Аэростат что это такое и для чего он нужен
Аэростат во время войны — для чего он использовался?
В сентябре 1783 года сконструированный братьями Монгольфье воздушный шар поднял в небо Версаля трёх пассажиров: овцу, гуся и петуха. Спустя два месяца первый полёт на монгольфьере совершили люди. А скоро воздушные шары стали использовать и в военных целях.
Аэробомба
Великие имена
Первоначально аэростаты заполнялись водородом прямо из бочки, где серная кислота реагировала с железными стружками. Такую газодобывающую систему обслуживали десятки рабочих, а наполнение оболочки аэростата длилось до двух дней. Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев пришёл к выводу, что водород можно сохранять в металлических сосудах под большим давлением. Пока он обивал пороги российского военного ведомства, в Англии в 1880 году инженер Торстен Норденфельд развернул производство стальных баллонов для хранения и транспортировки водорода под давлением 120 атмосфер.
Большим энтузиастом воздухоплавания в России был Александр Матвеевич Кованько (1856-1919 годы). Во второй половине восьмидесятых годов XIX века он был делопроизводителем комиссии применения воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», командовал отрядом военных аэростатов и побывал с целью обмена опытом во Франции и Бельгии. С началом Русско-японской войны 1904-1905 годов под руководством Кованько развернулись разработки новых образцов полевых воздухоплавательных аппаратов и радикальная перестройка тяжёлой и громоздкой материальной части крепостных аэростатов. Благодаря убеждённости и энергии Александра Матвеевича был сформирован Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон, который заслуженный изобретатель и возглавил. Батальон Кованько имел на вооружении четыре привязных аэростата, конные лебёдки и газогенераторы, позволявшие наполнять оболочку аэростата водородом за 20 минут.
Уже во время осады Порт-Артура стало ясно, какую неоценимую пользу могли бы принести осаждённым русским войскам аэростаты. Особенно после того, как с самодельного привязного аэростата «был рассмотрен неприятельский укреплённый лагерь, который выстрелами с броненосцев был расстрелян 12-дюймовыми снарядами». Отметим и то, что японцы к началу войны сумели ввести в строй разведывательный корабль, на котором имелся привязной аэростат. Именно с него была заблаговременно обнаружена эскадра адмирала Рожественского, подвергшаяся разгрому в Цусимском сражении.
Телефон небес
В 1913 году, после того как в петербургском Воздухоплавательном парке побывали два представителя французской армии. Кованько был награждён орденом Почётного легиона. К началу Первой мировой войны российские воздухоплавательные части были укомплектованы с достойной восхищения союзников основательностью и имели на вооружении 46 аэростатов, обладавших хорошей устойчивостью даже при сильном ветре.
Об их эффективности говорят такие факты. Под крепостью Ивангород была дислоцирована 14-я воздухоплавательная рота. В период с 9 по 13 октября 1914 года, когда к крепости подошли австрийские войска, поднятый на высоту 400 метров аэростат непрерывно корректировал боевые действия. С него были детально разведаны позиции неприятеля, расположение его окопов и проволочных заграждений, движение по дорогам. Стрельба нашей артиллерии, корректируемая по телефону с аэростата, оказалась столь эффективной, что противник бежал из окопов, так и не дождавшись атаки русской пехоты. Это решило судьбу боя под крепостью. Аэростаты оказались столь серьёзной проблемой, что для борьбы с ними стали использовать самолёты, которые либо расстреливали их из пулемётов, либо поджигали с помощью жидкого фосфора.
Оружие возмездия
Журнал: Тайны 20-го века №26, июль 2010 года
Рубрика: История военной техники
Автор: Павел Букин
Аэростат
Содержание
Различают привязные, свободнолетящие и аэростаты с двигателем — дирижабли.
По типу наполнения аэростаты делятся на:
Для наполнения шарльеров применялись и применяются водород и (реже) светильный газ; но эти газы горючи, а их смеси с воздухом взрывоопасны, что требует дополнительных мер предосторожности. Данного недостатка лишён инертный гелий, который также используется в шарльерах; однако гелий достаточно дорог, что препятствует его повсеместному применению в воздухоплавании.
Монгольфьеры наполняют нагретым воздухом.
Применение
Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
В России одним из организаторов полётов на аэростатах для научных исследований атмосферы был А. М. Кованько.
Одна из основных областей применения — подъём на необходимую высоту систем видеонаблюдения, связи, получения метеоданных.
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Кроме использования в системе ПВО привязные аэростаты применялись для наблюдения за полем боя, корректировки артиллерийского огня и разведки.
Рекорды
27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы на воздушном шаре.
31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара запечатлил первый снимок на котором видна округлость Земли.
Гелиевый аэростат Explorer II, пилотируемый офицерами Авиационного корпуса Сухопутных войск США (капитаном Оврилом А. Андерсеном, майором Уильямом Кепнером и капитаном Альбертом У. Стивенсом), достиг новой рекордной высоты в 22066 м (72395 футов) 11 ноября 1935 г. В 1934 году рекорд высоты в 22000 м (72178 футов) был взят на советском стратосферном аэростате «Осоавиахим-1».
Предыдущий рекорд высоты для пилотируемых аэростатов был установлен на высоте в 34668 м (113739 футов) 4 мая 1961 г. Малькольм Росс и Виктор Пратер на шаре Stratolab V стартовали с палубы корабля USS Antietam в Мексиканском заливе.
Текущий рекорд установил 14 октября 2012 года Феликс Баумгартнер, поднявшись на высоту около 39045 метров в капсуле, прикрепленной к воздушному шару Red Bull Stratos над американским штатом Нью-Мексико.
1 марта 1999 года Бертран Пиккар и Брайан Джонс отправились на аэростате Breitling Orbiter 3 из швейцарской деревни Шато-д’О (Château d’Oex) в первый беспосадочный кругосветный полет. Они приземлились в Египте после 40814 километров полета спустя 19 дней, 21 час и 55 минут (средняя скорость 85,4 км/ч).
Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км (173882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая средством передвижения в атмосфере. Только ракеты, ракетные самолеты и баллистические снаряды могут лететь выше.
Аэростат что это такое и для чего он нужен
Аэростаты!
На аэростат у поверхности земли (в плотных слоях воздуха) действует выталкивающая (архимедова) сила так же, как на погружённый в воду шарик от пинг-понга. Под действием этой силы (она называется аэростатической) аэростат поднимается до тех пор, пока выталкивающая сила не сравняется с его силой тяжести.
Первые аэростаты!
Первый аэростат создали в 1783 году во Франции братья Ж. и Э. Монгольфье.
Аэростат братьев Монгольфье был изготовлен из льняной ткани, обклеенной с двух сторон бумагой, и наполнялся на земле нагретым до 70-100 °C воздухом. Аэростаты такого типа позже стали называться «монгольфьерами».
В этом же, 1783 году, французский учёный Ж. Шарль вместе с механиками братьями Робер разработал и построил свой аэростат, наполненный водородом. Оболочка этого аэростата была выполнена из лёгкого тонкого шёлка и покрыта раствором каучука. Аэростат получил название «шарльер».
Классификация аэростатов.
Наибольшее число полётов стратостатов в стратосферу было совершено в 1930-х годах. Первые стратостаты строились в Бельгии, Франции, США, СССР.
В 1971 году французский привязной аэростат был поднят на высоту 18 км с научной аппаратурой общей массой 60 кг. Привязные аэростаты с экипажем применяют в военных целях, для тренировки парашютистов, как обзорные вышки; аэростат без экипажа используют в научных целях, для связи и т. д.
В зависимости от наполнения аэростаты делятся на:
В шарльерах применяются газы значительно легче воздуха: водород, светильный газ, гелий. Первые два взрывоопасны, а гелий достаточно дорог.
Монгольфьеры наполняют нагретым воздухом.
Возможности аэростатов!
Аэростаты впервые позволили человеку подняться и плавать в воздухе, а позднее и достичь стратосферы.
В конце 1920-х немецкий физик Плаусон с успехом применил привязные аэростаты в качестве приемников атмосферного электричества. С одиночного аэростата в ясную погоду удавалось снять до 3,5 киловатт электрической мощности при напряжении около 120 киловольт. Позже с этим эффектом столкнулись при использовании тросов аэростатов заграждения в качестве антенн дальней радиосвязи. Эта технология может применяться для автономного энергоснабжения. Выход энергии может быть повышен с помощью дугового разрядника, подвешенного на тросе под аэростатом для ионизации атмосферы.
Во время второй мировой войны аэростаты широко применялись в противо-воздушной обороне (ПВО) для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Кроме использования в системе ПВО привязные аэростаты применялись для наблюдения за полем боя, корректировки артиллерийского огня и разведки.
Два аэростата летали в атмосфере Венеры. В июне 1985 года с советских автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2», пролетавших в окрестностях планеты, были сброшены «аэростатные зонды». Эти аэростатные зонды произвели снижение на парашютах и после наполнения их оболочек гелием начали дрейф в атмосфере планеты на высоте 53-55 км, проводя измерения метеорологических параметров. Продолжительность работы обоих зондов составила более 46 часов.
Аэростаты! Рекорды!
27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы, и поднялись на высоту 15 781 м.
31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара, сделал первый снимок, на котором видна округлость Земли.
В 1933 году стратостат «СССР-1» с тремя воздухоплавателями на борту достиг высоты 18 800 м.
30 января 1934 года на советском стратосферном аэростате «Осоавиахим-1» был установлен рекорд высоты в 22 000 м. Данный рекорд был омрачен печальным событием. Во время спуска погибли аэронавты П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин.
11 ноября 1935 года гелиевый аэростат Explorer II, пилотируемый офицерами Авиационного корпуса Сухопутных войск США (капитаном Оврилом А. Андерсеном, майором Уильямом Кепнером и капитаном Альбертом У. Стивенсом), достиг новой рекордной высоты в 22 066 м.
4 мая 1961 года был установлен рекорд высоты для многоместного пилотируемого аэростата. Малькольм Росс и Виктор Пратер на шаре Stratolab V стартовали с палубы корабля USS Antietam в Мексиканском заливе и поднялись на высоту 34 668 м.
В 1962 году на стратостате «Волга» пилоты П. И. Долгов и Е. Н. Андреев совершили полёт на 25 458 м и оттуда спустились на индивидуальных парашютах.
В 1972 году в США на высоту 52 км был поднят стратостат с научной аппаратурой массой 113 кг.
1 марта 1999 года Бертран Пиккар и Брайан Джонс отправились на аэростате Breitling Orbiter 3 из швейцарской деревни Шато-д’О (Château d’Oex) в первый беспосадочный кругосветный полет. Они приземлились в Египте после 40 814 километров полета спустя 19 дней, 21 час и 55 минут (средняя скорость 85,4 км/ч).
24 октября 2014 года Алан Юстас, поднялся на высоту около 41 421 метра в скафандре, прикрепленном к воздушному шару над американским штатом Нью-Мексико.
Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км (173 882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая воздухоплавательным аппаратом. Только ракеты могут летать выше!
Полет на аэростате полон красоты и чудес не зависимо от высоты полета!
Что такое аэростат
Содержание статьи
Как все начиналось
Первый работающий аэростат создали братья Монгольфье, в конце 18 века во Франции. Этот аэростат был выполнен из льняной ткани и наполнялся нагретым до 100 °C воздухом. В дальнейшем такие аппараты стали называться монгольфьерами. В первое путешествие французы отправили утку, петуха и овцу. Шар поднялся на 500 метров и пролетел около двух километров. Примерно в это же время ученый Ж. Шарль, также француз, разработал и построил аэростат, наполненный водородом. Оболочка была выполнена из тонкого шелка и покрыта раствором каучука.
Первые полеты на шарах носили развлекательный характер, однако вскоре аэростаты стали использовать для географических и геологических исследований и на военных мероприятиях. В 1805 году участники русской кругосветной экспедиции впервые использовали аэростат для наблюдения воздушных течений. Австрийские войска в 1849 году сбрасывали с помощью аэростатов на Венецию зажигательные и разрывные бомбы. Во время франко-прусской войны посредством аэростатов была налажена почтовая связь заблокированного Парижа с остальной Францией.
Какие бывают аэростаты
Свободные аэростаты – это неуправляемые летательные аппараты, они могут иметь экипаж или обходиться без него, совершать кратковременные и длительные полёты. Они оснащены устройствами для регулирования высоты подъема, скорости взлета и спуска. То есть экипаж может прекратить полет, когда нужно, но направление движения зависит от воздушных течений. Такой аэростат имеет мягкую оболочку, наполняемую газом, и гондолу для пилотов, подвешиваемую на стропах. Гондола может быть открытой и герметичной. Герметичную кабину имели стратостаты, которые поднимались свыше 15 км в стратосферу для научных исследований и астрономических наблюдений. Беспилотные аэростаты снабжались контейнерами для научной аппаратуры.
Привязные аэростаты схожи по конструкции и принципу действия со свободными, но удерживаются привязным тросом, закрепленным на лебедке. Изменяя длину троса, можно регулировать высоту подъема. С экипажем аэростаты поднимаются до 2 км, а без экипажа до 10 км. Привязные аэростаты применяют в военных целях, как обзорные вышки, для тренировки парашютистов.
Дирижабли (управляемые аэростаты) появились только в середине 19 века. Чтобы улучшить маневренность и достичь управляемости, к аэростатам стали прикреплять воздушные винты. Самыми известными дирижаблями стали летательные аппараты компании под руководством графа Фердинанда фон Цеппелина. В отличие от других аппаратов того времени, немецкие дирижабли имели металлический каркас. Дирижабли Цеппелина использовались в военных и в гражданских целях. Золотые годы «цеппелинов» длились до 20-х годов 20 века, до начала эры самолетостроения.
АЭРОСТАТЫ.
Аэростатом называют летательный аппарат легче воздуха, использующий для полета подъемную силу нагретого воздуха или заключенного в оболочке газа. Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
Аэростаты бывают свободнолетящие, а также с двигателем, тогда их называют дирижаблями.
Шарльеры — газовые аэростаты, для наполнения из оболочки применяются водород и (реже) светильный газ; но эти газы горючи, а их смеси с воздухом взрывоопасны. Данного недостатка лишен газ гелий, однако он достаточно дорог, что препятствует его широкому применению в воздухоплавании.
Тепловые аэростаты или монгольфьеры заполняются нагретым воздухом.
Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье — Жозеф-Мишеля и Жак-Этьенна. Первый полет совершил в городе Аннонэ (Annonay, Франция) 5 июня 1783 года.
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
В конце 1920-х немецкий физик Плаусон с успехом применил привязные аэростаты в качестве приемников атмосферного электричества. С одиночного аэростата в ясную погоду удавалось снять до 3,5 киловатт электрической мощности при напряжении около 120 киловольт.
Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
Стратостатом называют свободный аэростат, предназначенный для полетов в стратосферу, то есть на высоту более 11 км. Его устройство имеет ряд существенных отличий. Плотность воздуха в нижних слоях стратосферы на порядок меньше, а на высотах около 30 км на 2 порядка меньше, чем на уровне моря, поэтому для создания достаточной аэростатической подъемной силы объем баллона должен быть достаточно большим и, как правило, превышает 14 000 куб.м. Вследствие сильного расширения газа с высотой на старте баллон имеет сильно вытянутую грушевидную форму.
27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы на воздушном шаре. 31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара, сделал первый снимок, на котором видна округлость Земли.
Текущий рекорд установил 14 октября 2012 года Феликс Баумгартнер, поднявшись на высоту около 39 045 метров в капсуле, прикрепленной к воздушному шару Red Bull Stratos над американским штатом Нью-Мексико. Также на эту тему статью «Прыжок из стратосферы».
Но вернемся к монгольфьерам или тепловым аэростатам, снимки которых мы смотрим. История монгольфьера началась в августе 1709 года, когда бразильцем по происхождению Бартоломеу де Гусман, живущим в Португалии, была продемонстрирована модель воздухоплавательного аппарата, представлявшего собой тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней. При одном из испытаний модель поднялась в воздух на 4 метра. Гусман был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.
19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были овца, курица и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут.
Одно время монгольфьеры уступили своё место аэростатам, наполняемым водородом, так называемым шарльерам. Это было вызвано присущими монгольфьерам недостатками: необходимость брать на борт большое количество топлива, опасность возникновения пожара в воздухе и т. д.
Однако, во второй половине XX века монгольфьеры вновь стали популярны. К этому привело появление новых легких и огнестойких материалов и появление специальных газовых горелок, которые вместе с газовыми баллонами составили удобный и надежный комплекс управления тепловыми аэростатами. Кроме того, появился и такой вид монгольфьеров, как солнечные. Перепад температур между воздухом в оболочке и окружающей средой может составлять около 30 °C. Разумеется, такие аэростаты могут летать только в солнечную погоду, да и объём оболочки в 2,5—3 раза больше, чем у обыкновенных.
Большинство фотографий — с 36-го Международного фестиваля воздушных шаров в Англии Bristol International Balloon Fiesta. А нем приняли участие 156 тепловых аэростатов.
Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км (173 882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая средством передвижения в атмосфере. Только ракеты, ракетные самолеты и баллистические снаряды могут лететь выше.
Также смотрите «Каппадокия c высоты воздушного шара» и «Как прекрасен этот мир. Полет на воздушном шаре».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов