Аэродром рассредоточения что такое
аэродром рассредоточения
Смотреть что такое «аэродром рассредоточения» в других словарях:
Угрим — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
37-я воздушная армия — Верховного Главного командования стратегического назначения Годы существования 1949 2009 Страна … Википедия
153-й истребительный авиационный полк — 153 й истребительный авиационный полк … Википедия
Вывод из-под удара — «Вывод из под удара» (в дальнебомбардировочной и ракетоносной авиации) комплекс мероприятий по рассредоточению авиационной техники и личного состава в «угрожаемый период», для последующего нанесения ответного ядерного «удара возмездия».… … Википедия
Дальняя авиация — Название 37 я воздушная армия до 1968 года носила 4 я воздушная армия. 37 я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения (сокр. 37 ВА ВГК (СН), историческое название Дальняя авиация) объединение Военно воздушных сил … Википедия
Дальняя авиация России — Название 37 я воздушная армия до 1968 года носила 4 я воздушная армия. 37 я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения (сокр. 37 ВА ВГК (СН), историческое название Дальняя авиация) объединение Военно воздушных сил … Википедия
Военно-воздушные силы СССР — (ВВС СССР) Флаг советских Военно воздушных сил Годы существования … Википедия
Аэродром базирования
Военный аэродром — в современной терминологии это аэродромный комплекс, включающий стационарную взлётно-посадочную полосу (ВПП), сеть рулёжных дорожек и защищённые места стоянок самолётов — земляные обвалования (капониры) или крытые арочные железобетонные укрытия, а также инфраструктуру аэродромного, боевого, инженерно-технического, материально-тылового обеспечения повседневной жизнедеятельности и перспективных боевых действий дислоцируемой авиации и профильных воинских частей по их прямому предназначению.
Аэродромы стран НАТО, как правило, не имеют рассредоточенных защищённых стоянок. Достаточно широко практикуется установка на местах стоянки лёгких полузакрытых сооружений, для защиты летательного аппарата от атмосферных воздействий.
Также есть военные аэродромы, в которых приоритетной задачей являются грузопассажирские перевозки (например, аэродром Чкаловский в Московской обл.). Порядок перевозки пассажиров военно-транспортными и пассажирскими самолётами Минобороны кардинально отличается от принятого в гражданских авиакомпаниях.
Большинство военных аэродромов имеют ВПП с искусственным покрытием (бетон, армированный бетон (армобетон), асфальтобетон, реже — сборное металлическое листовое покрытие, что обеспечивает их всесезонную эксплуатацию. Некоторые военные аэродромы имеют грунтовые ВПП (как правило, такие аэродромы используются для учебно-тренировочных целей или для базирования вертолётов).
Содержание
Классификация военных аэродромов в РФ
В зависимости от размеров ВПП и предназначения, отечественные военные аэродромы можно условно разделить на три вида:
Также имеются вертодромы, предназначенные для базирования только вертолётов. ВПП такого аэродрома невелика и используется для отработки взлёта/посадки вертолёта «по-самолётному». В виде исключения такой аэродром может принимать лёгкие самолёты 4-го класса.
Существует ряд аэродромов совместного базирования, на которых наряду с военной дислоцируется гражданская, ведомственная или спортивная авиация.
Отдельно стоит выделить авианесущие корабли, способные принимать самолёты и вертолёты палубной авиации. На каждом таком корабле, как правило, имеется полётная палуба, ангар, средства технического обслуживания и обеспечения, запасы топлива, ГСМ, средств поражения и т.д. На корабле во время похода базируется авиагруппа. Постоянными местами базирования палубной авиации являются сухопутные аэродромы берегового базирования.
В современной отечественной практике военные аэродромы различают по типам применения на:
Примечание. Назначение любого аэродрома может со временем меняться.
Зенитное прикрытие аэродрома
Для предотвращения воздушного нападения военные аэродромы часто прикрываются силами ПВО. Ранее для этой цели применялась ствольная артиллерия, затем вблизи аэродромов стали размещать зенитно-ракетные дивизионы. С появлением зенитных ракет большой дальности надобность размещения стартовых площадок ракет в непосредственной близости от аэродрома отпала.
Охрана военного аэродрома.
Для предотвращения несанкционированного взлёта ВС (угона) на военных аэродромах все зоны охраны разделяются воротами или шлагбаумами, которые перегораживают рулёжные дорожки, и лентами с шипами. В случае попытки угона ВС подаётся команда «Капкан», по которой дежурной службой выполняется ряд мероприятий по предотвращению выруливания летательного аппарата на ВПП, в том числе, в качестве крайней меры, разрешено открытие огня по кабине лётчика (экипажа).
Термин авиабаза в РФ
Интересные факты
Ни бетон, ни металлические плиты, которые использовались для сооружения взлетно-посадочных полос на аэродромах в европейской части страны, на Курилах не выдерживали испытаний: деформировались. Японцы нашли оригинальное решение проблемы. Они сооружали деревянные взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки без единого железного гвоздя. Оказалось, что это очень практично, особенно зимой, когда неизбежны температурные колебания.
На другом острове Курильской гряды мы увидели более крупный аэродром, с несколькими полосами. В центре его высилась гора, которую опоясывала рулежная дорожка. У подножия горы японцы соорудили капониры, куда и закатывали самолёты на случай атаки аэродрома или стихийного бедствия. Входы в капониры ограждали подвижные (на роликах) металлические плиты — тоже мера предосторожности. Все это было очень искусно замаскировано под цвет окружающей местности.
аэродром рассредоточения авиации
Смотреть что такое «аэродром рассредоточения авиации» в других словарях:
37-я воздушная армия — Верховного Главного командования стратегического назначения Годы существования 1949 2009 Страна … Википедия
Дальняя авиация — Название 37 я воздушная армия до 1968 года носила 4 я воздушная армия. 37 я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения (сокр. 37 ВА ВГК (СН), историческое название Дальняя авиация) объединение Военно воздушных сил … Википедия
Дальняя авиация России — Название 37 я воздушная армия до 1968 года носила 4 я воздушная армия. 37 я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения (сокр. 37 ВА ВГК (СН), историческое название Дальняя авиация) объединение Военно воздушных сил … Википедия
Военно-воздушные силы СССР — (ВВС СССР) Флаг советских Военно воздушных сил Годы существования … Википедия
Вывод из-под удара — «Вывод из под удара» (в дальнебомбардировочной и ракетоносной авиации) комплекс мероприятий по рассредоточению авиационной техники и личного состава в «угрожаемый период», для последующего нанесения ответного ядерного «удара возмездия».… … Википедия
Угрим — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
153-й истребительный авиационный полк — 153 й истребительный авиационный полк … Википедия
Как работает военная авиация
Поводом для написания данной статьи стало распространение недостоверной информации относительно вопросов базирования и обслуживания авиации.
Происходит это периодически во всех СМИ. Причем в статьях совершенно разной направленности, где в той или иной мере затрагиваются вопросы применения авиации (любой), начиная от моделирования сражений на море, сравнения береговой инфраструктуры и авианосцев и заканчивая применением ВКС РФ в Сирии.
Часть 1. Принципы организации аэродромной сети
Прежде всего необходимо сразу сказать, что вести речь об отдельно взятом аэродроме в отрыве от аэродромной сети, частью которой он является, не вполне корректно. Подобно тому, как в организме человека есть различные органы, также и конкретный аэродром выполняет строго определенные, возложенные на него функции в рамках всей системы.
Классификация аэродромов, применявшаяся в СССР, довольно объемна. Для задач данной статьи я предлагаю воспользоваться упрощенной моделью, дабы понять сам принцип. Ввиду упрощения, некоторые термины могут не точно совпадать с реальными.
Аэродром базирования
ВПП таких аэродромов способна принимать тяжелую военно-транспортную авиацию, что расширяет логистические возможности всей системы в целом.
На таких аэродромах возможно аккумулировать большие запаса материально-технических средств (топлива, боеприпасов, техники).
Оборудованы ангары и есть все необходимое для проведения плановых технических работ, а также ремонта ЛА.Оперативный аэродром
Эта роль отводится аэродромам поменьше (хотя и не обязательно).
Их ВПП может быть приспособлена для снабжения по воздуху силами легкой и средней военно-транспортной авиации с грузоподъемностью до 20 тонн, а также вертолетами МИ-8 и МИ-26.
На них значительно меньше монументальных строений и инфраструктуры, постоянных запасов.
Однако на этапе планирования закладывается потенциал для наращивания возможностей аэродрома. Предусматриваются места для размещения быстровозводимого жилья, стоянки техники и т.д. Так же при планировании размещения аэродромов учитывается транспортная доступность.
Аэродромы разлета
Это совсем маленькие аэродромы и даже посадочные площадки. Они не пригодны для постоянного базирования авиации. Однако в случае опасности по ним можно распределить ЛА и даже совершить несколько боевых вылетов.
Особенно это актуально для истребительной авиации – для их работы достаточно 800 метров полосы.
Другие составляющие аэродромной сети
Во всем мире используется практика аэродромов совместного базирования. Так, например, F-16 ВВС Турции, сбивший наш Су-24 в Сирии, вылетел на свое задание именно с такого аэродрома.
Преимущества совместного базирования очевидны: есть мощнейшая гражданская инфраструктура, которая не требует денег на свое содержание в мирное время, а наоборот – приносит доход.
Имеется и охраняемая территория, на которой можно расположить доп. пункты. В наличии резервы для размещения личного состава.
В России около 60 крупных международных аэропортов и порядка 200 региональных.
Это подразумевает наличие внутри аэропорта зон с особым режимом охраны, ведь, к примеру, самолет главы государства не должен стоять на общей стоянке.
Использование автомагистралей в качестве временных аэродромов
На этапе планирования, строительства и модернизации дорог в обязательном порядке прорабатываются возможности использования их участков в качестве временных аэродромов.
Подобные аэродромы могут размещаться вблизи ж/д станций для облегчения доставки и хранения топлива и боеприпасов.
Также в мирное время прорабатываются возведение полевых аэродромов и площадок для работы авиации (что называется «с колес») силами специальных частей.
Некоторые действия выполняются еще реже и требуют еще больших затрат, качественно иной оснастки и наличия запчастей и расходников: замена масла, фильтра, тормозных колодок.
И так далее. Вплоть до капитального ремонта двигателя.
Примерно по такому-же принципу работает и авиация. На оперативный аэродром доставляются самолеты, максимально готовые к бою, прошедшие все плановые технические процедуры.
Это позволяет снизить нагрузку на местную инфраструктуру и персонал до минимума и резко повысить интенсивность работы авиации с аэродрома.
По сути, персоналу на оперативном аэродроме нужно только заправлять и подвешивать БК.
Заправка самолетов
Еще одним важным аспектом подготовки самолета к вылету является заправка топливом.
В современном мире для этих нужд существует множество решений: от дешевых и небольших до высокопроизводительных и дорогих.
Своеобразной «вершиной» в этой процедуре является система централизованной заправки.
Начинается такая система со сливной железнодорожной эстакады: подгоняются ж/д цистерны и начинается забор топлива. Эстакада Шереметьево способны одновременно сливать топливо с 18–24 цистерн (по разным данным).
Сначала топливо поступает в небольшой промежуточный резервуар, из которого берутся пробы. И (при отсутствии нареканий) оно закачивается в основные резервуары для хранения.
Основные резервуары могут быть разными. На крупных авиабазах используются РВС (резервуар вертикальный стальной). Такие решения имеют емкость в десятки тысяч кубических метров.
На аэродромах поменьше хранение может быть организовано в более сокращенных объемах.
На самих стоянках самолетов есть гидранты, наподобие пожарных. К ним подъезжает специальная машина (либо на пункте обслуживания устанавливается стационарная станция заправки) и производит заправку любым количеством топлива, что особенно актуально в случае больших самолетов (ДА, Военно-транспортная авиация).
Таким образом, резко снижается количество необходимого транспорта, трафик, необходимые людские ресурсы, а также экономится время.
Для понимания «масштабов» необходимо упомянуть некоторые цифры.
Запасы топлива на авианосце (типа Нимиц) около 12 млн литров, то есть порядка 10 млн кг, что эквивалентно 166 цистернам.
Такой объем можно обеспечить, подогнав к аэродрому 2 грузовых состава.
Этого запаса хватит на 840 вылетов Су-34 с полными баками.
Вместимость топливных баков:
Су-34, Су-35: 12 000 кг
Су-25: 3 000 кг
Миг-35: 6 000 кг
Миг-31: 17 730 кг
Ту-160: 150 000 кгВспоминая старый-добрый мультик про слоненка, мартышку и удава, для удобства предлагаю в дальнейшем измерять все в «Су-34».
Стандартная 4-осная ж/д цистерна имеет объем 80 кубов и грузоподьемность в 60 тонн. Её хватит на 5 полных заправок Су-34.
Воздушный танкер Ил-78 может передать 60 000 л топлива на удалении 1 800 км. Либо 30 000 л на удалении 4 000 км. При этом он имеет 2 режима производительности: 1 000 л в минуту для маленьких самолётов и 2 000 л в минуту для «стратегов».
Таким образом, на дальности до 2 000 км он может заправить 4 Су-34, потратив на каждую пару примерно по 15 минут с подходом и отходом от танкера (самолет заправляется не на пустые баки, а максимум на ⅔, а скорее даже на ½).
Стандартные аэродромные заправщики имеют емкости от 20 до 60 кубов.
Однако были в истории нашей авиации и исключения (https://topwar.ru/130885-aerodromnyy-avtotoplivozapravschik-atz-90-8685c.htm).
Отдельно хочется упомянуть заправку наших стратегов.
Ту-160 берет на борт 150 тонн горючего, что равно 3 ж/д цистернам или 3 большим заправщикам.
Ситуация решается просто. Энгельс (место базирование наших стратегов) находится там же, где и Саратовский нефтеперерабатывающий завод.
Учитывая производительность в 2 000 литров в минуту, заправить Ту-160 можно за 1,5 часа. Однако стоит учитывать, что этот расчет производился, исходя из заправки танкеров через 1 порт.
Узнать реальные возможности системы заправки на Энгельсе у меня не получилось. Однако не думаю, что мы сильно ошибёмся, если остановимся на цифрах «от часа до двух».
Часть 3. Снаряжение АСП
Наряду с заправкой, другим ключевым аспектом оперативного обслуживания самолетов перед вылетом является его снаряжение АСП. Проще говоря, вооружение или пополнение БК.
В комментариях к моим прошлым статьям (относительно Ту-160) некоторые читатели упоминали о том, что этот самолет требует больших затрат на обслуживание (в человеко-часах). И данный факт позиционируется ими исключительно как проблема самолета.
В действительности же проблема намного сложнее и носит глубокий системный характер. К большому сожалению, в нашей стране традиционно уделялось недостаточное внимание техническим средствам обслуживания.
Отсутствовало то, что можно было бы назвать современной и проработанной «культурой работ».
При этом умельцы на местах (на чьи плечи и ложилось катание по аэродрому тележек с «чугунием») делали, что могли. И, как могли, пытались оптимизировать процесс, в том числе и за счет поделок.
В случае с Ту-160, речь шла о цифре в 64 человеко-часа на 1 час полета. Эти цифры корнями уходят в то время, когда новые самолеты только поступили на вооружение и никто не имел опыта их эксплуатации. Со слов инженеров, в то время требовалось 3 дня, чтобы подготовить самолет к вылету. Все процедуры производились медленно, постоянно сверялись с инструкциями и обсуждались с представителями КБ. И если со временем дефицит «навыков» и «знаний» персонала решался, и время на обслуживание сокращалось, то проблема практически полного отсутствия технически эффективных решений для обслуживания самолета оставалась и уже не могла быть решена «поделками». Так как деревянные самодельные тележки уже не «вывозили» снаряжение ДА.
Во времена СССР мы уже отставали от США в вопросах культуры «наземного обслуживания». После развала СССР наше отставание только увеличивалось, так как в США все это время данная отрасль развивалась семимильными шагами, как технически, так и концептуально (что еще более важно).
Как осуществляется снаряжение самолета на Западе
Со склада АСП помещаются на специальные тележки. Не по одной ракете или бомбе, а сразу пачками. Таким образом, для снаряжения одного самолета достаточно одной (максимум двух) платформ. На нее помещается 10 ракет ВВ средней дальности.
Эта тележка широкая и устойчивая, что увеличивает безопасность перемещения боеприпасов на ней. Также она имеет надежную систему фиксации боеприпасов.
Кроме того, на ней присутствует рабочая зона – возможность фиксации инструмента, закрепленные отсеки для хранения расходников и т.д. По сути, это мобильное рабочее место для снаряжения боеприпасов.
Все манипуляции осуществляются при помощи специализированного механизированного погрузчика, что увеличивает как производительность операций, так и резко снижает нагрузку на инженеров, что очень важно при длительной работе. Утомлённые люди работают медленно. Кроме того, усталость – это всегда травмы, брак и аварийность.
Но самое интересное начинается, когда речь заходит о тактической авиации.
Мы все видели, как снаряжают Ту-22 М3 – по одной бомбе.
Давайте посмотрим, что было у американцев в этом плане еще во Вьетнаме.
Для сравнения: подготовка Су-34.
Но значительно более удобно эксплуатировать вот такой.
Ну и самое интересное, настоящая вишенка на торте. Даже не буду ничего говорить. Смотрим.
Выводы
Вывод 1. Самолеты на оперативном аэродроме способны делать определенное количество вылетов «без остановки». И всё их обслуживание при этом будет сводиться, по большому счету, к заправке и снаряжению АСП (с рутинными процедурами проверок и осмотра).
Вывод 2. В Российских ВКС ситуация не идеальная, но определенные события внушают оптимизм. В частности, строительство современных пунктов обслуживания в Сирии и на других аэродромах. (Есть информация о 40. Но не знаю, насколько это соответствует действительности).
Также стоит упомянуть и прошедшие не так давно учения, информация по которым опубликована на сайте Минобороны.
Для справки. Всё, что на видео, происходит на участке строящейся трассы. Туда перебрасывается всё необходимое для функционирования аэродрома, включая системы заправки. Судя по всему, это участок возводящейся магистрали южнее Казани (поселок «Мокрые Курнали», справа от него на юг идет конструируемая дорога).
Вывод 4. Когда я писал статью, было странно, что речь идет не о каких-то стелс-технологиях, а о примитивных на первый взгляд вещах: о нормальных тележках и погрузчиках. Но это настолько упрощает и ускоряет процесс. Отставание в такой области шокирует. По крайней мере, меня. Так, например, у нас может не быть десяти авианосцев, но офицерский состав мог бы купить ребятам защитные очки и шлемы. Или офицеры не понимают, что у человека всего два глаза? А голова нужна не только, чтобы есть? И сам факт нахождения на палубе, по которой движутся с большой скоростью многотонные машины и механизмы (тросы,) сопряжен с риском получения травм? Это скорее риторические вопросы.
В заключение стоит отметить, что у наших западных партнеров тоже не всё всегда хорошо по части интеллекта. Естественный отбор – штука мощная. От нее не скрыться даже в рядах самой оснащенной армии мира.
Вывод из-под удара
Вывод из-под удара — комплекс мероприятий по рассредоточению авиационной техники и личного состава в «угрожаемый период», для последующего нанесения ответного ядерного «удара возмездия». Широко прорабатывался в ВВС СССР периода «холодной войны» и, вероятно, являлся основным видом подготовки к боевым действиям с 50-х, и до конца 80-х гг. XX века. [1] [2]
Содержание
[править] В авиации
Из-за того, что бомбардировщики ВВС США с авиабаз НАТО в Европе и Азии могли подойти к целям в СССР раньше, чем советские дальние и стратегические бомбардировщик могли достичь со своих аэродромов целей на территории США, в ВВС СССР начали отрабатываться методы «вывода из-под удара». В случае нападения планировалось первоначальное рассредоточение самолётов на оперативные аэродромы, в том числе и на специально оборудованные снежные аэродромы в Арктике (первые исследования производились на станции «Северный полюс-2»), и затем нанесение ответного «удара возмездия» (т.н «Второй удар»). Авиаполки ВВС СССР (и не только стратегической авиации) имели не менее одного запасного «аэродрома рассредоточения» (обычно 2-3), а также наземные команды перебазирования, укомплектованные всем необходимым для обеспечения боевого вылета. Были установлены жёсткие временные нормы — с момента «получения сигнала» дежурным по полку (в любое время суток) и до фактического вылета на аэродром рассредоточения иногда отводилось всего 2 часа (а на сбор всего личного состава гарнизона по тревоге — 30 минут). На всех самолётах всегда имелась т. н. «оперативная заправка», позволяющая по первой команде долететь до аэродрома рассредоточения, и после плановых полётов техсостав не уезжал с аэродрома, пока не будут устранены все замечания и недостатки по работе техники и не выполнена заправка всех бортов.
Регулярно проводились внезапные тренировки по «выводу из-под удара». Ежегодно полки перелетали на запасные аэродромы — это называлась «работой в отрыве от базового аэродрома», иногда по несколько месяцев подряд. После распада СССР в 1991 г. эта практика постепенно была прекращена.
[править] Исторические факты
Накануне (21 июня 1941 года) нападения Германии на СССР в Одесском военном округе проходили авиационные учения. Командующий ВВС генерал-майор авиации Федор Георгиевич Мичугин, его заместитель по политической части бригадный комиссар А. С. Горбунов и штаб во главе с генерал-майором авиации А. З. Устиновым находились в Тирасполе. Большинство полков перебазировалось на полевые аэродромы. Личный состав подготовил материальную часть к предстоящим полетам, рассредоточил её и замаскировал, как того требовали учения, проводившиеся в условиях, максимально приближенных к боевым.
22 июня 1941 года, с началом войны, массированными действиями с воздуха противник намеревался блокировать стационарные аэродромы и вывести из строя значительную часть самолетов. Однако этим намерениям не суждено было осуществиться: большая часть авиационных полков находилась на полевых аэродромах, остальная сумела выйти из-под удара и немедленно вступить в борьбу с противником. Таким образом ВВС Одесского военного округа единственные в СССР, кто сохранил свою авиацию в первые дни войны и дал достойный отпор противнику.