адаскина н л к с петров водкин жизнь и творчество

Книга: Н. Л. Адаскина «К. С. Петров-Водкин. Жизнь и творчество»

Издательство: «БуксМарт» (2014)

Формат: 84×108/16, 360 стр.

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

Советское искусство — Кузьма Петров Водкин. «Смерть комиссара», 1928, Государственный Русский муз … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Рерих, Николай Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рерих. Николай Рерих Николай Рерих (1940 … Википедия

Ленинградская школа живописи — Академия художеств Ленинградская школа живописи группа советских художников живописцев, сложившаяся в 1930 1950 годы в Ленинграде вокруг реформированной Академии художеств и объединенная Ленинградским Союзом художников (1932 1991).… … Википедия

Н. К. Рерих — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс … Википедия

Н. К. Рёрих — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс … Википедия

Николай Константинович Рерих — Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс … Википедия

Николай Константинович Рёрих — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс … Википедия

Николай Рерих — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс … Википедия

Источник

Н. Адаскина Петров-Водкин

—>

адаскина н л к с петров водкин жизнь и творчество. 1010915243. адаскина н л к с петров водкин жизнь и творчество фото. адаскина н л к с петров водкин жизнь и творчество-1010915243. картинка адаскина н л к с петров водкин жизнь и творчество. картинка 1010915243.
Лот размещен:26/08/2021 12:00:39
Предложение действительно до:25/10/2021 12:00:39
Лот находится в городе:Белгород (Россия)
Доставка:
по городу:За дополнительную плату, стоимость доставки уточняйте у продавца.
по стране и миру:Стоимость доставки по стране узнавайте у продавца.
Т. к. тарифы Почты постоянно растут, стоимость доставки уточняйте!!
Личной встречи нет. Доставка только Почтой. По России.
Оплата: Банковская карта.
Состояние товара:Б/у.
1

1

№91878515

Н. Адаскина Петров-Водкин. – М.: Изобразительное искусство, 1970.

(Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи)

Т. к. тарифы Почты России постоянно растут, стоимость доставки уточняйте!

Покупатели, живущие в отдаленных концах страны, также уточняйте стоимость доставки. Она указана для центрального округа.

Интересующие вопросы о лотах и их состоянии задавайте заранее, до покупки! Если нужно, сделаю дополнительные детальные фото.

Т. к. лоты размещены на разных площадках, их наличие луч ше уточнить до покупки.

Покупатель выходит на связь в течение 3 дней.
При покупке лотов из мультилотов, выходит на связь в течение 1 дня и сообщает какие лоты он выбрал.

Оплата лота в течение 5 дней. Оплата на карту Сбербанка, небольшие суммы можно оплатить на счет мобильного телефона или Qiwi (уточняйте).
При покупке нескольких лотов доставка не суммируется, а пересчитывается по тарифам Почты.

Личной встречи и самовывоза нет. Доставка только Почтой.

За работу Почты ответственности не несу.

Лоты отправляю 2-3 раза в неделю.

Правила Почты не нарушаю! Отправляю письмом/бандеролью только печатную продукцию. Небольшие товарные вложения отправляю посылкой первого класса.

Покупатели с рейтингом меньше 5, могут написать мне сообщение через Задать вопрос о своем желании купить лот, подтвердив, что оплата будет произведена в трехдневный срок, открою доступ для покупки.

Источник

Творчество К.С. Петрова-Водкина

Глава 1. Художественная жизнь россии в начале xx столетия

Глава 2. Творчество К. Петрова-Водкина до революции 1917 года

Глава 3. Творчество мастера в период великой октябрьской революции

Список источников и литературы

«Искусство движет человеком,

Его вечный путь, вечная борьба

За новые и новые откровения»

Важную роль в осмыслении искусства рубежа столетий сыграла современная ему художественная критика, которая выдвинула такие значительные имена, как А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, С.К. Маковский, Н. Н.Пунин и др. Многие характеристики различных явлений искусства сделаны этими критиками блестяще и не могут не приниматься во внимание. Но, будучи сами связанными с тем или иным художественным направлением, они могли оценивать другие направления чрезвычайно субъективно. Именно поэтому сформировать целостную концепцию развития художественной культуры эти критики не смогли.

Тем не менее, для того, чтобы составить наиболее правдивую картину событий, нам необходимо обратиться и к восприятию событий непосредственно участниками событий, сопоставив их размышления с точкой зрения последующих исследователей.

Очень важной для нас оказалась книга Е.Н. Селизаровой «К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы»[4], в которой представлены дневник самого художника, письма матери и жене, наброски докладов для выступлений, и множество др. При составлении данной работы автор использовала архивы музеев Ленинграда, именно поэтому они столь ценны для нашей работы. Книга состоит из нескольких разделов, нами же в основном была использована глава «Заметки. Выступления. Статьи», где автор разместила высказывания художника и его размышления непосредственно об искусстве.

Еще одна монография Е.Н. Селизаровой «Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее»[5] повествует нам непосредственно о жизни самого художника, раскрывая на примере его работ, представленных в фондах музея, коренные моменты творчества мастера. Автор очень точно раскрывает суть искусства Петрова-Водкина, отмечая, что в работах мастера привлекает властная убедительность формы, цветовая насыщенность, композиционная ясность, на них лежит печать больших размышлений, тяга к философскому истолкованию каждого явления действительности[6]. Решающим же в его творчестве стало естественное желание критически переосмыслить наследие, выработав свой творческий метод, соответствующий мировосприятию и образному мышлению художника[7].

С этой точкой зрения согласен и В.И. Костин, давший впервые достоверный и точный анализ искусства мастера. Его монография «К.С. Петров-Водкин»[8] раскрывает основные моменты жизни и творчества художника, основываясь на документах самого Кузьмы Сергеевича, так же добытых им в архивах и фондах музеев. Именно поэтому данная работа отличается подлинной достоверностью, основанной на фактах, и последующие исследователи не могут не признать это, опираясь на его труды.

Если же говорить об истоках творчества и ключевого стержня искусства мастера, неоценимым окажется труд С. Каплановой. Анализируя в своей книге «От замысла натуры к законченному произведению»[9] творчество трех таких казалось бы разных художников, как В.И. Суриков, М.А. Врубель и К.С. Петров-Водкин, каждый из которых был для своего времени художником в значительной степени определяющим высший уровень искусства страны, автор выявляет общий для них стержень, пронизывающий творческие искания этих мастеров. Этим стержнем являются поиски большого стиля, поиски монументальности. Кроме того, автор стремится показать на высоких образцах классики русского искусства, как рождаются подлинные шедевры. Именно поэтому, изучение творческого процесса художников в динамике дает возможность следить за мыслью художника, делает нас как бы соучастником произведения, которое на долгие годы переживет своего творца.

Если же говорить непосредственно о творчестве Петрова-Водкина, то автор настаивает на том, что тенденции монументальности в искусстве мастера 1910-х годов явились залогом его будущих достижений. Его живописно-пластические искания никогда не были оторваны от той внутренней значительности, которая составляла сущность его искусства.

В каждой работе художника, будь то маленький набросок или большая картина, над которой он работает долго и целенаправленно, мы чувствуем мысль художника о человеке, которому он несет свой труд. Отношение к человеку как носителю высоких моральных и эстетических ценностей, вера в неисчерпаемость его духовных возможностей, внимание к духовной красоте человека, умение кристально ясно показать в частном всеобщее всегда имеет отклик в душе зрителя, возвышая ее[10].

Автор считает, что неразрывность связи теоретических взглядов с собственной художественной практикой составляли существо творческой индивидуальности Петрова-Водкина. Он принадлежал к тем художникам, которые глубоко продумывают, анализируют творческий процесс, умея подчинить свой художественный темперамент рационалистически построенной цели. И хотя такая черта становится характерной для ряда современных Петрову-Водкину художников начала 1900-х годов, она все же прежде всего роднит его с идущей из глубины веков классической традицией эпохи Возрождения[13].

