Аэростаты во время войны для чего
Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР
Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.
Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду
В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.
Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?
Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!
Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.
В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/
5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.
Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).
В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.
Характеристика | КВ-КН | КТВ-ТН | КО-1 | БАЗ-136 | БАЗ-136 | МАЗ-1 |
Тип | Тандем | Тандем | Одночный | Одиночный | Тандем | Одиночный |
Год внедрения | 1932 | 1938 | 1942 | 1943 | 1943 | 1936 |
Период эксплуатации | по 1941 | по 1943 | по 1944 | по 1945 и далее | ||
Высота подъема, максимальная в км. | 3,5-3,75 | 4,5-4,7 | 2,8-3 | 2,85-3,2 | 4,85-5,2 | 1 |
Предельно допустимая скорость ветра на высоте, м/с | 12-15 | 14-18 | 15-18 | 16-18 | 16-18 | 28-30 |
Прочность троса, тонн | 0,75-1,2 | 1,2-1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,2-1,4 | 1,5-1,2 |
Система | Стягивающая | Баллонетная | Стягивающая |
ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО
Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.
Часовой у аэростата заграждения
Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.
Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.
Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.
Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.
К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.
В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.
Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).
В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.
«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).
Новое в блогах
Аэростаты заграждения на защите московского неба
Аэростаты заграждения на защите московского неба
http://www.vm.ru/news/2015/03/18/aerostati-zagrazhdeniya-na-zashchite-moskovskogo-neba-281414.html
Аэростаты предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов
Фото: Википедия
ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ
24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.
35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.
Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.
«Вечерняя Москва» 8 декабря 1941 года опубликовала заметку о подвиге сержанта Велигуры. Так москвичи первыми узнали подробности подвига.
• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.
Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.
• Первый немецкий самолет был «пойман» над Москвой в августе 1941 года. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.
АЭРОГИРЛЯНДА
Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.
БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ
Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.
Наведите курсор на изображение
Автор: Дмитрий Захаров, Дмитрий Тышкивский
(более крупное и чёткое изображение см. по ссылке ниже на сайте «КП»)
УЯЗВИМОСТЬ
Сбить аэростат было не так уж и просто: даже после попадания в него снарядов эти «воздушные тюфяки» не спешили падать на землю — газ выходил достаточно медленно. Кроме того, сбитый аэростат всегда можно было починить и снова поднять в небо. Единственным верным средством борьбы с ними были специальные зажигательные снаряды.
ПАРАШЮТ И МИНА
При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.
ОБОЛОЧКА
Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.
ОПАСНЫЕ ТРОСЫ
Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.
Татьяна Липницкая, Даниил Литвиненко
Хорошо забытое старое. Aэростаты заграждения против крылатых ракет.
По состоянию на сегодняшний день, крылатые ракеты (КР) массированно применялись всего четыре раза (материал от 1999 года):
— США в 1991 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Буря в пустыне» по объектам Ирака в качестве «наказания» этой страны за агрессию против Кувейта;
— США и Великобританией в 1998 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Лис пустыни» в качестве «наказания» Саддама Хусейна;
— США и Великобританией в 1999 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Союзническая сила» для «наказания» неугодного НАТО и США Слободана Милошевича, а вместе с ним и всего народа Югославии.
Аэростаты заграждения в годы Второй мировой войны были одним из самых эффективных средств противодействия германским крылатым ракетам V-1 («Фау-1»).
Когда англичане столкнулись с проблемой ракет V-1, то сначала всем казалось, что способов борьбы с ними не существует. Однако, впоследствии были выработаны довольно эффективные меры борьбы против крылатых ракет. В целом, систему ПВО преодолело только 33% V-1. Что касается V-2, то проблема борьбы с ними не была решена вплоть до тех пор, пока англо-американские войска не оттеснили немцев на расстояние, превышающее дальность полета ракет.
Ныне ситуация кардинально изменилась: защищающаяся сторона достаточно эффективно научилась бороться с баллистическими ракетами, а задача уничтожения современных крылатых ракет считается недостаточно решенной. Следовательно, опыт борьбы с V-1, в том числе и с помощью аэростатов заграждения, является весьма актуальным.
Главные свои усилия англичане срочно перенесли на организацию противовоздушной обороны Лондона, Бристоля и районов сосредоточения основных сил союзников для вторжения в Нормандию от самолетов-снарядов. Еще в декабре 1943 г. командование ПВО Великобритании приступило к разработке детального плана обороны от V-1 – «Дайвер». Вскоре обстоятельства потребовали составления другого плана, который предусматривал оборону английских городов и прикрытие с воздуха уже начавшейся подготовки десантной операции союзников.
Планом предусматривалось создание трех рубежей ПВО: на первом внешнем рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения (АЗ). Для обнаружения V-1 планировалось использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наземных наблюдателей.
АЗ предусматривалось развернуть сразу за линией зенитной артиллерии в количестве 500 постов. Линия аэростатных постов была перпендикулярна маршрутам полетов V-1.
Вскоре для английского командования стало очевидным, что выделенного количества наземных средств борьбы с V-1 недостаточно. ПВО Лондона усилили батареями, снятыми с обороны других городов. 28 июня в отражении налета V-1 участвовало 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Развертывались легкие зенитные пушки, зенитные танки королевского механизированного корпуса и ракетные установки. Были приняты срочные меры по увеличению в 2 раза числа АЗ.
Военно-морской флот оказывал помощь ПВО, высылая корабли к французскому берегу. Они находились в 7 милях от побережья с интервалом в 3 мили. Наблюдатели с кораблей предупреждали истребительную авиацию о приближении V-1 сигнальными ракетами и осветительными снарядами. Время полета V-1 от побережья до зоны зенитного огня составляло 5 минут, а от зоны зенитного огня до линии АЗ – 1 минуту.
Для повышения эффективности применения АЗ были испробованы различные приспособления к ним: сети, воздушные змеи, усы. Но эти приспособления затрудняли работу аэростатного поста и от них пришлось отказаться.
Самым удачным мероприятием, направленным на повышение эффективности ПВО от самолетов-снарядов, стала перегруппировка зенитной артиллерии из окрестностей Лондона непосредственно на побережье. АЗ остались на своих местах. В результате этого зона действий разделилась на две части: перед зенитно-артиллерийским поясом над морем и между тем же поясом и аэростатами заграждения над сушей.
Немецкие крылатые ракеты V-1 нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Было убито 5864 человека, тяжело ранено 17197 и легко ранено 23174 человека. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина V-1 достигла цели, удары КР оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.
Аэростаты заграждения были, по существу, последним рубежом защиты Лондона от V-1. Несмотря на пассивную природу их противодействия, об их тросы разбился 231 самолет-снаряд. Причем большее их число приходится на период, когда интенсивность бомбардировок была наибольшей, а авиационно-зенитные средства ПВО перегруппировывались.
Американские военные специалисты считали, что если бы немцам удалось усовершенствовать свои V-1 на 6 месяцев раньше и применить их в районах сосредоточения десантных сил и средств, то это чрезвычайно затруднило бы или даже сделало бы невозможным вторжение англо-американских сил во Францию.
19 июля 1944 г. Военный совет артиллерии утвердил и направил в Войска ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». 10 августа 1944 г. Военным советом Ленинградской армии ПВО был утвержден план развертывания авиационных и зенитных средств на случай применения V-1 противником. 22 сентября в части ПВО были разосланы «Указания по борьбе с самолетами-снарядами «Фау-1».
В зоне ответственности Ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Средства ПВО располагались по зонам: первая – зенитная артиллерия, вторая – аэростаты заграждения и третья – истребительная авиация. Против V-1 выделялось четыре полка истребительной авиации, свыше 100 батарей зенитной авиации, свыше 100 батарей зенитной артиллерии (418 орудий) и более 2000 АЗ. Общая глубина зоны ПВО составляла 70-100 км.
АЗ развертывались по новой, необычной схеме. Посты выдвигались за город и уплотнялись. Их интервал составлял 300-400 м, высота подъема – до 2 км. Таким образом, плотность заграждения была 6-7 тросов на километр фронта при общей глубине аэростатной зоны 8 км. Аэростаты поднимались в пригородах Ленинграда и на баржах в Финском заливе. В отличие от обычного защитного ряда АЗ, применявшегося для защиты Лондона, советские аэростаты помимо основного привязного троса имели две боковых расчалки, повышающие вероятность налета КР на поражающие элементы АЗ. Привязной трос оснащался миной фугасного действия. Были значительно уплотнены боевые порядки системы ВНОС. 86 наблюдательных и ротных постов и 5 РЛС оповещали о подлете V-1 на удалении 120 км от Ленинграда. Фашистские войска не успели применить самолеты-снаряды против Советского Союза.
Весьма интересным представляется сравнительный анализ английской и советской аэростатных систем для противодействия V-1. Во-первых, в обоих случаях аэростаты заграждения применялись в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Единым было то, что ПВО Лондона и Ленинграда предусматривала создание рубежей трех разнородных сил: авиации, артиллерии и аэростатов. И в Англии, и в СССР для обнаружения и оповещения о налете V-1 использовались радиолокационные станции, а также наземные наблюдатели.
Основным аэростатом, применявшимся в Англии против V-1, был МК-VII. Его конструкцию разработали незадолго до Второй мировой войны на базе английского аэростата артиллерийского наблюдения. В советских системах воздушного заграждения против V-1 действовали аэростаты КО-1, КТН и БАЗ-136.
Таким образом, первый опыт борьбы с крылатыми ракетами показывает: аэростаты заграждения применялись как самостоятельный рубеж обороны. Однако достигнутый англичанами результат в борьбе с V-1 был обеспечен комплексным применением всех противовоздушных средств. При этом исключительную роль сыграло взаимодействие разведки и средств поражения, а также маневр средствами ПВО.
Только за неполных четыре месяца налетов немецких КР на Лондон аэростатами заграждения, как отмечено выше, достоверно была уничтожена 231 ракета. Это составляет около 3% от всех выпущенных ракет (при этом необходимо учитывать, что значительная часть ракет вообще не долетела до Лондона) и более 8% от числа всех сбитых ракет.
Интересно, что современная КР отличается от V-1 только использованием новых материалов, более совершенных двигателей, большей дальностью полета и более высокой точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же «Томагавка» или отечественной КР Х-55.
Следовательно, можно сделать уверенный вывод, что аэростатные заграждения будут не менее эффективны и в борьбе с современными крылатыми ракетами.