афако фидаров генерал царской армии биография
Афако фидаров генерал царской армии биография
Архивные материалы, воспоминания родных и современников донесли до нас образ стройного, ловкого, прекрасного лицом, доброго товарища, искреннего друга Афако Фидарова. Крупный военачальник, дипломат, всесторонне образованный человек, он был ярким представителем прогрессивной интеллигенции своего времени, истинным патриотом Отечества.
Родился Афако 29 августа 1859 года в с. Зильги, в многодетной семье офицера Паци Фидарова (У Афадо было 4 брата и 4 сестры).
Паци был одним из тех горцев, кто в благородном порыве сердца добровольцем отправился на Дунайскую войну. За службу получил Георгиевский крест и 75 десятин земли у с. Ислаиово в Малой Кабарде. Всем сыновьям он дал образование.
Службу начал в августе 1882 года хорунжим владикавказского полка терского казачьего войска. Уже через год он был произведен в сотники и переведен в Горско-Моздокский полк, откуда командирован в августе 1884 года в казачий отдел офицерской стрелковой школы.
В июне 1903 года по Высочайшему повелению был командирован в состав особого Джульфинского отряда на персидскую границу.
Русско-японская война застает подполковника Фидарова в составе Терско-Кубанского полка Кавказской конной бригады. Вместе с полком он переходит границу Маньчжурии и оказывается в центре военных действий.
За отличие в боях у Лагоулина в составе 10 армейского корпуса, на Анпелинском перевале под Ляояном на р. Щахэ (в составе 5-го Сибирского армейского корпуса) удостоен ордена Святой Анны 2-й степени с мечами и произведен в полковники.
Нужно было обладать незаурядным мужеством и волей, чтобы принять решение: во что бы то ни стало я должен быть со своим народом. В декабре 1917 года Афако приезжает в родное селение Зильги и переходит на положение гражданского лица.
Чем только не приходится заниматься! Это и организация отряда для выручки бронепоезда на станции Беслан, попавшего в руки контрреволюционеров, и финансовая помощь односельчанам, знакомым и даже малознакомым людям, нуждающимся в его участии.
Трогательна судьба китайского мальчика-сироты, оставшегося без присмотра, которого Афако привез из-под Мукдена в Зильги. Маленький Манза (так звали мальчика) рос здоровым и веселым ребенком. Научился поварскому делу и впоследствии сопровождал генерала во всех его походах. Манза был очень привязан к Афако, любое неодобрительное слово, даже жест в адрес Афако вызывали у него гневную реакцию, и он незамедлительно кидался на защиту.
Но вернемся к 1918 году, когда Афако Фидаров уже жил в родном краю. Он пользовался большой популярностью в Кабарде, Ингушетии и не только как генерал, но и как человек, умеющий говорить как мудрый, доброжелательный советчик. Немаловажную роль играло и его знание почти всех кавказских языков. Обстоятельства сложились так, что между осетинами и ингушами, на протяжении веков жившими в тесном соседстве, связанными определенной общностью исторических судеб, хозяйства, быта, культуры, время от времени возникали инциденты.
Так случилось и весной 1918 года. Тревожное время накапливало взаимное раздражение, грозившее вылиться в кровавое столкновение. Гаппо Баев, городской голова Владикавказа, в мае 1918 года обратился с просьбой к Афако силой своего авторитета предотвратить конфликт.
Генерал написал два письма в Кантышево. Письма, к сожалению, не удалось разыскать, но об их содержании можно судить по ответу Афако Г. Баеву:
Он был бесстрашен как в юности и готов был рисковать, если считал, что защищает правое дело. Об этом говорит хотя бы его приезд в Базоркино, трехчасовое обращение под дулами ружей к возбужденной, готовой на все тысячной толпе. Его слова о необходимости межнациональной взаимной уступчивости, сговорчивости, укреплять с соседями братские отношения были не только поддержаны ингушской интеллигенцией и офицерами, но и имели широкий общественный резонанс.
А вот еще один документ, увидевший свет значительно позже, но в высшей степени драматический: «Заседание краевой тройки при ПП ОГПУ СКК утвердило решение от 15 января 1930 г. … А. Фидарова расстрелять в числе других».
По злой иронии судьбы, оклеветанный и обвиненный в том, что он якобы разжигал национальную рознь между ингушами и осетинами, отставной генерал был расстрелян. Подлинные факты и документы, свидетельства современников подтверждают, что вера в «создание национального мира» в нем жила до конца его дней и была продиктована глубокими личными убеждениями.
Позднее было и такое свидетельство: «Зильгинский сельский Ревком удостоверяет, что Фидаров Афако не участвовал ни в какой партии, и с 1917 по 1920 год жил
безотлучно по состоянию здоровья в селе, а своим благоразумием успокаивал односельчан». Документ заверен подписями и печатью.
А. П. Фидаров был реабилитирован в марте 1989 года.
Афако фидаров генерал царской армии биография
Фидаров Афако Пациевич
Архивные материалы, воспоминания родных и современников знакомят нас с крупным военачальником, дипломатом, высокообразованным человеком Афако Фидаро-вым. Он был ярким представителем прогрессивной интеллигенции своего времени, истинным патриотом Отечества.
Генерал-лейтенант Афако Фидаров родился в августе 1859 года в с. Зилга в многодетной семье офицера Паци Фидарова (у Афако было четыре брата и четыре сестры). Паци был одним из тех горцев, кто в благородном порыве души добровольцем отправился на Дунайскую войну. За службу получил Георгиевский крест и 75 десятин земли у с. Исмаилово в Малой Кабарде. Всем сыновьям он дал образование.
курса в офицерской кавалерийской школе пожалован орденом Святой Анны 3 степени. Согласно предписанию начальника 1-й Кавказской казачьей дивизии от 9 сентября 1897 года командирован с утверждением военного министра в состав «наших инструкторов Персии».Через год его награждают персидским орденом Льва и Солнца, затем прусским орденом Короны, спустя несколько месяцев Афако получает дорогую и редкую награду персидскую саблю усыпанную алмазами. Перечень русских и иностранных отличий продолжается. В июле 1903 года по Высочайшему повелению был командирован в состав особого Джульфинского отряда на, персидскую границу.
Русско-японская война застает подполковника Фидарова в составе Терско-Кубанского полка Кавказской конной бригады. Вместе с полком он переходит границу Маньчжурии и оказывается в центре военных действий. За отличие в боях у Лагоулина в составе 10-го армейского корпуса на Анпелинском перевале под Ляояном на р. Шахэ (в составе 5-го Сибирского армейского корпуса) удостоен ордена Святой Анны 2 степени с мечами и произведен в полковники.
Высокообразованный офицер (он владел семью иностранными языками), Фидаров не раз привлекался правительством для выполнения дипломатических миссий в Персии, Афганистане. В 1910-1911 годах он был в Персии начальником Казвинского, затем Ардебильского отрядов. За отличие на службе награждается орденом Святого Станислава 1 степени и произведен в генерал-майоры.
Но вернемся к 1918 году, когда Афако Фидаров уже жил в родном краю. Он пользовался большой популярностью в Кабарде, Ингушетии и не только как генерал, но и как мудрый, доброжелательный советник. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что он в совершенстве знал почти все кавказские языки. Так уж сложилось, что между осетинами и ингушами, на протяжении многих десятилетий жившими в тесном соседстве, связанными определенной общностью исторических судеб, быта, культуры, время от времени возникали и возникают, кстати, инциденты. Так случилось и весной 1918 года. Тревожное время накапливало взаимное раздражение, грозившее вылиться в кровавое столкновение. Гаппо Баев, городской голова Владикавказа, в мае 1918 года обратился с просьбой к Афако силой своего авторитета предотвратить конфликт.
Генерал написал два письма в Кантышево. Письма, к сожалению, не удалось разыскать, но об их содержании можно судить по ответу Афако Г. Баеву.
9/22 мая 1918 года. с. Зилга».
Фидаров был бесстрашен, как в юности, и готов был рисковать, если считал, что защищает правое дело. Об этом говорит хотя бы его приезд в Базоркино, трехчасовое обращение под дулами ружей к возбужденной, готовой на все, тысячной толпе. Его слова о необходимости межнациональной взаимной уступчивости, сговорчивости, укреплять с соседями братские отношения были не только поддержаны ингушской интеллигенцией и офицерами, но и имели широкий общественный резонанс.
А вот еще один документ, увидевший свет значительно позже, но в высшей степени драматический: «Заседание краевой тройки при ПП ОГПУ СКК утвердило решение от 15 января 1930 года. А. Фидарова расстрелять в числе других».
По злой иронии судьбы, оклеветанный и обвиненный в том, что он, якобы, разжигал национальную рознь между осетинами и ингушами, отставной генерал был расстрелян. Подлинные факты и документы, свидетельства современников подтверждают, что вера в «создание национального мира» в нем жила до конца его дней и была продиктована глубокими личными убеждениями.
Позднее было и такое свидетельство: «Зильгинский сельский Ревком удостоверяет, что Фидаров Афако не участвовал ни в какой партии и с 1917 по 1920 год жил безотлучно по состоянию здоровья в селе, а своим благоразумием успокаивал односельчан». Документ заверен подписями и печатью.
Второго июня 1989 года на имя автора данного очерка пришло письмо из прокуратуры СО АССР, которое гласило: «Ваше заявление о реабилитации Фидарова Афако Пациевича прокуратурой СО АССР рассмотрено. Приговоренный к высшей мере наказания постановлением тройки ОГПУ СКК от 31 декабря 1930 года Фидаров А.П. на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16. 01. 1989 г. реабилитирован».
По материалам книги Г.Т.Дзагуровой “СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА”
Афако фидаров генерал царской армии биография
Архивные материалы, воспоминания родных и современников знакомят нас с крупным военачальником, дипломатом, высокообразованным человеком Афако Фидаровым. Он был ярким представителем прогрессивной интеллигенции своего времени, истинным патриотом Отечества.
Генерал-лейтенант Афако Фидаров родился в августе 1859 года в с. Зилга в многодетной семье офицера Паци Фидарова (у Афако было четыре брата и четыре сестры). Паци был одним из тех горцев, кто в благородном порыве души добровольцем отправился на Дунайскую войну. За службу получил Георгиевский крест и 75 десятин земли у с. Исмаилово в Малой Кабарде. Всем сыновьям он дал образование.
Русско-японская война застает подполковника Фидарова в составе Терско-Кубанского полка Кавказской конной бригады. Вместе с полком он переходит границу Маньчжурии и оказывается в центре военных действий. За отличие в боях у Лагоулина в составе 10-го армейского корпуса на Анпелинском перевале под Ляояном на р. Шахэ (в составе 5-го Сибирского армейского корпуса) удостоен ордена Святой Анны 2 степени с мечами и произведен в полковники.
Высокообразованный офицер (он владел семью иностранными языками), Фидаров не раз привлекался правительством для выполнения дипломатических миссий в Персии, Афганистане. В 1910-1911 годах он был в Персии начальником Казвинского, затем Ардебильского отрядов. За отличие на службе награждается орденом Святого Станислава 1 степени и произведен в генерал-майоры.
Но вернемся к 1918 году, когда Афако Фидаров уже жил в родном краю. Он пользовался большой популярностью в Кабарде, Ингушетии и не только как генерал, но и как мудрый, доброжелательный советник. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что он в совершенстве знал почти все кавказские языки. Так уж сложилось, что между осетинами и ингушами, на протяжении многих десятилетий жившими в тесном соседстве, связанными определенной общностью исторических судеб, быта, культуры, время от времени возникали и возникают, кстати, инциденты. Так случилось и весной 1918 года. Тревожное время накапливало взаимное раздражение, грозившее вылиться в кровавое столкновение. Гаппо Баев, городской голова Владикавказа, в мае 1918 года обратился с просьбой к Афако силой своего авторитета предотвратить конфликт.
Генерал написал два письма в Кантышево. Письма, к сожалению, не удалось разыскать, но об их содержании можно судить по ответу Афако Г. Баеву.
9/22 мая 1918 года. с. Зилга».
Фидаров был бесстрашен, как в юности, и готов был рисковать, если считал, что защищает правое дело. Об этом говорит хотя бы его приезд в Базоркино, трехчасовое обращение под дулами ружей к возбужденной, готовой на все, тысячной толпе. Его слова о необходимости межнациональной взаимной уступчивости, сговорчивости, укреплять с соседями братские отношения были не только поддержаны ингушской интеллигенцией и офицерами, но и имели широкий общественный резонанс.
А вот еще один документ, увидевший свет значительно позже, но в высшей степени драматический: «Заседание краевой тройки при ПП ОГПУ СКК утвердило решение от 15 января 1930 года. А. Фидарова расстрелять в числе других».
По злой иронии судьбы, оклеветанный и обвиненный в том, что он, якобы, разжигал национальную рознь между осетинами и ингушами, отставной генерал был расстрелян. Подлинные факты и документы, свидетельства современников подтверждают, что вера в «создание национального мира» в нем жила до конца его дней и была продиктована глубокими личными убеждениями.
Позднее было и такое свидетельство: «Зильгинский сельский Ревком удостоверяет, что Фидаров Афако не участвовал ни в какой партии и с 1917 по 1920 год жил безотлучно по состоянию здоровья в селе, а своим благоразумием успокаивал односельчан». Документ заверен подписями и печатью.
Второго июня 1989 года на имя автора данного очерка пришло письмо из прокуратуры СО АССР, которое гласило: «Ваше заявление о реабилитации Фидарова Афако Пациевича прокуратурой СО АССР рассмотрено. Приговоренный к высшей мере наказания постановлением тройки ОГПУ СКК от 31 декабря 1930 года Фидаров А.П. на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16. 01. 1989 г. реабилитирован».
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее.
Фидаров Афако Пациевич
Афако Пациевич Фидаров (осет. Фидараты Пацъийы фырт Афæхъо; 1859—1930) — российский военачальник, генерал-лейтенант.
Содержание
Биография
На военной службе с 1 сентября 1880 года. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1882). Был выпущен хорунжим (ст. 07.08.1882) во Владикавказский полк Терского казачьего войска (ТКВ). Сотник (ст. 30.09.1883). Был переведен в Горско-Моздокский полк ТКВ в 1883 году.
30 августа 1895 года был командирован в Oфицерскую кавалерийскую школу. По предписанию начальника 1-й Кавказской казачьей дивизии от 9 сентября 1897 года, утвержденному военным министром, командирован в состав инструкторов в Персию. Служил инструктором в Персидской казачьей Его Величества Шаха бригаде. Войсковой старшина (ст. 26.02.1901). Помощник командира Сунженско-Владикавказского полка ТКВ по хозяйственной части.
Помощник командира 1-го Сунженско-Владикавказского полка (27.04.1906-12.02.1907). Неоднократно привлекался для выполнения дипломатических миссий в Персии и Афганистане. Командир 1-го Хопёрского полка [4] Кубанского казачьего войска (12.02.1907-23.07.1910). Генерал-майор (пр. 1910; ст. 22.07.1910). Командир 2-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (23.07.1910-02.08.1913). В 1910—1911 годах был в Персии начальником Казвинского, затем Ардебильского отрядов. Командир 2-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (с 23.07.1910).
Командующий (позже начальник) 1-й Туркестанской казачьей дивизией (02.08.1913-1917). Генерал-лейтенант (пр. 22.07.08.1916) с утверждением в должности начальника дивизии. В декабре 1917 года вернулся из Персии на родину.
Участник Белого движения в составе ВСЮР. С 23 октября 1919 года находился в резерве чинов при штабе войск Северного Кавказа. Остался в России. Был арестован 13 июня 1920 года «за разжигание межнациональной розни»; дело было прекращено 23 января 1921 года особым отделом 10-й армии Кавказского фронта за недоказанностью обвинений.
Решением краевой тройки ОГПУ Северо-Кавказского края от 31 декабря 1929 года приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в январе 1930 года:
«Заседание краевой тройки при ПП ОГПУ СКК утвердило решение от 15 января 1930 года… А. Фидарова расстрелять в числе других». [1]
Реабилитирован (посмертно) на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 года.
Семья
Жена — Салихан, дочь ротмистра Асламбека Адырхаева. Усыновил племянника (сына старшего брата Инала) — Геннадия.
Награды
Фидаров Афако Пациевич
Афако Пациевич Фидаров (осет. Фидараты Пацъийы фырт Афæхъо; 1859—1930) — российский военачальник, генерал-лейтенант.
Содержание
Биография [ | ]
На военной службе с 1 сентября 1880 года. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1882). Был выпущен хорунжим (ст. 07.08.1882) во Владикавказский полк Терского казачьего войска (ТКВ). Сотник (ст. 30.09.1883). Был переведен в Горско-Моздокский полк ТКВ в 1883 году.
30 августа 1895 года был командирован в Oфицерскую кавалерийскую школу. По предписанию начальника 1-й Кавказской казачьей дивизии от 9 сентября 1897 года, утвержденному военным министром, командирован в состав инструкторов в Персию. Служил инструктором в Персидской казачьей Его Величества Шаха бригаде. Войсковой старшина (ст. 26.02.1901). Помощник командира Сунженско-Владикавказского полка ТКВ по хозяйственной части.
Помощник командира 1-го Сунженско-Владикавказского полка (27.04.1906-12.02.1907). Неоднократно привлекался для выполнения дипломатических миссий в Персии и Афганистане. Командир 1-го Хопёрского полка [4] Кубанского казачьего войска (12.02.1907-23.07.1910). Генерал-майор (пр. 1910; ст. 22.07.1910). Командир 2-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (23.07.1910-02.08.1913). В 1910—1911 годах был в Персии начальником Казвинского, затем Ардебильского отрядов. Командир 2-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (с 23.07.1910).
Командующий (позже начальник) 1-й Туркестанской казачьей дивизией (02.08.1913-1917). Генерал-лейтенант (пр. 22.07.08.1916) с утверждением в должности начальника дивизии. В декабре 1917 года вернулся из Персии на родину.
Участник Белого движения в составе ВСЮР. С 23 октября 1919 года находился в резерве чинов при штабе войск Северного Кавказа. Остался в России. Был арестован 13 июня 1920 года «за разжигание межнациональной розни»; дело было прекращено 23 января 1921 года особым отделом 10-й армии Кавказского фронта за недоказанностью обвинений.
Решением краевой тройки ОГПУ Северо-Кавказского края от 31 декабря 1929 года приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в январе 1930 года:
«Заседание краевой тройки при ПП ОГПУ СКК утвердило решение от 15 января 1930 года… А. Фидарова расстрелять в числе других». [1]
Реабилитирован (посмертно) на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 года.
Семья [ | ]
Жена — Салихан, дочь ротмистра Асламбека Адырхаева. Усыновил племянника (сына старшего брата Инала) — Геннадия.