адмирал граф шпее биография
Шпее, Максимилиан фон
Максимилиан фон Шпее (нем. Maximilian Graf von Spee 22 июня 1861, Копенгаген, Дания — 8 декабря 1914, погиб близ Фолклендских островов) — граф, германский вице-адмирал. Полное имя — Максимилиан Иоханнес Мария Губертус рейхсграф фон Шпее. Происходил из одной из знатнейших семей Пруссии.
Содержание
Биография
В 1878 вступил в ряды ВМС Германии. В 1887-88 командовал портом в Камерун. С 1910 младший флагман разведывательных судов Большого флота открытого моря. В 1912 директор Общего департамента Имперского морского управления.
С конца 1912 командовал Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой, предназначенной для защиты колоний. В случае войны эскадра должна была действовать на океанских сообщениях противника. Базой эскадры был определён арендованный у Китая порт Циндао в бухте Киаочао. В состав сил Шпее входили броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», лёгкие крейсера «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг». Его экипажи имели хорошую подготовку, но корабли были уже устаревшими.
После начала войны 13 августа 1914 Шпее собрал совещание, после которого отдал приказ «Эмдену» развернуть военные действия на коммуникации союзников в Индийском океане, а остальным силам двигаться к побережью Чили. 12 октября эскадра прибыла к острову Пасхи, где к ней присоединился крейсер «Дрезден».
Сражение у мыса Коронель
Сражение у Фолклендских островов
Океанский зигзаг адмирала Шпее Новое лицо морской войны
Война, которую, по меткому выражению Барбары Такман, «никто не хотел, но она была неизбежна», стала одним из самых заметных рубежей военной истории всех времен. Радикальная трансформация начала века затронула все сферы военного дела, и одним из первых ее признаков оказалось глобальное значение флота индустриальной эры, во многом определившее облик войн на столетие вперед.
Арена в 180 миллионов квадратных километров
Основное действие предстоящей драмы только готовилось развернуться на полях Европы, и мало кто из обывателей, да и военных, тревожно вчитывавшихся в страницы газет и телеграммы первых чисел августа 1914-го, следил за происходящим по ту сторону Земли. Однако на просторах величайшего океана планеты, способного с лихвой вместить в себя все земные материки, судьба сдавала карты новой игры, итоги которой определят судьбу окрестных земель и народов на десятилетия вперед.
В центре расклада, на Каролинских островах, находилась крейсерская, известная также как восточноазиатская, эскадра Кайзермарине — германских военно-морских сил. Эскадра состояла из двух броненосных крейсеров — «Шарнхорст» и «Гнейзенау», и четырех легких — «Дрезден», «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг».
Командир эскадры, вице-адмирал Максимилиан граф фон Шпее оказался перед сложнейшим выбором. Его главной базой был Циндао, принадлежавший Германии китайский порт на западном побережье Желтого моря. Судьба города и всей немецкой колонии Киао-Чао, а равно и всех прочих немецких колониальных владений на Тихом океане, теперь зависела от предстоящей «сдачи карт». С одной стороны, главным вопросом был вопрос времени и условий вступления в войну Великобритании (именно морские коммуникации Британской империи были первостепенной целью крейсерской эскадры), с другой — Королевский флот, обладая безусловным превосходством в силах, мог быстро блокировать Циндао, превратив удобный порт в мышеловку. Путь домой таким образом был отрезан.
Максимилиан фон Шпее
Блокада сама по себе, однако, не могла привести к падению города, опиравшегося на довольно развитую колонию и имевшего тесные экономические связи с окружающими территориями Китая. Сухопутных сил для осады и штурма Циндао с суши англичанам в условиях войны в Европе явно не хватало. Главной угрозой самому существованию германской колонии в этих условиях становилась союзная Антанте Япония, которая располагала поблизости и сильным флотом, и достаточной сухопутной армией.
В этих условиях единственной надеждой фон Шпее становились активные действия на коммуникациях, которые заставили бы британцев и их союзников рассредоточить свои силы. Оставался вопрос направления: двигаться на север означало идти прямиком в объятия японцев, чей многочисленный флот контролировал окрестные воды достаточно плотно, а на юг и на запад от Каролинских островов вырастала густая сеть угольных станций Королевского флота, прикрываемых превосходящими силами, включая в том числе линейный крейсер «Острэлиа».
