адмирал кузнецов история жизни

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Жизнь во имя флота.
Вечная борьба адмирала Кузнецова

Жизнь во имя флота. Вечная борьба адмирала Кузнецова

​24 июля 1904 года родился адмирал флота Советского Союза, Главком ВМФ Николай Кузнецов.

— Флот вам этого не простит, — бросил адмирал в лицо Хрущеву. Никита Сергеевич буквально задохнулся от ярости. Его вспышек гнева побаивались практически все, но флотоводца явное закипание лидера партии не произвело никакого впечатления. Новый отказ в утверждении программы строительства кораблей для ВМС он считал ударом по будущему страны.

Большой ссоры не получилось, но Хрущев решил — от этого любимчика Сталина пора избавляться.

Николай Герасимович Кузнецов только усмехался, когда слышал о себе нечто подобное. Гнев Сталина на себе он испытывал куда чаще, чем те, кто потом обвиняли его — просто потому, что мало кто решался спорить с вождем так часто и так упрямо, командующий флотом.

адмирал кузнецов история жизни. n662pvedn30g7tqjydeqf. адмирал кузнецов история жизни фото. адмирал кузнецов история жизни-n662pvedn30g7tqjydeqf. картинка адмирал кузнецов история жизни. картинка n662pvedn30g7tqjydeqf.

Николай Кузнецов. © / Дмитрий Козлов / РИА Новости

Чтобы попасть на флот, он прибавил себе два года

Он родился 24 июля 1904 года в селе Медведки Архангельской губернии. Крестьянский сын Коля Кузнецов в 11 лет остался без отца, и заботы о парне взял на себя старший брат, живший в Архангельске. Какое-то время Коля работал рассыльным в порту Архангельска, а затем решил поступить на службу во флот. Ему тогда было всего 15, но он приписал себе два лишних года и был в Северо-Двинскую военную речную флотилию.

Четыре года спустя перспективного молодого моряка отправили на учебу в Военно-морское училище имени Фрунзе. Кузнецов закончил его с отличием, получив право самостоятельно выбрать место службы. Он выбрал крейсер «Червона Украина», первый корабль такого типа, построенный в СССР, самый новейший во флоте на тот момент.

После трех лет службы его отправили на обучение в Военно-морскую академию. И снова Кузнецов оказался отличником, заняв после выпуска должность старшего помощника командира крейсер «Красный Кавказ». Год спустя он возвращается на «Червону Украину», теперь уже в качестве командира.

адмирал кузнецов история жизни. 0971b7dfc2633833e061b49f0a5f73fb. адмирал кузнецов история жизни фото. адмирал кузнецов история жизни-0971b7dfc2633833e061b49f0a5f73fb. картинка адмирал кузнецов история жизни. картинка 0971b7dfc2633833e061b49f0a5f73fb.

Лёгкий крейсер «Червона Украина», 1930-е годы. Фото: Public Domain

Товарищ Лепанто

Здесь он впервые показал себя новатором. Кузнецов учил экипаж быть готовым к боевым действиям при любых погодных условиях, вел обучение стрельбе на максимальных дистанциях и при высокой скорости корабля. Молодой командир полагал — в реальном побеждает тот, кто первым обнаружит противника и сможет уничтожить того первым выстрелом.

Система подготовки экипажей, придуманная Кузнецовым, впоследствии будет распространена на весь флот.

Летом 1936 года в Испании у республиканского правительства появился новый военный советник Николас Лепанто. Под этим именем скрывался Кузнецов, отвечавший за подготовку операции республиканского флота и прием грузов из СССР.

За Испанию он был удостоен ордена Ленина и ордена Красного Знамени.

34-летний нарком

После возвращения Кузнецова назначили заместителем командующего Тихоокеанского флота, а вскоре он занял пост командующего. В этой должности он готовил моряков к возможной войне с Японией, руководил оказанием поддержки советским войска в боях у озера Хасан.

В марте 1939 года Кузнецов уже заместитель Наркома ВМФ, а в апреле — нарком. В 34 года.

Стремительный карьерный рост конца 1930-х годов имел происхождение, именуемое «Большим террором». Два предшественника Николая Кузнецова на посту наркома были расстреляны, и никто не гарантировал, что его не постигнет их судьба.

Перед войной флот строился бурно, и Кузнецов активно включился в этот процесс. Правда, его предложения о строительстве тяжелых кораблей приняты не были. Советское руководство полагало, что можно взять количеством, компенсируя недостаток средств на создание более технически сложных кораблей.

Нарком очень большое внимание уделял подготовке кадров. Его усилиями сохранялись старые учебные заведения и открывались новые. С его подачи был учрежден День Военно-Морского флота. Ирония судьбы — первоначально этот праздник ежегодно отмечался 24 июля, в день рождения самого наркома Кузнецова.

адмирал кузнецов история жизни. ac51d4b93067d9f1dd92df86856d3a93. адмирал кузнецов история жизни фото. адмирал кузнецов история жизни-ac51d4b93067d9f1dd92df86856d3a93. картинка адмирал кузнецов история жизни. картинка ac51d4b93067d9f1dd92df86856d3a93.

Народный комиссар Военно-морского флота СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов. 1939 г. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Козлов

Война и флот

Впрочем, ему самому было не до праздников. Перед началом войны наибольшая готовность к конфликту была у ВМФ. Кузнецов не стеснялся — он отдал приказ сбивать немецкие самолеты-нарушители, вторгающиеся в воздушное пространство СССР в зоне ответственности флота. Сталину донесли — Кузнецов, дескать, провоцирует войну. Вождь потребовал отменить приказ. Нарком, носивший к тому времени недавно введенное звание адмирала, подчинился, но издал другой приказ — самолеты-нарушители сажать принудительно.

Уже с 18 июня 1941 года ВМС Советского Союза находились в состоянии готовности № 2. На исходе 21 июня по приказу Кузнецова была введена готовность № 1. Как результат, 22 июня гитлеровской авиации не удалось уничтожить ни одного советского корабля.

Возможности советских кораблей в ходе войны были сильно ограничены — Балтийский флот был блокирован в районе Ленинграда, Черноморский лишился главной базы, Тихоокеанский оказался вдалеке от европейского театра военных действий. Относительную оперативную свободу имел только Северный флот. Его силы были сосредоточены на обеспечении поставок от союзников по ленд-лизу.

Моряки активно участвовали в сухопутных сражениях в составе сводных отрядов, формировавшихся по приказу адмирала Кузнецова. Благодаря Черноморскому флоту удалось не допустить вторжение гитлеровцев на Кавказ с моря.

А ещё именно флотская авиация занималась подготовкой и осуществлением авиаударов по Берлину летом 1941 года.

«Когда надо будет, уберем»

Советский флот и его нарком внесли свой большой вклад в победу над Германией и Японией. В сентябре 1945 года Николаю Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но нарком думал о будущем. Изучая действия флотов разных стран, он выносил уроки. Например, Кузнецов считал, что советские ВМС слишком привязаны к прибрежной зоне, и изменить эту ситуацию может только строительство кораблей новых типов, в первую очередь, авианосцев. Кроме того,он считал бессмысленным содержание крупной группировки кораблей на Балтике, планировал серьезное перераспределение сил и средств между флотами.

Сталин тоже говорил о необходимости усиливать флот. Но во взглядах на то, как это делать, они с Кузнецовым не сошлись. Когда в очередной раз адмирал, нелестно высказавшись о сталинских идеях, получил грубый ответ, он заявил: «Если я не пригоден, то прошу меня снять…».

«Когда надо будет, уберем», — ответил Сталин.

В январе 1947 года Кузнецова сняли с поста Главком ВМС и назначили начальником Управления военно-морских учебных заведений.

«В таких случаях он не был даже злопамятен»

В 1948 году его вместе с группой других флотских начальников отдали под суд по обвинению в выдаче секретных военных чертежей и карт США и Великобритании. Обвинение было высосано из пальца — часть «секретов» публиковалась в научно-популярных журналах, другие были открыты во время войны, когда СССР и западные страны были союзниками, и обмен подобной информацией одобрялся высшим советским руководством.

Несмотря на это, всех подсудимых признали виновными. Кузнецов оказался единственным, кого, с учетом прежних заслуг, оставили на свободе. Понизив на три звания, его назначили заместителем Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.

А летом 1951 года вице-адмирал Кузнецов будет назначен Военно-морским министром СССР.

В своих мемуарах флотоводец так скажет о Сталине: «Отношение к людям у него было как к шахматным фигурам и преимущественно к пешкам. Он мог убрать любую фигуру с шахматной доски и поставить её вновь, если игра требовала этого. В таких случаях он не был даже злопамятен, и репрессия, пронесшаяся над человеком по его же приказу, не служила препятствием для полного доверия к нему в последующем».

Гибель «Новороссийска» и месть Хрущева

Кузнецов за время опалы не изменился. Он продолжал пробивать программу строительства авианосцев, стал инициатором начала работы над проектом первой советской атомной субмарины, говорил о необходимости заниматься созданием крейсеров с ракетным вооружением.

После прихода к власти Хрущева с Кузнецова сняли судимость и вновь присвоили ему звание адмирала. Но он упорно не хотел почивать на лаврах, и продолжал настаивать на утверждении новой десятилетней программы кораблестроения. Когда Никита Сергеевич в очередной раз отказался её утверждать, Кузнецов и бросил ему в лицу фразу, вынесенную в начало нашего повествования.

Что Сталин, Хрущев… Николай Кузнецов посвятил жизнь флоту, и во имя его интересов он был готов жертвовать личным комфортом и безопасностью.

Никита Сергеевич смелостью и прямотой, подобно адмиралу, не отличался, зато съел не одну собаку на придворных интригах. После очередной реформы в армии Кузнецов занимал пост первого заместителя Министра обороны СССР — Главнокомандующего ВМФ. Министром обороны стал Георгий Жуков, которого Хрущеву удалось стравить с адмиралом.

Подходящий момент для удара по Главкому ВМФ появился осенью 1955 года, когда на севастопольском рейде взорвался и затонул линкор «Новороссийск». Кузнецов в этот момент болел и даже формально не мог нести ответственности за эту историю, в которой до конца не могут разобраться по сей день. Однако его сделали козлом отпущения, отстранили от должности, а затем и отправили в отставку, понизив до вице-адмирала.

Адмирал и авианосец

Когда самого Хрущева снимут с должности, и новый глава СССР Леонид Брежнев в выступлении к дню Победы упомянет имя Кузнецова среди выдающихся советских военачальников времен войны, ветераны флота попытаются добиться возвращения Кузнецову звания адмирала. Но новое командование ВМФ СССР будет упрямо от этого отказываться.

Кузнецов писал книги о флоте и своей жизни, и замечал: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту — невозможно».

Звание адмирала флота Советского Союза ему вернут — в 1988 году, посмертно.

Единственный на сегодняшний день отечественный авианесущий крейсер носит имя Николая Кузнецова. Но сам адмирал вряд ли бы этому обрадовался. Он бы спросил: «А почему один? Чем вы все это время занимались, товарищи?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Не сломленный адмирал Кузнецов Н.Г.

адмирал кузнецов история жизни. 1320875426 1256746029. адмирал кузнецов история жизни фото. адмирал кузнецов история жизни-1320875426 1256746029. картинка адмирал кузнецов история жизни. картинка 1320875426 1256746029.Николай Герасимович Кузнецов возглавлял советский ВМФ, как Народный комиссар Военно-морского флота, с 1939 по 1946 гг. Николай Герасимович – человек удивительной судьбы, вспоминая свою жизнь, писал: «Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза». А еще в его жизни был неправый суд, восстановление в должности, несправедливая отставка и опала. Но все же это, наверное, не главное. Главным в его жизни была служба на флоте.

После революции 15-летний юноша – сын крестьянина Вологодской губернии Коля Кузнецов – поступил добровольцем в Северо-Двинскую военную флотилию. Чтобы стать военмором, пришлось прибавить себе два года. Рослый паренек сошел за семнадцатилетнего, и был зачислен на все виды довольствия. После гражданской войны была учеба в военно-морском училище. Когда Николай Кузнецов поступил в Петрограде в училище, бывший прославленный Морской кадетский корпус, где на кроватях ещё не стёрлись, выведенные белой краской имена хозяев: князь Ливен, князь Трубецкой и другие дворянские фамилии, а на учебниках можно было найти автографы Бутакова, Колчака, ему было всего 16 лет. Все преподаватели были офицерами императорского производства и носителями вековых традиций русского флота. Здесь кумачовым безродным криком ничего не добьёшься. На флоте аристократизм не только действенен, но и спасителен. Кузнецов был послан соединить разорванную расстрелами традицию петровских стольников – дворян. В этом учебном заведении всё было подлинным: и картины, и память о героическом русском флоте, и традиции, ибо флот держится на верности и чистоте отношений. А любая фальшь погибала в морском воздухе этого учебного заведения. Дух морского кадетского корпуса оставил курсантам в наследство беззаветную любовь к России и такую же веру в правду. Облик города на дельте полноводной реки и стены училища, которые видели всех русских флотоводцев и императоров, эстетически формировали души моряков. Конечно, годы проведённые в училище, оказали сильнейшее влияние на формирование личности молодого Николая Кузнецова.

Закончив училище с отличием, Николай отказался от штабной должности и был распределен на Черноморский флот – назначен на крейсер «Червона Украина». На нем молодой командир последовательно прошел все ступени флотской службы. С 1 октября 1927 г. по 4 мая 1932 г. Н.Г. Кузнецов учился в Военно-морской академии, которую также окончил с отличием и с правом выбора флота. Вновь Н.Г.Кузнецов избрал Черное море и отправился служить старшим помощником новейшего крейсера «Красный Кавказ». Сохранились воспоминания одного из сослуживцев Кузнецова той поры: «После полугодового отсутствия я появился на крейсере «Красный Кавказ». Увидел нового старпома Н.Г. Кузнецова и просто поразился произошедшим переменам. Разработан абсолютно точный распорядок дня, чего не было прежде. С точностью до минуты соблюдается корабельное расписание. Команда в безупречно чистом рабочем платье. Все, что каждому положено, делается в срок – увольнение, обед, баня. А тенты в жару на рейде? Раньше их с трудом успевали поставить за два-три часа – теперь вслед за командой «отдать якорь» шла команда «поставить тент». И за 15-18 минут все палубы были под тентами. Новый старпом был ближе к команде, чем его предшественники, сам хлебнул матросской жизни. Не было у него фанаберии, которая сохранилась еще кое у кого от старого флота.

А через год последовал неожиданный приказ сдать командование крейсером и убыть в Москву. Здесь молодой капитан 1 ранга получил новое назначение, его ждала должность военно-морского атташе и главного военно-морского советника в сражающейся Испании. Республиканскому флоту приходилось конвоировать транспорты, оберегать их от нападения кораблей противника, выходить в рейды. И на кораблях, и на подводных лодках сражалось немало советских моряков-добровольцев. Дон Николас – под таким именем был известен сражающейся Испании Николай Кузнецов. Потом он не раз говорил, как много дала ему Испания. Одно дело учебные аудитории военно-морского училища и академии, учебные тревоги и мирные походы. Другое – война. Эскадра флота республики постоянно находилась в море. Моряки проявляли настоящее мужество, но об этом не писали в газетах. Молчало радио, и совсем немногие знали, что всей сложной и важной работой, от которой в значительной степени зависел исход борьбы, негласно руководил Кузнецов. И еще в одном Испания помогла ему. Вал репрессий, прокатившийся по стране в 1937 году, прошел мимо. Его деятельность по оказанию помощи испанскому флоту была высоко оценена советским правительством: в 1937 г. он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.

Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: «Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах». И вот ещё: «Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут».

Оперативно-стратегическое применение Военно-Морского Флота и характер его задач в годы Великой Отечественной войны определялись континентальным характером войны. Флот стал выполнять необходимую подчиненную сухопутным войскам работу: корабли, авиация, береговая оборона и части морской пехоты, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывали фронтам посильную помощь на приморских направлениях. Морскую авиацию перенацелили против танковых группировок противника и вражеских самолетов, надводные корабли были привлечены огнем поддерживать приморские фланги группировок Красной Армии. Флот перевозил миллионы людей, миллионы тонн различных грузов. В октябре 1941 г. на флотах и флотилиях было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву и затем во всех боях и наступлениях наших войск до самого Берлина. Главная задача Н.Г. Кузнецова в этот период заключалась в обеспечении взаимодействия армии и флота на приморских направлениях. Адмирал Н.Г. Кузнецов как представитель Ставки выезжал на флоты и фронты, чтобы лично руководить наиболее ответственными операциями. Взаимодействие между приморскими частями армий и силами ВМФ приходилось отрабатывать буквально в ходе боев.

К первостепенным задачам наркома ВМФ в годы войны также относилась организация проводки союзных конвоев, осуществляющих поставки по ленд-лизу в северные порты СССР. Кузнецов лично осуществлял координацию действий Северного флота, авиации ПВО страны и резерва Ставки по защите конвоев от ударов противника. В 1944 г. в связи с изменением обстановки на фронтах, изменился и характер морских операций. Их целью стало участие в освобождении побережья и приморских городов. Менялась и организация управления. 31 марта 1944 г. была издана директива Ставки о назначении наркома ВМФ Адмирала флота Н.Г. Кузнецова Главнокомандующим ВМС с прямым подчинением ему флотов и флотилий. Особой страницей деятельности Н.Г. Кузнецова в годы войны было его участие в переговорах с военно-морскими миссиями союзников в 1941-1945 гг., а также в качестве члена советской делегации – в конференциях глав государств в Ялте и Потсдаме.

В 1944 году, накануне Великой Победы, он единственный получил новое высшее воинское звание «Адмирал флота», приравненное к званию Маршала Советского Союза. Из девяти крупнейших стратегических наступательных операций проведенных вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны – в шести из них принимали участие флоты и флотилии ВМФ. За годы войны они потопили свыше 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1300 транспортов, высадили свыше 110 оперативных и тактических десантов, в которых участвовали в общей сложности более 250 тысяч человек. Северный флот обеспечил охрану 77 союзных конвоев в составе 1464 океанских транспортов.

Для главкома ВМС, Адмирала флота Н.Г. Кузнецова война не закончилась 9 мая 1945 г. Он отправился на Дальний Восток для организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией. 14 сентября 1945 года Николай Герасимович стал Героем Советского Союза за «геройский подвиг, проявленный при выполнении заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флота и достигнутые в результате этих операций успехи».

В 1947 году адмирал Кузнецов был снят с поста наркома ВМФ. Под суд попали четверо прошедших войну адмиралов: Н. Кузнецов, Л. Галлер, В. Алафузов и Г. Степанов. Троих из них лишили всех воинских званий и государственных наград и отправили в лагеря. Кузнецова разжаловали до контр-адмирала, определив местом службы Дальний Восток. Может, дрогнула рука вождя, подписывая лист приговора, может, Сталин решил преподать упрямцу урок.

В 1953 году, после смерти Сталина, приговор Верховной коллегии от февраля 1948 г. был отменен, и дело за отсутствием в делах адмиралов состава преступления производством прекращено. Кузнецова восстановили в прежнем воинском звании адмирала флота, полученном во время войны. Казалось, все беды уже позади. Утвержден проект и начинается строительство первой атомной подводной лодки. Адмирал вновь ставит перед министром обороны и правительством вопрос о необходимости рассмотрения программы судостроения для ВМФ. Ему присваивают новое, только что установленное звание – Адмирал Флота Советского Союза с вручением маршальской звезды – и все это в 50 лет, в расцвете сил и полководческого таланта.

Бывшему главкому ВМФ, герою войны щедро положили пенсию в триста рублей. В те годы больше получал водитель столичного трамвая. Страна праздновала юбилеи победы, чествовала героев, а на подмосковной даче Николай Герасимович Кузнецов на старенькой машинке изо дня в день «выстукивал» страницы мемуаров: «Необычайное увольнение меня в отставку создало немало трудностей. Сколько-нибудь значительных накоплений у меня не было. Два сына-школьника еще требовали помощи и внимания. Прирабатывать же было невозможно: все с подозрением смотрели на меня – как бы чего не вышло. Вот тогда единственным реальным способом немного заработать к пенсии стало знание иностранных языков. Начал учить английский (до этого знал испанский, французский и немецкий) и через год мог переводить отдельные статьи для журнала «Военный вестник». При жизни справедливость в отношении опального адмирала так и не восторжествовала. Звание Адмирала Флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь в 1988 году, через 14 лет после его смерти. История, наша память и уважение всем воздаст по заслугам! Память о не сломленном адмирале позовёт в плавание сегодняшних мальчишек, мечтающих увидеть океаны и моря, города и страны, послужить своему Отечеству.

Источник

«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова

Будущий руководитель советских военно-морских сил Николай Кузнецов родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки (ныне — Котласский район Архангельской области) в семье крестьян. Когда Николаю было всего десять, от туберкулёза умер его отец. Из-за тяжёлого материального положения семьи мальчику пришлось пойти в люди. Он устроился посудомойщиком в котласскую чайную, хозяин которой всячески его унижал и заставлял делать самую грязную работу. К счастью, этот период продлился недолго — вскоре Николая забрал его дядя, купец и владелец буксира. Он перевёз мальчика в Архангельск, поселил у себя и помог устроиться рассыльным в Управление работ по улучшению Архангельского порта.

Николай Кузнецов с детства мечтал о море. Когда ему было всего 15, он, приписав себе два года, пошёл служить в Северодвинскую флотилию, а после её расформирования служил в Архангельском флотском экипаже и учился в подготовительной морской школе. С 1923 по 1926 год Кузнецов проходил обучение в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, которое окончил с отличием. Вместе с другими курсантами будущий адмирал добровольно участвовал в восстановлении кораблей, требующих ремонта после боёв Первой мировой и Гражданской. Одновременно самостоятельно изучал иностранные языки.

Морская закалка

Николая Кузнецова отправили служить на Черноморский флот, на новый крейсер «Червона Украина». За три года молодой офицер прошёл путь от командира батареи до старшего вахтенного начальника и получил направление в Военно-морскую академию.

В 1932 году, после выпуска из академии, служившей кузницей командных кадров флота, Кузнецов был назначен старпомом на крейсер «Красный Кавказ». А всего через год уже принял под своё командование «Червону Украину». На родном крейсере Кузнецов разработал систему боеготовности одиночного корабля, которая в дальнейшем была принята на всех флотах Советского Союза. Командир вместе с командой прорабатывал методы экстренного прогрева турбин, стрельбы при максимальной скорости движения, использования авиации для корректировки огня. «Крейсер «Червона Украина» вышел на первое место среди кораблей Морских сил СССР», — пишет в своей книге «Адмирал Кузнецов» историк Владимир Булатов.

В августе 1936 года Кузнецов был направлен в Испанию в качестве военно-морского атташе, главного военно-морского советника и руководителя советских моряков-добровольцев. Он не только помогал законному правительству Испании при планировании боевых операций, но и отвечал за приём доставленной из СССР по морю военной техники, а также переправлял в Советский Союз испанских детей-сирот, потерявших родителей на войне.

В 1937 году Кузнецов вернулся в СССР и был награждён двумя орденами — Ленина и Красного Знамени. После Испании его сразу назначили на должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом. Он не успел даже принять дела, как получил новое назначение — теперь уже на пост командующего. Его начальника, флагмана 1-го ранга Григория Киреева, в январе 1938 года вызвали в Москву и арестовали.

Оказавшись на новой должности в разгар Большого террора, Кузнецов быстро испортил отношения с ежовскими кадрами в местном НКВД, отказавшись выдавать им для расправы своих подчинённых. Но, несмотря на это, репрессии обошли его стороной, а Тихоокеанский флот сохранил свой военный потенциал.

В ходе боёв в районе озера Хасан морские силы под командованием Кузнецова оказывали поддержку советским сухопутным войскам. Когда сильные дожди размыли дороги, блокировав снабжение войск, Кузнецов мобилизовал сотни рыболовецких судов для подвоза на передовую подкреплений, боеприпасов и техники.

Военно-морской нарком

В заместителях наркома Кузнецов проходил недолго. В апреле 1939 года на заседании Политбюро, посвящённом перспективам развития Тихоокеанского региона, было принято решение доверить ему руководство Народным комиссариатом Военно-морского флота СССР. 34-летний Кузнецов стал самым молодым в стране наркомом.

Под руководством Николая Кузнецова быстро началась реализация масштабных кораблестроительных проектов, развивались базы флота, учения стали не сезонными, а круглогодичными, их частота увеличилась. По его указанию разрабатывались инструкции по приведению сил ВМФ в боевую готовность, развивалась система военно-морского образования.

Кроме того, были созданы морские спецшколы (прообраз Нахимовских училищ) и водолазное спецподразделение РОН (Рота особого назначения). Ощущая приближение войны, Кузнецов большое внимание уделял укреплению береговой и противовоздушной обороны флота, активизации разведки.

«В июне 1941 года, объективно оценивая военно-политическую обстановку, Николай Кузнецов приказал повысить боевую готовность флотов. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою. Вечером перед началом войны они перешли на высшую степень готовности», — рассказал в беседе с RT методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин.

По его словам, Кузнецов фактически первым из центрального руководства СССР узнал о начале войны.

«Около трёх часов ночи немцы произвели бомбардировку Севастополя, и командование Черноморского флота доложило об этом Кузнецову. Он, в свою очередь, доложил наркому обороны Тимошенко и секретарю ЦК Маленкову, а потом, не дожидаясь санкции сверху, отдал приказ выставлять минные заграждения. В пять утра нарком под свою ответственность передал флотам сообщение о нападении Германии на СССР и приказал отражать агрессию силой оружия», — отметил Кузьмин.

По словам историка, в том, что советские войска существенно замедлили продвижение гитлеровских войск в Прибалтике и на юге Украины, — большая заслуга флота и Кузнецова лично. «Моряки героически обороняли Одессу и Севастополь, заблокировали прорыв немцев с моря на Кавказ. Если бы не артиллерия Балтийского флота, то и Ленинград с большой долей вероятности удержать не удалось бы», — уверен Юрий Кнутов.

«Колоссальную роль сыграли советские военные моряки в обеспечении процесса снабжения СССР по ленд-лизу. Кроме того, они умело действовали на реках и озёрах в 1943—1945 годах, мастерски блокируя гитлеровские войска и рассекая их. Отдельно следует отметить их заслуги в ходе освобождения Крыма», — рассказал Кнутов.

А после разгрома нацистов флот под командованием Кузнецова сыграл значительную роль в победе над милитаристской Японией.

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *