адъютант его превосходительства актеры фото и имена биография актеров
Как сложилась судьба звезды фильма «Адъютант его превосходительства»: Жизнь, как кино, Александра Милокостого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Саша Милокостый родился и вырос в Москве в семье военно-морского офицера. На съемочную площадку он попал совершенно случайно: однажды он гулял с бабушкой на улице, к ним подошла женщина и спросила: « Мальчик, хочешь сниматься в кино? » После этого они пришли на пробы на Киностудию им. М. Горького, и хотя в тот раз на роль его не утвердили, его фотография осталась в актерской картотеке. В 11 лет Саша снялся в короткометражном фильме «Чемпионы улицы», а вскоре получил сразу два новых предложения от режиссеров.
Судьбоносная роль
Сначала его утвердили на роль в фильме Исидора Анненского «Трое», но у режиссера случился инфаркт, и съемки «законсервировали». В это время Саше предложили роль сына белогвардейского полковника Львова в фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Когда съемки были в самом разгаре, Анненский вернулся к работе над своим фильмом, и юному актеру пришлось разрываться между двумя съемочными площадками в Киеве и в Калуге. Он работал тогда по 12 часов в сутки, но ни разу не пожаловался на усталость.
Съемки в «Адъютанте» приносили ему колоссальное удовольствие. Спустя годы Милокостый вспоминал: « Я же мальчишка – а там революция! Лошади! Достал всех пиротехников, чтобы дали подержать, пострелять из маузера, нагана, винтовки, даже из пулемета «Максим». Конечно, из него стреляли не боевыми патронами, а холостыми, но – грохот, пламя вылетает из дула. Красота! Да и съемки-то проходили в учебное время, в школу ходить не надо ».
Тогда он получил свои первые уроки актерского мастерства, и они стали для него не менее значимыми, чем последующая учеба в Щукинском училище. Режиссер терпеливо объяснял ребенку основные принципы системы К. Станиславского, показывал, как можно одну и ту же сцену сыграть по-разному. Милокостый говорил, что Ташков лепил из него актера, как скульптор, и что его успех – на 99,9 процентов заслуга режиссера.
Когда в 1970 г. фильм вышел на экраны, на юного актера обрушилась невероятная популярность. Впервые он это ощутил, когда мама отправила его в ближайший гастроном за продуктами. Женщина в очереди его узнала, и Саша дал свой первый автограф – на коричневой бумаге, в которую заворачивали колбасу. Однажды режиссер на одной из творческих встреч назвал номер школы, в которой учился Саша, и мальчика начали атаковать многочисленные поклонницы. Их письма он выносил из учительской в обувных коробках.
Из актеров – в бизнесмены
Конечно, после этого у него не было никаких сомнений насчет выбора дальнейшего пути. После школы Милокостый поступил в Щукинское училище и во время учебы снялся еще в нескольких фильмах. Самой известной его киноработой этого периода стала роль Генри Пойндекстера в фильме «Всадник без головы». Остальные роли были малозаметными, эпизодическими, да и в возмужавшем актере зрители уже не узнавали звезду «Адъютанта его превосходительства».
После армейской службы, которую Милокостый прошел в Театре Советской Армии, он выступал на сцене Московского областного драматического театра, которому отдал 10 лет своей жизни. В его кинокарьере в этот момент наступила затяжная пауза – он играл ведущие роли в театре, на нем держался весь репертуар, и на съемки попросту не оставалось времени. К тому же они часто гастролировали, и когда актера разыскивали кинорежиссеры, его, как правило, не было в городе.
В конце концов новые предложения перестали поступать, а в начале 1990-х в театре и кино начался кризис, и актер остался без работы. Он не испытывал отчаяния по этому поводу – воспринял это как возможность попробовать свои силы в совершенно другой сфере деятельности. Милокостый занялся бизнесом, возглавил фирму по ремонту квартир и отделке офисов, добился финансового благополучия. На его предприимчивость и деловую хватку обратили внимание и предложили ему занять должность заведующего хозяйством Генерального консульства России в Кракове.
Герой криминальных хроник
Долгое время зрители ничего не слышали об артисте – его последние фильмы не вызвали резонанса, а о мальчике из «Адъютанта его превосходительства» журналисты давно забыли. Но в конце 1990-х гг. имя Александра Милокостого снова появилось во всех газетах, но на этот раз в разделе криминальной хроники. Эта история звучала настолько невероятно, словно была выдумана сценаристом, а не произошла в реальной жизни.
Жена Милокостого – известный в столице врач – после 13 лет совместной жизни решила присвоить себе все его состояние и физически уничтожить мужа. Другими словами, она его «заказала», узнав о том, что он собирается с ней развестись и уйти к другой женщине. Его спасло то, что обратилась она не к профессионалам, а к двум случайным безработным москвичам. Те не захотели марать рук и перепоручили «заказ» мужчине без определенного места жительства.
«Исполнитель» должен был подкараулить Милокостого в подъезде и напасть на него. Но когда они столкнулись на лестничной площадке, тот понял, что не может совершить задуманное, явился в МУР с повинной и донес на подельников. Их тут же задержали, позже арестовали и осудили и жену артиста. Пока она находилась на свободе, за Милокостым круглосуточно следили сотрудники МУРа. В это время телефон жены поставили на прослушку и получили подтверждение ее вины. Александр не мог поверить в то, что такое возможно, пока сам не услышал запись ее разговора с подельниками.
Это дело получило широкий общественный резонанс, ведь женщина была известным врачом. Своего спасителя – сотрудника МУРа Игоря Губанова – Милокостый потом ежегодно поздравлял с профессиональным праздником и не уставал благодарить. Только с третьей попытки артисту удалось найти личное счастье, правда, детей, о которых он всегда так мечтал, у него так и не появилось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Реальная история «Адъютанта его превосходительства»: Кто был прототипом героя Юрия Соломина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главный герой – капитан Павел Кольцов – разведчик «красных», которого в 1919 г. направили в Добровольческую армию, где он смог стать личным адъютантом командующего, генерала Ковалевского, и успешно провести несколько секретных операций. Хотя авторы сценария фильма утверждали, что образ Кольцова – собирательный, многие исследователи склоняются к мысли, что у главных героев были реальные прототипы. Сам Юрий Соломин в одном из интервью назвал имя этого человека – Павел Васильевич Макаров.
В годы Первой мировой войны Павел Макаров служил в царской армии, а после революции стал убежденным большевиком. По поручению Крымского военно-революционного комитета он занялся формированием отрядов Красной гвардии, но во время поездки по причерноморским хуторам был задержан белогвардейцами, которым он представился белым офицером. Получилось так, что «разведчиком» он стал по воле случая, без специальных директив красного командования. Макаров смог заслужить доверие противников и добиться того, что его назначили адъютантом генерал-лейтенанта Май-Маевского, вскоре ставшего командующим Добровольческой армии. Связей с Москвой у него не было, и передавать сведения «красным» он не мог, но решил заняться деятельностью в их пользу – сообщал Май-Маевскому только устаревшие армейские сводки, стравливал между собой командиров отдельных белых корпусов. А после того, как в Крым пришла Красная Армия, Макаров стал сотрудником ВЧК.
В 1927 г. Павел Макаров опубликовал свои мемуары под названием «Адъютант генерала Май-Маевского», которые выдержали несколько изданий. Но этим он навлек на себя неприятности – после проверки фактов из этой книги комиссия ЦК ВКП(б) пришла к выводу, что большая часть из них – неподтвержденные сведения, и что Макаров на самом деле служил белым, пока их поражение не стало очевидным. Из-за этого его лишили персональной пенсии, выгнали из партии, а в 1937 г. арестовали. Правда, спустя 2 года он был оправдан и освобожден.
Во время Великой Отечественной войны Макаров возглавил партизанское соединение в Крыму и был награжден несколькими боевыми орденами. После окончания войны он выпустил еще одну книгу и снова заставил о себе говорить. Эта история имела широкий резонанс – по мотивам книги Макарова писали литературные произведения, создавали театральные постановки. Правда, имя настоящего героя, как правило, нигде не упоминали. Так случилось и со сценарием фильма «Адъютант его превосходительства», опубликованным в 1968 г. в журнале «Вокруг света». Не посоветовавшись с автором мемуаров, авторы сценария Игорь Болгарин и Георгий Северский написали на основе его книги свое произведение, заявив, что образ главного героя – собирательный. Конечно, это вызвало недовольство Макарова. А в год выхода фильма на экраны прототип капитана Кольцова скончался. Долгие годы после этого его имя нигде даже не упоминали.
