансовая академия при Правительстве РФ, Москва

2 2 Содержание: 1. Основы регулирования и структура российской депозитарной системы. 2. Кастодиальные услуги и депозитарные операции коммерческих банков. 3. Последние тенденции на рынке депозитарных услуг.

3 3 1. Основы регулирования и структура российской депозитарной системы. Российское государственное законодательство о депозитарной системе основано на: Гражданский Кодекс РФ Гражданский Кодекс РФ Закон «О рынке ценных бумаг» Закон «О рынке ценных бумаг» Нормативные акты государственных исполнительных органов, регулирующих деятельность на финансовых рынках Нормативные акты государственных исполнительных органов, регулирующих деятельность на финансовых рынках

4 4 Государственные органы, регулирующие депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг Министерство финансов РФ Министерство финансов РФ Федеральная служба по финансовым рынкам (ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) Федеральная служба по финансовым рынкам (ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) Центральный Банк России Центральный Банк России ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансферагентов и Депозитариев) ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансферагентов и Депозитариев)

5 5 Структура Российской Депозитарной Системы Депозитарий 1 1ый уровень Кастодиан 2 ой уровень Кастодиан N уровень Инвестор Кастодиан 2ой уровень Кастодиан N уровень Инвестор Депозитарий 3 1ый уровень Кастодиан 2ой уровень Кастодиан N уровень Инвестор Кастодиан 2ой уровень Кастодиан N уровень Инвестор Депозитарий 2 1ый уровень Кастодиан 2ой уровень Кастодиан N уровень Инвестор Кастодиан 2ой уровень Кастодиан N уровень Инвестор

6 6 Основные функции депозитариев 1-го уровня: Теория: Теория: Учет прав и хранение ценных бумаг Учет прав и хранение ценных бумаг Расчеты по операциям с ценными бумагами Расчеты по операциям с ценными бумагами Информационные и административные операции, связанные с осуществлением операций с ценными бумагами Информационные и административные операции, связанные с осуществлением операций с ценными бумагами

7 7 Мировая практика: Мировая практика: Учет прав и хранение ценных бумаг Учет прав и хранение ценных бумаг Расчеты по операциям с ценными бумагами Расчеты по операциям с ценными бумагами Выплата дивидендов и иных доходов по ценным бумагам Выплата дивидендов и иных доходов по ценным бумагам Мониторинг корпоративных действий эмитентов Мониторинг корпоративных действий эмитентов Расчет стоимости клиентского портфеля ценных бумаг (опционное) Расчет стоимости клиентского портфеля ценных бумаг (опционное) Управление налогообложением (опционное) Управление налогообложением (опционное) Информационные услуги Информационные услуги Банковские услуги Банковские услуги Кредитование ценными бумагами (опционное) Кредитование ценными бумагами (опционное) Клиринг (опционное) Клиринг (опционное) Российская практика: Российская практика: Учет прав и хранение ценных бумаг Учет прав и хранение ценных бумаг Расчеты по операциям с ценными бумагами Расчеты по операциям с ценными бумагами Выплата дивидендов и иных доходов по ценным бумагам Выплата дивидендов и иных доходов по ценным бумагам Мониторинг корпоративных действий эмитентов Мониторинг корпоративных действий эмитентов Информационные услуги Информационные услуги Клиринг (опционное) Клиринг (опционное) Основные функции депозитариев 1-го уровня:

8 8 2. Кастодиальные услуги и депозитарные операции коммерческих банков. Основные услуги: Основные услуги: Хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги. Хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги. Посреднические услуги по выплате всех видов доходов по ценным бумагам. Посреднические услуги по выплате всех видов доходов по ценным бумагам. Информирование клиентов о проведении корпоративных действий эмитентами ценных бумаг. Информирование клиентов о проведении корпоративных действий эмитентами ценных бумаг. Глобальные корпоративные операции в случае осуществления эмитентом корпоративных действий. Глобальные корпоративные операции в случае осуществления эмитентом корпоративных действий. Расчеты по ценным бумагам. Расчеты по ценным бумагам. Дополнительные услуги: Дополнительные услуги: Ведение денежных счетов клиентов для проведения по ним расчетов по операциям с ценными бумагами и выплат доходов по ним. Ведение денежных счетов клиентов для проведения по ним расчетов по операциям с ценными бумагами и выплат доходов по ним. Проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность, их инкассация и перевозка Проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность, их инкассация и перевозка Действие от имени клиента на ежегодных собраниях акционеров. Действие от имени клиента на ежегодных собраниях акционеров. Информационные услуги на рынке ценных бумаг. Информационные услуги на рынке ценных бумаг. Мониторинг корпоративных действий эмитентов, информирование о них клиентов и их сопровождение. Мониторинг корпоративных действий эмитентов, информирование о них клиентов и их сопровождение. Банковские услуги. Банковские услуги. Расчет стоимости клиентского портфеля ценных бумаг. Расчет стоимости клиентского портфеля ценных бумаг. Иные услуги, связанные с операциями с ценными бумагами. Иные услуги, связанные с операциями с ценными бумагами.

9 9 Классификация депозитарных операций коммерческого банка Административные Открытие счетов депо; Закрытие счетов депо; Изменение информации о клиенте; Аннулирование поручений клиентов. Инвентарные Индивидуальные: Зачисление ценных бумаг на счет; Списание ценных бумаг; Перевод ценных бумаг; Расчеты по ценным бумагам; Блокировка ценных бумаг. Глобальные: Сплит; Консолидация; Конвертация ценных бумаг. Информационные Выдача выписок по счетам и отчетов клиентам.

10 10 Условия осуществления депозитарной деятельности Операционные условия депозитарной деятельности Депозитарный договор Клиентский регламент Формы клиентских поручений и отчетов Операционные условия Административные поручения и отчеты

12 12 3. Последние тенденции на рынке депозитарных услуг Текущая ситуация на рынке. Текущая ситуация на рынке. Центральный депозитарий. Центральный депозитарий. Корреспондентские счета депо Глобальных Депозитариев и Расчетные организации, открытые в российских депозитариях. Корреспондентские счета депо Глобальных Депозитариев и Расчетные организации, открытые в российских депозитариях. Интеграционные процессы депозитарных систем стран постсоветского пространства. Интеграционные процессы депозитарных систем стран постсоветского пространства.

13 13 Совокупная капитализация рынка ценных бумаг по состоянию на составила млн. USD Совокупная капитализация рынка ценных бумаг по состоянию на составила млн. USD Число депозитариев в России по состоянию на превысило 700 Число депозитариев в России по состоянию на превысило % всего объема рынка ценных бумаг обслуживался 10 крупнейшими депозитариями (см. таблицу ниже) 80% всего объема рынка ценных бумаг обслуживался 10 крупнейшими депозитариями (см. таблицу ниже) Статистика рынка ценных бумаг

14 14 Топ 10 депозитариев, обслуживающих крупнейший объем ценных бумаг по состоянию ДепозитарииСтатус Объем рынка ценных бумаг, млн. USD 1 ING Банк (Евразия) Банк Национальный Депозитарный Центр Депозитарий ОАО «Газпромбанк» Банк ЗАО «Депозитарно-Клиринговая компания» Депозитарий ОАО «Рассчетно-Депозитарная Компания» Депозитарий ВнешэкономбанкБанк Сити-БанкБанк СДК «Гарант» Кастодиан/Специализи рованный Депозитарий Пеко-Инвест Investment company ЗАО «Центральный Московский Депозитарий» Кастодиан/Специализи рованный Депозитарий Итого

15 15 Многообразие депозитарных технологий на рынке ценных бумаг без надлежащей унификации и сертификации является главной причиной неэффективных корреспондентских отношений, Многообразие депозитарных технологий на рынке ценных бумаг без надлежащей унификации и сертификации является главной причиной неэффективных корреспондентских отношений, Неэффективная структура депозитарной системы: неограниченное количество уровней корреспондентских отношений между депозитариями является серьезной причиной сложностей идентификации конечного владельца ценных бумаг/реального инвестора, Неэффективная структура депозитарной системы: неограниченное количество уровней корреспондентских отношений между депозитариями является серьезной причиной сложностей идентификации конечного владельца ценных бумаг/реального инвестора, Законодательство по ценным бумагам требует серьезных доработок исходя из требований рынка и, в особенности, исходя из интеграционных процессов на финансовых рынках. Законодательство по ценным бумагам требует серьезных доработок исходя из требований рынка и, в особенности, исходя из интеграционных процессов на финансовых рынках. Три главные проблемы развития российской депозитарной системы:

16 16 Новая модель структуры российской депозитарной системы 1ый уровень Центральный Депозитарий Кастодиан 2-го уровня Кастодиан 3-го уровня Инвестор Кастодиан 2-го уровня Кастодиан 3-го уровня Инвестор Кастодиан 2-го уровня Кастодиан 3-го уровня Инвестор

17 17 Интеграционные процессы между депозитарными системами стран постсоветсткого пространства 2000 – Основание Ассоциации фондовых бирж стран СНГ – Основание Ассоциации фондовых бирж стран СНГ – Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Ташкент – Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Ташкент – Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Алматы – Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Алматы – Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Баку – Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Баку –Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Москва –Международный конгресс Интеграция депозитарных систем – основа эффективного сотрудничества на международном рынке ценных бумаг, Москва. 22 Декабря 2004 – Первая Конференция Ассоциации Центральных Депозитариев стран Евразии. 22 Декабря 2004 – Первая Конференция Ассоциации Центральных Депозитариев стран Евразии.

18 18 Ассоциация Центральных Депозитариев стран Евразии. Ассоциация – это профессиональная организация, деятельность которой направлена на развитие национальных финансовых рынков, на унификацию законодательного регулирования и принципов построения национальных депозитарных систем. Ассоциация – это профессиональная организация, деятельность которой направлена на развитие национальных финансовых рынков, на унификацию законодательного регулирования и принципов построения национальных депозитарных систем.

19 19 Члены Ассоциации: Члены Ассоциации: Государственный Центральный Депозитарий Ценных бумаг Республики Узбекистан, Государственный Центральный Депозитарий Ценных бумаг Республики Узбекистан, ЗАО Депозитарно-Клиринговая Компания (Российская Федерация), ЗАО Депозитарно-Клиринговая Компания (Российская Федерация), Некоммерческое партнерство Национальный Депозитарный Центр (Российская Федерация), Некоммерческое партнерство Национальный Депозитарный Центр (Российская Федерация), ОАО Межрегиональный фондовый союз (Украина), ОАО Межрегиональный фондовый союз (Украина), Национальный Депозитарий Украины, Национальный Депозитарий Украины, Национальный Депозитарий Ценных бумаг Молодовы, Национальный Депозитарий Ценных бумаг Молодовы, ЗАО Национальный Депозитарный Центр (Азербайджан), ЗАО Национальный Депозитарный Центр (Азербайджан), Государственное Унитарное Предприятие Республиканский Центральный Депозитарий Ценных Бумаг (Республика Беларусь), Государственное Унитарное Предприятие Республиканский Центральный Депозитарий Ценных Бумаг (Республика Беларусь), ЗАО Центральный Депозитарий Ценных бумаг Грузии ЗАО Центральный Депозитарий Ценных бумаг Грузии ЗАО Центральный Депозитарий Ценных бумаг (Казахстан), ЗАО Центральный Депозитарий Ценных бумаг (Казахстан), ЗАО Центральный Депозитарий (Республика Кыргызстан). ЗАО Центральный Депозитарий (Республика Кыргызстан).

Источник

Проблемы развития доверительного управления в Российской Федерации

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Б. Б. Рубцова

И.А. Шаралдаева, д-р экон. наук, проф., директор Института экономики и права ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления»,

Е.В. Семенкова, д-р экон. наук, проф. Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

Монография подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 года.

Монография подготовлена с использованием Справочной Правовой Системы «КонсультантПлюс».

Авторский коллектив

Рубцов Борис Борисович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – введение, заключение, раздел 1.1;

Адамова Каринэ Рубеновна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – раздел 4;

Андрианова Людмила Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – раздел 8.1;

Анненская Наталья Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – разделы 2.1, 2.2;ПриложениеА;

Костырева Анна Валерьевна – аспирант кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – раздел 5

Куликова Елена Ивановна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – разделы 1.2, 3, 6, 7.1,7.2; Приложения B, C,D,I;

Ребельский Николай Михайлович – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) – раздел 8.2, 8.3.

Определения, обозначения и сокращения

В настоящем отчете НИР применяют следующие обозначения и сокращения

адамова каринэ рубеновна биография. i 001. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-i 001. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка i 001.

Введение

Доверительное управление активами превратилось в важнейшую отрасль финансового посредничества. За период с 1990 г. по 2013 г. величина активов под управлением различных категорий управляющих по отношению к ВВП выросла в мире в два раза, составив почти 150 %.

В развитых странах (да и в некоторых развивающихся) накопления, аккумулированные финансовыми институтами, связанными с доверительным управлением, являются основным внешним источником инвестиций в основной капитал.

В связи с этим исследование причин недостаточного развития рынка коллективных инвестиций, недостаточно результативного исполнения им функции генератора «длинных» денег в российскую экономику является весьма актуальной проблемой.

Логика экономического развития заставит Россию сократить отставание в данной области. Тем более что развитие институтов коллективного инвестирования позволит решить ряд задач:

• генерировать долгосрочные инвестиции в противовес преимущественно краткосрочным источникам финансирования российской экономики;

• обеспечить конкуренцию институциональных инвесторов с банковской системой, что позволит усилить эффективность финансовой системы и будет стимулировать развитие сложных инвестиционных проектов;

• стимулировать привлечение на фондовый рынок не только сбережений частного инвестора, но и сформировать у граждан навыки работы с финансовыми инструментами для обеспечения дифференциации источников их доходов;

• содействовать в решении значимых социальных проблем населения и др.

Цель данной работы и состоит в том, чтобы предложить меры, направленные на повышение эффективности отрасли доверительного управления в России. Прежде всего, это касается пенсионных и инвестиционных фондов.

Для реализации поставленной цели должны быть выполнены следующие работы:

• проведение количественного анализа рынка доверительного управления в России в сравнении с другими странами. Определение перспектив развития НПФ и паевых инвестиционных фондов как поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов на российский рынок капитала;

• проведение анализа особенностей развития и существующих проблем нормативной базы доверительного управления в России с оценкой результативности функционирования регулятивной инфраструктуры российского рынка доверительного управления в отношении инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);

• выявление особенности деятельности специализированного депозитария и других независимых организаций в схеме управления коллективными инвестициями;

• выявление проблем в разработке единых стандартов оценки деятельности управляющих;

• разработка методов хеджирования ценовых рисков (кредитных, процентных, ценовых) управляющими пенсионными и инвестиционными фондами с помощью производных финансовых инструментов на российском рынке;

• исследование налоговых механизмов стимулирования накоплений в паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах.

Результатами данной работы стали:

• предложения по законодательному изменению статуса пенсионных накоплений (внесение изменений в Федеральные законы № 111-ФЗ; № 167-ФЗ; № 75-ФЗ);

• предложения по либерализации требований к структуре портфеля НПФ (внесение изменений в Федеральный закон № 75-ФЗ, инструкцию № 379);

• предложения в Проект Федерального закона «О деятельности финансовых институтов по привлечению средств для финансирования пенсионных выплат в Российской Федерации»;

• рекомендации по инжинирингу новых классов финансовых инструментов (долговых и долевых инфраструктурных финансовых инструментов).

Методология исследования включает элементы системного анализа, событийный анализ, экспертный анализ, исторический метод и некоторые средства статистического анализа.

Информационной базой послужили нормативные акты Правительства Российской Федерации, Банка России, Министерства финансов, разработки Московской биржи, профессиональные публикации российских и зарубежных авторов, посвященные развитию доверительного управления, публикации авторов настоящего исследования по указанной теме.

1. Анализ рынка доверительного управления в России в сравнении с другими странами: количественные параметры, роль в финансировании экономики

1.1. Масштабы рынка (пенсионные фонды, инвестиционные фонды, индивидуальное доверительное управление) в России и мире

Доверительное управление активами превратилось в важнейшую отрасль финансового посредничества. За период с 1990 по 2013 г. величина активов под управлением различных категорий управляющих по отношению к ВВП выросла в мире в два раза, составив почти 150 % (таблица 1).

За указанный период выросла роль хедж-фондов (активы 2,3 трлн долл. в 2013 г.), суверенных фондов (6,1 трлн долл.) и фондов прямых инвестиций (3,5 млрд долл.). [2]

Соотношение активов традиционных управляющих с ВВП составило: в Великобритании 320 %, США – 266 %, Японии 145 %, Франции 94 %, Германии 63 % [52].

Глобальное частное богатство физических лиц (privatewealth) оценивается в 52,6 трлн долл., из которого примерно треть сосредоточена в пенсионных фондах, инвестиционных фондах и страховых компаниях [52].

В развитых странах (да и в некоторых, которые по экономической классификации относятся к развивающимся) накопления, аккумулированные финансовыми институтами, связанными с доверительным управлением, являются основным внешним источником инвестиций в основной капитал. Об этом, в частности, говорит структура активов пенсионных фондов – самой важной группе институциональных инвесторов развитых стран. В США, Великобритании, Канаде, Австралии примерно 50 % средств размещено в акциях, в Японии – 40 %. Оставшаяся часть в значительной мере вложена в корпоративные облигации.

Таблица 1 – Глобальные активы институциональных инвесторов

адамова каринэ рубеновна биография. i 002. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-i 002. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка i 002.

*Только открытые фонды

**Суверенные фонды, фонды прямых инвестиций (privateequity), биржевые фонды (ETF)

Источник: Global Financial Stability Report за ряд лет (www.imf.org) EFAMA, AIMA, ICI, OECD, The CityUK

Естественно, при таких масштабах значение отрасли доверительного управления для экономики России весьма незначительно. Между тем и опыт развитых стран, и стран с формирующимися рынками показывает, что институты рынка доверительного управления – институциональные инвесторы – вносят существенный вклад в развитие экономики.

Цель данной работы и состоит в том, чтобы предложить меры, направленные на повышение эффективности отрасли доверительного управления в России. Прежде всего, это касается пенсионных и инвестиционных фондов.

Одним из направлений повышения эффективности доверительного управления в России является разработка методов хеджирования ценовых рисков институциональными инвесторами. В настоящее время многие финансовые институты, в т. ч. коллективного инвестирования, просто не обладают необходимыми знаниями и компетенциями, касающимися возможностей хеджирования на российском рынке. В связи с этим решая задачу разработки подобного инструментария, мы помогаем развивать отрасль.

Наконец, отрасль может быть источником новых рабочих мест. В Великобритании в индустрии управления активами занято 50 тысяч человек. В России – едва ли больше 5 тысяч. Повышением привлекательности доверительного управления для инвестора и бизнеса мы решаем задачу повышения занятости.

Проблема недостаточной ликвидности на финансовых ранках характерна для большинства развивающихся стран. Полагаем, сырьевая ориентация российской экономики обусловлена, в том числе, и недостатком «длинных денег» в финансовой системе. Отсутствие у инвесторов интереса к несырьевым отраслям не случайно: крупные инновационные проекты технологически сложны, имеют длительный инвестиционный цикл и множество рисков, следовательно, длинные деньги необходимы для структурной модернизации экономики и финансирования инноваций. Во многих развитых странах не банки, а пенсионные, инвестиционные фонды и страховые компании являются источниками «длинных денег», что актуализирует проблему развития институциональных инвесторов.

Ключевая проблема России, как считает А.Е. Абрамов [1], заключается в низком уровне развития институциональных инвесторов. При анализе данных таблиц 1 и 2 можно рассчитать, что суммарная доля стоимости чистых активов (СЧА) паевых инвестиционных фондов (ПИФов) всех типов (открытых, интервальных и закрытых) и общих фондов банковского управления (ОФБУ) в России в 2013 г. составила 0,1 % от ВВП; совокупная доля собственного имущества (пенсионные накопления, пенсионные резервы и имущество для обеспечения уставной деятельности [ст. 26, 32]) негосударственных пенсионных фондов (НПФ) – 3,6%от российского ВВП; доля активов страховых организаций – около 1,7 % (по данным [6]).

Таблица 2 – Доля активов рынка коллективных инвестиций и НПФ

адамова каринэ рубеновна биография. i 003. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-i 003. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка i 003.

* ww.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#, в постоянных ценах 2008 г.

Источник: составлено и рассчитано автором

Полагаем, необходимость оставаться в составе цивилизованных стран заставит Россию сократить отставание в сфере развития институциональных инвесторов. Тем более что развитие институтов коллективного инвестирования позволит решить ряд задач:

• генерировать долгосрочные инвестиции в противовес преимущественно краткосрочным источникам финансирования российской экономики;

• обеспечить конкуренцию институциональных инвесторов с банковской системой, что позволит усилить ее эффективность и будет стимулировать развитие сложных инвестиционных проектов;

• аккумулировать внутренние инвестиционные ресурсы с помощью институциональных инвесторов, что обойдется обществу дешевле, чем достижение такого же результата с помощью банковской системы, которая решает иные задачи – функционирования платежной и расчетной системы, обеспечение функционирования оборотного капитала;

• стимулировать привлечение на фондовый рынок не только сбережений частного инвестора, но и сформировать у граждан навыки работы с финансовыми инструментами для обеспечения дифференциации источников их доходов;

• содействовать в решении значимых социальных проблем населения и др.

1.2. Роль пенсионных фондов как источника долгосрочных инвестиционных ресурсов для инвестиций (анализ мировой практики)

Деятельность институциональных инвесторов позволяет мобилизовать значительные долгосрочные инвестиционные ресурсы. В таблице 3 представлен общий объем российского рынка коллективных инвестиций, а также доли рынка, приходящиеся на каждого институционального инвестора.

Анализ данных таблицы 3 показывает, что основной объем рынка коллективных инвестиций (РКИ) составляют собственное имущество НПФ. При этом за период с 2006 по 2014 гг. доля российских НПФ в общем объеме рынка коллективных инвестиций увеличилась на 40 %.

Обращает на себя внимание динамика роста собственного имущества НПФ, составляющего уже более 2 трлн руб. на 01.01.2014 г., представленная на рисунке 1. Следует отметить, что указанные денежные средства поступают на российский фондовый рынок в качестве источника долгосрочных инвестиционных ресурсов. Кроме того, при анализе поступающих на фондовый рынок инвестиционных средств со стороны пенсионной системы нельзя не учитывать и активы накопительной составляющей, аккумулированные Государственной управляющей компанией (ВЭБ) и частными управляющими компаниями, которые на 01.01.2014 г. составили 1902,6 млрд руб. (на дату 01.01.2013 г. – 1677,3 млрд руб.).

Таблица 3 – Структура российского рынка коллективных инвестиций по объему привлеченных средств (рассчитано автором по данным [58])

адамова каринэ рубеновна биография. i 004. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-i 004. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка i 004.

Источник: рассчитано автором

адамова каринэ рубеновна биография. i 005. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-i 005. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка i 005.

Источник: составлено автором по данным [58]

Рисунок 1 – Динамика роста собственного имущества российских НПФ за период 2006 – 2014 г.

Таким образом, с учетом аккумулированных пенсионных накоплений в ВЭБ и частных управляющих компаниях доля инвестиционных ресурсов российского рынка коллективных инвестиций, поступающих на фондовый рынок в виде «длинных денег», составляет 8,7 % ВВП.

К сожалению, в процессе разработки «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г.»[35] основной идеей реформирования пенсионной системы явилось стремление органов государственной власти уменьшить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а не расширение присутствия «длинных денег» в экономике и создание условий для обеспечения финансовой безопасности будущих пенсионеров. Однако, озвученные Правительством намерения уменьшить взнос гражданина на накопительную пенсию с 6 % до 2 % для категории российских граждан, не заключивших до конца 2013 г. договор с каким-либо негосударственным пенсионным фондом, обусловили активный перевод гражданами из-под управления Государственной и частных управляющих компаний накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Это существенно увеличило активы НПФ, а также количество застрахованных лиц (по системе ОПС – обязательное пенсионное страхование). Эта динамика представлена на рисунке 2.

График на рисунке 2 показывает, что собственное имущество НПФ за рассматриваемый период увеличилось в 5,99 раз. Количество застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, переведших свои накопления из ПФР в систему негосударственных пенсионных фондов, существенно увеличилось за этот период. Если в 2006 г. количество застрахованных граждан, участвующих в системе НПФ, составляло 0,8 % по отношению ко всему экономически активному населению (в 2006 г. численность экономически активного населения составляла 74187 тыс. человек согласно данным [57]), то в апреле 2014 г. этот показатель составил уже 30 % (в апреле 2014 г. численность экономически активного населения составила 75 млн. человек [57]).

адамова каринэ рубеновна биография. i 006. адамова каринэ рубеновна биография фото. адамова каринэ рубеновна биография-i 006. картинка адамова каринэ рубеновна биография. картинка i 006.

Источник: составлено автором по данным [61]

Рисунок 2 – Динамика роста количества застрахованных лиц и собственного имущества НПФ за период 2006 – 2014 гг.

Эти данные указывают на объективную тенденцию роста рынка пенсионных накоплений и увеличения его влияния на экономические процессы. Данная тенденция свойственна не только России, поскольку многие страны с преимущественно распределительной системой (Франция, Германия, Япония) под бременем демографических и финансовых проблем вынуждены вводить у себя элементы накопительной пенсионной системы.

Необходимо, тем не менее, отметить, что пенсионные накопления неоднозначно влияют на фондовые рынки. С одной стороны, приход пенсионных денег на рынок способствует росту капитализации эмитентов, снижению волатильности цен акций, улучшению практик корпоративного управления. С другой стороны, эти средства могут порождать рост волатильности рынка, падение цен на активы в случае внезапного оттока вложений пенсионных фондов, поскольку институциональные инвесторы торгуют на высоких объемах, которые зачастую и определяют волатильность рынка.

Несмотря на то, что влияние институциональных инвесторов, в частности, пенсионных фондов, на волатильность финансовых инструментов неоднозначно, неоспоримым фактом является то, что их деятельность позволяет мобилизовать значительные долгосрочные инвестиционные ресурсы. Наряду с банковской системой рынок коллективных инвестиций является каналом перераспределения финансовых ресурсов. Опыт развития мировой финансовойсистемы последних лет показывает, что банковская системы сама по себе даже при ее поддержке низкими ставками рефинансирования, количественными смягчениями и прямой экспансией государства в капитал, не способны поддерживать устойчивые темпы роста глобальной экономики и финансовую безопасность граждан. Необходимо развитие альтернативы в виде институциональных инвесторов, опирающихся на долгосрочные сбережения разных секторов экономики. Однако, для успешного функционирования небанковских финансовых институтов необходимо создание институциональной среды и эффективного регулирования и надзора.

По показателю относительного развития банковскойсистемы (активы/ВВП) многие развивающиеся страны, такие как Венгрия, Китай, Малайзия, Мексика, Польша, Россия, Турция, Чехия, Эстония не уступают развитым экономикам [1]. Однако все указанные развивающиеся страны заметно отстают от развитых государств по уровню относительного развития институциональных инвесторов. Это позволяет предположить, что определяющим трендом в развитии финансовой системы развивающихся стран в среднесрочной и долгосрочной перспективе станет опережающий рост именно институциональных инвесторов по сравнению с банковской системой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *