адмирал флота исаков биография
Творцы Победы. Один из трёх
Если в Советском Союзе было более четырёх десятков Маршалов Советского Союза, некоторые живы и сегодня, то Адмиралов Флота Советского Союза всего три. Двух из них хорошо помнят и сегодня – это Н.Г. Кузнецов и С.Г. Горшков. Имя третьего Ивана Степановича Исакова звучит редко. Почему? Очевидно потому, что о его деятельности на пользу ВМФ мало кто знает, а сам он не любил себя афишировать, разве только мечтал о том, чтобы после его смерти боевому кораблю присвоили имя Исаков. Детей у него не было, и продолжить морские традиции или вспомнить о его заслугах по родственному некому. Да и всю его жизнь в 73 года лёгкой назвать нельзя. Достиг он высокого звания в Военно-морском флоте только благодаря своему труду и воле. Вот как он сам оценивал свою судьбу незадолго до смерти: «Моя фортуна, о которой я мечтал с малых лет, сделала из меня моряка и довольно быстро продвигала по служебной лестнице. Однако казалось, что она мчалась быстрее, чем нужно, и, очевидно, боком, так как за каждый бросок вперёд… мне приходилось расплачиваться слишком дорогой ценой».
И как бы потом все, в том числе и родственники, не воздействовали на Ивана Степановича, что флот – не для кавказца, Вано не изменил своей мечте. Наивный в политике, он надеялся, что всё же сможет доказать адмиралам в Петербурге своё право разночинца служить флоту страны и стать его офицером. И подал, никому из близких ничего не говоря, прошение о допуске к сдаче экзаменов в Морской корпус. Но, естественно, получил отказ в письменном виде – «В просьбе отказать!». Наверное, тогда царское командование Корпуса подумало: «Зачем это молодому человеку из Армении идти на морскую службу? Ну, ещё в сухопутные войска – дело другое. Но флот. Не было адмиралов из Армении!». К счастью, они ошибались – были офицеры – армяне в морском флоте царской России, а в Советском флоте немало и адмиралов – армян, с которыми автор статьи встречался лично. А Исаков Иван Степанович (1894-1967) стал одним из трёх самых высших военно-морских чинов России.
Началась первая мировая война, и нехватка офицерских кадров заставила царское правительство, забыв сословные принципы, готовить младших офицеров, прапорщиков и мичманов, из разночинцев. В Петербурге были открыты Отдельные гардемаринские классы. Летом 1914 года, Покинув Политехнический институт, где он проучился уже год, Иван Исаков сдал конкурсные экзамены и стал чёрным гардемарином в 20 лет. Чёрным потому, что гардемарины отдельных классов, в отличие от гардемаринов Морского корпуса с белыми бархатными погонами, носили чёрные суконные погоны. Но программа подготовки мичманов ничем не уступала корпусной. Исаков упорно шёл к своей цели, не гнушаясь никакой работой ни в Классах, ни на корабельной практике, помня, что и Нахимов с пристрастием относился к матросскому труду, за что вельможи дали ему прозвище «боцман».
Его практика на кораблях только начало морской жизни. Она определяет дальнейшее отношение к морской службе. Тут и радости познания нового, и огорчения, тут и узнавание разных натур. Ничто так не раскрывает натуру человека, как длительная совместная жизнь на корабле в море. В море – как на войне: хороший человек быстро проявит и разовьёт лучшие черты своего характера, а плохой наверняка раскроет себя товарищам. Сразу видно кто храбрец и в повседневной жизни не робок, а кто равнодушен ко всему, кроме себя. Кто молодец над беззащитными куражиться, хотя сам из себя ноль.
А вот перед старшими прогибается угодником.
Испытав всё, Исаков не разочаровался в морской службе и только настойчивее стал стремиться к своей мечте – командирскому мостику. Главное, что он понял: «Возвышает или обесценивает человека он сам».
Почему я так подробно останавливаюсь на гардемаринских годах жизни Ивана Степановича Исакова? Мне кажется, а и опыт говорит о том, что адмиралы зарождаются ещё в училищах. Я помню свои курсантские годы, когда все мы мечтали дослужиться только до командира корабля, но многие уже тогда мечтали о большем…. Так думал ли Исаков о большем? Пока только о командирском мостике, но!
Маршал Г.К. Жуков говорил, что каждый командующий армией должен пройти через командование полком. Для флота это звучит так – каждый адмирал должен пройти через командование кораблём. Иными словами, для карьеры моряка трамплином должен быть корабельный мостик.
Пройдя все ступени флотской службы в революционное и послереволюционное неспокойное время, участвуя в первой мировой и гражданской войнах, Исаков стал членом партии только в 1939 году, будучи уже флагманом, было такое звание в Красном Флоте, соответствующее адмиральскому званию. Это говорит о многом.
Большую часть корабельной службы ему пришлось пройти в должности старпома, очень ответственной должности на флоте – на ней держится вся корабельная служба. Исаков взял от этой должности блестящую морскую выучку и культуру, отличающих человека, воспитанного в строгом распорядке дня и ночи. По тем неписанным законам совместной жизни экипажа корабля, без которых не может существовать любой коллектив – команда. Наверное, практика старпома развила его организаторские способности, которые в полную силу проявились позже в штабах и на командных должностях. И ещё одно немаловажное качество дала ему та должность – выдержку при любых физических и моральных испытаниях. Ведь ему пришлось с 1942 года, когда ему ампутировали ногу, и до конца жизни в 1976 году вести активный образ жизни, как бы сказали сегодня, быть на руководящих должностях. В 1951 году он получает Государственную премию, в 1958 году становится членом-корреспондентом АН СССР, в 1963 году его принимают в Союз писателей СССР…. Видимо не зря он сказал хирургу, который сообщил ему, что нужно ампутировать ногу, что «спасите мне голову». Да, голова Ивана Степановича была ценнейшим инструментом во всей сложной и беспокойной жизни Адмирала, именно она помогла Ивану Степановичу Исакову достичь высшего звания в ВМФ СССР – Адмирал Флота Советского Союза.
При всей своей многогранной деятельности Иван Степанович дела флота считал главнейшей задачей всей своей жизни. Ещё в середине пятидесятых годов прошлого века, лёжа на госпитальной койке, он записал: «Надо воспитывать океанское мышление». А в 1962 –м он уже набросал план работы, которую не успел осуществить: «Океанское мышление – одна из важнейших, современных проблем для всего советского народа». Занимаясь всегда наукой (к слову, НАУКА сегодня у нас не в почёте – В.К.) Исаков видел, сколько людей потребует океан для своего освоения и как важно всем понять, что нам там надо, как важно преодолеть континентальную психологию, психологию «каботажную». Каждая строка его записей, этих и последующих, хотя и отрывочных, углубляет замысел, расширяет его историческое и современное обоснование и передаёт ощущение путей нашего океанского будущего….
К сожалению, сегодня, так и не преодолев «каботажное» мышление, океанское будущее России так заболтали, что нам остаётся только мечтать о сильном ВМФ и большом гражданском морском флоте. Ведь из слов Флот не построишь. Это дорогостоящий государственный инструмент, но он необходим для великой державы. Для этого жил и работал Исаков Иван Степанович, советский флотоводец, Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза, военный и учёный.
Напоминая об И.С. Исакове, я специально коротко остановился на его психологическом портрете, не перечисляя должности, которые он занимал. Ведь истина в том, что не должность красит человека, а человек должность. Это в полной мере относится к Ивану Степановичу. Хочу только отметить, что основная его морская должность была Начальник Главного морского штаба в период Великой Отечественной войны. Но он не сидел в кабинете. Как и Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов он был в постоянных разъездах по фронтам, координируя действия ВМФ с сухопутными войсками: в начале войны Ленинградский фронт, с конца 1941 г. – южные фронты, где, получив смертельное ранение, выжил, продолжил службу и работу на благо Отечества и ВМФ.
В газетной статье о большом человеке всё рассказать невозможно. Я ставил своей задачей только напомнить о выдающейся личности, которая должна оставаться в памяти людей.
Адмирал флота исаков биография
Родился 10 (22) августа 1894 года в посёлке Аджикенд Елизаветпольской губернии (ныне посёлок городского типа в Азербайджане), в семье железнодорожного служащего. Армянин.
В марте 1920 года И.С. Исаков назначен флагманским специалистом по тралению и заграждению и одновременно командиром эсминца «Деятельный» Каспийской флотилии. Участвовал в боях на Каспийском море против белогвардейцев и английских интервентов.
С начала Великой Отечественной войны, в городе Ленинграде, координировал боевые действия Балтийского флота, Ладожской и Чудской флотилий с сухопутными войсками при обороне города.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года за умелое руководство войсками, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Адмиралу Флота Советского Союза Исакову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Член-корреспондент Академии наук СССР (1958 год). Почётный член Академии наук Армянской ССР (1967). Доктор военно-морских наук (1946, кандидат наук с 1940 года). Профессор (1947). Член Союза советских писателей (с 1963).
Воинские звания:
капитан 1-го ранга (31.05.1936);
флагман 2-го ранга (1.09.1937);
флагман 1-го ранга (17.02.1938);
адмирал (4.06.1940);
адмирал флота (31.05.1944);
Адмирал Флота Советского Союза (3.03.1955).
Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 октября 1967 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).
Лауреат Сталинской премии СССР (1951 год).
Сочинения:
Операции подводных лодок. Т. 1. Л., 1933. Соавт.: Александров А.П.;
Десантная операция. Л.- М., 1934;
Операция японцев против Циндао в 1914 г. Изд. 3-е. M-Л., 1941;
Военно-Морской Флот СССР в Великой Отечественной войне. М.- Л., 1946;
Морские истории. М., 1970;
Каспий, 1920 год. М., 1973;
Морское притяжение. М., 1984;
Избранные труды. М., 1984.
Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).
Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)
Адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков
Родился 22 августа 1894 года в армянском селении Аджикент, вблизи Карса. Его отец, дорожный техник, Степан Егорович Исаакян, русифицировал фамилию на «Исаков». Он рано умер, и воспитанием троих детей занимались мать Ида Антоновна Лауэр, родом из Дерпта (Эстония), и ее брат Петр Лауэр. П.А. Лауэр был инженером-технологом, но мечтал о службе на флоте, а его библиотека морской литературы заложила в Иване Исакове ту любовь к морскому делу, которая сохранилась на всю жизнь.
Закончив в Тифлисе реальное училище, Иван Исаков решил поступать в Морской кадетский корпус. Летом 1913 года он приехал в Санкт-Петербург. Но недворянина, да еще инородца, не приняли в кастовое учебное заведение. Юноша поступил в Петербургский технологический институт. На жизнь зарабатывал ремонтом автомобилей в гараже при институте.
Когда после начала Первой мировой войны в 1914 году организовали Отдельные гардемаринские классы (ОГК), ибо выпускников Морского корпуса не хватало для мобилизованного флота, Исаков подал документы на поступление в ОГК. Летом 1914 года он сдал экзамены в юнкера флота и 15 сентября стал «черным гардемарином» – в ОГК носили не белые, как в корпусе, а черные погоны.
Исаков был одним из способнейших воспитанников, легко усваивал теорию и технику, особенно морские науки. Зимой гардемарины параллельно с занятиями в казармах на Васильевском острове посещали адмиралтейские верфи, корабли в Кронштадте. Затем они отправились поездом на Дальний Восток. Будущие морские офицеры проходили практику на миноносцах и канонерских лодках Амурской и Сибирской флотилий. Гардемарины побывали в Николаевске-на-Амуре, в Петропавловске-Камчатском, ходили в южные моря на учебном судне «Орел».
