Афера или оферта что это
Про оферту простыми словами
Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:
Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.
Оферта превращается в договор в момент её акцепта.
Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.
Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:
Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.
Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.
Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.
Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:
Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.
По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.
Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.
А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.
Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.
Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.
Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.
Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».
Пример, когда реклама не оферта
Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.
Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить и отменить оферту
Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:
После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что такое оферта
Оферта — это предложение конкретных условий сотрудничества.
Предложение руки и сердца — это оферта определенному человеку создать семью с общим имуществом. Предложение товара на витрине — это публичная оферта купить этот товар в этом магазине на конкретных условиях. Договор на образовательные услуги в автошколе — это тоже предложение, можно согласиться с ним (акцептовать) или отказаться.
Оферты классифицируют по количеству адресатов.
Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».
Публичная — предложение для всех сразу.
Все, что лежит на полках в магазине, — публичное предложение купить товары любому, кто пройдет мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель начинает возмущаться, что товар стоил дешевле, и кассир предлагает не покупать товар, — это незаконно. Ценник — публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продает книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей.
«Не является публичной офертой» — что это значит
Сама по себе фраза не значит ничего. Эта фраза не отменит для ее автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Так говорят суды.
Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Каждое утро бургеры по 99 рублей» — публичное предложение, потому что сеть быстрого питания готова продавать большое количество одинаковых бургеров. Но реклама «Продаем гаражи за миллион рублей» публичным предложением не является — для договора купли-продажи недвижимости обязательно указание конкретного объекта.
Отличия от договора
Оферта — это предложение договориться, а договор — уже результат переговоров.
Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до ее принятия кем-то не создает никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить ее условия. Договор — это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.
Договор оферты — что это
На сайтах можно встретить конструкции «договор оферты» и «договор-оферта». Они ошибочные по существу, потому что смешивают разные понятия. Оферта — буквально дверь в договор, поэтому, скорее всего, перед вами просто предложение и вы вправе принять его условия или отказаться.
Как создать оферту и можно ли ее заключить
Чтобы создать оферту, нужно предложить кому-то конкретные условия будущего договора. Гражданский кодекс РФ не говорит, что такое предложение обязательно должно быть письменным. Например, уличный мастер по ремонту обуви может на словах предложить замену набойки за 300 рублей — это устная оферта. Но если будущие отношения сторон подразумевают письменный договор, то и предложение заключить его должно быть письменным.
Из-за путаницы в терминах возникают странные вопросы, например «Как заключить оферту?». Заключают договоры, а оферту создает один человек.
Как заполнить
Письменная оферта — это краткий или полноценный договор. Какой бы длины ни был документ, в нем должно быть четко указано, что вы предлагаете покупателю или клиенту и что хотите получить взамен. Например, «месяц английского за 4000 рублей» — это реклама образовательных услуг, а «английский с носителем языка, 8 групповых занятий в месяц за 4000 рублей» — уже публичная оферта на оказание образовательных услуг.
Что такое акцепт
Акцепт — это абсолютное согласие на полученное предложение.
Если абсолютного согласия нет, потребитель может поискать более подходящий вариант или начать переговоры. «Я готов сдать вам эту комнату за 10 тысяч рублей в месяц» — это оферта. «Хорошо, держите деньги» — это акцепт. «Давайте я буду платить вам 7 тысяч, а еще давать уроки игры на скрипке раз в неделю?» — это встречное предложение и начало переговоров.
Акцептовать оферту можно подписью под договором или своими действиями. Например, договоры на медицинские процедуры — типовые, а их акцепт — это подпись. Момент передачи денег за покупки в магазине — тоже акцепт в виде конклюдентных действий (в знак согласия с предложенными условиями покупки).
Как отказаться и можно ли расторгнуть
Все, кроме монополистов, свободны в заключении договора. Поэтому тот, кому поступило предложение, вправе отказаться от него: не выходить замуж или не покупать вещь. Для автора предложения ситуация сложнее: отказаться от оферты он может только сразу.
Если оферта публичная — товар лежит на полках, кредит предлагается с баннера, — продавец может изменить условия только для всех сразу: заменить ценники, снять баннер или убрать товар на склад.
Когда товар лежит на полке, любой человек может его купить в любых количествах, отказать ему нельзя и изменить цену прямо на кассе тоже. Если покупатель уже несет вещь на кассу, он купит ее по той цене, которую увидел. Если покупатель стоял у полки и на его глазах цена выросла в два раза, будет действовать новая цена.
Так и с договором: «Держите наш стандартный договор, мы обучаем на таких условиях, почитайте дома и подпишите, если согласны». На следующий день цена может вырасти для всех новых студентов, но не для того, кому уже сделали определенное предложение.
Особая категория — коммунальщики. Цены на газ и электричество устанавливаются на государственном уровне. То есть монополисты не могут сами изменить условия оферты — поднять цены или перестать продавать энергоресурсы.
С непубличной офертой ситуация похожая. Отозвать ее можно до или в то же время, как она получена адресатом. Например, отказаться от предложения можно так: «Я сдам вам эту квартиру. Хотя нет, не сдам, сам жить буду».
Если оферта не отозвана вовремя, расторгать в будущем придется уже договор. «Расторгнуть» саму оферту нельзя.
Образец оферты на оказание услуг
Счет-оферта
Если оферта — это предложение договориться, то счет — предложение заплатить за вещи или услуги.
Счет-оферта — это продолжение ценников или прайс-листа. Стороны могут обойтись без подписания отдельного договора, подразумевая существование единого публичного договора для всех покупателей. Например, в строительном магазине покупателю не обязательно ходить вокруг стеллажей с гвоздями и шурупами — он просит посчитать ему стоимость 10 кг гвоздей и 5 стамесок, а магазин выставляет покупателю счет-оферту. Если покупателя устраивают цены, он оплачивает счет и забирает подготовленный товар.
Ну теперь точно заставлю продавцов пробивать мне колбасу по цене с ценника.
А если цена указана на сайте и написано что-то типа «Оплата предложения на сайте означает принятие оферты», например речь о каких-нибудь услугах, типа игры в квест или вызова мастера. То может ли покупатель после оплаты отказаться от покупки и потребовать деньги обратно? Или это как оплатить товар на кассе и забыть его там? Потом попробуй, докажи, что ты его не забрал.
Тимур, Возврат денег за товар или услуги регулируется законом о защите прав потребителя, а принятие оферты это согласие с предложенными условиями. Грубо говоря, если вы сегодня оплатили товар в интернет магазине с доставкой через неделю, а завтра цена упала в 2 раза, то вы на момент доставки, не можете требовать, чтобы вам снизили цену. В обратную сторону это тоже верно, если цена, наоборот выросла, то вас это не колышет, вы оплачиваете по той цене, по которой покупали. Работа по оферте для сайтов нужна продавцу для уменьшения бумагооборота и упрощения бухучёта, это избавляет от необходимости подписания договоров/актов с клиентом. В противном случае интернет-магазину пришлось бы ежедневно распечатывать и подписывать договор с каждым клиентом и отправлять каждому на подпись, а покупателям соответственно сначала надо было бы дождаться и подписать договор, а затем ждать пока тот вернётся к продавцу. А так перечисляя деньги на счёт продавца вы подтверждаете согласие на получение товаров/услуг по условиям указанным на сайте, а продавец высылает вместе с товаром вам чек о получении денег, тем самым подтверждая выполнение своих обязательств, и соответственно если вы не заявляете о каких-либо претензиях, услуга считается оказанной, а товар соответствующим вашим пожеланиям. В итоге все довольны, вам не надо совершать лишних телодвижений и ждать, продавцу есть чем отчитаться перед налоговой. Ну а споры по поводу факта и качества оказанных услуг, это уже совсем другая плоскость, внимательнее читайте описание и условия указанные на сайте.
Применительно к облигациям, что такое срок оферты?
А если я купила курс по пошиву одежды, а в договоре оферты оговаривается условие, что я не могу передавать этот курс третьим лицам, разве он теперь не является теперь моей собственностью и я не могу распорядится им как мне хочется? Конечно речь не идёт о перепродаже, могу ли я его подарить?
а как быть, когда ты выбираешь товар через агрегаторов, переходишь по ссылке в магазин, видишь заявленную цену, начинаешь оформлять заказ и уже там не оказывается выбора купить товар по указанной цене без либо курьерской доставки, либо платной доставки до пункта выдачи? ты потратил своё время, вместо этого магазина ты мог перейти в другой с более низкою эффективною ценою точно такого же товара.
Оферта для бизнеса: инструкция по применению
Моментальные сделки и платежи без лишних согласований, сокращение документооборота и, конечно, удобство для покупателя – все это оферта. Рассказываем, как избежать ошибок и предусмотреть все риски при составлении документа.
Чем оферта отличается от договора?
С юридической точки зрения, оферта – это предложение, которое поступает от продавца к покупателю. Оно может быть сформулировано устно при личной встрече или по телефону: «Готовы продать полтонны картофеля по 20 р./кг. Оплата наличными».
Оферту можно добавить в рекламу: «Кредиты под 12% годовых на срок от 1 года», на продающий сайт или в электронное письмо: «Консультации по вопросам гражданского права – 1000 рублей в час, принимаю оплату через электронный кошелек».
Преимущество оферты – скорость заключения сделки. Клиент заранее видит все условия, соглашается с ними и производит оплату товара или услуги. То есть, продавец и покупатель не тратят время на согласование и подписание договора, не занимаются пересылкой бумажных документов.
Чтобы предложение для покупателей стало офертой, то есть конкретным шагом к сделке, в тексте нужно сформулировать обязательные условия. Юристы называют их существенными.
Если говорить проще, оферта является законной, если дает ответ на следующие вопросы:
Кто и что предлагает?
В какие сроки и каким образом?
Во сколько это обойдется?
Как оплатить покупку?
Иногда на сайтах или в рекламных рассылках встречаются фразы: «Заключаем договор оферты» или «продаем по договору-оферте». Это неверная формулировка, так как договор – это соглашение сторон, а оферта – призыв к заключению этого соглашения. То есть, термины разные, а потому смешивать их нельзя.
Оферта бывает простой или публичной: все зависит от того, кому адресовано предложение заключить договор. Если конкретному адресату (не важно, речь о господине Петрове или компании «Васильки»), то речь идет о простой оферте, если мы не определяем круг заинтересованных лиц, то есть приглашаем к сделке всех желающих, оферта считается публичной.
Как правильно составить текст оферты?
Есть существенные условия, без которых оферту не признает клиент, суд или Роспотребнадзор. Это могут быть:
сведения о продавце;
условия покупки: цена, способ оплаты;
информация о том, как обменять, вернуть товар;
условия акцепта (принятия оферты).
Список не окончательный, так как содержание оферты во многом зависит от предмета сделки. Юристы рекомендуют ориентироваться на Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, а также правила реализации некоторых видов товаров. Владельцам интернет-магазинов помогут правила дистанционной торговли.
К примеру, если речь идет об оказании услуг, то существенные условия для составления оферты определяются 37-ой главой ГК («Подряд»). При сделках, связанных с продажей товаров, руководствоваться нужно главой 30, посвященной договорам купли-продажи.
Что будет, если составитель оферты проигнорирует существенные условия? Допустим, фотоателье разместило рекламу: «Реставрация фотографии всего за 100 р.». Если при составлении оферты предприниматель не пропишет в тексте информацию согласно п.1 ст. 732 ГК РФ, клиент может потребовать возврата денег и возмещения убытков на основании того, что работа была сделана плохо. И суд встанет на его сторону, так как исполнитель в оферте не оговорил качество исходных материалов, критерии выполнения работ и пр. То есть, хорошо или плохо отреставрирована фотография определяет клиент, основываясь на своих ожиданиях и представлениях.
Рассмотрим основные пункты любой оферты подробнее.
1. Кто продает?
В оферте нужно указать основную информацию о компании или предпринимателе, включая название, ФИО руководителя, реквизиты, контактные данные. Сведения можно поместить на видное место или прописать в нижней части рекламного листа, сайта или баннера мелким шрифтом.
2. Кому продает?
Обязательно укажите в оферте, кто может приобрести продукт: физические лица, ИП, юридические компании. К примеру, если вы организуете, курсы повышения квалификации для оценщиков, пропишите, что приглашаете на занятия специалистов с высшим или профильным образованием, имеющих опыт работы в данной сфере, а также необходимую разрешительную документацию.
Формулируя ограничения, не забывайте о статье 5.62 КоАП («Дискриминация»): не включайте в оферту требования определенного пола, расы, национальности и пр. Исключение можно сделать только в том случае, когда покупатели определенной группы физически не смогут воспользоваться предложением. Например, мужчины не смогут прийти на осмотр гинеколога, а покупатели из Москвы не получат горячий бизнес-ланч из кафе во Владивостоке.
3. Акцепт
Напомним, что оферта – это всего лишь приглашение заключить договор. Чтобы предложение оформилось в официальный документ, клиент должен согласиться со всеми условиями (акцептовать).
Акцептом можно «назначить» оплату покупки, завершение регистрации личного кабинета или любое другое действие. Обратите внимание, что в сфере B2B в оферту добавляют описание процедуры верификации другой стороны, чтобы исключить случаи, когда предложение акцептует неуполномоченное лицо.
Проще говоря, чтобы договор заключал соответствующий менеджер, а не водитель, работающий в той же компании. Обычно для верификации просят указать реквизиты организации, выслать подписанное согласие или заявление и пр.
4. Изменение оферты
Оферту можно менять в любой момент и по любым причинам: например, поднимать или снижать цены, добавлять или убирать бесплатную доставку. Главное, сообщить клиентам, когда именно нововведения начнут действовать:
«ИП Петров оставляет за собой право вносить изменения в оферту и договор. Новые документы вступают в силу через 3 дня с момента опубликования на сайте таком-то».
Важно! Новые правила не затронут уже существующих клиентов. Пересогласование заключенных ранее договоренностей возможно, если подобная процедура была прописана в документе с самого начала:
«ООО «Авось» может менять текст оферты и договора без предварительного согласования с клиентами. Заинтересованные лица будут оповещены по SMS за 10 дней до вступления в силу новой редакции. В случае согласия с изменениями, клиент должен отправить ответное SMS с согласием до истечения 10-дневного срока. В противном случае все прежние договоренности будут считаться расторгнутыми».
Вместо SMS можно выбрать любой другой формат действия: звонок, электронное письмо, сообщение в онлайн-чате. Главное, чтобы подобный шаг позволил идентифицировать клиента и зафиксировать время и дату оповещения.
5. Предмет сделки
Оферта рассказывает клиенту, что он получит после акцепта (оплаты, регистрации, подачи заявки и пр.). Если стулья – то «5 деревянных стульев из коллекции «Стиль», если знания – то «консультация юрисконсульта 1 категории по вопросу авторского права продолжительностью 1 час».
Приведем основные требования к описанию товаров и услуг в оферте:
Товар: количество, вес, размер, внешний вид, правила хранения, состав, изготовитель, сведения о прежних владельцах, проведенных ремонтах, сроках годности и гарантиях, способ применения и пр.
Услуги: кто будет оказывать – квалификация, должность работника; что из себя представляет услуга – пример консультации, макет сайта, фрагмент видеоурока; сроки – урок длительностью 1 час, готовый макет сайта в течение 3 дней с момента согласования технического задания и пр.
Не обязательно прописывать условия в самой оферте: вы можете сослаться на действующий каталог товаров, программу обучения, либо страницу с подробной информацией.
6. Цена
Если клиент понимает, во сколько ему обойдется товар или услуга с учетом стоимости доставки, скидок, бонусов, процентов и любых других условий, то оферта сформулирована правильно. Если при оплате покупатель несет дополнительные расходы, сообщите об этом заранее: «Стоимость услуги не включает банковскую комиссию или вознаграждение платежных систем».
Нередко предприниматели добавляют на сайт (в рекламу или условия акции) строчку: «Информация об акции не является публичной офертой.», чтобы обезопасить себя от различных рисков, связанных с ценой товара. Однако юридическая сила этих слов не всегда действует, так как сайт при наличии существенных условий (описание продукта, стоимость, условия доставки и возврата) сам по себе является офертой. Поэтому если по ошибке цена на телевизор окажется 1 рубль, то покупатель вправе получить технику именно за указанную цену, в том числе через суд.
Цену и другие условия, можно вынести на отдельную страницу для удобства пользователя или сослаться на действующие расценки в каталоге.
7. Способ оплаты
В идеале в оферте должны быть прописаны все способы оплаты, которые предлагает компания. Исключение – временные акции, по которым возможны ограничения:
«Получите третий товар в корзине бесплатно при оплате через электронный кошелек Такой-то».
8. Доставка заказа
Из оферты покупатель узнает, где и как он сможет получить товар: дома, в почтовом отделении, в пункте выдачи и пр. Если существуют какие-то условия, продавец обязан прописать их максимально подробно:
Если функции доставки возложены на стороннюю компанию, пропишите этот момент в оферте. Тогда в случае утери или порчи товара при транспортировке отвечать перед судом или Роспотребнадзором будет перевозчик:
«Доставку выполняет компания ООО «Такая-то». Перевозчик несет ответственность за соблюдение срока доставки и сохранность товара».
9. Урегулирование вопросов, проблем, претензий
В оферте нужно прописать (или оставить ссылку на страницу с подробной информацией), как клиент сможет:
вернуть бракованный товар;
обменять один товар на другой;
отказаться от покупки и вернуть деньги;
воспользоваться гарантией от магазина и пр.
Например, можно прописать обязательное досудебное урегулирование – в этом случае, клиент не сможет напрямую пожаловаться в суд, а сначала сообщит продавцу о своих претензиях:
«Все споры обязательно решаются в досудебном порядке. Для этого покупатель направляет претензию на электронную почту компании. Компания обязуется в течение 20 дней изучить проблему и сформулировать ответ. Если клиент не согласен с решением, он вправе подать иск в суд».
Юристы рекомендуют прописать в оферте все, что может пойти не так: от срыва сроков доставки и неработающего сайта до проблем со связью:
«Если клиент не выходит на связь в течение 20 минут с начала урока, урок считается проведенным. Деньги за урок не возвращаются».
10. Что еще можно включить в оферту?
Название. Будет полезно, если на сайте продается сразу несколько продуктов или услуг.
Акты. Если продавец – ИП или розничная компания, то в оферту можно включить следующую фразу: «Качество услуг подтверждается оплатой. Подписание актов не требуется».
Персональные данные. Если вы собираете, храните, обрабатываете персональную информацию, либо передаете ее третьим лицам (например, службе доставки), об этом нужно сообщить в оферте.
Закрывающие документы. Если сотрудничество предполагает формирование, сверку, согласование или подписание документов, включите в оферту строчку следующего вида: «Документы направляются по указанному при регистрации электронному адресу. Переписка по электронной почте имеет юридическую силу, в т.ч. для суда. Данный способ обмена документами и информаций считается надлежащим».
Кому подойдет оферта?
По закону оферты могут работать все: и предприниматели, и юридические лица, и даже самозанятые. Ограничений нет. Однако удобнее всего использовать оферту для реализации типовых товаров или услуг, не требующих персонального подхода и долгих согласований.
Проще говоря, если условия сделки едины для всех покупателей, то смело готовьте оферту. Если нужно каждый случай сотрудничества разбирать отдельно, воспользуйтесь индивидуальными договорами.
К примеру, репетитор для школьников предлагает два формата занятий:
Записанные видеоуроки, к которым прилагаются упражнения для закрепления и контрольные тесты. Программа одна для всех, поэтому для таких продаж лучше выбрать оферту.
Персональные занятия, продолжительность, количество и содержание которых зависит от знаний конкретного ученика. Например, одному школьнику нужно наверстать пропущенные за время болезни уроки, другому – подготовиться к ЕГЭ. В этом случае репетитор заключает индивидуальные договоры.
Преимущества оферты
Подводя итог, перечислим главные преимущества оферты:
Мгновенные сделки: чтобы продать товар, не нужно заключать договоры. Достаточно один раз подготовить оферту, чтобы получить сотни акцептов.
Юридическая защита. Оферта – это легитимный документ, который защитит от претензий покупателя перед лицом суда или Роспотребнадзора. Конечно, если вы учли рекомендации и правильно составили текст.
Быстрая оплата. По обычному договору оплата приходит только после согласования и подписания документов. В случае с офертой клиент сразу оплачивает товар или услугу, тем самым подтверждая согласие со всеми условиями оферты.
Простой язык и оформление. Оферта, в отличие от традиционных договоров, пишется доступным для клиента языком. Главное конкретно изложить все условия, вопросы, риски и гарантии. Отдельные пункты можно выносить на специальные страницы для удобного восприятия.