В итоге выбор пал на восточное направление. Эскадра фон Шпее направилась к берегам Чили, где немцы имели возможность, во-первых, получить уголь, а во-вторых — провести короткий ремонт: Чили, несмотря на нейтралитет, была настроена к Германии дружественно.
Легкий крейсер «Эмден»
Изображение: архив Петра Каменченко
Западное направление, впрочем, не осталось без внимания. На охоту за британской торговлей в водах Юго-Восточной Азии фон Шпее отрядил легкий крейсер «Эмден», который вскоре станет одним из самых знаменитых германских кораблей этой войны. Крейсер «Нюрнберг» отправили в Гонолулу, принадлежавший нейтральным США, за новостями: кабели телеграфа, ведшие к германским островным владениям, уже были перерезаны, а дальности имеющихся у фон Шпее радиостанций для прямой связи с рейхом не хватало.
Долг адмирала Крэдока
Движение немцев в сторону Чили не осталось незамеченным: радиостанции кораблей с опорой на сеть телеграфа в портах давали англичанам картину, хоть и страдавшую заметными искажениями. Охота на немцев разворачивалась неспешно: противостоящие фон Шпее силы в основном занимались тем, что прибирали к рукам плохо лежащее, захватывая беззащитные немецкие владения на островах. Тем не менее приближение немцев к Южной Америке означало риск их появления в Атлантике и серьезное нарушение морской торговли в этом ключевом для благополучия метрополии регионе.
Ответом Адмиралтейства стало оперативное усиление вест-индской военно-морской станции, командующим которой был контр-адмирал сэр Кристофер Крэдок. Признанный одним из самых лучших британских моряков, Крэдок должен был решить сложную оперативную задачу. Во-первых, ему предстояло защитить судоходство в критически важном районе Вест-Индии от уже действовавших там германских рейдеров, в том числе одного из самых быстроходных в мире крейсеров — «Карлсруэ». Необходимо было учитывать возможное появление в океане вспомогательных крейсеров противника — военных кораблей, переоборудованных из торговых и пассажирских судов, достаточно быстроходных и вооруженных для того, чтобы нагнать и уничтожить торговое судно. Наконец, появление в подведомственных Крэдоку латиноамериканских водах эскадры фон Шпее грозило еще сильнее осложнить обстановку.
Тем временем война разворачивалась своим чередом: осада Циндао Японией, сосредоточившей против крепости с четырехтысячным гарнизоном армию в тридцать тысяч человек, предвещала скорое падение города (гарнизон капитулировал 7 ноября 1914 года после исчерпания боеприпасов), и смысла оставаться в Тихом океане у фон Шпее больше не было. Зато появлялся смысл в прорыве в Атлантику, где можно было нанести более серьезный ущерб морским коммуникациям Великобритании, и появлялись какие-то шансы на прорыв домой — если удача будет благосклонной и позволит части сил или отдельным кораблям проскользнуть мимо морской блокады в Германию.
Броненосный крейсер «Гуд Хоуп»
Допустить выхода немцев в Атлантику Крэдок не мог, а потому пошел навстречу фон Шпее с тем, что у него было под рукой — броненосными крейсерами «Гуд Хоуп», «Монмот», легким «Глазго» и вспомогательным крейсером «Отранто». Кроме того, в распоряжении Крэдока находился устаревший линейный корабль «додредноутного» типа — эскадренный броненосец «Канопус», но скорость хода не более 12 узлов, которую позволяла его изношенная силовая установка, исключала возможность навязать бой почти вдвое более быстроходным немцам. В этих условиях дальнобойные 305-мм орудия и мощное бронирование «Канопуса» становились бесполезны, и Крэдок оставил броненосец на Фолклендах.
Отправляясь на перехват фон Шпее, Крэдок вызвал «Дифенс» к себе, но этот приказ был отменен «сверху», о чем он уже не успел узнать. В свою очередь Адмиралтейство во главе с Уинстоном Черчиллем, занимавшим должность первого лорда Адмиралтейства (фактически, морского министра), полагало, что разницу в характеристиках с лихвой покроет «Канопус», несмотря на его неудовлетворительное состояние.