В 1916 году Исаков младший, затем старший унтер-офицер. Это свидетельствовало, что юноша был в числе лучших. Когда грянула Февральская революция 1917 года, гардемарины сдавали экзамены после возвращения из длительного плавания. Старший унтер-офицер Иван Исаков сдал все предметы на «12» и вошел в первую десятку лучших выпускников, но из-за революционных событий гардемарина произвели в мичманы лишь в конце марта, послали на новый эсминец «Изяслав» и назначили ревизором. Будучи вторым минным офицером участвовал в минных постановках, управлял огнём кормовых пушек эсминца при обороне Моонзунда.
Октябрьская революция застала корабль на ремонте в Гельсингфорсе. После бегства с «Изяслава» части офицеров команда избрала мичмана Исакова старшим офицером.
После «Изяслава» Исаков служил на транспорте «Рига», на канонерской лодке № 1 на озере Ильмень, затем полгода учился на курсах траления и с июля 1919 года пришел на сторожевой корабль «Кобчик». Сначала он – наблюдающий за работами по артиллерийской части на судах «Кобчик» и «Коршун», в 1919-1920 годах – старший помощник командира и исполняющий обязанности артспеца сторожевого корабля «Кобчик». На нем Исаков, участвовал в отражении налета английских торпедных катеров на Кронштадт в ночь на 18 августа 1919 года, приняв на себя управление кораблём в отсутствие командира.
В марте 1920 года Исакова назначили командиром эсминца «Деятельный» и одновременно флагманским специалистом по тралению и заграждению на Каспийское море. Он руководил постановкой на рейде Астрахани минного заграждения канонерской лодкой «Карамыш», на котором подорвался белогвардейский крейсер «Князь Пожарский».
Исаков участвовал во взятии Энзели. Прошло много лет, и он написал об Энзелийской операции исследование, руководствуясь личными воспоминаниями.
После окончания боевых действий Исакова как специалиста по тралению вернули на Балтику и назначили командиром тральщика «Якорь». После завершения траления был назначен на три месяца старпомом эсминца «Победитель», а к концу года вернулся на «Изяслав», теперь уже командиром. Эсминцы чаще других кораблей ходили в плавание, правда, лишь до Копорья и Лужской губы. Однако уже вставал вопрос о необходимости подготовки моряков к дальним походам.
Зимой 1922 года, пока эсминцы ремонтировали, Исаков принял предложение возглавить подрывную партию, которая у берегов Эстонии освобождала из ледового плена английский пароход «Эшвин». Опыт работы этой нелегкой экспедиции Исаков изложил в своей первой статье для «Морского сборника». Еще кампанию командовал «Изяславом» на Балтике, а затем был направлен на Черное море в Батуми начальником Южного района службы наблюдения и связи (СНиС). Его сопровождала лестная аттестация: «Из командиров – самый молодой, но вполне на месте. Очень энергичен и способен. Для выполнения ударных задач, как военного характера, так и других работ, незаменим, работой заинтересовывается и выполняет поручения прекрасно».
За короткий срок работа Южного района СНиС заметно улучшилась. Проверявший службу начальник оперативного отдела штаба Морских сил Черного моря В. П. Боголепов был поражен объёмом проделанной работы и пригласил Исакова на должность заместителя в Севастополь. В 1922-1923 годах Исаков – помощник начальника оперативного отдела штаба Морских сил Черного моря. Вскоре нового работника характеризовали как отмеченного «не столько старательностью, сколько знанием дела, инициативностью, точностью, культурой и своего рода изяществом работы».
Боголепов, оценив способности заместителя, на летних учениях предложил назначить Исакова начальником штаба эскадры «синих», его определяли начальником походного штаба во время традиционных осенних плаваний в Батум, затем Исаков ходил в том же качестве в Стамбул. Вступив в созданное морское военно-научное общество, на первом же его заседании выступил с блестящим докладом о практике плаваний соединений кораблей в иностранных флотах.
Однако штабная должность военмора Исакова не удовлетворяла, он стремился на корабли, считая, что ему не хватает командирской практики. Поэтому когда на верфях Николаева стали достраивать эсминец «Петровский» (бывший «Корфу»), командиром назначили Исакова.
В 1927-1928 годах Исаков – слушатель Курсов усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии РККА имени К. Е. Ворошилова; Реввоенсовет морских сил Черного моря наградил его к 10-й годовщине РККА серебряным портсигаром с надписью «Герою гражданской войны» в числе военнослужащих, служивших с 1917-1918 годов.
В 1928-1929 годах Исаков состоял заместителем Начальника штаба Черноморского флота по оперативной части. Когда в начале первой пятилетки Реввоенсовет направил комиссию Немитца из специалистов разного рода для определения возможностей обороны Азовского и Черного морей, его назначили начальником штаба комиссии, которая за два месяца на судах и по суше обошла все советские берега двух морей. По возвращении в Севастополь Исакову было поручено обобщить результаты поездки. На заседании Реввоенсовета доклад Исакова по результатам работы комиссии был отмечен Б. М. Шапошниковым, который после заседания предложил Исакову перейти на службу в оперативное управление штаба РККА, под командование В. К. Триандафиллова. Исаков стал сотрудником и учеником знаменитого штабного работника. В 1930-1932 годах, проходя службу в должности помощника начальника оперативного управления Генерального штаба, он начал постоянно заниматься научной работой. Всё больше его публикаций появлялось в печати. В это же время принимал активное участие в подготовке плана развития флота на основе планов первых пятилеток, часто выезжал на флоты.
Весной 1932 года Исакова по его просьбе послали на преподавательскую и научную работу в Военно-морскую академию (ВМА). В 1932-1933 годах Исаков – старший преподаватель кафедры стратегии и оперативного искусства Военно-морской академии. За год работы в академии он подготовил курс лекций «Десантная операция» (в 1934 году опубликован как учебник Наркоматом обороны) и курс лекций «Операции подводных лодок», превращенный совместно с А. П. Александровым и В. А. Белли в первый том капитального труда. В этот же период Исаков пишет труд «Операция японцев против Циндао». Он также опубликовал в «Морском сборнике» работу «Беломорско-Балтийская водная магистраль», в которой показывал значение этого водного пути для маневра силами флота между театрами. Неслучайно, что именно Исакову в мае 1933 года поручили быть начальником штаба экспедиции особого назначения ЭОН-1, созданной для переброски боевых кораблей с Балтийского моря на Баренцево для создаваемой заново Северной флотилии. После первой удачной проводки судов в августе 1933 года Исаков возглавил ЭОН-2 и за успешное выполнение задания был награжден орденом Красной Звезды (1934). После возвращения в академию его уже ожидал приказ о назначении начальником штаба Балтийского флота.
На посту начальника штаба Исаков проявил энергию и трудолюбие, совершенствовал работу штаба, лично проводил занятия с командным составом. Однако осенью 1935 года на учениях из-за некомпетентного решения высшего начальника, находившегося на линкоре, под его винтами погибла подводная лодка «Б-3». Исаков принял вину на себя, считая, что не предусмотрел возможность катастрофы. Его сняли с должности. На полтора года он вернулся к преподавательской деятельности в академии.
В январе 1937 года Исакова вновь назначили начальником штаба Балтийского флота и произвели в флагманы 2-го ранга. С августа 1937 по февраль 1938 года он был командующим и членом Военного совета КБФ.
В феврале 1939 года Исакова послали в США во главе Правительственной делегации, чтобы изучить опыт американского судостроения. Следующее ответственное поручение – переговоры с правительствами Эстонии и Латвии об аренде военно-морских баз на Балтике. В последующем. Исаков руководил переводом кораблей в новые базы на берегах Прибалтики.
После начала конфликта с Финляндией Исаков по поручению Наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. координировал действия флота с фронтом. Непосредственно участвовал в боевых действиях, когда эскадра выходила в Бьеркезунд для обстрела неприятельских батарей, был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны (с июля по октябрь), адмирал Исакова как Заместитель Главнокомандующего и член Военного Совета Северо-Западного направления координирует действия армии и флота при обороне Прибалтики, а затем Ленинграда. Он занимался созданием базы в Осиновце, готовил десанты на Ладожском озере, сыграл активную роль в создании Ладожской, Онежской, Чудской и Ильменской военных флотилий, «Дороги жизни», в обороне Шлиссельбурга. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал позднее: «Моим заместителем по Военно-морским силам был адмирал Иван Степанович Исаков. Я глубоко убежден, что он был одним из выдающихся и талантливых военачальников Военно-Морского Флота Советского Союза. Вместе с командующим Балтийским флотом он формировал бригады морской пехоты для усиления Ленинградского фронта. Адмирал И. С. Исаков и командующий артиллерией генерал В. П. Свиридов в течение рекордно короткого срока организовали взаимодействие артиллерии армии и флота, особенно хорошо продумав методы ведения огня с контрбатарейной целью». Под Шлиссельбургом Исаков был контужен и навсегда потерял слух на левое ухо. Только после 24 октября, когда наступление противника на Ленинград остановилось, адмирала вызвали в Москву исполнять обязанности начальника Главного морского штаба, но ненадолго. Вскоре его направили на юг помогать в подготовке Керченско-Феодосийской операции. Даже в это трудное время он обобщал опыт и готовил записки Наркому ВМФ о роли авиации в борьбе с кораблями противника, особенностях обороны баз в новых условиях.
Сохраняя должность заместителя главкома, Исаков состоял с апреля 1942 года также заместителем командующего и членом Военного совета Северо-Кавказского направления, затем Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. В должности заместителя командующего и члена Военного совета Закавказского фронта (с августа 1942 года) ему было поручено координировать действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий с операциями фронтов. Исаков стал одним из руководителей битвы за Кавказ. Не раз приходилось оказываться под обстрелами. 4 октября 1942 года, когда немецкие войска рвались к Туапсе, адмирал попал под бомбежку на перевале Гойтх и был тяжело ранен в бедро. В гуще боевых действий только через двое суток удалось доставить Исакова в госпиталь. Из-за начавшейся гангрены потребовалось ампутировать ногу. После тяжелого ранения в 1942-1943 годах адмирал находился на лечении. Еще зимой, в постели, Исаков начал работать. В мае 1943 года он вернулся в Москву, в свой кабинет. Адмиралу поручили руководить подготовкой сборников материалов по опыту войны на море. Он сам написал ряд статей, а затем и книгу «Военно-Морской флот в Великой Отечественной войне», впервые вышедшую в 1944 году.
31 мая 1944 года Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. С. Исакову было присвоено звание Адмирала Флота. В июле 1944 года его наградили орденом Ушакова I степени за умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецкими захватчиками. В том же году Исаков получил орден Красного Знамени за долгосрочную и безупречную службу в Военно-Морском Флоте.
В 1944-1945 годах Адмирал Флота являлся членом Правительственной комиссии по подготовке условий капитуляции Германии. В октябре 1945 года его наградили орденом Ленина за долгосрочную и безупречную службу в Военно-морском Флоте, медалью «За победу над Германией», вторым орденом Ушакова I степени за образцовое выполнение боевых заданий командования и медалью «За победу над Японией». В журнале «Морской сборник» (1945, №№ 1-9) вышла работа «Приморские крепости (Анализ современного опыта крепостной войны)».
В январе 1946 года Исакова назначили начальником Главного штаба. Он работал 9 месяцев напряженно, по 16-18 часов, пока болезнь не свалила. Из-за перегрузок предыдущих месяцев потребовались операции, но они не давали излечения. В больнице адмирал работал, в частности, разрабатывал тему «Крушение британского морского могущества».
В 1947-1950 годах Исаков состоял в должности заместителя Главнокомандующего ВМФ по изучению и использованию опыта войны. ВАК присвоила ему звание профессора стратегии и оперативного искусства. Он стал также членом Комитета по Государственным премиям в области науки и изобретательства и членом Географического общества АН СССР.
С мая 1947 по ноябрь 1954 года Исаков был ответственным редактором, в 1955-1967 годах – членом редколлегии «Морского атласа». В 1951 году Адмиралу Флота присудили Государственную премию СССР первой степени за научный труд «Морской атлас, т. 1. Навигационно-географические карты». С 1947 года он состоял председателем Военно-морской экспертной комиссии Министерства высшего образования СССР, с 1948 по 1967 год – редактором-консультантом «Большой советской энциклопедии» по разделу «Военно-морское дело».
С марта 1950 года по февраль 1956 года Исаков, находясь в отставке, продолжал работать. Кроме вышеуказанных обязанностей, в 1951-1953 годах моряк состоял главным консультантом фильма «Адмирал Ушаков». Как консультант кинокартины, он подготовил сочинение «Морская служба XVIII века», по его чертежам построили макет корабля, и сам Исаков, несмотря на боли, участвовал в съемках.
В 1954-1956 годах И. С. Исаков – заместитель Министра Морского Флота СССР, с 1954 года – председатель Технического совета Министерства, в 1956 году утвержден членом Технического совета. С 1954 по 1957 год он – сотрудник, а с 1958 года – заместитель председателя Океанографической комиссии при Президиуме АН СССР, в 1955-1958 годах – член Ученого совета Института комплексных транспортных проблем АН СССР, в 1956-1958 годах – научный консультант по Военно-Морскому Флоту при заместителе Министра обороны по науке.
В 1956-1957 годах адмирал совместно с Л. М. Еремеевым подготовил труд «Использование подводных лодок для транспортных целей», опубликованный журналом «Морской сборник». В 1959 году эта работа вышла книгой.
В 1956-1967 годах Исаков состоял членом президиума Советского комитета ветеранов войны и участником Пагуошского движения ученых, в I960 году участвовал в VI Пагуошской конференции «Разоружение и международная безопасность», выступил с докладом «Некоторые аспекты внезапного нападения». В мае 1958 года его избрали членом-корреспондентом АН СССР по совокупности научных работ в области океанологии и географии, за участие в создании Атласа мира и руководство созданием Морского атласа. 15 сентября 1958 года Мексиканская национальная академия военных исследований вручила ему почетный диплом члена академии и Знак Независимости.
В 1958 году Исаков вернулся в строй и до 1967 года состоял Генеральным инспектором Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Он был также членом Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники Секции геологии и географии, членом научного совета по проблеме «Изучение океанов и морей и использование их ресурсов» Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике.
В 1961-1967 годах он состоял также членом редколлегии журнала «Океанология», в 1965-1966 годах – членом Организационного комитета по подготовке и проведению II Международного океанографического конгресса.
За мемуары адмирал браться не решался, не зная, много ли времени отпущено судьбой. Исаков предпочитал форму рассказов, основанных на собственных воспоминаниях и раздумьях. Он адресовал их широкому кругу читателей. Писать Исаков начал с 50-х годов, с 1958 года рассказы начали появляться в журналах. В 1962 года вышла первая книга литератора Исакова «Рассказы о флоте», в 1963 году его приняли членом Союза писателей СССР. В 1966-1967 годах адмирал состоял также членом редколлегии историко-биографического альманаха «Прометей» серии «Жизнь замечательных людей». Он уже подходил к тому, чтобы писать воспоминания, даже подобрал название «Записки мичмана Исакова, скорректированные Адмиралом флота Советского Союза Исаковым», однако осуществить этот план он не успел.
Исаков был награжден 6 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями и 3 иностранными орденами. В марте 1955 года ему было присвоено звание Адмирала Флота Советского Союза, в мае 1965 года –звание Героя Советского Союза.
Скончался И. С. Исаков 11 октября 1967 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Название «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» носил один из БПК ВМФ. Имя его присвоено также подводной горе в Тихом океане, которую открыли советские океанографы.