При этом, отмечает она, при всей рациональности склада ума, склонности к теоретическим построениям и планомерности творческих исканий, Петрову-Водкину были свойственны и импульсивность решений, непосредственность восприятий и образных воплощений. Отсюда тот поэтический реализм живописца, сочетающийся с широтой философских обобщений, вдохновенность творчества и одновременно строгая продуманность в построении всего организма произведения, подчиненного особому мироощущению художника, в основе которого в ряде случаев лежит оригинальная, самостоятельно разработанная система восприятия натуры, названная им «наука видеть»[14]. Определить сущность этой системы и охарактеризовать ее ключевые моменты и попыталась В. Тамручи в соей работе.

Еще одним исследователем, по достоинству оценившим творчество Петрова-Водкина является А.Т. Ягодовская. Рассматривая в своей работе «Автор и герой в картинах современных художников»[15] творчество мастеров XX века, А. Ягодовская дает великолепный анализ их картин, выявляя причины и мотивы, побудившие того или иного художника создать того или иного героя произведения. При этом, автор, конечно, неразрывно связывает все мотивации непосредственно с жизнью самого мастера и с событиями эпохи. Таким образом, в данной работе содержится сплав исторических событий, биографических подробностей и потрясающего стилистического анализа произведений.

Характеризуя эпоху, автор говорит о том, что для творческой личности тех лет история начиналась сегодня, отменив вчерашний день ради дня завтрашнего. Настоящее было лишь временным, еще непроясненным и потому требующим преодоления переходом к тому, что виделось впереди как историческая необходимость, представлялось единственно достойной целью. Здесь сходились самые различные индивидуальные и групповые устремления. Нетерпеливый молодой задор строителей будущего требовал «и в искусстве отбросить без жалости все прошлое и окунуться в воображаемый пока, но столь вожделенный мир технического прогресса»[16].

Помимо этих авторов, творчество Петрова-Водкина рассматривали еще многие исследователи, но, как правило, все их работы сводятся к биографическому описанию и анализу наиболее значительных произведений, опирающемуся на уже вышеперечисленные работы. Сюда следует отнести монографию Ю. Русакова «Петров-Водкин»[19], одноименную работу Н. Адаскиной[20], работу под редакцией Л.В. Мочалова «Мастера мировой живописи»[21] и др.

Практически те же цели преследуют и такие работы, как «История русского искусства» под редакцией И. Грабаря[23], «Всеобщая история искусства», под редакцией Ю.Д. Колпинского и Б.В. Вейнмарн[24], Г. Островского «Рассказ о русской живописи»[25], Н. Степанян «Искусство России XX века»[26], Е.И. Савостьянова «Искусство принадлежит народу»[27] и др.

Таким образом, мы видим, что по рассматриваемой нами проблеме литературы обширное множество. Однако, и в наши дни ценность оставленного Петровым-Водкиным художественного наследия не померкла, а, напротив, еще более возросла. Именно поэтому целью нашей работы явилась попытка выявить ключевые особенности в творчестве мастера. Для наиболее полного раскрытия темы нами были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть основные тенденции в искусстве России начала XX века;

2. проследить творческий путь художника вплоть до начала революционных событий;

3. выявить основные направления в творчестве Петрова-Водкина во время событий революции, а так же после них.

Глава 1. Художественная жизнь россии в начале xx столетия

В это время продолжали работать, а во многом находились в зените творческих сил, мастера старших поколений, участники выставок «Мира искусства» или «Союза русских художников». Одновременно на арену творческой жизни выходили и новые живописные течения, такие как «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», сложившиеся в период между 1907 и 1917 годами. Их идеологи ошеломляли публику парадоксальными теориями и манифестами, всплывали все новые идеи, державшиеся порой на поверхности всего один-два сезона. Немало было выставок, оставивших после себя лишь привкус общественного скандала, немало было среди их участников и недоучек, канувших в забвение.

И все же подспудно в среде этой молодежи вызревали серьезные творческие силы, формировались художники, искренне и горячо протестовавшие против старого общества, старой эстетики, старого искусства. Их бунт не всегда имел под собой твердую мировоззренческую основу, взрывчатость их полотен нередко исчерпывалась чисто формальными дерзаниями, но уже то, что в их числе были П. Кончаловский, М. Сарьян, И. Машков, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, А. Лентулов, Н. Альтман, Н. Крымов, А. Куприн, Р. Фальк, А. Шевченко и многие другие, ставшие впоследствии выдающимися мастерами советского изобразительного искусства, обязывает более внимательно отнестись к исканиям тех предреволюционных лет.

Преодолевая крайности молодости, в сложных, порой мучительных противоречиях обретая надежную почву, они пронесли через всю жизнь интенсивность и напряженность художнического[28] поиска, обостренное чувство современности, ту живописную культуру, приверженцами которой они явились.

Кризис эстетических ценностей захватил и всех представителей так называемого «авангарда». Они не могли опираться на передовую идеологию, ее у них попросту не было. Вместе с тем в характере новых идей, выдвигавшихся молодым поколением, значительную роль играл протест против современного им общественного уклада, а заодно и против принципов искусства их предшественников. Хотя антибуржуазность новых художественных движений легко соскальзывала в анархический нигилизм, а сам «бунт» художественного «авангарда», не будучи связан с каким-либо серьезным общественным движением, оставался утопическим, в творческих порывах лучших из молодых художников ощущался пафос мятежного времени, в них сохранялось напряжение, которое даже чисто живописным исканиям нередко придавало своего рода общественную значимость[31]. Именно этому, по-новому преломившемуся в творчестве общественному пафосу искусство предреволюционного десятилетия обязано и многими своими достижениями.

Тем не менее, Развитие изобразительного искусства на протяжении рассматриваемого периода, несмотря на отмеченную выше неравномерность, подчинено определенной логике. Есть своя последовательность и закономерность в тех переменах, которые претерпела живопись в своем движении от «Девочки с персиками» В. Серова до «Черного квадрата» К. Малевича, хотя эти явления отделены друг от друга огромной дистанцией. Смысл этих перемен заключался в преодолении свойственного реализму принципа непосредственного изображения окружающего мира, в обретении нового метода, с помощью которого художник преображал видимый мир и в конце концов приходил к воссозданию новой реальности.

Первые шаги на этом пути связаны с утверждением лирической концепции художественного произведения, которая позволяла перенести акцент с самого изображаемого предмета на способ его истолкования. Этот, казалось бы, еле заметный сдвиг раскрепощал художника, давал ему возможность «сокращать» повествовательный аспект, заменять развернутый сюжет бессобытийным мотивом, сосредоточиваться на выражении собственных чувств и погружаться в созерцание. Постепенно на первый план выдвигалось субъективное начало, что в конце концов привело к своеобразной апологетике субъективизма.

Параллельно шел процесс освобождения искусства от той, во многом служебной, роли, которую оно прежде выполняло в русском обществе, озабоченном разрешением наболевших социальных проблем. Русское искусство второй половины XIX века чаще служило идеям, ему неположенным, взятым из гущи общественной борьбы, из философских и религиозных споров. На переломе двух революций искусство возгорелось идеей полной самостоятельности, самодостаточности. Зачинателями борьбы за чистоту и самоценность искусства стали поэты-символисты и художники группы «Мир искусства». Между самими поборниками нового движения подчас возникали споры. Но эти внутренние споры не ослабили общего порыва к новым принципам художественного мышления. Пусть искусство так и не освободилось от тех проблем, которые не укладывались в параметры «чистой» эстетики, и вплоть до авангардных своих проявлений оставалось «философией в красках», продолжало выполнять пророческую функцию, оно все более укреплялось в своей специфике, полагаясь на внутренние возможности[32].

Мифологизированное мышление завоевывало все более прочные позиции в изобразительном искусстве. Расширение сферы его действия определило смену традиционных ориентиров, поворот от классического наследия к различным формам примитива, что давало художнику дополнительное право преображать реальность. Как цель постижения эта реальность все более последовательно утрачивала земные формы, приобретала вселенский, а подчас космический характер. Искусство стремилось прозреть такие закономерности жизни, которые составляли некую параллель законам бытия, ставшим предметом науки и философии XX века. Интуиция художника и «новый рационализм» XX века шли навстречу друг другу, открывая новые горизонты перед искусством.

Глава 2. Творчество К. Петрова-Водкина до революции 1917 года

Есть художники, занимающие в искусстве особое место. Их работы резко отличаются от произведений современников, но вместе с тем не являются чем-то чуждым общему процессу художественного развития, а, скорее, дополняют и обогащают его.

Неожиданно почти полностью академическое направление работы было поколеблено придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Он получил от знакомства с экзотическими странами массу неожиданных впечатлений, которые отразил в двухстах рисунках, акварелях и небольших этюдах маслом, колористически довольно скромных, но верных в передаче облика людей и среды, их окружающей. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе, поскольку, когда он приехал в конце 1908 года в Петербург, именно эти этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. Он написал также вступительную статью для каталога и опубликовал статью в «Аполлоне», и тем самым именно ему принадлежит открытие нового имени в русской живописи.

Это раздвоение, в основе которого лежали причины мировоззренческого характера, присущее большей части тогдашней интеллигенции чувство неустойчивости бытия, неясность общественных идеалов, художник стремится разрешить путем преодоления противоречий творческого метода.

По-настоящему же ему было близко, пожалуй, лишь творчество незадолго до этого умерших В.А. Серова, М.А.Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова.

Первой картиной, написанной после приезда в Петербург, стала уже выше упомянутая композиция «Сон», изображающая двух обнаженных женщин, ожидающих в пустынной местности пробуждения юноши. Картина получила большую известность, но известность скандала и сенсаций. Причиной этому была очень резкая критика картины со стороны И.Е. Репина, который называл данную работу не иначе, как «вызов всему демократическому». Оппонируя ему, А. Бенуа, в свою очередь отзывался о работе так: «на обновленной земле спит человеческий гений… пробуждение его стерегут две Богини, вечно сопутствующие творчеству. Розовая, юная, робкая, болезненная Красота и крепкое смуглое Уродство…в их общении гений найдет полноту понимания жизни, смысл вещей»[39].

Острая полемика вокруг картины сразу создала известность молодому автору, и он сразу становится участником многих крупных выставок того времени.

В эти годы Петров-Водкин ищет пути создания своего индивидуального стиля в живописи. Он все более ясно стал понимать свою способность к монументальному обобщению всех отдельных частей в создаваемых им произведениях. Недаром критики того времени пророчили ему успех именно в монументальной настенной живописи. Поэтому Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.

И все же все эти работы еще не были вполне самостоятельными, напоминая то один, то другой образец символико-аллегорической живописи тех лет. Но в 1911-1912 годах произошла встреча Петрова-Водкина с искусством, которое не только произвело на него сильнейшее впечатление, но помогло ему создать свой собственный монументальный стиль, выявившийся затем не в росписях, а в его больших станковых картинах. Именно в это время он увидел в Москве в частных собраниях первые расчищенные иконы ХIY-ХY веков, произведшие на него огромное впечатление. Истинно монументальный высокий стиль этих произведений был творчески воспринят художником и помог ему найти путь к выражению в монументальной форме идей и чувств, волновавших многих людей того времени.

Здесь нужно сказать и о том, что если в предшествующих работах само их содержание было отвлеченно-аллегорическим и далеко не всегда связанным с наблюдениями и впечатлениями, полученными в реальной действительности, то в новых картинах вдохновляющим началом стала сама жизнь, именно жизнь Хвалынска, небольшого волжского городка, где художник родился и провел детство. Приехав в родные места он снова пережил красоту приволжских полей, холмов и лесов и теперь уже навсегда связал свое творчество с жизнью близких ему людей и с природой родного края.

Для самого художника после этой картины определяющими стали монументальность, духовная наполненности образов, народность содержания, следование национальным художественным традициям.

Он, вполне осознанно проявляя большую волю и настойчивость, стал добиваться такого художественного решения, при котором колорит, рисунок, композиция не только передавали реально видимые цвет и форму предметов, но и лаконично, с большой силой образной концентрации, обобщения выражали духовную сущность изображаемых явлений, например состояние покоя, нежность, возвышенность мыслей и чувств или ощущение грусти, тревоги, страсти. Отсюда известная условность в пластической трактовке композиций, цвета, пространства. Этот рациональный элемент в творческом методе Петрова-Водкина был органично связан с его натурой исследователя и аналитика, человека, жизнь которого наполнена большим внутренним духовным содержанием. И органическое выражение этого начинается с картины «Мать» 1913 года и продолженное одноименной работой 1915 года. В обеих работах прекрасный образ женщины, простой русской крестьянки, кормящей ребенка, представлен как обобщенный образ материнской любви и человеческого счастья.

Исходя из этого, мастер выводит свою систему, получившую название «сферической перспективы». Впрочем, сам художник в последние годы жизни протестовал против этого термина, говоря, что он не строит сферичности, а ищет «живое смотрение»[44]. Начало данной системе положила его прогулка, где Петров-Водкин упал, и как впоследствии рассказывал художник, «когда я падал на землю, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал…Я увидел Землю как планету. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня…»[45].

Глава 3. Творчество мастера в период великой октябрьской революции

Советская эпоха открывает новый значительный период в творчестве Петрова-Водкина. Его живописная и образная системы, эволюционируя по пути углубления реалистических тенденций, получают в это время значительно больший размах, черпая подтверждение в окружающей действительности. Раздвигаются тематические рамки творчества, все большее место в нем отводится социальным мотивам, появляется жанровое многообразие. Прежние тенденции, переосмысленные в свете нового миропонимания, наполняются иным жизнеощущением. В письме к матери он пишет: «Море расхлесталось волнами, буря пронесется; и люди примутся снова за честный, благородный труд, и то, что сейчас происходит, будет на пользу, умудрит людей и выяснит их возможные отношения»[47].

Окрыленность большими идеями давала ему возможность создавать образы высокой духовной красоты, наполненные новыми идеями. Статьи художника свидетельствуют о высоком строе его мыслей и чувств: «Каждый почувствовал, что солнце для него светит и деревья распускаются не в саду Ивана Ивановича, а на земле моей, земле каждого, на земле-родине. Так всколыхнулось сердце страны нашей, что вот-вот оно взлетит огромной птицей и подымет за собой все народы к радости общной жизни… и к последнему мятежу за человека, за самоопределение человека во вселенной»[48].

Не менее поразительна способность художника преломлять натуру своим видением претворять предмет в образ: на большинстве натюрмортов 1918 года изображен голодный петроградский паек 1918 года. Но не элементарный документализм делает натюрморт поистине историческим, а именно взгляд художника на вещи. Перед нами возвышенная будничность, одухотворенная предметность. Горькую прозу дня Петров-Водкин превращает в высокую поэзию эпохи[53].

Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стали картины «После боя» (1923) и «Смерть комиссара» (1928). Обе работы построены по принципу «сферической перспективы», где мастер смело совмещает разновременные события.

Вообще же, к войне художник относился очень не однозначно. Заканчивая очередное произведение на тему революции, Кузьма Сергеевич писал: «Война не дает мне покоя… в отвратительной духоте тогдашнего Питера я пишу первую «социальную» картину «На линии», как заказ, якобы заданный мне родной страной»[54]. Но понимая необходимость данной работы, художник принимал поставленные условия.

В портрете Анны Ахматовой (1922), «Девушке в красном платке» (1925), «Девушке в сарафане» (1028), «Девушке у окна» (1928), «Дочери рыбака» (1934) и др. в полной мере выражена концепция художника, и более даже, чем в картинах, утверждаются пластически-обобщенная и монументальная форма и соответственное ей сосредоточенно-спокойное состояние моделей.

Иное, более напряженное психологическое содержание свойственно автопортретам мастера. В них он всегда предельно собран и строг. Суровость характера была сопряжена у Петрова-Водкина с чувством ответственности за труд художника, которую он сознавал и утверждал всем своим образом жизни, своим пониманием целей и задач искусства.

Изучая и анализируя все, что связано было с его работой, Петров-Водкин в то же время продолжает анализировать и сам процесс этой работы, подвергая строжайшему разбору все художественные приемы и средства, а также и технические свойства материалов, необходимых ему для достижения наибольшей глубины содержания своих картин. Говоря словами Е.Н. Селизаровой, «Яркая, неповторимость работ неоспорима… они заставляют нас углубленно размышлять не только над проблемами жизни, но и над вопросами мастерства»[56].

В графических искусствах Петров-Водкин также сказал свое слово. Н. Баженов говорил по поводу его работ: «Что же касается его рисунков, то они обнаруживают такую фундаментальную эрудицию, такую высшую технику и виртуозность, что кроме слов одобрения ничего не найдешь по их адресу»[57]. И действительно, не говоря уже о сопровождающих текст иллюстрациях к своим повестям, он и почти все рисунки строил на основе «сферической перспективы», что придавало им неожиданную пластическую остроту и подчеркивало динамичность повествования. Таковы рисунки «Фантазия» и «Мать», где сцена обеда в бедной семье представлена как событие, имеющее не материальное, а духовно-человеческое значение.

Начиная с 1934 года, после тяжелой болезни, Кузьма Сергеевич, снова принялся за работу, и в первую очередь за новые историко-революционные композиции, которые он считал главнейшими в своем творчестве. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны, когда во многих городах власть переходила из рук в руки и горожане, особенно рабочие, обычно по ночам ожидая внезапного налета банд, бдительно следили за тишиной в городе. Взяв за основу свой ранний рисунок 20-х годов, воскрешающий эти тревожные ночи, художник сделал еще несколько эскизов, пока, наконец, не нашел наиболее верное решение картины «1919 год. Тревога» (1934).

Достаточно интересной является картина «Весна» (1935). Просматривая в это время свои старые работы, Петров-Водкин обнаруживает рисунок пером 1920 года, изображающий двух девушек, сидящих над обрывом. Ниже девичьих фигур и над ними художник нарисовал маленькие деревенские домики, реку, луга, окружающие холм с двумя фигурами. Этот рисунок и лег в основу новой картины, где на холме он поместил двух влюбленных, обозревающих мир с вершины своего счастья.

Вместе с тем все живое и творческое, что было в то время в искусстве, жаждало выхода из кризиса, мучительно искало новых путей, новых идеалов, совершая порой подлинные художественные открытия.

Одним из мастеров, совершивших такие открытия и был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Его творчество предстает перед нами как искусство большого масштаба, идущее от традиций древнерусской живописи, классического искусства, тенденций А. Иванова и живописи современных ему Серова, Врубеля и Борисова-Мусатова. Он владел своеобразным, только ему присущим художественным языком, неожиданным и прекрасным. Он умел видеть дорогу к будущему искусству и открывал новые его дали. Своей творческой жизнью Петров-Водкин показал, что истинные достижения в искусстве возможны лишь в близости художника к истокам жизни своего народа и своего времени.

Вопреки процессу дегуманизации, поразившему мировое искусство, Петров-Водкин четко придерживался принципов гуманизма. Художник по самому духу творчества сугубо национальный, он озабочен общечеловеческими, «планетарными» проблемами. Именно на этой основе и расцвело творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, большого, философски мыслящего художника, новатора своего времени.

И в заключение, если говорить словами Ю. Русакова, не смотря на забвение, произошедшее после смерти художника, на сегодняшний день уже ни у кого нет сомнений в том, что в лице Петрова-Водкина русское и советское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремящегося понять и претворить человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности и глубине. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художестве6нное познание мира[61].

Список источников и литературы

2. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М.: Советский художник, 1976. с.211-219;

3. Адаскина Н. Петров-Водкин. М.: Изобразительное искусство, 1970.40 с.;

4. Всеобщая история искусства. Искусство XX века. Т.6, кн.2. / Под ред. Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского. М.: Искусство, 1966. с. 19-27;

5. История русского искусства. Т.10, кн.2. / Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, А.А. Сидорова, О.А. Швидковского. М.: Наука, 1969. с.151-161;

6. Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981. с.140-205;

7. Костин В. И.К.С. Петров-Водкин. М.: Советский художник, 1986.164 с.;

8. К.С. Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. / Под ред. Н.А. Барабановой. Л.: Аврора, 1986.300 с.;

9. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1989. с.131-144;

10. Петров-Водкин. / Под ред. В.И. Ракитина. М.: Советский художник, 1971.36с.

11. Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. / Под ред. Л.В. Мочалова. Л.: Аврора, 1971.50 с.;

12. Русаков Ю. Петров-Водкин. Л.: Искусство, 1975.136 с.;

13. Савостьянов Е.И. Искусство принадлежит народу. М.: Знание, 1978. С.11-50;

16. Степанян Н. Искусство России XX века. взгляд из 90-х. М.: Эксмо-Пресс, 1999. с.13-48;

17. Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. Л.: Художник РСФСР, 1977.58 с.;

1. Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников. М.: Советский художник, 1987. с.56-76.

1. К.С. Петров-Водкин. Мать. 1915. Холст, масло. 66х88. Государственный русский музей.

2. К.С. Петров-Водкин. Фантазия. 1925. Холст, масло. 50х64,5. Государственный русский музей.

[1] Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

[2] Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. С. 219

[3] Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. С. 219

[4] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. / Авт.-сост. Е.Н. Селизарова. М., 1991.

[5] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. М.-Л., 1966.

[6] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. С. 20

[7] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. С. 6

[8] Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. М.,1986.

[9] Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. М., 1981.

[10] Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. С. 141

[11] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. Л., 1977.

[12] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 4

[13] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 12

[14] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 13

[15] Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников. М., 1987.

[16] Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников. С. 57

[17] Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников. С. 56

[18] Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников. С. 62

[19] Русаков Ю. Петров-Водкин. Л., 1975.

[20] Адаскина Н. Петров-Водкин. М., 1970.

[21] Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. / Под ред. Л.В. Мочалова. Л., 1971.

[22] Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 2001.

[23] История русского искусства. Т. 10, кн. 2. / Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, А.А. Сидорова, О.А. Швидковского. М. 1969.

[24] Всеобщая история искусства. Искусство XX века. Т.6, кн. 2. / Под ред. Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского. М., 1966.

[25] Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1989.

[26] Степанян Н. Искусство России XX века. взгляд из 90-х. М., 1999.

[27] Савостьянов Е.И. Искусство принадлежит народу. М., 1978.

[28] Островский Г. Рассказ о русской живописи. С. 442

[29] Островский Г. Рассказ о русской живописи. С. 338

[30] Савостьянов Е.И. Искусство принадлежит народу. С. 29

[31] История русского искусства. Т. 10. С. 88

[32] Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX – начала XX века. С. 7

[33] Всеобщая история искусства. Искусство XX века. С. 24

[34] Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. С. 5

[35] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 13

[36] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 234

[37] Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. С. 6

[38] Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. С. 173

[39] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. С. 12

[40] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 300

[41] Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. С. 14

[42] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 293

[43] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 15

[44] Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. С. 14

[45] К.С. Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. С. 16

[46] Адаскина Н. Петров-Водкин. С. 27

[47] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 208

[48] Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. С. 149

[49] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 292

[50] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 24

[51] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. С. 26

[52] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 297

[53] Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. С. 15

[54] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. С. 18

[55] К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. С. 331

[56] Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. С. 6

[57] Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. С. 145

[58] Русаков Ю. Петров-Водкин. С. 122

[59] Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. С. 29

[60] Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников. С. 70

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *