адмирал попов командующий северным флотом биография
Попов, Вячеслав Алексеевич
Вячесла́в Алексе́евич Попо́в (род. 22 ноября 1946, Луга) — российский адмирал, командующий Северным флотом (1999—2001), депутат Мурманской областной думы.
Содержание
Биография
Родился в Луге (Ленинградская область) в семье командира артиллерийского дивизиона майора Алексея Попова, участника Великой Отечественной войны. Вячеслав Попов — старший из трёх братьев, каждый из которых в будущем стал командиром подводной лодки. В детские годы жил в посёлке Осельки Всеволожского района, учился в средней школе посёлка Кузьмоловский.
Полтора года проучился в Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина на факультете радиоэлектроники (1964—1965). После трёх семестров ушёл из института, приняв решение стать командиром подводной лодки. Полгода проработал кочегаром на паровозе, а в 1966 году вместе с младшим братом Владимиром поступил в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. На втором курсе женился (жена Елизавета). Окончил училище в 1971 году.
Военно-морская служба
Проходить службу начал в Гаджиево командиром электронавигационной группы БЧ-1 подводной лодки «К-32», командиром БЧ-1 подводной лодки «К-137», помощником командира подводной лодки «К-420» (1971—1975).
В 1975—1976 годах обучался в Высших специальных офицерских классах ВМФ. Продолжил службу помощником командира подводной лодки «К-423», старшим помощником командира подводной лодки «К-214», старшим помощником командира подводной лодки «К-137» (1976—1981), командиром подводной лодки «К-245» (1981—1983), командиром подводной лодки «К-137» (1983—1986).
В 1986 году заочно окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко. После этого служил заместителем командира 31-й дивизии подводных лодок (1986—1989), командиром 19-й дивизии подводных лодок (1989—1991), 1-м заместителем командующего 11-й флотилией подводных лодок (1991—1993), командующим 3-й флотилией подводных лодок (октябрь 1993 — апрель 1996) Северного флота, 1-м заместителем командующего Балтийским флотом (апрель — ноябрь 1996), начальником штаба Северного флота (20 ноября 1996 — 26 января1999), командующим Северным флотом (26 января 1999 — 1 декабря 2001). В 1999 году присвоено звание адмирала.
Гибель подводной лодки «Курск»
После отставки
Адмирал попов командующий северным флотом биография
Это важно
Попов Вячеслав Алексеевич
В.А.Попов прошёл большой и славный жизненный путь, тесно связанный с флотом. Успешно закончив в 1971 году Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, начал службу в Гаджиево командиром электронавигационной группы БЧ-1 подводной лодки «К-32», был командиром БЧ-1 подводной лодки «К-137», помощником командира подводной лодки «К-420» (1971—1975). В 1975-1976 годах обучался в Высших специальных офицерских классах ВМФ. Продолжил службу помощником командира подводной лодки «К-423», старшим помощником командира подводной лодки «К-214», старшим помощником командира подводной лодки «К-137» (1976-1981), командиром подводной лодки «К-245» (1981-1983), командиром подводной лодки «К-137» (1983-1986).
После своей отставки с поста командующего Северным флотом был назначен начальником управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов Минатома.
С первых дней создания Вологодского морского собрания с 1995 года адмирал В.А.Попов был в активе этой общественной организации Вологодчины и проявил себя, как авторитетный лидер, хороший организатор и ответственный исполнитель многих общественных начинаний и добрых дел.
Вячеслав Алексеевич отмечен многочисленными наградами: орденом «Красная Звезда» (1984 г.), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1989 г.), орденом «За военные заслуги» (1995 г.), медалью «За отличие в морской деятельности» (2006 г.), Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2006 г.), Почетным знаком Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За развитие демократии в Российской Федерации» (2006 г.), Почетной грамотой Губернатора Вологодской области (2000 г.), Почетной грамотой Законодательного Собрания Вологодской области (2006 г.), Почетной грамотой Губернатора Мурманской области (1999 г.), Почетной грамотой Мурманской областной Думы (2012 г.), 24 ведомственными медалями.
Звание Почетного гражданина города Вологды присвоено Попову Вячеславу Алексеевичу в 2015 году за многолетнюю ратную флотскую службу Отечеству, выдающийся вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения города Вологды, долговременную устойчивую известность и авторитет среди вологжан (постановление Администрации города Вологды от 25.06.2015 № 4704).
«Американский след» по-прежнему продолжают скрывать
Время, конечно, лечит: за 16 лет, минувших с момента гибели атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море, вдвое уменьшилось число россиян, недовольных тогдашними действиями властей по спасению моряков. Тогда, в августе 2000-го, 72% граждан нашей страны сочли отношение правительства к трагедии «халатным». Сейчас подобного мнения придерживаются менее 35% россиян.
«Большое видится на расстоянии», – считал великий русский поэт Есенин. И недалёк, вероятно, тот день, когда правда откроется нам во всей своей неприглядности. Вот только почему-то в Минобороны этот день не приближают. Напротив.
Виновников гибели «Курска» могло быть два
Уволенные адмиралы слишком много знали?
Предположим, что официальная версия гибели лодки верна – на борту «Курска» рвануло из-за того, что перекись водорода проела внешнюю стенку торпеды и вступила в реакцию со смазкой. От первого взрыва произошла детонация, и второй раз взорвались торпеды без запалов. Или, если угодно, причиной детонации могло стать падение лодки на грунт – такую версию озвучивал вице-адмирал Валерий Рязанцев. Предположим, что всё так и было. Отчего же тогда министр обороны Игорь Сергеев по горячим следам происшествия поднял в воздух две противолодочные эскадрильи? Кого он собирался бомбить? И почему приказ маршала пришлось отменять верховному главнокомандующему( Путину ) в пожарном порядке? Не менее увлекательно было бы получить ответ на вопрос: что же послужило причиной внепланового визита в Москву главы ЦРУ США Джорджа Тенета? Если взрывы на «Курске» – трагическое стечение обстоятельств, то к чему была вся эта суета?
Со временем открывались всё новые и новые факты, проливающие свет на обстоятельства гибели «Курска». Вице-адмирал Михаил Моцак, руководивший учениями, во время которых и затонул «Курск», докладывал командованию, что российский подводный крейсер потопила иностранная субмарина. Даже не одна, а целых две. Одну из них пытался преследовать флагман учений «Пётр Великий». «Зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного «Курска» второго подводного объекта, также, возможно, аварийного», – свидетельствовал вице-адмирал Моцак. «Пётр Великий» зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это ещё что – американскую подлодку своими глазами видели десятки участников учений. Вероятно, где-то в архивах припрятаны их показания. Осталось подождать каких-то 14 лет, и мы наконец-то узнаем правду.
Вице-адмирал Моцак был не единственным очевидцем трагедии. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов вспоминал, что наши лётчики на следующий день после гибели «Курска» наблюдали всплывающие топливные пузыри примерно в 20 километрах от места аварии, а экипажи противолодочных самолётов засекли уходящую из акватории Баренцева моря неизвестную подводную лодку. При этом, как вспоминал вице-адмирал Моцак, «сигнал наших гидроакустических буёв был прицельно подавлен системой подавления наших «друзей» из НАТО». Совпадение или попытка спрятать концы в воду? К слову, и адмирала Попова, и вице-адмирала Моцака вскоре сняли со всех должностей – то ли они слишком много знали, то ли слишком тесно общались с прессой. После увольнения адмиралов все командиры кораблей Северного флота в знак протеста подали рапорты об увольнении.
Как адмирал Андрей Попов строил для России броненосцы лучше, чем у англичан
Броненосный крейсер «Генерал-адмирал»
Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)
Уроки Крымской войны
Стать кораблестроителем Андрею Попову написано было на роду – его отец Александр Андреевич Попов, дослужившийся до звания генерал-майора Корпуса корабельных инженеров, в течение полувека трудился на разных российских верфях. Неудивительно, что Попов, отец и дед которого связали судьбу свою с флотом, не отступил от семейной традиции. Отучившись в морском корпусе, он получил назначение на Черноморский флот. Вскоре разразилась Крымская война.
Российский парусный флот не мог на равных противостоять военно-морским силам англичан и французов, у которых уже имелись большие парусно-винтовые линкоры и даже броненосные батареи. Большая часть русского Черноморского флота была затоплена на рейде Севастополя, но Попову посчастливилось сражаться с врагом именно на море.
Адмирал Андрей Попов
Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)
Начав военную кампанию капитан-лейтенантом, Попов закончил ее в чине капитана 1-го ранга. В 1856 году стал начальником штаба порта в Кронштадте. Жестокие уроки войны показали, что России срочно нужно преодолевать отставание в паровых кораблях.
Постройка новейших кораблей развернулась в Архангельске – и руководил ею Попов. Он принимал участие в разработке проектов и надзирал за процессом строительства. В короткие сроки его заслугами флот пополнили четырнадцать винтовых корветов и двенадцать винтовых клиперов.
4 сентября 1861 года Попов, к тому времени уже контр-адмирал, был назначен командующим Отрядом судов Балтийского флота в Китайском море и занимал эту должность в течение последующих трех лет.
«Петр Первый» пугает англичан
По возвращении на родину Андрей Попов с новыми силами включился в кораблестроительную деятельность. Тогда в мире вершилась «металлургическая революция», давшая возможность производить разные виды металлов в невиданных прежде объемах.
Этот вид материала стал все шире применяться и при строительстве судов. По меркам истории прошло буквально мгновение – и прежние деревянные линейные корабли, являвшиеся безраздельными владыками морей, ушли в прошлое, уступив место неуклюжим бронированным «утюгам». Росли водоизмещение, скорость, калибр, мощь и скорострельность орудий, прочность брони.
Российская империя быстро включилась в «броненосную гонку вооружений». В Петербурге мечтали о «чудо-оружии», способном восстановить былую силу флота – и увидели его в лице новых броневых исполинов. Попов, избранный членом кораблестроительного отдела Морского технического комитета, загорелся идеей создать для России самый мощный в мире корабль.
Броненосец «Петр Великий»
Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)
И Попов, и другие русские специалисты внимательно изучали опыт гражданской войны в США. Северяне тогда придумали для борьбы с флотом южан «Монитор», представлявший из себя низкобортную гладкопалубную платформу, посреди которой возвышалась орудийная башня. Это название стало нарицательным для целого класса боевых кораблей. Идею монитора Попов воплотил в виде своего «Петра Великого».
Корабль был спущен на воду с верфи на Галерном острове в Санкт-Петербурге 27 августа 1872 года. Он мог, по оценке специалистов того времени, один заменить целую эскадру. «Петр Великий» являлся чрезвычайно «трудной» мишенью для вражеских артиллеристов – его отличала маленькая высота борта, закрытого по ватерлинии броневым поясом в 356-мм. Выше находился бруствер и две орудийных башни, прикрытые броней такой же толщины.
Круглые «поповки» адмирала
Другой проект Попова – круглые броненосцы. По Парижскому трактату, завершившему Крымскую войну, России запрещалось иметь военный флот на Черном море. В начале 70-х XIX века Россия отказалась выполнять это условие. Надвигалась новая война с турками, успевшими обзавестись мощным броненосным флотом. Россия создать равный по силе флот не успевала. И тогда Попов разработал проект двух абсолютно круглых плавучих броненосных батарей, призванных защищать южные берега России от турецких кораблей.
Схема броненосца береговой обороны «Новгород»
Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)
Его «поповки» отличались, опять же, очень низким бортом, мощной броневой защитой и небольшой осадкой, позволявшей действовать на мелководьях. Сама идея этих необычных кораблей подверглась ожесточенной критике, но свою задачу они выполнили. В течение всей русско-турецкой войны 1877-78 годов османский флот так и не решился приблизиться для бомбардировки побережья в районе Одессы, охраняемого «поповками».
На счету Андрея Попова и ряд других проектов. Он работал над созданием первого в мире океанского броненосного крейсера «Генерал-адмирал» и его «систершипа» «Герцог Эдинбургский». И он же руководил созданием крейсеров «Минин», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах», броненосца «Двенадцать Апостолов», императорской яхты «Ливадия», прочих военных судов.
Все эти корабли продолжали свою службу и после его смерти. Скончался Попов (к тому времени уже семь лет будучи «полным» адмиралом) в Петербурге 18 марта 1898 года и похоронен на Смоленском православном кладбище. Лучшей эпитафией ему стали слова другого знаменитого российского кораблестроителя, академика Алексея Крылова – он назвал Попова «истинным учителем» российского флота.
Попов Вячеслав Алексеевич (Popov Vyacheslav Alekseevich).
|
|