афанасьев русские народные сказки биография
Александр Афанасьев
Биография
Благодаря труду великого собирателя сказок, мифов, легенд и фольклора Александра Афанасьева дети с детства знакомы с такими замечательными поучительными произведениями, как «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Жар-птица и Василиса-царевна». Поистине ценное наследие оставил после себя талантливый фольклорист и ученый.
Детство и юность
Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.
Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.
Портрет Александра Афанасьева / Православная энциклопедия
В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.
Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата парень переехал в Москву.
В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.
Карьера
Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.
Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.
Документальный фильм «Александр Афанасьев. Жизнь, отданная сказке»Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.
Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте мужчина проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.
Легендарный русский сказочник Александр Афанасьев
К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и исследователя русского фольклора, историка русской литературы.
Сказка учит, что по жизни нужно быть добрым, честным, щедрым человеком.
«В некотором царстве, в некотором государстве. Жили-были. » Это все присказки, зачины к сказкам мы читали и не задумывались, откуда же взялись все эти сказки, кто их придумал, кто ввел в жизнь, пустил странствовать по свету. Лешие, водяные, ведьмы, мачехи, Иваны-дураки или царевичи, Василисы Премудрые или Прекрасные, Марьи Моревны, королевны, цари, рыцари, бравые богатыри, Змеи-Горынычи, Бабы-Яги и разное-разное зверьё.
Народные побасенки собирались и издавались и при Пушкине, и до него. Но это были любительские упражнения счастливцев праздных, забавы и досуги пресыщенных литераторов. Афанасьев стал первым серьезным исследователем, издавшим русский фольклор не только по-настоящему научно, но и наиболее полно.
Что же касается главного наследства, клада, добытого из колодца времени, то этим богатством, даже не сознавая того, владеем мы все, потому что «сказки Афанасьева» вплелись в сознание России не меньше, чем стихи Пушкина!
Ведь все русские сказки, которые нам читали родители, дедушки и бабушки и которые мы прочли сами, все они изданы Александром Николаевичем. Почти все сборники фольклора, вышедшие в России за последние полтора столетия, основываются на «Народных русских сказках А.Н. Афанасьева».
Сюжеты некоторых сказок из народа позже были переосмыслены, переработаны и обрели авторство с именем, как например, сказка о Золотой рыбке или Верлиоке.
За каждой сказкой, даже если она весьма пространно подписана как «народная», есть более конкретное лицо.
Александр Николаевич Афанасьев – вот та ключевая фигура в мире сказок – сказочник, хотя и не писатель.
Но в чем же тогда его заслуга? А в том, что он эти сказки собрал из разрозненных источников, отредактировал, классифицировал и напечатал. Через его руки прошло огромное количество материала, и он проделал колоссальную работу.
В книге «А рассказать тебе сказку», посвященной Афанасьеву, Владимир Ильич Порудоминский, русский писатель, автор научно-популярных и биографических книг написал:
«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».
Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания истинно народных, колоритных сказок, которое по богатству можно сравнить с тем, что собрал и систематизировал скромный работник архива.
Александр Николаевич был благородным и честным человеком. И жизнь он прожил благородную, но скромную, поэтому мы не находим на ее страницах богатырских подвигов или пылких страстей.
Родился Афанасьев 23 июля 1826 года в уездном городке Богучаре Воронежской губернии в небогатой провинциальной дворянской семье, в которой высоко ценилось образование.
Александр Николаевич писал: «Отец мой, хотя сам был воспитан на медные деньги, но уважал образование в других. Отец любил чтение и постоянно выписывал лучшие журналы. Он справедливо почитался за самого умного человека в уезде».
С ранних лет у Александра появился интерес к чтению, благо домашняя обстановка была довольно благоприятна, а от дедушки, члена Библейского общества, сохранилась довольно большая библиотека.
В 11 лет отец определил Александра Воронежскую гимназию, которая содержала типичные черты дореформенной средней школы: над учениками «висел» гимназический устав с правом сечь розгами до 4 класса и с постоянной тенденцией начальства сечь до 5-го. Однако резкость устава смягчалась отсутствием строгой последовательности его исполнения. Серьезный и впечатлительный Александр Афанасьев всегда был одним из первых учеников гимназии, удовлетворяя свою любознательность чтением книг на каникулах.
Закончив с отличными успехами гимназию, Афанасьев поступил на юридический факультет Московского университета, где были заложены те взгляды, которые в дальнейшем отразились на всех сторонах его деятельности.
Александр Афанасьев слушал лекции, много читал, начал собирать свою библиотеку, вести дневник, в который заносил описание главных событий жизни тогдашнего общества.
Особую роль в становлении взглядов Афанасьева сыграл К.Д. Кавелин, под воздействием которого Александр становится сторонником историко-юридической школы и пишет ряд статей.
Однако, в конце обучения Афанасьев под влиянием лекций Ф.И. Буслаева переходит к изучению фольклора.
Окончив университет в 1848 году, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.
Многолетняя работа в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел на посту правителя дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров определила основное направление деятельности Афанасьева: поиск, исследование и публикация наиболее интересных исторических, фольклорных и литературных материалов.
В целом же период службы в архиве был самым плодотворным и счастливым для Афанасьева, так как он имел не только обеспечивающее его материально место, но и возможность заниматься научной работой, журналистской деятельностью, собиранием библиотеки, а также возможность общаться с учеными, занимающимися русской историей.
Материалы архива стали основой для многих статей Афанасьева. Его литературная производительность выразилась в огромном числе (до 70) критических статей юридического, исторического и историко-литературного содержания.
В 1850-60-е годы Александр Николаевич был активным сотрудником журналов, и сохранилось довольно много писем к нему редакторов журналов.
Они, как видно, очень дорожили его статьями и рецензиями, всегда дельными, серьезными и вместе с тем живо и литературно написанными.
Научные изыскания Афанасьева все больше уходят в сторону изучения вопросов народного поэтического творчества и мифологии.
Не последнюю роль в жизни Афанасьева сыграло его окружение. Это семья великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. А через них Афанасьев познакомился и с другими известными людьми, такими как Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский.
Первой работой Афанасьева в области словесности была статья «Дополнения и прибавления к собранию «Русских народных пословиц и притчей», изданному И. Снегиревым (1850). В исследуемых пословицах и поговорках Афанасьев, прежде всего, изучал следы построения родового быта славян.
Следующие статьи выходили одна за другой в 1851-1855 годах в различных популярных и специальных изданиях: «Об археологическом значении «Домостроя», «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Религиозно-языческое значение избы славянина», «Колдовство на Руси в старину» и др. Так совершенно четко и определенно Афанасьев обозначил круг своих научных интересов – фольклористика и этнография, «археология русского быта».
Круг его близких знакомых был невелик: Афанасьев сходился с людьми не очень легко. В целом, можно сказать, что круг его общения составляли московские библиофилы, собиратели, издатели, литераторы, писатели, публицисты, ученые, переводчики, архивисты, профессора Московского университета.
В конце 1850-х Афанасьев с Николаем Щепкиным, сыном прославленного актера Михаила Щепкина, начинает издавать один из первых в России книговедческих журналов «Библиографические записки». Официальным редактором-издателем числился Щепкин, хотя на деле душой журнала был Афанасьев.
В 1855 году Александр Николаевич приступил к предприятию, которое стало делом всей его жизни, — к изданию русских народных сказок. Это был первый опыт научного издания сказок с комментариями.
Работа по сбору, отбору и просеиванию фольклорного материала велась долгое время. Они выходили постепенно, восемью выпусками, и сразу же снискали одобрение читателей.
Известный ученый-языковед Срезневский писал Афанасьеву: «Кто из русских любителей своей народной поэзии не скажет Вам громко или про себя душевного спасибо за начало Вашего прекрасного труда о русских сказках? В это широкое море пустились Вы в добрый час и в доброй ладье, запасшись, как для Царьграда, и снастями, и брашном, и, верно, вывезете из-за него не одну дорогую багряницу. Дай Бог Вам всего хорошего на всем Вашем пути».
Александр Николаевич жил, работал и не ездил по далёким деревням, записывая сбивчивые рассказы русских бабушек. Он создал уникальное собрание отечественного фольклора усилием здравой мысли, вынес на свет то, что пребывало в небрежении.
Значительная часть сказочных текстов была почерпнута в архивах; свои записи, сделанные в процессе работы над словарём, предоставил Владимир Иванович Даль; пригодились материалы других собирателей и отдельные немногочисленные наблюдения самого Афанасьева. Весь огромный материал нужно было осмыслить, обработать, классифицировать, структурировать — привести в порядок. И эта работа была сделана.
Первое издание «Народных русских сказок» выходило отдельными выпусками с 1855 по 1863 год, они наполнялись ещё произвольно, просто по мере поступления текстов, 600 сказок уместились в 8 выпусков – это было самое полное издание сказок не только в России, но и за ее пределами.
Например, братья Гримм, выпустившие сборник «Немецких сказок» несколько раньше, поместили в него сказок почти втрое меньше. Первый сборник характеризовался тем, что в нем не было деления сказок по каким-либо признакам.
При подготовке второго издания «Народных русских сказок» Афанасьев продумал и осуществил деление «сказочного» материла по разделам и представляло собой уже стройную систему с научным комментарием автора.
Вот небольшая выдержка из предисловия А.Н.Афанасьева ко второму изданию: «Народные русские сказки раскрывают пред нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенная стихия, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы — все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного».
Афанасьевым были выделены сказки о животных, мифологические сюжеты, былинные и исторические сюжеты, рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской.
Летом 1860 года исполнилась давнишняя мечта Александра Николаевича: он побывал за границей. Это едва ли не самое яркое событие в его жизни. Три с небольшим месяца герой наш пробыл в Германии, Швейцарии, Италии и Англии, посетил Лондон, Пизу, Неаполь и Флоренцию.
В Европе он передал рукописи для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд материалов, которые из-за цензуры не мог напечатать в России. Многие из них относились к биографии Пушкина: большая подборка документов о дуэли и смерти Пушкина, примечания к «Истории пугачевского бунта» и другие.
Привезенные Афанасьевым документы были напечатаны в шестой книге альманаха «Полярная звезда».
«Там чудеса, там леший бродит»
Николаевич Афанасьев известен ещё и как издатель «Народных русских легенд», «Русских заветных сказок».
Сказка для Афанасьева – бесценный памятник народного творчества, который он стремится в неприкосновенности сберечь для потомков. Всегда, до конца жизни Александр Николаевич занимался возрождением фольклора. так как считал, что там отразились все переживания, чаяния и мечты народа, наша историческая память, воплощенная в конкретных образах и сюжетах.
Это и хождение Христа и апостолов в народ с целью испытать человеческую нравственность, и вариации ветхозаветных легенд о Соломоне и Ное, и шутливые рассказы о бесах и чертях, принимающих человеческий облик и пытающихся увлечь людей всяческими соблазнами, а также бытовые легенды, обнаруживающие чудеса в повседневной народной жизни.
Составление Афанасьевым сборника «Русские заветные сказки» было смелым делом.
Афанасьев был известен тем, что не вмешивался в повествование сказок и печатал их в том виде, как они и были записаны. Многие же сказки отличались тем, что их сюжет был приправлен острой социальной сатирой. Именно за это они нещадно изымались цензурой.
В сборник «Заветные сказки» вошли эротические сказки, рукопись А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу, и сборник был впервые издан в Женеве. Сейчас рукописи хранятся в Институте русской литературы РАН.
Фундаментальным исследованием Александра Афанасьева в области духовной культуры славян стала трехтомная монография «Поэтические воззрения славян на природу.
Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», созданная им с целью реконструировать утраченные верования и обычая древних славян.
Подобного труда до Афанасьева не знала не только русская, но и зарубежная наука. Афанасьев скромно назвал свое исследование опытом, но этот опыт до сих пор никем не превзойден.
По богатству материала и оригинальности замысла с ним не могут соперничать даже такие фундаментальные и широко известные в нашей стране труды, как «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.
С полным основанием можем сказать, что «Поэтические воззрения славян на природу» являются одной из классических работ не только русской мифологической школы XIX века, но и мировой науки о фольклоре вообще.
В 1862 году по доносу провокатора А.Н. Афанасьев был уволен из архива с последующим запретом вновь поступить на государственную службу. И, как следствие, материальные лишения, болезни, невозможность заниматься любимым делом во всю мощь, распродажа накапливаемой годами библиотеки.
Несмотря на то, что А.Н. Афанасьев был видным ученым, и его имя было известно не только в России, но и за ее пределами, умер он в безысходной бедности, заболев чахоткой.
Тургенев написал Фету: «Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения».
Мать-история пока еще не рассудила, кто для нее более ценен — Фет, Тургенев или Афанасьев. Но ее великой милостью можно почесть уже то, что на московском Пятницком кладбище сохранилась могила Александра Николаевича.
За год до его смерти, в 1870 году, вышла книга «Русских детских сказок» – самое популярное издание в дореволюционной России, своего рода хрестоматия домашней педагогики.
К этому изданию Афанасьев шел долгих двенадцать лет, идея создания сборника сказок для детей была претворена в жизнь только после того, как он «собрал их поболее и тщательно сличил со сказками других народов». В этом и был весь Афанасьев.
«Сказочный ларец Афанасьева»
В афанасьевской сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» мы без труда узнаем «Конька-Горбунка» Петра Ершова: здесь все знакомо — и находка пера жар-птицы, и мотив чудесной помощи Конька, и охота за жар-птицей, которую приманили рассыпанным: зерном, и поездка за царевной на край света, где «красное солнышко из синя моря выходит», и купанье в молоке, которое сделало героя красавцем, а царя погубило.
О том, что сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» вышла из народных сказок, весьма близких к тому варианту, который Афанасьев поместил в своем сборнике под названием «Перышко Финиста ясна сокола», невозможно усомниться,— совпадения на каждом шагу.
Афанасьевская сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» близка к сказке Пушкина — о царе Салтане. Здесь — и эпизод с тремя девицами, которых подслушал царь, и мотив зависти старших сестер, и те же их злые дела.
Александр Сергеевич заимствовал у Афанасьева и образ знаменитого кота-баюна.
Работы Афанасьева влились в общий фонд художественной культуры России и оказали существенное влияние на возрастающий интерес к народному прикладному творчеству, питали сюжетами и вдохновляли тончайшую роспись федоскинских, палехских мастеров лаковой миниатюры, Ивана Билибина, Зворыкина и многих других русских художников.
«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева неоднократно переиздавались и до сих пор остаются одним из лучших, популярных и читаемых собраний фольклора.
Выходит, что живое слово человеческое пришло к нам через века от наших предков, и до сих пор служит нам верой и правдой.
Александр Николаевич Афанасьев прожил так мало, всего 45 лет и жизнь его не была легкой и беззаботной, но ему удалось собрать богатый материал и воплотить его в законченные труды. Он словно чувствовал, что времени и жизненных сил ему отпущено будет мало и поэтому работал на износ и использовал всю свою работоспособность и талант, чтобы исследовать русскую народность и старину. Это и доставило Александру Николаевичу Афанасьеву непреходящую славу в памяти поколений.
«Он шёл по сказочному царству» – Афанасьев Александр Николаевич
МБУК «Межпоселенческая библиотека Апшеронского района» > «Он шёл по сказочному царству» – Афанасьев Александр Николаевич
Любите ли вы сказки? Что за вопрос! Конечно, любите, даже если вы уже совсем взрослые и очень серьезные.
Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
Сказки – это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
Таким мудрым человеком был Александр Николаевич Афанасьев. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.
Так их и называют теперь – «Сказки Афанасьева». Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев». Так написал в замечательной книге «А рассказать тебе сказку. », посвященной Афанасьеву, В. Порудоминский.
Выдающийся русский историк, исследователь русского фольклора, литературовед Александр Николаевич Афанасьев родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим – мелким судейским чиновником.
Когда Саше исполняется 11 лет, он поступает в воронежскую губернскую гимназию. Гимназические годы остались в воспоминаниях будущего фольклориста не только зубрежкой, но и первыми попытками бороться за свои права и убеждения, против несправедливых наказаний. Уже тогда в мальчике проявились те черты, которые со временем переросли в сильный характер. Годы учебы в гимназии для А. Афанасьева – это и определение своих дальнейших путей: в нем проявляется интерес к литературе и истории, к творческой деятельности.
После окончания гимназии Александр уезжает в Москву, где поступает на юридический факультет университета. Ещё студентом, в 20-летнем возрасте, Афанасьев опубликовал первую статью.
По окончании университета А.Н. Афанасьев находит работу в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Одновременно он редактирует журнал «Библиографические записки», публикует исторические документы. Он издал также письма и некоторые стихотворения А.С. Пушкина, написал несколько статей о русских писателях, в том числе о Лермонтове и Фонвизине. Его перу принадлежат интересные этнографические статьи о верованиях и обычаях славян: «Дедушка Домовой», «Колдовство на Руси в старину», он писал о ведьмах, леших, о сказочном острове Буяне. Позднее Афанасьев издал книгу в трех томах «Поэтические воззрения славян на природу».
