адмирал исаков биография национальность родители
Творцы Победы. Один из трёх
Если в Советском Союзе было более четырёх десятков Маршалов Советского Союза, некоторые живы и сегодня, то Адмиралов Флота Советского Союза всего три. Двух из них хорошо помнят и сегодня – это Н.Г. Кузнецов и С.Г. Горшков. Имя третьего Ивана Степановича Исакова звучит редко. Почему? Очевидно потому, что о его деятельности на пользу ВМФ мало кто знает, а сам он не любил себя афишировать, разве только мечтал о том, чтобы после его смерти боевому кораблю присвоили имя Исаков. Детей у него не было, и продолжить морские традиции или вспомнить о его заслугах по родственному некому. Да и всю его жизнь в 73 года лёгкой назвать нельзя. Достиг он высокого звания в Военно-морском флоте только благодаря своему труду и воле. Вот как он сам оценивал свою судьбу незадолго до смерти: «Моя фортуна, о которой я мечтал с малых лет, сделала из меня моряка и довольно быстро продвигала по служебной лестнице. Однако казалось, что она мчалась быстрее, чем нужно, и, очевидно, боком, так как за каждый бросок вперёд… мне приходилось расплачиваться слишком дорогой ценой».
И как бы потом все, в том числе и родственники, не воздействовали на Ивана Степановича, что флот – не для кавказца, Вано не изменил своей мечте. Наивный в политике, он надеялся, что всё же сможет доказать адмиралам в Петербурге своё право разночинца служить флоту страны и стать его офицером. И подал, никому из близких ничего не говоря, прошение о допуске к сдаче экзаменов в Морской корпус. Но, естественно, получил отказ в письменном виде – «В просьбе отказать!». Наверное, тогда царское командование Корпуса подумало: «Зачем это молодому человеку из Армении идти на морскую службу? Ну, ещё в сухопутные войска – дело другое. Но флот. Не было адмиралов из Армении!». К счастью, они ошибались – были офицеры – армяне в морском флоте царской России, а в Советском флоте немало и адмиралов – армян, с которыми автор статьи встречался лично. А Исаков Иван Степанович (1894-1967) стал одним из трёх самых высших военно-морских чинов России.
Началась первая мировая война, и нехватка офицерских кадров заставила царское правительство, забыв сословные принципы, готовить младших офицеров, прапорщиков и мичманов, из разночинцев. В Петербурге были открыты Отдельные гардемаринские классы. Летом 1914 года, Покинув Политехнический институт, где он проучился уже год, Иван Исаков сдал конкурсные экзамены и стал чёрным гардемарином в 20 лет. Чёрным потому, что гардемарины отдельных классов, в отличие от гардемаринов Морского корпуса с белыми бархатными погонами, носили чёрные суконные погоны. Но программа подготовки мичманов ничем не уступала корпусной. Исаков упорно шёл к своей цели, не гнушаясь никакой работой ни в Классах, ни на корабельной практике, помня, что и Нахимов с пристрастием относился к матросскому труду, за что вельможи дали ему прозвище «боцман».
Его практика на кораблях только начало морской жизни. Она определяет дальнейшее отношение к морской службе. Тут и радости познания нового, и огорчения, тут и узнавание разных натур. Ничто так не раскрывает натуру человека, как длительная совместная жизнь на корабле в море. В море – как на войне: хороший человек быстро проявит и разовьёт лучшие черты своего характера, а плохой наверняка раскроет себя товарищам. Сразу видно кто храбрец и в повседневной жизни не робок, а кто равнодушен ко всему, кроме себя. Кто молодец над беззащитными куражиться, хотя сам из себя ноль.
А вот перед старшими прогибается угодником.
Испытав всё, Исаков не разочаровался в морской службе и только настойчивее стал стремиться к своей мечте – командирскому мостику. Главное, что он понял: «Возвышает или обесценивает человека он сам».
Почему я так подробно останавливаюсь на гардемаринских годах жизни Ивана Степановича Исакова? Мне кажется, а и опыт говорит о том, что адмиралы зарождаются ещё в училищах. Я помню свои курсантские годы, когда все мы мечтали дослужиться только до командира корабля, но многие уже тогда мечтали о большем…. Так думал ли Исаков о большем? Пока только о командирском мостике, но!
Маршал Г.К. Жуков говорил, что каждый командующий армией должен пройти через командование полком. Для флота это звучит так – каждый адмирал должен пройти через командование кораблём. Иными словами, для карьеры моряка трамплином должен быть корабельный мостик.
Пройдя все ступени флотской службы в революционное и послереволюционное неспокойное время, участвуя в первой мировой и гражданской войнах, Исаков стал членом партии только в 1939 году, будучи уже флагманом, было такое звание в Красном Флоте, соответствующее адмиральскому званию. Это говорит о многом.
Большую часть корабельной службы ему пришлось пройти в должности старпома, очень ответственной должности на флоте – на ней держится вся корабельная служба. Исаков взял от этой должности блестящую морскую выучку и культуру, отличающих человека, воспитанного в строгом распорядке дня и ночи. По тем неписанным законам совместной жизни экипажа корабля, без которых не может существовать любой коллектив – команда. Наверное, практика старпома развила его организаторские способности, которые в полную силу проявились позже в штабах и на командных должностях. И ещё одно немаловажное качество дала ему та должность – выдержку при любых физических и моральных испытаниях. Ведь ему пришлось с 1942 года, когда ему ампутировали ногу, и до конца жизни в 1976 году вести активный образ жизни, как бы сказали сегодня, быть на руководящих должностях. В 1951 году он получает Государственную премию, в 1958 году становится членом-корреспондентом АН СССР, в 1963 году его принимают в Союз писателей СССР…. Видимо не зря он сказал хирургу, который сообщил ему, что нужно ампутировать ногу, что «спасите мне голову». Да, голова Ивана Степановича была ценнейшим инструментом во всей сложной и беспокойной жизни Адмирала, именно она помогла Ивану Степановичу Исакову достичь высшего звания в ВМФ СССР – Адмирал Флота Советского Союза.
При всей своей многогранной деятельности Иван Степанович дела флота считал главнейшей задачей всей своей жизни. Ещё в середине пятидесятых годов прошлого века, лёжа на госпитальной койке, он записал: «Надо воспитывать океанское мышление». А в 1962 –м он уже набросал план работы, которую не успел осуществить: «Океанское мышление – одна из важнейших, современных проблем для всего советского народа». Занимаясь всегда наукой (к слову, НАУКА сегодня у нас не в почёте – В.К.) Исаков видел, сколько людей потребует океан для своего освоения и как важно всем понять, что нам там надо, как важно преодолеть континентальную психологию, психологию «каботажную». Каждая строка его записей, этих и последующих, хотя и отрывочных, углубляет замысел, расширяет его историческое и современное обоснование и передаёт ощущение путей нашего океанского будущего….
К сожалению, сегодня, так и не преодолев «каботажное» мышление, океанское будущее России так заболтали, что нам остаётся только мечтать о сильном ВМФ и большом гражданском морском флоте. Ведь из слов Флот не построишь. Это дорогостоящий государственный инструмент, но он необходим для великой державы. Для этого жил и работал Исаков Иван Степанович, советский флотоводец, Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза, военный и учёный.
Напоминая об И.С. Исакове, я специально коротко остановился на его психологическом портрете, не перечисляя должности, которые он занимал. Ведь истина в том, что не должность красит человека, а человек должность. Это в полной мере относится к Ивану Степановичу. Хочу только отметить, что основная его морская должность была Начальник Главного морского штаба в период Великой Отечественной войны. Но он не сидел в кабинете. Как и Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов он был в постоянных разъездах по фронтам, координируя действия ВМФ с сухопутными войсками: в начале войны Ленинградский фронт, с конца 1941 г. – южные фронты, где, получив смертельное ранение, выжил, продолжил службу и работу на благо Отечества и ВМФ.
В газетной статье о большом человеке всё рассказать невозможно. Я ставил своей задачей только напомнить о выдающейся личности, которая должна оставаться в памяти людей.
Исаков, Иван Степанович
Годы жизни | 22 августа 1894 — 11 октября 1967 (73 года) |
Место рождения | Аджикент, Елизаветпольская губерня, ныне Азербайджан |
Содержание
Ранние годы
Родился в небольшом грузинском поселке под названием Аджикент, в семье дорожного техника Степана Егоровича Исаакяна, русифицировавшего фамилию на «Исаков», и Иды Антоновны Лауэр, родом из Дерпта (Эстония). Армянин. Отец рано умер, и воспитанием троих детей занимались мать и её брат Петр Лауэр. П. А. Лауэр был инженером-технологом, но мечтал о службе на флоте. Юные годы будущий генерал провел в Тифлисе. Именно там он также закончил Тифлисское реальное училище. У мальчика было две настоящие страсти — море и театр. Но с годами море пересилило все остальное. У Ивана, или, как его звали родные люди, Ваника, была достаточно большая коллекция книг, где на почетном месте стояли книги про известных адмиралов Ушакова, Нельсона, Корнилова, Нахимова, Крузенштерна. Рядом с ними на книжной полке умещались также произведения Жюль Верна и Станюковича.
Сразу же после окончания реального училища, молодой Исаков решил поступить в Санкт-Петербургский технологический институт. Парень с легкостью сдал вступительные экзамены на “отлично”. Во время учебы, Иван Степанович не переставал мечтать о морских просторах. Нельзя не отметить еще одну страсть адмирала – литература, это увлечение он сумел реализовать уже в зрелые годы.
Начало карьеры
15 сентября 1914 года Исакову удалось поступить в Отдельные Гардемаринские классы, которые оканчивает в марте 1917 года и в звании мичмана получает назначение на эскадренный миноносец «Изяслав» на должность ревизора. В дальнейшем командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал штабные должности, преподавал в военной академии.
Рассказы о флоте
Известный адмирал все время не решался начать писать свои мемуары, не зная, сколько времени ему еще отпущено судьбой. Тем не менее, Исаков решил начать конспектировать рассказы, которые были основаны на его воспоминаниях и раздумьях. Он адресовал их широкому кругу читателей. Писать Исаков начал с 50-х годов, с 1958 года рассказы начали появляться в журналах. В 1962 года вышла первая книга литератора Исакова «Рассказы о флоте», в 1963 году его приняли членом Союза писателей СССР. В 1966-1967 годах адмирал состоял также членом редколлегии историко-биографического альманаха «Прометей» серии «Жизнь замечательных людей». Он уже подходил к тому, чтобы писать воспоминания, даже подобрал название «Записки мичмана Исакова, скорректированные Адмиралом флота Советского Союза Исаковым», однако осуществить этот план он не успел.
К нему за помощью обращались и кинематографисты, когда снимали фильмы о великих флотоводцах. Он, в частности, был главным консультантом фильмов «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов».
Ранения
4 октября 1942 года получил тяжелое ранение во время Новороссийской операции под Туапсе на Гойтхском перевале, после ампутации ноги остался инвалидом. Тем не менее, это не остановило Исакова, и после лечения он продолжил службу во флоте.
Академик Абрам Алиханов вспоминал, что Сталин отзывался о нём: «настоящий адмирал флота, товарищ Исаков. Умница, без ноги, но с головой». Именно так сказал автор исторических и беллетристических сочинений, редактор Морского атласа, лауреат Сталинской премии (1951), член-корреспондент АН СССР (1958), член Союза писателей СССР (1964).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года «за умелое руководство войсками, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне» Адмиралу Флота Советского Союза Исакову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В послевоенные годы
Награды
Личные награды адмирала Исакова включают:
Исаков был награжден 6 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями и 3 иностранными орденами. В марте 1955 года ему было присвоено звание Адмирала Флота Советского Союза, в мае 1965 года –звание Героя Советского Союза.
Иван Степанович Исаков: как армянин стал русским адмиралом?
Поэтому, когда подполковник Никулин стал рассказывать про неизвестного нам адмирала, мы невольно переглянулись: с чего бы это вдруг пехотинцу начать разговор о моряке?
Впрочем, слова о том, что Исаков был лауреатом Сталинской премии, через какое-то время всё расставили на свои места. Пока наш преподаватель рассказывал нам о том, что Адмирал Исаков был любимцем Сталина, бóльшая часть присутствующих на лекции студентов начала зевать. Кто-то сидел, подперев голову рукой, и чертил на бумаге кружочки и треугольники, делая вид, что слушает. Те, кто сидели на заднем ряду, со спокойной совестью достали учебники по другим предметам, зная, что подполковник Никулин не проверяет, чем у него на лекциях занимаются студенты.
Лекция же в тот день была под стать погоде за окном. Осенний дождь, капли которого лениво сползали со стёкол, и преподаватель в военной форме, читавший лекцию больше по обязанности, нежели затем, чтобы заинтересовать студентов, будто бы сговорились. Монотонность взяла верх над интересом.
Иван Степанович Исаков
Фото: Источник
— Скучища какая! — вынесла вердикт услышанному наша староста Светлана после того, как мы, покинув лекционный зал, дружной компанией отправились в буфет.
— И то верно, — помнится, поддержала её я, — он и говорил-то про этого адмирала только потому, что является сторонником сталинских идей.
— Полтора часа потеряли! — возмутился наш отличник Андрей. — Да лучше бы я в лингафонном кабинете тексты слушал, нежели лекции про какого-то там адмирала!
В буфете, несмотря на небольшой ассортимент, эмоции постепенно угасли. Сдвинув стулья и столы, чтобы сидеть не порознь, а одной компанией, мы принялись за поглощение салатов, бутербродов, чая и через несколько минут забыли и про скучного лектора, и про адмирала Исакова. У вечно голодных молодых организмов обычная пища оказалась в приоритете перед духовной.
И только вечером, заглянув в тетрадь, куда я обычно записывала лекции, и, увидев то, что у меня в тот день было исписано всего полстраницы, я вспомнила слова Светы о том, «что более скучной лекции ей не приходилось слышать за всю прожитую жизнь». Я без всякого энтузиазма захлопнула толстую тетрадку о девяноста шести листах и про себя решила, что больше на лекции, где нам рассказывали о военачальниках, ходить не буду.
— Лучше уж действительно посещать лишний раз лингафонный кабинет, — помнится, решила я тогда. — Там, конечно, тексты не блещут разнообразием, но куда полезнее слушать на немецком про инспектора Варнике, чем про каких-то там адмиралов и генералов.
Каких-то… Боже, как я тогда ошибалась…
Спокойный, мечтательный мальчик, который подавал надежды в области рисования, был радостью для своих родителей. Маму будущего флотоводца Ованеса Тер-Исакяна безмерно радовало, что с детских лет сын не только хорошо рисовал, но так же писал стихи.
То, что двенадцатилетний паренёк в основном рисовал морские сюжеты, а стихи были посвящены исключительно морю — об этом родители не задумывались. В конце концов, кто из мальчишек не мечтает стать моряком или военным? Поэтому очередным строчкам о морской глади, чайках и кораблях они не придавали особенного значения. Да и где в Тифлисе, где проживали Тер-Исакяны, взять море? Чтобы доехать до него, требовалось преодолеть без малого 350 вёрст до Батуми.
И тем не менее оно настойчиво привлекало, звало и манило к себе. Ованесу даже во сне снились картины Ивана Айвазовского. Тогда мальчик ещё не знал, что увлечения живописью и поэзией будут временными, а вот любовь к морю и его романтика пройдёт с ним через всю жизнь.
И. К. Айвазовский, «Бриг „Меркурий“ после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой», 1848 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Позднее неудержимая фантазия рисовала ему картины, где он стоял на капитанском мостике рядом с адмиралом Нахимовым. Ованесу постоянно грезились штормы, морские бои. И когда ему исполнилось пятнадцать лет, он приехал в Петроград, который был не только столицей Российской Империи, но и по праву мог считаться родиной русского флота. Военно-морская академия и училище, находившиеся там, принимали тех, кто мечтал о море. За партами этих учебных заведений сидели последователи Ушакова и Лазарева. В них учились почти все будущие главнокомандующие Российским, а позднее — Советским флотом.
Но для Ованеса, который был сыном дорожного мастера-армянина, путь в военно-морское училище оказался закрытым. Когда он подал прошение о приёме в это учебное заведение, то получил отказ. На листке, который ему вернули, стояло: «Инородец. Представитель низшего сословия. Отказать».
Любой другой на его месте опустил бы руки. Но молодой Тер-Исакян не упал духом и через год вновь приехал в Петроград, где стал слушателем гардемаринских курсов, для учёбы на которых сословие было не столь важным. Приехал, правда, уже под другой фамилией.
Сначала ему пришла в голову идея подделать документы, чтобы обзавестись русской фамилией. Но потом он нашёл другой выход. В соседском доме случился пожар, и Ованес, помогавший его тушить, сказал, что в дом соседей он пришёл со свидетельством об окончании школы. Вроде как похвалиться оценками, что было чистой правдой. А когда начался пожар, в суматохе забыл о свидетельстве.
Так хорошо говоривший по-русски Ованес выправил себе документы на имя Ивана Исакова. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Проучившись на курсах пять лет и окончив их с отличием, Исаков в звании мичмана попадает на Балтийский флот на эсминец «Изяслав». Именно на этом корабле будущий адмирал участвовал почти во всех боях с немцами во время Первой мировой войны.
Эскадренный миноносец «Изяслав», 1921 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Когда в 1920 году «Изяслав» чуть не оказался затёртым во льдах Балтики, русские моряки под руководством старпома Бориса Жемчужина и мичмана Исакова совершили героический прорыв к берегам Кронштадта.
После этого молодому мичману стали доверять командование военными кораблями Балтики и Черноморья, Белого и Баренцева морей, а также Волжско-Каспийской флотилии. Именно в это время Иван Исаков приобрёл бесценный опыт в морском деле и стал известен не только как командир.
В 1938 году в звании адмирала он назначается заместителем народного комиссара военно-морского флота.
Начинается Великая Отечественная война. Кажется, что Исаков с его неиссякаемой энергией успевает везде: он организатор артобороны Ленинграда, в это же время — заместитель командующего Балтийским флотом и Ладожской флотилии. А в это же самое время немецкие дивизии уже были на подступах к Кавказу. Стремительные марши врага привели к тому, что под угрозой оказались Баку и Грозный с их нефтяными месторождениями. И адмирал Исаков был переброшен на занятые врагом территории, в помощь командованию Северо-Кавказским фронтом.
Взвод лейтенанта Серегина перед атакой, район Туапсе
Фото: Источник
Обладая помимо мужества, большой скромностью, этот человек никогда не кичился своим высоким званием. Наравне с солдатами и офицерами он принимал участие в боях, неоднократно ходил в атаки и в 1942 году был тяжело ранен. Выздоровление было долгим, но даже после него Исаков отказался уйти из армии и вернулся в строй.
После войны адмирал Исаков занялся научной деятельностью. Видимо, талант писателя и учителя жил где-то в глубине этого человека. Учебники, которые быстро обрели популярность среди студентов морских училищ и академий, на полках в библиотеках можно было сразу отличить от других книг. Из-за частого использования эти учебники были настолько затрепанными, что не помогало ни постоянное подклеивание, ни какие-либо другие меры. А всё потому, что в них рассказывалось не только о роли военно-морского флота в Великую Отечественную войну. Далеко не сухим языком в них рассказывалось, какие манёвры должны совершать корабли во время боя, об операциях подводных лодок, о взаимодействии военных кораблей и сухопутных войск и авиации.
За вклад в образование Адмирал Исаков был избран членом-корреспондентом Академии Наук, но главной своей задачей он считал не присутствие на бесконечно длинных заседаниях и совещаниях. Война была позади, и адмирал Исаков нашёл себя ещё в одной сфере — океанографии. В 50-е годы под его руководством вышел многотомный морской атлас, которому не было аналогов в мире и который был переведён на два десятка языков. Когда за выпуск этого атласа его представили к награде, он приехал за ней, передвигаясь на костылях — сказалось ранение, полученное во время войны.
Казалось бы, армянин по национальности, Исаков в первую очередь должен был быть преданным родной Армении. Но он очень любил Россию. Патриотизм его был вовсе не показным. Исаков до конца жизни очень уважительно относился к тому, что давным-давно именно в Российской империи ему удалось осуществить свою мечту — стать моряком, которого закалила служба. А затем судьбе было угодно, чтобы Исаков проявил себя в писательской и исследовательской деятельности.
При подборке материалов, в которых содержалась информация про Ивана Исакова, мне удалось найти только то, что он действительно был лауреатом Сталинской премии. Но такие награды всем подряд не вручались. Раз человек был её удостоен, значит, он действительно показал себя с лучшей стороны. А то, что он был любимцем Сталина — этого найти так и не удалось. Возможно, подполковник Никулин, рассказывая нам об этом героическом человеке и учёном, ошибся…
— Знаете, — высокомерно заметил кто-то из приёмной комиссии, отдавая в 1913 году документы Ованесу Тер-Исакяну, — среди армян были очень даже героические люди. Даже генералы были. Да… Но вот адмиралов не припомню. Не было таких.
— Что же, — ответил молодой человек, держа в руке листочек, на котором чернилами было написано обидное «Отказать», — то, что их не было раньше — это не значит, что их не будет впредь.
Адмирал родом из Карса: «без ноги, но с головой»
Рубен Гюльмисарян, Sputnik.
Будущий адмирал Иван Исаакян родился 22 августа 1894 года в семье дорожного техника, в безнадежно сухопутном селении Аджикенд, близ Карса. Карьера моряка для сына, скорее всего, родителями не рассматривалась никогда, но как знать – быть может, отозвались гены киликийских мореходов. Или с материнской стороны – Ида Лауэр была родом из прибалтийского Дерпта, из Эстонии.
Закончив в Тифлисе реальное училище, Иван, уже русифицировавший свою фамилию и ставший Исаковым, в 1913 году собрался поступать в Морской кадетский корпус в Петербурге. Но его, юношу кровей не дворянских, да еще инородца, не приняли в кастовое учебное заведение. Он отправился в технологический институт, а на пропитание зарабатывал ремонтом немногочисленных тогда еще автомобилей в гараже при институте.
В начале Первой мировой в Петербурге были созданы Отдельные гардемаринские классы, так как выпускников Морского корпуса флоту не хватало, и Иван поступил туда. В сентябре 1915 года он стал «черным», как тогда говорили, гардемарином – они носили черные погоны.
Исаков был одним из способнейших воспитанников, легко усваивал теорию и технику, особенно морские науки, стал старшим унтер-офицером. После революции 1917 года Исаков остался во флоте, не ударившись ни в братоубийственную войну, ни в бега. Он умудрялся сочетать практическую службу на флоте с активной преподавательской деятельностью, в 1938 году получил орден Ленина и был назначен первым заместителем наркома ВМФ.
А потом была война. Тогда и проявились во всем блеске флотоводческие и организаторские способности Исакова. Он остался одним из руководителей советского ВМФ, а по совместительству был назначен заместителем командующего и членом Военного совета Северо-Западного направления и Ленинградского фронта, а с апреля 1942 года и Северо-Кавказского направления, потом – Северо-Кавказского и Закавказского фронтов.
Штабным военным Исаков не был никогда, проведя ее на передовой, в боевых действиях на море и на суше. Адмирал Исаков умело координировал действия армии и флота при обороне Прибалтики, затем Ленинграда: под его руководством созданы Ладожская, Онежская, Чудская и Ильменская военные флотилии. Он руководил созданием мощной системы обороны, которая остановила немецкие войска на подступах к Ленинграду. Приложил немало усилий для реализации спасительной «Дороги жизни» к осажденному городу-герою. Именно тогда, под Шлиссельбургом Исаков получил контузию и навсегда оглох на левое ухо.
В октябре 1942 года Исаков попал под воздушную бомбардировку у Туапсе – большой осколок пробил ногу, и лишь через двое суток его удалось доставить в сочинский госпиталь. За эти 48 часов развилась гангрена, ногу нужно было срочно ампутировать, для этого в Сочи командировали главного хирурга ВМФ. Он и сообщил пациенту о неизбежности ампутации, услышав в ответ просьбу спасти голову.
Неразрывно связанный с морем, Исаков хотел, чтобы его имя осталось во флоте. Поэтому он попросил в случае смерти назвать его именем один из новых эсминцев. Сталин прореагировал немедленно, была составлена такая телеграмма: «Не теряйте мужества, крепитесь. По мнению врачей, Вы можете выздороветь. Ваша жена вылетела к Вам. В случае трагического исхода лучший эсминец Черноморского флота будет назван «Адмирал Исаков». Желаем здоровья. Сталин, Кузнецов».
Эта телеграмма, конечно, сыграла свою роль в возвращении Исакова в строй, но сила духа и неистребимое желание жить полнокровно – в первую очередь. «Моряк до последней капельки» (так его назвал знаменитый военный летчик Коккинаки), он уже в мае 1943 года вернулся в Москву на костылях, в свой кабинет, приступив опять к обязанностям 1-го заместителя наркома ВМФ СССР. Постановлением Совнаркома от 31 мая 1944 года И. С. Исакову было присвоено звание Адмирала Флота.
24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. А после него в Кремле был устроен торжественный прием для всего высшего советского политического и военного руководства. Без адмирала Исакова, разумеется, не обошлось.
И вот что вспоминал генерал Павел Судоплатов. Многие маршалы, генералы и адмиралы произносили тосты за Победу и за Сталина, конечно. Исаков тоже хотел выступить, но одноногому адмиралу было трудно выйти из-за стола и пройти вперед. Сталин это заметил: он сам подошел к Исакову и предложил всему залу выпить за здоровье флотоводца.
Верховный Главнокомандующий относился к адмиралу Исакову с большим уважением. Вскоре Сталин пригласил Исакова в Кремль и объявил о намерении снова назначить его начальником Главного морского штаба. Адмирал ответил, что без ноги ему трудно посещать корабли. «Пусть на этом посту будет человек без ноги, но с такой головой», — ответил Сталин, и вопрос был исчерпан.
После смерти Сталина и ареста Берии, как только обстановка в стране стала спокойной, осенью 1953 года Иван Исаков с женой приехал в Армению. Он встретился с католикосом Геворгом VI, который назвал его истинным сыном армянского народа. Познакомился с Аветиком Исаакяном и Мартиросом Сарьяном, подружился с академиком Абрамом Алиханяном. Незадолго до смерти Исаков начал писать книгу о другом замечательном адмирале-армянине – Лазаре Серебрякове (Казар Арцатагорцян). Эта книга была единственным делом в его жизни, которое он не закончил. Просто не успел.