Аэростаты воздушного заграждения для чего
Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР
Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.
Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду
В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.
Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?
Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!
Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.
В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/
5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.
Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).
В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.
Характеристика | КВ-КН | КТВ-ТН | КО-1 | БАЗ-136 | БАЗ-136 | МАЗ-1 |
Тип | Тандем | Тандем | Одночный | Одиночный | Тандем | Одиночный |
Год внедрения | 1932 | 1938 | 1942 | 1943 | 1943 | 1936 |
Период эксплуатации | по 1941 | по 1943 | по 1944 | по 1945 и далее | ||
Высота подъема, максимальная в км. | 3,5-3,75 | 4,5-4,7 | 2,8-3 | 2,85-3,2 | 4,85-5,2 | 1 |
Предельно допустимая скорость ветра на высоте, м/с | 12-15 | 14-18 | 15-18 | 16-18 | 16-18 | 28-30 |
Прочность троса, тонн | 0,75-1,2 | 1,2-1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,2-1,4 | 1,5-1,2 |
Система | Стягивающая | Баллонетная | Стягивающая |
ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО
Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.
Часовой у аэростата заграждения
Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.
Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.
Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.
Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.
К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.
В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.
Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).
В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.
«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).
Надувные смертники
Современные системы ПВО в считанные секунды могут перехватить вражеский самолёт и отправить его в небытие одним-единственным залпом. Радары, сканирующие устройства, механизмы самонаведения, управляемые компьютерами, — всё это служит мирному небу над нашими головами. Но компьютеры появились лишь в середине XX века, да и ракеты — не слишком давнее изобретение. Как же боролись с авианалётами до изобретения всех этих изощрённых средств? По старинке. С помощью больших, неуклюжих и медленных — но незаменимых аэростатов.
ЗАЧЕМ НУЖЕН АЭРОСТАТ?
Москва, 1941 год. Дети водят хоровод на фоне аэростатов заграждения.
Мог ли аэростат атаковать самолёт? Конечно, нет: он не способен угнаться за быстрой и манёвренной крылатой машиной и тем более повредить её железную броню своими надувными боками. Аэростаты выполняли ту же роль, какую на воде выполняют морские мины. «Но как же?» — спросите вы. Если с корабля затопленную мину заметить почти невозможно, то огромный аэростат пилот видит со значительного расстояния — и может легко облететь. Более того, зенитные орудия гораздо эффективнее!
Даже многократно повреждённый и рухнувший аэростат заграждения долго не желал сдуваться.
Редкий снимок: британский аэростат заграждения времён Первой мировой войны.
Именно поэтому для уничтожения аэростатов ещё во время Первой мировой войны разработали зажигательные снаряды: поджог небесного тюфяка был единственным гарантированным способом вывести его из строя, — но о способах антиаэростатной борьбы мы расскажем чуть позже.
Сеть аэростатов заграждения над Лондоном.
Бомбардировщики — во время любого вооружённого конфликта — не бомбят что попало. Существуют методы ковровой бомбёжки города, но она применяется довольно редко ввиду серьёзного расхода боеприпасов и топлива. Да и город после подобного налёта довольно сложно использовать в собственных целях.
Английский аэростат заграждения над палубой транспортного судна.
Поэтому имеются первоочередные, стратегически важные объекты, которые подлежат обязательному уничтожению: заводы, арсеналы, штабные и правительственные здания. Для точного бомбометания самолёты вынуждены опускаться довольно низко и пролетать непосредственно над объектом. Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня.
Французский аэростат заграждения ожидает своей очереди подняться в небо.
Англичане начали использовать аэростаты заграждения ещё в Первую мировую войну. Те самые первые АЗ (такое сокращение общепринято в военной литературе) обычно скреплялись группами по три или более для лучшего сопротивления в случае столкновения с самолётом. Известно о них крайне мало.
Кроме того, аэростаты прикрывали не только постоянные объекты. Их прикрепляли к крупному водному транспорту, защищая последний от воздушных атак. Например, 6 июня 1944 года множество аэростатов обеспечивало безопасность высадки союзников в Нормандии.
Побережье Ла-Манша, 1940 год, порядок «лебёдки в линию».
Аэростаты заграждения выстраивались в различных боевых порядках («лебёдки в линию», «лебёдки в две линии», «лебёдки по площади»). Эти порядки зависели от площади обороняемой территории, от возможностей размещения аэростатов, от их количества.
Иногда аэростаты заграждения использовались для выполнения задач нестандартного характера. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. Подобные же антенны иногда осуществляли функцию резервной связи.
РЕЖУЩАЯ КРОМКА
У аэростатов заграждения было и ещё одно назначение. Они иногда сбивали самолёты. Дело в том, что тросы, на которых держались аэростаты, были крайне плохо заметны на фоне неба и земли — и самолёты противника, заходящие на бомбометание в обход аэростатов, просто натыкались на эти тросы. Аэростат лишь слегка трясло, а самолёт могло перерезать чуть ли не пополам. Сами тросы имели диаметр 5–8 мм.
Junkers Ju 88 A с параваном.
Аэростаты заграждения применялись во время Второй мировой войны в основном союзниками. Немцы попытались использовать подобные конструкции лишь в самом конце войны, и то не слишком эффективно. Зато немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны.
Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта (удлинённый специальным шестом) и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот.
Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов (помогали они, прямо сказать, слабо), а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов.
Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал.
Впрочем, и создатели аэростатов не бездействовали, изобретая всё новые способы повредить авиацию врага. Например, на тросы вешали мины. Даже если крыло самолёта не перерезалось тросом, к нему «сползала» мина и уничтожала крылатую машину. Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом (аэростат при этом отсоединялся). Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал.
Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом. Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу.
Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве.
В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника.
Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ. Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые. А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1! Из более чем 9000 ракет V-1, выпущенных по Лондону, преодолели системы ПВО около 3000. Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни.
Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом.
ТЕХНИКА
Аэростаты заграждения не рассчитывались на подъём большого количества полезного груза. Собственная масса троса и масса бомбы (если таковая была) — вот и всё. Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров!
Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1.
Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров! К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов. Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года.
В СССР во время ВОВ применялись аэростаты нескольких основных типов — КО-1, КВ-КН (тот самый легендарный «тандем»), К6В-К6Н, КТН, КАЗ (объёмом 675 м3), БАЗ-136 (1941, объёмом 490 м3) и другие, всего около 10 моделей.
В Англии основным аэростатом заграждения времён Второй мировой войны был MK-VII, разработанный в 1938 году на базе наблюдательного аэростата.
В целом одна дивизия ПВО могла прикрыть аэростатами заграждения до 75 км2. Например, в Ленинграде в первые же дни войны было развёрнуто 328 постов аэростатов заграждения, объединённых в три полка. Этого хватало для покрытия почти всего города, а заодно территории Финского залива и Кронштадта. Пост состоял из 12 военнослужащих: 10 рядовых, командир и моторист. Обычно на попечении поста был один или два аэростата. На посту хранили около 500 м3 водорода в тонких оболочках: расходы были огромными, ведь даже в случае, когда аэростат не получал «травм», раз в месяц газ в нём нужно было полностью заменять.
Ленинград. Транспортировка газа для аэростата в мягкой полости.
Английские войска вернулись к аэростатам заграждения в 1936 году — когда война ещё не началась, но ситуация уже накалялась. Были разработаны планы и стратегия использования АЗ для обороны Лондона, если таковая потребуется. В марте 1939 года над Лондоном был запущен первый аэростат: война ещё не была объявлена, но её флюиды витали в воздухе. А 28 июля 1939 года был открыт знаменитый впоследствии RAF 17 Balloon Centre в городе Халл: именно отсюда английские аэростаты отправлялись на защиту страны. К 1940 году над Великобританией парило 1500 аэростатов, из них более трети — над Лондоном. Правда, в Англии не использовали тандемные схемы, и потому потолок английских аэростатов не поднимался выше 1500 метров: этого не хватало против тяжёлых бомбардировщиков, зато помогало против V-1.
Грузовик для транспортировки и развёртывания аэростата заграждения (фотография из музея Королевских вооружённых сил, Великобритания).
Также англичане эксплуатировали подвижные аэростаты, которые крепились к движущемуся автомобилю. Высота полёта такого аэростата не превышала 600 метров, но зато облететь его было труднее, ведь траектория его движения была непредсказуема.
ХАЛАТНОСТЬ И БЕЗГРАМОТНОСТЬ | |