Джон Фишер (справа) и Уинстон Черчилль в 1913 году
Ситуацию попытался исправить создатель «Дредноута» и, по сути, всего нового британского флота адмирал Джон Фишер, которого, в том числе усилиями Черчилля, в 74 года вернули с пенсии на должность первого морского лорда (должность, примерно аналогичная должности начальника Главного штаба ВМФ в России). Фишер распорядился немедленно отправить «Дифенс» на соединение с Крэдоком и предписать тому не отрываться от «Канопуса», однако эти директивы ушли уже в пустоту.
Как пишет в своей работе Naval Operations английский военно-морской историк Джулиан Корбетт, Крэдок полагал своей главной задачей поиск противника, появление которого в водах Чили задерживалось, и возможно, он полагал, что немцы сместились на север — в сторону Панамского канала. Так или иначе, встреча немецкой и британской эскадр у Коронеля 1 ноября 1914 года стала неожиданной для обеих сторон: находясь «в тумане войны», и немцы и англичане полагали, что в районе находятся лишь легкие силы оппонентов.
Фон Шпее, которому превосходство в скорости давало инициативу, начал бой сразу после заката, получив весомое тактическое преимущество: его корабли не были видны на фоне берега, тогда как силуэты англичан отлично прорисовывались на фоне еще светлого горизонта. Остальное было делом техники: более новая и лучше расположенная артиллерия, а также кадровые расчеты, не раз бравшие призы Кайзера за меткую стрельбу, умножили преимущество немцев. «Гуд Хоуп» и «Монмут» были потоплены, все находившиеся на борту 1654 человека погибли, включая адмирала Крэдока. О ходе битвы мы знаем из доклада командира «Глазго» кэптена Люса, которому посчастливилось в тот день спасти свой корабль, растворившись в наступившей ночи.
Как отмечает все тот же Корбетт, « … на ком лежит ответственность за катастрофу — вопрос неразрешимый, так как никто уже не сможет узнать, каковы были соображения адмирала Крэдока. Адмиралтейство, оправдываясь, может сказать, что несмотря на, возможно, недостаточную точность и законченность инструкций, все же оно было вправе ожидать, что адмирал не разъединится с кораблем, присланным специально для безопасности его эскадры.
Слово «страх» адмиралу Крэдоку, однако, было неведомо. Мог ли он в условиях, при которых произошла встреча с германской эскадрой, уклониться от боя и отступить на соединение с «Канопусом»? Навряд ли. Если мог, то его поведение нельзя охарактеризовать иначе, как сумасбродство, однако и тогда память его будет почитаться не менее, чем память сэра Ричарда Гренвилла с «Ривендж» (английский адмирал Елизаветинской эпохи, погибший в битве при Флоресе 1 сентября 1591 года — прим. «Ленты.ру»)».
Фолклендский финал
Утром 8 декабря эскадра Шпее подошла к английской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах. Целью выхода была атака базы и захват английского губернатора — своего рода симметричная акция в отместку за пленение губернатора германского Самоа.
Сразу стало понятно, что что-то пошло не так. В бухте Порт-Стэнли отчетливо виднелись характерные трехногие мачты двух крупных кораблей, в первом донесении названных «эскадренными броненосцами». Немцам, полагавшим, что максимум, кого они могут там встретить — это «Канопус», не хотелось верить, что это — конец. В Южную Атлантику вышли британские линейные крейсера — «убийцы убийц торговли»: быстрее любого из броненосных крейсеров, оснащенные главным калибром дредноутов.
На рейде Порт-Стэнли стоял спешно вытолкнутый из Англии отряд кораблей, основу которого составляли линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл», одноклассники «Острэлии», от встречи с которой Шпее уклонился, уйдя в восточную часть Тихого океана. Эти корабли пришли в Порт-Стэнли буквально сутками ранее, 7 декабря. Шпее имел возможность просочиться мимо базы и получить пусть призрачный, но шанс поискать себе путь в Атлантике, немало поразбойничав по дороге на английских коммуникациях с Латинской Америкой. Но он сунулся сразу в логово.