Афанасьев А.Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.
Главный труд Александра Афанасьева – трёхтомное собрание сказок. Всего было их восемь выпусков. В издании 1873 года тексты впервые расположены в определённом порядке – сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Учёные приняли такую классификацию, и она применяется до сих пор. Из каких материалов сложилась книга? Сам Афанасьев записал не более десятка сказок. 150 сказок ему передал В.И. Даль. Афанасьев работал в архиве Русского географического общества. Там он познакомился с записями многочисленных сказок, собранных по далёким окраинам России. Далеко прокладывали свои пути экспедиции общества. Отделы русского географического общества открывались на Урале и в Сибири, на Украине и Кавказе. Общество собиралось серьёзно изучать нравы и язык народа, его поверья, сказки, песни. Замыслы общества совпали с замыслами Афанасьева – выпустить сказки на свет белый. Со всех концов страны потекли к Афанасьеву весёлые прозрачные ручейки записей.
Разные герои живут в сказках А.Н. Афанасьева: необычайные, волшебные – Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные – солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.
Последним трудом Афанасьева стало издание «Русских детских сказок», куда он отобрал самые интересные сказки для ребят, приспособив фольклорные произведения для детского чтения. Сказки о Лисе и Журавле, о Теремке, о Пузыре, Соломинке и Лапте, о Колобке – такие родные для всех нас сказки! Несмотря на тяжелую болезнь, А. Н. Афанасьев упорно трудился над составлением этой книги. Он очень хотел, чтобы маленькие читатели узнали и полюбили народную сказку.
Собирание произведений народного творчества продолжалось и в последующие годы другими учеными-фольклористами. Выходят все новые сборники сказок, пословиц, поговорок, песен и легенд. Но почти в каждой книге сказок мы встретим знакомые пометки: «из сборника А.Н.Афанасьева». Значит, дело всей жизни нашего замечательного земляка продолжает жить.
А.Н. Афанасьев навсегда остался в истории русской культуры – своим трудом и любовью к родному слову, воплощенным в «Народных русских сказках Александра Николаевича Афанасьева».
Читаем сказку с Афанасьевым
Давайте и мы вместе с Александром Афанасьевым побываем в Медном, Серебряном и Золотом царстве народной сказки.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». С первых слов Афанасьева покоряет красота сказки — ее поэтическая искренность, чистота, ее детская наивность и доверчивость, живописная меткость слова. Он писал, что сказка пробуждает в человеке теплую любовь к людям, благородные намерения, освежает чувства. Но первоначальная пленительная поэзия сказки — это еще Медное царство.
И в Серебряном царстве открывается Афанасьеву благородный смысл сказки, вызревший в уме и сердце народа. Кривде и Злу никогда не побить Правды и Добра. Бедняк, готовый отдать убогому последнюю краюху, побеждает жадного Богача. Счастье золотым яблоком падает в руки Сироте, а не жестокой Мачехе. И настоящий герой сказки – человек добрый, простой и душевный, которого злые и хитрые люди называют с насмешкою Дураком.
Но Афанасьев спешит в Золотое царство. Там хочет он понять значение сказки: разгадать сокровенную суть ее событий и образов, увидеть ее появление; он хочет побывать среди тех первых сказочников, для которых все вокруг было неведомым, таинственным и чудесным – солнце, звезды, тучи, река.
В Золотом царстве сказку читает Афанасьев-ученый. Ищет в ней отзвуки древних представлений и верований. Его манят открытия.
Вместе с Афанасьевым-ученым прочитаем и мы сказку про Марью Моревну.
…В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Пошел царевич с сестрами во зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная. «Пойдемте, сестрицы, домой!» – говорит Иван-царевич. Только пришли во дворец, как грянул гром, раздвоился потолок и, влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать… Вскоре Ольгу-царевну посватал орел, а Анну-царевну – ворон. Унесли птицы царевен в свои далекие царства.
Женихи-птицы, прилетающие с грозой, темными тучами, вихрем, молнией – это образы стихий, объясняет Афанасьев. В некоторых записях сказок женихов прямо зовут: Дождь, Гром, Ветер. Так же и красные девицы, которых сватают, выступают иногда под именами Солнца, Луны, Звезды. Люди видели, как во время грозы исчезают на небе светила, поэтический язык сказки создал образ похищенных красавиц.
Заскучал Иван-царевич один и собрался в дорогу – сестриц навестить. Наезжал он на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна: «Здравствуй, царевич. Куда едешь – по воле аль по неволе?» Отвечал ей Иван-царевич: «Добры молодцы по неволе не ездят».
— «Ну, коли не к спеху, погости у меня».
Остался Иван-царевич, погостил два дня, полюбил Марью Моревну да и женился на ней.
Марья Моревна, говорит Афанасьев,- поэтический образ солнца. В отчестве её – «Моревна» — высказано представление о солнце, как о дочери моря (героиня другой сказки Василиса Премудрая прямо названа дочерью Морского царя). Солнце восходит из-за моря и опускается в него. На рассвете и закате солнце «купается в море, – не отсюда ли частый образ сказок: «купающиеся царевны». «Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты неска- занныя: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют».
…Уезжала Марья Моревна из своего дворца, Ивану-царевичу наказывала: «Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!» Но Иван-царевич не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: «Сжалься надо мной, дай мне напиться!»
Пожалел его царевич, дал ему ведро воды. Кощей опять запросил. Царевич дал ему другое ведро, потом третье. Как выпил Кощей третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал. Сказал: «Спасибо, Иван Царевич! Теперь тебе никогда не видать Марьи Mo- ревны, как ушей своих!» — и страшным вихрем вылетел в окно.
Кощей на железных цепях, размышляет Афанасьев, – это туча, окованная зимним холодом. Она снова набирает силу, когда вдоволь напьется воды, то есть весною. Тогда она срывается с места и уносит Марью Моревну- закрывает солнце.
…Снарядился Иван-царевич и пошел в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!» Долго брел по белу свету, наконец увидал Кощеев дворец. Нашел Марью Моревну и увел с собою. Но Кощей Бессмертный догнал их на добром коне, Марью Моревну отобрал, а Ивану-царевичу сказал: «Ну, первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!» Не послушал его Иван-царевич, в другой раз увел Марью Моревну, – Кощей опять их догнал. А в третий раз изрубил Кощей Ивана-царевича на куски, сложил в смоленую бочку, скрепил бочку железными обручами и бросил в синее море. Спасли царевича зятья: орел поднял бурю, и волны выбросили бочку на берег; сокол подхватил её, унес в поднебесье, бросил с высоты и разбил; а ворон полетел за живою и мертвою водою.
Так ветры приносят облака, из которых льются оживляющие землю дожди, замечает Афанасьев.
Иван-царевич на богатырском коне, заключает Афанасьев, есть сам Перун, языческий бог грома и молнии: своим могучим ударом он разбивает тучи и выводит солнце из-за темных гор.
В ученых статьях Афанасьев отвергает пословицу «Сказка – складка, а песня – быль. Сказка – не пустая складка, пишет Афанасьев, в ней, как и во всех созданиях целого народа, не могло быть и нет ни нарочно сочинённой лжи, ни уклонения от действительного мира. Чудеса сказки – это чудеса могучих сил природы, увиденные глазами| древности. А сама сказка — это родившийся в далекие времена рассказ человека о природе. Чтобы понять первоначальное значение сказки, мы должны снова найти живое понимание древних преданий, тогда все загадочное объяснится само собою.
Аникин, В. Александр Николаевич Афанасьев и его фольклорные сборники / В. Аникин // Народные русские сказки: из сб. А.Н. Афанасьева. – Москва, 1990. – С. 5-14.
Аникин, В. Александр Николаевич Афанасьев и его сказки / В. Аникин // Русские детские сказки. – Москва, 1986. – С. 5-8.
Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки / А.Н. Афанасьев; Науч. ред. текста, послесл. и примеч. В.П.Аникина; Илл. Л. Непомнящего. – Москва: ОНИКС 21 век,2001. – 336 с., ил. – (Золотая библиотека)
Бахтин, В. От былины до считалки: рассказы о фольклоре / В. Бахтин. – Ленинград.: Дет. лит., 1982. – 189 с.
Телегин, С. А.Н.Афанасьев: мифологический взгляд на природу и человека / С. Телегин // Лит. в школе. – 1997. – № 3. – С.69-79.
Яковлев, А. Менестрели, или Песня выбора: рассказ об Александре Николаевиче Афанасьеве (1826-1871) / А. Яковлев // Первое сентября. – 2003. – 19 апр. (№ 28).
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: