Аэроквантум что это такое в кванториуме
Чему учит Аэроквантум? Рассказывает педагог детского технопарка «Кванториум»
С каждым годом малые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) с дистанционным управлением, в том числе мультикоптеры, набирают популярность.
Ещё лет двадцать назад люди воспринимали БПЛА лишь как высокотехнологичные игрушки, не более. Сейчас эти аппараты используются для выполнения серьезных задач фото и видеосъемки, наблюдения и мониторинга различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными объектами, доставки небольших грузов.
Интенсивное внедрение мультикоптеров в повседневную жизнь требует от нас знаний в области управления, программирования, создания и обслуживания беспилотных летательных аппаратов. Где их взять? В детском технопарке «Кванториум». Тем более что для подготовки специалистов здесь есть все возможности, начиная от профессиональных преподавателей и заканчивая высокотехнологичным современным оборудованием. Например, большие и малые квадрокоптеры разных производителей
В «Аэроквантуме» школьники собирают свой первый квадрокоптер (на основе конструктора «Клевер 3») и получают первый опыт пилотирования. Перед тем как сесть за пульт настоящего дрона, ребята отрабатывают лётные навыки на специальном тренажёре – операторе беспилотного летательного аппарата. Юные пилоты учатся летать в свободном режиме на разных локациях, на больших скоростях в режиме гонки для подготовки к соревнованиям Drone Racing.
Школьники работают в командах над собственными проектами и решают инженерные задачи по проектированию, сборке, программированию и коммерческому применению беспилотников.
Если Вы хотите уверенно управлять мультикоптерами, понимать их возможности, а также создавать действующие модели летательных аппаратов, записывайтесь в «Аэроквантум» и осуществите свою мечту о высокотехнологичном полете!
Аэроквантум
Авиация всегда находилась на острие передовых достижений научной и инженерной мысли в самых высокотехнологичных сферах деятельности человека. Малая беспилотная авиация — одна из интенсивно развивающихся технологий, способная в ближайшее время изменить облик мира.
Перед отечественным авиастроением поставлена амбициозная цель — в кратчайшие сроки войти в число крупнейших мировых производителей авиационной техники. Летать дальше, быстрее, удобнее, эффективнее, наконец, красивее, чем конкуренты — на авиационную науку ложится важная миссия обеспечения конкурентоспособности российского авиапрома.
В Аэроквантуме юные авиаконструкторы разрабатывают и собирают свой дрон, учась решать инженерные задачи по проектированию, сборке и применению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Уверенно управлять квадро-, гекса- и октокоптерами, понимать их возможности, а также создавать свои дроны — помогут школьникам занятия в аэроквантуме. Этот квантум посвящен изучению малой беспилотной авиации и получению практических навыков по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Здесь ребята знакомятся с основными частями беспилотника, осваивают принципы работы и управления мультикоптера, получают навыки проектирования собственных аппаратов, построения 3D-моделей путем фотограмметрии и опыт работы с различными датчиками и сенсорами БПЛА.
Аэроквантум что это такое в кванториуме
В проектной траектории Аэроквантума дети вместе со взрослыми работают над собственным и к проектом и решают инженерные задачи по проектированию, сборке, а также коммерческому применению беспилотных летательных аппаратов.
Программы по аэротехнологиям включают:
«Учимся летать: основы аэродинамики, устройства и пилотирования коптеров» для детей 9-10 лет. Ребята будут осваивать пилотирование на симуляторах и настоящих учебных беспилотниках! Занятия будут проходит 1 раз в неделю как в первую, так и во вторую смены.
«Базовый курс аэротехнологий». Ребята 11-16 лет будут осваивать пилотирование на симуляторах и учебных коптерах, изучат основы аэродинамики, будут конструировать квадро и октокоптеры, изучать FPV полеты (от первого лица — полет на коптере оснащенном видеокамерой), участвовать в соревнованиях по пилотированию и конструированию. Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа.
«Летающие роботы». Это курс продвинутого уровня по конструированию и программированию БПЛА (беспилотных летательных аппаратов). Приглашаем ребят в возрасте 14-17 лет, которые уже владеют навыками конструирования роботов и программированием. Наши ученики будут готовиться к престижным инженерным соревнованиям и конкурсам. Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Аэроквантум
Программа знакомит с областями применения БАС и перспективами развития беспилотной авиации, закладывает основы в областях электротехники, схемотехники, радиоэлектроники, аэродинамики, теории полета, дистанционного управления.
В рамках программы обучающиеся осваивают базовые знания об устройстве и функционировании мультироторных систем, вырабатывают навыки пилотирования БПЛА.
Педагоги
Лещук Игорь Владимирович
Содержание программы
Цели программы
Создание условий для развития творческого и научно-технического потенциала обучающихся, профессионального самоопределения, формирования устойчивого интереса к исследовательской, изобретательской и инженерно-конструкторской деятельности посредством освоения начальных знаний и навыков в области проектирования, моделирования, программирования и эксплуатации БПЛА.
Результат программы
— навыки командной работы, умение определять общие цели, распределять роли, договариваться, определять вклад каждого члена команды;
— развитие критического, креативного и инженерного мышления;
— умение грамотно излагать мысли, формулировать идеи, выдвигать гипотезы;
— осознание своих способностей;
— умения выявлять причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения;
— навык решения изобретательских задач;
— ответственность, аккуратность, внимательность;
— соблюдение техники безопасности;
— преодоление страха полета;
— умение находить оптимальные решения;
— навыки по сбору и обработке информации;
— умение осмысленно следовать инструкциям;
— навыки работы с взаимосвязанными параметрами;
— навыки оформления и публичного представления результатов работы;
— начальные навыки исследовательской, проектной и изобретательской работы;
— знания об областях профессиональной деятельности для целей осознанного выбора специальности или направления подготовки для дальнейшего обучения.
— представление об истории авиации;
— представления об областях применения БАС, их возможностях и перспективах развития;
— знание правовых основ применения БПЛА;
— знание основ аэродинамики и динамики полета;
— знания основ электроники;
— навыки работы с датчиками, электронными компонентами, АКБ;
— навыки пайки, электромонтажа, механической сборки;
— знания техники безопасности при работе по сборке и эксплуатации БПЛА;
— знания об устройстве мультироторных систем;
— знания о работе полетного контроллера;
— владение терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами конструирования, моделирования, сборки БПЛА;
— навыки подключения и настройки квадрокоптера;
— умение настраивать полетные режимы;
— навыки визуального пилотирования БПЛА;
— понимание допустимых границ пилотирования;
— навыки работы с оборудованием симулятора.
Особые условия проведения
Занятия проводятся в Аэроквантуме детского технопарка «Кванториум», оснащенном специальным оборудованием.
Материально-техническая база
Конструктор программируемого квадрокоптера
Квадрокоптер тренировочный RFT для FPV полетов
Учебная БАС самолетного типа
Квадрокоптер для отработки навыков визуального пилотирования
Пластик для 3D-принтера
Ремкомплект совместимый с конструктором программируемого квадрокоптера
Квадрокоптер для видеосъемки, профессиональный
Конструктор программируемого квадрокоптера, набор для соревнований и мастер-классов
Трасса для гонок дронов с системой автоматической фиксации пролетов
Набор для сборки гоночного квадрокоптера
Набор аксессуаров для квадрокоптера для видеосъемки
Камера для однопалатного компьютера
Ресурсный набор для Аэро, совместимый с конструктором программируемого квадрокоптера
Автономный квадрокоптер для аэросъемки и мониторинга
Конструктор программируемого квадрокоптера, соревновательный набор
Кванториум: как с умом потратить государственные деньги
Лера Романова
В 2015 году появился новый формат учреждений дополнительного образования — детские технопарки «Кванториум». Уже сейчас их более сотни, почти во всех регионах страны. К 2024 году подобные форматы должны появиться в каждом населенном пункте среднего размера. Вместе с Softline и руководителями технопарков, с которыми сотрудничает компания, подводим итоги развития амбициозного проекта, направленного на популяризацию инженерных, технологических и креативных профессий.
Из чего сделаны Кванториумы
«Кванториумы» появились в рамках реализации национального проекта «Образование» — государство решило вложить финансы в прорывные направления. Почему пошли не по пути апгрейда существующих учреждений допобразования, а создали принципиально новые? Рыночные условия диктуют свои требования к подготовке специалистов: нужно больше креатива, гибкости и мультипредметности.
«Кванториумы» в регионах поначалу приняли с осторожностью. Хотя те и выглядели привлекательно, и технически оборудованы идеально. Некоторые воспринимали их как инопланетные корабли: «На квадрокоптерах летают, копаются в виртуальной реальности!».
Впрочем, через несколько лет с момента появления в регионе технопарка все опасения обычно развеиваются. Возможно, это происходит потому, что «Кванториум» чаще всего открывают на базе уже существующих организаций — крупных вузов, станций юных техников, и работать туда зовут не инопланетян, а молодых, активных преподавателей из региона.
В «Кванториумах» представлены как классические направления начального технического образования (авиамоделирование или автомоделирование), так и инновационные, например, робототехника, биотехнологии и VR-технологии.
Стать кванторианцем может каждый школьник 12 лет и старше, но в некоторых регионах принимают и с 10 лет. Группы формируются в зависимости от возраста учеников, учитывается и расписание занятий. Количество ребят зависит от направления обучения, но обычно 8–10 детей. Технопарки ежегодно получают госзаказы на обучение будущих специалистов, поэтому все бесплатно и без конкурса.
Авторы идеи предусмотрели три модели построения технопарка в зависимости от размеров населенного пункта. Существуют еще и передвижные версии на колесах: например, в Нижнем Новгороде в мобильные «Кванториумы» превратились ГАЗели Next, часть из которых даже с прицепом с оборудованием. На практике это работает так: преподаватели регулярно приезжают, общаются с учениками, занимаются с ними в лабораториях и до следующего приезда поддерживают связь с подопечными через интернет.
Виталий Любимов, директор «Кванториума» в Тверской области, считает, что «технопарки являются квинтэссенцией инноваций в дополнительном образовании, потому что им удалось взять лучшее и от коммерческих кружков, и от традиционных советских секций». А его коллега из Омска Александр Голунов убежден: «На мой взгляд, важным показателем успеха является готовность педагогов привести на занятия собственного ребенка. Мой сын пока маленький, чтобы посещать «Кванториум», но он уже с удовольствием приходит посмотреть, чем занимаются наши ученики, и ждет, когда сможет к ним присоединиться».
Педагогика «Кванториума»
Создатели «Кванториумов» задумали их как среду ускоренного развития технических способностей детей, где они проявляют интеллектуальную смелость и формируют изобретательское мышление. Образовательная система ориентирована на практический результат. Дети проходят весь цикл создания собственного продукта от идеи до реализации и таким образом обучаются самостоятельно или друг у друга под руководством наставников.
Самостоятельность и самомотивация в решении задач ценятся здесь превыше всего. «Очень много зависит от возраста групп, — рассказывает наставник бионаправления омского «Кванториума» Милана Михайлиди. — Если дети помладше, их сложнее склонить к самостоятельной работе». Со старшими ребятами проще. По ее словам, они с учениками регулярно проводят занятия-дискуссии. Ребята делятся на три группы: тех, кто «за», тех, кто «против», и представителей экспертного мнения. В таком формате омские кванторианцы обсуждали, например, влияние ГМО на организм человека. Открытый диалог побуждает детей критически мыслить и избирательно относиться к источникам информации.
«На хай-тек направлении существуют некоторые задачи, которые стоят перед всеми детьми. Например, у нас все учатся 3D-моделированию, — рассказывает наставник из омского «Кванториума» Дмитрий Беляев. Но это не значит, что в результате у всех ребят получаются одинаковые вещи. Каждый ребенок сам выбирает для себя тему, исходя из собственных интересов. Скажем, я даю всем задание сделать брелок, а как его воплотить в жизнь, каждый решает сам».
Дмитрий Беляев и его подопечные.
Заместитель директора ростовского технопарка Наталья Вишнякова объясняет, что нет задачи набрать сверхталантливых и сверхспособных детей, самое главное —мотивация, вовлечение максимального числа увлеченных инженерией подростков. Ученики приходят в технопарк развивать свои интересы и делать то, что им кажется важным. «У нас был ученик, который увлекся сборкой музыкальных инструментов, и пришел в «Кванториум» только для того, чтобы ему помогли сделать сайт об этом».
«Я никогда не заставляю своих учеников делать что-либо. Если он не хочет выполнять текущую задачу, то пускай лучше займется чем-то другим. Например, вместо работы по проекту ребенок может изготовить подарок маме на 8 марта» — считает Дмитрий Беляев.
Милана Михайлиди рассказывает, что иногда проводит занятия, тему которых определяют сами ученики, и это очень продуктивно. Бывает, дети заинтересованы чем-то, но для самостоятельного изучения часто не хватает ресурсов, а в «Кванториуме» есть и оборудование, и единомышленники, и наставник, готовый помочь. Из спонтанных инициатив ребят рождаются новые проекты. Так, ученики био-квантума в Ростове-на Дону совместно с киностудией технопарка снимают фильм о влиянии на организм недостатка витаминов группы В».
По словам Натальи Вишняковой, проектная деятельность — то, что отличает занятия в «Кванториумах» от школьных уроков и кружков допобразования. «Решая конкретные задачи, дети быстрее учатся применять знания на практике. Мы считаем, что дети должны делать не абстрактные проекты, а максимально приближенные к реальности. Поэтому одно из главных условий Кванториума — сотрудничество в с промышленным сектором. В рамках партнерских отношений регулярно проходят мероприятия с предприятиями-партнерами!»
На защите проектов в «Кванториум»-Дон.
Виталий Любимов добавил, что многие тверские кванторианцы уже в школьном возрасте открывают свой бизнес, предлагают свои услуги, скажем в программировании и веб-дизайне. Для этого они даже открывают свой счет и регистрируются как самозанятые.
«Кванториум» — это полная противоположность подготовке к ЕГЭ, — считает Виталий — На экзамене необходимы четкие ответы на определенные вопросы, у нас же строится командная работа над решением таких, проблем, которые не имеют однозначного решения».
Все наши собеседники убеждены, что прелесть дополнительного образования в том, что все добровольно, дети изначально приходят мотивированными, не нужно их заставлять что-то делать. Со школой так не получится, потому что задача иная — научить максимальное количество детей каким-то базовым вещам. «Кванториумы» же предлагают заинтересованным ребятам глубже погрузиться в науку и бизнес, не переживая об оценках и рейтинге.
«Кванториумы» обычно нравятся ученикам больше, чем школы. Можно предположить, что технопарки могли бы заменить общеобразовательные учреждения, но это не так, потому что на нас возлагаются другие задачи. Мы занимаемся профориентацией подростков, показываем что-то уникальное, готовим будущих специалистов, а школа дает базу, необходимую всем. Кванториумы не могут заменить собой фундаментальную подготовку, которую дети получают в школе», — считает Александр Голунов.
Наставники «Кванториума»
В педагогических вузах не учат работать с VR-технологиями и создавать приложения с нуля, поэтому наставниками «Кванториумов» чаще всего становятся практикующие специалисты с техническим образованием. Они проходят профессиональную переподготовку, чтобы работать с детьми, но педагогические навыки — не самое главное. Увлеченность своим делом и молодой возраст помогают наставникам развить интерес к науке у своих подопечных.
Одна из задач наставников — построить процесс таким образом, чтобы коллективы работали слаженно, создавая проекты. Дети распределяются по командам в зависимости от целей каждого: кому-то хочется углубиться в программирование, других привлекает технология умного дома или выращивание осетров или кораллов. Педагоги учитывают, как каждый ученик повлияет на конечный результат.
«Большинству моих учеников по 15–16 лет. В этом возрасте для ребят самое главное — быть услышанными. Даже если по теме уже все сказано, нужно давать детям понять, что их мнение действительно важно, у них после этого как будто крылья раскрываются», — рассказывает Милана Михайлиди.
По мнению Николая Коваленко, наставника IT-квантума ростовского Кванториума, главное качество наставника — эмпатия. С этим согласны и преподаватели омского «Кванториума». Например, в начале занятий Милана Михайлиди почти всегда смотрит с подопечными короткометражный мультик, а потом дети по очереди рассказывают, как прошел их день. «Бывает, они рассказывают, что долго ехали, или, что в школьной столовой была невкусная еда. После того, как все ребята выговорятся и немного расслабятся, мы начинаем занятие»,
Преподавателями в «Кванториумах» часто работают молодые практикующие специалисты, магистранты и аспиранты технических вузов. Например, ростовский «Кванториум» сотрудничает с ДГТУ: почти все наставники являются его выпускниками, а руководство университета стимулирует интерес абитуриентов, проводит олимпиады и конкурсы для кванторианцев. По словам Натальи Вишняковой, с детьми проще работать, когда не чувствуешь возрастного барьера, и в этом преимущество молодых наставников. А еще здорово, если у педагога есть свой проект. Тогда уже сами дети становятся помощниками взрослого и его соавторами.
Дмитрий Беляев рассказывает, что у всех педагогов свой подход. Кто-то больше индивидуально занимается, кто-то раздает общие задания. «Мы являемся именно наставниками, старшими в классе, спрашивать у нас стоит только самые сложные вещи. Ребенок сам ставит себе задачу, а мы помогаем найти пути ее решения. Если ты чего-то не знаешь, то спроси у того, кто сидит рядом, обращаться к педагогу надо в последнюю очередь».
Важной частью работы наставников является создание сообщества единомышленников: дети учатся работать в команде. Такой подход быстро затягивает ребят: спустя некоторое время посещения «Кванториума «они начинают воспринимать его не просто как кружок, в котором надо отсидеть от звонка до звонка, а как важную часть своей жизни. К тому же, принято считать, что ребята, увлекающиеся техникой, чаще всего являются гиками и интровертами, но, как показывает практика, это не так. Наставники «Кванториумов» создают благоприятную среду для общения, поэтому ученики часто начинают дружить и за пределами технопарков.
Среда «Кванториума»
В детских технопарках создаются квантумы по направлениям, особенно востребованным в регионе. Например, в Ростовской области это IT-квантум, Энерджиквантум, Промробоквантум, Биоквантум, Аэроквантум, Промышленный дизайн, Хайтек-цех. Для каждого разработаны рекомендации и инфраструктурные листы, в которых очень подробно описаны требования к оборудованию и программному обеспечению. Под эти характеристики подходит довольно широкий список решений, выбрать подходящее из которых заказчику бывает сложно без привлечения ИТ-консультанта.
В ростовском технопарке выращивают осетров.
Компания Softline помогает руководству «Кванториумов» определиться с набором софта и оборудования для оснащения типовой части проекта, а также выбрать дополнительные решения, которые обеспечат ему уникальность. Мало найти решения с максимальной эффективностью при оптимальной цене, еще необходимо обосновать выбор перед наставниками, которые будут его использовать с детьми, а позднее — внедрить, осуществить пусконаладку, обучить персонал работе с ними. Все это входит в круг задач сервисного провайдера.
«Каждый технопарк по-своему уникален, и нашим специалистам постоянно приходится сталкиваться с решением нестандартных задач той или иной сложности, —рассказывает руководитель направления департамента комплексных проектов Softline Виталий Гаврицков. В некоторых регионах для того, чтобы занести станок в здание, нам приходилось в буквальном смысле разбирать часть конструкции здания, а позднее собирать ее обратно. Такое случилось, например, в Ростове-на-Дону, где „Кванториуму“ был необходим станок для вырезания деталей беспилотных летательных аппаратов с большой рабочей областью».
В каждом «Кванториуме» есть ИТ-квантум и высокопроизводительные рабочие станции, на базе которых возможно установить программное обеспечение для дистанционного обучения по ряду направлений. В период пандемии Softline помог многим своим заказчикам выбрать и внедрить необходимые решения для удаленной работы.
«У нас есть практически все виды очков виртуальной реальности, более 50 больших 3D-принтеров и еще много маленьких», — с гордостью рассказывает Виталий Любимов.
Все наши собеседники, как и Виталий, также с радостью рассказывали о Кванториумах и показывали лаборатории и цеха, оснащенные самыми чудесными и современными машинами и программным обеспечением. Самое главное, они не пылятся и не работают как образцово-показательные полигоны, а на них есть отпечатки детских рук.
Так выглядит умывальник для космонавтов, по версии ребят из Омска.
Партнерский материал