адъютант его превосходительства актеры и роли содержание
Содержание фильма «Адъютант его превосходительства». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Военный фильм от режиссера Евгения Ташкова.
Кольцов проводит несколько секретных операций, при этом успешно проходит все проверки своей легенды и не поддаётся на провокации контрразведки. Одновременно показана романтическая линия сюжета, в которой Павел Андреевич завоёвывает сердце дочери начальника контрразведки полковника Щукина Татьяны.
В конце фильма Кольцов, жертвуя собой, уничтожает литерный поезд союзников с танками, перегоняемыми на фронт. Раненый Кольцов попадает под арест, его ждёт расстрел.
Кинокритик Всеволод Ревич в своей подробной рецензии положительно оценил фильм. Он ставит в заслугу создателям фильма то, «что они сумели разработать не только очень увлекательный, но и очень содержательный сюжет». Ревич назвал одним из главных достоинств режиссёрской работа Е. Ташкова «пристальное внимание к разработке характеров, и не только основных героев, но и эпизодических». Не устроили критика только образ батьки Ангела и любовная линия.
Город Харьков Добровольческая армия заняла 25 июня 1919 года, штаб командующего Добровольческой армии генерал-лейтенанта Май-Маевского размещался в здании Дворянского собрания.
Британская миссия прибыла в город Харьков 31 августа 1919 года, для вручения Май-Маевскому ордена Михаила и Георгия «за заслуги в борьбе с большевизмом как мировым злом».
кадры из фильма «Адъютант его превосходительства»
Режиссер: Евгений Ташков;
Сценаристы: Игорь Болгарин, Георгий Северский;
Оператор: Петр Терпсихоров;
Композитор: Андрей Эшпай;
Художники: Михаил Карташов, Валерий Филиппов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1969;
Премьера: 7 апреля 1970 (ТВ), 1972 (кино);
Cерий: 5
«Адъютант его превосходительства». Как снимали культовый советский телесериал
Шедевр из вторсырья
Фильм Евгения Ташкова, который успел к тому времени снять пару шедевров («Приходите завтра» и «Майор Вихрь»), имел невероятный успех, несмотря на то что сценарий, с которым он начал работать, по его же словам, был просто ужасен. «Коммунистический Христос». Как в Киеве закалялись Алов, Наумов и Лановой
Ташков позже вспоминал, что и повесть Игоря Болгарина и Георгия Северова, и сценарий по ней были написаны просто по-графомански. Пришлось перерабатывать и переписывать, убирая одни и добавляя другие куски. Ташков не хотел даже вставлять имена соавторов в титры фильмы, но они подняли шум, пришлось уступить.
По сути «Адъютант его превосходительства» от А до Я, фильм Ташкова, просто сделан он по мотивам повести.
Так в литературе случалось часто, начиная с Мольера, который порой просто перелицовывал комедии никому нынче не известных драматургов, создавая шедевры под своим именем. «Я беру свое добро там, где нахожу», — говаривал великий комедиант.
Нестандартный кадровый подход
Но, конечно, у нашего мини-сериала и кроме режиссерской работы было множество составляющих, сделавших его любимым несколькими поколения зрителей. Во-первых, конечно, блестящий актерский состав. Набрать «звезд» в то время было не сложно, их было много. Талант режиссера сказался в подборе и расстановке актеров по ролям, проявился в парадоксальных на первый взгляд решениях.
Взять хотя бы Анатолия Папанова в роли батьки Ангела (кстати, исторический «Ангел» был парнем 22 лет от роду). Революция с цыганами и канканом: «Опасные гастроли» 40 лет спустя
Папанов к тому времени был уже знаменит многими ролями, но прежде всего своим Серпилиным в «Живых и Мертвых». Хорошо знавший войну, едва уцелевший после тяжелого ранения, полученного где-то между Краматорском и Изюмом, бывший сержант Папанов дал советскому военному кино правдивейший образ умного и стойкого командира.
И вдруг — перевоплощение в главаря бандитов! И какое богатое. Это был Лёлик из «Бриллиантовой руки», только по-настоящему кровавый и жестокий, отнюдь не карикатурный. И снова — попадание в точку вместе с тачанкой, на которой написано «бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют».
Сколько их, таких «батек», поймавших кураж, грабивших налево и направо, пьяневших от безнаказанности и временной всесильности («Я тут могу хоть сто лет воевать») гуляло по Югу России в том самом 1919 году, в котором происходит действие фильма.
Но, безусловно, главной находкой Ташкова стал Юрий Соломин в главной роли адъютанта командующего Добровольческой армией генерала Ковалевского, прообразом для которого послужил знаменитый военачальник белых, реальный командующий этой армией генерал Май-Маевский.
Забавно, что изначально Соломина готовили на роль капитана Осипова из белой контрразведки, которую в итоге блестяще сыграл Константин Желдин (Холтоф из «17 мгновений весны»). А капитана Кольцова должен был сыграть «бекас» Михаил Ножкин, только что прогремевший в «Ошибке резидента». Худсовет любил Ножкина и считал, что у Соломина недостаточно белогвардейское лицо. Ташков его все-таки отстоял.
Несколько лет спустя оба актера сыграли в «Хождениях по мукам». Ножкин, конечно, классический «беляк» Рощин в добровольческом мундире, но и соломинский Телегин в этом же мундире не смотрится чужим. Кстати, таким образом Юрий Мефодьевич снова сыграл красного разведчика, фланировавшего по белым тылам.
Правда жизни
Правдивость и натуральность снятого киноматериала делали «Адъютант» почти документальным фильмом. Особенно глядя из сегодняшних времен.
Авторы фильма не забыли, что к моменту начала съемок прошло всего полвека, отделяющих кино от реальных событий гражданской войны. Не было проблем ни с одеждой, ни с мундирами, ни даже с лицами актёров — цивилизация не успела наложить лоск на внешность людей того времени и полностью стереть его материальные следы. Две стороны партизанщины в Крыму: разноцветная и межнациональная
Актёры играли своих отцов и старших братьев. Многие сцены снимались просто на натуре — в Киеве и Харькове, как раз там, где все и происходило. Особенно много было отснято в историческом центре Киева.
Грубо говоря, некоторые серии фильма могут служить путеводителем по Старокиевской горе и ее окрестностям. Большинство киевских сцен сняты там, начиная с Андреевского спуска, Десятинной и Владимирской улицы, и ниже — по всяким там Боричевым токам и прочим переулкам. Кстати говоря, многие мизансцены можно и сегодня снимать там же — как ни странно, в тех местах Киев изменился не очень сильно.
Многие события сериала происходят в Харькове. Правда, там сняты в основном статичные эпизоды.
Немного снято в Ялте, в основном сцены, связанные с морем в заключительной серии. Но и по сей день ялтинские экскурсоводы показывают места, где работала съемочная группа «Адъютанта».
Удачливый рассказчик, адъютант Май-Маевского
Конечно, сегодня в большей степени, чем полвека назад, многие задаются вопросом, насколько правдивы события фильма?
В целом придраться не к чему. Если смотреть на большие события 1919 года.
В основном претензии можно предъявлять к личности капитана Кольцова. Прототипом послужил капитан Павел Макаров, действительно бывший адъютантом Май-Маевского. Его превосходительство «генерал Харьков»
Был или он действительно разведчиком красных в 1919 году? Едва ли.
Известно, что информация, которую большевики получили от него, не была сколько-нибудь ценной в том смысле, который придается ей в фильме. Скорей всего, Макарова банально купили в свое время. Потом он был разоблачен, приговорен к расстрелу, бежал из севастопольской крепости и партизанствовал в горах Крыма.
После «гражданки» Макаров накатал книгу, которая так и называется — «Адъютант его превосходительства». Главный вывод из нее можно сделать такой — автор наверняка был потомком барона Мюнхгаузена. При этом потомком малограмотным, но обладающим от природы богатым воображением и языком без костей.
Убедиться в этом может любой, кто прочтет книгу Макарова. Издана она в 1927 году, не содержит никаких стилистических изысков, однако же выдержала за два года сразу пять изданий. В том числе и потому, что была невероятно занимательна — рассказчик бывший адъютант командующего Добровольческой армией Май-Маевского был превосходный.
Вся книга — сплошной экшн, автор не дает читателю ни минуты передышки. На это, видимо, и купился в свое время Игорь Болгарин, который во время Великой Отечественной партизанил с Макаровым снова-таки в Крыму.
Такое не переснять
Сделали ли фильм хуже от использования слабого первоисточника?
Едва ли. Для кино многие макаровские сюжеты стали находками. Тем более что Евгений Ташков, как мы уже сказали, написал на основе книги собственный сценарий. Последние дни белого Крыма. Почему «генерал Харьков» навсегда остался в Севастополе
О том, что он сильней книги, может говорить судьба остальных книг Болгарина и Северского о лихом красном разведчике капитане Макарове. Они накатали их аж восемь штук. Но ни одна из них не имела ни грана того успеха, который выпал на долю «Адъютанта его превосходительства».
Показательно, что сегодня никто из режиссёров не берется переснимать это кино, хотя с многими советскими фильмами нынешние компиляторы от кинематографа уже расправились подобным образом. Нельзя, конечно, взять красного разведчика Кольцова и сделать из него мерзавца-шпиона. Развалится вся фабула сюжета. Не сделать белых рыцарей без страха и упрека и из палачей деникинской контрразведки Щукина и Осипова (о прототипах которых можно найти гневные отклики и в белоэмигрантских мемуарах).
Это было бы уже совсем другое кино, как и другая жизнь, сменившая тридцать лет назад ту, за которую сражались положительные герои фильма.
Реальная история «Адъютанта его превосходительства»: Кто был прототипом героя Юрия Соломина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главный герой – капитан Павел Кольцов – разведчик «красных», которого в 1919 г. направили в Добровольческую армию, где он смог стать личным адъютантом командующего, генерала Ковалевского, и успешно провести несколько секретных операций. Хотя авторы сценария фильма утверждали, что образ Кольцова – собирательный, многие исследователи склоняются к мысли, что у главных героев были реальные прототипы. Сам Юрий Соломин в одном из интервью назвал имя этого человека – Павел Васильевич Макаров.
В годы Первой мировой войны Павел Макаров служил в царской армии, а после революции стал убежденным большевиком. По поручению Крымского военно-революционного комитета он занялся формированием отрядов Красной гвардии, но во время поездки по причерноморским хуторам был задержан белогвардейцами, которым он представился белым офицером. Получилось так, что «разведчиком» он стал по воле случая, без специальных директив красного командования. Макаров смог заслужить доверие противников и добиться того, что его назначили адъютантом генерал-лейтенанта Май-Маевского, вскоре ставшего командующим Добровольческой армии. Связей с Москвой у него не было, и передавать сведения «красным» он не мог, но решил заняться деятельностью в их пользу – сообщал Май-Маевскому только устаревшие армейские сводки, стравливал между собой командиров отдельных белых корпусов. А после того, как в Крым пришла Красная Армия, Макаров стал сотрудником ВЧК.
В 1927 г. Павел Макаров опубликовал свои мемуары под названием «Адъютант генерала Май-Маевского», которые выдержали несколько изданий. Но этим он навлек на себя неприятности – после проверки фактов из этой книги комиссия ЦК ВКП(б) пришла к выводу, что большая часть из них – неподтвержденные сведения, и что Макаров на самом деле служил белым, пока их поражение не стало очевидным. Из-за этого его лишили персональной пенсии, выгнали из партии, а в 1937 г. арестовали. Правда, спустя 2 года он был оправдан и освобожден.
Во время Великой Отечественной войны Макаров возглавил партизанское соединение в Крыму и был награжден несколькими боевыми орденами. После окончания войны он выпустил еще одну книгу и снова заставил о себе говорить. Эта история имела широкий резонанс – по мотивам книги Макарова писали литературные произведения, создавали театральные постановки. Правда, имя настоящего героя, как правило, нигде не упоминали. Так случилось и со сценарием фильма «Адъютант его превосходительства», опубликованным в 1968 г. в журнале «Вокруг света». Не посоветовавшись с автором мемуаров, авторы сценария Игорь Болгарин и Георгий Северский написали на основе его книги свое произведение, заявив, что образ главного героя – собирательный. Конечно, это вызвало недовольство Макарова. А в год выхода фильма на экраны прототип капитана Кольцова скончался. Долгие годы после этого его имя нигде даже не упоминали.
В главной роли режиссер фильма Евгений Ташков видел Михаила Ножкина, известного по роли Бекаса в «Ошибке резидента». Однако в последний момент актер отказался участвовать в съемках. Юрий Соломин тоже проходил пробы, правда, на роль другого героя – капитана контрразведки Осипова. И Ташков на свой страх и риск решил утвердить его на главную роль, несмотря на неодобрение худсовета. По их мнению, разведчика должен был играть актер с другой фактурой – высокий и широкоплечий, а внешность Соломина казалась им недостаточно яркой для такой роли.
Это предложение стало полной неожиданностью и для самого Соломина, который позже рассказывал: « Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актёром характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую – волевого, сосредоточенного человека, умеющего всё взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию… ». Тем не менее Ташков настоял на своем. Время показало, что он не ошибся – после этой роли Юрий Соломин стал настоящим кумиром публики, на киностудию мешками приходили письма, адресованные «капитану Кольцову».
Неожиданным был и его выбор актрисы на роль любимой женщины Кольцова. Режиссер забраковал кандидатуры шести известных актрис, претендовавших на эту роль, и утвердил 21-летнюю балерину Татьяну Иваницкую, которая поразила его чистотой и наивностью, необходимыми для ее героини. К тому же непрофессиональная актриса в кадре выглядела максимально естественно и искренне.
Зрители могли бы никогда не увидеть этого фильма – когда съемки были окончены, телевизионное руководство после просмотра материала возмутилось: да это же гимн белогвардейщине! Образы противников не должны вызывать у зрителей симпатию и сочувствие! Фильм отправили на полку, но его судьбу решил заместитель председателя КГБ Семен Цвигун. Режиссер отправил ему свою работу с просьбой вынести свой вердикт. Тот не увидел в нем ничего провокационного, и уже через несколько дней «Адъютанта его превосходительства» выпустили в прокат.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Адъютант генерала Харькова. Красный суперагент в жизни и в кино
Шедевр из вторсырья
Фильм Евгения Ташкова, который успел к тому времени снять пару шедевров («Приходите завтра» и «Майор Вихрь») имел невероятный успех несмотря на то, что сценарий, с которым он начал работать, по его же словам был просто ужасен.
Ташков позже вспоминал, что и повесть Игоря Болгарина и Георгия Северова, и сценарий по ней, были написаны просто по-графомански. Пришлось перерабатывать и переписывать, убирая одни и добавляя другие куски. Ташков не хотел было даже вставлять имена соавторов в титры фильмы, но они подняли шум, пришлось уступить.
То есть, «Адъютант его превосходительства» — по сути фильм Ташкова от А до Я, просто сделан по мотивам повести.
Так в литературе случалось часто, начиная с Мольера, который порой просто перелицовывал комедии никому нынче не известных драматургов, создавая шедевры под своим именем. «Я беру свое добро там, где нахожу», — говаривал великий комедиант.
Нестандартный кадровый подход
Но, конечно, у нашего мини-сериала и кроме режиссерской работы было множество составляющих, сделавших его культовым, любимым многими поколения советских людей. Во-первых, конечно, блестящий актерский состав. Набрать «звезд» в то время было не сложно, их было много. Талант режиссера сказался в подборе и расстановке актеров по ролям, проявился в парадоксальных на первый взгляд решениях.
Взять хотя Анатолия Папанова в роли батьки Ангела (кстати, исторический «Ангел» был парнем 22 лет от роду). Революция с цыганами и канканом: «Опасные гастроли» 40 лет спустя
Он ведь к тому времени был уже знаменит многими ролями, но прежде всего, свои Серпилиным в «Живых и Мертвых». Хорошо знавший войну, едва уцелевший после тяжелого ранения, полученного где-то между Краматорском и Изюмом, бывший сержант Папанов дал советскому военному кино правдивейший образ умного и стойкого командира.
И вдруг — перевоплощение в главаря бандитов! И какое богатое. Это был Лелик из «Бриллиантовой руки», только по-настоящему кровавый и жестокий, отнюдь не карикатурный. И снова — попадание в точку вместе с тачанкой, на которой написано «бей красных пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют».
Сколько их, таких «батек», поймавших кураж, грабивших налево и направо, пьяневших от безнаказанности и временной всесильности («Я тут могу хоть сто лет воевать») гуляло по Югу России в том самом 1919, в котором происходит действие фильма.
Но, безусловно, главной находкой Ташкова стал Юрий Соломин в главной роли адъютанта командующего Добровольческой армией генерала Ковалевского, прообразом для которого послужил, конечно, знаменитый военачальник белых, реальный командующий этой армией генерал Май-Маевский.
Забавно, что изначально Соломина готовили на роль капитана Осипова из белой контрразведки, которую в итоге блестяще сыграл Константин Желдин (Холтоф из «17 мгновений весны»). А капитана Кольцова должен был сыграть «бекас» Михаил Ножкин, только что прогремевший в «Ошибке резидента». Худсовет любил Ножкина, и считал, что у Соломина недостаточно белогвардейское лицо. Ташков его все-таки отстоял.
Несколько лет спустя оба актера сыграли в «Хождениях по мукам». Ножкин, конечно, классический «беляк» Рощин в добровольческом мундире, но и соломинский Телегин в этом же мундире не смотрится чужим. Кстати, таким образом Юрий Мефодьевич снова сыграл красного разведчика, фланировавшего по белым тылам.
Правда жизни
Правдивость и натуральность снятого киноматериалы делали «Адъютант» почти документальным фильмом. Особенно, глядя из сегодняшних хипстерских времен.
Авторы фильма не забыли, что к моменту начала съемок, прошло всего полвека, отделяющих кино от реальных событий гражданской войны. Не было проблем ни с одеждой, ни с мундирами, ни даже с лицами актёров — цивилизация не успела наложить лоск на внешность людей того времени. Две стороны партизанщины в Крыму: разноцветная и межнациональная
Актёры играли своих отцов и старших братьев. Многие сцены снимались просто на натуре — в Киеве и Харькове, как раз там, где все и происходило. Особенно много было отснято в историческом центре Киева.
Грубо говоря, некоторые серии фильма могут служить путеводителем по Старокиевской горе и ее окрестностям. Большинство киевских сцен сняты там, начиная с Андреевского спуска, Десятинной и Владимирской улицы, и ниже — по всяким там Боричевым токам и прочим переулкам. Кстати говоря, многие мизансцены можно и сегодня снимать там же — как ни странно в тех местах Киев изменился не очень сильно.
Многие события сериала происходят в Харькове. Правда, там сняты в основном статичные эпизоды. Немного снято в Ялте, в основном сцены, связанные с морем в заключительной серии. Но и по сей день ялтинские экскурсоводы показывают места, где работала съемочная группа «Адъютанта».
Удачливый рассказчик, адъютант Май-Маевского
Конечно, сегодня в большей степени, чем пол века назад, многие задаются вопросом, насколько правдивы события фильма?
В целом придраться не к чему. Если смотреть на большие события 1919 года.
В основном претензии можно предъявлять к личности капитана Кольцова. Прототипом послужил капитан Павел Макаров, действительно бывший адъютантом Май-Маевского. Его превосходительство «генерал Харьков»
Был или он разведчиком красных? Едва ли. Известно, что информация, которую большевики получили от него, не была сколько-нибудь ценной в том смысле, который придается ей в фильме. Скорей всего, Макарова банально купили в свое время. Потом он был разоблачен, приговорен к расстрелу, бежал из севастопольской крепости и партизанствовал в горах Крыма.
После «гражданки» он накатал книгу, которая так и называется — «Адъютант его превосходительства». Главный вывод из нее можно сделать такой — автор наверняка был потомком барона Мюнхгаузена. При этом, потомком малограмотным, но обладающим от природы богатым воображением и языком без костей.
Убедиться в этом может любой, кто прочтет книгу Макарова. Издана она в 1927 году, не содержит никаких стилистических изысков, однако же выдержала за два года сразу пять изданий. В том числе и потому, что была невероятно занимательна — рассказчик бывший адъютант командующего Добровольческой армией Май-Маевского был превосходный.
Вся книга — сплошной экшн, автор не дает читателю ни минуты передышки. На это, видимо, и купился в свое время Игорь Болгарин, который во время Великой Отечественной партизанил с Макаровым снова-таки в Крыму.
Такое не переснять
Едва ли. Для кино многие макаровские сюжеты стали находками. Тем более, что Евгений Ташков, как мы уже сказали, написал на основе книги собственный сценарий.
О том, что он сильней книги может говорить судьба остальных книг Болгарина и Северского о лихом красном разведчике капитане Макарове. Они накатали их аж восемь штук. Но ни одна из них не имела ни грана того успеха, который выпал на долю «Адъютанта его превосходительства».
Не могу не удержаться, и не заметить, что сегодня никто из режиссёров не берется переснимать это кино, хотя с многими советскими фильмами нынешние компиляторы от кинематографа уже расправились таким образом. Нельзя, конечно, взять красного разведчика Кольцова и сделать из него мерзавца-шпиона. А из палачей деникинской контрразведки Щукина и Осипова сделать белых рыцарей без страха и упрека.
Это будет уже другое кино, как и другая жизнь, сменившая тридцать лет назад ту, за которую сражались положительные герои фильма.