В главной роли режиссер фильма Евгений Ташков видел Михаила Ножкина, известного по роли Бекаса в «Ошибке резидента». Однако в последний момент актер отказался участвовать в съемках. Юрий Соломин тоже проходил пробы, правда, на роль другого героя – капитана контрразведки Осипова. И Ташков на свой страх и риск решил утвердить его на главную роль, несмотря на неодобрение худсовета. По их мнению, разведчика должен был играть актер с другой фактурой – высокий и широкоплечий, а внешность Соломина казалась им недостаточно яркой для такой роли.
Это предложение стало полной неожиданностью и для самого Соломина, который позже рассказывал: « Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актёром характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую – волевого, сосредоточенного человека, умеющего всё взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию… ». Тем не менее Ташков настоял на своем. Время показало, что он не ошибся – после этой роли Юрий Соломин стал настоящим кумиром публики, на киностудию мешками приходили письма, адресованные «капитану Кольцову».
Неожиданным был и его выбор актрисы на роль любимой женщины Кольцова. Режиссер забраковал кандидатуры шести известных актрис, претендовавших на эту роль, и утвердил 21-летнюю балерину Татьяну Иваницкую, которая поразила его чистотой и наивностью, необходимыми для ее героини. К тому же непрофессиональная актриса в кадре выглядела максимально естественно и искренне.
Зрители могли бы никогда не увидеть этого фильма – когда съемки были окончены, телевизионное руководство после просмотра материала возмутилось: да это же гимн белогвардейщине! Образы противников не должны вызывать у зрителей симпатию и сочувствие! Фильм отправили на полку, но его судьбу решил заместитель председателя КГБ Семен Цвигун. Режиссер отправил ему свою работу с просьбой вынести свой вердикт. Тот не увидел в нем ничего провокационного, и уже через несколько дней «Адъютанта его превосходительства» выпустили в прокат.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Татьяна Иваницкая
Татьяна Анатольевна Иваницкая. Родилась 28 декабря 1946 года в Москве. Российская балерина и актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1982).
Татьяна Иваницкая родилась 28 декабря 1946 года в Москве.
С ранних лет занималась хореографией и балетом. После школы окончила Московское хореографическое училище.
Была солисткой балета Русского народного хора им. Пятницкого.
На эту роль пробовались такие красавицы советского кино, как Ирина Мирошниченко и Людмила Чурсина, но Ташков предпочел им выпускницу балетного училища Татьяну Иваницкую.
Режиссер картины Евгений Ташков пояснял свой выбор: «Татьяна Иваницкая — балерина. У ее героини есть фраза: «Пусть ваша холостяцкая жизнь будет скрашиваться такими вечерами». Я пригласил актрису, которая играла очень профессионально, но это было не то. «Совершенно не подходит, потому что она знает подтекст, тут должна быть совершенно непорочная девица», — решил я. Мы попробовали еще несколько актрис и поняли, что они просто не могут это играть. И тогда пригласили Таню. Ей был 21 год, и она еще не умела целоваться».
После этого фильма, который многократно с успехом шел на экранах страны, Татьяна Иваницкая стала широко известной.
Татьяна Иваницкая в фильме «Адъютант его превосходительства»
После съемок в фильме «Адъютант его превосходительства» продолжила карьеру балетной танцовщицы.
В 1985 году сыграла небольшую роль в музыкальном молодежном фильме «Танцы на крыше».
Преподавала хореографию в школе искусств.
Личная жизнь Татьяны Иваницкой:
Во время съемок фильма «Адъютант его превосходительства», по рассказам очевидцев, актриса была влюблена в Юрия Соломина. И примерному семьянину Соломину приходилось прибегать к помощи режиссера, чтобы отбиться от ее притязаний.
Фильмография Татьяны Иваницкой:
Содержание фильма «Адъютант его превосходительства». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Военный фильм от режиссера Евгения Ташкова.
Кольцов проводит несколько секретных операций, при этом успешно проходит все проверки своей легенды и не поддаётся на провокации контрразведки. Одновременно показана романтическая линия сюжета, в которой Павел Андреевич завоёвывает сердце дочери начальника контрразведки полковника Щукина Татьяны.
В конце фильма Кольцов, жертвуя собой, уничтожает литерный поезд союзников с танками, перегоняемыми на фронт. Раненый Кольцов попадает под арест, его ждёт расстрел.
Кинокритик Всеволод Ревич в своей подробной рецензии положительно оценил фильм. Он ставит в заслугу создателям фильма то, «что они сумели разработать не только очень увлекательный, но и очень содержательный сюжет». Ревич назвал одним из главных достоинств режиссёрской работа Е. Ташкова «пристальное внимание к разработке характеров, и не только основных героев, но и эпизодических». Не устроили критика только образ батьки Ангела и любовная линия.
Город Харьков Добровольческая армия заняла 25 июня 1919 года, штаб командующего Добровольческой армии генерал-лейтенанта Май-Маевского размещался в здании Дворянского собрания.
Британская миссия прибыла в город Харьков 31 августа 1919 года, для вручения Май-Маевскому ордена Михаила и Георгия «за заслуги в борьбе с большевизмом как мировым злом».
кадры из фильма «Адъютант его превосходительства»
Режиссер: Евгений Ташков;
Сценаристы: Игорь Болгарин, Георгий Северский;
Оператор: Петр Терпсихоров;
Композитор: Андрей Эшпай;
Художники: Михаил Карташов, Валерий Филиппов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1969;
Премьера: 7 апреля 1970 (ТВ), 1972 (кино);
Cерий: 5
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История создания фильма «Адъютант его превосходительства»
Великолепный фильм прошлых времен «Адъютант его превос- ходительства» (1969 г., режиссер Евгений Ташков) фактически является первым сериалом и первым боевиком, снятым на советском телевидении. Серий, конечно, маловато – всего пять, однако это полноразмерные серии, по 90 минут каждая. Сюжет фильма классический для «шпионского боевика».
1.
Капитан Павел Кольцов – разведчик «красных» (в Красной Армии его называют «бывший капитан»), попадает в штаб Добровольческой армии, где ему удается стать личным адъютантом главнокомандующего, генерала Ковалевского (Владимир Стржельчик). Кольцов проявляет чудеса храбрости, верности долгу, чести, добывая сведения, необходимые Красной Армии.
Он хитер и изворотлив, умудряется обвести вокруг пальца полковника Щукина (Владимир Козел), начальника контрразведки, который отнюдь не первый день ловит разномастных шпионов. По ходу дела в Кольцова влюбляется прелестная Таня Щукина (Татьяна Иваницкая), дочь полковника, на воспитание к «красному» разведчику попадает Юра Львов (Александр Милокостый), сын погибшего полковника Львова (Геннадий Карнович-Валуа).
Актёр Юрий Соломин, игравший роль Кольцова, стал чрезвычайно популярным. После этого сериала Соломину стали приходить сотни писем, на многих из них стоял адрес: «Москва, Павлу Андреевичу Кольцову». Очень многие интересовались: а был ли реальный прототип у героя фильма? И в одном из своих интервью Соломин назвал этого человека — Павел Васильевич Макаров, чья биография могла дать фору любым киношным фантазиям.
2.
В ней в очень полной мере отобразились все коллизии трагического для нашей страны XX века…
Режиссёра картины искали очень долго. Перепробовали несколько кандидатур и в итоге остановились на Евгении Ташкове. На его счету уже был успешный фильм на тему советских разведчиков — «Майор Вихрь».
На главную роль пробовали знаменитых актёров. Среди них был и Михаил Ножкин, прославившийся после роли Бекаса в «Ошибке резидента». На сделанных фотопробах актёр замечательно смотрелся в белогвардейском мундире.
Но режиссёра он почему-то окончательно не устраивал. В очередной раз перебирая фотопробы, Ташков остановил взгляд на Соломине, который пробовался на капитана контрразведки Осипова. И тут режиссёру почему-то показалось, что именно этот актёр и мог бы прекрасно сыграть Кольцова. Несколько дней Ташков обдумывал своё решение, а потом вызвал Соломина на студию.
3.
Как вспоминал Юрий Мефодьевич: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актёром характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую — волевого, сосредоточенного человека, умеющего всё взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию…»
Киношное начальство выбор поначалу не одобрило. Уж слишком неподходящим был вид у Соломина для подобной роли. Героев такого рода обычно играли «фактурные» — высокие широкоплечие актёры, с яркой внешностью. А здесь на роль главного разведчика предлагалось утвердить невысокого, достаточно щуплого актёра с неброской красотой. Худсовет утвердил Юрия Соломина на роль Кольцова только после шестой пробы.
Благодаря случаю получил одну из своих звёздных ролей и Виктор Павлов. Изначально он был утверждён на красноармейца Сиротина. Но однажды на съёмках сцены, где Мирон Осадчий объясняется Ксении в любви, актёра, который должен был играть Осадчего, не оказалось.
4.
И режиссёр попросил Ташкова подыграть. Павлов сделал это с таким надрывом, что даже у съёмочной группы на глазах выступили слёзы. После этого роль Осадчего безоговорочно отошла Виктору Павлову. Актёр настолько вжился в образ, что потом многие зрители в самом деле думали, будто Павлов отсидел несколько лет в тюрьме.
Любимую женщину Кольцова Татьяну Щукину сыграла молодая балерина Татьяна Иваницкая. Предложение прийти на кинопробы стало для неё полной неожиданностью. Тем более что на роль претендовали шесть известных советских актрис. Но режиссёра Татьяна привлекла какой-то затаённой чистотой, которой ему не хватало в остальных претендентках.
5.
Когда фильм был готов, телевизионное руководство было в шоке: «Это же гимн белогвардейщине! Эмигрантское отребье за границей будет рукоплескать такой стряпне!» В итоге картина легла на полку, но пролежала там всего несколько месяцев. Режиссёр с директором картины показали ленту заместителю председателя КГБ Семёну Цвигуну, который слыл достаточно либеральным человеком. Фильм Цвигун посмотрел лёжа в больнице. И уже спустя несколько дней после просмотра «Адъютанта» разрешено было выпустить в прокат.
Более того, в 1971 году картина даже была удостоена Государственной премии. Актёры, сыгравшие в «Адьютанте», стали любимцами зрителей на долгие годы.
Правда, для Татьяны Иваницкой и Александра Милокостова, сыгравшего мальчика Юру, успешная кинокарьера на этом и закончилась. Татьяна так и осталась балетной танцовщицей.
6.
Александр же поступил в Щукинское училище. За время учёбы успел сняться ещё в нескольких фильмах: «Всадник без головы», «Гранитные острова». Потом поступил работать в театр. Но в 1989-м году ушёл со сцены в бизнес. Поговаривали, что дела у него шли неважно, и неудачи бывшая знаменитость порой заливала водкой.
Последний раз его имя всплывало в прессе по далеко не киношному поводу. Газеты писали, что жена Александра, врач-гинеколог, якобы наняла двух убийц, которые за пять тысяч долларов должны были избавить её от надоевшего супруга. Правда, вскоре Наталья Милокостая была выпущена из тюрьмы за отсутствием состава преступления. По её словам, человека, заявившего о якобы готовящемся убийстве, вполне мог подослать и сам Александр.
7.
Также в истории задействовано «белое» подполье в Киеве, банда батьки Ангела (Анатолий Папанов), свежеиспеченные чекисты, которым чуть не от сохи и станка приходится осваивать нелегкое искусство контрразведки, и множество других персонажей, с каждым из которых связан увлекательнейший поворот сюжета.
Несколько раз бравый адъютант близок к провалу. Сначала он попадает в ловушку «белой» контрразведки — полковник Щукин подозревает, что утечка сведений идет непосредственно из штаба, и под его пристальный взгляд попадают все новички, в числе которых и капитан Кольцов.
Заместитель Щукина, капитан Осипов (Константин Желдин), расставляет классическую ловушку: всем подозреваемым «ненавязчиво», якобы случайно, показывается «секретный» документ, в котором содержатся сведения о намечающемся в Киеве теракте.
Каждому подозреваемому предлагается свой адрес «террориста», взятый попросту из телефонного справочника. Отправленный в Киев Мирон Осадчий (Виктор Павлов), бывший член банды Ангела, а затем — агент «белой» контрразведки, должен проследить — по какому из адресов будет произведен чекистами арест. И капитан Кольцов отправляет по эстафете важные сведения — о теракте.
8.
рест производится, но чистая случайность спасает адъютанта его превосходительства: один из агентов ЧК узнает Осадчего и, вместо того, чтобы арестовать бандита, следит за ним. Ну а уж Мартин Лацис, начальник Всеукраинской ЧК (Евгений Ташков), вспоминает о том, как подобная же ловушка была расставлена полковником Щукиным подозреваемым в шпионаже еще во время первой мировой войны. Провал разведчика удается предотвратить.
9.
От фильма невозможно оторваться, он смотрится буквально на одном дыхании. Да, в нем нет ярких красок современности, он черно-белый, но этого отнюдь нельзя сказать о персонажах — они полностью восполняют своей яркостью недостатки черно-белого изображения.
Как вкусно батька Ангел, уговаривающий и красных, и белых вступить в его банду, произносит: «Да, я это… экскремент хочу сделать!». Или: «У нас эт называется: ы… к…конь… Тимка, как? — Коньфиксация!». Как очаровательно и в лучших старых традициях Таня говорит: «Господа, мы по четвергам вновь попытаемся принимать…». Как искренне Микки, младший адъютант главнокомандующего (Игорь Старыгин), собирается стреляться только потому, что на него пало подозрение в шпионаже. И многое, многое другое.
10.
Одна проблема — положительные герои отнюдь не типичны для последних лет. Теперь уже не модно, чтобы красные командиры были положительными. А уж тем более — агенты ЧК. Напротив, современный кинематограф возносит на пьедестал других героев — белую гвардию. И, конечно, зрителю, не заставшему советскую власть и привыкшему к фильмам другого плана, может быть несколько тяжело.
Необходимо отметить, что в фильме все вовсе не так однозначно. Несмотря на то, что снимался он в глубоко социалистические времена, далеко не все персонажи, призванные быть отрицательными, таковыми являются. Полковник Львов вызывает явную симпатию, а генерал Ковалевский — даже сочувствие.
Ротмистр Волин, сотрудник контрразведки Добровольческой армии (Олег Голубицкий), способствует побегу из заключения красного командира — ведь они вместе сидели в яме у батьки Ангела. Даже подозревающий всех полковник Щукин не всегда плох. Но есть и более интересные нюансы.
11.
К примеру, сцена в поезде, в котором будущий адъютант пробирается «к своим». Большая часть пассажиров поезда — простые люди, которые бегут от превратностей гражданской войны. И очень характерна беседа двух деревенских мужичков, из которой явственно следует, что им, собственно говоря, уже давно безразлично, кто же именно победит.
Они не различают ни белых, ни красных, ни бандформирований. А желают лишь одного — чтобы все это безобразие скорее закончилось, а они могли вернуться к своей земле.
Или прелюбопытнейшая надпись на тачанке батьки Ангела: «Бей белыхъ пака не покраснеютъ бей красных пака не пабелеютъ!».
А ротмистр Волин во время «ямного сидения» предлагает довольно близкое к истине объяснение причин революции, почему белая армия проигрывает сражение. Он говорит о том, что белому движению нечего предложить людям, что все их идеи и идеалы уже в прошлом, а борьба идет лишь по инерции. И поэтому они обречены на проигрыш.
12.
И в самом-то деле, разве не нынешние лидеры белого движения буквально заставили государя отречься от престола? Разве не они, присягавшие служить царю и отечеству, отвергли свою клятву? И какие же идеи и идеалы могут предложить клятвопреступники?
В этой связи любопытна фраза, произнесенная генералом Ковалевским. Он подписывает производство в генералы одного из командиров Добровольческой армии, и Кольцов удивляется — как же так, ведь Ковалевский главнокомандующий, и он — тоже только генерал! На что Ковалевский отвечает: «Меня в генералы произвел государь-император».
Так что фильм интересен в любом случае. Это — взгляд на историю с несколько неожиданной стороны. Можно сказать — с границы, разделяющей миры. Того, что был до 1917 года, и того, что стал после. В этом фильме гораздо больше, чем бойкий сюжет о разведчике, и вот это-то и есть самое ценное.