Фолклендский бой стал бенефисом английского командующего, вице-адмирала Фредерика Доветона Стэрди. Сидя в кресле начальника Главного штаба Адмиралтейства, Стэрди своим лакированным светским упрямством настолько выбешивал Джона Фишера (и без того бешеного по темпераменту), что тот приложил титанические усилия, чтобы выпихнуть его куда-нибудь в моря, на командование.
Линейный крейсер «Инвинсибл»
Стэрди пожал плечами и «выпихнулся». Ему было все равно. Ловить Шпее так ловить Шпее. Стэрди не отличался оригинальным видением, как тот же Фишер, буквально сломавший об колено и построивший заново британский флот. Он не блистал тактическими талантами и командными компетенциями, как хозяин Большого Флота Джон Джеллико. Он не умел восхищать людей, как кумир флота Дэвид Битти, водивший в бой авангард этого флота — 1-ю эскадру линейных крейсеров. Он просто строил карьеру, не совершая непоправимых ошибок. Это был, следуя определению Ивлина Во, «офицер и джентльмен», совершенно типичный продукт флотской корпорации Британской империи.
В этом бою он тоже не совершил ни одной ошибки, хотя до боя, кажется, приложил все усилия к тому, чтобы он не состоялся. В 1919 году ядовитый и желчный хам Фишер, уже будучи одной ногой в могиле, еще раз плюнет в спину «обожаемого» им Стэрди: «Если бы этому болвану позволили собрать с собой все рубашки, которые он запланировал, то он до сих пор ловил бы Шпее в Атлантике».
Тем не менее бой Стэрди сыграл как надо. Начав погоню с утра в условиях идеальной видимости, немного посуетившись с выбором позиции, он догнал оба германских броненосных крейсера и разобрал их на куски.
Вице-адмирал сэр Доветон Стерди
Шансов у Шпее не было ни малейших. Изношенные машины «Шарнхорста» и «Гнейзенау» едва позволяли выжимать 20 узлов, а основное вооружение составляло шестнадцать 210-мм орудий главного калибра на двоих. Линейные крейсера Стэрди могли делать 26 узлов, неся на двоих также шестнадцать орудий, но уже калибра 305 мм.
В ближний бой с криками «На абордаж!» Стэрди не полез — его артиллерия позволяла работать с дистанции. Насколько изменилась война на море за десять лет после появления дредноутов, видно из итогового расхода боезапаса.
Бой у Фолклендских островов. Рисунок А. Ганзена
Изображение: архив Петра Каменченко
«Шарнхорст» затонул со всем экипажем, включая адмирала Шпее и его сына. В воде с температурой 6-7 градусов по Цельсию выживать было проблематично, а англичане развернули спасательную операцию только после того, как утопили «Гнейзенау». С него удалось принять почти 300 человек, но многие умерли через несколько часов от переохлаждения (всего выжили 190 человек).
Легкие крейсера Шпее отделились в середине боя и попробовали ускользнуть, но были перехвачены английскими легкими крейсерами. В результате преследования «Дрездену» удалось улизнуть (его прижмут и утопят в марте 1915 года у чилийского побережья), а «Нюрнберг» и «Лейпциг» были перехвачены и потоплены. На «Нюрнберге» погиб второй сын Макса фон Шпее.
Сражение по пачке «Беломора»
Трагедия эскадры Максимиллиана фон Шпее вскрыла еще один важный аспект войны на море, новый в новых условиях. Руководство морской войной стремительно начало уходить с мостиков горделивых красавцев-флагманов в пыльные комнаты морских штабов. Дальномеры и разведка легких сил в секторах начали уступать место картинке радиоперехватов и сообщений, наносимой на карты обстановки.
Мощные береговые радиостанции и корабли-ретрансляторы позволяли уже управлять эскадрами, находящимися в другом полушарии планеты. Война на море сделалась глобальной и потребовала усилить береговое штабное звено, которое до того выполняло декоративно-административные функции.
В истории с эскадрой Шпее самым неприятным поражением, которое потерпели англичане, стал не бой у Коронеля, а осознание тотальной дисфункции Главного морского штаба. Отсутствие кадров, декомпозиции и делегирования задач, выстроенной процедуры работы. Наконец, полное отсутствие морской разведки. Джон Фишер, главный сосуд яда на британском флоте, в начале войны походя обозвал разведотдел Главморштаба «эффективнейшим в истории собирателем газетных вырезок».
Именно параллельно с сюжетом вокруг эскадры Шпее Британия начала создавать нормальный функциональный штаб флота – как оперативный орган управления. Одновременно усилилась и разведка: появилась так называемая «комната 40» — служба радиоперехвата и дешифрования, получившая в свое распоряжение коды германского флота, выброшенные с севшего на мель крейсера «Магдебург» на Балтике и поднятые российскими водолазами.
Морская война, начинавшаяся, в соответствии с известным анекдотом, «по пачке «Беломора»», обретала прочную методологическую основу.
Шпее, Максимилиан фон
Годы жизни | 1861-1914 |
Место рождения | г. Копенгаген, Дания |
Гражданство | Германская империя |
Годы службы | 1878-1914 |
Содержание
Биография
Родился 22 июня 1861 года в столице Дании Копенгагене. Происходил из аристократического рода, ведущего свою историю из Кёльнского архиепископства. Полное имя — Максимилиан Иоханнес Мария Губертус рейхсграф фон Шпее.
23 апреля 1878 года Максимилиан фон Шпее поступил кадетом в ВМФ; после сдачи экзамена в 1879 году произведен в лейтенанты. С апреля 1884 года служил на канонерской лодке SMS Möwe, на которой совершил плавание вокруг Африки. Во время этого путешествия, немцы подписали договоры с местными правителями, в Того и Камеруне, создавая колонии Тоголенд и Камерун соответственно. С октября 1884 года Шпее служил вахтенным офицером на учебном корабле SMS Moltke. В 1887-1888 годах командовал портом Дуала в Камеруне. Здесь он заболел ревматической лихорадки и его пришлось отправить обратно в Германию, чтобы поправить здоровье. И хотя его вылечили от болезни но последствия остались и он периодически страдала от ревматизма до конца своей жизни.
С 1897 года Шпее служил под командой принца Генриха Прусского в крейсерской эскадре, затем был направлен в Восточную Азию. В начале 1899 года он был назначен 1-м офицером на эскадренном броненосце SMS Brandenburg.
В 1900 году Шпее принял участие в подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае, в это время он командовал авизо SMS Hela.
После возвращения в Германию командовал минным заградителем SMS Pelikan. 27 января 1905 года граф Шпее получил звание капитана 1-го ранга. С сентября 1905 года по сентябрь 1908 года командует эскадренным броненосцем SMS Wittelsbach.
27 января 1910 года Максимилиан фон Шпее был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом разведывательных судов Флота открытого моря ( нем. Hochseeflotte ). В 1912 году Шпее возглавил Общий департамент Имперского морского управления (RМА). В конце 1912 года Шпее получил назначение командующим Восточноазиатской крейсерской эскадрой, предназначенной для защиты колоний.
В случае войны эскадра должна была действовать на океанских сообщениях противника. Базой эскадры определен арендованный у Китая порт Циндао в бухте Као чао. В состав сил Шпее входили броненосные крейсера SMS Scharnhorst и SMS Gneisenau, легкие крейсера SMS Emden, SMS Nürnberg и SMS Leipzig, миноносцы. Его экипажи имели хорошую подготовку, но корабли были уже устаревшими. 15 января 1913 года Шпее был произведен в вице-адмиралы.
Начало Первой мировой войны, сражение у мыса Коронель
После начала войны 13 августа 1914 года Шпее собрал совещание, после которого отдал приказ командиру крейсера SMS Emden Карлу Мюллеру развернуть военные действия на коммуникации союзников в Индийском океане, а остальным силам двигаться к побережью Чили. 12 октября эскадра прибыла к острову Пасхи, где к ней присоединился крейсер SMS Dresden.
1 ноября у чилийского порта Коронель Шпее разгромил крейсерскую эскадру Кристофера Крэдока, потопив броненосные крейсера HMS Good Hope и HMS Monmouth; легкий крейсер HMS Glasgow и вспомогательный крейсер HMS Otranto спаслись бегством. В этом бою британцы потеряли 1654 человек, в том числе контр-адмирала Кристофера Крэдока. При этом германская эскадра вышла из боя без потерь, что негативно сказалось на престиже Королевского флота Великобритании. Победив в сражении при Коронеле, германские корабли получили возможность выхода в Южную Атлантику для рейдерства на торговых маршрутах. Также возникла угроза для транспортов с британскими войсками у побережья Южной Африки, готовым к переброске в Европу.
Сражение у Фолклендских островов, гибель адмирала
После сражения при Коронеле для борьбы с Шпее британское адмиралтейство собрало на Фолклендских островах, эскадру под командованием Фредерика Стэрди, в состав которой вошли: линейные корабли HMS Invincible и HMS Inflexible, броненосце HMS Canopus, броненосные крейсера HMS Carnarvon, HMS Cornwall, HMS Kent и легкие крейсера HMS Bristol и HMS Glasgow.
Утром 6 декабря на крейсере SMS Scharnhorst состоялось заседание, где Шпее представил командирам кораблей эскадры план дальнейших действий. Согласно данным разведки, на Фолклендских островах отсутствовали британские корабли, поэтому планировалось силами крейсеров разрушить радиостанцию, склады с углём и захватить в плен губернатора острова. Командир крейсера SMS Dresden капитан-цур-зее Людеке и командир SMS Leipzig фрегаттен-капитан Хаун считали сообщение об уходе англичан провокацией и предлагали пройти на 100 миль южнее островов и выйти к Ла-Плате, но Шпее приказал провести операцию и ее начало назначил на 8 декабря.
Английские крейсера догнали и потопили лёгкие крейсера SMS Leipzig и SMS Nürnberg. Лёгкий крейсер SMS Dresden и госпитальное судно Seydlitz ушли. [1] Потери эскадры составили свыше 2 100 человек, в том числе сам адмирал Шпее и двое его сыновей.
Останки корабля SMS Scharnhorst, на котором погиб Шпее были обнаружены 5 декабря 2019 года.
Личная жизнь и семья
Максимилиан фон Шпее был четвертым ребёнком графа Рудольфа фон Шпее ( нем. Rudolf von Spee ; 1822-1881) и Фернанды Марии Софии урожденной Тутиен ( нем. Fernanda Maria Sophie geb. Tutein ; 1832-1913).
С 1889 года Максимилиан фон Шпее был женат на Маргарите фон Остен-Сакен ( нем. Margareta geb. Freiin von der Osten-Sacken ; 1867–1929). От неё у него было трое детей. Оба сына погибли вместе с ним во время сражения при Фолклендах.
Старший сын Отто фон Шпее ( нем. Otto von Spee ). Родился 10 июля 1890 года в Киела. Морской офицер лейтенант. Погиб 8 декабря 1914 года в Южной Атлантике в бою у Фолклендских островов, на борту SMS Nürnberg.
Младший Генрих фон Шпее ( нем. Heinrich von Spee ). Родился 24 апреля 1893 года в Киела. Морской офицер лейтенант. Погиб 8 декабря 1914 года в Южной Атлантике в бою у Фолклендских островов, на борту SMS Gneisenau.
Дочь Хуберта ( нем. Huberta von Spee ). Родилась 11 июля 1894 года в Киеле. Умерла 18 сентября 1954 года в Бонне.
Личностные характеристики по воспоминаниям современников
В битве погиб не только Максимилиан фон Шпее, но и два его сына. Будучи адмиралом, он не направил сыновей на безопасную штабную работу, для чего имелись все возможности. Фон Шпее оказался на передовой, и два его сына разделили участь отца, что красноречиво говорит, если не обо всей германской аристократии того времени, то лично о моральных качествах адмирала.
Об личных качествах адмирала рассказывает и его речь на приеме в немецком клуба в Вальпараисо. Когда Шпее получил букет цветов, чтобы отпраздновать победу у Коронеля, он ответил, что они будут хороши для его могилы, и произнес речь.
Чины и звания
Награды
Увековечивание памяти
Памятные доски установленные как лично адмиралу Шпее так и морякам погибшим в бою у Фолклендских островов. В частности памятник установлен на кладбище в городе Пунта-Аренас в Чили. Памятная мраморная доска посвящена погибшему адмиралу и его сыновьям установлена и в горнизонной церкви в Киле.
Во многих городах Германии есть улицы названые в честь адмирала Шпее.
Корабли названные в честь адмирала фон Шпее
В честь графа фон Шпее было названо три корабля.